Пьер КУРТАД
	РЕПОРТАЖ
ИЗ ПАРИЖА
	1. Открытие 1 енеральной
	Ассамблеи ООН

Париж вновь принимает делегации
дипломатов почти всех стран мира: се-
тодня здесь открылась шестая сессия
Генеральной Ассамблеи , Организации 0бъ-
одиненных Наций. ~

Несомненно, что простые люди взирают
на деятельность ООН с известным скепти-
цизмом и даже с чувством недоверия, 2
иногда и враждебности. 9то вполне объяс-
нимо, если вспомнить, что в течение по-
следних лет ООН усилиями государствен-
ного департамента США — мало-помалу
превращается в организацию для амери-
канцев, в некий придаток госдепартамен-
та, и, как отметил И. В. Сталин, становит-
ся на бесславный путь Лиги наций.

Демократичеежая печать и ‘организация
разъяеняют, однако, что вступление Орга-
низации Объединенных Наций на onac-
ный путь еще не означает, что от нее
следует отвернуться; напрогив, необходи-
мо решительными действиями заставить
OOH вернуться к принципам своего Уста-
ва и из орудия агрессивной войны, в ко-
торое ee превращают американские ‘импе-
риалисты, стать орудием мира.
	Разумеется, борцы за мир хорошо
понимают, сколь трудна эта задача. To,
что буржуазная пресса сообщила о на-
строениях членов делегации США, покд-
зывает, что они попытаются в Париже
ускорить превращение ООН в. американ-
скую организацию, филиал Северо-атлан-
THYCCKROTO пакта — агрессивно — союза,
направленного против СССР.
	На эту мысль наводит также знаком-
ство с повесткой дня сессии. Идет ли
речь ‘© международном контроле над атом-
ной энергией, о корейском или греческом
вопросе, о положении в Азии — на пер-
вое место навязчиво выдвигается амефи-
канская точка зрения, как будто бы все
другие точки зрения совпадают с мнением
Вашингтона. Это — одно из проявлений
трумэновско-ачесоновекой «тотальной ди-
пломатии», отвергающей идею мирного со-
существования двух систем и объявляю-
щей страны, не желающие подчиниться
змериканскому диктату, нарушителями не
только человеческих, но и божественных
законов. Действительно, сам палекий ле-
Tat, кардинал Тедесчини  соблаговолил
предупредить о’том, что дева Мария бла-
гословляет империалистический  латерь..:

Однако бесцперемонность вашингтонских
политиканов вызвала повсюду сильное
‚чувство раздражения. У нас, во Франции,
оно начинает проникать даже в ряды так
называемой «американской партии». Пра-
вительственные чиновники из числа ca-
мых реакционных обитателей Вэ д’Орсей
(Французское министерство иностранных
дел.— П. КН.) — и те исподтишка жалу-
ются, что им надоели трумэновекие мето-
ды. Это, конечно, не мешает им послуш-
AO выполнять директивы Вашингтона.
Тем He менее очевидно, что они теряют
веру в какой бы то ни было успех этой
политики.

Миллионы простых люлей твердо решие
ли не принимать участия в военных аван-
тюрах, направленных против СССР. Это;
несомненно, усилит разногласия внутри
американизированной коалиции. Если эти
разногласия и не выявятся с достаточной
ясностью во время дебатов на Ассамблее,
они все же могут сделать бесплодной по-
литику, навязанную Вашингтоном своим
вассалам.

ПАРИЖ, 6 ноября. (По телеграфу)
	циалистической культуры всего советского
народа.

Tix Москвы — часть замечательной
армии строителей коммунизма. Больше-
вистская закалка, преданность идеям
партии Ленина—Сталина, настойчивость в
труде — вот характерные черты наших
современников.

Люли наших дней — люди особой поро-
ды. Они рождены ‘Великим Октябрем. Пол
сталинским руководством они закалились в
борьбе, и эта борьба наложила на них 060-
бый отпечаток. Она, эта борьба, еше боль-
ше возвысила советского человека. удеся-
терила его духовные и физические силы,
способные творить чудеса. Веюду у нае
происходят благотворные перемены, и весе
это, разумеется, не может не влиять на
формирование характера наших соврёмен-
ников, на их луховные качества.

