На шестой сессии Генеральной Ассамблеи ООН

портаж и
	2. IL poCan «MuUproL0

наступления» СЛИА
	Еще до того, как открылась шестая cec-
сия Генеральной Ассамблеи ООН, печать
«американской партин» во Франции, елов-
HO по команде, начала писать о пред-
стоящем «мирном наступлении Соединен-
ных Штатов». Этим господам даже «мир»
рисуетея не иначе, как в виде настунле-
ния! Q чем же в действительности пела
речь? Отнюдь не о гонкретных предло-
жениях с целью действительного урегу-
лировзния международных разногласий.
«Мирное наступление» американских по-
литиков оказалось  просто-натросто бол-
товней, рассчитанной Ha 0, чтобы
дезориентирмювать миллионы мужчин и
женщин, начинающих все лучше понимать
миролюбивые цели политики Советского
Союза.

Действительно, руководящие круги
США и представители «американской map-
тии» Bo Франции и других маршаллизо-
ванных странах испытывают все большую
тревогу в связи с растущими успехами
движения в защиту мира. Накануне от-
крытия Генеральной Ассамблеи крупная
буржуазная газета «Монд» опубликовала
статью, в которой содержалось такое, на-
пример, призпание: «Пропаганда в пользу
заключения Пакта Мира между пятью
великими державами является объектив-
ным и положительным фактором междуна-
родных отношений». А вашингтонекий
корреспондент этой газеты в тот же день
писал: «Здесь сознают, что пропаганда
Москвы за мир получила всюду такой со-
чуветвенный отклик, что на нее сейчас
стало  необхолимо как-то ответить».
	И вот, чтобы дать какой-то «ответ»
сторонникам мира, чтобы  попытать-
ся представить Соединенные Штаты
	в глазах общественного мнения в каче-
стве «миролюбивой державы», г. Трумэн
и выдвинул в своей речи 7 ноября проект
псевдоразоружения. На следующий день
этот проект был расхвален © трибуны
Ассамблеи государственным — секретарем
США Ачесоном.

Французская общественность; которая
с интересом следит за работой OOH, бы-
стро разглядела сущность этой мистифи-
Kanan. Лемократическая печать констати-
ровала. что у Трумэна и его приближен-
ных слова абсолютно расходятся с делами.
За примером ходить недалеко: в тот са-
MBI момент, когда американская диплома-
тия старается показать, что. она «трудит-
ся. для дела мира», сам же г. Ачесон про-
возглашает: Соединенные Штаты будут
всеми силами сопротивляться принятию в
OOH Народного Витая. А ведь абсурдно
считать, что общее урегулирование Me-
жлународного положения может быть до-
стигнУто без участия Витая!
	Французскому народу, как и другим

миролюбивым народам,

вполне ясна раз-

ница между дутыми проектами rr. - Tpy-
мэна и Ачесона и конкретными  предло-

жениями, выдвинутыми
Советеший Союз защи-
Maet  принции  мир-
ного = сосуществования
двух систем, а госу-

дарственный департа-

мент США стоит, так
сказать, на  «тотали-
тарной концепции» Mem-
дународных отношений
и отказывается иметь
дело с правительствами,
которые ему «не нра-
вятея», которые его «не
устраивают», хотя ови

и проявляют CO своей,

стороны добрую волю и

Советским (С0030м.

