ии».

УТ

ПУСТЫНИ
	ков трассы, где соленые грунтовые воды
близки к поверхности. Повышение уров-
ня этих вол грозило бы засолить будущие
поля. Тополя будут предохранять почву
от соли.

Вице-президент Академии nays Typr-
менской СОР М. П. Петров рассказал о
типах песков вдоль трассы канала и о
том, какие растения могут на этих пес-
	ках расти. Ur правильного подбора par-
	тительности BO MHOTOM зависит успепиное
закрепление песков.

Несколько. докладов было посвящено
нуждам строителей канала. Сейчас на
трасее идут подготовительные работы, но
уже в будущем году сюда придут десят-
ки тысяч строительных рабочих. Как, обез-
печить их пресной питьевой водой?’ Как
создать в’ рабочих помещениях, в лабо-
раториях, в проектных бюро прохладную,
«некаракумекую» температуру?

Кара-Кумы бедны осадками, нигде в
Советском Союзе они не выпадают в таком
незначительном количестве. Но если соби-
рать дождевую воду; ее окажется не так
уж мало. В Центральных Кара-Кумах есть
участки, где можно собрать и сохранить за
год более полумиллиона кубических метров
воды. .

Е решению проблемы создания нормаль-
ной температуры в помещениях привлече-
ны сотрудники Всесоюзного научно-иссле-
довательского института холодильной про-
мышленности. Как это ни парадоксально,
прохладу можно создать, пользуясь сол-
нечным теплом, или, / вернее, солнечной
энергией, а солнца в Кара-Кумах вдоволь!

Но, пожалуй, самым интересным Ha
сессии оказалась возникшая на одном из
заседаний дискуссия. Ее объектом была
холина Узбой.
	Геоморфологи давно установили, что
эта долина образована водами реки, про-
текавшей здесь около трех тысяч лет ва-
зад. Эту точку зрения высказала в ©воем
докладе А. С. Весь — старший научный
сотрудник Института reorpaguuz Arale-
	мии наук СССР. Но заместитель началь-
	ника эконедиции Туркменского тгеологи-
ческого управления В. Л. Дубровкин за-
явил, что многие установленные им фаж-
ты трудно объяснить с точки зрения этой
теерии. Например», в Узбое почти нет
речных отложений. Террасы Узбоя в от-
дельных местах имеют уклон, противоно-
ложный течению предполагаемой реки, в
Узбое нет речной гальки... Почти вее reo-
логи и геоморфолори, присутствовавшие ка
сессии, были вовлечены в атот спор.

На первый взгляд, спор казался чисто
теоретическим. Страстность, — которую
вносили в него ученые, могла привести в
недоумение неискушенного слушателя. Но
в действительности это был актуальный
вопрос, требующий немедленного разреше-
HHA, как, впрочем, и другие’ проблемы,
обсужлавшиеся на сеесии,

Если Узбой образован рекой, значит,
строители могут, не опасаясь особых
неожиданностей, проложить по нему
трассу канала, она уже проверена водой.
Другое дело, сели в историю формирова-
ния долины Узбоя вмешались какие-то
иные силы. Тогда проектировщикам пред-
стоит большая, сложная работа.
		АЮ
	НА КР
	Первая научная сессия самой молодой
13 созетоких акалемий — Академии Наук,
Туркменской ССР — состоялась в Вуня-
ал». районном центре, расположением

» границе пустыни.

Эта сессня могла бы происходить в юто-
Wie республити —= Алихабаде, но ‘ученые
выбрали Kysa-Ypreny. Было известно,
что заседания будут преисхолить в лет-
нем кино или в помещении райкома пар-
‚тии, мало приспособленном для таких
больших научных собраний, предлолата-
Och, YEO жить прилется в палатках. Но
эти неудобства He заставили ученых из-
менить свое решение. Отеюда, из этого
небольтого городка, Главный Турвмен-
стий канал начнет свой путь через пу-
стыню.

