г
			Доклад Л. I.
	(Продолжение)
	Берия на торжественном заседании Московскоо Совета 6 ноября 1951 1004
		капитальных вложении в предвоенном 1940 году.

Строительные организации получают все больше
машин и механизмов, улучшилось их обеспечение
строительными материалами. В 1951 году намного
увеличивается наличный парк экскаваторов, скре-
перов, бульдозеров. Производство цемента воз-
растает за год на 2 миллиона тонн. Значительно
увеличивается выпуск кирпича, шифера, чугунных
и керамических труб и других строительных мате-
риалов.

Наши строители достигли известных успехов в
деле снижения стоимости и сокращения сроков
строительства. Однако им предстоит еще многое
сделать. Надо, прежде всего, навести лолжный по-
рядок в организации работ на строительных пло-
щадках, более производительно использовать строи-
тельные механизмы, лучше организовать труд и
резко сократить накладные расходы. Надо устра-
нить все еще имеющиеся в проектах и сметах из-
лишества, удорожающие строительство,

Особое место в нашем строительстве, как вам
известно, занимают крупнейшие гидротехнические
сооружения, строящиеся на Волге, на Дону, на
	Днепре и Аму-Дарье. Эти стройки не имеют себе
	равных в мире как по своим размерам, так и по
темпам строительства. Установленные Правитель-
ством планы работ на 1951 год но всем стройкам
успешно выполняются и перевыполняются,

Уже в 1952 году вводится в эксплуатацию первое
из этих сооружений — Волго-Донской водный путь.
С открытием этого пути будут соединены в единую
транспортную систему все моря Европейской части
СССР. (Аплодисменты).

В результате осуществления этих грандиозных
гидротехнических сооружений будут решены круп-
ные народнохозяйственные задачи. Только новые
электростанции будут давать ежегодно двадцать
два с половиной миллиарда киловатт-часов дешевой
	электроэнергии, что почти равно всей головой выра-_
ботке электроэнергии в Италии. Расширение opo-
	шаемых и обводняемых площадей даст возможность
дополнительно производить в год 3 миллиона тонн
	хлопка-сырца, что составляет более одной трети
	среднегодового производства хлопка в США, пол-
миллиарда пудов пшеницы, 30 миллионов ` пудов
риса и 6 миллионов тонн сахарной свеклы. Пого-
ловье крупного рогатого скота в этих районах уве-
личится на 2 миллиона голов и овец — на 9 милли-
OHOB. ПЕ

Строительство этих сооружений начато во ини-
	циативе товарища Сталина, проявляющего неустан-
	ную заботу о благе и процветании нашей Родины,
об облегчении труда и улучшении условий жизни
советских людей. Инициатива ‘товарища Сталина
встретила горячую поддержку всего нашего наро-
	да, которыи. справедливо назвал. эти сооружения.
	великими сталинскими стройками коммунизма.
{Продолжительные аплодисменты).

Не в пример странам капитализма, где производ-
ство служит целям наживы и обогащения кучки
	эксплуататоров, в нашей стране интересы. трудя-
	щихся лежат в основе развития всего народного хо-
зяйства. Из года в год растет национальный доход
и на этой основе повышаются доходы рабочик,
служащих и крестьян. В 1951 году национальный
доход СССР возрастает на 12 процентов по срав-
нению с 1950 годом.

Советское Правительство проводит политику си-
стематического снижения цен на товары массового
потребления. В марте этого года было осуществле-
но новое, четвертое за последние годы, снижение
государственных розничных пен на продовольствен-
ные и промышленные товары, что обеспечило даль-
нейший рост ‘реальной заработной платы рабочих и
служащих и сокращение расходов крестьян на по-
купку удешевленных промышленных товаров,

В этом году общий, объем товарооборота возра-
стает на 15 процентов по сравнению с прошлым го-
дом, Однако следует отметить, что в работе торгу-
ющих организаций немало недостатков. Все еще
слабо изучается спрос населения, допускаются
ошибки в завозе отдельных товаров по областям и
республикам, не всегда умело используются товар-
ные ресурсы. Работникам торговли надо серьезно
улучшить обслуживание советского потребителя.