PPP APP iW

у’ стремление вк миру.
		Советсная ппограмиа мира H маневры   Ре
		ам инансиих
	MHDOTBODUEB
	з Парижа
	Другой пример: правительство Соеди-
ненных Штатов. отнюдь не смущаясь тем,
что в этот самый момент его представи-
тели разглагольствуют о мире, саботнрует
переговоры © перемирии в. Ворее. Оно де-
тает это настолько явно, что даже самые
ослепленные сторонники «демократии дол-
лара» начинают задавать себе вопрое: да
хотят ли в самом деле США успешного
завершения этих переговоров, не стремят-
ея ли они просто выиграть время, чтобы
привести в порядок потренанные в Ворее
	‘интервенционистские войска!
	Всякий раз, когда западные диплома-
ты пытаются усыпить бдительность наро-
дов, они прибегают к дымовой  завесе
«мирных» предложений. Это произопыю и
ныне в связи с началом работы шестой
сессии Генеральной Ассамблеи Организа-
ции Объединенных Наций. В Вашингтоне
и Париже была  разыграна ‘трехактная
комедия, состоянтая из: а) так называемой
тройственной декларации США, Англии и
Франции, 6) ралиоречи президента Тру-
мэна, произнесенной 7 ноября, и в) вы-
ступления с трибуны Ассамблеи государ-
ственного секретаря США Ачесона.

0 некоторых закулиеных сторонах это-
го дипломатического спектакля поведал
накануне открытия Генеральной Ассамблеи
не кто иной, как помощник государствен-
ного секретаря США по делам ООН г. Хи-
керсон. По свидетельству агентства Теле-
пресс, Хикерсон так охарактеризовал за-
дачи американских делегатов в Париже.
Основное, заявил этот ачесоновекий  под-
мастерье. —= научиться «нейтрализовать»
	влияние советских мирных предложений
на общественное мнение. Соединенные
Штаты не заинтересованы в настояитее
	время в ослаблении международного на-
пряжения. Еще меньше они готовы пойти
Ha какие-либо уступки в отношении co-
ветских предложений. Но, признал Хи-
керсон, советская мирная политика на-
ходит отклик среди различных слоев наА-
селения и открытое отклонение советских
мирных предложений вызовет отринатель-
ную резкдию со стороны общественного
мнения. Ноэтому ‘американцы  нрименят
«гораздо более эффективные методы».

Охнако  задуманные  вашингтонскими
режиссерами «эффекты» не получились...
Тлава советской делегании А. Я. Вышин-
ский в своей речи разоблачил существо
американских «мирных» предложений.
«Несмотря на всю широковещательную
рекламу, которая предшествовала этим
трем выступлениям, — заявил тов. А. Я.
Вышинский, — можно безошибочно ут-
вержлать, что гора родила мышь. Ha-
столько ничтожны и явно фальшивы
предложения, идущие из атлантического
лагеря».

Действительно, в чем смысл  предло-
жений, выдвинутых любителями театраль-
ных эффектов из американского прави-
тельства? Президент США предлагает за-
няться перенисью вооруженных сил п
возружений под руководством новой объ-
единенной комиссии по обычным ‹ воору-
жепиям и атомной энергии. Перепись вме-
сто действительного, подлинного сокраще-
ния оружия и вооруженных сил, безус-
ловного запрещения производства атомных
бомб и установления строгого, действитель-
но международного контроля над таким
запрешением!

На этом. впрочем, заботы г. Трумэна о
мире не прекратились... Он предупредил,
что США и впредь будут вооружаться «в
Европе и других районах мира» в целях
«обеспечения мира».

Но и он сам, вилимо. почувствовал
шаткоеть своей «конненииих, почувство-.
вал, что концы © концами не. сходятся.
«Разговоры 0 сокращении вооруженных
сил и вооружений могут показаться стран-
ными в тот момент, когда мы столь уеи-
ленно трудимся над укреплением нашей
POCHHOH МОЩИ», — признался г. Трумэн:
Поистине, «мирные» предложения США
не стоят бумаги, на которой они написаны!

«Какую цену можно дать всей этой
затее, изображенной в так называемой
тройственной декларации, — сказал тов.
А. Я. Вышинекий, — если, внося свои
предложения по так называемому сокра-
щению вооружений. авторы этих предло-
жений заявляют, что, пока продолжается
война в Корее и пока главные политиче-
ские вопросы, разделяющие нации, — я
цитирую соответствующее место из вче-
рашней речи президента США. — остают-
ся неурегулированными. лействительный

Свет над
	Подобно прекрасному
	прогресс в отношении сокращения воору-
жений невозможен».

