межобластной конференции писателей Юга

ПЕРЕД ТВОРЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИЕИ
		«..Отарая наша литература была
	аз Мк нь д а АИ УИ ден
каждым годом все более могуче и быстро
	расширяет. поле своего зрения».
Так писал великий наставник советских
	писателей Алексей Макеимович Горький в
своей статье «0 литературе» ешь 20 Зет
назад. И далее: «...Поле наблюленай старых,
	веньнх мастеров слова было странно огра-
ничено, и жизнь огромной страны, ботатей-
шей разнообразным человеческим материа-
лом, но отразилась в книгах классиков с
той полнотой, с которой могла бы отра-
ЗИТЬСЯ».
	Советские литератеры взяли на себя и
с честью выполняют почетную задачу, по-
ставленную великим классиком социали-
стической литературы. Люди Урала, Сиби-

ри, Волги и многих других областей ста-
ли их героями.
	Каждый год приносит читалелям новые
книги дотоле не известных им авторов. В
журналах и альманахах появляются новые
значительные произведения. В этом roxy,
например, журмал «Сибирские огни» напе-
чатал повесть молодого писателя М. Алек-
ссева «Соллаты» (Новосибирск), в «Зна-
мени» опубликована порма «Именем жиз-
ни» Н. Соколова (Кострома), Первую книгу
интересных стихов о Китае «Москва —
Herm» выпустил поэт В. Туркин (При-
морье), принятый на днях в члены Союза
советских писателей. Все эти произведения
при всем их жанровом и тематическом раз-
личии отличаютея общими чертами-—про-
	ГУ: ТАК ase

> фесиональным уровнем литературного ма-
	стерства, свособразием решения тем.
	Советские писатели твердо знают, Что,
несмотря на их географическую отдален-
ность друг от друга, они являют собой
единый творческий коллектив строителей
советской культуры. Они знают, что в
творческом труде, росте и успехах кажло-
то из писателей заинтересованы все’ его
товарищи, Но советские писатели, как и
в6 советские люди, знают, что рост и
успехи их в работе невозможны без об-
мена профессиональным опытом, без твор-
ческой связи и товарищеской принципи-
альной критики и самокритихи, А этого-то
часто и недостает писателям, живущим
вне широкой профессиональной среды.
	Одной из Форм творческого общения
служат межобластные писательские кон-
Ференции, проводимые периодически  ко-
миссней ССП по работе с русскими писа-
телями в №епубликах, краях и областях
СССР, За последпие годы были проведены
межобластные  конференнии на Дальнем
Лостоке, в Сибири, на. Урале, на Волге.
Оки сыграли большую роль в оживаении
литературной жизни краев и областей. в
установаении деловых связей между пиеа-
телями. журналами и излательетвами. в
улучшении работы местных писательских
организаций и их печатных органов-—жур-
налов и альманахов. В этих конференциях“
принимали участие писатели Москвы, Ле-
пинграда и других тородов страны. Кол-
лектизное обсуждение вопросов  литера-

‘туры помогло разобраться в организа-
ционных недостатках. деятельности отделе-
ний Союза писателей, редколлегий альма-
нахов, часто работающих без серъезно про-
думанных планов и предъявляющих недо-
статочно высокие идейно-художоственные
требования в создаваемым произвелениям.
	Межобластная конференция писателей
Юга откроется 22 октября в Ростове-на-
Дону. В ней примут участие писатели Ро-
стовской области, Краснодарского и Став-
ропольекого краев и Крыма. ЕЙ
	Нисатели Юга за последние годы доби-
лись значительных успехов. Имена многих
из вих уже извеетны не только в Совет-
ском С010зе, но и за его пределами. В Бол-
гарин, Польше, Румынии и Чехословакии
изданы романы (С. Бабаевского «Кавалер
Золотой Звезлы» и «Caer нал землей»,
«Волшебная шкатулка» И. Василенко. в
Болгарии выходит «Пловучая станица»
В. Закруткина. в Польше — «Семья Руба-
Чюк» Е. Ноповкина, «Волгины» Г. Шоло-
хова-бинявского. Сопелекие читатели вые
	CORO оценили произведения сталинских
лауреатов: A. Степанова «Порт-Артур»,
М. Соколова «Искры», И. Козлова «В крым-
	свом подполье», И. Василенко «Звезлоч-
ва». Широкую известность получили рома-

