Книга ©
	7 Ha вопрос анкеты:
«В какой деятельности
считаете себя спецниали-

зурманове
	НЦОВА

on

создателей ценной тради-
ции советской литерату-
ры — традиции «худо-
жественно - документаль-
ной» прозы, илущей от
	OT ENE ER BRU

«Чапаева» Д. Фурманова до «Молодой
твардии» А, Фадеева.
	Однако, когда исследователь переходит
затем к характеристике некоторых особен
ностей повествования Фурманова, верно
намеченные черты художественного свое-
образия писателя начинают, к сожалению,
растворяться в общих, раснлывчатых олре-
делениях. Е. Наумов говорит:  <«Метафо-
ра становитея. одной из характернейших
особенностей авторской речи, усиливающих
художественную. выразительность». Возра-
SHTL на это что-нибудь трудно, но похва-
ить авторф за Такие наблюдения еще
трудней. Ведь то же само можно сказать
и о Гомере, и о Шекснире, и о Пушкине.
Та же описательноеть подхода, расплывча-
тость и неопределенность формулировок
дают себя знать во многих наблюдениях
над стилем романа «Чапаев».
	#. Наумов — и в этом доетоннетво его
книги—не отрывает произведений Д. Фур-
манова от общего развития советекой лите-
ратуры. Однако и здесь он охотнее уста-
навливает сходство, нежели говорит об от-
яичительных особенностях романов «Ча-
цаев» и «Мятеж». Так, он справедливо от-
мечает родство «Железного потока» и про-
изведений Фурманова, в частности, сопо-
ставляет эту эпопею с ранним рассказом
Фурманова «По каменному грунту», где
отразились те же события, что и в «Же-
езном потоке», — поход Таманской армии.
Сравнивая два отрывка, принадлежащие
Серафимовичу и Фурманову,  посвяшен-
ные одному и тому же  тратическому
эпизоду похода, исследователь верно `отме-
“eT, что творческая мыель 0боих писате-
лей идет в одном напрозлении. Но вель та-
ков сопоставление отрывков давало автору
возможинюсть не только уподобить друг дру-
гу двух писателей, но и оттенить свовоб-
разие каждого. Этой возможностью иссле-
дователь не восепользовалея. .
	Большая заслуга автора книги «Д. А.
Фурманов» B TOM, что он исследует не
только художественную, HO BCIO MHOTOCTO-
роннюю общественную, творческую, ‘лите-
ратурно-критическую деятельность писа-
теля. Немногие знают, например, о работе
Фурманова в Государственном издательстве
в качестве редактора, о его критических
отзывах, посвященных крупным произве-
дениям советской литературы. Участие в
литературной борьбе, убедительно пока-
зывает Е. Наумов, — не частный эпизод в
деятельности Фурманова. 910 — важная
сторона его работы.
	Борьба Фурманова с «напостовцами»,
травивтими  писателей-понутчиков, его
Учеба у Горького, восторженное отношение
к Маяковскому, его борьба со всякого рода
эстетекими группами и течениями, работа
Фурманова с молодыми писателями, — обо
весом этом Е. Наумов рассказывает инте-
ресно, привлекая большой и свежий матеё-

риал, в том числе и впервые входящий в
научный обихол.
	«Д. А. Фурманов» — третья книга, ко-
торую выпускает исследователь за поелед-
me apa гола: в 1950 году вышли его: ра-
боты «Соеминарий по Маяковскому» и «Мая-
ковекий в первые голы Советекой власти».
Е. Наумов работает восьма интенсивно и
илодотворно. То, что было сказано здесь о
сильных и слабых сторонах его книги о
Фурманове, в известной мере можно. огне-
сти и к его книге о Маяковском. Умение
правильно связать творчество писателя с
главными жизненными задачами его вре-
мени, стремление рассматривать данное
произведение на фоне развития всей совет-
ской литературы, настойчивые и успен-
ные разыскания новых, неопубликованных
историко-литературных материалов = та-
ковы  босспорные достоинства работы
Е. Наумова. Хочется посоветовать ему 0б-
ратить большее внимание на раскрытие
индивидуального своеобразия художника,
рептительшю отказаться от описательности
в характеристике художественного стиля,
глубже связывать анализ идейного содер-
жания и хуложественной формы.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
	$
„ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ,
		Газета «/Итаратура 1 мастацтва» («Лите-
ратура и искусство», Минск) сообщает, что
президиум Союза советских писателей
Белоруссии обсудил план Государственного
издательства БССР по выпуску  художе-
ственной литературы на 1952 г. Как с09б-
щил президиуму директор издательства
тов. 3. Матузов, в будущем году будет
обрашено внимание на издание книг
русской классики и лучших произведений
советской литературы. “Начнется издание
собраний сочинений Я. Купалы, Я. Кола-
са (к 70-летию со дня рождения), К. Чер-
ного, 3. Бядуля, Э. Самуйленка.