Основу нашей советской жизни, как из
вестно, ` составляет труд. Мирный труд,
полный творческого героизма, укрепляет
	мощь и величие Отчизны, содействует бла-
госостоянию и всемерному развитию сил и
способностей человека. Вот почему слово
мир не сходит с наших yer!
	Б благородной борьбе за дело мира
Москве принадлежит решающее ‚ слово.
Москва была, есть и будет великим побор-
ником мира, ибо она всегда с особенной
полнотой и силой воплощала мыель и во-
лю советских люлей.
	Партия учит нас бесстрашной борьбе за
мир. Путь к миру лежит через творческий
	труд, укрепляющий нашу  социалиети-
ческую Отчизну.
	...С высоты нового здания университета
на Ленинских горах наша столипа кажется
живым исполином — мудрым и твердым,
Из-под заоблачных высот, куда вознеслосе
здание университета, как бы открываются
новые горизонты завтрашнего дня.
	...Солнце все ниже клонится в Серебря-
ному бору. Город в легкой дымке. Вече-
реет. Но не меркнет свет на шпилях вы-
сотных зданий. а нало всем — нал rope
	дом, над страной, над миром — кремлев-
ские звезхы.
	А. АНАСТАСЬЕВ, Н. АТАРОРВ.
		КАЯ
	Иржи ГРОНЕК
©
	Большое место в докладе Ньетро Ненни
заняла проблема Организации Объединен-
ных Наций. Англо-американское  большин-
ство в ООН ‘остается глухим к голосу ми-
ра, исходящему от сотен миллионов лю-
дей. Но нет сомнений, народы заставят
себя услышать!

В этом зале в центре Вены собрались
лучшие представители человечества: писа-
тли и  поэгы —тпакие как Николай
	тели и Поэты = таБьию, Ad CARO
Тяхонов, Александр Фадеев, Александр
Корнейчук, Илья Эренбург из Совет-
ского Союза, Го Мо-жо и Эми Сяо
	из Витая, Набло Неруда и Мюржи. Амаду

из Латинской Америки, Арнольд Цвейг
из Германии, Hasna Хикмет из Турции;
ученые —— такие, как Фредерик Жолио-
Кюри, Маке Козине, Джон Бернал, Джеймс
Кроутер, Леопольд Инфильд, Вальтер
Фридрих и другие; вылающиеся деятели
в различных областях общественной
жизни — такие, как американский про-
фессор Джон Кингсбери, французы Jopaa
Казанова, Пьер Кот, Луи Сайян, антлича-
нин Д. Н. Притт, мексиканец Ломбардо
Толедано и другие. Они протянули здесь
друг другу руки для совместной борьбы
за MHD.

Й не случайно второй доклад на сес-
сии, который сделала бразильская деле-
гатка г-жа Бранка Фиальо. был поевя-
	щен вопросу о развитии культурных евя-
	зей между народами. «Мы предлагаем, —
товорила она, — чтобы Всемирный Совет
Мира обратился к интеллигенции всего
земного шара — в деятелям науки, лите-
ратуры и искусства — и указал им на их
ответственность за спасение цивилизация
и культуры, призвал бы их потребовать
заключения Пакта Мира. Только мир по-
зволит им продолжать работу ради куль-
туры м счастья человечества, тогда как
война уничтожит их деятельность и
		ЗЕЛиИ
	ЦЕЛЬ

чет
ера в Большом театре

AD
BD
	Докладчик подробно характеризует но-
вые успехи мирного строительства в
СССР, героические трудовые подвиги на-
шего народа, строящеге коммунизм под
руководством большевистской партии, вдох-
новленного великими идеями Ленина—
Сталина.

В докладе приводятся яркие цифры и
факты, свидетельствующие о росте произ-
водительности труда, об увеличении нроиз-
водства во всех отраслях тяжелой и лег-
кой промышленности.

Большое место в докладе уделено разви-
тию социалистического сельского хозяй-
ства. Текущий год ознаменован дальней-
шим подъемом всех отраслей сельского
хозяйства. 3a последние несколько лет
валовой урожай зерна ежегодно превы-
шает 7 миллиардов пудов.

В локладе показана величественная вар-
тина строительства, которым охвачена
BCA наша страна.
	Прошедший год. был периодом нового
подъема советской науки, литературы,
искусства.
	Докладчик подчеркнул, что, направляя
основные силы и ресурсы страны на
дальнейниий подъем народного хозяйства и
культуры, партия и Правительство не
упускают из вила необходимости укрепле-
ния обороны.

