НА КОНФЕРЕНЦИИ
ПИСАТЕЛЕЙ ЮГА
	В. Попов, В. Закруткин. Вместе с тем в
этой книге ‘есть недостатки, весьма ти-
пичные для многих первых книг авторов,
хорошо знающих жизнь, но He овладез-
ших литературным мастерством:  много-
словие, перенаселенность второстепенными
героями, композиционная неслаженность,

Большой . интерес у ростовских поэтов
вызвало обсуждение творчества А. Гарна-
керьяна, проходившее на семинаре, кото
рым руководят Н. Грибачев и А, Смердов,

Подводя итог этого обсуждения, Н. Гри-
бачев сказал:

— Давно работающий в поэзии А. Га-
накерьян — уважаемый на Юге поэт. Он
облалает Несомнеиными. данными, и вместе
с тем в его работе есть серьезные срывы.
Именно поэтому выступления на семинаре
носили в основном критический характер,

Тема стихотворения «В избе-читальне»
современна, а поэтические средства, кото-
рыми она воплощена, безналежно устаре-
	в т

ли. Oro типично лля  Тарнакерьяна,
Нельзя говорить о колхозной молодежи,
что она собирается в избе-читальне, Kaz
мотылек летит на свет ‘из темноты,
	Нельзя говорить, что солдат сражалея для
того, чтобы цвел его вишневый хуторок
в стена. А. Гарнакерьяну нехватает жи-
вых ‘черт современности и современного
человека. Попытки воплотить современ-
ность появляются только в новых стихах
о Волго-Доне. но и они недостаточны.

Положительную оценку на этом семи-
наре получили стихи молодого крымского
поэта Н. Криванчикова.

Поэт А. Исаков (Ставрополь). создав-
ший много популярных песен © казаче-
стве. слишком часто оказывается в плену
традиционной образности. За бесчисленны-
ми <«казаченьками», «острыми сабелька-
ми», «левушками-утицами» HW T. I. Te
ряется живое ошущение современности.

На этом семинаре интересно прошли
также обсуждения сатирических басен
А Малина и лирических стихов В. 0уб-
	ботина (Крым).
Семь пьес было представлено участни-

ками семинара по драматургии. которым
руководят А. Софронов, H. Винников,
Ю. Чепурин и С. Преображенская. Для
четырех больших писательских организа-
ций Юга это, несомненно, весьма немного,
Интересна ‘пьеса-сказка T. Марченко
«Чудесный мастер». Обращаясь к важной
теме о приоритете русской изобретатель-
ской мысли, автор решает ее в форм
сказки для юных зрителей. Однако инте-
ресная по замыслу пьеса во многом несо-
вершенна. главный герой выглядит в ней
одиночкой, язык пьесы однообразен. Тел
не менее в пьесе есть достоинства и она
должна заинтересовать театры.

Пьеса С. Страхова «В благословенных
штатах» посвящена судьбе рядового амери-
канского фермера в наши дни. Участники
обсуждения отмечали, что автор, трудолю-
биво изучивший большой материал, at
сумел с ним справиться. Образы. предста.
вителей лагеря реакции оказались гроте
секно схематичными, а силы мира и де\-
кратии по-настоящему не раскрыты.

В организации работы семинара по ла:
матургии отразились недостатки, в т
или иной степени сказавшиеся и на рабо-
те других семинаров.
	Так, например, с пьесой П. Мелибеем
«Лень добрый» были знакомы” н6ё °в6
	участники семинара. Так обетояло дело не
на некоторых семинарах по прозе. Инога
	руководители семинара некритически отои.
рали произведения лля обсуждения, Так,
напрасно была вынесена на семинар ош:
бочная по содержанию и беспомощная по
форме пьеса Е. Зайцева «Это — истина».
Обсуждение ев не принесло никакой поль
зы участникам семинара.
	Семинаром детской литературы руково
amin И. Василенко, М. Прилежаева 1
Л. Воронкова. Здесь обсуждались книга
рукописи краснодарского поэта Il. Bess:
Кова.

Мололой поэт стремится показать и
опоэтизировать труд. Однако в его стихи
нет живого героя, они зачастую лишены
сюжета, который всегда так важен 2
маленького читателя.
	Цовесть Г. Гора (Ставрополь) посвяше
на воспитанникам ремесленных училищ.

Хотя автор не сделал существенного 1-
га вперед по сравнению © книгами на 1
же тему И. Ликстанова, И. Василеню,
В. Бурочкина, в книге есть куски, св
детельствующие о его одаренности.

