й литературы и искусства в Москве
	К, декаде узбекско
	На Вол:о-Доне
	ПОБЕДА СТРОИТЕЛЕЙ]
	СТАЛИНГРАД. (Наш норр.).
Строители Береславекого гид-
роузла Волго-Донского cyx0-
ходного канала выполнили сло-
во, данное товарищу Сталину, —
строительство сооружений в
основном закончено.
	› 13-го

цкого

..Выеовим прямым гребнем
перерезает заснеженную стель
двухкилометровое ‘тело ‘плоти:
ны, вымощенное камнем. Она
задержит. воды Береславекого
водохранилища, глубина кото-
рого в отдельных местах до-
стигнет двадцати метров.

Издали видны два белока-
менных здания. Это башни
управления массивными pe-
монтно-заградительными воро-
тами.

Третьим сложным гидротех-
ническим сооружением являет-
ся водосброс, расположенный
почти в самом конце плотины.
В случае необходимости pac-
кроются его большие метал-
лические щиты и излишев
воды искусственного озера бу-

дет сброшен в сторону Дона, в русло
речки Червленная.

Коллектив строителей гидроузла закон-
чил основные работы. Только для ремонт-
но-заградительных ворот было собрано и
смонтировано свыше 370 тонн металличе-
ских конструкций. Уложены десятки ты-
сяч тонн бетона. Сейчае заканчиваютея
	электромонтажные работы и строители
приступают к архитектурному оформле-
нию гилросооружений.
	ПОСЛЕДНИИ
КУБОМЕТР БЕТОНА
	‘Надпись появилась Ha стене камеры
шлюза на многометровой высоте: «Закон-
чим основные работы на шлюзе в 7 нояб-
ря!» Она наноминала 06 обещании, дан-
ном коллективом 3-го шлюза в письме
	товарищу Сталину, —— сократить срок
строительства на два месяца.

Летом ‘прошлого года, когда котлован
пот шлюзом был почти готов,  случилея
	оползень. Подземные воды  разжижили.
землю. Не только пятитонные экскавато-
ры —— человек не мог бы удержатьея на
ней.
_ Начальник шлюза Ярослав Хриетофоро-
вич Соболев предложил строить плоты. Из.
Досок, толстых бревен, железнодорожных
шпал сделали трехелойные настилы, сто-
собные выдержать тяжесть машин. С та-
ких искусственных островков экекаватор-
WHR чернали жидкий грунт. Работая в.
этих условиях, механизаторы 3-0 шлю-
за поистине совершили подвиг бетони-
рованию приступили лишь в небольшим
опозданием. 7

Ё весне полностью забетонировали дня-
ще камеры шлюза и днище его верхней
головной части. Коллектив снова вышел
в передовые ряды соревнующихся.

Mn побывали на шлюзе. в_знаменатель-

ный для коллектива день; последние ку-
	бометры бетона были уложены в устои
верхней головной части. Предетойт забе-
тонировать последние ярусы стены камеры
и устоев нижней головной части.

..Мы стоим на возвышенности. Вни-
зу работают монтажники— устанавливают
многотонные конструкции опускных ворот.
А-снаружи камеры идет засыпка земли.
Олин за лругим сбрасывают грунт само-
свалы. Мощные тракторы выравнивают
площадку. Она поднимается все выше нп
выше, и уже от надписи, сделанной не-
сколько месяцев тому назад, остается лишь
одно слово: 3

— Закончим...

Ho вот и это слово исчезает. Закончи-
ли! .

Седьмого ноября коллектив третьего
шлюза доложил Родине: слово, данное
товарищу Сталину, выполнено. Накануне
вечером уложен последний кубометр бе-
тона.

Теперь началась’ борьба за досрочное
окончание всех монтажных работ.
	ВОЛГО-ДОН.
	А. ШЕЙНИН,
корреспондент «Лите-
ратурной газеты»
	ние жизни, влохновляет всех. кто табо- СОСТ, который, видя спад общественного
	интереса к работе секции, ничего не сде-
лал для поднятия их’ авторитета, A. Cyp-
ков подчеркнул вместе с ‘тем, что секции
и сами повинны во многом. В секциях не
была создана атмосфера принципиальной
критики и самокритики. на основе которой
обсуждались бы значительные явления
литературной жизни; весе еще процветали
приятельские отношения,  приводившие
подчас К грубым ° ‘идейно-эстетическим
ошибкам в оценках произведений, 70,
разумеется. не приносило пользы ни ‘авто-
	рам, ни секциям. Пример тому — пьеса
К. Финна, расхваленная в секции драма-
	тургов и получившая резко отрицательную
	тает сейчас в пустыне,