В палатках жить не пришглоев, фители
Вы приняли участников ееости,
Ea самых’ доролих, почетных гостей. Не-
мало нашлось домов, где были заранее
приготовлены комнаты и на айванах —
	DEI возанлы — положены новые кошШмы.
	  Вуня-Уртенч — городок небольшой.
Тлавное здесь — хлопок. Один Шуня-
Ургенчекий район в 1950 году выполнил
около 10 процентов  хлонкового плана
всей Туркменской республики. Колхоз
«Большевик» в прошлом тоду получил
около 20 миллионов рублей дохода в ос-
новном от хлопка. Но распеирятьея и фа-
сти этому могучему хлонковому району
мешает пустыня. Глазный Турвменелий
канал, который пройдет возле самого го-
рода, позволят увеличить площадь хлоп-
ковых полей во много раз.

Утро, в которое открылась сессия, вы-
далось необыкновенно удачное, не жар-
Кое, налитое той золотистой синевой, во-
торая свойственна туркменекой осени.

В летнем кино, среди стройных, уже
‘чуть. пожелтевших тополей, собрались
участиики сесспи. Трибуна украшена те-
кинскимт коврами, они висят на брезен-
товоЙй стене, устилают деревянный, толь-
Ко что сколоченный помоет. Текинеким
ковром покрыт даже столик стенографи-
сток. Солнце падает на трибуну, и ковры
горят густыми краеными товами.

Не каждое научное собрание отличает:
ея такой пеиротой поставленных проблем
и вместе с тем такой  непосредетвенной
связью с практикой, как сесеия в Куня-
Ургенче.

Первыми выступили геологи. Они
изучали инженерно-геологические  свой-
ства грунтов на трассе канала, и именно
OHH должны дать заключение, где лучше,
учобнее провести по Кара-Кумам канал.
Провести его с минимальными потерями
LOI, с наименьшим объемом земляных
работ. От их заключения зависит уточне-
ние трассы канала, проектирование гидро-
технических сооружений.

Самое последнее слово теологической
науки о Кара-Кумах было произнесено на
этой сессии. Геологи говорили о том, что
техтоническая жизнь Кара-Кумов не за-
кончена. Формирование их продолжается.

Вслед за геологами взяли слово почво-
веды. Им предетонт выбрать лучиие ‘з6м-
ли для ‘овоенил, указать,” гдо именно
нужно развернуть оросительную сеть, они
должны предложить мероприятия, которые
позволят рассолить зассленные участки.

Почвенная экспедиция Академии наук
Узбекской ССР прошла всю пустыню-— от
Ерасноводека до Куня-Ургенча, ona o6-
следовала более двух миллионов гектаров
й подготовила детальные почвенные кар-
ты 500 тысяч гектаров пустынных зе-
мель. Для этого пришлось сделать не-
сколько тысяч почвенных разрезов, про-
извести 5 тысяч лабораторных анализов,
	характеризующих волные свойства, хими-
	та мии

ХУЛОЖНИКИ И КНИГИ
	Издательство «Советский писатель»
приступило к выпуску иллюстрирован-
ных изданий произведений советских
писателей--лауреатов Сталинской mpe-
мии.

До конца текущего года выйдут из
печати романы А. Волошина «Земля
Кузнецкая» с ‘рисунками В. Баюскина
и О. Гончара «Знаменосцы» © рисун-
ками Л. Голованова. С цветными ил-
люстрациями А. Ванециана будет вы-
пущена книга С. Бабаевского «Кава-
	лер Золотой Звезды».

Иллюстрирование романа Эм. Каза-
кевича «Весна на Одере» поручено ху-
дожнику В. Богаткину-—- участнику Ве-
ликой Отечественной войны. Для этой
работы он использует рисунки из свое-
го фронтового альбома.

Над иллюстрациями к книге К. Се-
дых «Даурия» работает IT. . Coxonos-
Скаля, к роману В. Ажаева «Далеко
от Москвы» -— В. Коновалов.

На фото: иллюстрации /Т. Голованова
к роману О. Гончара «Знаменосцы,

Александра ГОРОБОВА,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		‘ческий состав, отражающих всю тамму.
	‘содержащихся в почве вредных и полез-
‘ных дла растений солей.

— Для нае, почвоведов, — сказал Н. В.
‘Богданович, директор Ннетитута почвове-
дения Академию наук Узбекской СЕР, —
наступили жаркие дни. В лабораториях
нашей комплексной экспедиции работают
35 химиков, Eme в этом оду нам пред-
стоит сделать 45 тысяч химических ана-
лизов пустынных почв. Но уже сейчас
ясно, что мы имеем дело в почвами высо-
кого потенциального плодородия.

