М
	жения. Советское правительство предлага-
ло впредь до общих переговоров © мире
немедленно объявить перемирие на три ме-
сяца. Это было деловое, практическое пред-
ложение. Советское правительство не
предъявляло другим правительствам требо-
вание принять свою программу мира как
условие для переговоров, для соглашения.
Советское правительство изъявляло свое
согласие принять участие во всяких мир-
ных переговорах. допускало возможность
договоренности, взаимных уступок и ком-
промиссов в международной политике. Так
высокая принципиальность с самого нача-
ла сочеталась с практичностью и с реа-
лизмом в действиях Советского правитель-
стра.
	Советская власть тут же похтверждала
	действиями готовность вести мирные пере-
говоры и заключать мирные соглашения.
Она торжественно отказалась от’ всех
несправедливых, Империалистических, ко-
лонизаторских договоров, которыми царское
правительство держало в колонизаторской
кабале народы Азии. Советское  прави-
тельство опубликовало тайные соглашения
царского и временного буржуазного прави-
тельств, направленные ‘на утнетение ма-
лых народов.
	‚В мирной политике Советского  прави-
тельства, новой, небывалой в междуна-
родных отношениях империалистического
мира, правительства Англии, Франции,
СПГА усмотрели признак. слабости. Они,
как волки, ринулись на страну, которая
им казалась беззащитной. Интервенция
преследовала задачи раздела России и ко-
лониального закрепощения русского наро-
да. Но, как известно, мирный советский
народ, стремившийся только в тому, что-
бы его оставили в покое и дали ему воз-
можность строить свою государственную,
экономическую, культурную жизнь 110
сроему собственному усмотрению, проучил
силой оружия тех, кто не хотел постичь
новые исторические явления силой разума.
Вышвырнув объединенные силы империа-
лизма из своей страны, еоветский народ
преподал человечеству новые начала мир-
ной политики, заключающей в себе и но-
вую, чрезвычайно весомую, ощутительную,
материальную силу.
		щий чувством высокого личного и нацио-
нального достоинетва, уверенный в своей
силе, готовый до конца отстаивать свое
право на жизнь, на государственную ca-
мостоятельность, на свободный и честный
труд. Этот переворот произошел очень бы-
стро, и людям старого, империалистиче-
‘ского склада мышления все кажется, что
это ошибочка какая-то выпкла, недоразу-
мение историческое, что можно еще испра-
вить совершившееся, вернуть Корею, Ku-
тай, европейские страны народной демо-
кратии —— вспять, снова ввести их B
оглобли и ехать трусцой, покойно, как на
старой почтенной кляче. Резнадежное ту-
поумие сказывается во всей политике и
военной тактике американских имцериа-
листов. Не понимают они, не хотят и не
могут понять, что вошла в мировую исто-
рию новая сила: и с неумолимой мощью
опрокидывает, валит с ног всех, кто ей
	сопротивляется.

Обезумевшие от злобы американские
империалисты. однако. чувствуют, OTKY-
	а идет эта сила, и во всех своих. неуда-
чах и поражениях винят Советский Союз.
Это он «испортил» покорные колониаль-
ные народы. Это он вдохнул в человече-
ство новый, революционный дух. 910 он
первый сорвал с головы колонизатора-им-
периалиста фальшивый венец пепобедимо-
сти, превосходства, чуть ли не божествен-
ности. И на весь мир капиталистическая
печать истерически кричит 0 том, что
Советский Союз якобы «агрессивен», что
якобы необходимо  вооружаться против
него... Но обмануть народы мира не
удается. Всем видно, что Советский Союз—
это единственная ныне ‘невоюющая круп-
ная держава. Стреляют, сбрасывают бом-
бы на мирных людей, разбойничают. гра-
бят, насилуют, жгут незащищенные горо-
да солдаты США, Англии, Франции, Турции,
Греции, Канады и других стран капитали-
стического мира. Советский солдат держит
винтовку у ноги. Он охраняет мир своей
страны, своего народа.
	Никто; однако, не принимает миролюбие
советского народа за его слабость. Впервые
в истории человечества мирный народ из-
лучает такую огромную морально-полити-
ческую и военную силу. Ее ощущают и
народы, подвергшиеся  разбойничьему на-
падению империалистических захватчиков,
ве ощущают со страхом и злобой и сами
захватчики. Эта сила мира воодушевляет
благородных ‘патриотов, защитников своей
родины и своей свободы. Эта сила сдер-
живает разгул насильников, внушает им
ужас, служит им грозным предостереже-
нием. a
		A. ЗАСЛАВСКИЙ
	Вот уж почти полтора года Соединен-
ные Штаты Америки, навалившись всей
своей вооруженной мощью на Северную
Корею, пытаются истощить, обескровить,
задушить маленький героический на-
род. То, что  мыслилось американскими
стратегами; как молниеносный военно-ка-
ратвльный поход, как полицейская мера,
как короткая расправ» с непокорными
«дикарями», превратилось в длительную,
упорную войну, и США потеряли в этой
войне уже не меньше людей, чем во вто-
рой мировой войне. На поражениях уже
сломал себе шею генерал США Макартур,
разрекламированный в качестве военного
гения, и эт& же участь угрожает его пре-
емнику, макартуру второго издания, столь
же незадачливому генералу Риджузю. За
полтора года американские вооруженные
силы продвинулись не более, чем на
полтора шага, война идет на пороге Север-
ной Ворей, и мужественные патриоты, за-
щищая свое отечество с помощью доблест-
ных китайских добровольцев, сдерживают
бешеные атаки врага, несмотря на все ero
	превосходство в технике, в авиации, в
морсвих силах... ; °