Партия и Правительство проявляют постоянную
заботу об улучшений жилищных условий трудя-
щихся. В текущем году в городах и рабочих по-
селках вводятся в действие жилые дома общей
площадью около 27 миллионов квадратных метров
и в сельских местностях будет построено колхоз-
никами 400 тысяч жилых домов,

Весьма отрадным является то, что в результате
роста благосостояния народа и успехов советского
здравоохранения в нашей стране смертность снизи-
лась в два раза по сравнению с предвоенным 1940
годом. (аплодисменты) и еше более сократилась
детская смертность. Ежегодный чистый прирост
населения СССР уже в течение нескольких лет
превышает прирост населения в 1940 году и со-
ставляет более трех миллионов душ. (Аплоди-
сменты).

В то время как в лагере капитализма империали-
стические людоеды заняты изобретением различных
«научных» средств истребления лучшей части че-
ловечества и сокращения рождаемости, у нас, как
сказал товарищ Сталин, самым ценным капиталом
являются люди, а благополучиё и счастье людей
составляют главную заботу государства,

Вопросы подготовки и воспитания кадров спе-
пиалистов для всех отраслей хозяйства и культуры
всегда занимали и занимают важное место в си:
	Огромный размах мирного строительства в нашей
стране красноречиво говорит о мирном характере
внешней политики Советского Союза и изоблинает
клеветников, разглагольствующих o6 агрессивных
намерениях нашего Правительства.

«Не может ни одно государство, — говорит
товарищ Сталин,— в том числе и Советское госу-
дарство, развёртывать во-всю гражданскую - про-
мышленность, начать великие стройки вроде гид+
ростанций на Волге, Днепре, Аму-Дарье, требую-
щие десятков миллиардов бюджетных расходов,
продолжать политику систематического снижения
цен на товары массового потребления, тоже тре-
бующего десятков миллиардов бюджетных расхо-
дов, вкладывать сотни миллиардов в дело восста-
новления разрушенного немецкими оккупантами на-
	литики нашего правительства, политики внешней,
составляет идея мира. Борьба за мир, борьба про.
	тив. новых воин, разоблачение всех тех шагов,
которые предпринимаются на предмет подготовки
	НОВОЙ ВОИНЫ... ЭТО -— Наша задача».

Не было ни одной международной конференции
или совещания, проходивших с участием Советского
Союза, на которых представители Советского Пра-
вительства не выдвигали бы конструктивных пред-
	ложений по предотврашению международных кон-.
фликтов и по обеспечению мира и безопасности, Но’
	наши усилия в этом направлении в большинстве
случаев наталкивались на прямое противодействие
правящих кругов ряда буржуазных государств.
Положение мало чем изменилось и после второй
мировой войны, из которой, казалось бы, государ-
ственные деятели многих стран должны были из:
влечь надлежащие уроки,

Народы шли на огромные жертвы и лишения в
деле разгрома агрессивного фашистского блока в
надежде на то, что после победы им будут обеспе-
чены условия мирного развития. Еще в разгаре вто:
рой мировой войны товариш Сталин предупреждал,
что недостаточно выиграть войну, нужно еще обес-
печить прочный и длительный мир между народами,
Но не успела остыть кровь миллионов жертв на
полях сражений, как американо-английские импе-
риалисты начали замышлять новую войну. Сразу же
	после войны правящие круги США, Англии и Фран:
		ции стали на путь прямого нарушения достигнутых
во время войны важнейших ‘соглашений между
великими державами, на путь подрыва междуна-
родного сотрудничества и сколачивания агрессив-
ного блока, чтобы ввергнуть народы в бедствия но-
вой всемирной бойни.

