Почти одновременно со Сталинграл-
ских тракторнымо заводом, ‘е  Магнит-
кой и другими гигантами первой сталин-
ской пятилетки началось ‘строительство
завода  сельскохозяйственных машин —
Роетсельмаша имени Й. В: Сталича_
	_ Мне всюминаются маленькие поезда с
бетоном, сновавшие: Ио узкоколейке, ред-
кие’ огня ‘электросваркле и ‘бесчисленное
	количество конных грабарок, о вывозящих
BENT. .

Недавно группе писателей пришлось
побывать на строительстве  Волго-Дона.
	На строительной площадке ‘Цимаянского
гидроузла мы попали ‘в миро индустрии,
в мир огромных портальных кранов, зем-
лесосных енарядов и бетонозаволов. беско-
	нечных караванов автомашин,  гружен-
ных строительным материалом. Да, это
великая стройка коммунизма! Bee, что
	накоплено предыдущими зодами, все, что
строилось в годы первых сталинских пя-
тнлеток. все, что мы защищали, все, что
побеждало в годы Великой Отечественной
войны. рев. что окрелло и умножилось в
	послевоенные годы, —— вое это здесь, на
грандиозной площадке этого  строитёль-
ства... .
	В последнее время в некоторых крити-
ческих статьях, да и в отдельных про-
изведениях мы нередко ветречаем слова:
«приметы коммунизма». Ho говоря о
приметах хоммунизма, многие из нае име-
ют в виду подчас только некое матери-
альное их выражение. Мы иногда забы-
ваем 0 самом главном — 0 коммуниети-
меском сознании миллионов советских лю-
дей. Коммунистическое сознание нового
советского человека — вот главная  при-
мета коммунизма. ^ : т
	Где бы мы ни жили и работали=— в
Москве или Ростове, в Ленинграде или
Онуферополе, в Киеве или Краснодаре,
Минске или Ставрополе, — всюду мы, <0-
ветские писатели, должны стремиться со-
здавать произведения, которые полно и
глубоко показывали бы это новое, ком-
мунистическое сознание советекого чело-
вета.
	Одно из наиболее примечательных яв-
Лений нашей литературной жизни с9-
стоит в том, что сейчас стираются грани
между так называемой столичной литера-
турой и литературой периферийной. Тем
больше ответетвенноети лежит’ на каж-
`Дом из нас, в каком бы городе ни были
‚прописаны наци паспорта.

Перед писателями Дона, Крыма, Куба-
чи и Ставрополья открыт огромный про-
‚ стор для творчества. Они живут в са-
мои центре великих событий. Здесь етро-
ится Волго-Донской канал. Крымчане —
свидетели и участники строительства Се-
веро-Крымского канала, по соселетву ©
ними — легендарная Каховка. У кубан-
цев и ставропольцев есть опыт стройки
Невинномысского  оросительного канала.
В этих областях и краях расположены
мотучию тиганты name li советской  ин-
‘дуетрии.

За последние годы писателями ona,
Еубали, Крыма и Ставрополья написаны
Книги, которые стоят в ряду крупных
‘произведений советской литературы. Это
прежде всего «Порт-Артур» А. Степаног

«Искры» М. Соколова, «В крымеком
подполье» И. Козлова, «Пловучая стани-
ца» В. Завруткина, «Звездочка» И. Ваби-
ленко, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина,
«Волгины» Г. Шолохова-Синявского, «Тре-
тий эшелон» И. Егорова, «Горы в цвету»
Д. Холендро, «Красное знамя» А. Кали-
нина, очерки В. Фоменко, исторические
романы Д. Петрова-Бирюка, «В горах
Кавказа» А. Оленича-Гнененко. Все эти
хнипи, различные по творческому почер-
KY их авторов, посвящены значительным
событиям, написаны На важную тему.
Я все же к ним можно предъявить серь-
езные претензии, ибо даже в лучших
произведениях еще недостает широких
обобщений, биографии героев о зачастую
остаются их личными биографиями.

Роман Г. Иолохова-Синявекотмо  «Вол-
тины» в трех книгах, из которых две уже
изданы, — большое  подотно.  Действую-
щими лицами книги являются о предста-
вители интеллигенции, рабочие и воен-
ные, студенты, люди разных характеров
и техпераментов. Герои вниги  прохолят
	суровый жизненный путь. Мы видим их
под Сталинградом, на Орловеко-КБурской
дуге, в тылу и на фронте. Точнев, епо-
койнее и чише стал язык писателя, уг-
лубленнее характеристики героев. H все
Же в этом романе есть ощущение неко-
торой скованности, узости горизонта пи-
сателя. Его герои еще не поднялись на ту
ступень, с которой  становятея’ видны
исторические горизонты. Думается, чт
Г. Шолохов-Синявекий, ’ поставив перед
собой более высокие творческие задачи,
сумеет создать монументальное произвеле-
hue о. нашей жизни,