ны «Горы в цвету» Д. Холендро, рассказы
и очерки В. Фоменко, И, Егорова. пьееы

Н. Винникова, стихи В. Субботина и др.
	Цельзя не вепомнить сегодня, накануне
конференции, о той большой плодотворной
помощи, которую оказал писателям Юга ни
особенно крымчанам покойный Петр Анд-
реевич Павленко, показавший высокий

пример творческой и общественной работы
советского писателя.
	Около лвухеот делегатов и гостей при-
влет в эти дни в Ростов. Среди них —
большая делегация московских писателей.
	в составе которой А. Софронов. Н. Гриба-
yes, К. Паустовекий. М. Слонимекий,
В. Овечкин, С. Смирнов, М. Дуконин,
М. Ирилежаева, J. Воронкова, Н. Лесю-
чевекий, Г. Марков (Иркутск). В. Попов
	РР ИРА

(Иваново

Sam

FOE

yrie,
	Вонференция откроется 22 октября до-
кладом А. Софронова «Писатель и совре-
менность». Затем будут заслушаны с00б-
щения руководителей краевых и областных
отделений ССП: М. Соколова (Ростов),
Е. Поповкина (Крым). И. Егорова (Ставро-
поль}, П. Иншакова (Краснодар). На деся-
ти семинарах по прозе, поэзии, драматур-
гии, детской литературе, критике и лите-
ратуроведению будет обсуждено около 60
произведений. В их числе: роман А. Кали-
нина «Красное знамя», повесть А. Гонча-
рова «Наш корреспондент», «Записки раз-
ведчика» молодого автора А. Алексеева,
романы А. Румера «Море». П. Иншакова
«Боевая молодость», М. Старостина «По-
двиг», В. Туренской «Зрелость», рассказы
и очерки М. Киреева, Д. Холенлро, стихи
В. Субботина, А. Исакова. А. Гарнакерья-
Ha, Hs Ериранчикова, детские повести
М. Никулина «В просторном мире», Г. Го-
ра «Друзья», стихи для детей В. Жака,
И. Белякова, пъесы С. Страхова «В благо-
словенных штатах», Т. Марченко «Чудес-
ный мастер», Т. Грековой «Софья Когалев-
ская», работы‘ критиков В. Вихрова, К. Чер-
ного, Л. Громова и другие.

На конференнни будет открыта вы-
	ставка продукции краевых и областных
издательств и книг писателей Юга, выпу-
щенных в центральных и зарубежных из-
	дательствах.
	ИХАЛКОРА
	Мысли Белинского о прусской басне, ос
повоположником — которой явился Иван
Андреевич Крылов, и сегодня помогают нам
определить сильные и слабые стороны на-
ших современных басен.

Среди басен Сергея Михалкова встреча-
ются и слабые по рассказу, в вомрых ав-
тор выступает только в роли моралиста, и
такие. гле «моральное направление борет-
ся с поэтическим». Пользуясь делением
Белинского, мы могли бы отнести в пер-
вому разрялу такле, налример, басни Ми-
Халкова, как «Кукушка и Скворец», кото
рая для того только и написана, чтоб
заключить: «В беде семья — опора», Ик
второму разрялу — такие, например, бас-
ни, как «Нужный Осел» или «Боличество
и Качество».

Оставаясь старым родом сатирического
	оружия, советская басня не должна по-
вторять известные классические’ образпы,
а должна находить себя в исторически но-
вом конкретном материале, в современном
языке,

Басня «Енот, да не тот» буквально ожн-
ла от того, что басенно-традиционный ал-
легорический рассказ в ней завершился.
строками, включенными в совтеменность:
	В одной приемной Горсовета
На ум пришла мне тема эта.
	Б чем сила отличной басни «Дальновил-
ная Сорока»? В новом историческом мате-
риале, в свежих впечатлениях.
	Сороке выдали медаль.
А жаль!
	ЛИТЕРАТУРНАЯ
YPOHHKA
		Государственное издательство художест-
венной литературы выпустило ABYXCOTTHI-
сячным тиражом басни Сергея Михалкова,
початавииеся ранее в газетах и журна-
лах. Нроизведения эти. собранные воедино,
дают возможность по достоинству оценить
тру поэта и сделать некоторые общие
выводы о нынешнем состоянии басенного
жанра и путях его дальнейшего развития.
	Можно ли полагать, что басня, как са-
тиричесвий жанр, как род сатирической
Поэзии отжила уже свой век и не имеет