Начальник Арало-Каслийской вомилеке-
ной экспедиции WH. А. Летунов рассказал,
Rak ее участники в течение двух меся-
цев двигалиеь по пескам для того, чтобы
обследовать земли, подлежащие оевоенит.
Пришлось пройти три тысячи километров.
Бывали переходы при сорокаградусной
жаре, часто люди испытывали острый
недостаток в питьевой воле. Случалось,
что приходилось буквально отвоевывать
каждый километр: машины букеовали в
песке.

Экспедиция обнаружила в Юго-Запад-
ной Туркмении сероземы выебкото плодо-
ролия. Здесь можно будет культивировать
длинноволовииетый хлопчатник и cyb-
тропические культуры. На самом Узбое,
на южных и восточных окраинах Yers-
Урта, оказались пригодными для оевое-
ния десятки тыеяч тектаров земель. Преж-
де считалось, что Bee это -—— бесплодные
каменистые места, а на самом деле злесь
можно выращивать кормовые травы, ви-
ноград, хлопок. В низовьях Аму-Дарьи
были найдены огромные земельные учает-
ки, приголные для землелелия.
	— Члодорюдных земель в Кара-Кумах
достаточно, — сказал  Летунов. — Нужен
канал!

...В перерывах между утренним и вечер-
ним заселаниями участники сессии со-
бираются в небольшой чайхане. На земле
возвышаются горы дынь. На столах нава-
лом лежит виноград — розовый «тайна»,
черный «кара-узюм», золотистый  «тер-
баш», что значит лихая голова — вино из
этого винограда славится. Над площадью
плывет голубой дымок и аромат жа-
рящихся шашлыков. Против каждото по-
сетителя, как непременный спутник бе-
вед, — чайник с зеленым чаем. Прозрач-
ный, золотисто-зеленый напиток наполня-
ет пиалы. , ,

После короткого отдыха снова начи-
нается работа.

Около двадцати докладов было заелу-
ино на сессии. Почти каждый содержал
элементы открытия, каждый давал нечто
новое для строительства. Так, до сих пор
считалось, что такыры — голые  глини-
стые нространетва в дельте Аму-Дарьи —
освоить очень трудно. Почвовелы  уста-
Норили, что это чуть ли не самые леткие
для обработки почвы. А такыров в пусты-
не сотни тыеяч PeKTApOR,
	С интересными цифрами выступили
лесомелиораторы. Сотрудники Института
‘земледелия Академии наук Туркменской
CCP подечитали, что одно дерево пет-
ты (местного тополя) испаряет за лето
огромное количество воды — 31 тенну —
около двух тысяч ведер. Широкая лесная
полоса из таких тополей перехватит всю
воду, которая просочитея в откосы ка-
	нала. Это особенно важно для тех участ-
	Ph! JIPE

SP SRSUHFAKT ETS A TSRIS SNS

....

saesewnae

on вина пинаожори ни нина нони но ии коми щи сини ния

ААитинг в Каневе
	КАНЕВ, Киевской области. (Наш. корр.).
Через несколько дней исполняется десяти-
летие со дня смерти Аркадия- Петровича
Гайдара, погибшего в бою с фашистски-
ми захватчиками. 18 октября в Каневе,
на крутом холме над Днепром, где нахо-
дится могила писателя, собрались жители
Канева и окрестных сел, члены писатель-
ских делегаций Москвы и Киева, предста-
вители общественных организаций Укран-
НЫ.
	Словами Аркадия Гаидара: «Надо че-
стно жить, много трудиться и крепко лю-
бить и беречь эту огромную счастливую
землю, которая зовется   Советской стра-
ной»,— начал свое выступление векретарь
Каневского ‘райкома партии С. Крячок,
открывший митинг.

От имени писателей Москвы выступили.
Л. Кассиль и Б. Емельянов. Слово от ук-
раинских писателей произнес Ю. Збанац-
кий. В. Бычко прочитал стихи, написанные
им совместно с И. Неходой и Н. Нагни-
бедой.