Из современной прозы в план включе-
ны документальная книга «Люди особого
склада» В. Козлова, сборник очерков бе-
лорусских писателей о великих стройках
коммунизма, романы М. Последовича
«Свет над Липском» (книга вторая),
И. Гурского «В огне», А. Стаховича
«Широкие горизонты» и сборники расска-
зов А. Кулаковского, И. Дубровского,
Я, Брыля и др. Поэзия будет представ-
лена сборниками П. Труса, М. Танка,
П. Панченко, К. Киреенко и др.

Планом предусмотрено издание пьес
«Янка Купала» В. Витка и «На рассвете»
А. Макаёнка.

Запланировано издание ряда книг по
критике и литературоведению. Среди них—
сборник «Литературно-критические статьи»
А. Кучара, книги «Эдуард Самуйленок»
А. Крайко, «Жизнь и творчество Я. Лу-
чины» С. Майхровича, «Драматургия
К. Крапивы» Я. Усикова, «Драматургия
Янки Купалы» С. Карабана.

Николай ТИХОНОВ
o
	У:

туре, датокюму народу и всему миру, ко-
торый он так широко и страстно любит

и которому он подарил свой мастерские
книги, славящие человека и его труд.

Славный Назым Хикмет. Лауреат Мож-
дународной премии мира, поэт, чье TROD-
чество посвящено национально-освоболи-
тельной борьбе турецкого народа, борьбе
за освобождение угнетенных народов Bo-
стока, за мир и демократию.

В 1938 тоду турецкие реакционеры по-
садили его в тюрьму на 28 лети 4 ме
сяца. В мрачных стенах. тюрьмы светлый
его таламт создавал одно за другим про-
изведения, полные поэзии, непримиримые,
гордые надеждой, полные гнева и вдохно-
вения. Миллионы подняли голос,  что-
бы Haan Хивмет был. _ освобожден.
Поэт-коммунист, полный’. горячей ° веры
в победу коммунизма, в победу пе-
редового человечества, °МНазым о Хикмет
в самые трудные дни евоего заключения
никогда не терял этой веры; не падал
духом, а вселял такую же уверенность в
людей своей песней, своим поэтическим
самоутверждением. ^^

Луи Арагон и Поль Элюар» Когда-то
во Франции американцы чувствовали
себя туристами, окромно покупавиими за
доллары  етаринные вещи и старинные
замки, чтобы перевозить их в Америку.
Но сегодня французы после безжалостно-
го терра тестаповцев. узнали новый
террор американских завоевателей,  нало-
живииих руку на мирную жизнь, оккупи-
ровавших страну тихо и бесшумно, ‘как
ночные воры. Жизнь’ прогреесивных- орга-
низаций и работа прогрессивных пасате-
лей становятся во Франции все трудней
и сложней.

Но народ Франции представляет боль-
шую силу в армии мира, а прогрессивные
писатели, такие, как Луи Аратон и Поль
Элюар, — испытанные борцы этой армии.
Среди имен лучших представителей пере-
дового отряда писателей мира эти два
близких нам имени занимают почетное
место.

Все мы знаем творчество и жизнь тако-
го писателя-коммуниста, как Говард Фаст.
Мы знаем ero как стойкого борца за
мир, против реакционеров,  превращающих
Соединенные Штаты в полицейское, фа-
пгистекое государство, борца против под-
жигателей войны,

Его романы популярны у советекого
читателя, его критическая работа «Лите-
ратура и. действительность» является
первой попыткой маркоистекого анализа
литературного творчества в Америке. Мы
знаем, что в Америке нелегко быть актив-
ным сторонником мира: утрозы и прово-
кации ждут каждого, вто ветупил на