будущего, что последним из ее творцов
был Лемьян Белный?
	Уместно сразу же напомнить, что в 06-
ласти басенного творчества работал не
только Демьян Бедный, на которого обыч-
но ссылаются, но и лучший, талантливей-
щий поэт советской эпохи — Владимир
Маяковский. Ещев 1917 году он написал
«Интернациональную басню» — про пету-
ха, дога и вора. Тема ее — распад Антан-
ты. «Нетух»-—галльский петух — Фран-
	ция, «дог» — ироническое прозвище Ан-
глии, «вор» — парь Николай Романов. А
разве «Сказка о Красной  шапочев»

Ч еее
	EE EO

(1917 г.) не басня?! Назовем еще «Рас-
сказ про то, как кума о Врангеле толко-
вала без всякого ума», «Стихи о разнице
вкусов». Прав Н. Степанов — автор моно-
графии о И. А. Крылове, утверждающий,
что «характер сатирической типизации у
Маяковского во многом близок к басенной
манере». Басенное наследство Маяковского,
6 сожалению, еще мало изученное, как и
наследство Демьяна Бедного, оказывает

большое влияние на наших современных
баенопиепев.
	борник басен Сергея Muxaanopa—y6e-
дительнейшее доказательство жизненности
этого рода сатиры и вместе с тем — сви-
детельство несомпенного успеха, достигну-

того советской поэзией в области басенно-
го жанра,
	Да иначе не могло быть! Сатира-— один
из Видов оружия критики и самокритики.
Советский человек относится непримиримо
ко всему антикоммунистическому, ко вее-
му, что мешает нашему о победоносному
движению - внерел. :
	«Мы не можем без самокритики.—писал
в 1930 году И. В. Сталин М. Горькому.—
Никак ие можем, Алексей Максимович.
Без нее неминуемы застой, загнивание ап-
парата, рост бюрократизма, подрыв твор-
ческого почина рабочего класса».
	Советская сатира призвана помогать 60-

ветекому обществу очищаться от любой
ожавчины.
	Велико значение сатиры и в борьбе с
зарубежными вражескими силами. Глу-
пость, алчность, уродство старого мира
должны подвергаться осмеянию; враги на-

ши опасны, но они и смешны и жалки
В своем злобном безумии.
	В чем прежде всего достоинство басёя
Михалкова?
	Они актуальны, `злободневны. Их содер-
вание продиктовано самой жизнью и в их
основе лежат факты реальной лействитель-
ности: политические, этические, эстетиче-
‘ские. Острие сатиры направлено то против
наших внешних врагов, как в баенях
«Мартышка и о Орех», «Волк-травоел»,
«Бешеный Нес», то против ‚пережитков ка-
питализма в сознании людей, как в баснях
«Толстый и Тонкий», «Иван Иваныч за-
болел...», «Соловей и Ворона», «Жалный
Вартан»: то против трусов ин предателей,
как в басне «Полкан н Шавка», то про-
тив бездельников и `хвастунов, примазы-
вающихся в чужой славе, к хлобрым чу-
жим делам, как в баснях «Зарвавшийся
Нетух». «Дальновидная Сорока». Поэт зло
высмеивает  бахвальство и цодхалимство.
низкопоклонетво перед всем заграничным,
уродства быта, бюрократизм, качливость
и зазнайство, приспособленчество, начет-
ничество, изляшнюю доверчивоеть, пере-
страховщиков.

Жизнь, реальная действительность под-
сказывалт поэту не только темы басен, но
и дают материал для их сюжета. И потому
в баснях Михалкова сюжет не есть искус-
ственная надетройка над нравоучительным
основанием. Нет! Он солержателен сам по
6666 и выражает «основание», составляет
единое с ним целое. Смех вызывается ко-
мизмом ситуации, диалога. действия.
	«Иван Тарасович, а я к тебе по делу!»
«Ну, в чем твоя нужда?»-—«Да мне
немного мелу!