На могиле писателя вырастает гора
венков из живых пветов.
	Вечером в переполненном зале районно-
го Дома культуры состоялся литературный
вечер, посвященный памяти А. П. Гайдара.
	Но следам выступлений
	«Литератирной газеты»
	«СУДЕБНАЯ КАНИТЕЛЬ»
	В связи с корреспонденцией под таким
заглавием, напечатанной в «Литературной
газете» 26 июля, редакция получила пись-
мо от начальника управления Министер-
ства юстиции по Запорожской области
тов. А. Кухаря. Он сообщает, что факты,
изложенные в корреспонденции, подтверди-
лись. Корреспонденция обсуждена на’ со-
вещании народных ‘судей города Запорожье
и на партийном собрании. Партийное со-
брание указало члену ВКП(б), народно-
му сулье тов. Харченко на допушенные им
ошибки’ и ‘недостатки в работе.

Теперь установлен почасовой вызов гра-
ждан в народный суд.
		«ПРЕСТУПЛЕНИЕ
БЕЗ НАКАЗАНИЯ»
	Уральский горисполком принял решение
в связи е корреспонденцией под таким
заглавием, опубликованной в «Литератур-
ной газете» 26 июля 1951 года, Критика
формально-бюрократического отношения
заведующего горкомхова’ тов. Котнешенко
к приему посетителей признана правиль-
ной. Он снят с работы заведующего город-
ским отделом коммунального хозяйства.
Новому заведующему предложено укрё-
пить трудовую дисциплину в аппарате
отдела.
	Б связи с блестящим ростом культуры,
развитием письменности и литературного
творчества древнерусский язык приобре-
тает в Х—ХИ вв. славу одного из наи-
более богатых и сильных литературных
языков средневековья. Именно этот язык
после христианизации Руси вотушил о в
сложные взаимоотношения с языком ста-
рославянской письменности. Так, совотекое
язывознание рентительно отвергает гоепод-
ствовавшее в буржуазной науке мнение,
будто литературным языком древней Руси
был старославянский, лишь в той пли иной
степени воспринимавлгий элементы живо-
го русского языка.

Ряд фактов, приведенных в этой статье.
убедительно доказывает, что нет оснований
и для традиционного отнесения начала воз-
никновения русской письменности KO BDe-
мени христианизации Руси, — эта  пись-
менность была местного происхождения и
существовала, возможно, ужев У!-— УП вв.

Грамотность издавна была распростра-
нена и среди городских ремесленников и
торговцев, и среди крестьян, об этом сви-
дотельствуют надниеи на бытовых пред-
метах (на посуде. пряслицах, сапожных
золодках, на строительном материале и из-
делиях из металла).

Большую роль в развитии древнерус-
ского языка сыграло поэтическое творче-
ство народа. Отдельные черты этого твоп-
	т“ с Ш чества восстанавливаются по отзвукам его
Уже с О т
	в древнерусской литературе и в поздней
устной традиции. Шире удается прелета-
	вить характер героическога эпоса — новой
Формы пародной поэзии, возникшей в ус-
лориях растущего  Ффеолализма. Имение
	эпос овазалея способным отразить «клае-
совые отношения, еклалывавтиеся в «ям-
перин Рюриковичей»,  растушее засилье
бояретва. соцнальное неравенство, & также
смог служить хуложественным выражением
общественных взглялов ‘народных масс».
СХ века в борьбе за независимость своего
государства, за охрану народного труда
рожлаетея осповная илея вародного эно-
са -— патриотическая идея государствен-
ного единства, которой в запалном эпосе
противостоят идеи «рыцарской елазы, хо-
стигнутой путем кровавого покорения дру-
гих варолов пли захватов земель однопле-
менных феодалов». Статья «Фольклор»
правильно отмечает илейно-художеетвенное
воздейетвие народного творчества на 023-
	витие русской литературы ХГ — начала
МИ в.
	Литература Киевского периола была oD.
	ганичесьи связанз © «русской. feficran-
	, cemeron = ¢ JJ VIII KAPHA»