На семинарах справелливо говорилось
серьезных недостатках литературной кр
тики в краях и областях. Редакции газет
нередко поручают оценку книг аюдям. 1
обладающим достаточной квалификанией,

Так, вапример, решив критически 01е-
нить второй номер альманаха «Дон», №
торый действительно дает повод для сту
гой критики. редакция областной газеы
«Молот» опубликовала неквалифицирован-
ную статью Б. Бондаренко. Говоря о сти:
хах большой группы молодых поэтов, оп}-
бликованных в альманахе, критик не су-
мел по-настоящему разобраться в досто
инствах и нелостатках этих стихов. Вме
сто того, чтобы помочь начинающим авт
рам вдумчивым анализом их работы, Бот
ларенко обрушилея wa них с заушатель
скими окриками и тяжелыми обвинения
	ми, во многих случаях построенными #3
передержках.
	`Писательские организации краев и. 06.
	ластей Ога недостаточно занимаются ps
ботой критиков, почти не привлекают лиг
	тературоведов к рецензированию книг, (0.
	ми ще писатели редко и неохотно высту.
пают с критическими статьями,
С. ЛЬВОВ
	Намяти Ярослава Галана
	КИЕВ. (Наш корр,), Во вторую годов
шину трагической гибели известного укра
инского писателя и публициста Ярослава
Галана у его могилы во Львове был про
веден массовый митинг. Тысячи трудяших
ся пришли почтить память пламенного со:
ветского писателя-патриота, отдавшего
свою ясную и благородную жизнь за дело
мир8 во всем мире, за торжество светлой
и счастливой жизни. которая pre более
	расцветает в его ролном краю — в rope
	Aax И селах запалных областей Украины

итинг на могиле Ярослава Галана от.
крыл С. Стефаник. заместитель прелсела:
теля исполкома Львявскогс областного Со
вета депутатов трудяшихся.
	Ча могиле Ярослава Галана установле:
	на большая надгробная плита, В ближай
шее зремя на могиле Вулот о налтаелены
	a

обелиск и четыре светильника.
	РОСТОВ-на-ДоОНУ; (Наш спец, корр.}.
Четыре дня работают творческие  се-
минары конференции  писателеи Юга.
Занятия семинаров, Боторыми PYKOBO-
дят опытные прозаики, поэты, драма-
турги, критики, привлекли, помимо деле-
татов конференции, преподавателей лите-
ратуры, студентов университета и педа-
тогического института и творческую MO-
лодежь города. Интерес к семинарам объяс-.
няется тем, что анализ отдельных произ-
ведений связывается здесь с общими 10-
просами развития советской литературы,
проблемами  совершенствования  художе-
ственного мастерства.

Делегатами конференции писателей Юга
являютея не только молодые литераторы,
но и писатели, имеющие за плечами не-
сколько книг, работающие в литературе
немало лет. На семинарах  ветретились
люди различных биографий, жизненного
и литературного опыта, завязалась о жи-
вая, вдумчивая беседа.

„Один из семинаров по прозе, которым
руководят Е. Поповкин, В. Фоменко‘ и
другие, обсудил книгу краснодарского
прозаика JI Иншакова «Боевая  моло-
дость». Еритический разбор этой большой,
без малого в 30 печатных листов, работы
был особенно важен для автора, так как
первый‘ вариант романа, изданный в
1949 году, был подвергнут серьезной
критике на страницах партийной печати.

В новом варианте значительно полнее
изображено партизанское движение, о уг-
лублены мотивировки образов. Однако ро-
ман требует еще большой работы, глав-
ным образом индивидуализации языка,
сокращения длиннот, углубления образов.

На семинаре были также проанализиро-
ваны произведения А. Панферова, Н. Чу-.
хина А. Охтева, И. Чумака.
	Поучительной ‘была беседа о  трудно-
стях, с которыми сталкиваютея молодые
прозаики в работе над рассказами. Ha
семинаре, которым руководят К. Паустов-
	ский, М. Соколов, Г. Марков и Ц. Сажин,
этот разговор возник в связи с талантли-
выми рассказами крымекого прозаика
Д. Холендро. Отмечая чистоту и свежесть
этих рассказов и хорошую наблюдатель-
ность автора, КЁ. Паустовский показал,
как многие возможности, заключенные в
теме. остались неиспользованными потому,
что писатель недостаточно глубоко про-
ник в материал.

Большой интерее участников семинарз
вызвала книга Героя Советского Союза
А. Алексеева «Записки разведчика», в ко-
торой. хорошо передано напряжение 00е-
вого. труда разведчиков и запечатлены
многие значительные биографии простых
людей. Однако участники обсуждения
критиковали книгу за  многословие и
слишком частые риторические «самоха-
рактеристики» ее героев.