Нет необходимости перечислять здесь ‘всём из:
вестные факты. Достаточно указать, что Соединен-
ные Штаты Америки открыто восстанавливают. те
два очага войны — на Западе — в зоне Германии
и на Востоке — в зоне Японии, ликвидация которых
в минувшей войне обошлась свободолюбивым наро-
дам в миллисны человеческих жизней и потребова:
ла от них колоссальных материальных жертв и
ненмоверных страданий,

В последнее время усиленными темпами прово:
дится ремилитаризания Западной Германии с при-
влечением к этому делу гитлеровских военных
преступников. Причем, вопреки здравому смыслу,
в этом восстановлении германского милитаризма
наиболее активное участие принимают нынешние
правители Франции, народ которой за одно’ челове-
ческое поколение дважды испытал все ужасы
германской агрессии. Легко понять, почему амери-
канские заправилы находят более удобным осуще-
ствлять руками услужливых людей из французов
свои планы в отношении Германии под видом
«плана Шумана», «плана Плевена» и`т. п. Но наро-
ды Европы не могут не сознавать, что это создает
серьезную угрозу миру. Советское Правительство
не могло пройти мимо этого факта грубого наруше-
ния He только Потсдамского соглашения, но и
франко-советского договора о союзе и взаимной
помощи, заключенного в 1944 году. Оно в спеня-
альных нотах заявило правительству Франции об
опасных последствиях его нынешней политики и об
его ответственности за созпавшееся положение.

Недавно американо-английский блок протащил
так называемый мирный договор с Японией, а
США, кроме того, заключили с нею военное corna-
шение, открыто приступив к восстановлению япон-
ского милитаризма. Мировое общественное мнение
возмущено тем, что от участия в мирном договоре
с Японией отстранен ‘великий китайский варод,
больше всех потерпевший от японской агрессии и
‘внесший огромный вклад в дело разгрома японско-
го империализма, в то время как американцы козы-
ряют подписями представителей Гондураса, Коста-
Рики и им подобных „мелких полуколониальных
государств, которые не только не участвовали в
разгроме империалистической Японии, но в лице
своих многочисленных купцов и помещиков нажи-
вались на войне с нею. Ни для кого не секрет, что
этот сепаратный договор с Японией служит не
целям мира, а целям подготовки войны. Советский
Союз, неоднократно настаивавший на заключении
действительного, справелливого мирного договора
с Японией на основе Каирской и Потсдамской
деклараций и Ялтинского соглашения, изменил бы
своей традиционной политике Мира, если бы он по-
ставил свою подпись под таким «мирным» догово-
ром. Значимость этого договора снижается еше и
	‚тем, что в его заключении не принимало участия

ОВ: Е А
	‚„ орое по величине и значению государство Азии —
Индия.

Вдохновители восстановления германского и
японского милитаризма, как видно, не хотят счи-
таться ни с немецким, ни с японским народом,
которые не менее других народов посградали от
войны, затеянной их недавними правителями. Эти
народы не могут ждать ничего хорошего от новой
войны и вряд ли согласятся быть пушечным мясом
для американских миллиардеров.

Агрессивную политику американского блока наи-
более наглядно разоблачает военная интервенция
Соединенных Штатов в Корее. Представители США
срывали все предложения СССР и других миро-
любивых государств о прекращении американской
агрессии в Корее, а теперь всячески затягивают на-
чавшиеся переговоры в Кэсоне. ;

Мы уверены, что мужественный корейский народ
найдет достойный выход из спровоцированного амг-
риканпами кровавого конфликта й тем еще раз по-
кажет миру, что никакой силой нельзя поработить
народ, обладающий волей к борьбе и победе, (Ап-
лодисменты).

США упорно пытаются превратить в инструмент
войны Организанию Объединенных Наций. Под наз
жимом США она предоставила свой флаг для приз
крытия американской агрессии в Корее, а затем;
в нарушение исконных прав народов, объявила
агрессором Китайскую Народную Республику. Чест-
ные люди во всем мире не могут’ не согласиться 6
справедливостью слов товариша Сталина, что «по
сути -дела ООН является теперь не столько всемирз
ной организацией, сколько организацией для амери-

канцев, действующей на потребу американским
агрессорам».
	За последнее время в лагере империализма уси-
	лились темпы подготовки к войне. СИА всячески
	расширяют агрессивный Атлантический блок, путем
аа р Бы абены
(Окончание ва 3-Й стр.)
	стеме мероприятий нашего государства. В высших
учебных заведениях и техникумах в текущем году
обучается 2 миллиона 720 тысяч человек. Только
за один 1951 год окончили высшие учебные заве-
дения и техникумы 463 тысячи молодых специали-
стов. В настоящее время в нашей стране работает
более 5 миллионов специалистов, имеющих закон-
ченное высшее образование или среднее техниче-
ское образование, и не менее этого количества ква+
лифицированных специалистов-практиков, вырос-
ших на производстве и прошедших обучение на
курсах без отрыва от работы.