В народе прозвали их «пушкарями»...
	Нристроивитиеь в уголке базара, зазы-
OT они прохолаших мимо  увекове-
	чить ‘вебя с помошью моментальной
фотографии. Для’ соответствующего анту-
ража бродячие фотографы пользуютея на-
бором декораций. Здесь вид на море, на
горы. лубонный дворец... Желаете сфото-
трафироватьея на лихом коне, в. черкеске
и папахе — извольте! Просуньте голову в
прорезь полотна, на котором гарцует конь,
смахивающий на верблюда, и вы уже не
командированный, предположим, из Мур-
манска, а лихой горец. Не’ нравится на
коне, можно на самолете, в моторной. лод-
ке — как угодно. Нужен только соответ-
ствующий фон, намалеванный на холетине
© отверетием для физиономии, да пушко-
образный фотоаипарат, наведенный на по-
стеянный фокус, аппарат, который обла-
дает удивительной способноетью делать вее

В наши дни таких пушкарей становит-
ея, к счастью, ‘все меньше. Но вот на
днях нам пришлоеь столкнуться с явле-
нием пушкарства в области совсем иной —
	в литературной.
	На Московеко-Рязанской железной лдо-
роге выходит своя дорожная газета. У га-
зеты есть свое помещение (Москва, Красно-
прудная, 20), свой ответственный редак-
тор -— М. А. Талалаевский. Газета выходит
не первый год, сделала немало хороших
дел. Но варуг внимание привлекает какая-
то несуразина. Первая мысль, что это
плод типографской неряшливости. Перед
		He первый год, сделала немало хороши:
дел. Но влруг внимание привлекает какая
то несуразина. Первая мысль, что эт
плод типографской неряшливости. Пере,
вами две газеты с одинаковыми номерами
но в различными датами. Одно и то же на
звание передовых и одинаковое начало
«Завтра == Всесоюзный лень  железноло
	ду. а другач в 1949-м.
	священной Дню железнодорожника, мы
в третий раз читаем те же самые слова:
	Что же это такое? Одна передовая
статья в трех изданиях! Так сказать,
фотоснимок, сделанный при постоянном
	фокусе. Но разве за эти годы ничего не
изменилось на Московско-Рязанской желез-
ной дороге? Снова терпеливо перелирты-
ваем комплекты. Вот еще две похожие га-
зеты, даже за одним и тем же номером, но
одна напечатана в сорок девятом, а дру-
гая — в пятьдесят первом году, выража-
ясь языком железнодорожников, №№ 95
и 95-бис. Опять ‘с педантичной точностью,
слово в слово повторяют друг друга близ-
нецы-передовые, посвлщенные — погрузке
ватонов. Впрочем, нет, в этих передовых,
как в холстах бродячих фотографов, сде-
ланы вырезы. Выглядит это так;
	«Итоги работы за (лалее в заготовлел-
ный вырез ветавляется для 1949 года —
«7 дней», для 1951 тгода-—«в первую Je
каду»)... августа показывают, однако, чт
не все отделения дороги используют имею-
щиеся возможности увеличения погрузки,
Например...». Здесь в долгостойком брезен-
те передовой опять следует очередной вы-
рез. Для. 1951 года поставлено: «Москов-
ское отделение, гле начальником т. Дят-
лову. а для 1949 года: «в Сасовеком от-
хелении. где начальником т. Кравцов...»,
В том только и разница, А в № 96 газе-
ты в передовой оставлены те же самые
факты. что приволились п два гола назал.
	Некоторое : разнообразие — творческого
приема обнаруживается в газете за 21 а3-
густа 1951 года. Нередовая здесь списана
с передовой сорок девятого года Тожьво на-
половину. Но‘зато вторая чаеть ее была
опубликована в газете в 1943 году..:
	Познакомивитись с этими фактами, захо-
телось тотчас же отправиться к редактору
газеты т. Талалаевекому и поговорить с
ним 0б этичеекой стороне ‘этого дела, о мо-
ральном облике журналиста, который с та-
ким цинизмом относится к ‘своей профес
епи, хотелось подеказать редактору, чю
подобные поступки нельзя оставлять без-
паказанными. a

Вот © какими мыслями мы направились
на Краеснопрудную, 20. Но перед самой
дверью в редакторекий кабинет мы оста-
новились: надо же прежде узнать фами-
лию литературного пушкаря! В бухгал-
терии издательства нам любезно дали
исчерпывающую п точную справку: за все
эти переиздания передовых статей гонорар
получил... редактор газеты М. А. Талалаев-
ский. Он и был их автором.