Повесть А. Зорича «Ради жизни», по-
священная истории санитарного судна,
стала поводом для серьезного разговора
о работе над языком произведения, из
которого надо беспощадно изгонять сла-
шавые красивости и канцеляризмы.

Живо прошло обсуждение нового рома-
на А. Калинина «Красное знамя» на ce-
минаре, которым руководит М. Слоним-
ский. В обсуждении приняли участие
Д. Нагимкан. (Хабаровск), И. Котенко,
Д. Петров-Бирюк (Ростов), А. Софронов
и другие. Новая работа А. Калинина, как
отмечали участники обсуждения, — шаг
вперед’ в творчестве прозаика. Чище стал
язык книги, выпуклее и ярче характеры.
Споры возникли вокруг изображения авто-
ром партийного поднолья. Указывалось на
коипозиционную рыхлость и отдельные
языковые. погрешности романа.

Книга  ставропольской писательницы
В. Туренской «Зрелость» написана чело-
веком, за плечами которото—многолетний
педагогический путь, и отмечена несом-
ненным знанием жизни. 06 этом говорили
участники семинара, которым руководят.
Н. Замошкин, И: Егоров, П. Шебунин,

Может быть, пароход ебилея с кур-
ca? Он бросился в капитанскую каюту:
«Товарищ капитан, по курсу — город! Вак
держать? » Капитан вошел в рубку, по-
глядел и сказал, засмеявшиесь: «Держи
прямо по главной улице»; Он-то знал, что
это были огни не. города, а сотен рыбо-
ловных судов, траливших тут рыбу.

Эта история вспомнилаюь мне, когда
мы подошли ночью к месту лова. Вокруг,
‘сколько видел глаз, сверкали огни —
й впрямь флотилию траулеров можно бы-
ло принять за большой город.
	Спустили за борт.трал, дали «полный
вперед». Второй штурман Корабельников
нетерпеливо поглядывает на часы, каж-
дые пять минут включает эхолот — при-
бор для определения глубины. Важно,
чтобы она была не ниже 300 метров —
именно ва этой глубине держатся нынче
обнаруженные в этом районе косяки мор-
ского окуня, Не утерцев, поднимается в
рубку Ташлыков. На вахту ему заступать
Только через два часа, надо бы подремать,
но перед подъемом первого трала. сон не
идет. Не мигая, вглядываетсея Ташлыков
в черную воду, словно хочет сквозь ее
толщу увидеть гигантекий сетчатый ме-
Шок, что тянется по дну, вбирая в свою
широко раскрытую пасть косяки рыбы.
	Между тем небо на востоке начинает
сереть. Вдали виднеется норвежский бе-
рег. Хмурая, неприветливая с виду, ска-
листая земля. Между горами приткнулся
небольшой городишко, густо дымит труба
какого-то заволика. .
	—- Барде, — говорит Маклаков и, по-
молчав. лобавляет: — Наши освобожлали.
	Он берет бинокль, вематривается в ко-
ить что ловит рыбу у самого берега,

и сразу определяет — англичанин. А много
мористее олиноко маячит маленький нор-
вежский ботик. Символическая картина!

Холодное, негреющее солнце выползает
из-за горизонта. На удивление тихим, по-
койным проенулось с рассветом отдохнув-
шее за ночь море — не зашелохнет, не
загремит, как бывало, громом артиллерий-
ской канонады, ревом пикирующих само-
летов, тяжким грохотом взрывов.
	Принято говбрить, что море не хранит
следов. Нет, оно хранит их. Олнажды вы-
тащили в трале торпеду — ее огромное
сигарообразное тело, похожее на гигант-
скую рыбину, тускло и мрачно поблески-
вало сквозь сеть. В другой раз вытралили
мину, в третий — обломки сбитого в
воздушном бою самолета... Такое же по-
падалось, верно, не раз англичанам, фран-
цузам, бельгийцам, норвежцам, всем, кто
по соседству в нашими кораблями про-
мышляет в Баренцовом море. Напомина-
ло ли ИМ это так же остро, как и соБет-
ским морякам, какой лоротй ценой до-
стался . человечеству мир, пробуждало ли
в них, как будит в советеких моряках,
решимость отстаивать его, бороться за ве-
го словом и делом, всеми силами своей
души, всем жаром своего сердца?

...Нельзя было не вздрогнуть, услышав

вдруг позади себя, в капитанской каюте,
густой баритон:
	— Доброе утро, товарищи капитаны,
помполиты, штурманы, тралмейстеры, ра-
днсты!

