ШКОЛА МУЖЕСТВА
	>
В. ПРОЦЕНКО
			«Гайдар» — по-монгольски это. человек
на коне, всадник, верховой. которого вы-
сылают вперед, в ‘дозор, впереди войска.
‚ Молодой, начинающий писатель Аркадий
Толиков не случайно выбрал слово «Гай-
дар» своим псевдонимом. Он именно
И стал впоследствии таким отважным до-
зорным советской литературы, вся жизнь,

все творчество которого было обращено
вперед, в будущее. Именно поэтому, на-
	верное, большой, сильный и мужественный
	человек. воин и командир Аркадий Гайдар
посвятил себя, как писатель, детям. В де-
тях писатель вилел будущих строителей
	нашего общества, ‘беззаветных -борцов за
	коммунизм.

Когда теперь; спустя десять лет после
героической гибели писателя, мы пытаем-
ся анализировать его жизнь и творчество,
тематику и ‘художественные достоинства
его произведений, содержание его расска-
зов и повестей, причину и корни их обая-
ния, то мы приходим прежде всего к
следующему основному выводу.

Творчество Аркадия Гайдара неотделимо
от его жизни, от жизни советских людей,
советского общества, и очень трудно бы-
вает иногда сказать, является ли жизнь
Гайдара продолжением его книг или нача-
лом их. Давно нанисаны эти книги. Давно
	нет в живых автора книг. А герои Гай-
	дара пПрололжзют дить Не только HA пе-
	чатном листе, но и всюду вокруг нае. В
Теоргиевске на Северном Кавказе, в Шег-
ловском совхозе Кемеровской области, как
0б этом говорят письма, в тысячах, десят-.
ках тысяч уголков нашей Родины тиму-
ровцы, эти маленькие друзья и последо-
ватели Гайдара, творят свои хорошие. бла-
городные дела, дела, достойные высокого
звания юного советского гражданина. :
	«Нисатель пописывает, читатель почи-
тывает». Ленин е негодованием говорил 06
этом «полуобломовском»,  «полуторгаше-
ском» принципе, определявшех характер
взаимоотношений литературы и жизни в
буржуазном обществе. Великий Горький—
основоположник социалистического реализ-
ма — явил собою законченный образ писа-
теля нового типа, писателя-большевика, не
Фолько «вторгающегося» в жизнь обще-
ства, но и постоянно живущего этой
жизнью, ее сульбами и интересами.
	И ‘вот теперь, в этом нашем боевом
тридцатичетырехлетии, мы различаем плея-
ду имен, наиболее ярко представляющих
писателя именно такого, нового, горьков-
ского типа. Владимир Маяковский, Николай
Островский, Антон Макаренко, Петр Пав-
ленко... И в этот ряд, безусловно, может
быть ноставлен по праву Аркалий Гай-
дар — поэт, писатель, большевик.
	Лучших писателей советской эпохи объ-
няет одно: они являются подлинными
	единяет’ одно: они являютея подлинными
воспитателями миллионов строителей ROM-
	мунизма, они умеют говорить и товорят с
читателем о самом главном — о нчазначе-
	нии его в новой, большой жизни, о пра-
‚вилах этой жизни, о том; что‘такое номе‘
MYHHCT, что есть счастье. советокого чело-  .
		века, в чем его сегодняшняя и завтратняя
радость. И поэтому создаваемые ими ху-
	дожественные образы уходят из книг на   звезды: —— писал он из врыма двум свону
широкие просторы советской действитель-   Маленьким приятельницам.—Лолжно быть,
	ности. Поэтому Павка Корчагин, ворюпаев-
	цы и тимуровцы, герои  «Педагогической
поэмы» и произведений Маяковского жи-
вут и творят в наши дни, по-своему по-
мотая. строить новое общество. воспитывать.
нового человека. Поэтому часто мы встре-
чаем людей — взрослых и маленьких,
которые кажутся нам удивительно знако-
мыми: мы задолго до встречи в жизни по-
знакомились е ними в книгах.
	Маяковский в произведениях для детей
простыми средствами раскрывал перед ни-
ми романтику сегодняшнего дня. Макарен-
ко учил воспитывать детей, ставя ` перел
	ними увлекательные цели. Гайдар, расска- о
	зывая ребятишкам о будничных делах,
растирял этот разговор до сказочно пре-
красного разговора о будущем.