Тов. А. Я. Вышинский подчеркнул, что
агрессивной внешней политике США про-
тивостоит политика мира, проводимая
Советским Союзом. По поручению прави-
тельства СОСР, он внес на рассмотрение
Ассамблеи следующие предложения:

«0 мерах против угрозы новой мировой
войны и по укреплению мира и дружбы
между народами.

Первое, Генеральная Ассамблея объяв-
ляет несовместимым с членством в Орга-
низации Объединенных Наций участие в
агрессивном Атлантическом блоке, а так-
же создание некоторыми государствами и,
в первую очередь, Соединенными Штата-
ми Америки военных, военно-морских и
военно-воздушных баз на чужих террито-
риях.

Второе. Генеральная Ассамблея  при-
знает необходимым, чтобы: а) участвую-
щие в военных действиях в Корее страны
незамедлительно прекратили военные дей-
острия, заключили перемирие и отвели свои
войска в 10-дневный срок от 38-й парал-
лели;

6) все иностранные войска, а также
иностранные добровольческие части были

в трехмесячный срок выведены из Кореи.
	Третье. Генеральная Ассамблея призы-
вает правительства всех государств как
членов Организации Объединенных Наций,
так и не входящих в настоящее время в
Организацию Объединенных Маций рас-
смотреть на Всемирной конференции во-
прое о существенном сокралщении воору-
женных сил и вооружений, а также о
практических мерах по запрещению атом-
ного оружия и установлению международ-
ного контроля за выполнением этого 3a-
	прещения.

Рекоменловать созвать указанную Bee-
мирную конференцию в самом непродол-
тительном времени’ и во всяком случае
не позже 1 июня 1952 года,

Четвеэтое. Генеральная Ассамблея ‘при-
зывает Соединенные Штаты Америки,
Великобританию, Францию. Rurait u Co-
ветекий Союз заключить Пакт Мира, 9бъ-
единив свой усилия лля достижения этой
высокой и благородной цели.

Генеральная Ассамблея призывает так-
же все другие миролюбивые государства
присоелиниться к Пакту Мира». .
	Советекие предложения © уловлетворе-
нием встречены простыми людьми земного
пара. Они с огромных вниманием и ин-
тересом обсуждаются ва страницах ино-
странной печати. Демократическая обще-
ственность приветствует и одобряет инм-
циативу Советекого Союза, ‘направленную
на достижение мира. Итальянская газета
«Унита» пишет: «Если эти предложения
булут приняты, то булут радикально раз-
решены все наболевшие . международные
проблемы». Датская газета «Ланд ог
фольк» отмечает, что советские предло-
жения, как «небо от земли. отличаются
от туманного американского предложения
0 так называемом сокращении вооруже-
ния, направленного на обман народных
масс». _ -
	Надо сказать, что лаже некоторые бур-
жуазные газеты вынуждены перед лицом
фактов ‘признать,/— это сделала алглий-
ская «Таймс». — что «прежде веего надо
положить конец войне в Ворее и достиг-
нуть местных практических соглашений
в Европе и на Дальнем Востоке».

Советские. предложения —— серьезный
вклад в дело сохранения мира во всем
мире. Что же касается американского дин-
ломатического спектакля, то эта жалкая
комедия в постановке гг. Трумэна и Аче-
вона только лишний раз разоблачила дей-
ствительные цели деятелей Атлантическо-
го блока, не имеющие ничего общего с де-
лом укрепления мира.
	О. ПРУДКОВ
	Bee эти обстоятельства повергают в заме-
шательство сторонников американской по-
литики. И, конечно, грубые провокации
вроде хулиганской выходки американского
журнала  «Кольерс», который накануне
открытия ©ессии Генеральной Асеамблен
вагло заявил, что «миссией» ООН холж-
но быть... завоевание и уничтожение С9-
ветского Союза, не мотут рассеять болез-
ненное чувство неуверенности, охватив-
Wee ныне крути, наиболее враждебно
настроенные по отношению к СОСР и ем
мирной политике. Трумэн и В? в своем
авантюризме перешли все границы. Они
пытаются обращаться © Англией, Opan-
ций и другими «союзниками» так, буд-
10 это американекне пегаты — кавой-
нибудь Техае или Оклахома. А это, по
признавию самого Эйзенхауэра, отталки-
вает даже тех, кто раньше ло глупости
или из корыстных интересов поддался
американским соблазнам.