Это флагманский  капитан-наставник
Виталий Михайлович Маевский, руково-
дитель лова, находящийся ‘за много де-
сятков миль отеюда, на борту одного из
траулеров, открывал очередное фалиосо-
вещание. И каждый из капитанов, вету-
пая в разговор, начинал свой доклад теми
же словами:

` — Доброе утро, товарищ  капитан-на-
ставник, доброе ‘утро, товарищи  капита-
ны. помполиты, штурманы, тралмейстеры,
радисты!

Обычное, издавна’ установленное при-
ветствие. Но в нынешнем рейсе, и особен-
но в нынешний день, когда морякам тра-
	лового ‘флота прелетояло скретить своими
		СЕМЬЯ
	специальный корреспондент
	«Литературной газеты»

7 0т причалов Мурманского порта

° рыболовный траулер «Сталин»
отошел глубокой ночью. Над Кольским зали-
вом дул не сильный, но зябкий северный
	вете. Небо было чието. но на нем. как 970.
	бываетза Нолярным кругом, почти не вид-
но было звезд, и только вдали, над сопка-
МИ, высоко-высоко светилась непгирокая,
по-осеннему блеклая полоска северного сия-
ния. Корабль шел в свой очередной рейе—
тринадиатый в нынешнем году. -
	Обстановка была самой будничной, ‘де-
ловой, Ничто, казалось, не говорило о
том, что в этот тринадцатый рейс экипаж
шел, как позднее выразилея помполит По-
пов, © «особым чувством волнения, помно-
женным на 0собое чуветво `ответственно-
сти»: экипаж ветал на стахановекую вах-
ту мира и обязался завершить годовой
план вылова тыбы.
	— Право на борт! — командует капи-
тан Андрей Яковлевич Маклаков, и стат-
ший штурман’ Павел Ташлыков строго
смотрит на штурвального: быстрее, мол,
шевелись.

Старший штурман молод, ему только ис-
полнилось 24 тола, Вапитану он годится
в сыновья; капитан и плавать-то начал
задолго до того, как  Павел Ташлыков по-
явился на свет. Он широк в плечах, не-
многословен, его ‘чуть пухловатое лицо
веегда выражает, полнейшую  невозмута-
мость. Это, вероятно, не столько от ха-
рактера, сколько от многоолытноети, от
уверенности, что в море с ним не может
случиться ничего такого, что застало бы
его врасплох.
	Маклаков — коренной помор. Слово это
производное от «моря», но не вообще
моря, а северного, студеного, сурового
моря, ‘никогда, даже в долгий полярный
день, не согреваемото солнцем. С этим
морем Андрей Яковлевич познакомился
семи лет от роду — отец взял его тогда
на зверобойный промысел, а одиннадца-
TH лет маленький помор уже пошел юн-
гой на паруснике в Норвегию.

Траулер набирает ход, мерно стучат
машины, чуть подрагивает под ногами
палуба. К утру Кольский залив остается
позади. Чем дальше в открытое море, тем
больше нагуливают свою силу волны, ко-
рабль с тридцатиградуеным креном по-
жится с борта на борт, Толкучка волн в
Варенцовом море невообразимая, недаром
Маклаков считает, что даже в Атлантике
WITopM нереноситея куда легче.
	Отбиваяеь от наседающих волн, итет
вперед корабль с гордым и великим именем,
начертанным на капитанеком мостике.
Врепчает ветер, холодная вода захлесты-
вает палубу, тяжелые рваные облака.
	рестрепанные ветром, плывут низко Aad
	мачтой, а корабельная жизнь Wier своим
	обычным размеренным порядком. У тех,
кто свободен от вахты, дел пока немно-
	го — большая работа начнется, когда
возьмут первый трал рыбы, — и жизнь в
море в эти часы совсем как на сухопутье:
Вто склонилея над шахматной доской, кто
над книгой, кто слушает репортаж о фут-
больном состязании в Москве. Предсудко-

ма Ремезов составляет план профсоюзной
работы на рейс, помполит Попов готовит
‚лекцию «Советский народ на страже ми-
ра», а штурман Ташлыков «ушел в кино».

Странно услышать в открытом море эти
«земные» слова «ушел в кино», но
еще более странно видеть шторм на
экране в то время, как штормует самый
-кинозал и зрители на своих местах с тру-
	ом удерживают равновесие.

2. На корабле рассказывают смеш-
ную истерию про одного молодого
итурмана-практиканта, ношедшего на боль-
том пароходе в своз первое учебное пла-
ванье. Штурман стоял ночью на вахте. И
вот, когда пароход вышел из Белого в Барен-
цово море, он вдруг увидел. вдали огни
большого города. Штурман  сверилея с
картой — никажоло горола быть не лолж-

/ОЛЬПТА Я
	подписями Обращение Всемирного Совета
Мира, это традиционное приветствие зву-
чало как-то особенно TeHIO..2
	Доброе мирное трудовое утро вставало
над нашей великой Родиной, нал ее горо-
	 лами и селами, над великими стройками
	коммунизма, над колхозными полями;
добрые мирные трудовые советские люди
спешили в эти минуты к экскаваторам и
комбайнам, в шахты и в нефтяным выш-
кам, в цехи заводов и в сетуденчеекие
аудитории...