Отромный размах мирного строитель-
ства в нашей стране, отмечает докладчик,
красноречиво говорит о мирном характере
внешней политики Советского Союза.

Не было ни одной международной кон-
ференции или совещания, прохоливиих с
участием Советского Союза, на которых
предетавители . Советского Правительства
не выдвигали бы конструктивных предло-
жений по обеспечению мира и безопаено-
сти.

Агрессивную политику американского
блока наиболее  наглядню разоблачает
военная интервенция Соединенных Шта-
тов в Корее. ‘

Докладчик указывает, что латерь мира
намного сильнее лагеря войны.

Силы латеря демократии и мира, сво-
бодного от всяких внутренних противоре-
чий, растут и крепнут © каждым днем.
И если заправилы ямпериалистичеекого
лагеря все же рискнут развязать войну,
™ не может быть сомнения, что она
завершится крахом самого империализма.

Rk тридцать. четвертой годовщине
Октябрьской социалистической революции,
товорит докладчик, наша страна сделала
новый шаг на пути к коммунизму. Успе-
хи, достигнутые нами, еще раз подтвеож-
дают, что политика большевистской пар-
	тии являелея единственно правильной
политикой, обеспечивающей неуклонный
рост могущества нашей Ролины, рост
	благосостояния трудящихея. ВБ борьбе за
осуществление величественной программы
коммунистического строительства  совет-
ский народ еще теснее сплотилея вокруг
родной коммунистической партии, вокруг
вдохновителя и организатора наших
побел — великого Сталина.
	Долгими бурными аплодисментами зал
встречает заключительные слова доклад-
чика, провозглатающего здравицу в честь
могучей Советской Родины, в честь боль-
шевистоекой партии, призыв за победу
мира и демократии во всем мире. Не-
сколько минут ‘длится овация в честь
организатора и вдохновителя гигантских
исторических побед  советекого народа;
светлого гения человечества, знаменоеца
мира, - великого вождя И учителя
И. В. Сталина.

С отромным воодушевлением под долго
не смолкающие аплодисменты‘ участники
торжественного заседания принимают
	привететвие товарищу И. В. Оталину.
	Москва! Торжественна и величава сто-
лица великой миролюбивой державы, зна-
меносец советской эпохи, город вдохно-
венного и творческого труда: С любовью
и гордостью произносят это слово совет-
ские люди,

Москва! В этом слове черпают уверен-
ность и силу в борьбе против агрессоров
и поджигателей новой войны, за мир, за
демократию, за социализм миллионы че-
стных тружеников земли.

В праздничные дни Октября подводятся
итоги делам. свершенным за год. Совет-
ский человек, мысленно оглядываясь во-
круг, с удовлетворением отмечает, что
сделан новый шаг по пути к коммунизму.
Завершен послевоенный пятилетний план.
Достигнуты крупные успехи в борьбе за
преобразование природы. Невиданными
темпами идет строительство крупнейших в
мире гидросооружений на Волге, Днепре,
Дону и Аму-Дарье, названных народом
великими сталинскими стройками комму-
низма. Огромны достижения науки и куль-

туры.

Вчера на торжественное заседание, по-
свлшенное 34-й годовщине Октября, в
Большом театре СССР. как и каждый год,
собрались лучшие люди столипы —— ста-
хановцы, ученые, ‘писатели, художники,
артисты, воины Советской Армии, мини-
стры, депутаты Верховных Советов СССР
и РСФСР, участники октябрьских боев,
представители счастливой советской моло-
деки.

Семь часов вечера. В президиуме по-
являются тт. Г. М. Маленков, Л. П. Be-
pus, В. Е. Ворошилов, А. И. Микоян,
Н. А. Булгания, Л.М. Каганович, А. А. Ан-
дреев, Н; С. Хрушев, Н. М. Шверник,
М. А Суслов, П. К ПШономаренко,
М. Ф. Шкирятов, члены Правительства,
депутаты Моссовета.

Собравшиеся продолжительными апло-
дисментами встречают руководителей пар-
тии и Нравительства. В зале возникает
овация в честь товариша И. В. Сталина.