Raprmua изумительная.  невозможная
	тридцать лет назад, непонятная для всех,
ко живет старыми представлениями, кто
измеряет события мировой истории мерой,
имевшей абсолютное значение B TY пору,
когда калитализм единовластно владел всей
земной планетой.
	Никогда такого не было во всей Азии.
Ничего. подобного не знала многострадаль-
ная Корея за всю свою историческую
жизнь, Ее народ стремился к независимо-
сти, восставал за нее, но не могла ма-
ленькая, бедная Корея; отсталая колони-
альная страна, долго, сопротивляться им-
периалистическим насильникам. Не было
для этого сил и средств и у других азиат“
ских стран, и что же говорить 0’ малень-
кой Корее, когда. Китай с его самым мно-
точисленным на земле народом, с древней-
шей культурой, с богатейшей историей,
был на положении закрепощенной, раз=
дробленной, угнетаемой империалистами-
хищниками международной колонии. 3
	Английские. американские капиталисты,
	а в ними и французекие, голландекие и
прочие, как незыблемую догму науки и
религии, проповедовали право «белого»
	человека господствовать над <цветными». И
население Азии, превышающее население
всех других материков, они пытались
приучить видеть в себе человечество низ-
шего ранга, осужденное покоряться «бело-
му» человеку, сильнее которого нет на
земле. И вся старая капиталистическая
дитература в поэзии и в прозе воспевала
прирожденную будто бы пассивность Во-
(тока. Находила в вековом застое особую
	красоту и надеялась, что так непоколеби-
м0 будет до скончания веков.
	И вот неожиланно, непостижимо для ка-
питалиотического мира все это изменилось,
Маленький корейский народ с помощью
китайских добровольцев бъет и бъет аме-
риканских генералов, и уже с первых дней
войны. стало ясно, что свободный народ:
(Северной Кореи давно бы и прочно объ-
единил и освободил всю свою страну, ес-
ли бы не кровавый нахрап англо-амери-
ханских колонизаторов. Горит почва под
ногами колонизаторов в Индии и Иране,
Hy Египте и других арабских странах, в

na. МУндонезии, Поднялись на борь-
бу закрепощенные, колониальные народы.

Пред всем человечеством предстала но-
вая Ивропа, преображенная событиями по-
следних лет. Чехи и поляки, болгары и
венгры, албанцы и румыны, немцы из
Германской Демократической Республики

обрели свободу.

Все громче ‘и решительнее звучит голос
простых англичан, французов, итальянцев,
бельгийцев, шведов...