— Поднять трал!— командует Маклаков.

Трал показалея на поверхности, туго на-
битый рыбой, — первый улов в стаханов-
ском рейсе мира. betes; извиваясь,
окунь. Попались и треска, и пятнистая,
похожая расцветкой на леопарда, зубат-
ка, и плоский, напоминающий черномор-
скую камбалу, но куда больший размера-
ми, палтус. Только успели спустить за
борт новый трал, а уж вахтенные матро-
сы Соколов, Желобецкий и Маков приня-
лись 3& разделки рыбы.
	Ь вечеру засвежело, и снова помрачне-
ло, расшумелось Баренцево море, заеви-
стал ветер в мачтах. Шесть баллов! В та-
кую погоду иностранцы, прекратав лов,
отлеживаются в дрейфе. Наши продолжа-
ют промысел и при шторме в семь баллов.
Это не от показной лихости, а от смело-
сти, подкрепленной сознанием своего пат-
риотического долга и высокой выучкой,
от той, соединенной с трезвым расчетом
веры в свой силы, которую He может по-
волебать никакая непогода. А. в нынеш-
нем рейсе это еще и от особенно остро-
го чувства ответственности.
	На крутой тяжелой волне опять и
опять спускают за борт трал, новые тен-
ны трепещущей рыбы заваливают палу-
бу — ее так много, что Маклаков прика-
зывает дать колокол на выход подвахты.
Вместе с матросами, облачившиеь в рабо-
чие робы, выходят к разделочным столам
помполит Попов, только что отетоявший
смену второй штурман Корабельников,
салогрей Чубарь. Над палубой. включают
электрические огни.

Рыболовный траулер — это маленький
завод на волнах. Палуба — разлелочный
цех, трюм — засолочный  и холодильный.
Есть салогрейный цех, в котором топят
рыбий жир п затем разливают его по бу-
тылям, есть утильный, rie вырабаты-
вают рыбную муку, ееть консервный —
там священнолействует. одетый в бело-
снежный халат консервный мастер, он
же предгедатель судового комитета Ни-
колай Иванович Ремезов. И ежели вам
попадет в руки банка тресковой печени,
на крышке которой отиитамповано «РТ-14»
(рыболовный траулер № 14), знайте: она
сработана в открытом штормующем море
Ремезовым.
	По праву героическим можно назвать
	труд моряков тралового флота...

э Утро двенадцатого дня, как обыч-
	Вапитаны докладывали о результатах ноч-
ного лова, запрашивали разрешение на
переход в другие промысловые ‚районы,
интересовались сведениями с поисковых
судов.

— Лоброе утро, товарищ капитан- на-
ставник, доброе утро, товарищи капита-
ны, помполиты, штурманы, тралумейстеры,
радисты! — включается в эфир, Макла-
ков. — Докладываю: ‘сетодня завершили
выполнение годового плана по вылову
рыбы; план по выработке рыбопролуктов
перевыполнен. Экипаж продолжает нести
стахановекую вахту мира...
	Так рапортовал капитан мирного стаха-
новского траулера коммунист Андрей Яко-
влевич Маклаков—в прошлом фронтовик,
командир сторожевом катера, кавалер
боевого ордена Красного Знамени.
	БАРЕНЦОВО МОРЕ,
	борт траулера «Сталин»
	Во Всесоюзном научно-исследователь
ском институте гидротехники и мелио-
	рации (Москва) была создана модель
одного из вариантов водозабора Тахма-
Тац:ского гидроузла Главного Турнмен-
сного канала.

НА СНИМКЕ: научная сотрудница, ин-
женер С. Агасиева (справа) и аспирант-
на А, Гермут исследуют модель водо-
заборного узла Тахиа-Таш,
	Фото В ШАРОБСКОГО
		ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Деляги в фотоаппаратом

Уважаемые товарищи!