Ноеле этого говорить с редактором уже
не было смысла...
	Юр. КОРОЛЬКОВ
		Но, может быть, сходно только начало?
	Ночитаем передовые дальше:

Год 1343: «Успехи, достигнутые в по-
вышении уровня погрузки, не должны,
однако, вызывать самоуспокоения у же-
лезнодорожников. В работе Московско-Ря-
занекой железной дороги есть‘ еще много
серьезных недостатков...»

«Московско-Рязанская не выполняет
еще ряда важнейших измерителей...»

Год 1951: «Успехи, доетитнутые в по-
однако, вызывать самоуспокоения у желез-
нодорожников. В работе Московско-Разан-
ской дороги есть еще много серьезных не-
достатков...»

«Московско-Рязанская не выполняет еще
ряда важнейших измерителей...»

Удивление возрастает еще больше, когда
й в комплекте за 1947 год в газете, по-
	TEABHOCTSH, G запросами и нуждами рус-
ской жизни», а следовательно, и со всеми
формами устного творчества — от деловых
До поэтических, — выражавшими эти за-
тросы. Именно благоларя этой связи с
жизнью русская книжная литература ©
первых шагов «движется по своему само-
стоятельному руслу», а не следует визан-
тийским образпам, как  пыталиеь долгое
время характеризовать литературоведы
древнейшие ее памятники. В эм вамостоя-
тельное русло вливалея «поток литератур-
ных произвелений средневековой Европы,
шедший из Византии, “в в некоторых слу-
чаях и минуя Византию», причем отбор
переводов «подчинялея потребностям рус-
ской жизни». Основой самобытности и
своеобразия литературы Х1-— начала ХШв.
был «историзм»: на каждом отрезке
этого периода идей литературы отражают
самые характерные стороны исторического
процесса. В литературе проявляетея борьба
сил прогрессивных с силами консерватив-
ными, «еоциального опыта с пнертной
идеалиетической, богословской системой,
элементов национальных, твердо опираю-
шихея на запросы и нужды русской жиз-
ни, с традициями церковной литературы».
В своем развитии передовая литература
этого пернода лвижетея «к постепенному
накоплению элементов реалистичноети, в
освобождению от перковности». В ХИ веку
в литературе, как и в других видах ис-
кусства, усиливается воздействие много-
вековой народной культуры, что привело
К обогащению словаря литературного язы-
	ва, к широкому использованию образов
народной поэзии,
	Б этих условиях было создано «Слово
о полку, Игореве», © гениальной  художе-
ственной силой выразившее «мысль © не-
обходимости единения перел лицом врага»,
«скорбь по поводу жесточайших бедствий
русского населения от княжесках крамол
и половецких нашествий». Очевидная за-
кономерноеть появления этого величайше-
го памятника древнерусской литературы
как раз перел нашествием монголов вы-
рывает почву из-под лженаучных попыток
	оспорить подлинность «Слова 9 полву
Игореве».
	Чо’ же плодотворное стремление опреде-
лить «свои собственные корни» в памят-

никах искусетва Х—ХШ вв. — характер-
ная черта всех статей, посвященных ар-
хитектуре и живописи, приклалному ис-
кусству и скульптуре, народному искус-
ству и музыке. Советская наука неопро-
вержимо доказывает, что глубокие Xy10-
	эоственные и технические традиции

ВЫ-
	Сессия закончена. Возвращаются в пу-
стыню качальники отрядов аэрогилроло-
тической экспедиции. Им снова предетейт
работать в несках, па далеких колодцах.
Улетают в Ашхабад, Москву и другие го-
рода приезжавшие на сеселю ученые; И
снова оваряжаются в далекий путь грузо-
ВИКИ Арало-Каспийской комилекеной
экспедиции: ученые едут на Узбой, тайны
которого должна быть, наконец, раскрыта.