Во всех наших достижениях большая роль при-
надлежит советской науке. За последнее время на-
ши ученые решили ряд важнейших научных проб-
лем народнохозяйственного и оборонного значения.
В ряде отраслей знания советские ученые заняли
первое место в области развития мировой науки.
Знаменательным в последнее врёмя является
серьезное расширение и углубление содружества со-
ветских ученых с работниками производства. Это
не Только способствует лучшему внедрению дости-
жений науки в произволство, но и обогащает
науку опытом и творческой мыслью многочисленной
армии новаторов промышленности, транспорта и
сельского хозяйства,

„Одним из наиболее ярких выражений культур-
ного подъема в нашей стране является расцвет ли-
тературы и искусства. Воплощая в конкретных об-
разах великие идеи коммунизма, они представляют
собой мошное средство воспитания масс в духе
коммунизма, в духе советского патриотизма и ин-*
тернационализма, Нынешний год, как и предшест-
вующие годы, ознаменовался появлением ряла вы-
сокохудожественных произведений искусства и
литературы, правдиво отображающих Высокие мо-
ральные качества советских людей; их жизнь и
борьбу за дальнейший рост могущества Родины,
за мир и дружбу между народами, за счавтье лю-
дей во всем мире.

Направляя основные силы и ресурсы страны на
дальнейший подъем народного хозяйства и куль-
туры, партия и Правительство не упускают из вида
необходимости .укрепления обороны. Исторический
опыт полностью подтвердил неоднократное пред-
упреждение товарища Сталина о том, что страна
победившего социализма, находящаяся в капита-
листическом окружении, должна быть постоянно
готова к отпору возможной агрессии империалисти-
	ческих держав. В нынешнем году, как и веегда..
	партия и Правительство делали все для того, что-
бы героический советский народ, в пафосе творче-
ского труда воздвигающий великое здание комму-
низма, мог и впрель не бояться за судьбу своей
страны. (Аплодисменты). Советская Армия и Воен-
но-Морской Флот, обладающие известными миру
непревзойденными моральными и боевыми каче-
ствами, располагают всеми видами современного
вооружения, чтобы нанести сокрушительный удар
всякому, кто, несмотря на убедительные уроки
истории, вновь посмеет напасть на нашу Родину.
(Продолжительные бурные аплодисменты).

Как известно, решающим условием наших побед
являются преимущества нашего общественного и
государственного строя, порожденного Октябрьской
революцией. Одним из главных выражений этих
преимуществ является то, что Советский строй
впервые развязал и освободил великие силы наро
да, вызвал к жизни могучую активность и неисся-
каемую творческую инициативу масс; освобожден-
ных от капиталистической эксплуатации. Именно
эта активность и инициатива масс являются важ-
нейшим источником непобедимых сил коммунизма.
Дальнейшее улучшение работы партийных и совет-
ских органов, а такжё общественных организаций,
мобилизующих и организующих эту творческую
активность народа, попрежнему остается предметом
постоянной заботы партии и Правительства.

Советские люди нёизменно добиваются успехов
в своей работе потому, ато им чужды зазнайство и
самодовольство, что они никогда не успокаиваются
на достигнутом и измеряют свои достижения глав
	ным образом в свете великих задач будущего.
	Г”. 2 eT
Критика и самокритика, как учит нас товарищ
Сталин, являются законом нашего развития, ре-
шающим срелством преодоления всякой рутины и
косности, всего старого, отмирающего, что мешает
нашему победоносному движению вперед. Уровень
сознательности масс, идейно-теоретическая подго-
товка кадров во многом. определяют действенность
большевистской критики и самокритики. Как и
всегда, в центре внимания нашей партии находят-
ся вопросы коммунистического воспитания мас,
вопросы дальнейшего повышения идейно-политиче-
ского уровня кадров, овладения ими великим уче-
нием Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.