Пока стоят хорощие денькя,
Хотим мы побелить в конторе потолки,

И мелу сущие нам нужно пустяки!»
	«Ты больно скор, тут надобно
рептенье!»
	Сергей Михалков. Басни, Государственное

издательство художественной литературы.
Москва. 1951. Стр. 154. pary
	ПОСЛЕДНЕЙ
почты
		Семен ТРЕГУБ
©
	«Да ведь горит у нас!..» —«А ты имей
терпенье,
Такой вопрос нельзя решать сплеча
И сгоряча, ‘
Здесь важно мнение Степана Кузьмича!
Посмотрит Клим Фомич и даже сам,
быть может,
Матвею Саввичу доложит,
Тот резолюцию наложит
И сам поставит на совет.
А уж совет решит: белить вам или нет!..>
«Ну и дела у вас!..» — «Сам видишь —
ии не гуляем!
Как в полдень сходимся — расходимся
в рассвет,
А иногда и сутки заседаем,
Мне домом стал родным служебный
‚ кабинет,
	В нем ем и ужин и обел!.»
	И вот заключительные строки, 060б-
щающие наблюденное, выводящие ето из
категории «частности», делающие рядовую
комическую сценку сатирой:
	В основу басни сей я взял нарочно—мел,
Чтоб не затронуть поважнее лел!
	Приведенная здесь целиком басня «Те-
кущий ремонт» — не лучшая в сборнике.
Но ее построение характерно и для других
басен. В ней ничего надуманного, ложно-
‚го, сюжет ев не созлан искусственно, а он
‘целиком взят из жизни. И это вызывает
`ховерие к басне. В реализме — ве сила.

Мы сказали уже. что басни Михалко-
ва—их темы, содержание—рождены жиз-
нью. Следует добавить, что они и обраще-
ны к жизни, чтобы влиять на нее. 0бли-
чая чуждое нам, высмеивая его. они спо-
собетвуют оздоровлению быта, нравов, ено-
собствуют развитию критики и самокрити-
ки. И в этом смыслё они активны Сила
	ИХ ВЛИЯНИЯ заключена не только р теме’
	и в содержании, но и в способах вырази-
тельности, в языке. образной етруктуре.
Басня требует ясности и краткости, остро-
ты и афористичности. Свойственная ей
аллегоричность не должна отдалять басен-
ный мир от реального. Наоборот! Ев на-
значение приближать басенвый мир в [-
альному, соединять их. Басня должна
быть достунна народу, понятна ему.

“Но есть в сборнике и слабые стороны,
Какие выводы должен слелать лла себя
	ОБСУЖДЕНИЕ
«ПЛОВУЧЕЙ СТАНИЦЫ»
В КОЛХОЗЕ
	Около 300 членов рыболовецкого колхо-
за имени Буденного Азовского района
обсуждали на читательской конференции
роман В. Закруткина «Пловучая станица».
	Высоко оценив произведение о. рыбз-

ках-новаторах,, председатель колхоза
И. Сашко‘ сказал: $
	— Научные сотрудники  Рогожкинского
рыбоводного отделения Рыбакколхозсоюза,
не в пример профессору  Щетинину, не
считают своим долгом посоветоваться с
колхозниками. А у нас есть рыбаки-спе-
циалисты, которые могли бы помочь науч-
ным работникам. Связь науки с практи-
кой необходимо крепить, надо ‚быть таки-
ми же страстными последователями Мичу-
рина, как профессор ИТетинин из «Плову-
чей станиных.
	Фельдшер тов. Синявский рассказал о
любопытных. фактах. Нынешней весной
был большой разлив Дона. После спада
волы в ериках, речушках и балках оста-
лось. много рыбной молоди —= мальков.
Прочитав ‘роман «Пловучая станица», мно-
гие колхозники хутора Рогожкино начали
вылавливать мальков и выпускать их в
Дон. Так были спасены многие тысячи
рыбной мололи.
	Участники. читательской конференции
сердечно благодарили писателя В. Закрут-
кина за хорошее произведение о рыбаках.
	ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ
TPHJIOFHH «