В романе Е. Поповкина «Семья Руба-
HOE» изображены события 1941 —
1945 гг. Это большое патриотическое по-
вествование о ряловых советских людях в
тоды Отечественной войны. Его герои
запоминаются, налолго остаются в чита-
тельской памяти. Но все же недостатком
этой книги является некоторая эмпирич-
НОСТЬ. Хараклерен в этом  отношеним
эпизод, рисующий встречу Петра и Окса-
ны Рубанюк. Четыре гола не были вместе
эти лва человека. крепко любящие друг
	друга, но сцена их встречи . вызывает
чувство глубокого ° неудовлетворения.
Слишком холодны. друг © лоугом при
	зетрече оказались Оксана и Herp, и х9-
Яодны не потому, что это  предопреде-
	Из доклада на конференции писателем

Юга в Ростове.
	Бюро Ростовского областного‘ комитета
ВКП(б) обсудило результаты проверки
деятельности Ростиздата в связи со статьей
в «Литературной газете» (№ 60, от 22 мая
с. г.) «В Ростовском излательстве неблаго-
получно» и приняло ‘решение, в котором от-
мечается, что статья ‘в «Литературной га-
вете» совершенно правильно указывает на
неблагополучное положение в Ростовском
книгоиздательстве.. .

‚ Ростиздат систематически че. выполняет
тематического плана. За 9 месяцев текуше-
	ЕИНОСТЬ   © конференции   Повести о простых
	писателей Юга
	РОСТОВ-НА-ДОНУ. (Наш корр.). Ha yr-
реннем иленарном. заседании конференции
23 октября с солокладами о работе пиеа-
тельских организаций Дона. Ставрополья,
Арыма и Кубани выступили М. Соколов,
И. Егоров. Е. Поповкин и И. Иишаков.
	Как в локлале А. Софронова. так ий в
содокладах руководителей местных oTIe-
пений ССП речь шла. тлавиым образом, о
нерешенных задачах, необходимости 1по-
вышать мастерство: смелее вторгаться в
жизнь И ярче освешаль героические дела
Наших современников.
	Участники конференции © большим ин-
TepecoM выслушали содоклад ответствен-
ного секретаря ставропольского краевого
отделения ССП И. Егорова. На конкретных
Примерах он показал, что еще не все пи-
сатели зорко вематриваются в проиеходя-
щие вокруг них события. Некоторые ли-
тераторы слабо изучают жизнь созетеких
людей, нередко стремяжя  умозрительно
представить и. нарисовать 0браз нашего
современника. Скольжение по поверхности
зачастую приводит к художественных и
плейным срывам. И. Егоров полчеркирает,
что отделения ССП должны помогать пи-
сателям не только в выборе темы, но и
В холме самой твооческой работы.
	Содоклалы М. Соколова, П. Иншакова
и, в значительной мере, Е. Поповкина не
содержали творческого анализа успехов и
срывов в Работе местных писателей: Пере-
числяя отдельные произвеления, говоря о
положительной работе и промахах пекото-
	рых авторов, М. Соколов и ПН. Интаков.
	нв сумели глубоко показать, чем же 905ъ-
ясняются эти удачи или Неудачи, Бак
осуществляли  организационно-творческую
помошь писателям отделения CCI. Oba
оратора справедливо указывали на Нелдо-
статочную помошь местным  ортанизаЦиям
	CO стороны правления и секретариата ССП.
	CCCP и его комиссий. на ‘То, что печать
и, в частности, «Литературная газета» ма»
	10 уделяют внимания творчеству писате-
лей, живущих в краях и областях.

Из сохокладов выяснилось крейне не-
удовлетворительное состояние  литератур-
ной критики на Дону, Кубани и в Крыму.
Но М. Соколов, П. Иншаков и Е. Понов-
кин He рассказали конференции, какие
же меры принимают отделения ССП. что-
бы растить и воспитывать кадры крити-
ков, какую помопть оказывают они имею-
щимся  ЛИтературно-критическим силам.
Странно прозвучало заявление М. Соколо-
	Ba oF TOM, Uo росту клятяческих кадров:
	и привлечению. к. литературно-критичеекой

работе научных сотрудников будто бы ме-
‘тают руководители местных вузов.