Подлинный план установления прочно-
го-мира, которого Tak жаждут народы,
выдвинул от имени Советского. прави-
тельтва А. Я. Вышинекий. Предложе-
ния, содержащиеся в речи главы coper-
ской делегации, представляют  разитель-
ный контраст с проектом западных дер-
жав, который так рьяно защищают Тру-
мэн и Ачесон.

Что означало бы принятие этото зме-
риканского проекта? В мире ничего не
изменилось бы за исключением того, что
была бы создана еще одна комиссия
00Н — комиссия по «фепистрации» во-
оружений, < помощью которой госдепар-
тамент США пыталея бы еще грубее вме-
шатьея в дела других государств. Ho
американский проект не предусматривает
прекращения корейской войны, прекраще-
ния гонки вооружений и запрещения атом-
вого оружия, как и прекращения ремили-
таризации Германии и Японии. Ясно, что
подобный план может привести лишь к
дальнейшему обострению. международного
положения. —

Можно сказать, что нынешняя сессия
Тенеральной Ассамблеи  открываетея в
условиях; весьма  благоприятствующих
прооветлению политического сознания на-
родных Macc на Западе и разоблачению
трумэновских попыток изобразить амери-
канекую политику установления мирового
господства   как «политику мира». Из
всех фактов, которые выявила уже общая
дискуссия на Ассамблее, тот, на наш
взгляд, является самым важным.

Пьер КУРТАД,
ПАРИЖ, 9 ноября. (По телеграфу)
	Егилетский народ единодушно выступает в поддержку решения о разрыве
онгло-египетского договора 1936 года и требует немедленного вывода английских
	войск из страны.
в Каире.
	На фото — массовая антиимпериалистическая демонстрация
	Снимок из французской газеты «Юманите»

Говард
	Цумы простых американцев

одни и те же вопросы: «Расскажите нам
о России. Какая там жизнь? Что такое
коммунизм?» Громкоговорители в нашей
тюрьме часами перожевывали все ту же
жвачку антикоммунистической пропаган-
ды, HO она, видимо, не производила 060-
бого впечатления: вопросы но иссякали..:

Во время моих разъездов по Америке
мне приходилось беседовать с простыми
людьми—рабочими, фермерами, шредстави-
телями интеллигенции, и никогда я не
чувствовал вражды или ненависти, хотя
мои собеседники всегда знали, кто я, во
что верю и 33 что борюсь. (Я имею в виду,
конечно, людей, настоящих людей; я не
говорю о тех проститутках мужекого по-
ла, которые подвизаютсея в нашей прессе,
хотя нё один ‘из них сбрасывал передо
мной на время шкуру своей профессии,
чтобы убедить меня, что сам он нимало
неё верит в свои гнусные измышления!).
Я разговаривал с солдатами, моряками,
шахтерами, металлистами, учителями я
неизменно встречал это трогательное, вол-
нующее желание что-нибудь узнать, про-
шибить стену; отгораживающую их от все-
го человечества.

Я понимаю американский народ лучше,
чем умею объяснить. Помню, как некото-
рые французские товарищи удивились,
когда я сказал им, что не променял бы
Америку ни на какую другую страну. Я
потому так говорю и так думаю, что верю,
в мою страну и в ее народ.