Нельзя сравнить ни нынешних темпов,
ни масштаба, ни глубины исследований
с теми, что велись семнадцать лет назад,
В эти дни. когда все прогрессивные люди
земного шара подписывают Обращение о
заключении Накта Мира, мы работаем еще
более влохновенно и с огромной энергией.
Каждый стремится трудом своим показать,
что он реально. сделал лля торжества ми-

ра и прекрасного будущего великой стра-
ны сопиализма,.
	ПУСТЬТНЯ КАРА-КУМЫ,
колодец Бала-Ишем
	пагиенты большого полотна
	°
3. КЕДРИНА
©
	Не раз за послевоенные годы мы чита-
ли 0 том. как, сойдя © поезда. на полу-
станке, с легким  чемоданчиком в руке,
фронтовив идет родными местами к себе
в колхоз, как встречает” этет  фронтовик
своих односельчан и заново знакомится с
ними, узнавая в бойком и работящем ‚па-
реньке недавнего ребенка, в знатной ста-
хановке полей -— вчерашнюю девчонку со
	смешной косичкой.
Казалось бы, что нового можно сказать
	по этому поводу?’
И все же автор романа «Ветер золотой

долиных Айбек в начальной главе, ри-
сующей возвращение Уктама с фронта;
заново творит поэзию возвращения, поэ-
зию счастливой встречи с родимым краем,
заставляя читателя, много раз читавшего
о подобных вещах, волноваться, радовать-
ся, любить героя и его землю чуть не до
слез. Секрет такого обновления уже из-
вестного сюжета заключается не в пыш-
ной метафористике или экзотике изобра-
жения. Этот секрет — в новой глубине, с
какой писатель проникает в изображаемое
явление, в новой. перспективе. его. разви-
тия, какую он открывает, в новом боль-
WOM волнении, какое сам он’ при этом пе-.
реживает. Сцена возвращения  Уктама
и встречи. бывалого солдата с Джура-
баем —— осиротевшим сынишкой. убитого
на войне сельского кузнеца -—— раскры-
вает и большое волнение автора и боль-
пут перспективу развития характеров:
солдата, до глубины души осознавшего
свою ответственность з& счастье родины;
мальчика, обретшего зрелое достоинство
полезного обществу человека в испыта-
ниях раннего горя и трудового выхода в
жизнь. Первая глава нового романа Ali-
бека звучит, как сильное и вместе нежное
музыкальное ветупление в драматическое
	действие. и читатель с нетерпением ждет,
	какие по-новому поэтически осмыслевные
явления жизни развернутся за рубежом
первой главы.

Читатель вправе ожидать многоге от ро-
мана Айбека, посвященного богатой теме
послевоенного развития узбекского хлоп-
ководческого колхоза. В этой теме можно
	и должно отразить яркий кусок нашей.
тействительности. формирование и роет.
	действительности, Формирование и рост
характеров замечательных советских лю-
дей, проходящих в краткий отрезок време-
ни путь нередко от весьма юных работни-
ков полей до прославленных на’вею стра-
ну новаторов. мастеров высокого урожая.

Н читатель действительно находит в
книге немало интересного, живого. Вот
лирическая сцена ночного полива хлопка,
сцена, в которой души героинь повество-
вания Танеык, ‚Анархан, Хакимы  откры-
ваютея для осознанной по-новому красоты
родной природы. Природа для них не толь-
ко объект  восторженного ‘созерцания, а
поле приложения вдохновенного труда, в
котором ярче. чем в восторженных одах,
проявляется любевь к родной земле.

Bor живой, написанный теплыми’ кра-
	сками эскиз юной красавицы Камили, ее’
	горячего вэогаяда, длинных 806, ослепи-
тельной улыбки, яркого цветастого
платья, горой посадки на’ коне? И едва
ли не главный комнонент красоты этой
девушки — ее сильный характер, упорная
воля, сделавшие ее председателем славного
колхоза «Эльабад».