В содоклалах отмечалась слабая работа

местных литературно-хуложеетвенных аль-
манахов, особенно низкий идейный уровень,
их отделов критики и библиографии.
М. Соколов поднял на конференции в0-
прос о создании мезжобластного литератур-
но-хуложествентого журнала - писателей
Юга. Е. Поповкино справедливо товорил о
необходимости более вдумчиво подходить к
планированию творческих  команлировок
писателей, пролумывать - систему творче-
CROH помои авторам и контроля за лите-
 ратурным пронессом.
” Содовлалянкн улелили много” внимания
‘работе с ‘Мелодыми п начинающими авто-
Dana. Rak выяениловь. отделения ССП
И комиссия ‘по работе е мололыми писа-
‘телями ССП СССР оказывают мало помо-
1m литературной молодежи. Содоклалчики
‘He рассказали. какие меры намечают от-
‘деления ССП. чтобы организовать настоя-
‚щую ‘идейно-творческую учебу молодых
авторов” и 1обиться активной помощи в
этом ‘большом: Деле Co стороны местных
газет и излательетв.. _

Вечером 33 октября и утром и вечером
24 октября на конференции  рабтали
творческие семинары по Прозе, поэзии,
драматургии, детской литературе, врити-
Re п литературовелению.

В ПОНЕДЕЛЬНИК
		Нельзя рассматривать проблемы лите-
ратурной критики, Возникающие перед
писателями краев и областей, в отрыве OT
всей нашей литературной критики. Ё co-
жалению, На этом важном участке ло сих
пор допусканухя грубые ошибки. =

Так, например, в десятом номере жур-
нала «Новый мир» опубликована статья
Ан. Тарасенкова, в Которой цикл стихов
Н. Тихонова, написанный в, результате
поездки в Иэкистан и Афганиетан, кри-
тикуется с фермалистических позиций.

Стихи Тихонова © Пакистане и Афга-
нистане, при отлельных недостатках, яв-
ляются значительным успехом поэта, Они
свидетельствуют © ‘его поэтической моло-
дости, о ем безраздельной преданности
делу защиты мира, 0 его огромной любви
к утнетенным народам. Не заметить это-
го нельзя.

Ан. Тарасенков не скунится на хлесткие
эпитеты. Тут в «мутные растворы хлеб-
НИикОвЩиНы», и «символизм», И «акме-
изм», и «родимые пятна декаданса», и да-
же «стихи в стиле Козьмы Пруткова»,

Критик выдвигает тягчайшее  обвине-
ние, говоря, что в этом цикле «нет чет-
кого, ясного политического рисунка —
противопоставления мира социализма, от-
куда прибыл поэт, и мира колониального
гнета и произвола; который царит по ту
Сторону Гималайского хребта».

Достаточно  хобросовестно ° прочитать
стихи Н. Тихонова, Чтобы увидеть, что
это обвинение ни На %м Не основано,
160 такие стихотворения, как «В рабо-
чем квартале в Лахоре», «Дуаб», «Друзья»,
начисто опровергают этш обвинения.

Советской литературе доропи традиции
русской классики, дороги образы  поло-
жительных героев Литературы ХИХ века.
Это чувство гордости за клаесическую
литературу органически присуще нашему
читателю. Однако в статье А. Гурвича
«Сила положительного примера» («Но-
вый мир», № 9) содержитея иное мне-
ние, будто русские классики не создали
	Фраза положительного героя.
	Голодный, оборванный
рабочий парень, обмо-
раживая руки, темной
зимней ночью  подни-
мается по скобам Ha

°

Радий Ф nw
}

— SPO CAA § YDU MH

ния, против предатель-
ства «евоих» реакцио-
неров. 3xecs, в. среде
кадровых. Фабочих, он
сам становится  ав-
		тивным борцом, солдатом великой армии
Мира. ‘
	_ B повестях В. Тевекеляна чного талант-
ливых странип ип запбминающихея, верно
найденных, точных деталей. Большой
улачей автора нужно считать образ глав-
ного героя——Пехливана, в котором убеди-
тельно показаны рождение протеста в ря-
довом труженике, превращение маленького
забитого человека в отважного борца.
	Впервые выступая в печати с литера-
турным произведением, В. Тевекелян не
только’ нашел острую и важную тему, HO
Ц Сучел придать повествованию  соответ-
ствующую замыслу форму. Рассказ. волет-
ся от первого лица и воспринимается, как
волнующий человеческий локумент. Нето-
ропливо, слержанно рассказывает юноша
Пехливан о лумах своих и печалях, о го-
лодной, страшной жизни труженика в
маршаллизованной Турции.