Торжественное заседание Московского
Совета совместно с представителями пар-
тийных, общественных организаций a Co-
ветской Армии, посвяшенное 34-й годов-
щине Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции, открывает тов. М. А. Яс-
нов.

Величественно звучит Государственный
Гимн Советского Союза.

Под бурную овацию всех собравшихся
избирается в почетный президиум  Полит-
бюро ЦЕ ВЕП(б) во главе с вождем  с0-
ветского народа и всего прогрессивного.
челоречества И. В Сталиным.
	Слово для доклала 0 34-й годовшине
Великой Октябрьской социалистической pe-
волюции предоставляется тов. J. П. Берия.
	—щ Народы Советского Союза празднуют
сегодня тридцать четвертую  тодовщину
Великой Октябрьской революции, озарен-
ной гением Ленина, открывшей челове-
честву путь к новому. социалистическому
	миру.

Вся деятельность большевистской паф-
тии и Советского Правительства за период
от 33-й до 34-Й годовщины Октябрьской
революции, как и все годы после смерти
великого Шенина, прохолила пол мудрым
руководством нашего вождя товарища
Сталина. (Продолжительные  апледисмен-
ты). Товариш. Сталин. — говорит  до-
клалчик, — с гениальной прозорливостью
ориентирует партию и народ в есложней-
ших явлениях внутренней и международ-
ной жизни и намечает перспективы даль-
нейшего развития. Неиссякаемая энергия
товарита Сталина в повседневном  руко-
волстве как большими, так и малыми де-
лами, его умение определять главные за-
дачи Советского государства и направлять
все наши силы на их разрешение обеспе-
чивают народам Советского Союза великие
победы в строительстве коммунизма. (Апло-
дисменты).
	Георгий ГУЛИА
	ра. Мне приходилось бывать на зажеда-
ниях различных органов Организации
Объединенных. Наций; в. обстанювку этих
заседаний американские делегаты вносят
элемент вражды и ненависти. Здесь, на
венской сессии, происходило как раз про-
тивоположное. Страстное стремление к
миру и общность, цели в борьбе за мир
порождают дружбу между посланцами на-
родов. ато особенно ярко проявилось в
выступлениях представителей Советеко-
го Союза, в сотрудничестве делегаций
Индии и Пакистана, в выступлениях пред-
ставителей Германии, Польши, Чехослова-
Кии.

На обломках разжигавшейся империа-
листами ненависти креннет дружба между
миролюбивыми народами Германии, с од-
ной стороны, и Польши и Чехослова-
кии — 6 другой. Бурные аплодисменты,
которыми встречается каждое дружествен-
ное заявление немецких делегатов по 0т-
ношению в Польше и Чехословакии,  до-
казывают, что участники сессии очень
хорошо понимают огромное значение этой
дружбы для дела мира.

Мы, представители Чехословакии, вепо-
минали в такие моменты, кому обязаны
всем этим. Мы веноминали, что Совет-
ский (Союз, руководимый  гениальными
принципами сталинской внешней полити-
ки, заложил основы для образования де-
мократической и миролюбивой Германия
и тем самым дал возможность немцам
ветупить на новый путь дружбы.
	В эти моменты мы, как и подавляю-
щее большинство делегатов других стран,
вновь проникались сознанием того, что
всемирное движение защиты мира своей
силой и мощью в первую очерель обязано
	‘Советскому Союзу, людям, победившим
фашизм, созидателям великих строек ком-