Может быть, я не умею толком выразить
это, ноя знаю, что даже сейчас в сердцах
миллионов американцев живет неистреби-
мое теплое чувство к Советскому Союзу:
Им много лгали, их сбивали с толку. но
это чувство существует. Оно вырастает из
`их душевных потребностей, из их тревог
И сомнений, поражений и разочарований;
В Америке еще звучит отголосок замеча-
тельных слов Линкольна Стеффенса, ска-
занных им в 1919 году, по возвращении
из молодого еще тогда Советского государ-
ства: «Й соверпил поездку в будущее — и
оно прокладывает себе. путь». .
		НЬЮ-ИОРК. (По телеграфу)
	Иестек еще тол со дня основания респуд-
лики рабочих и крестьян, снова наступил
празлник Октябрьской революции — собы-
тия, изменившего мир, открывшего двери
в будущее, пробудивитего мечты и надеж-
ды всех простых людей на земле.

Что думают рядовые американцы о С0-
ветском Corse? Можно исписать сотни
страриц на эту тему, потому что мысли
их не так просты, но центральное место
в этих мыслях занимает самый факт су-
ществования Советского Союза,

Советский Союз существует, он стоит
нерушимо. Он разгромил армии Гитлера;
он с головокружительной  быегротой вос-
станавливает разрушенные города и села;
он воздает новые моря, преобразует пусты-
ни, изменяет течение рек и за один го
строит десятки школ в Сталинграде!
Редакционная печать стараетея скрыть от
американцев все эти события, мало кому
удаетея знать их в подробностях, но до
всех дошла весть 0б атомных взрывах в
России и все хорошо понимают, какая
индустриальная мощь требуется для того,
чтобы создать атомную бомбу.

Американец моложе тридцати пяти лет
уже не помнит времени, когда на свете не
было Советского Союза, но этог же амери-
канец едва ли припомнит такие моменты,
когда бы наша продажная пресса не изощ-
рялась во лжи по адресу СССР.

И потому я недаром сказал, что лля
боельшинетва американцев главное в Co-
ветском Союзе — это самый факт’ ето су-
ществозания. Гражданину любой другой
страны трудно даже представить себе, как
скулны те сведения 0 социализме ио
СССР, которые проникают в американскую
прессух В Соединенных Штатах почти все
источники информации находятся факти-
чески в руках злонамеренных людей:

Bor теперь представьте себе: в течение
тридцати с лишним лет этот единый и
руководимый из одного центра механизм
пропаганды ежедневно пичкает американ-
ский народ самой грязной ложью и клеве-
той о Советском Со1озе. Реакционеры ‘хо-
тят, чтобы наши дети воасывали © моло-
ком эту отраву, вырастали в ней. Изо дня
в день современный американец читает,
слышит, видит одно и тоже. В последние
годы эта ложь стала особенно разнуздан-
ной, особенно наглой, но существо ее
остается неизменным все тридцать лет.

Олнако реакция не добилась осуш@е-
ствления своей главной цели. Она хотела,
чтобы американцы возненавилели Россию.
	 Но американцы не питают ненависти к
	этой великой стране.

Я сидел в Федеральной тюрьме. Каких
только представителей американской бед-
ноты, американекото трудового люда не по-
встречаешь в федеральных тюрьмах Аме-
рики! Я попал тула в качестве политиче-
	ского заключенного. Тысячу раз я елышал
		Албанский скульптор Янать Пачо у своей скульптуры
национального героя Албании Георгия Кастриота (Скан-
дербега). В ХУ веке албанский народ под предводитель-
ством Скандербега вел ожесточенную борьбу с турецкими
поработителями. Память о Скандербеге живет в народ-
ных преданиях и песнях Албании.
	тище народной революции. Лучшие свои
произведения писатели Шефтет Мусарай,
Алеке Чачи, Димитр Шутэрити и другие
создали в годы войны © фашистокими
оккупантами. Co своими произведениями
впервые выступили также Фатмир Дята и
Лазар Силити. С каждым днем растет в
Албании плеяда мастеров слова, любимых
читателями. Мы видим здесь Зини Сако,
Марк Ндоя, Коль Якова, Люан Тяфзэзи,
Драго Силити.