Но повести написаны неровно. Если в
первой герои живут и думают, чувствуют
и действуют как бы без. подсказок ‘автора
4 эти страницы производят впечатление
подлинной жизни, такой, как она есть, то
во второй — автор часто сбивается Ha
протокольное описание событий, ре-
альные художественные картины заменя-
ет порой общими разговорами: Значитель-
но беднее и язык этой повести. Пол-
вая горькой пронии и народной. мутрости
афористичная ‘речь крестьян ‘сменяется
дидактическими, сухими фразами, вложен-
ными в уста рабочих. В результате обра-
зы переловых рабочих, активных борнов за
дело нарола, получились бледнее, чем фн-
гуры неграмотных. забитых крестьян.”
	В. Тевекелян хорошо знает жизнь ибыт
турецкого крестьянина и рабочего. Но ему,
вилимо, недостаточно глубоко знакома по-
литическая жизнь сегодняшней Турции.
Поэтому автору не удалось с лолжной пол-
нотой показать конкретные условия. в ко-
терых развертывается в этой стране  борь-
ба ‘за Национальную независимость. ‘за
мир. Передовые, сознательные рабочие
Турции ‘выступают сейчас не только 3a-
щитниками своих классовых интересов, но
A защитниками интересов всай нации про-
тив американского империализма. Вот по-
чему они объединяются в широком нанио-
нальном фронте не только с крестьянами,
ремесленниками, переловой интеллигенци-
ей, но и с мелкими и срелними прехири-
нимателями. тоже страдающими от заси-
лия американских монополий. Неуливи-
тельно поэтому, что, когла несколько не-
дель тому назад рабочие-текетильники
Стамбула организовали бойкот американ-
ских. товаров, разоряющиеся мелкие прёл-
приниматели присоединились к бойкоту.
Чрезвычайно важно было’ бы ‚отразить
эту характерную черту нынешнего этапа
освободительного антиимпериалистического
движения в Турпии.
	10, что В. Тевекелян почти веюлу изо-
бражает крестьян пассивными, не типич-
нэ для современной турецкой деревни. В
наши дни турецкие крестьяне не только
защищают свою землю. они уже перехолят
к насильственному захвату помешичьих
земель, к вооруженным выступлениям
против властей. Нередки случаи вооружен-
ных столкновений крестьян с жандарме-
рией, как это было‘ недавно в деревне
Мерданели пол самой Анкарой. Вооружен-
вые отряды крестьян-повстаниев ухолят в
геры, где продолжают борБбу с карате-
AME. .

Автор глухо упоминает в начале книги
9. резне армян в Турции в голы первой
мировой войны. но ов совершенно обходит
национальный вопрое в нынешней Турции,
веторый стоит там чрезвычайно остро.

Говоря устами своего героя. ato Кемаль
Ататюрк завещал хранить дружбу с Со-
ветеким Союзом, и нигде больше не воз-
вращаясь к этому вопросу. В. Тевекелян
невольно лезориентирует читателя. Полу-
чается. что нынешние правители. Турции
изменили заветам Кемаля. тогла как на
сзмом деле они продолжают проводить ту
же политику, выражавшую интересы крун-
ной буржуазии и помещиков. Кемаль Ата-
тюрк вынужден был лить прикрывать эту
политику лицемерными фразами © дружбе

e Советским Союзом. ведя на деле тоэг с
империалистами.
	ABTOD допускает серьезную ощибку, го-
веря о подлержке переловыми рабочими
фашиестеких депутатов меджлиса  Кемаля
Тюркоглу и Османа Бёлюкбати, Каз из-
вестно, эти пролажные политиканы лишь
в демагогических целях прикинулиеь нро-
	тивниками отправки турецких войск в
Ворею.. `
	Повествование перегружено большим ко-
личеством турецких слов. которые к то-
му же нередко даютея в искаженной
транскриппии. Есть в повестях и ‘неточ-
ности. ° Так, герои Читают книгу
Сабахаттина Али «Асфальтовая торога».
Вниги под Таким названием у Сабахатти-
на Али нет. Так был назван сборник pac-
сказов писателя в русском переволе. Не
издавалась в Турции и «новая книга» На-
зыма Хикмеёта.
	Редакция альманаха «Дружба нарохов»,
немало поработав с автором, не обеспечи-
ла, олнако, его необхолимой консультапи-
ей. Интересное, талантливое произвеление
В. Тевекеляна не свободно от серьезных
	недостатков. Они должны быть устранены
при излании повестей отлельной книгой.
	Симферополь. Крым-
	роман. Краснодар.
	фабричную трубу. На огромной высоте он
водружает жестяной щит, на котором’ ва-
чертаны ‘слова, звучашие в сердце кажло-
Го честного человека во всех странах
света, — слова нламенного протеста про-
тив войны. Он знает, что за это ему’ гро-
зат долгие годы тюрьмы, но. ни минуты
не колеблясь, выполняет. порученное ему
организацией сторонников мира благород-
ное дело...
	йидеры правящей в Турции фашистской,
так называемой «демократической», пар-
тии организуют митинг на ‘олной из фаб-
рик в Каисери. По приказу своих заокеан-
спих хозяев, ложью и насилием, они пыта-
ются завербовать рабочих для отправки
в составе турецкой бригады в Корею. Слу-
шая полные лжи и лицемерия речи наем-
ных ораторов. бездомный молодой крестья-
Нин, которому чулом удалось получить ра-
Dery на фабрике, думает о своем брате,
отправленном в Корею и погибшем там
бесславной смертью; об отце-терое нацио-
нально-освободительной войны ° против
англо-американеких имперналистов 1919—
	1925 гг., осужденном на 15 лет каторги.
	4 TO, что он защищал свою землю, пова-
добившуюся американцам ‘для постройки
военного аэродрома. В его памяти ветает
образ невесты, проданной в наложницы
кулаку; он вспоминает мать, изгнанную
из родной деревни, старших ‘товаришей-
	  рабочих, борцов за счастье своего Hane
	да, брошенных в тюрьмы. И он подни-
мается на трибуну, чтобы в лицо фаши-
стам-—предателям родины-—бросить муже-
ственные. слова правды:

— Мы задыхаемся от вашей евободы!..
Долой поджигателей войны! Долой амери-
	канцев! Мы, ТУркИ. не пушечное мясо..:
	‚ Надолго запоминаются эти сцены из
повести В. Тевекеляна, рассказывающей
о жизни и борьбе простых люлей Турции
за мир, за хлеб, за своболу.

Тяжелый путь проходит Пехливан, ге-
рой повестей «Жизнь как она есть» и «80-
лотые слова», прежде чем становится со-
знательным борцом за дело народа. В на-
чале книги — это придавленный нуждой
полуграмотный крестьянский парень, один
Из многих сотен тысяч крестьян, которых
можно ветретить в любом уголке Турции.

В. Тевекелян. глазами. советского чело-
века видит жизнь простых людей Турции.
С документальной ‹ точностью, без налу-
манных внешних эффектов и натуралисти-
ческих подробностей рисует он правли-
	‘вые картины жизни современной ‘Typed-
вой деревни, rie крестьяне, чтобы
  спасти своих детей от голодной смерги,
	усивают друг друга за клочок землн, за
глоток воды; гле не знают, что такое врач,
и лечат больных. давая им глотать напн-
санные на бумажке. молитвы изо ворана:
где перед емертью старший брат завещает
илахшему не жениться, ибо семья бедняка
обречена на голод и гибель. Нехливан йро-
клипает такую жизнь, но. не думает, что
существующие в Турции” порядки. Можно
изменить. Так уж устроен свет... И юно-
а мечтает 0. том, чтобы  научить-
Ch жить.  полобно медведю в берлоге,
который. сыт. тем, что сосет свою лапу,
или пайти сказочное волшебное колечко
и, разбогатев. купить себе ботинки, каж-
Ibi день пить сладкий чай и жениться
на любимой девушке...
	Автор ‘сумел. правливо, наглядно пока-
зать. как вама: жизнь подсказывает Пех-
ливану путь борьбы. пока стихийного, но
гневного протеста против порялков, суще-
ствующих в мартшаллизованной Турции.
Когла американские «специалисты» зате-
вают ‹на земле. приналлежащей крестья-
нам. строительетво аэролрома, крестьяне
пытаются защитить свои права. Но туреп-
кие власти высылают против них кара-
тельный отряд. Арестован и отец Пехлива-
па. Гнев и жажда мести переполняют верд-
це. юнопги. Ночью, тяжело ранив одного из
народных врагов-—кулака Осман-агу. он
бежит из родной деревни.

Подобные рассказанным В. Тевекеляном
факты ограбления турецких воестьян аме-
риканскими имперналиетами типичны yas
современной Турции. Туренкие газеты с0-
общили недавно, что в районе Аланы по-
мешик . согнал с земли. крестьян пелой te-
ревни, а землю продало под строительство
американской военной базы. Феодалы, стре-
мясь получить свою долю’ прибылей от
нолготовки в Новой войне, егоняют е зем-
ли крестьян, расширяют свои поместья тля
увеличения производства стратегического
сырья. нужного американским агресеорам.
	Бо второй повести-—«Золотые слова»—
рассказываетея, как после долгих месяпев
бродяжничества Шехливан попалает в го-
рол, на фабрику. Работие текстильного
комбината в Ваисери, вами живущие впро-
толодь’ в норах-землянках, лелятея с пар-
нем `нослелним” куском хлеба, помогают
ему устроиться на работу. Злесь, на фаб-
рике. Цехливан впервые слышит имя. пла-
менного борпа за счастье нарола. вылаю-
щегося туренкого поэта Назыма Хикмета:
по ночам при свете «моргалки» читает ро-
ман Максима Горького «Мать». Злесь. на
Фабрике, сознательные рабочие раскрывают
Пехливану глаза на жизнь, и он начинает
понимать необходимость организованной
борьбы против американского порабонте-
	В. Тевекелян. «Жизнь ark ona есть», «Зо-
лотые слова». Повести. Альманах «Дружба
народов», № 6, 1950 г. № 3 1951 г.
	COBPH