мунизма, людям великой сталинской
эпохи.
	И поэтому все наши мысли е Москвой,
поэтому мы от всего сердца приветствуем
столицу мира в канун годовщины ©обы-
тия, изменивиего на радость и счастье
человечества облик земли, — в канун го-
довщины Великой Октябрьской социали-
стической революции.
	ВЕНА, 6 ноября. (По телеграфу).
		Наиболее сильное впечатление, которюе
оставляет сессия Всемирного Совета Ми-
ра,— это внечатление широты ‘и вееобщ-
ности движения за мир. Здесь, в Bene,
собрались  лействительню представители
свобололюбивого человечества.
	Более 2350 делегатов представляли в Ве-
не 56 стран: 24 европейских, 14 амери-
канских, 12 азиатских, 5 африканских и
Австралию. Некоторые народы впервые на-
правили сюда своих посланцев, хотя они
ведут борьбу за мир в своих странах уже
давно.
	саслуживает внимания активное уча-
стие в работе сесспи представителей коло-
ниальных и зависимых государств —
Египта, Ирана, Бирмы и других. Нацио-
нальная буржуазия этих стран начинает
видеть в борьбе за мир одновременно
средство достижения национальной неза-
висимости. Небезинтересно отметить, что
это явление наблюдается теперь и в мар-
паллизованных государствах Западной
Европы, усиленно превращаемых амери-
канскими империалистами в свою вотчину.
	Результаты сбора подписей под Obpa-
щением Всемирного Совета Мира о заклю-
чении Пакта Мира, как подчеркнул Пьет-
ро Неняи в докладе «Возможности и сред-
ства заключения Пакта Мира», показы-
вают, что «в международном обществен-
Ном мнении значительно усилилось созна-
ние опасности войны». В движение борь-
бы за мир втягивается все большее коли-
чество представителей различных полити-
ческих и религиозных воззрений. Ненни
указал на рост мирных настроений в
массе западноевропейских социал-демокра-
тов и либералов. От многих можно слы-
шать 06 увеличении числа сторонников
мира среди членов различных протестаят-
ских сект и католического духовенства.
Олин немецкий делегат, к примеру, рас-
сказывал, что протестантская церковь
в Западной Германии теперь совместно со
сторонниками мира борется против реми-
литаризации. Чрезвычайно интересны бе-
седы, которые мне пришлось вести © пред-
ставителями стран Среднего Востока и
Латинской Америки. Латиноамериканны
товорили мне, что их многому учат но-
следние события на Среднем Востоке.
	Шестой день над зданием, . где происхо-
дит сессия Всемирного Совета Мира, паз-
рит в воздухе огромный голубой шар-—сим-
вол стремления простых людей к прочно-
му миру. Сессия заканчивает свою рабо-
ту. Сегодня делегаты принимают рентения,
которые явятся на определенный период
времени программой действий для борцов
против новой войны во всех странах.

Мы попросили представителей ряда го-
сударетв — видных прогрессивных деяте-
лей высказать свое мнение 06 итогах
Венской сессии Всемирного Совета’ Мира,
и о задачах, стоящих перед сторонниками
мира.

— Мне кажется, — заявил профессор
Бернал (Англия), — что самым существен-
ным является обсуждение проблемы разо-
ружения. Нредложения, выработанные на
сессии в Вене, вполне осуществимы как с
технической, так и © политической точек
зрения. Эта проблема особенно важна по-
тому, что она должна стать центральным
вопросом переговоров между пятью вели-
кими державами, переговоров, которых мы
добиваемся. ~
`Лелегаты Франции Эжени Коттон и
	Льер Вот сказали следующее:
	И еще об одном хотел бы я сказать: о
необыкновенно воодущевляющем и возвы-
шающем чуветве дружбы, наполнявшем
атмосферу сессии Всемирного Совета Ми-
	Вена бб ноз
		— Очень приятно, что в  Вен-
ской сессии участвует большее число
представителей от большего числа стран
по сравнению с Берлинской сессией. Тот
факт, что среди нас присутствуют амери-
канский ученый Джон Кингебери, англий-
ский священник Макквайр и многие дру-
гие лица, еще ‘недавно далекие от движе-
ния сторонников мира, говорит о росте и
успехе нашего дела. Чрезвычайно отрадно
также широкое представительетво азиат-
ских народов.
	— C радостью заметили мы, — говорят
посланцы Египта и Ирана Мосен Хассан и
Фуази,— что борьба наших народов за
национальную независимость  ветретила
одобрение всех членов Всемирного Совета
Мира. Именно здесь, в этом высоком соб-
рании подлинных представителей народов
всего земного шара, стремления простых
людей Египта и Ирана к свободе и миру
могут быть поняты и поддержаны.
	Вчера египетская делегация вывесила
в фойе иллюстрированную стенную газе-
ту. Фотодокументы рассказывают о поли-
THRE террора и насилия, которую осуще-
ствляют в Египте английские власти, и о
борьбе египетского народа за освобождение
	посмотреть, что делается нынче в степях
европейской части нашей страны, поемо-
треть строительства на Волге, на Днепре,
нз Дону, на Аму-Дарье, чтобы отчетливо
представить себе мощный и во всех отно-
щениях невиданный разворот творческого
труда. Движутсея вперед вея советская
держава, каждая ее республика, каждый
ве край, каждая область, каждый район,
каждый город и каждая деревня. Вот` по-
чему рост Москвы есть прекрасное выра-
жение роста всей нашей Родины.
	И за всем этим виден рост новых лю-
дей. Приятно знать и чувствовать. что
твои сограждане, твои братья по социали-
стической Родина с каждым днем изменя-
ются к лучшему, что они стали ик себе
й в другим более требовательными, что
они отваживалтся на все более и. более
терзновенные дела.
	Москвичи подают примеры. отличной ра-
боты, ховяйского, государственного отно-
шения к делу. Вот почему, когда любуешь-
ся столицей, нельзя не думать о трудолю-
бивых руках, которые заботливо отетрам-
	вают ее и украшают.
	оря
своей родины от иноземного господства.
Сетодня, но примеру египтян, подобную
же стенную газету выпустили иранцы.