Произведения албанских писателей про-
никнуты идеями патриотизма, они про-
славляют нового‘ человека, строителя и
творца, они повествуют о героизме наро-
да в годы  национально-освободительной
борьбы, о подвигах партизан, о любви к
нашей партии, к Советскому Союзу и
великому Сталину. Героями книг становят-
ся строители заводов и каналов, фабрик и
	тидроэлектростанций, лучшие люди сель-
	скохозяйственных кооперативов. Широко
известны такие произведения, как «На 30-

лотых крыльях мира» Димитра Шутэри-
ти, «Дорога к счастью» Лазара Силити,

повесть Фатмира Дята «Враг не дремлет»,
рассказ Зини Cano «Урожай». пьеса
Воль Якова о жизни сельскохозяйствен-

ного кооператива, стихи для детей Драго
Силити, и многие другие,
			Редакция «Литературной газеты» выра-
жает благодарность артистам, принявшим
участие в вечере, посвященном 34-й годов-
щине Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции: народным артистам
СССР Е. Турчаниновой, М. Цареву, М. Жа-
рову, нарэдным артистам РСФСР Е. Шат-
ровой, В. Владиславскому, С. Межинскому,
заслуженным артистам РСФСР Н, Слоно-
вой, С. Мартинсону, Д. Павлову, артистам
3. Гердт, М. Готлиб, Л. Гриценко, Ф. Кар-
дона, П. Киричек, В. Лепко, Л. Мезенце-
вой, М. Мироновой, А. Менакер, А. Пет-
ровскому, Р. Юрьеву, композитору С. Кац,
концертмейстерам Д. Ашкинази, И. Катае-
ву, Д. Лернер, М. Хазизову.
		Важную роль в культурной жизни
страны играют переводы советской лите-
ратуры. Наш народ хорошо знает произ-
ведения М. Горького, такие книги, как
«Чапаев» Д. Фурманова, «Как закалялась
сталь» Н. Островского, «Поднятая  цели-
на» М. Шолохова, «Молодая гвардия»
А. Фадеева, «Далеко от Москвы» В. Ажае-
ра, и многие другие. Томики произведений
советских писателей можно увидеть даже
в самых отдаленных горных районах.

С каждым днем богаче и краше стано-
вится духовная жизнь народа. В стране,
не знавшей раньше театральной культу-
ры, растет и развивается новый театр.
Как и литература, служащая отныне на-
роду, он возник в дни национально-оево-
болительной войны. ?

24 мая 1944 года группа партазан —
любителей театрального искусства пока-
зала первый спектакль делегатам Антифа-
шистского национально-освободительно-
го съезда в Пермете. А сейчас Народный
театр Албании, родившийся из первых са-
модеятельных групп, уже завоевал — все-
общую любовь и популярность в народе.
За 6 лет на его сцене поставлено 40 пьес
русских классиков, советских драматургов
ий албанских авторов. Народный театр дал
более 500 представлений. которые посе-
тило свыше 350.000 зрителей. Среди по-
казанных театром спектаклей — «Голос
Америки» Б. Лавренева, «Макар Дубрава» и
«Платон Кречет» А. Корнейчука. «Реви-
зор» Н. Гоголя, «Халили и Хайрия» Коль
Якова, «Раны. которые говорят» Бэсима
Левоня, комедия «После смерти»  писате-
ля албанского возрожления Чатюпи.
	Постановку ряда спектаклей в этом

тезтро осуществил советский режиссер
А. Кричко.
	тосударетвенная филармония, Оца была
создана около двух лет назад группой
певцов, композиторов: музыкантов и тан-
цоров. За короткое время симфонический
оркестр филармонии подтотовил свой пер-
вый концерт, Балетная группа под руко-
водством советского балетмейстера Г. Пер-
куна и дирижера Мустафы Крантья пока-
зала балет Асафьева «Бахчисарайский
фонтан». Сейчас группа певцов филармо-
нии готовит постановку оперы Пуччини

` «Богема». Интересно отметить, что один
из лучших наших вокалистов Авни Муля,

с успехом выступавший на советской сце-
не и на Всемирном фестивале молодежи
в Берлине, в прошлом был простым пе-
карем. :

Бурно расцветает искусство в новой
Албании. Недавно правительство приняло
	решение 0 создании государственной
эстрады, в Тиране строится киностудия,
в будущем тоду она выпустит первые
албанские кинофильмы. Наши художники,
скульпторы создают яркие произвеления,
отражающие путь борьбы и побел народа.
В гороле Сталин установлен величествеяя
ный монумент самого лучшего друга ал-.
банского народа — И. В. Сталина.