Дозорный Гайдар сумел раньше очень
многих разглядеть черты нового человека
И своими произведениями для детей в ка-
		нет — одни только фонаря. А здесь у меня
есть одно солнце. олна луна и ето и мил-
	Лион звезд. Вот сколько много...»
	Но, говоря иной раз с детьми на таком
Полушутливом ‘языке, он всегда относился
с превеликим уважением к маленьким ео-
ветским гражданам. «Хороший человек,

четырех лет от роду», — отзывался он,
например, 06 одной. левочке.
	И дети отвечали Гайлару горячей лю-
	бовью, непревзойденной преданностью. по-
стоянно. окружая его своим веселым хоро-
водом, доверчиво вводя его в круг своих
ребячьих дел и интересов.
	`Внимательно наблюдая игры наших де-.
тей, Аркадий Гайдар делился со своими
друзьями:

— Почему во все времена ребята неиз-”
менно играли в разбойников? Этим они
	выражали свой протест; свое стремление,
стремление человечества к свободе, Совет-
	К 10-летию со дня смерти
А. П. Гайдара
	ские же лети живут в иных условиях, В
	иные времена, поэтому и игры у них дру-
гие. Они не будут играть в разбойников,
которые сражаются с королевскими стрел-
ками. Они будут играть в такую игру, ко-
торая поможет советским солдатам сра-
жаться с разбойниками.
	Так возникла идея повести «Тимур и
его команда». у
`-В образе Тимура Гайдар нарисовал под-
линного пионера. в котором собраны луч-
шие черты нашего юного поколения и под-
ражать которому стремятся миллионы с9-
ветских детей. В этом огромное воспита-
тельное значение повести о Тимуре, как,
впрочем, и’ других повестей и рассказов
Гайдара, где показаны дети — революци-
онные преобразователи жизни, показаны в
увлекательных детских делах и играх... в.
	  благородной и. трогательной ‘их дружбе со
	B3 POC IIMA,
	БЮЙ-то мере наметить, спроектировать эти
новые черты, которые потом из чертежей
и проектов Гайдара перешли в жизнь.
	У Гайдара сложилась «обыкновенная
биография в необыкновенное время». Че-.
тырнадцатилетним мальчишкой Аркадий
Голиков смело, не задумываясь, вступил в
заманчивую боевую жизнь, Которую при-
несла с собой Октябрьская революция. (0-
хранились арзамасокие дневники Гайдара
тех Лет. Возьмем запись любой недели..
Вот хотя бы эту: 8—14 июля 1918 года.
	«9/22 ПН. Мы отрезаны от Мурома,
‚Нижнего, Ардатова. Все вооружены. Чувы-
	рин. идет в отрядом.
10/23 ВТ. Hows в совете.
	11/24 СР. В совете.
	  Книги Гайдара — самые любимые книги,
` ‘советских ребят. Свыше 1% миллибнов эк-
		земпляров книг Гайдара издано в нашей
стране. Эти книги почти никогда не
задерживаются на полках библиотек: В
постоянной эстафете от одних поколений к
другим, более молодым, движутся «Тимур
и его команда», «Чук и Гек», «Голубая
чашка»; «Судьба барабанщика», «Военная
тайна», «Дым в лесу». С горячим интере-
сом читают ребята  автобиографическую
повесть Гайдара — «Школа», рассказываю-
щую о школе мужества, которую прошел
обыкновенный мальчик Борие Гориков. ^
	Пошлым и оскорбительным было’ бы для
такого романтического творчества. каким
является творчество Гайдара, попытаться,
скажем, в порядке теоретического анализа
разложить его на составные части, пока-
зать его «восемь красот» или «двенадцать
особенностей», как это делается иногда B
некоторых плохих методических пособиях
по литературе. Творчество Гайдара ну-
ждается в серьезном, подлинно художе-
ственном исследовании и изучении. Но сей-
час мы отметим лишь одну черту произ-
ведений Гайдара. В каждой строке его рас-
сказов или повестей чувствуется  опти-
мизм большевика-патриота, беспредельно
любящего жизнь и свою социалистическую
Родину. Это же характерно для докумен-
тальных строк его писем и дневников.
	Вот две записи из дневника Аркадия
Гайдара. ^