этот путь. Й все-таки голос Говарда Фаста

передал нам недавно новую надежду, ко-
‘торая родилась в связи © прошедшим ле-
том этого года в Чикаго конгрессом в за-
щиту мира. Вот что написал Говард
Фаст известному французскому публици-
сту Рене де Жувенелю: «Результаты аме-
риБанского похода за мир всех нас зна-
чительно ободрили, и мне хочется пере-
дать это чуветво всем наптим друзьям в
других странах. Дело не только в том,
чт мы яснее осознали онасности, ожи-
дающие нас, и обострение предстоящей
нам борьбы, которое, без сомнения, про-
изойдет в ближайший период. Но мы
нашли в Чикаго самое замечательное из
того, что могут найти прогрессивные лю-
ди: новую веру и новое доверие к нам
со стороны миллионов людей из нашего
собственного народа. Эта вера и это: до-
верие принесут евои плоды. Если войне в
Корее будет положен конец, наше движе-
ние в защиту мира охватит миллионы
людей. Правда, формы этого будущего
движения еще не всегда ясны нам, но на-
дежды на будущее лень ото дня становят-
свя все прочнее». 3

Прогрессивный писатель, исторический
романист и поэт англичанин Джек Линд-
сей недавно выступил как раз по вопросу
0 том, какое воздействие оказывает импе-
риализмы США на английский писатель-
ский мир. Говоря с тревогой о том, что

за последний год издательское дело в
	ПЕНИИ АННО EH LY
	Борьба за мир — величайтнее движение
В истории человечества. Оно охватило все
страны, все континенты. Число стофонни-
	BOB этого движения возрастает с каждым
	месяцем.
	Англии по своей структуре очень прибли-
зилось к издательскому делу США, Линд
сей пояснил, что в США «большие наклад-
ные расходы, концентрация капитала в
немногих руках, стремление любой ценой
получить  «бест-селлер» приводят к то-
му, что издатель вынужден ‘выпустить из-
вестное количество «бестселлеров» или
обанкротиться... Книга должна быть ли
бо одобрена одним из низкопробных клу-
бов книги, либо взята для кино каюим-
либо агентом Голливуда. Для этого прюиз-
ведения должны отличаться  макеималь-
HOH вульгарностью, изобиловать темами
насилия и сексуальными мотивами»,

Если США будут продолжать назязы-
вать свою систему Англии, аздательства,
занимающиеся выпуском серьезных книг,
потертят крах, указывает Линдсей. «Ilo
ложение слишком серьезное, и мы не мо-
KEM ограничиваться ролью пассивных
наблюдателей, — говорит он. — Heodxo-
дим широкий фронт писателей: издателей
и читателей для борьбы против подитики
войны и американской оккупации, прогив
нашествия американской книжной маку-
латуры».

Это нашествие ееть один из способов
уничтожения прогрессивной литературы.
Борьба против американских душителей
культуры — серьезнейшая задача прогрес-
сивных писателей  маршаллизованных
стран Европы.
   B Индии многие прогрессивные писа-
‘тели недавно подняли свой голос протеста
против «новой инквизиции» в Пажиета-
не, против ареста и секретного суда нат
выдающимися прогрессивными пиеателя-
ми Пакистана: популярнейшим поэтом
Фаиз Ахмед Фаизом и критиком, романи-
стом и журналистом Саджад Захиром.

В числе подписавших протест — такие
известные прогрессивные писатели, как
Али Сардар Джафри. Муль Радж Ананд.

Что касается Фаиз Ахмед Фаиза, то
этот выдающийся и любимый народом
лирический поэт был редаклором опнози-
ционной газеты «Пакистан тайме». ака

тивным участником профеоюзного дви
жения,  вице-предоедателем Федерации
профооюзов Пакистана, руководителем
	союза журналистов и движения прогрес-
сивных писателей. Как один из организа-
торов движения сторонников мира в Па-
кистане, он был избран членом, Всемирно
го Совета Мира.

Таким образом, ясно, что арест этих
деятелей задуман, как удар по прогрес-
сивным кругам, по движению за мир, и,
как свидетельствуют факты, произведен
по указке дирижерской палочки, которая
носит клеймо Уолл-етрита.

Всемирный Совет Мира, как известно,
отметил присуждением Международных
‘премий выдающиеся произведения Пабло
Неруды, Назыма Хикмета, Жан Ришар
Блока, Михаила Саловяну.
	Цочетную премию получил чехословап-
	кий писатель-мученик Юлиус Фучик
за книгу «Репортаж с петлей на шев».
Этот символический акт присуждения
	премии писателю, убитому фашизмом, по-
лон глубокого внутреннего значения,
Сейчас, когда новый фашизм пытается
задушить голоса прогрессивных  писате-
лей, пример бесстрашного Юлиуса Фучи-
ка у всех в памяти и в сердце.