Новый человек родился в старой Азии,
	в старой Европе — свободный, обладаю-
	(‘оветская Россия

Слова Сергея. МИХАЛКОВА
	РК, 3 \& =

Славься. великий наш русский народ!
		Политика мира наталкивалась на Упор-
ное сопротивление — империалистических
правительств. Упрямо придерживаясь ста-
рых формул, провозглашающих политику
силы, примат силы, право сильного, эти
правительства продолжали рассматривать
политику мира Советского государства, как
политику слабости. Уроки не шли впрок.
Между тем всякая попытка применить си-
лу в отношении к советскому народу ne-
минуемо терпела крах и приносила только
конфуз апологетам силы. Фашизм в гитле-
ровской Германии хвастал своей военной
силой, действительно, крупнейшей, какую
знал когда-либо капиталистический мир,
военной силой, достаточной для того, что-
бы разгромить Францию, Англию да и всю
капиталистическую Европу. Гитлеровцы
открыто щеголяли своей «философией» си-
лы, своей политикой насилия «избранной
расы» над всеми прочими,  «неполноцен-
ными». И эта разбойная сила разбилась о
гранит Советского государства, преврати-
лась в грязную, кровавую пену.

Политика мира, проводимая Советским
правительством, является силой,  сдержи-
вающей агрессивные вожделения англо-
американского империализма. Как ни ста-
раются империалисты оболгать Советский
Союз, это им не’ удается. Чего стоит вся
неумолчная, крикливая пропаганда про-
дажного американского радио, когда Co-
ветский Союз стоит перед гдазами мира,
Как крупнейшая мирная, невоюющая дер-
жава. когда из Москвы разносятся по
всему миру призывы запретить атом-
ное оружие, сократить вооружения, заклю-
чить Накт Мира пяти держав, прекратить
военные действия в Корее, убрать руки от
Витая. Движение сторонников мира, охва-
тившее значительную часть человечества,
служит неопровержимым доказательством
того, что мирная политика Советского
правительства понятна, близка, дорога сот-
ням миллионов человек во всех странах,
что она так же перевоспитывает людей в
капиталистических странах, рождая в_них
уверенность в себе, как уже перевоспита-
	па словом и примером сотни миллионов
людей в Европе и Азии.

На весь мир доносятся из Советского
	Союза звуки мирного созидательного тру-
да. Шумят на грандиозных стройках ком-
мунизма экскаваторы, земснаряды, турби-
ны, шумит вода, пущенная в новые ка-
налы, вдохновенно работают люди, погло-
щенные мирным трудом.
	Иные звуки доносятся из США. В диком
	нестройном хоре выделяются голоса ганг-.
	стеров печатного слова. «Наша подлинная
задача состоит, конечно, в том, чтобы
убивать китайцев. Это просто потому, что
их много. Но именно потому, что их мно-
го, Кажется, что мы никогда не выпол-
няем своей дневной нормы», — это кри-
чит Джим Г. Лукас, военный корреспон-
дент газеты «Нью-Йорк Уорлд телеграмм
энд. Сан».
	«Мы имеем He только ‚атомные снаря-
ды, но также и пушки для стрельбы эти-
ми снарядами: Если так, то почему мы
не стреляем этими снарядами в красных
китайцев с целью испепелить их всех до
единого», —это кричит, трясясь в злобном
бессилии, Ричард У. Кларк, редактор нью-
Йоркской газеты «Лейли Ньюс».
	Эти двуногие гиены выражают «поли-
тику силы», но нет подлинной силы’ в
этой политике. Способна ona совершать
большие кровопролития, чинить омерзи-
тельные преступления, но не может она
ни сама вылезть из того тупика, в кото-
рый затнана тупоумием, жадностью, азар-
том политиков-бандитов, ни вывести из
тупика  запутавшийся в противоречиях
прогнивший капиталистический мир.
	Цодлиннаял: историческая сила содержит-
ся только в политике мира, рожденной Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюцией, в политике, влохновляемой три-
дцатью четырьмя годами. роста, достиже-
ний и побед социализма.
	Николай Островский и Антон Макафен-
ко, Юрий Крымов и Аркадий Гайдар... До-
статочно назвать только эти имена, чтобы
воочию представить этот новый тип писа-
теля-деятеля, писателя-борца.

В какое другое время, в какюй другой
стране была бы возможна такая судьба
книги, какой была судьба повести Гайда-
ра «Тимур и его команда»! Впервые в
истории литературы герой книги стал во-
жаком большого, массового движения.

Хорошо сказал 0б этом новом качестве
нашей литературы Илья Эренбург:

«Мы не просто пишем книги, мы кни-
гами меняем жизнь, и это ‘необычайно
увеличивает напгу ответственность».