КУНЯ-УРГЕНЧ.
	BHEN Руси
	поговорва-—_«дажо за русское золото», име-
ла смысл: «ни за Что на свете». Автор
латинского трактата Х века о технике `худо-
жественных ремесел перечисляет, «чго но-
вого изобрела Русь в искусстве изгото-
вления эмалей и в разнообразии черни»,—
изделия с чернью и эмалью древнерусеких
мастеров — действительно относятея к
лучшим образцам мирового ювелирного
искусства АГ-ХШ вв. Красоту pyc-
ской резьбы ученый  византиец . воспел
в стихах, сравнивая мастеретво русских
резчиков с искусством легендарного Де-
тала.
	Разнообразные изделия русских pe-
месленников расходились по различным
торговым путям далеко на запад, север и
восток. Культура Киевской державы ока-
зывала влияние на культуру ее ближай-
ших соседей — Польши, Венгрии и Че-
хии. Татаро-монгольские орлы,  разорив
русские города и в них ремесленные ма-
стерские, пощадили самих ремесленников,
чтобы использовать впоеслелетвии их труд.
	Поучительна и история русского воен-
ного искусства, которую источники по-
зволяют. проследить с У! века, когда славян-
ские дружины появились на Дунае перед
византийскими пограничными крепостями:
они разбивали злесь войска искуснейших
византийских полководцев. Уже с этом
времени все древние писатели отмечают
высокие достоинства славян-воинов: они
храбры и отзажны, предпочитают емерть
позору плена. Когла же враг нападал на
славянские земли, защищать ях выходил
весь народ. ^

Высокий уровень развития ° премзводи-
тельных сил, русской материальной вуль-
Туры обеспечил. расцвет искусств в Х—-
XU] oes. Характеристике общественного
строя выроешей на его оснозе духовной
культуры поевяшен второй тэм «Истории
культуры древней Руси».

Статья «Язык и письмо» раскрывает,
как в условиях развивающегося фоолализ-
ма вырастает из восточпославянских ипле-
менных языков единый общенаролный рус-
ский язык, Структура этою языка,
его грамматический строй и основной ело-
варный Фонд отразили и патриархально-
родовой строй я «сложный мир состояний
H отношений апохи феодализма». быстрый
рост культуры. развитие ремесел. иекусетв
	a a
	ИсторРИЯ КУЛЬТУ
	В истории культуры древней Руси имеет
исключительно важное значение время до
начала ХШ века: именно в этот период бы-
ла заложена основа единства культур трех
братских народов — великорусского, ук-
раинского и белорусского. Однако буржу-
азная наука, покажая историческую дей-
ствительноеть, представляла  восточноела-
вянские племена на стадии патриархаль-
но-родорого строя слабыми и отсталыми,
нуждавшимися будто бы в стимулах из-
вне для своего лальнейшего развития. Воз-
никла реакционная космополитическая кон-
цепция, которая пыталась изобразить куль-
туру Киевской державы 1Х-ХТ вв. чуже-
родной, заимствованной, выросшей на ви-
зантийских образцах. Отрицая «гобетвен-
ные корни» этой замечательной культуры,
	рзакционные ученые замалчивали  свиде-
гельства самих византийских современни-
	Кэв, которые были вынуждены  призна-
вать силу и независимый дух евоих сла-
BAHCKMX соседей. Так. византийский писа-
тель Миханл Пеелл отметил, что руеское
«варварское племя всетда питало ярост-
	ную и бешеную ненавиеть против грече-_
	екон игемонии».
	работанные русскими строителями на Gpe-
венчатых постройках, определили быстрое
освоение новой для Руси техники камен-
ного строительства и самостоятельное раз-
витие его уже с первых памятников, Так,
древние традиции богатых росписей тере-
мов и многокрасочной языческой скуль-
птуры объясняют легкое усвоение народ-
ными мастерами техники настенной п
станковой живописи, мозаики и книжных
украшений и создание на почве своих
традиций большого и самостоятельного ис-
RYCCTBA «со своими национальными и
местными чертами». искусства, «нискаль-
KO He уступающего по высоте своих до-
стижений ни западноевропейской, ни вп-
зантийской живописи того времени». Сле-
ды глубокой древности обнаруживаются в
мелодиях трудовых и обрядовых песен, в
приемах уузыкального воплощения эпиче-
ского сказа. На этой наротной основе воз:
никли своеобразные церковные — мелодии,
существенно отличающиеся от напевов ви-
зантийского церковного пения.
	Свежа по материалу и выводам статья
«Прикладное искусство и скультгура»,
показывающая, что творцы из народа су-
мели внести и в изделия. предназначенные
для господствующего класез, много чим
народных черт: они создали искусство, «не
подчиненное перковной идеологии. а иной
раз прямо восстающее, бунтующее против
нее». Например. «церковь запрещает му-
зыку. обличает пляски, а мастер cepedpa-
ных лел смело вырезает па запястье изо-
бражение гуеляра. «гудящегм горазло», п
пляшущей женщины с распушенныхи
рукавами», фигуру гулпа вкрапливаег в
ипиииал писец, украшаютий рукопись. &