Или еще набросок, уже совсем беглый,
но сделанный уверенной рукой,  вложив-
шей жизнь в каждую из немногих его
черт: пятидесятилетняя высокая и краси-.
вая колхозница тетушка Хадича, некогда
	в числе первых женщин — автивисток
Ферганы — сбросившая паранджу и от-
крывшая «свои смелые прямые. как
	стрелы, брови над прямым носом, свои
узкие. неумолимые глаза». ь .

А вот картины совсем иного наполне-
ния. Сатирически написанная, с гротеск-
ными фигурами, история 0 TOM, как
волхозники, повинуясь старым. обычаям,
чуть было не просватали свою дочь, пере-
довую ударницу полей Танеык за хилого
Бакиджана, сынка  базарного торговца
Атирмата. Юмор этой истории несколь-
ко сродни светлому юмору «Весны в
Сакене» Г. Гулиа. Он заложен в самой
природе сходного материала, раскрываю-
щего бессилие пережитков прошлого перед
победной поступью новой жизни.
	Айбенк. «Ветер золотой долины», Роман.
Гос. изд-во УзССР, Ташнент. 1951. 423 стр.
	труда и его презрение в носителям ста
рого, тщетно пытающимея затормозить
победное движение парода к коммунизму.

Но эмпирического знания жизни и быта
одного или даже нескольких колхозов ока-
залось недостаточным для создания боль-
того и цельного эпического полотна. Эм-
пирического знания отдельных  Участков
жизни явно недостаточно и для глубокого
постижения природы нового, неантагони-
стического конфликта нашей жизни, в ко-
тором борьба передовых людей с отстаю-
щими является борьбой за них самих, за
их рост, за изживание их ‘отставания, \
	Нели мы обратимся KR лучшим произве-
дениям нашей прозы, посвященным после-
военному времени, то .YBHAMM, что во
многих из них B основе лежит именно
этот новый конфликт. Именно таков кон-
фликт между Груней и Родионом в рома-
не №. Мальцева «От всего сердца». Борясь
с Бубенцовым против узости его. понима-
ния колхозных интересов, парторг колхо-
за «Заря» в романе Ю. Лаптева во то же
время борется за дальнейший обществен-
ный рост ВБубенцова. В романе Г. Муста-
фина «Миллионер». выступая против не-
дальновидного метода руководства колхо-
зом с0 стороны старого Жакыта, демоби-
лизованный фронтовик  Жомарт в,то же
время стремится помочь старику освобо-
диться от пережитков патриархальщины.
	Вот этот конфликт, более сложный и.
тонкий, чем конфликт антагонистический,
К тому же имеющий весьма. молодую еще
литературную традицию, не занимает
должного места в новом романе Айбека.
Автор етремитея к раскрытию конфликта
антагонистического, межлу  передовиками
колхоза и такими враждебными  колхоз-
ному строю людьми, как базарный торго-
вец Аширмат, чета спекулянтов - Файзул-
лаевых или пролезший в правление кол-
хоза чужак Каримкул. Но так как автор
романа не вскрывает глубины конфликта
межлу передовыми людьми колхоза и
враждебными колхозному строю силами, то
и конфликт распадается на серию‘ мелких
конфликтиков — недоразумений. легко и
быстро разъясняющихся, не имеющих
реального влияния на судьбы и харак-
теры основных героев повествования.
	Казалось! бы, наиболее серьезная из
враждебных фигур в романе — Варимкул.
Булучи разоблачен и смещен в должности
председателя Совета урожайности, он ре-
шается на вредительское действие — угон
баранов из’ колхозного ‘стала для TOTO,
чтобы продать их на базаре ‘и бежать в
Таджикистан или Киргизию вместе со сво-
‘им сообщником, бродячим муллой. Но как
показывает это Айбек! Каримкул. пользу-
ясь своим прежним званием. как бы ot
имени председателя забирает овец у па-
стухов и среди бела’ дня открыто гонит
их на базар. Разумеется, на дороге ок
встречает. Уктама и Камилю, которые его
и его подручного передают властям; а 6а-
ранов отбирают. Таким образом конфлик-
ты романа ‘разрешаются без серьезной
борьбы. Образы героев. ‘оказывающихея по
воле ‘автора’ вине всякого жизненно важно-
то конфликта, не развиваютея, оставаясва\ У.
на последних страницах романа примерной =
такими же, какими были на первых. \

Глубокое постижение борьбы ‘нового со
‘старым, определяющей рост и развитие че-
ловеческого характера, требует от худож-
ника постоянного изучения законов разви
тия советского общества, тех непрерывно
‘возникающих и разрешающихся,  свое-
образных на каждом новом этапе; проти
ъворечий, которыми сопровождается рост
каждого общественного организма. *Созда-
ние большого эпического полотна требует
не только мастерского. воспроизведения. его
деталей, пусть и ` хорошо  увиденных и
точно переданных художником, ‘а пости-
жения всего процесса в целом. ‘умения
подняться до большого обобщения’ фактов
действительности. В этом и заключается
истинное мастерство.