Сегодня pemaerea судьба поколений,
сульба мира: будет ли он брошен в котел
войны или рука миллионов, рука народов
остановит преступную руку, несущую фа-
Rea войны. Лучшие среди лучших выно-
вья и дочери народов борются за’ мир,
возглавляя усилия простых людей своих
стран. Отчаянию и ужасу, которые хочет
породить растленная «литература» агентов
поджигателей войны, ненстовому вою про-
паганлистов агрессии не заглушить
громкие и ясные человеческие голоса, 30-

вущие к борьбе против превращения инра
В ДЖУНГЛИ.
	Советская литература является маяком
для прогрессивных писателей. Они видят
в ней высшую правду и высшую совесть,
символ единства и дружбы народов. Мил-
лионы образовали фронт мира. Новые
миллионы прихолят к ним на помощь.
Мы верим в нашу силу защитников мира.
И мы сделаем все. как писатели и как
солдаты армии мира, чтобы в битве за
будущее победил мир!
	Лауреаты
	Национальных
премий

ВБ день празднования второй годовщины
образования Германской Демократической
Республики в Берлине состоялось вруче-
ние ежегодных Национальных премий за
достижения в области литературы, искус-
ства, науки и техники.

Выступивший на заседании © большой
речью президент Германской Демократиче-
ской Республики Вильгельм Пик полчерк-
нул, что награждение Национальными
премиями свилетельствует о той заботе,
которую проявляет правительство о деяте-
Лях литературы, искусства, науки и тех-
НИКИ,

На заседании были вручены грамоты и
медали 48 лауроатам, Национальных пре-
мий удостоены. в частности, известные
писатели Мартин Андерсен Нексе, Анна
Зегере. Бертольт Брехт, Элуарл Клаулиус,
редактор журнала «Зинн унд форм» Нетер
Хухель. профессор Берлинского универси-
тета имени Гумбольлта доктор Штеккель и
многие другие.

Напиональные премии за достижения B
области науки и техники были вручены
большой группе ученых, инженеров, тех-
ников, руковолителей предприятий и наз
учных учрежлений.
	т ——ы—ы=—=—ы—_._—.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 124 18 октября 1951 г.
	смм!», Фурманов от-
ватил: «Литературная
деятельность; Kak историко-революциен-
	ный писатель».

«Изучали ‘ли вы данную специальность,
где именно и в каком учреждения, прел-
приятии?» «В самой классовой борьбе и
в непосредственной литературной. деятель-
ности»,

Эти два. кратких ответа выразительно
раскрывают творческий облик  писателя-
большевика, комнесара проелавленной Ча-
иаевекой дивизии, одного из зачинателей
советской литературы.

0 сто жизни, творчестве и деятельно-
сти рассказывает критико-биотрафический
очерк Е. Наумова «Д.-А. Фурманов».