Анатолий СОФРОНОВ
[+2
	лено развитием их отношений, а потому,
что автор не сумел раскрыть глубокие
натуры этих людей. Писателю в своей
дальнейшей работе нужно улелить боль-
	166 внимание психологии героев.

Одним из заметных явлений нашей
литературы являетея ‘роман крымекото
	писателя Д. Холендро «Горы в цвету».
Восстановление Крыма — вот содержание
романа Холендро. Наиболее удачны в нем
образы предеезателя колхоза Степана Гор-
диенко и парторга Евдокии  Верейко.
Однако в этом романе варяду с прекраг-
ными сценами, полными глубокого юмора
  значения, тепло написанными, есть
вуски, написанные небрежно и невнятно.
	Результатом длительной творческой ра-
боты являетея изданный «Молодой .гвар-
дией» роман А. Калинина «Красное зна-
мя». В этой книге писатель творчески
переработал свои предыдущие произвеле-
ния «На юге» и «Товаращи». Осиыелив
более глубоко матерчал, он убрал многое,
что было В этих повестях лишним н
несовершенным, создал более запоминаю-
шиеся характеры, отказалея от внешних
красивостей, улучшил и язык произведе-
ния. Некоторая неудовлетворенность, ко-
торую испытываешь, закрывая эту книгу,
связана ес тем, что автор не сумел доста-
точно органически построить  компози-
цию. Есть нелостатки и в языке романа.
	_ dag каждого из нае жизнь сейчас
раскрывается шире, . людей мы видим
лучше, ‘их характеры‘ предетавляем себе
глубже и полнее. Именно этим объясняет-
ся наше стремление к обобщению. Но
обобщения эти должны быть  художеет-
венно оправданными, должны органиче-
ски возникать в пройзвелении. ° Ноэтому
Нас не вполне удовлетворяют некоторые
эпизоды хорошей книги В. Закруткина
«Пловучая станица». Писатель хотел
показать, как после приезда в Москву
расширился горизонт героев романа Зу-
бова и Груни. Герои стоят y карты и
представляют себе и гарпунеров китобой-
ной флотилии «Слава», и советские трау-
леры, которые ловят  треску в далеких
морях, и летчиков рыболовной разведки,
которые нахолят рыбу. Не слишком ли
узко-профессионально воспринимают герои
действительность?
	Говоря 00 изображении современных
тем, следует помнить, что можно писать
о людях уважаемых профессий, писать
все в настоящем времени и все же не
полно, недостаточно глубоко охватывать
современность.

Мастереки написаны некоторые расска-
зы.н очерки В. Фоменко, книга которого
«Человек в степи» обратила на себя вни-
мание прессы и ата особенню pac-
сказ «Пасечник».

ЕК сожалению, в некоторых рассказах н
очерках Фоменко мы видим чрезмерное
увлечение отдельными Частностями, ме-
лочное описание каждой  тростиночки,
каждой веточки. А некоторых критиков,
не имеющих глубокого представления о
жизни, вое это приводило в умиление.

Последние рассказы В. Фоменко свиле-
тельствуют 0 том, что писатель стал ви-
деть мир шире. Его герои живут теперь
в центре больших событий.
	Успехи; с которыми прозамки Юга при-
шли к своей творческой конференции, не
должны кружить им головы. Только на
основе глубокого изучения ‘исторических
процессов, происходящих в нашем обще-
стве, глубокого проникновения В жизнь
прозаики Юга создадут монументальные
произведения,  воспевающие красоту и
благородетво строителей коммунизма.

Необходимо отметить недостаточное вни-
мание писателей южных краев и обла-
стей к драматургии. На конференции бу-
LYT обсуждаться всего сомь пьес, причем
	только олин из авторов — Н. Винников —
	работавт в драматургаи постоянно. -Ньес®
Н. Винникова «Степь широкая» при не-
котором несовершенстве композиции за-
ключала в себе настоящую правду жизни.
Современные, близкие каждому советскому
	человеку. темы затрагивала и вторая Whe-
са Винникова «Чаша радости»:
	Однако после этих двух пьес драма-
тург, пойдя по пути наименьшего сопро-
тивления, ‘потерпел поражение в пьесе
«Белая ворона». Не удалась  драматургу
эта пьеса и в исправленном варианте.
Она попрежнему наполнена вылуманнымя
положениями, пустым и плоским развле-
кательством. Пора Винникову выйти 93
узких рамок примелькавшегося конфлит-
та между секретарем парторганизации и
председателем колхоза. Жизнь  Подсказы-
вает новые ‘конфликты. Она богата новы-
ми явлениями. Заметить и показать их—
задача писателя.