Опыт талантливого художника Айбека
в его романе «Ветер золотой долины»
неопровержимо доказывает. что никакая
талантливость не может возместить вее-
стороннего изучения и глубокого постиже-
ния действительности в ее непрестанном
развитии. без которых нельзя создать 38-
конченного произведения  ’социалистиче-

CROTO реализма.
	И еще одна пара, уродливая и смептная
в своем бессилии. Секретарь правления
колхоза Насимджан Файзуллаев и его спе-
кулянтка-жена  Мастура, тщетно  ста-
рающиеся противопоставить свои ничтож-
ные стяжательские цели и устремления
общеколхозным большим делам.

Читатель увидит в романе Айбека и
картины массового подъема ‘людей, спаян-
ных единой волей к творчеству нового,
как, например, небольшая сценка ликви-
дации прорыва дамбы. Найдет он и лири-
ческие наброски молодых пар, любящих,
робеющих, ревнующих и, наконец,  сча-
стливых, и бытовые сценки, показываю-
щие новые отношения людей между собой.

Однако чем дальше вы читаете книгу
Айбека. чем больше людей попадает в
поле вашего зрения, чем больше самых
различных По значимости содержания и
уровню художественного мастерства кар-
тинок и сцен мелькает в повествовании,
тем больше вы убеждаетесь, что перед
вами как бы хроникальная запись доволь-
но большого отрезка ‘времени из жизни
одного колхоза. Мелькает множество сцен,
ситуаций. людей или их почти анкетных
‚характеристик. Но вы не видите во всех
этих отдельных частях большюй картины
единого, направляющего замысла. При
всем обилии людей п событий роман ста-
тичен, в нем отсутствует движение сю-
жета.

Отеутетвие закономерного развития
сюжета, в свою очередь, мешает разви-
ватьея и характерам люлей, и они стано-
BATCA иллюстративными. как иллюстра-
  тивны и многие. эпизоды романа. Так, живо
начатый автором портрет. мальчика Джура-
бая, благодаря. тему, что образ его в даль-
нейшем не развивается, становится лишь
волнующей иллюстрацией к положению 0
росте людей во время Великой Отечествен-
ней войны, фотографией одного момента
жиани, а не отражением ее движения.

Сцена прорыва дамбы дана вне связи
  нарастающими трудовыми усилиями
влохновленного единой пелью  коллек-
тива. Эта картина служит скорее всего
частной и весьма неблагодарной цели —
иллюстрации старого литературного шаб-
лона, согласно которому секретарю райко-
ма никогда не удается выбрать время для
своих семейных дел. Только что собрался
секретарь райкома Сайрамов (кетати” ло-
вольно блелная и схематичная фигура)
провести вечер с женой и детьми. как
происходит стихийное бедствие. прорыв
дамоы. и Сайрамов вынужден ‘броситься
тула; конечно же не выснавшиеь и не от-.
дохнув. Подобные примеры можно при-
вести и. еще, на. дело не в количестве
примеров. Дело в том принципе отражения
действительности. который положен в 0с-
‘нову нового романа Айбека,— принципе
сглаженного изображения отдельных мо-
ментов жизни, а не обобщенного отображе-
ния закономерностей ее развития, ^

Отсутствие общего для всей книги
идейного замысла и основного сюжетно-
конфликтного , узла, связывающего вовди-
но все линии многопланового эпического
повествования, вызывает к жизни множе-
ство отдельных маленьких замыслов и
раздробленных мелких конфликтов, кото-
рые возникают и исчезают, не успев  раз-
вернуться (как. например. ряд мелких
недоразумений между положительными ге-
роями, вызванных  клеветнической дея-’
тельностью чуждых элементов, пролезших
в колхоз). Нужно ли ‘говорить о том; что
единый большой конфликт никак не мо-
жет быть заменен многими маленькими
или даже большими нелоразумениями и
что самое понятие конфликта ни. в какой
мере не соответствует недоразумению!