Литература, отвечая коренным интере-
сам народа, стала необходимой частью его
повседневной жизни.
	Маяковский говорил о своей выставке
«20 лет работы»:

«rod ota выставка стала полной —
надо перенести сюда’ трамваи и поезда,
расписанные ‘боевыми строками, атаки,
горланившие частушки, заборы м стены,
флаги. прохолившие пол Времлем, раски-
	дывая огонь лозунгов».

Очень хараклерный случай непосредст-
венного воздействия книги рассказан не-
давно на страницах «Литературной газе-
ты». Нынешней весной был большой раз-
map Дона. После спада воды в речушках
и балках осталось много. рыбной мололи —
мальков. Прочитав вышедший недавно ро-
ман В. Закруткина «Пловучая станица»,
рассказывающий о жизни  рыболовецкого
колхоза, многие колхозники хутора Рогож-
кино начали вылавливать мальков и выпу-
скать их в Дон. Так были спасены мно-
гие тысячи рыбной молоди.

Книга вызывает тысячи откликов, массо-
вых обсуждений, конференций. Так было
с романом В. Ажаева «Лалеко от Москвы»,
е книгой Г. Николаевой «Жатва».

Да это и понятно. Литература — преж-
де всего учитель жизни. совесть народа.
	и
	‘узыка Вако МУРАДЕЛИ
	Величествёенно
	Славься. бо.вет. скаая Hawa Poccu_s!
	на. всегда спло.тил родной народ,
	Славься, Советская наша Россия!
Славься, велнкий наш русский народ,
Ты сокрушил вековое насилье,
	Первым шагнул к Коммунизму
вперед!
	Великий Ленин навсегда
Сплотил родной народ!
Великий Сталин нас ведет!
Во славу Родины вперед,
На подвнги зовет!
	Счастье свое мы в боях отстояли,

Мир и свободу в труде обрели.

Звезды Кремля, что в Москве
засиали,
	Светят надеждой народам земли.
	Великий Ленин навсегда
Сплотил родной народ!
Великий Сталин нас ведет!
Во славу Родины вперед,
На подвиги зовет!
	конкретные явления — действительности.
Перед писателем стояла задача художест-
венного отражения тех жизненных процес-
сов, значение которых с гениальной яс-
ностью  раскрывалось в исторической
статье И. В. Сталина «Головокружение от
успехов». Для М. Шолохова было необык-
новенно важно, чтобы роман прочел именно
читатель тех знаменательных лет, коглё
партия закладывала основы колхозного
строительства. И именно поэтому читате-
лем романа был и осталея весь народ. 06
этом говорит хотя бы тот факт, что «Под-
нятая целина» издавалась 118 раз.
Каком умного, серлечното и вместе с
тем строгого и требовательного читателя
	вашла наша литература

4 PR ye ee
Ve b ## ~HP* Е 7 #2
E = _
af if ЕЕ
золной народ. Ве. ли.кий Сталин нас ведет. BO
		ff подви.
		Начиная от исторической ночи 8 нояб-
ря 1917 года, советский народ неустанно
ведет мирную политику. Это — виер-
вые в истории человечества честная поли-
тика. В свое время Макиавелли fan onpe-
деление политике, как систематической
лжи, лицемерию, насилию. Такой была
внешняя политика всех правительств ста-
рего мира, в особенности правительств
империалистических, живущих порабоще-
нием и грабежом более слабых народов.
Есть множество формул, выражающих эту
политику, вроде. «разделяй и властвуй», —
вплоть до дипломатической заповеди: язык
нам дан для того, чтобы скрывать мыели.
	Советские дипломаты не скрывают CBO-
их мыслей и пользуются своим языком
для чого, чтобы проводить политику мира.
Эта политика мира неуклонна. Она  под-
тверждена тысячей документов, выступле-
ниями руководителей Советского прави-
тельства, точным и неукоснительным ©0-
	олюдением международных договоров, под
которыми стоит совётская подпись. Много
раз Советское. правительство‘ ‘вноеило нё
международных конференциях ‘предложе-
ния о разоружении, сокращении вооруже-
ний. Многократно Советское правительство
осуждало и предлагало в международном
порядке осудить всякие проявления агрес-
сии и принять меры против попыток раз-
вязать грабительскую войну. Советское
правительство выступало и . выступает
против империалистических военных 6л0-
ков. Верховный Совет СССР принял Закон
о защите мира, каждое слово которого
беспошално бъет по человвконенавиетяйче-
	свой пропаганде полжигателей войны.
	Советский нарох в первом же своем вы-
	ступлении перед народами мира предлагал
немедленно закончить войну и заключить
справедливый, демократический мир.
	Декреж советской власти о мире, приня-
тый 8 ноября 1917 года, не только был
выражением сложившегося в данный мо-
мент международного положения дел. Он
не был импровизацией,  подсказанной со-
ображениями текущей внешней политики.
Декрет в своей основе имел программу
большевистской партии, учение марксиз-
ма-ленинизма о борьбе рабочего класса за
свое освобождение, о борьбе народов за
свою национальную независимость. ° Мир
органически связаное самой, природой, с
характером социалистического тосударетва,
в котором ликвидированы  экеплуататор-
ские классы, в котором нет и не может
быть сторонников агрессии. Организуя ра-
бочий класе и руководя им в длительной,
упорной борьбе, партия Ленина—Сталина
учила его тому, что он призван вести по-