Это — порвая крунная работа в доволь-
но обиирной литературе о Фурманове. Ав-
тор совершенно правильно связывает твор-
ч6ское развитие нисателя с отражением
важнейших этапов реролюционной борьбы.
«Чапаев» —- начало, «Мятеж». —— послед-
ний период революционной борьбы за побе-
ду пролетарской революции». В этом идей-
ная связь двух крупнейших произведений
Фурманова. Анализ этих романов и состав-
Te? оенову книги.
	Своим романом «Чапаев» писатель уч-
ворждает единство борьбы рабочего класса
и. бедне йшого крестьянства в оды граж-
Ланской войны, руководящую роль проле-
тарната.  большевиетекой партии pw этой
	тарната, оольшевиетскойи партии в этой
борьбе. Раскрывая эту ведущую  мыель
проиоведения, №. Наумов вводит нас в
сложную политическую, социальную. ли-
	тературную обстановку, в которой жил и
творил Фурманов. В годы иэца, когда
враги советской власти пытались кричать
05 антагопизме рабочего класса и кресть-
диства, 0собенно сильно и своевременно
прозвучал «Чаащев» Фурманова.
	1Тлубоко прав Е. Наумов, рассматривая
идейное содержание «Чапаева» в тее-
ной связи с ‘т6ми большими  задача-
Mi, которые стояли в ту пору пе-
ред нашим государством в области
вобнного строительства. «...Либо  созла-
Tua настоящую рабоче-крестьянекую, стро
го дисциплинированную регулярную армию
и защитим Республику, либо мы этого ие
сделаем и тогда дело будет загублено»,—
эти сталинокие слова объяеняют глазное в
идейной проблематике фурмановехико ро-
мана. Без них нельзя правильно неонять
Bech смысл, работы в Чапаевокой дивизии
комиссара Клычкова, под влиянием ко-
торого Чапаев вырастает из крестьянского
вожака, стихийного бунтаря в сознатель-
ного и дисциилинированного борца рево-
ЮЦим, опьлного и талантливого  полко-
водцА, воплотившего лучшие черты. своего
народа,
	На большом конкретно-историческом ма-
териале вырастает и анализ романа «Мя-
теж». Связывая содержание двух романов
Фурманова с историческим  материа-
лом, автор в то же время показывает. как
отбирал писатель из обилия событий самое
ценное и нужное, объединяя многие реаль-
ные Факты в один  художественно-типи-
ческий. «Читаю про Чапаева много — ма-
тернала горы. Происходит борьба с мате-
риалом: что использовать. что оставить? ».
	Эта нлодотворная и неизбежная творче-’
ская «борьба с материалом» прослеживает-
сл Е. Наумовым на сопоставлении дневни-
ковых записей Фурмановь с  соответ-
ствующими местами его романов. Иселело-
ватель, основывается при этом на высказы-
ваннях самого писателя, найленных в ар-
хиве и публикуемых впервые. «Военоми-
наниями следует активно овладеть,—писал
Д. Фурманов, — из всего воспоминаемего
отабрать самое ценное и важное, отбросить
второстепенное, как бы навязчиво ни тол
ПиЛось оно в мыслях, как бы тебя ни вол-
HOPGIOY.
	Сопоставление дневников писателя и 1о-
мана «Чапаев» позволило Е. Наумову ma-
глядно показать, в Чем своеобразие твор-
ческой работы Дм. рманова, одного из
	сиографический очерк.
178 стр.
	У ПИСАТЕЛЕЙ
БЕЛОРУССИИ
	Ноджигатели войны неистовотвуют в
своем стремлении задушить движение за
мир. Они принимают драконовские меры
прогизв организаций и отдельных  деяте-
лей фронта мира, арестовывают и броса-
ют в тюрьмы сторонников мира, силой
полицейского оружия хотят остановить
рост движения людей доброй воли.

Но армия защитников мира имеет силь-
ный авангард из лучших представителей
мировой интеллигенции. Работники науки
и культуры, представители всех видов
искусства, передовые общественные дея-
тели, опираясь на волю сотен миллионов,
смело ведут борьбу; единые в своем жела-
нии не допустить новой мировой бойни.

Из 262 членов Всемирного Совета Мира
37 — писатели, Они принимают непосред-
ственное участие в национальных коми-
тетах защиты мира, они выступают на
митингах и собраниях, ‘на вечерах, поевя-
щенных борьбе за мир.

Эта благородная и трудная работа про-
грессивных писателей капиталистических
стран не была бы такой авторитегной,
если бы их творчество не служило делу
мира, не отражало интересы. пред-
ставляемых ими народов. Именно харак-
тер их литературной деятельноети привел
их в лагерь мира и сделал их творчество
широко известным и любимым в народных
массах.
	Мы знаем, как злобные силы реакции
по наущению из Вашингтона преследуют
всеми способами прогрессивных  писате-
лей. Миру известны имена. жертв  жан-
дармекого произвола, имена узников. име-
		ВСТРЕЧА
С ЧИТАТЕЛЯМИ
	Об интересной встрече писателей Узбе-
кистана с читателями, состоявшейся в
публичной библиотеке им. Навои, пишет
газета «Правда Востока».
	TE 1M p x и. 9 А р д Мухтар An   kk ГОНИМЫХ, известны книги, Подверг-
ОЭтТы ирмухсин, Аска; + т a я т
дрей Иванов, Михаил Быкадоров позна- шиеся преследованию, книги, запрещен

комили слушателей со своими новыми   НЫе и сожженные властями. Среди про-
CTHXOTRONe®UNIMU WD Ansara mee eee meee
	стихотворениями и поэмами, посвященны-
ми борьбе советского народа за мир, ве-
ликим стройкам коммунизма, вдохновен-
ному созидательному труду советеких лю-
mel, г

В заключение встречи, говорится в за-
метке, выступили студенты и преподава-
тели вузов, рабочие и’ инженеры . прел-
приятий- столицы. Они-призвали писателей
и поэтов поддерживать тесную связь с
читателями, крепить творческое содруже-
ство с коллективами заводов, фабрик, выс-
ших учебных заведений,