Поделилея впечатлениями о сессии му-
жественный борец за мир, известный. ту-
рецкий поэт Назым Хикмет:

— Я долго буду помнить  многотысяч-
ную демонстрацию жителей Вены в честь
сессии Всемирного Совета Мира. Рядом со
мной на трибуне стоял священник из Да-
маска, он плакал от волнения. Негр из
Сенегала взволнованно прижимал к груди
маленькую девочку, пришедшую привет-
ствовать гостей. Демонстранты выкрики-
вали слова любви и дружбы, обрашенные
& негру... Мы не похожи друг на друга,
этот негр и магометанский священник,
председатель Напионального собрания Гва-
темалы Альварадо Фуэнтес и представи-
тель Румынской Народной Республики Ми-
хаил Садовяну, но нас веех объединяет
воля к жизни, стремление к миру, вера в
наше правое святое дело, глубокая убе-
жденность в том, что война не пеизбежна,.
	М. АЛМАЗОВ,
специальный корреспондент
	«Литературной газеты»
(По телефону)
	лей товарищ Егоров уже выполнил почти
четыре годовые нормы. Токарь завода
«Подъемник» Михаил Никитин более чем
втрое перевыполняет дневное задание. Ско-
ростное резание металла по методу токаря
Павла Быкова получило всеобщее призна-
ние в стране и за ее рубежами. .

Молодая работница Лидия Корабельни-
кова, продумав все процессы своего труда.
	‚приПла к выводу, что можно сэкономить
	немало материала, а из сэкономленного
выпускать дополнительную  продукпию.
Почин москвички подхватила вся страна.
Так родилось; ширится и растет массовое
движение за экономию материалов, за
вынуск дополнительной продукции...
Стахановские цехи и заводы... Разве не
виден и на их примере гигантский рост
наших современников, нашедших верный
	путь от стахановцев-олиночек до больших
стахановских коллективов? Вот и недавно
	семья стахановеких предприятий столицы
пополнилась еще одним. Все цехи Первого
часового завода имени Кирова — стаха-
	новские. Москвичи вместе со всей стра-
ной борются за дальнейшее развитие и
распгирение стахановеких методов работы,
за сплошные коллективы отличного каче-
ства. А в самые последние,  предпразд-
ничные дни стахановки одного из под-
московных заводов — Антонина Жанда-
рова и Ольга Агафонова стали инициато-
рами нового замечательного движения -—
соревнования за отличное выполнение Ka-
KAO производственной операции.

Интеллигенция Москвы активно участ-
рует в строительстве своего города, расши-
ряет его‘славу и величие. Ученые Москвы,
деятели искусства и литературы приумно-
жают духовные богатства нашей Родины.

Москва — город самой передовой КУль-
туры в мире. Отсюла устремляется во все
страны света могучая и мулрая ленинско-
сталинская мыель. Москва будит в чело-
веке лучшие чувства, зовет его на борь-
бу за лучшее. будущее.

Рост культуры — один из великих по-
казателей духовного роста советского че-
ловека. Сталинская Москва вносит неопе-
нимый вклад в общее дело развития со-
	Главный редактор К. СИМОНОВ.
Релакционная коллегияз В АГ)
		Москва, 1951 109
	Москва никогда не склонял головы перед
врагом...