Яркам свилетельством того, какое вни-
мание уделяет партия расцвету культуры.
в стране, является принятый недавно,
правительством лекрет. о присуждении
ежегодных премий республики за лучшии
произведения литературы и искусства
выдающиеся открытия и деятельность  }
области науки, техники, произволетва.

Партия труда уверенно ведет нову
Албанию вперед. Наш путь озаряет свт
из страны социализма. Заяятые мирням
трудом, трудящиеся Албании полны 583-
	Албанией
	Ато же будет управ-
	У нас новые фабрики
и новые. жилые дома,
первые железные  доро-
ги, первый стадион, но-
вые школы и первые
высшие учебные заведе-
ния! У нае появились
первый театр и первая
филармония!

В 1938 году в страле
было всего 643 началь-
ные школы. Дети бедня-

ков рождалиеь и уми-.

pain, TAR HM не сев за
вею свою жизнь за пар
ту. А в нынешнем учеб-
ном году перед детьми
рабочих и крестьян
Албании широко раснах-
нули свои двери более

Албанский с!
национального
дербега). В Х!
ством Скандер
поработителям!
ных преданиях

2.000 начальных и свыше 940 семилет-
	них и средних школ. Новенькие задания
	школ можно видеть повсюду—на побережье
Адриатики, в долине Задримы, в горах Xo-
ти. Над книгами, тетрадями  склонились
дети пастухов Курвэлеша и горцев Дука-
дина, жителей Корчи и крестьян Мюзэте.
Десятки тысяч рабочих и врестьян уже
научились читать и писать. А к концу
пятилетки, то-есть в 1955 году, Албания
станет страной сплошной грамотности.
	К празднику десятилетия Албанской
партии труда у нас открылись высшие
учебные заведения: — политехнический,
сельскохозяйственный и педагогический
институты. В будущем roxy появятся
еще два: планово-финансовый и меди-
цинский. Знаменательно. что в высших
учебных заведениях читают лекции такие
молодые преподаватели, как Хасан Думз,
Стэфанать Поло и другие. в прошлом быв-
шие партизаны. Высшее образование они
получили в Советском Союзе.

Быстрыми шагами идет вперед и на-
ша молодая литература. Она развивается
под животворным влиянием самой пере-
довой в мире советской литературы и <9-
здает произведения, отражающие геронче-
ский труд народа. Новая албанская лите-
ратура родилась в огне национально-0с-
вободительной борьбы, она-—поллинное де-
	вБевьу, НПоднимается над С ЛЯЗРИ лять этими новейшими

столицей Албании — предприятиями, руково-
Тираной гора Дайти. ‚ ° лить трудом сотен рабо-
Еще совсем недавно чих? Ведь речь идет о

она ничем не выделялась среди других   стране,   где еще недавно в начальную
	шАюлу ходила только четвертая часть де-
тей школьного возраста и 80 процентов
населения не знало грамоты, о стране, гле
Почти не было своей антеллигенции и
черты средневековья проступали на каж-
дом шаху. :

Албанская партия труда с первых дней
освобождения страны © величайшей лю-
бовью. создает кадры народной интелли-
генции. Наши первые инженеры и тех-
ники получили образование в стране са-
мой передовой в мире культуры — в Co-
ветском Союзе. Это они будут руководить
новыми предприятиями, воспитывать MO-
лолые кадры технической интеллигенции,
	готовить квалифицированных рабочих для
	строек албанской пятилетки.  . ;