Отна —— лаконическая ло прехела:
	«На дворе погода мягкая. Солнышко.
Идет восемнадцатая партийная конферен-
	Другая запись сделана в канун 1941
	тола, последвего гола жизни лисателя*
	«Москва. Все идет хоропю. Меня опять
	‘берут на военный учет, 0 Тимуре ‘много
	хороших статей, в том числе и в «Прав-
де».
	..Был-в ЦЕ у Михайлова
	12/25 ЧТ. Вокзал. ^
13/26 ПТ. Ардатов. Белая гвардия,
	елет Иихатев.
	14/27 СБ. Лэзили и обопгли все окраи-
ны города (Восток); патруль».

В пороховом лыму. в дозоре, на боевом
	посту, на линии огня. проходит отрочество
	писателя-большевика. Четырнадцати лет
он становится лицом к лицу перед смер-
тельными врагами революции, вступает
добровольцем в Красную Армию, Boner
против антоновских банд. В семнадцать
лет Гайдар командует отдельным полком.
Таким волевым, взыскательным  команди-
юм входит он впоследствии и в литерату-
ру. Вот почему, наверное, © исключитель-
ной ответственностью, строгостью и ува-
жением относится Гайдар к советским де-
TIM. .
	Он любит нежной любовью детей и лет-
	ствю. Пожалуй, нет: такого другого писа-
теля, который Tak умел бы говорить ©
тетьми . которого так любили бы тети.
	«Есть ли: у вас св Москве ночью луна и
	Болыной, веселый, ясноглазый
Советский воин и поэт.

Нисал он. сказки. и рассказы
Отважным людям юных лет.
	Он был бессменным их вожатым,
И каждая его строка

Осталась, как завет ребятам
Писателя-большевика.
	Умел вести он за собою
Ребят в затейливой игре.
И смертью доблестной героя
За них погиб он на Днепре.
	И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна, —
Чтб расцвело и что построено
На тех ‘полях, где шла война.
	Чтобы земля гудела стройкою
Там, где пылал войны пожар,
Добыли мир отвагой стойкою

Такие люди, как Гайдар.
	Iipo Hamu esa
	Книга «Тимур и его команда» учащимся нашей школ,
очень понравилась. Мы ее читали всей школой на детск
	вечере.
			В добрый путь!
	гебята!
Беспрестанно гудят. паровозы. Уходят длинные

эшелоны. Это ваши отцы, братья, родные, знакомые
идут на фронт — туда, где отважная Красная
Армия ведет с врагами бой, равного которому еще
никогда на свете не было.
	Но ночам, отражая нападения вражьих самоле-
тов на наши города и сёла, ослепительно вспыхи-
вают огни прожекторов, грозно грохочут орудия
неих зенитциков.
	Утром вы. слоиците слова военной команды, . мер-
ный топот. Это мимо окон вашей школы проходят
батальоны народного ополчения.
	Но так же, как всегда, ни Онем, ни часом позже,
первого сентября вы начинаете свою школьную
учебу.

В. добрый путь!

Этот ‘суровый, грозный год покажет, кто из вас
Сбействительно тридолюбив, стоек и мижественен.
	В этом году вы должны будете не только хорошо
учиться, не только крепить дисциплину — эту

основу победы в тылу и на фронте, — вы должны
бидете много, работать, помогая старшим дома, во
	оворе, на завоое, в поле — повсюду и всем, чем
	можете.

Грош цена тому пылкому стратегу, который,
стоя и тыкая пальцем_в карту, азартно и складно
предрекает. врагу погибель, взмахом руки ‘окружает
il уничтожает его полки ци дивизии, а сам боится
	натереть мозоль на своей ладони, причести ведро
	воды, вымыть пол или выкопать из epa0oK мешок
картошки.