По мере наших новых успехов в коммунистиче-
ском строительстве неуклонно растут и крепнут
движущие силы развития социалистического обще-
ства. Каждый день жизни и труда рабочих, кре-
стьян и интеллигенции нашей страны дает новые
яркие проявления патриотизма, морально-политиче-
ского единства советского общества и дружбы
народов СССР. Несокрушимое единство воли и
стремлений народов нашей страны, единство их ма-
териальных и моральных сил является одной из
главных основ могущества нашей Родины. Именно
благодаря этому единству наше государство в
силах решать такие великие задачи, о которых
раньше не могли и мечтать самые смелые умы чело-
вечества.
	* : > = = = :
родного хозяйства, и вместе с тем, одновременно с
	этим, умножать свои вооруженные силы, развернуть
	военную промышленность. Не трудно понять, что
такая безрассудная политика привела бы к банкрот-
ству государства».

Мирная политика Советского государства порож-
дена Октябрьской сопиалистической революцией.
Более чем тридцатилетняя история Советской вла-
сти показывает, что Октябрьская революция есть
‚революция созидания, планомерного строительства
нового, коммунистического общества. Войны, `навя-
занные нам врагами, только мешали в нашем вели-
КОМ деле.

Товариш. Сталин в своем докладе на ХУ съезде
пармии с предельной ясностью определил внешнюю
политику Советского Правительства: «Основу по-
	Советский Союз в борьбе за мир
	Наши машиностроители. вправе гордиться успеха:
	MH B производстве сложнеишей. современной ап-
	паратуры, геофизических, электромеханических,
электронных; электровакуумных ‘и ‘других точных
приборов.
	Благодаря успешному развитию промышленности
и росту производства сельскохозяйственного сырья
значительно расширяется выпуск товаров широкого
потребления. В этом году по инициативе товарища
Сталина Правительство приняло меры к увеличению
производства продовольственных и промышленных
товаров сверх предусмотренного годовым планом. В
результате этого население получит болыше, чем в
1950 году, промышленных и продовольственных то-
варов: тканей — на 24 процента, трикотажных из:
делий — на 35 процентов, обуви — на 12 процентов,
мяса и мясных продуктов — на 20 процентов, рыб-
ных продуктов —— на 8 процентов, масла раститель-
ного — на 35 процентов, масла животного — на
8 процентов, сахара — на 24 процента, чая — на
38 нроцентов; культурно-бытовых товаров: велоси-
пелов — почти в два раза, радиоприемников — на
25 процентов, часов — на 11 процентов, фотоаппа-
ратов— на 39 процентов, швейных машин — на
28 процентов, мебели — на 44 процента. Наша. про-
мышленность уже начинает выпускать в массовом
порядке телевизоры, комнатные холодильники, сти-
ральные и другие машины для домашнего обихода,

Как видите, наша промышленность имеет серьез-
ные успехи. Но мы не должны забывать и о нело-.
статках в работе отдельных предприятий, которые
	‚веледствие плохой организации производства и сла-
	бого использования передовой Техники не выпол-
няют заданий по повышению  производительности
	труда и снижению себестоимости, допускают пере-_
	расход сырья и топлива, а также потери от брака.
Устранение этих недостатков дало бы возможность
получить дополнительно значительную экономию.