Думы о прошлом неизменно приводят к
знаменательной дате. — к Октябрю семна-
дцатого года, возвестившему человечеству
начало новой эры. а

По-новому зажил древний Кремль более
трети века тому назад, словно обновилизь
его башни, и свет его славы засиял на
весь земной шар. Он дошел, этот свет, до
сердца каждого труженика на земле, обод-
рил его, вселил в него огромные надежды.

Есть еще одна особенность у света на-
шего Кремля: он, этот свет, животворный
для всех людей труда, является испепе-
ляющим для врагов человечества. Вот по-
чему поджигатели войны, как огня, боят-
ся света кремлевских звезд...
	Korda вспоминаешь очень близкое для
нас время — осень 1941 года, снова мыс-
ли останавливаются на Москве. Враг
етремилея к нашей столице.;. Но. как и
всегла. Москва стояла непоколебимо.
	Ровно десять лет назад, в суровые дни
тяжелейшей из войн, нап великий вождь
выступил на торжественном засе-
дании Московского Совета ¢ докладом о
двадцать четвертой годовшине Октября. На
весь мир прозвучал спокойный голое
Сталина; во всех сердцах отозвались его
уверенные, вдохновенные елова. Товарищ
Сталин сказал тогда, что враг может быть
разбит; он предсказал, что враг будет раз-
бит.

Так и было.

Мне, советскому человеку; приятно ео-
знавать, что. наш народ отстоял великую
Москву, и не только отстоял ее, но и по-
ставил нз колени фашистских претенден-
тов на всемирное госполетво.
	Мне, советскому человеку, доставляет
величайпгее счастье сознавать, что здесь
живет и работает тот. вто олицетворяет
мужество и бесконечную стойкость Мо-
сквы, всего советского нарола, всей вели-
кой социалистической державы...
	Нашу советскую жизнь можно ‘изобра-
зить, как широкую, бесконечно илУшут
	вверх лестницу. Шо сравнению © первыми
годами советской власти мы поднятись да
недосягаемую высоту. Мы преодолели pa3-
	руху. вызванную первой мировой войной
	ий войной гражданской. Преодолев разруху,
мы пошли дальше, вперед, к сталинским
пятилеткам. Индустриализация нашей
страны и коллективизация сельского хо-
зяйства заложили основы социализма и
дали новый, сильнейший толчок для дви-
жепия вперед. Мы неуклонно поднимались
вверх по широкой лестнице достижений.
	Бторая мировая война прервала наше
мирное строительство, но не ослабила на-
шу решимость двигаться вперед. Закаляясь
в боях, в труле во имя победы, наши лю-
ди множили в себе моральные и физиче-
ские силы для дальнейшего безостановоч-
ного движения вперед, к коммунизму. Весь
ход послевоенного ‘развития нашей Роди-
ны блестяще подтверждает невиданный
рост созидательной мощи советского наро-
да, поднимающегося к высотам коммуниз-
ма под водительством партии Ленина —
Сталина.

Послевоенная Москва, Москва нашнх
дней — замечательный образец  строящей-
ся, развивающейся. социалистической сло-
лицы. От вновь разбитой клумбы Ели
только что посаженного деревца где-ни-
будь на Таганке и до высотных зданий,
изменивших привычный пейзаж, во всем—
и в большом и в малом— сквозит единое,
целеустремленное движение вперед. Цве-
тут цветы, идут в рост молодые липы, вее

выше поднимаются здания из стали и 0е-
тона.
	Иностранцы, едущие в Москву с Вну-
ковского аэродрома, говорят, что их пора-
жает грандиозное сооружение на Ленинских
горах.

Но в Москву въезжают не только по
олному шоссе. Тот, кто едет в столицу по
Ленинтрадекому шоссе, не может не вос-
торгаться новым районом, застроенным мно-
гоэтажными, светлыми домами. И этот
район никак не назовешь окраиной Мо-
СКВЫ
	Не менее привлекательны въезды и 0
стороны Минского, и Варшавского, и Яро-
славского, и лругих шоссе. Та самая
сила вдохновенного строительства, которая
поражает каждого в центре Москвы, ска-
зывается и здесь, влали от ее центра.
	И это могучее, непреоборимое движение
	характерно не только для Москвы. Стоит
	Чтобы получше рассмотреть всю Москву,
охватить ве взглядом от края до края,
достаточно подняться на один из ее «семи
холмов»—на Ленинские горы. А еще луч-
ше взмыть на лифте под купол высоченно-
го, облицованного белым камнем здания
Московского университета. Отсюда. что
называется, с птичьего полета, не. только
хорошо видна вся наша сегодняшняя сто-
лица, но, кажется, и прошлое ее, и буду-
щее, — как на лалони. «
	Выше купола здания —— шпиль. Шпиль
увенчан огромной девятиметровой звездой.
Можно сказать без преувеличения: универ-
ситет вознесся под облака! Он возвышает-
ся, как символ новой Москвы, бурно иду-
щей в рост, Москвы высокой, по-новому