литику мира и дружбы народов.
	Верное принципам большевистской пар-
тии, Советское правительство приняло и
провозгласило политику мира. Это была
не только декларация общих положений.
	Ь ней солержались практические предло-
	od г
Ю. ЛИБЕДИНСКИЙ
		Все, кто сегодня свой путь выбирает

Смело, во имя высоких идей,

Все, кто свободу и мир защищает, —

С гордостью смотрят на русских
людей.
	Великий Ленин навсегда
Сплотил родной народ!
Великий Сталин нас ведет!
Во славу Родины вперед,
На подвигн зовет!
	Сердце могучей Советской Державы,
Славься, Россия, крепка и сильна!
Первой средь равных стоишь ты

по праву,
Дружбе народов навеки верна!
	Великий Ленин навсегда
Сплотил родной народ!
Великий Сталин нае ведет!
Во славу Родины вперед,
На подвиги зовет!
	по-моему это не всегда удается ему. da-
Частую герои говорят то, что хочет елы-
шать автор, речи героев звучат неубеди-
тельно».

Студентка модипститута говорит о пе-
достатках талантливой повести 10. Tpa-
фонова «Студенты»: «Образ Вадима, хотя
и стоит в центре повести, HO OH не так
жизненен и правдив, как образ Сергея.
Сухость. прямолинейноеть, стремление к
резонерству обелдняют образ».

Старшина Николай Канищев прислал
писательнице Анне Саксе письмо на ше-
сти страницах. в котором лан подробный
разбор ee ЕНЯГИ.
	— Я с радостью восприняла неком-
рые советы. как Указания к дальнейшей
работе, — так говорит  писалельница о
письме евоего читателя.
	Эти письма свилетельствуют не только

о большом культурном росле читателя, не
только о его выросшей требовательности
й художественном вкусе. В них огромное
чувство общественной ответственности чн-
тателя за все, что проиехолит в советской
литературе, в них забота народа о: родном,

Кровном леле.
	Нисатель С. Бабаевский в беседе co
студентами Литературного института рас-
сказывал, что после того, как он выпу-
стил в свет свой первый роман «Кавалер
Золотой Звезлы». он получил письмо от
одного читателя, Читатеяь подробно,
в нескольких тетрадях, описывал, каким,
по его мнению, должно быть продолжение
романа.
	В этом простом факте, в стремления
читателя помочь писателю закончить ро-
ман. отразилась огромная. личная заинте-
ресованность каждого советского человека
в том, чтобы росла и крепла наша лите-
ратура. Ибо она служит «не пресыщен-
HOH тероине, не скучающим п страдающих
ог ожирения «верхним десяти тысячам»,
а миллионам и десяткам миллионов трудя-
щихея, которые составляют цвет страны,
ве силу, ее булушность». (Ленин).
	Советская литература — народная в
самом полном смысле этого слова, Служа
наролу, помогая 6му строать комууниам,
наша литература отвечает сокровенным
чаяниям миллионов простых людей земли
в их неуклонном движении К миру, свобо-
де. демократии,

HHUTEPATLNPA
	— A! Это на реке лхроме?’ днаю, как
же!