Отромную роль В деле дальнейшего
подъема советской литературы должна
играть литературная критика.

Правление ССП СССР и его секретари-
ат до сих пор не уделяли достаточного
внимания ее развитию. 1

Эти недостатки в работе правления
союза нашли свое отражение в краях и
областях. Литературные альманахи Росто-
ва, Симферополя, Краснодара и Ставроло-
ля редко и неглубоко обсуждаются в Co-
ю3е писателей. Московские критики и во-
миссия по критике ССП СССР не помога-
ют критикам краев и областей. Критико-
библиографические отделы в альманахах
поставлены неудовлетворительно.
	ЗВЕНА TERI EEEHTHDLE
	По следам выступлений «Литературной газеты»
	«в РОСТОВСКОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНО»
	го года из 120 названий планируемой к
изданию литературы в свет вышло толь-

ко 45.

Не выполняя тематического плана, ди-
ректор. издательства тоЕ. Вакулин продви-
гал к изданию внеплановую литературу,
часто руководствуясь при этом приятель:
скими отношениями с авторами. В практи-
ческой работе Вакулин игнорировал редак-
пионный совет. В издательстве грубо на-
рушалась финансовая дисциплина.
	Искусственно изолируя «оилу положи-
	тельного примера? от многообразной И
многосторонней революционной действи-
тельности, которую изображает советская
литература, А. Гурвич находит эту силу
только в трудовом подъеме и отрывает
разбираемое им произведение. «Далеко от
Москвы» В. Ажаева от всей ‘советской
литературы.

Хотел этого критик или не хотел, но
то, что Оказалось выраженным в его
статье, есть не что иное, как нигилисти-
ческое отношение п в русской класеиче-
ской литературе и Е лучшим произведе-
ниям советекой литературы. 2
	Стремясь всемерно ‘развивать настоя-
‘щую большевистскую Литературную кри-
тику, мы‘ должны Помнить Требования
партии 0 необходимости для. писалелей
глубоко изучать законы развития обще-
ства, произведения классиков  марксизма-
ленинизма, быть не пассивными созерца-
телями жизни; з активными борцами. за
дело коммунизма. Все писатели, руковол-
ство союза,’ редколлегии  литературно-ху-
дожественных журналов, областные и кра-
евые писательские организаций - должны
уделять больше внимания ‘идейно-полити-
ческому воспитанию литераторов.
	Альманах «Арым» Напечатал слабую
статью М. Новиковой по вопросам языко-
знания. Вопросы языка получили в этой
статье формальное и поверхностное осве-
щение.

Критико-библиографический отдел аль-
манаха «Крым» грешит  неумеренными
похвалами в адрес писателей. В захвали-
Фающих статьях и рецензиях о книгах
молодых поэтов нет настоящей заботы 0
писателях, желания помочь им глубоким
разбором их произведений. .

Долгое время в таком же положении
	  находился и альманах «Дон», не печатав-
	ший серьезных критических статей; а
прелпочитавиий панегирики в адрее OT-
	дельных Писателей. Нока еще существен-
	ных перемен в альманахе «Дон» нет, хо-
тя следует положительно оценить серьез-
ную статью А. Постанова «За чистогу п
	богатетво языка литературных прюизве-
дений».

Неправильно поступила редколлегия
	альманаха «Дон», не напечатав Bo. BTO-
ром номере ни одной критической статьи
и посвятив erol целиком работам начинаю-
щих писателей. Вместо того, чтобы стро-
го отобрать произведения молодых, ред-
коллегия напечатала много ‘слабых и He-
зрелых стихов и рассказов.
	эадача ростовских  Еритиков — помочь
молодым писателям, таким, вапример, как
поэт. А. Рогачев. книга которого «Знаме-
носцы мира» паряду с некоторыми хоро-
шими стихотворениями содержит и ряд
слабых. полражательных произведений.
	Отеутетвие настоящей › литературной
критики приводит к тому. 910 и такой
опытный. давно работающий в литерату-
ре поэт, как Ашют Гарнакерьян, опубли-
ковал в зльманахе «Дон» пустое и 6е3-
думное стихотворение «Казарки».
	’На правах
пасынка
	Письмо в редакцию
	Востромское областное издательство су-
щЩествует сельмой год. За это время оно
сумело выпустить всего три. альманаха,
да и Te Имеют серьезные = недостатки.
Главная Причина этого в Том, что Deq-
коллегия альманаха не чувсгвует высо-
кой  ответственноети за поручение ей
дело. а РУководнтели излательетва (лирек-
тор тов. Матвеев. главный редактор тов.
Белова),  Повидимому. рассуждают так:
раз альманах критикуют, избавимея и от
критики И от альманаха...