Считаю своим долгом рассказать о
недобросовестном поступке фотокорреспон-
Зо, ТАСС И. Петровского и Н. Кирее-

-За их подписью  в газете «Комсомоль-
cKan правда» 2 августа появилея снимок,
который возмутил общественность ‹ села
Островцы. На фотографии изображена мо-
лодая колхознипа Раиса Самойлова с га-
зетами в руках и с велосипедом. Под фо-
тографией напечатано: «Комсомольцы села
Островцы Раменского района Московской
области активно участвуют в обществен-
ной жизни колхоза. Они выпускают стен-
ную газету, проводят беседы и читки, до-
ставляют на поле газеты и журналы. На
снимке: комсомолка колхоза «Вперед, к
коммунизму» Р. Самойлова привезла ком-
байнерам газеты».
	Конечно, многие комсомольцы села
Островны активно участвуют в обществен-
ной жизни села, ведут агитационную рабо-
ту, читают колхозникам газеты, Но причем
тут Самойлова? В селе каждому колхоз-
нику известно, что она не является актив-
ной комсомолкой, что она никогда не до-
ставляла газеты механизаторам.

Как же попала тов. Самойлова на фото-
графию?

В Островцы прибыли Петровский и Ки-
реев. Петровский обратился к председате-
лю колхоза тов. Евсееву:
	— Нетр Кириллович, кто у вас достав-
ляет комбайнерам газеты?

— Есть у нас почтальон Елизавета
Гавриловна Бузина. почту она приносит в
дом, где живут механизаторы.

— Старая’ она или молодая?

— Средних лет, старательная, работя-
lan.

— Мне нужно заснять комсомолку, по-
моложе да поприглядней.

В это время по улице проезжала на ве-
лосипеде Раиса Самойлова.
	Петровский стал уговаривать Самойлову
сняться на фоне спелого хлеба.
	— Получится красиво: поле, комбайн и
вы с велосипедом...

Не подозревая ничего дурного, девушка
согласилась. Она и не думала, что ее сни-
мают для газеты...

К Самойловой посыпались письма —
сперва по одному, потом пачками, их уже
более четырехсот. ‘Молодые агитаторы co
всех концов страны просят ее поделиться
с ними опытом агитационной работы, Де-
вушка растерялась. Что: делать? Как от-
вечать, что она вовсе не агитатор, не поч-
тальон, что она и читатели стали жертвой
недобросовестности  фотокорреспондентов?
	М. КУЛЕШОВ,

специальный корреспондент газеты
«Московсная правда»
РАМЕНСКОЕ Московской обл.
		отца Тамары в семье, где господствовали
Агафья Васильевна Головенко и ее дочь
Екатерина Васильевна — «люди со стат-
режимной закалкой мещанства», как точ-
но и образно аттестует ях в своем пись-
ме многодетная мать, награжденная орде-
ном «Материнская слава», П. Гай из Маг-
нитогорска. Самые гневные, самые суро-
вые слова наших читателей адресованы
этим двум женщинам, опозоривигим свя-
щенное имя матери. «Пусть сурово нака-
жут людей. которые забыли о своем роди-
тельском долге», — требует А. Сорока из
Хабаровска. «Надо устроить показатель-
ный суд над ними, — пишет работник
Терьковского автозавода 3. Спиридонова, —
чтобы черные ‘души мачехи и бабки обуг-
лились под огнем человеческих  обвини-
тельных слов. Как бы я хотела бросить
им в лицо всю горечь упрека  матери-
вдовы!..»
Юбличая всю низость мачехи Тамары и
ее неродной бабки, некоторые из наших
читателей вспоминают свое дететво, при-
водят примеры материнского подвига про-
стых советских женщин. <Я сам воспи-

тывалея у’ неродной матери © двух меся-
цев,—пишет офицер Е. Бендиков.—Належ-
	да Владимировна Бендикова, взяв меня
еще грудным младенцем, искусственно
кормила меня из рожка, не спала
ночами, Korma я болел. Прошли -ro-
	ды — мы дорожили и очень дорожим
друг другом...» И еще письмо — от
паровозного машиниста станции Любли-
но А, Зверева: «Вот уже пять лет я один,
без жены воспитываю четырех детей.
Старшему сыну восемнадцать лет, он уже
работает. второму пятнадцать лет--учит-
ся в 9-м классе, дочка — в 6-м классе, 8
млалший сын —в 4-м. Мне очень -труд-
но воспитывать их без матери, вы лаже
не можете себе представить. Но эти труд-
ности преодолимы, моя надежда, мое еча-
стье — впереди. Я сделаю все, чтобы уви-
деть летей строителями коммунизиа...»
	Вот о чем думали наши читатели, ко-
гда писали о «тысячах матерей и отцов
Тамары»! Нельзя без волнения читать по-
ступившие в редакцию письма, в которых
содержатся просьбы ряда советеких граж-
дан помочь им усыновить девочку, сде-
лать Тамару их родной дочерью.