То, что произошло’ с романом талантли-
вого писателя Айбека, заставляет еще и
още раз обратиться к проблеме изучения
писателем ‘действительности. Мы ни в ка-
кой мере не’ подвергаем . сомнению, что
Айбек знал людей, подобных изображен-
ным в его книге «Ветер золотой долины»,
что он неоднократно бывал в колхозе и

видел, как эти люди живут и работают.
	Не вызывает сомнения также и его тел-
	106 чувство в. передовикам колхозного!
	ВОЛГОДОНСТРОЙ. Шестикилометровый участок судоходного канала от Дона до 13-го
шлюза заполнен волой. На снимке: готовый участок канала,
	А. КЕСЬ,
	Фото С. КРОПИВНИЦНОГО
	Все мы находимся тоже
на передовой линии,
только не фронта вой-
	ны. & фронта мира...
«Не фронт войны, &
	Семнадцать лет тому

назад в безлюдной пу- А. К
стыне Кара-Вумы мне старший науч
пришлось исследовать У3- Института
бой— безжизненное русло Академии
древней реки. Девяно- ч1> Ване

сто дней шел наш
караван по безлюдной пустыне. Oxnano MBI
не чувствовали себя ни одинокими, ни
заброшенными. Страна поставила перед
нами большую задачу: решить вопрос о
происхождении и строении Узбоя, о воз-
можности использования этого. древнего
русла для создания грандиозной 000еи-
тельной системы.

Выводы наши оказались положитель-
ными, но материальная база для этой ги-
тантской стройки появилась только Te-
перь, в послевоенные годы блестящего
распвета всех отраслей социалистического
хозяйства.

По замыслу великого Сталина ученые и
инженеры разработали схему проекта
сложнейшего по условиям сооружения
Главного Туркменского канала.
	Уже через шесть лет одна из. крупней-
ших пустынь мира на значительных про-
странствах превратится в громадную пло-
дероднузо область, в которой одного. хлоп-
ка будет’ выращиваться больше, чем дает
его теперь Египет, древнейшая база хлоп-

ковотетва.
	Все научные силы нашей страны ныне
активно участвуют в разработке разнооб-
разнейших проблем, поставленных перед
наукой великими стройками коммунизма.

Целая армия’ советских изыскателей и
исследователей пришла на Узбой. Люди
пришли с севера от Ургенча, с юга от Ви-
зыл-Арвата, с запада от Небит-Дага, с во-
стока от Ашхабада. Здесь можно встретить
ученых Москвы, Ленинграда, Риги, Сара-
тева, Ашхабада, Ташкента и Алма-Аты.

Изыскания на трассе начались в де-
кабрьские морозы 1950 г., в холодную и
снежную зиму. Позже, весной, приступили
к исследованию географы, почвоведы, бота-.
ники, химики,  геохимики, = лесоводы,
зоологи: биохимики, тилрологи, песковеды.
	He Ha один час не останавливается эта
напряженная научная работа в пустыне.
Даже в дни жестоких  суховеев, когда
воздух насыщался мельчайшим песком,
когда трудно дышать, когда при горячих
ветрах температура в тени порой превы-
шала 47 градусов по Пельсию, работы не
прекращал никто. Я никогда не видела
такой изумительной стойкости людей, та-
кого стремления преодолеть все трудности,
какие наблюдаешь здесь каждую минуту.

А трудностей у нае немало. Они созда-
ютея не только климатом, не только су-
ховеями, песчаными зетрами и безвольем.
Большие осложнения создает и трудная
проходимость сыпучих песков и так на-
зываемых «пухляков» — крайне. пори-
стых, порошковидных солончаковых з6-
мель. Шатать по такой «пухлой» земле че-
ловеку трудно: нога проваливается по
	ЩиИколотку, G& автомобили зарываются в
этих мучниетых наносах и начинают
букеовать.
	запомнился мне оеобенно тоудный пе-
реход на подступах к озеру Ясхан. Бес-
прерывно приходилось вытаскивать машч-
HY из сыпучего песка, подкладывать
бревна, чтобы хоть как-нибудь продвинуть-
ся дальше. Проедет машина несколько мет-
ров, и снова начинается эта изнуритель-
ная работа — бревно под заднее колесо,
общий натиск всех участников экепеди-
ции на машину... Tak в этой тяжелой
работе мы провели шесть часов, преодэ-
лев только три с половиной километра
барханных песков.