Отсутетвие настоящей  коллегиально-
стя в таботе над сборником  привойт к
ошибкам. В третьем номере опубликована
очень слабая в художественном отношении
повесть А. Никитина «Ткачи», которая
на. областном совещании . Молодых писа-
	\
	Е ао EI Ie

Вопросы ‚Литературной RDETHRA TOA Sn
: rene была подвергнута резкой в? ПРИКе.

ны стоять в центре внимания краевых
и областных писательских организаций.

Проходящая в эти дни творческая кон-
ференция Писателей Юга привлекает боль-
ое внимание литературной и читатель-
	ской общественности. Советские читатели
заинтересованы, чтобы литераторы Дона
в Крыма, Кубани и Ставрополья лобились
новых успехов в своей творческой рабо-
те вместе © литераторами других краев
ий областей нашей Родины. чтобы они со-
злали произведения, лостойные нашего. ве-
ликого времени.
	За допушенные злоупотребления по
службе и систематическое невыполнение
тематического ‘плана директор Ростиздата
Б. Вакулин снят с работы.

Ростовскому горкому ВКП(б) и отлелу
пропаганды и агитации обкома поручено
обсудить постановление бюро обкома
ВКП(б) на открытом собрании первичной
партийной организации Ростиздата, при-
нять меры к оживлению партийной работы
и развертыванию критики и самокритики
в коллективе областного издательства.
	В этом же номере вапечатана поэма
А. Часовникова «В лесном краю». Рехкол-
легия. членом которой. кстати сказать,
является сам автор позиы. захвалила сы-
poe произведение. Она и не заметата, что
В поэме проповелуются отсталые ВЗГЛЯлЫ
на роль’ советского инженера. что в чей
не показана героика труда нынешних ие-
сорубов. вооруженных новейшей. техникой.
	В то же время хорошие произвелевия
отвергались редколлегией. Так была за-
бракована поэма Николая Соколова «Име-
нем жизни», которая затеи была опубли-
кована В Журнале «Знамя? и получила
положительную опенку читателя.
	Есть серьезные опасения, что альча-
нах в ЭТОМ голу не выйлет вообще. по-
скольку большинство матерпалов еле Ae
	 ‘ полготовлено к печати. а повести Н. Шо-
	pana и Ю. Белостоцкого, которые ракол-
легия планирует  вапечатать в номефе.
даже й не Написаны.

В Костроме п облаети выросли значи -
тельные литературные силы. Имеютея все
возможности ежегодно выпускать хоришй
литературный сборник. Остановка за тем,
	чтобы Руководители редколлегии и 1243-
тельства Поняли важность этого дела.
и А. КОСТРОМСКОЙ
	Книги писателей Юга
	1949—1951. Стихи,
издат. 64 стр.
Попов В. Зоелость.
	Крайиздат. 334 стр.
	Гостев В. Гвардии рядовые. (Повесть).
Симферополь. Крымиздат. 136 стр.
Громов Л, Этюды э Чехове. Ростов-ва-
	Нону. Ростиздат. Шо’ стр.
Иванов Ю, Молодость. Стихи, Ставро-
поль, ‘Крайиздат. 56 стр.

Исаков А. Кавказская ‘сторона. Стихи
	a поэмы. Ставрополь. Крайиздат. 88 стр.

Кирий Д. За океаном. Рассказы. Крас-
нодар. Крайиздат. 135. стр,

Кузненов Н Дело ‘чести. Повесть. Ро-
стов-на-Дону. Ростиздат. 155 стр.
	Лесин А. Мы хотим мира... Стихи для
детей. Рисунки М. Шеглова. Симферополь.
Крымиздат. 17 стр.
	Осинин В. За Олером утро. Германия.
	Сычева ТР. По зову cepaua. Повесть.
Симферополь, Крымиздат. 228 стр.”
Фарбер А. Наши товариши. Стихи.
	Ростов-на-Дону. Ростизлат. 63 стр.
Харченкс Л, Подруги. Повесть. Став-
	рополь. Крайязлат. 56 стр,

Чумак И. Марьивы колодцы. Ставро-
поль. Крайизлат. 140 стр.

a
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 197 25 октября 1951 г.