Отдельные предприятия, выполняя и перевыпол-
	няя план по валовой продукции, не всегда вынол-
	няют установленные государственным планом за-
дания по производству важнейших видов изделий,
Руководители этих предприятий хотят, видимо, об-
легчить себе работу и выпускают те изделия, кото-
рые требуют меньше усилий и хлопот. Пора бы им

понять, что для государства нужно не всякое вы-
нолнение и. перевыполнение плана, а только такое,

которое обеспечивает народное хозяйство нужной
ему пролукцией.
	В нашем сопиалистическом хозяйстве каждый
	руководитель, будь он на болыной или малои ра-
боте. лолжен ставить интересы государства превы-
	ше всего и строго соблюдать государственную дис-
циплину. Надо решительно изжить все еще наблю-
дающийся у отдельных хозяйственников узковедом-
ственный подход к делу, наносящий ущерб. интере-
сам нашего планового хозяйства.

Текущий год ознаменовался дальнейшим подъ-
емом нашего социалистического сельского хозяй-
ства. Возросшее техническое оснащение сельского
хозяйства и лучшая организация работ позволили В
этом голу провести уборку зерновых культур в 6б0=
лее короткие сроки и значительно сократить поте-
ри зерна. Колхозы и совхозы собрали урожай зер-
на высокого качества, досрочно выполнили обяза-
тельства по слаче хлеба государству и обеспечили
засыпку семенных фондов. За последние несколько
лет валовый урожай зерна ежегодно превышает
	{ миллиардов пудов. }
Хлопка и сахарной свеклы в’этом‘году мы со-
	берем больше, чем в прошлом году. паша страна
производит теперь хлопка больше, чем известные
своим хлопковолством Индия, Пакистан и Вгипет,
	вместе взятые. (Аплодисменты).

Колхозы и совхозы успешно борются за осущест:
ение Сталинской программы развития социали-
	вление Сталинской программы развития социали-
стяческого животноводства. Общественное колхоз-
	ное животноводство вместе ‘с совхозным стало
преобладающим в общем поголовьи скота. Важней-
шей залачей в области животноводства продолжает
оставаться расширение кормовой базы.

Сельское хозяйство ежегодно получает от госу-
дарства болышое количество новейших ‘машин: В
текушем году оно получнт 137 тысяч тракторов
в переводе на 15-сильные, 54 тысячи. зерноубороч-
ных комбайнов, из них = 29 тысяч самоходных, а
также два миллиона доугих сельскохозяйственных
	‚машин ий орудий. Проводятся большие работы по
	электрификации сельского хозяйства, Все это. поз
зволяёет ещё более механизировать основные
сельскохозяйственные работы, облегчить труд кол*
хозников и повысить его производительность. Маз
шинно-тракторные станции в настоящее время вы:
полняют свыше двух третей всех полевых работ
в колхозах. В 1951 году в колхозах механизиро-
вана почти вся пахота, три четверти посева произ-
водится тракторными сеялками, свыше 60 процен-
тов всей площади зерновых культур убрано ком-
байнами. Почти полностью механизированы все
основные сельскохозяйственные работы в совхозах,
Неуклонно растет общественное богатство кол-
хозов. Неделимые фонды колхозов только за прош-
лый год увеличились на 11 процентов. Необходимо,
чтобы колхозники и впредь всемерно укрепляли и
развивали общественное хозяйство — эту основу
дальнейшего подъема колхозов и роста материаль-
ного благосостояния колхозников.
Вместе с промышленностью и сельским хозяй-
ством растет и наш железнодорожный, речной и
морской транспорт. В текущем голу грузооборот
железных дорог возрастает на 11 процентов. Кста-
ти, эти 11  процентов прироста почти равны всему
годовому грузообороту на железных дорогах Анг-
лии и Франции, вместе взятых. (Аплодисменты).
Перевозки грузов речным транспортом увеличива-
ются на 12 процентов и Морским — на 7 процен-
тов. Дальнейшей задачей многочисленной армии
наших транспортников все еше остается ускорение
оборота вагонов и лучшее использование всего
подвижного состава железнодорожного, речного
и морского транспорта. .
Наша страна осуществляет широкую строитёль-
ную программу. Масштабы капитального строитель-
ства возрастают с каждым годом. Объем государ:
	ственных капитальных вложений в текущем году
	более чем в два с половиной раза превышает объём
	ТИТЕРАТУРНАЯ. ГАЗЕТА
2 7 ноября 1951 г. № 132