Люди устали неимоверно, но не елы-
но было даже намека на какие-либо
жалобы. Наконец, к вечеру мы хобра-
лись до твердой земли и разбили бивуак.

После жаркого, иссушающего ветра,
после утомительного дня, проведенного
пох лучами безжалостного солнца, 060-
бенно чудесны неторопливые, проникно-
венные разговоры у костра.

— А знаете, — сказала сидящая прэ-
тив меня Нина Петровна Лужная, отваж-
ная женщина и замечательный химик, —
я не раз уже думала: почему с такой
необыкновенной готовностью наши люди
переносят все эти тяжкие переходы. Ведь
вы, Александра Семеновна, не будете от-
рицать, что нам сейчас приходится очень
Трудно...

— Вонечно, — подтвердила я.

— Ну так вот... Я, когда вместе са
всеми «нажимаю» на застрявшую маши-
ну или копошусь в грязи и в земле, таб
что в глазах рябит, а череп раскалывает-
CH OT нестерпимой жары, всегда себе
предетавляю наших фронтовиков, участ-
ников Великой Отечественной войны на
передовой линии огня. Пусть вам не по-
кажется обычным это сравнение, этот
пример, но для меня он служит яеиеся-
хаемым источником силы и мужества,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 15 ноября 1951 г. № 135
	старший научный сотрудник
	географии
	Академии наук СССР
; 655. >

фронт мира»... заду-
малась я над этим CO-

поставлением. Ведь действительно, Узбой
является не только давней мечтой о луч-
шем будущем, он He раз становился и

фронтом.
	Русские экспедиции ученых He раз
изучали Узбой и неизменно встречали Cd
стороны Macc свободолюбивого туркмен-
ского народа самое ралушное отношение.
Народ надеялся, что осуществится его
заветное стремление — вдохнуть жизнь В

выжженную пустыню.
Создание среднеазиатских советеких рес-

публик пришлось не по вкусу  англий-

скому империализму. Англия прилагала
немало усилий, тратила огромные cpej-

ства на полдержку националиетической

реакции, На содержание подлых басмаче- :
	ских банд. Воннице молодой Врасной Ар-
мин приходилось ва Узбое и Сары-Камы-
ше бороться с ордами Джунаид-хана,
снабженными новейшим английским ору-
жием. 3

Еше в 1929 толу изучавший Вара-Еу-
мы Б. А Федорович получил задание
Академии наук СССР обеледввать Сары-
Камыш и Узбой. Он прошел Сары-ЁКа-
мыш и всюду видел следы недавних сра-
жений, а на Узбой и совсем не смог про-
НИЕкНУТЬ: Здесь в Это Время шло очище-
ние Кара-Кумов от новых, засланных Ан-
rave  басмаческих шаек.

Коглав 1934 г. мы с Б. А. Федорови-
чём работали на У3бое, ‘нам: снова леве-
лось увидеть следы этого’ «тайного» фрон-
та, следы борьбы империализма © моло-
дой советской страной, Остатки брошен-
ного басмачами вооружения носили слаш-
ком явные английгкие клейма.
	Вот и вчера‘в олной из ‘неечаных кот-
	ловин увидели мы несколько гильз. Наш
караван-баши, молчаливый колхозник Кут-
ли-Ага, нагнулся, педнял одну из гильз,
внимательно осмотрел ее. Заторелее лицо
его еще’ больше потемнело. Кутли-Ага co
злостью швырнул гильзу и сказал:

— Английские подарки! Вот чем ан-
гличане угощали туркменский народ.
Смерть неели они на нашу землю. Мало
им было Индии, мало ‘того, что. душат
зфтанцев и иранцев, нас хотели заду-
WHTb...