Позор тому. «герою», который мечтает, вскочив
на коня, ринуться в гущу боя и изрубить шашкой
десяток-другой танков, а сам боком-боком, трус-
ливо норовит отлынуть, свалить на плечи товари-
щей всю черную и непарадную работу.

В славе у нас всюду: те честные, скромные ребя-
та-труженики, пионеры-тимуровцы, которые по при-
меру своих отцов и старших братьев упорно учатся,
работают, терпеливо постигают сложное военное
дело, помогают семьям бойцов и заботятся о наших
героях-раненых.

Это много? Да! Это не мало. Но для победы
нужны не малые усилия.

Страна о вас всегда заботилась, она вас воспи-
товала, учила, ласкала и: частенько дажё баловала.

Пришло время и вам — не словами, а делом —
показать, как вы ее цените, бережете и любите.
	Нисатель-орденоносец
	Живем: мы все ов Щегловском свиносовхозе Барзасског
района, Кемеровской области. Как только наш совхоз наи
убирать хлеб, мы сейчас же отправились на поля й стал
	онены, Takum образо
	собирать колосья, которые были о
	мы спасли десятки пудов. хлеба. )
У нас в школе всего учащихся 180 человек, из. них вышл

осенью в поле 150 человек. Выкопали картофеля 5 га 185
ток, за что и были отмечены в нашей районной газете. Свое.
ми силами огородили школу, побелили ее, посадили елены
насаждения; отремонтировали парты.

Нионерская дружина
“fHlernoscKo# семилетней школы
		8-го в ЦЕ. мол. булет обсуждаться  но-
	вый варнант моего спенёрия

“Итак; чю у меня было в прошелшем
	‘сороковом? Весна. Цхалтубо. Потом работа
	Hal режиссерским сценарием. — Потом
Клин — повесть о Тимуре — немного Ма-
	’лверка.“ ‘Потом опять Клин `— «Коменлант
	снежной крепости». Немного Болшево; Со-
КОЛЬНИКИ.

Ва земле тревожно. но в новый год я
вступаю. твердым. не растерявшимся».
—Да, Аркадий Гайлар вступил в суровый
1941 год собранным. полностью. мобилизо-
	ванным. Через 10 месянев после при-
веленной записи, в дни смертельных
испытаний,  постигиих Родину.  писа-
	тель Гайдар попал в окружение. Он eme-
нил перо военного корреспондента на пуле-
мет воина и геройски погиб от фалиет-
	ской пули, пронзившей его  отважное
сердце.

Благородная жизнь Аркадия Гайдара
	служит великим примером советским ребя-
там. Боевое творчество замечательного пи-

сателя-большевика служит: велаким при-
мером всем советским писателям.

У Вити Ивдева был туберкулез лимфатичёских экелёз и р
	дители недавно привезли его на Кавказ с Крайнего Север:
	‘_ Что ‘скажешь,
	Витя? — приветливо ‘спросил главиь!

врач летской туберкулезной больницы В. Ковалев. .
— Вениамин Ефремович! Мы надумали продолжить в жи
‘ни книгу Гайдара ‘о тимуровцах,— с волнением произнеб Вин
	пионерская линейка.
	Исаев. - В школе у. нас. были и
	подъем флага, и беселы у костра, и занятия в кружках... М№
понимаем, что здесь’ больница и нам вало больше! отлыхать
	здоровья... Но
	набираться сил и
	мы. ведь будем тольк
	играть, чтобы жить пэ-пионерски, как все здоровые ребята

Это было в июле прошлого года. С тех пор в лысогорско!
детской здравнице перебывали десятки ребят, но почин пе).
вых тимуровцев Вити’ Исаева, Светы Дорониной. Алеши Лу
	бовского, Любы Агиенко,
одних пионеров к другим.
	братьев ХЛаренко передается tt
Каждое утро на пиоверскую ли:
	себя. леть
используется
	HM сказки
	с граница
	неику выходят, ребята. Каждое утро полнима

— флаг!..

~ ‘Раньше детям ‘просто-напросто некуда было

Ныне каждая минута в больнице-санатории

разумно, интересно.