«Нам очень хочется, — пишет Тамара
Сергеевна Шорец из Севастополя, — чтобы
Тамара почувствовала ласку  ролителей,
	пожила бы в семье rm она бе
	в судьбе этой девочки, говорит о неугаси-
мой любви народа к молодежи, к детям и
вспоминает известный памятник советеко-
	му воину-победителю: «В правой руке
его — меч, разломавший черную свастику,
а в левой — спасенный ребенок!»
		любимым ребенком. Особенно это важно
сейчас, в период становления ее характе-
ра, в период получения образования. В
нашей семье сейчас один ребенок — наш
сын, ему семь месяцев, и ‘мы хотели бы,
чтобы у него была сестренка. Поэтому
просим вас разрешить нам усыновить Та-
мару. Если это возможно, то просим ©0об-
щить нам, какие нужны для этого доку-
менты. 0 себе могу сообщить, что я по
специальности зубной врач, муж — офи-
цер военно-морских сил...» И тут же —
вторая подпись: «Капитан-лейтенант Шо-
рец Виктор Александрович».
	Друтое такое же. письмо пришло из
Краснодара от Лидии Михайловны Обрам:
«Я уверена, что и «отец», и его теща,
и мачеха получат по заслугам, но меня
беспокоит дальнейшая сульба Тамары. Ее
ни в коем случае нельзя оставлять в
этой семье. Если там на месте ее не взя-
ла уже какая-нибуль: семья, я усыновила
бы ее. У нас очень дружная семья: я,
муж-инженер, бабушка, сын 14 лет и до-
чурка трех лет. Я с удовольствием пора-
довалась бы еще одной дочери. Если можно
взять Тамару, узнайте, как это сделать и
сообщите нам», И снова — внизу припис-
	ка: «Л всецело поддерживаю решение

жены и очень буду рад, если это осуще-
ствитея. Ю. Обрам».
	Большая, дружная, прекрасная семья
нашлась у Тамары! Нашлись не. только
«тысячи отцов и ‘матерей», полюбивших
эту девочку, — нашлись ее братья и се-
стры, зовущие Тамару к себе, в свой
крепкий коллектив.

«Приезжай в нам, Тамара! Многие из
нас совсем не помнят родителей: они по-
гибли, защищая Родину, на фронте или
в партизанских отрядах. 0 нас заботят-
ся— вкусно кормят, красиво олевают,
учат, у нас много удовольствий и радости.
Наша добрая. заботливая мать — Родина,
наш любящий отеп — Сталин. И поэтому
	мы счастливы, у нас детство, которое

всегда будет светлым воспоминанием в
 ЖИЗНИ... .
	По поручению коллектива  @таршей
группы детдома № 1 в городе Пер-
вомайске Олесской области — пред-
седатель совета пионерской дружи-
ны Рая Семенова».
	Советские люди не дадут в обилу че-
ловека, и понятно, почему рядовой солдат
С. Афанасьев. размышляя в своем пясьме
	0 причинах заинтересованноети товарищей
	ТАМАРЫ БОИКоО
	уже из МВазани, — Г. Зайнуллин. «НИ
пусть запомнит В. В. Бойко, безвольный
и черствой души человек, — как бы под-
итоживает основную мысль всех пи-
сем заведующий клубом в селе Ищеино
Орловской области П. Швецов, —что у Та-
мары в нашей стране найдутся тысячи
отцов и матерей, которые с любовью и
мужеством  воспитают ее полноценным
	членом общества, активным  строителем
коммунизма...»

Дело Тамары Бойко навело многих из
	читателей на большой разговор об обязан-
ностях отца, о долге матери, о тех осно-
вах, на которых должна складываться на-
ша советская семья. Большинство авто-
ров писем, поступивших в редакцию, pac-
сматривает поведение родителей в семье,

Kak важнейшую составную часть их мо-
рального облика.
	С высоких позиций нашей морали pay
читателей анализирует поведение В. В.
Бойко как отца. «В поисках личного сча-
стья он погубил свою семью», — заявля-
ет С. Кремер из Бобруйска. Сотрудник
Киевского областного управления сельско-
го хозяйства А. Пильчевский решительно
присоединяетея к такой оценке. Он лела-
ет вывод: «Отец, имеющий детей от пер-
вой жены, прежде чем вторично женить-
ся, должен хорошенько подумать не толь-
ко © себе, а больше всего о детях, тща-
тельно изучить человека с тем, чтобы
ребенок не попал в руки таких жестоких
людей, как вторая жена и теща Василия
Бойко». А инженер Людмила Ш. (Рига)
доказывает ту же мысль на опыте своей
жизни: когда она решила вторично вый-
ти замуж, будущий муж пожелал, чтобы
ее сын от первого брака «жил не © нами,
а отдельно, в бабушкой. Я была крайне
уливлена. мне это так непонятно... И не-
	смотря Ha TO, что этот человек мне
нравился, я вое-таки решила отказаться
	от такого мужа. Откуда у этих людей та-
кой эгоизм? Вто их так воспитал ..»
	Эгоизм, равнодушие к дочери, безволие
	и бессболечноеть определяли поведение
	«Дело Тамары Бойко — это факт по-
истине безобразной дикости, исключитель-
ный в нашей советской действительно-
сти. Нельзя пройти мимо такого факта,
нельзя не возмутиться, не сказать суро-
вое слово правды. Вот почему я решил
написать несколько слов по этому пово-
ду». .