Говорил ли я:

— Пришлось мне быть в Керчи, на ме-
таллургпическом заводе. Рядом руды сколь-
ко угодно, толькю она пылевидная и
бедная, поэтому привозят туда руду из
Кривого Рога. А между тем... недалеко от
Керчи месторождение руды богатой a co-
всем не пылевидной...

Алексей Максимович поднимался легко
й быстро, подходил в шкафу, доставал от-
туда увесистый кусок железной руды и
клал перело мной:

— Вот она! Уже добывают!

Зато сам он был всегла полон через
край подобного рода новостями, а однаж-
ды ©о0бщил ®не с большим оживлением
и 060бым сиянием в лице:

— Вы знаете, какие люди оказались у
нае в Уссурийской области? Тигро-ловы...»
	«Какие люди оказались у нас!» Illp-
бовь к человеку, вера в человека, волей
революции освобожденного от вековых пут
рабетва и призванного творить новую, pa-
достную жизнь, —— вот что питало пафос
Горького — общественного деятеля, и раз-

ве не это же питало его талант худож-
Ника?’ ‹
	Чувство идейной общности роднилю ве-
ликого писателя © народом. Нартия
Ленина-—Сталина развязала творческую
инициативу миллионов. Под ее мудрым на-
Правляющим руководетвом растут и зака-
ляются кадры советских писателей, воспи-
тываются-в духе высокой идейности, пат-
риотизма, преданности делу народа.

И чем глубже, чем полнее связан худож-
НИК с окружающей его советской действи-
тельностью, чем глубже и полнее выража-
ет он передовые идеи своего времени, про-
возглашенные Октябрем, тем ближе и род-
нее он народу.

Разве не идейное единство с народом, не
глубокая связь C жизнью всей страны пи-
тали творчество лучшего, талантливейше-
го поэта нашей советской эпохи — В. Мая-
ROBCROTO?
	Новый облик писателя — писателя, ко-
торого все касается, который восшитывает
не только книгами. но всей своей борь-
бой, — вот что делает Маяковского наряду
с Горьким ролоначальником всего лучшего,
	что принесла в мир советевая литература.
	НАРОДНАЯ
	«Толетой-художник, —— писал 5. и.
Тенин, —— известен ничтожному  меньшин-
тву даже в России. Чтобы еделать его ве-
ликие произведения действительно до-
омянием всех, нужна борьба и борьба про-
тив такого общественного строя, который
судил миллионы и десятки миллионов на
темноту, забитость, каторжный труд и ни-
щету, нужен социалистический  пере-
	ворот».

Под знаменем Великой Октябрьской co-
циалистической революции литература в
нашей стране давно стала достоянием на-
рода. Никогда в истории человечества ни в
одной стране не было такой массы читате-
лей, никогда путь книги в народ не был
так широк и свободен.

Миллионными тиражами издаются у нас
на всех языках народов СССР тениальные
труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Громадны тиражи произведений художе-
ственной литературы. Вот некоторые циф-
ры:

Сочинения Х. С. Пушкина изданы 06-
щим тиражом в 57.250.000 экземпляров,
ТН. Толстого — 42.546.000. Н. А. Не-
красова — 15.066.000, М. ЕВ. Салтыкова-
(едрина—12.142.000, А. М. Горького—
59.155.000, В. В. Маяковекото —
16 383 000 экземпляров.
	Произведения М. Шолохова изданы 00-
шим тиражом в 18.553.000 экземпляров,
	А. ®ascepa — 8.718.000, И. Эренбурга —
1.478.000 экземпляров,

Эти цифры говорят не только о количс-
етвенном росте читателей, но и 0б огром-
ных качественных изменениях, Которые
произошли в нашей стране за 34 года со-
веткой власти, о торжестве Культурной
революции, полнявшей трудящиеся массы
к активной общественной жизни, прибли-
зившей/ литературу & народу.

Вспомним, с какой горечью говорили
революционные демократы о пропасти, от-
делявшей в прошлом литературу от на-
рода.
	«У лучших наших журналов, в которых
<средотачивается вся литературная  дея-
тельность,  насчитастся до 20.000 под-
писчиков, столько же будет и у газет..