`. Вот вокруг пионера Виталия сгрудились р

Тает ` книгу «Расек Трубачев и его товари

вызывает воспоминания, жаркие суждения...
Паонеры читают малышам, рассказывают
	Шефство над самыми маленькими — трогательная
	из летописи лысогорской здравницы.
	РАССКАЗ
	ГЕОРГИЕВСК
	Арк. ГАИДАР
Действующая Армия.
	(«Пионерская правда» ЗО/УПГ 1941 г.)
	М АТЬ Никиты училась в Москве на кур-
сах и должна была приехать не скоро.
Жил мальчик с отцом Николаем Егоро-
вичем вдвоем в большом новом доме возле
фабрики. Отец работал на фабрике, а Ни-
	кита училея в школе. Только вот в чем
было дело: отец работал хорошо, а Никита
учился плохо. Он два месяца болел и зи-
мой пропустил много уроков.

Николай Егорович решил уже, что Ни-
кита останется на вторей год в пятом
классе.

— Ras бытЕ, чем помоче парню? —
думал Николай Егорович, но ничего пут-
ного придумать не мог. Ему самому не-
когла было заниматься в сыном.

_ Сообщение Никиты о том, что с ним
хотят заниматься товарищи, ° Николай
Егорович ветретил снисходительно и недо-
верчиво. Он, конечно, знал, что советские
ребята не оставляют друг друга в беде, он
даже читал в свое время книжки про Ти-
мура и видел такую картину в кино.

Николай Егорович пожал плечами. Все
это было давно — Гайлар, Тимур, моло-
дость и все, казалось Николаю Егоровичу,
прошло и забылось. Во время войны это,
конечно, помогало воспитывать ребят.

— Хорошо, — сказал Николай  Егоро-
вич, — занимайтесь. Можешь. позвать их
№ себе.

..В большую и темную переднюю ники-
тиной квартиры гобти вошли гуськом,
чинно, без шуток, разделись и аккуратно
повесили свой пальто и бушлатики на
большую круглую вешалку.

—- Сейчас я вас напою чаем, —— сказал
им Никита торжественно. — Я покажу
вам отцовскую старую шашку и альбом с
марками. Чай будем пить. с пирожными.
Ты, Наташа, иди сюда за мной, вот тут
моя комната, а вон тут-——папина...

‚ Никита не знал, куда усалить друзей.
Он побежал было в кухню зажигать элект-
рическую печку, но вернулся и грохнул на
стол. чтоб гостям не было скучно, альбом

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 25 октября 1951 г. Ne 127
	Ал. УЛЬКИН
PIPL Phe
	Никитой только учимся вместе. Ты. Ila
ташка. носом не хлюпай, отеп у тебя ды:

не хуже. чем у других людей. И у мои
отеп. был не хуже и мать
	‚Непонятная какая-то петля перехватила.
	Г ФН.

Шурику горло. и он отвернулея к смене. с
	Па одно мгновение дрогнули его плечи. и 5”
		всем показалось, что Шурик плачет, 1
тотчас же он сповз круто повернулся aie
	NOM & людям, и все увидели блестяши
его глазенки.
	— Hy й 9710? — сказал он упрямо. —
Была война за Родину п за товариша.
Crannua. ““flanys орла АНА НВ
	Петрович Гайлар умер за. то. 9708: ВОЙНЫ
	оольте не было. Чтобы другие люли жили”
		спокойно. Отцов ваших убили. Мн xe
	должны ‘быть ве хуже от. этого, а лучше

Вот йа все!
	— Ну и хорошо, что все, — сказал Ни:
колай Егорович, обнимая Шурика — Вы
юмворилея, ‘и лално, Или, Никита; став
чайник, а ты. Наташа. помогай мно по хо
	зяйству. 6 шкафу стоят тарелки, а B rte
he лежат вилки и ЛОКИ.
	Он был очень смушен сегодня. Так pot
кто, значит. помогал жить на свете ему 1
Никите, Маленькие ребята, у которых.