сценой пляски иллюстрирует он текст По-
вести временных лет.
	Б газетной статье трудно. иечерпать 60-
	гатое и разнообразное еблержание = anys
мов «Истории культуры аревней Руси».
Эти книги, написанные живо — местами
	УВЛЕКА тельно, обильно

RAC TDADORBAHHPIS
	снамками с вешественных памятников Aa
MORPOABCKOLO Перяола (многие a3 pat Rrep-
	вые появляются в печати). заслуживают
полного внимания и шарокого obey WIP ANS
60 стороны советеких читателей й специа-
листов. Если и можно оспаривать некото
рые частные соображения отдельных а8т0-
ров. то общее направление всего трула и
основные выводы ею. несомненно, правиль-
по отражают представление советской ист-
рической науки о блестящей культуре д0-
монгольской Руси. обогатявшей &60к00-
	‘оиниму мировой — культуры велики
BRUAIIN русского гения».
	В. АДРИАНОВА-ПЕРЕТН,
	член-корреспондент Академии наук СССР

©
	ее
		тия, UTe @е своеобразие определяется
	органической связью с древней культурой
восточнославянских племен».
Накопленные советской наукой новые
материалы, особенно в области археологии
и истории искусств, позволили автореко-
му коллективу, включающему историков,
археологов, историков искусства, языка и
литературы, показать высокий уровень
развития производительных сил в домон-
гольСкой Руси й расцвет на этой почве
языка, устной поэзии, книжной литерату-
ры, изобразительных исклсств И музыки.

Первый том. опираясь на огромный ар-
хеологический материал, характеризует
всестороннее развитие зельского хозяйства
и ремесла, рост городов и областей с се-
редины [ тысячелетия до начала ХШ века.
Народ — производитель материальных
благ — показан здесь в его тяжелом и мно-
гообразном труде. Не ограничиваясь описа-
нием изделий древнерусских мастеров. ав-
торы подробно знакомят со епособами об-
работки земли, © техникой ремесел, рни-
суют быт трудового населения, насколько
он может быть. восетановлен по довольно
скудным источникам.
	рыяеняется. что еше в родовом коллек-
тиве восточным славянам были известны
разные виды земледелия, было тироко раз-
ито скотоводство: в первой половине
  века уже выделялись своим искусством
кузнецы. которые знали технику литья;
традиции  гончарного ремеслаь уходят в
леолит, Высокое мастерство резчиков 10
кости, каменотесов, гранильщиков и шли-
фовальщиков восходит также в патриар-
хально-родовому периоду.
	Замечательное мастерство русских ре-
месленняков ценилось не только на Руеи.
Уже с Х века на Западе определение «рус-
ский» обозначало 06060 высокое качество
товара: так, отмечали «русские плащи»,
«добрые кольчуги, слеланные на Руси».
	«тонкое лучшее русское зол0т0» ит. &
	Изданные Институтом истории матери-
‚альной культуры и Институтом историй
Академии наук СССР первые два тома
_иноготомпой «Историй культуры древней
Русн», посвященные материальной и ду-
ховной культуре начала ХШ в., ye-
пенгно опровергают порочную теерию «из-
вечной отсталости» восточных  славан.
Опублякованные в этих томах материалы
показывают, что культура восточных еда-
вян и при патриархально-роловом о етрое,
H во времена Пиерскей державы и ф20-
дальных полугосударетв He отетавала от
других народов Езропы, а порою и опере-
жала их, что и после установления вуль-
турно-политических  отношенай е Визан-
тией русская культура шла «по пути бы-
строго п самобытного творческого разви-
	«История нультуры древней Руси», Домон-
Гольсний период. Tr. 1-Й. Издательство
Академии наук СССР. 1951 г,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	20 октября 1951 г. № 125