Если ва каждый экзомпляр положить 10
читателей, то окажемя 400.000. Можно
порадоваться такой пифре, забыв на ми-
	нуту, что она преувеличена, Но скажите,
что же значат эти сотни тыеяч пред де-
сятками миллионов, населяющих Россию?
Как же живут эти остальные 64.600.000,
не читающие наших газет и журналов?
Участвуют ли они в тех рассуждениях о
возвышенных предметах, какие мы ¢ Ta-
RoW гордостию стараемся поведать миру?
Интересуют ли их наши художественные
создания, которыми мы восхищаемся? На-
ходят ли они ограду в тех живых мыслях,
какие мы высказываем, в наших литера-
турных обличениях, общественных вопро
сах, поднятых во имя целого ‘человече-
ства? Знает ли это человечество, .ч10 мы
о нем хлопочем, что мы лезем ° из кожи,
головы подраться между собой, споря о его
благосостоянии?..»

Эти слова принадлежат Н. А. Добролю-
бову. Они указывают на глубокую траге-
дию писателей прошлого,  посвящавигих
свою жизнь народу, но лишенных возмож-
ности прямого, непобредотвенното общения
	С НИМ,

**
	...В. Ааверин «Два капитана», И. Эрен-
бург «Буря», И. Гончаров «Обломов»,
Л. Толстой «Война и мир». В. Панова
	«Спутники», А. Толстой «Петр [», Б. По-
левой «Повесть о настоящем человеке»,
В. Лацие «Буря», Jl. Мамин-Сибиряк
«Хлеб», С. Сергеев-Ценский «Севастополь-
ская страда», В. Ажаев «Далеко от Мо-
сквы». Вяч. Шишков «Емельян Пугачев».
	Перед нами ‘целый ряд совершенно раз-
личных книг. Здесь произвеления класои-
ков русской литературы и советских писа-
телей, исторические романы и книги о
нашей современности... Что объединило их?
Может быть, издательский план? Или ху-
дожественный вкус какого-нибудь библио-
фила, любовно и тщательно собирающего
свою библиотечку?

Нет, это — читательский Формуляр ше-
стидесятилетнего  колхозника Крюкова,
проживающего в селе Бессонюво Виногра-
довекого района. Здесь перечислены не-
которые из книг, прочитанных им за
rox. *

Поразительно широк круг мыслей, ин-
тересов, вопросов, которые возникают в
процессе обсужления книг советской ли-
тературы. Борьба за мир и вопрос о том.
какими средствами добиться увеличения
производительности труда: лиспут © том,
Что такое счастье и постройка колхозной
электростанции...
		Писатель — инженер человеческих душ.
В этих словах — не только беспредельная,
мудрая сталинская забота о людях. В этих
словах — не только безграничное уважение
к труду писателя, поднимающее его’ на
неслыханную высоту. Инженер  человече-
еких душ — это писатель нового типа,
подлинный строитель жизни.

(0) новом качестве литературы, 0 том,
что она’ должна быть не только отраже-
нием жизни, но и оружием в борьбе за
ce преобразование, свидетельствует опыт
многосторонней кипучей деятельности
родоначальника пролетарской  литерату-
ры — А. М. Горького,

Алексей Максимович всегда находился в
самой гуше жизни. ‹...Я не мог сообщить
ему в разговоре ничего нового. — пишет
в свсих воспоминаниях о Горьком С. Сер-
тевв-Ценский,—говорил ли я, Например:

— Познакомился я с одним рисоводом;
представьте, надеется разводить рис под
самой Москвой. — Алексей Максимович
	ТУТ Же отзывался на это.
	Ни один писатель ню мог бы писать,
если бы он знал, что всё написанное им
никогла не увидит света, Не дойдет до
читателя.

Маяковский, создавая стихи, обращен-
ные к конкретному, как он сам говорил,
«сиюминутному» ‘читателю, всегда ощу-
щал перед coboll «аудиторию, в которой
этот стих обращен»,
	М Шолохов писал «Шолнятую целину»,
	как живой Непосредственный отклик Ha
	Писалель Не только учит, но и учится
У парола,

Инженер Челябинского тракторного за-
вода Г. Бутылин пишет писателю В. С05-
ко 0 его романе «Залот мира»; «Автор
пытаетея рассужлениями героев показать
их отношение & жизни. друг К apyry,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 131 $ ноября 195 г 3