кроме матери-Родины и советской власли,
никого близких не было.
	- ‘Помошники! Да им ‘самим нало п0%0-
гать со. всех сторон. А вель в этом лет
ском доме он. лиректор Фабрики. — сосе,
не, был ‘ни разу. Как это сказал мальчугаи:
ови умерли. во вель мы должны быть 0
	Угого не хуже, а лучше. Хороший маль-
чишка  $ ц
	На столе’ совсем рядом е учебниками
Па русскому языку и 00 математике, по!
локтем у Шурика. лежала большая gee:
вая книга.  На обложке было написан
золотыми буквами: «Арказий Гайзлар Co.
тиневия»... И Николай Егоровиз ясно:
ясно увилел Teper coho xanamarn дл
		  осле своей смерти живет грели нм
	и утит советеких ребят в
рошему, самому светлому.
	Борис ЕМЕЛЬЯНОВ
	с марками, альбоме семейными Фотогра-
	фиями и альбом образцов с отцовской фаб-
РИКИ.

Шурик неумолимо отодвинул все альбо-
мы в сторону. Ему, конечно, очень. хоте-
лось рассмотреть и марки, и карточки, и,
особенно, старую шашку никитиного отца,
которая, как рассказывал товарищам Ни-
кита, висит в другой комнате, ва стене.
Но он очень хорошо помнил сказанные
ему недавно вожатой Ниной слова о том,
что только сознательная дисциплина есть
диециплина действительно железная, ий гор-
дилея тем, что вот он, Шурик Никифоров,
ученик пятого класса и звеньевой пионе-
ров. стал таким железным человеком.

— Сначала мы напишем диктант, —
сказал он суровым голосом. — Й ты, Ha-
таша, не смотри на меня жалобными гла-
зами, пирожные от тебя не уйдут.
	Никита уже тащил чернильницу и тет-
ради. Ради таких друзей он был готов
писать, как Пушкин, вею ночь, до утра.
	Он сел за стол, полодвинул в себе тет-
радку, положил промокашку поближе, с
правой руки, и сказал самоотверженно:

— Лавайте, диктуйте... .

Они очень увлеклись занятиями. Ната-
ша диктовала, как самая настоящая учи-
тельница: «Уж небо осенью дышало, уж

реже солнышко блистало...»
Шагов Николая Егоровича они не рас-
		С ней, с первой, начинал разговор этот
большой и суровый с виду человек. Ната-
ша удивилась и растерялась.

— Ее зовут Наташкой, — с готовностью
подсказал Шурик.

Николай Егорович все так же серьезно
БИВНУЛ ГОЛОВОЙ.

— Здравствуй, Наташа, — сказал он
приветливо. — Ты хорошая девочка. Так,
значит, вы тимуровцы? Пионеры?

— Пионеры, — хором ответили ребята.

Теперь Николай Егорович оглядел их
кажлого в отлельности.
	— А кто же у вас главный’— просил
	он. -— Вто Тимур?
	истрепанную, пожелтевшую от времени.
картонкх,
	Ребята смотрели на Николая Егоровича
с нетерпением и недоверием. Уж очень он

был ненохож на комсомольца, этот боль-
шой старый человек.
	— Bor woe удостоверение, — сказал
Николай Егорович Шурику, — выданное
Центральным комитетом. И я был комсо-
мольским работником еще тотда, когда ни
тебя, ни Натапги не было ва. свете.
	Ребята с уважением разглядывали ста-
ров удостоверение Николая Егоровича. Ска-
зано было в нем, что член Российского
коммунистического союза молодежи Н. Е.
Воронин командируется Центральным ко-
митетом комеомола в распоряжение Там-
бовской губернской чрезвычайной комиссии
по борьбе с контрреволюцией, банлитизмом,
спекуляцией и преступлевиями по долж-
ности. Желтая картоночка была помечева
1920 годом,-—Шурик даже зажмурился:
«Ух. как давно!».—и напоминала 0 граж-

данской войне, лесных засалах и жестоких
боях.

— Значит, Тимур—это Нина?—задум-
чиво тем временем повторил Николай Его-
рович. — И это она все придумала?
	— Нет, — сказал Шурик терпеливо.
улыбаясь. — Это не она олдяа придумы-
вала. Сначала все придумал писатель Гай-
лар. А потом мы придумали все вместе.
Я и вот Женя, и Наташа, мы учимся с
вашим Никитой в одном классе, Мы все
про вас знаем, вам рассказывали.
	— Что же вы про меня знаете? — спро-
	сил Николай Егорович.
	Шурику не хотелось говорить напрямик,
что старший брат `Никиты убит.