Пять веков длилась мрачная пора вла-
дычества турок в нашей стране. Захватчики
силой стремились навязать албанцам свою
религию, они не разрешали открывать
школы на албанском языке. а турецкий
язык сделали обязательным. Позднее кро-
вавый король Зогу пытался насаждать
невежество и фашистский  обекурантизм.
Подавить самобытную албанскую культу-
ру стремились и великосербекие пювичи-
CTH, титовекие провокаторы,  лицемерно
предлагавшие свою «помощь» нашей стра-
не. Но народ Албании не покорилея пора-
ботителям, не забыл родного языка. А ныне
солнце свободы зажгло в нем новую
энергию. и ничто уже не может помешать
его духовному расцвету. °

Два слова сейчас употребляются в Ал-
бании особенно часто: «новый» и «пер-
вый». И это не потому, что нашему язы-
ку нехватает других слов. Нет. именно
эти слова хоропю выражают устремления
страны, вступившей на путь строитель-
ства социализма.
		торных вершин; Леса и врутые скалы,
иногочисленные горные источники хру-
тальной воды привлекали к себе лишь
птиц и зверей. Ипчто не нарушало покой
горных ушелий.
	вот Дайти заставили служить наро-
ду. Люди вовой Албании пробурили на-
сквозь скалы, и холодная, кристальной
чистоты вода родников потекла по трубам
вниз, в Тирану. В горах выросли светлые
корпуса самой большой в стране  гидро-
_ электростанции имени В. И. Ленина. А
внизу. у Дайти, раскинулиеь цехи гран-
› лиозного текстильного комбината имени
И. В. Сталина — комбинат ‘будет лавать
ежеголно 20 миллионов метров ткани.
	С богатыми подарками родине пришел
наш народ к славному празднику ‘десяти-
‹ летия Албанской партии труда, исполнив-
‹ шемуся 8 ноября. и головшине Великого
Октября. Гидроэлектростанция и текстиль-
ный комбинат, закладывающие фундамент
  индустриализации страны, оснащенные
  первоклассным советским оборудованием,
‘стали действующими предприятиями.
	Баждый, кто знает историю древ-
ней Албании, не может не оценить
стремительность исторических событий,
происходящих ныне в стране. Албания,
” никогда раньше не имевшая ни опыта
  промышленного ‘строительства, ни  спе-
циалистов или квалифицированных рабо-
чих. сейчас. е братекой помошью, в пер-

’ вую очередь Советского Союза, а так-
  же стран народной демократии, по-
‘строила предприятия. о которых наш
	народ не мог раньше и мечтать. Албан-

ская партия труда, наш вождь Энвер
’ Ходжа сумели поднять народ на осущест-
‚ вление исторических дел.
	«итературная газета» выходит три раза в
неделю: по вторникам, четвергам и субботам
	Номимо Народного театра в Тиране, про-   Ренности в своем завтрашнем дне. Залигом
фессиональные театры созданы также в   <Ветлого будущего нашего нарола сл/жат

wr
	ат а р ИРУ ПВГ Е АСТ РР eI

Шкодре и Корче. дружба © Советским Союзом, TLOM OTLB
Впервые появилась в новой Албании и великого Сталина.

Главный редактор К. СИМОНОВ.
Редакционная коллегия: Б. АГАПОВ, А. АНАСТАСЬЕВ. И АТАРОВ.
	!. ГРИБАЧЕВ, Г, ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, В. КОРОТЕЕВ, В. КОСОЛАПОВ,
А. КРИВИЦКИЙ, Л. ЛЕОНОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ (зам. главного
	редактора ).
	тчгературы и искусства — К 4-02-29, К 4-0}-88
дательсгво — К 4-11-68. Коммугатор — К 5-00-00.

Адрес релакцив и издательства: Москва 51, Цветной бульвар, 30 (лля телеграмм — Москва, Литгазета}. Телефоны: секретариат — К 4-04-62: разделы:
внутренней жизни — К 4-08-89, К 4-72-88, межлуваролной жизни — К 4-03-48, науки — Б 3-27-54. отдел информации — К 4-08-69, писем — К 0-75-23. #3

Типография имени И. И. Схворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.