Tak начинается письмо твардии стар-
шего лейтенанта А, Барабанова, пришед-
шее в редакцию через несколько дней по-
сле того, как была напечатана корреспон-
‚ленция В. Понедельника «Дело Тамары
Бойко» («Литературная газета» от 18 сен-
тября с. г.). Десятка людей из разных
уголков страны, откликнувшиеся на эту
	корреспонденцию, так же, как тов. Ба-
рабанов, глубоко возмущены  излеватель-
ствами семьи В. В. Бойко над Тамарой и
равнодушием местной прокуратуры. «Где
сейчае Тамара?» — беспокоится читатель-
Huns Р. Иванова из Ростова-на-Дону.
«Они ее изведут, нельзя калечить душу
ребенка», — тревожится за Тамару М. Мов-
чан из поселка Ольшаны Харьковской об-
ласти. «Тамара, мужайся, помни, что ты
в Советской стране, что вся жизнь твоя
впереди, ждет тебя прекрасное будущее...
Учись как можно лучше!» — подбадрива-
ет довочвку библиотекарь средней школы
Е. Стриковская ‘из города Киржач, Вла-
димирекой области.
	Bee новые и новые люди — и по от-
дельности, и вместе со своей семьей или
© друзьями по работе, всем воллективом—
спешат вмешаться в судьбу далекой, не-
знакомой им девочки. Пишут сотрудники
строительно-монтажного управления из
Тулы, работники Новосибирского почтам-
та, группа пенсионеров из Петровского
дома инвалидов Ставропольского края,
сотрудники одного из отделов Министер-
етва легкой промышленности РСФСР,
студент И. Коваленко из  киргизекого
 горола Ташкумыр. и другой студент,
	РНАЯ ГАЗЕТА
6pa 1951 г. No 128
	ЛИТЕРАТУРНАЯ 1
2 27 октября 1951 г.
	Читалели просят известить их © ходе
дела Тамары Бойко. Как сообщает нам
прокурор Ростовской области.  государ-
ственный советник юстиции 3-го класса
тов. Иванов. прокуратура закончила про-
верку фактов, изложенных в корреспонден-
ции. Установлено, что вторая жена Бойко
Екатерина Васильевна и ее мать Агафья
Васильевна Головенко систематически из-
девались над Тамарой. Эти женщины
взвалили на семилетнюю девочку непо-
сильную для нее домашнюю работу, ли-
шали ее пищи, одевали в тряпье, вынуж-
дали заниматься нищенством. Сам Бойко
знал 0б излевательском отношении жены
а тещи к ребенку, но не принимал ника-
ких мер и не заботился о воспитании
своей дочери.
	Областная прокуратура отменила по-
становление прокурора Тацинского райо-
Ha тов, Ситникова, взявшем подо ©вое
покровительство мучителей Тамары. Про-
тив них областная прокуратура возбуди-
ла ‘уголовное дело, уже. направленное на
рассмотрение в народный суд. Перед на-
родным судом поставлен также вопрос о
	лишении В. В. Бойко родительских прав
	и о направлении Тамары для воспитания
в детский дом.

Наш ростовский корреспондент  сооб-
щает, что статья «Дело Тамары Бойко»
обсуждалась также на заседании бюро Та-
цинсвого райкома ВКП(б). Признав пра-
вильными азложенные в ней факты, бю-
ро райкома объявило районному прокуро-
ру, члену ВЕП(б) тов. Ситвикову строгий
выговор за Формальное и безлушное от-
ношение к судьбе Тамары Бойко. волоки-
ту и сознательную задержку следствия.
Поставлен вопрос 06 освобожлении Сит.
никова от обязанностей прокурора района.
	Райком партии довел ло свеления про-
курора Ростовской области. что его заме-
ститель тов. Пелипенко своими непра-
вильными указаниями способствовал пре-
кращению уголовного преслеловавия ви-
новных в издевательстве над ребенком.

О решении ватодного сула наппи чита-
тели будут извещены дополнательно.