гресаивных пиезтелей немало смелых ге-
роев дела мира, чьи имена повторяются
миллионами, как нмена самых закален-
ных, самых отважных борцов, которые. не
вчера начали борьбу против войны и ре-
акции и служат доблестным примером для
всех сторонников мира. Эти славные име-
на широко известны и в Советской стране.
	Набло Неруда. Многие страны ^ ви-

дели его на переднем крае борьбы
за мир. Жестокий палач чилийского
	народа, президент Бидела хотел загналь
поэта в подполье, заглушить ето голос,
убить его стихи. Но вместо этого Неруда
получил мировую аудиторию, его гневный
голос зазвучал во всех странах мира. он
	НОВАЯ КНИГА
А. МИРЦХУЛАВА
	Тазета  «Комунисти» (Тбилиси) дает
оценку. сборнику. стихов А. Мирцхулава
«Гимн родине», вышедшему недавно в из-
	а ны eCeknnme oe? eeAaBHO B HS-   CTA A€MGHHBIM гостем для. всех свобод-
‘дательстве «Сабчота мцерали» («Советский ‘

8 ных народов.
писатель») на грузинском языке.

Автор статьи Г. Пирцхалава отмечает, Еще в начале второй мировой воины,

что Алио Мирцхулава посвятил немало   в дни, когда гитлеровцы напали Ha Co-
Cr HOBEHHBIX стихотворений товарищу   ветекий Союз, Неруда говорил, что страна
талину, ~
	Мирцхулава воспевает в своих сти-

хах новую Грузию, нашу ‘социалистиче-
скую Родину.

В стихотворениях «Во дворе фермы»,

«Песня комбайнера» и других поэт воспе-

вает самоотверженный труд колхозной де-
ревни.

В сборник вошли многие стихи
написанные в тоды `Великой
ной войны.

В поэме «Рустави» А. Мирцхулава по-
пытался отобразить труд строителей Ру-

стави. Поэт нарисовал образы новых со-

ветских людей, для которых интересы. на-
рода превыше всего.

поэта,
Отечествен-
	‚› Честь и слава“
	Так называется новая венгерская кино-
картина производства «Мальяр-фильм»,
поставленная по сценарию Иштвана Эр-
кень режиссером Виктором Гертлером.
Сообщая о ее выходе, газета «Непсава»
рассказала 0б одном интересном проемо-
тре этой картины, состоявшемся в буда-
	‚пештском кинотеатре «Иожеф Атиллах».
	На просмотр пришли рабочие нескольких
столичных предприятий, люди, которые по-

служили прообразом героев новой карти-
ae a
	ое EEE RE

ны. Фильм посвящен возникновению ста-
хановского движения среди рабочих Вен-
герской народной республики. Это ки-
норассказ о новой судьбе венгерского ра-
бочего, токаря Лугоши (актер Янош Гёр-
бе) и его жены Эстер (актриса Мария
ПТуйок), побеждающих вместе. с товари-
шами сопротивление всего враждебного,
реакционного.

Фильм был тепло принят рабочими. Осо-
бенную радость, как сообщала газета, до-
ставили зрителям эпизеды о советском ста-
	хановце — мастере скоростной обработки
металла Быкове (его роль исполняет ак-
тер Тибор Мольнар). Ведь многие из при-
сутствовавших в зале встречались с про-
славленным советским токарем, когда он
приезжал в Венгрию, учились у него.
Фильм «Честь и слава». начинает сегодня
демонстрироваться на советских экранах.
		Сталияа  непобедима, как  непобедима
зизнь. на земле. Он посетил нашу Роди-
ну, он. хорошо узнал дружбу советеких
людей. Ha Варшавском конгрессе To
Мо-ж0 от имени Китая предложил ему
неограниченное гостеприиметво в свобод-
ном народном Китае. И Неруда своими
глазами увидел мирные достижения вели-
ROTO кнтайекого налола.
	Поэма Неруды «Да пробудитея леоо-
pyé!>, получившая Международную пре-
мию мира, перевелена на многие языки.
Когда Неруда говорит от имени своего
родного южно-американского континента,
он знает, что его слова находят горячий
отклик в сердцах миллионов простых лю-
дей Южной Америки. И аргентинский
узник поэт Альфред Варела из своей
тюрьмы приветствует собрата по борьбе
стихами, в которых выражена воля к
победе мира.