Жена тах и сказал, дергая Шурика за
рукав:

— 06 этом не нало говорить. Просто.
одному жить и учиться трудно. Вы же
	356 время заняты, вам некогда, и Никита
все время один.
	— Бы решили мне помочь? — сказал
Николай Егорович. :
	— Никите, — сказал Шурик. — Ну, и,
конечно, вам тоже. Ничего особенного. Мы
и другим тоже помогаем. Вы делайте свое
дело ина нас. не обращайте внимания.
	— Никиту мы вытянем.-—сказал Женя.

— Он уже вытагивается. — сказала
Hatama.
	—Я вытягиваюсь, — подтверлил Ни-
RETA, :

— Хорошо, — сказал Николай Егоро-
вич. — Большое. тебе спасибо. И вам: ре-
бята, большая благодарность п от меня и
от Никиты! Вы хорошие товарищи. He
знаю только, как вы сами будете справ-
ляться со своими делами и уроками. Вре-
мени на Никиту У вас уйдет много. Что
скажут ваши отцы и матери...

Но тут он уливленно замолк. Женя опу-
стил голову. Шурик немного побледнел.
встал и на глазах у всех стал вроле вы-
ше ростом. —

— Отцы наши. и матери ничего нам не
скажут, — сказал он. выговаривая слова:
еле-еле, сквозь плотно сжатые губы.

Николай Егорович ‘посмотрел на‘ Ната-
шу: у девочки в глазах стояли. слезы. и
сна запрокинула голову _ BRICORO-BEICORO,
пелая вил, что разглялывает высокий по-
TOJOR комнаты. Так по крайней мере ни
одна слезинка не упалет на пол.

— Нало вам все объяснить сразу, —
продолжал Шурик. — Сяль. Никита. на ме-
	сто и не толкай меня локтем. Я й Женя,
И Наташа. МЫ живем р татоком там + a
	вивем в детском доме ис! рошему,
	Ребята озадаченно переглянулись, явно
	HO зная, что отвечать.

— Ты Тимур? — спросил Ниволай Ero-
рович у Шурика.

— Что вы, что вы! — воскликнул Шу-

рик испуганно. — Какой я Тимур? Нет
Тимур не я. Вот наша вожатая. Нина, —
	действительно Тимур.
— Нет, Нина больше Тимура, — взвол-
	нованно крикнул %\еня Смирнов, третий
их товарищ,
— Больше? — удивленно ‹ переспросил
	Николай Егорович, и ему уверенно отве-
тил Шурик:

— Больше. У Тимура была что-——коман-
ла? А Нина— комсомольский работник. У
ans — xpymana. Нина е нами дома и в

походе. Наша Нина в районном комитете
член бюро.

Шурик заметил, какими страшными гла-
зами смотрят на него товарищи, и епохва-
тился:

— Я только не знаю, — сказал он. —
Должен ли я вам все это рассказывать?

— Мне можно, — ответил Николай Вго-

рович. — Видишь  ли, я тоже когда-то был
комсомольским работником.

Он полез в стол, долго копался в нь
гах и, наконец, извлек на свет старую
		Ов быстро и неожиданно вошел в ком-
нату. «Так вот она какие, друзья, —
подумалось ему. — Ну что ж, как будто
ребята хорошие и, стало быть, Никита го-
ворил правду...»

— Папа, — сказал Никита. — это мои
	самые лучшие товарищи. Подожди. Я тебя
nosnakon Ii.
	— Не торопись; —— сказал Циколай Ero-
рович, — Я как-нибудь сам познакомлюсь.
Тебя как зовут, девочка?
	— Все, — коротко сказал Шурик. —
Знаем, что вы живете в Никитой одни,
влвоем, мама у Никиты переучивается в
	Москве на. доктора. а он сам лолго болел.
	знаем, что у Никиты был старший брат и
теперь его нет, потому что была война...