белокаменной...
	Вогда солнце садится за Серебряным
бором, на дома и сады, на скверы и пло-
щади ложится розовый свет. В такие ча-
сы даже в осенний день от города начи-
нает веять теплом. Университетский штиль
начинает светиться так же ярко. как и
солнце над Серебряным бором, — это его
покрытие из золотистого стекла посылает
с потоблачных высот ответное сияние
	СОЛНЦУ...
	Близким и родным для каждого жителя
столицы стал московский строитель. Ка-
залось бы, что нового можно предложить,
например, в кирничной кладке, известной
человечеству еще с древнейших времен.
	Но послевоенное массовое строительство
жилых домов потребовало перехола на ин-
дустриальные методы работы. Перед ка-
менщиками встала задача — ускорить
кладку. И вот, простой московский камен-
щик сначала предложил работать «пятер-
кой», а позже — «семеркой». Решение
оказалось «простым»: максимальная раз-
грузка  квалифицированного каменщика,
ведущего кладку стен, от процессов, ко-
торые могут выполнять малоквалифициро-
ванные рабочие. Этот метол позволил уско-
рить кладку в несколько раз. Последова-
тели знатных каменшиков — москвичей
Леонтьева и Воролева—добились в нынеш-
нем году новых успехов. Все быстрее вы-
растатот дома, методы каменщиков с Ново-
Песчаной улицы распространяются далеко
за пределы Москвы.

Вся страна знает московских токатей:
опи показали примеры нового отношения
к делу. Страна лвижется вперел семимиль-
ными шагами, она требует все больше про-
дукции от фабрик и заводов. Токарь-ско-
ростник завода малолитражных  автомобя-
	Много рождаелся мыслей при взгляде
на бесконечную панораму Москвы; Не-
вольно думаешь и о седой хревности, кот-
да треугольная, скромная крепость на бе-
регу Москвы-реки и Неглинки начала жить
удивительной жизнью. Юный город ока-
зался подобным сильнейшему магниту-—он
мощно стал притягивать к себе сердца со
всех уголков большой и тогда еще мало
изведанной страны. Это было притяжение,
равного которому, пожалуй, не знала че-
ловеческая история. И мне, советскому че-
повеку, живушему в середине двалца-
того века, приятно знать и чуветво-
вать, что современное ‘всесветное притя-
жение, исходяшее от Москвы, 38 восемь
веков не ослабло, & неизмеримо усилилось.
Приятно знать и чувствовать, что вели-
кий город наш и тогда, в древности, был
тородом славы и хоблести, противостояв-
шим силам захватчиков. откуда бы они
	НИ ЯВЛЯЛИСЬ. 6 ВОСТОКа ‚ли, C запада ли,
или © севера и юга, что предки напия Ae
	лхавали спуску врагу и что город чаш
	«Литературная газета» выходит три раза в
неделю: по вторникам, четвергам и субботам
	Б. АГАПОВ.
	 . ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, В. КОРОТЕЕВ, В. КОСОЛАПОВ

hm Е Е ав а БС Аа Гоа ЧЕ
	А. КРИВИЦКИЙ, Л. ЛЕОНОВ, Н.
	редактора ).
	разделы. литературы и
		ПОГОДИН, Б, РЮРИКОВ (зам. главного
		Адрес редакции и издательства: Москва 51, Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-04-62:
внутренней жизни — К 4-08-89, К 4-72-88, международной жизни — К 4-03-48, вауки —Б 3-27-54, отдел. информации — К 4-08-69, писем —

Типография имени И, И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь,
	а ее
искусства — К 4-02-29, К 4-01-88,   м

о
ам rs
	К 4-11-68. Коммутатор — К 5-00-00.