Нант старый друг Мартин Анлерсен
Нексе. Ему 82 года. Это могучий северный
орел, который устремляется в битву, как
грозный воин. Сколько метких ударов на-
несено им международной реакции, сколь-
во слов правды евазано им за дело мира!
Он страшен врагам мира, и его заставили
на старости лет покинуть родную Данию.
Маленькие преступные человечки, травяв-
шие могучего писателя всю жизнь, cero-

дня, когда они продались заокеаневим хо-
зяевам, особенно почувствовали на себе
	острую и беспощадную силу заклеймив-
шего их писателя. Нокакбы они ни р0-
	пили, Нексе принадлежит датской куль-
	на с М. Налбандяном лежали серьезные
идейные расхождения,
Художественные произведения велико-
го  демократа-революционера — отмечены
глубоким влиянием и тесной связью с
русской литературой. Под влиянием кри-
	тического реализма Тоголя Налбандяя
утверждал реализм в армянской дитера-

туре.
	Одно из самых основных мест в лите-
ратурно-общественной — деятельности М.
Налбандяна занимала литературная кри-
тика.

Признавая огромную ‘преобразующую
роль художественной литературы и Ери-
тики, он образно передал соотношение
между ними: «В литературе данного на-
рода видны его дух, его взгляды, его
социальная жизнь; но в критике отра-
жается мера и степень всего этого, и ее
дело определить и оценить их».

«Тот народ, у которого нет критики,
не имеет и литературы, потому что лите-
ратура без критики — это все равно, что
тело без души...»

Это высокое мнение 0б общественной
значимости критики. могло возникнуть у
Налбандяна лишь под воздействием совре-
менной ему русской критики, которая
благодаря трудам и деятельности таких ее
блестящих представителей, как Белин-
ский, Чернышевский и Добролюбов, nper-
ставляла, наряду в русской художествен-
ной литературой, общечеловеческую цен-
ность, была самой передовой литератур-
ной критикой во всем мире.

Революционер-демократ М. Налбандян
вел последовательную борьбу против pe-
акционной теории «искусства для искус-
ства». С последовательностью русских
революционеров-демократов оно использо-
вал критику, как оружие для углубления
социальной борьбы. для созлания и раз-
BUTHA освободительно-революционных ча-
строений, для создания реалистической
литературы, насыщенной политическим и
воциальным содержанием.

Творчество  революциониото  демовра-
та Микаэла Налбандяна — блестящее до-
казательство глубокого влияния русской
передовой общественной мысли, литерату-
ры и культуры на историю развития
армянской Литературы, культуры и обще-

CTRBCHITGH МыЫели.
	сти, истасванным, отвлеченным,  туман-
ным учением, ты принимаешь за филосо-
фию, то — доброго пути».
	Ьритикуя Гегеля и философские еи-
стемы других немецких идеалистов, Нал-
бандян говорил, что эти господа свою
«иистему» возвели в дотму, нечимеют дела
в природой и не принесли пользы обще-
етву. Резко возражая «ротозеям», «вет-
реным» философам-идеалистам, которые
неизвестно на каких фактах и источни-
Ках строили свои системы. он писал:
	«...Несомненно, что общая история,
естествознание — есть точный источник
п верная основа философии. Изучай исто-
рию, изучай человека, изучай общество,
законы, явления человеческой жизни,
выяви потребности, найди возможности
удовлетворения этих потребностей и ста-
нешь философом, не принимая той или
другой готовой системы».
	Уже эти выдержки дают ясное и опре-
деленное представление о материалисти-
ческом мировоззрении Налбандяна.
	В  пятидесятых-шестидесятых = годах
прошлого столетия развитие социальных
отношений внутри армянского общества
и усилия передовой армянской интелли-
тенции обусловили расширение и углуб-
ление русско-армянских культурных евя-
зей. Этот период ознаменовалея быстрым
развитием периодической печати и жур-
налистики, причем среди довольно много-
численных газег и журналов видное ме-
сто занимал издающийся в Москве армян-
ский журнал «Юсисапайл» («Северное
сияние»). М. Налбандян активно сотруд-
ничал в этом журнале.

Следует отмегить, что некоторые из
наших литературоведов совершают ошиб-
Ку, отожлествляя идейное направление
«Юсисапайл» ве илейным направлением
	«Современника». = Несомненно, — «Юсиса-
пайл» был для своего времени самым
прогрессивным армянским журналом, ий,
	поскольку в нем сотрулничал и М. Нал-
бандян, ео страниц этого журнала не мог
не раздаваться голос армянской демокра-
тии. Но, взятый в целом, журнал «Юси-
сапайл» не имел революционно-демокра-
тического направления, и в. основе столк-
новений его родактора — идеолога армян-
ской либеральной буржуазии С. Назаря-
	Фестиваль советских фильмов в Лондоне
	Вомитет по вопросам . просвещения 06-
	щества англо-советской дружбы организу-
ет фестиваль советских фильмов в Лон-
лоне, в ознаменование 34-й годовщины
Великого Октября. Будут показаны филь-
мы: «Ленин в Октябре». «Ленин в 1918
году», «Освобожденный Китай», «Поезд
идет на Восток», а также ряд докумен-
тальных, научно-популярных и хроникаль-
ных фильмов.
	4 октября в одном из лондонских кино-
театров демонстрировались художественный
фильм «Поезд идет на Восток» и локумен-
тальный фильм, показывающий строитель-
ство на Урале, 0ба фильма были тепло
встречены аудиторией. Перед их демон-
страцией с краткой речью выступил пред-
седатель Национального совета Общества
	англо-советской дружбы Плэтте-Милле. Он
сказал, что английские кинотеатры навод-
нены сейчас продукцией Голливуда, про-
славляющей войну, гангстеретво и сексу-
альные темы. Советские фильмы показы-
вают присущее советским людям чувство
собственного достоинства, их стремление к
миру, их намерение построить счастливую
жизнь для своих детей. В документальных
фильмах показаны грандиозные стройки,
осуществляемые сейчас в Советском Сою-
зе. Демонстрация этих фильмов в Англии
будет в значительной степени способство-
вать укреплению дружбы между англий-
CRUM и советским наролами и разоблаче-
нию антисоветской пропаганды, рассчитан-
ной на то, чтобы обмануть английский
народ и заставить его поллержать военные
	HTH
	Новые книги
	Асатиани Л. Грузинская рабочая рево-
люционная поэзия в нелегальной и легаль-
ной большевистской прессе 1901—1907 rr.
Тбилиси, «Заря Востока», 56 стр.

Бахарев А. Солнечная дорога, (Волго:

Донской судоходный канал). Ростов н/Д
Ростиздат. 48 стр.
	Брянские партизаны. (Сборник), Изда-
гельство «Брянский рабочий». 209 стр.
	Декабристы и их время. Материалы и
сообщения. Издательство Академии наук

XPD Ana
	iene Satie

СССР. 384 стр.

Генри О. Рассказы. Гослитиздат. 180 стр.

Диковский С. Рассказы. «Молодая гвар-
Дия». 71 стр.

Западов А. Иван Андреевич Крылов.
1769—1844 гг. (Серия «Русские драматур-
ги. Научно-популярные очерки»). «Искус-
ство». 96 стр,

Иванов Вс. Пархоменко. Роман. «Совет-
ский писатель». 624 стр.

Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые
материалы и документы. Вып. 2. Музгиз.
191 стр.
	Научная‘ сессия Института
	мировои Л
	итературы
	А. С. Пушкин. Материалы юбилейных В Москве продолжает работу научная
торжеств. 1799—1949. Издательство Акаде-   сессия Института мировой литературы
мии наук СССР. 379 стр. им. А. М, Горького Академии наук
	Раджабов 3. Поэт-просветитель таджик-
ского народа Асири. Краткий историче-
ский очерк. Сталинабад, Таджикгосиздат.
24 стр.

Румынское искусство. (Сборник статей).
По материалам выставки 1950 г. в Москве.
Издательство Академии художеств СССР.
	00 стр.
	СССР, посвященная теме «Прогрессивные
писатели капиталистических стран в борь-
бе 29 Мир».
	за мир».
17 октября заседание было посвящено
	докладам о борьбе за мир прогрессивных
писателей Америки. Ф. Кельии в своем
выступлении рассказал о прогрессивной
поэзии стран Латинской Амёрики, Е. Рома-
	нова — о Говарде Фасте, Л. Кислова —
о прогрессивных деятелях Голливуда и
их борьбе против поджигателей войны.
Сегодня в Доме ученых состоится за-
ключительное заседание сессии, Будут
заслушаны доклады Т. Моисеенко о Назы-
ме Хикмете и В. Кутейшиковой о Пабло
	Неруде. B заключительном заседании

примут участие Пабло Неруда и Назым
Хикмет.