Сказав это, наш проводник умолк. Но
потом BCTPAXHYA головой, словно отогнал
прочь тяжкие воспоминания. и снова за-
	говорил.
	— Войны хотели. но это не удалось.
	Совсем покончили е ними наши советские
конники. Теперь бандиты He сунутся
сюда. Не война. не смерть ходит сейчас
по Узбою, а мир. И я, колхозник Вутли-
Ага, веду ученых людей по пескам, мы
все разышем, все сделаем, чтобы канал
потек и дал жизнь пустыне, принес много,
много богатства народу...
	Bee мы, работающие в пустыне, будь
то ученые или колхозники,  буровщи-
ки или строители, живем общими  чув-
ствами, общими желаниями, общими
стремлениями: побольше вложить в это
детище мира, в этот плод мирного гози-
дания.
	Важлый вечер, когда кара-кумское neds
покрывается крупными звездами, а воздух
наполняется прохладой, за чаепитием, у
костра вновь и Вновь возникает беседа —
чаще всего не о прошлом, а о будущем, о
том прекрасном и очень близком буду-
Щем,. воторое уже почти осязаемо.
	Мы страстно желаем скорейшего осу-
ществления этой великой стройки комму-
низма. В огнях Тахиа-Ташекой гидростан-
ции, в цветущих хлопковых полях. в пло-
дородных садах и виноградниках, KOTO-
рые разрастутся по берегам каналов, —
символ могущества‘ нашей Родины, опло-
та мира во всем мире. Вот почему мы,
участники научных изысканий на  пере-
AOBOH линии стройки, стараемея не те-
рять зря ни одного часа, ни одной. мину-
ты, чтобы быстрее завершить подготовку
к строительству.

Да, сознание того, что ты являешься
одним из участников этого величайшего
в историн строительства. направленного
на преобразование природы, на процвета-
	Красноармейский строительный район
		естроить работу творческих секций
			лей, то едва ли они знают, почему отдают )
свою жизнь этому делу, а не какому-ни-
будь другому. Я говорю это не в защиту }
секретариата, который, конечно, обязан
руководить секциями. Но претензии, кото-
рые. секпии предъявляют  сокретариату;
справедливы лишь отчасти. Авторитет. сек
ЦИИ слагается прежде всего самими людь-
MH, работающими в ней. Ее влияние вовсе
не в том, чтобы заключать договоры © пи=
сателями на издание их произведений, —
это дело издательства. Влияния же секции
на издательство нужно добиться. А до-
биться его можно только тогда, когда сек-
ция превратится из группы товарищей,
занимающихея по долгу избрания какими“
то бумажными делами, в кворум писателей,
чувствующих, что они выполняют свой
первоочередной общественный долг.
	Н. Богданов, Р. Баумволь, И. Бауков;

в прениях приняли участие также \
В. Захарченко, П. Скосырев и другие.
	( сожалению, далеко не все выступле-
ция были так принципиальны и проник
нуты заботой о советской литературе, как
выступление Конст. Федина. Многие TH
сатели, обладающие опытом работы в сек-
циях, не приняли участия в. обсуждении
вопроса. В прениях было высказано мало
деловых, конкретных предложений, кото-
рые  свидетельствовали бы о серьезных
поисках новых форм и методов обществен-
ной работы. В результате большой и важ-
ный разговор не получил должного раз-
вития. Надо полагать, что он будет про-
должен в ближайшее время — на собра-
ниях, которые булут посвящены выборам
новых бюро секций.

Собрание московских писателей утвер-
дило новое положение, определяющее. ос-
новные задачи, структуру и формы рабо-
ты творческих секций.
	Е ПЕЛЬСОН
	Большой разговор 0 творческих секциях
Союза советских писателей начался давно.
Еще летом В. Ковалевский и А. Фадеев в
своих статьях, напечатанных в «Литера-
турной газете», подняли вопрос о недо-
статках работы секций, о причинах их не-
авторитетности и указывали на необходи-
мость коренной перестройки их деятельно-
сти. Статьи вызвали живой отклик в ли-
тературной ‘среде. Секретариат ССП обеу-
дил их, подготовил проект нового положе-
ния 0 творческих секциях и решил выне-
сти его на обсуждение и утверждение пи-
сательской общественности. -

С этой целью и было созвано 12 ноября
общее собрание московских писателей. Они
отнеслись к этому собранию с живым ин-
тересом — зал Центрального дома литера-
торов был переполнен. Аудитория вни-
мательно прослушала доклад исполняюще-
го обязанности генерального . секретаря
ССП СССР А. Суркова, проанализировав-
шего основные причины угасания актир-
ности в деятельности секций и превраще-
ния их В «коптилище», где упыло и одно-
образно протекают плохо подготовленные
обсуждения. Признавая вину секретариата
	НА СОБРАНИИ МОСКОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
			оценку в печати. Пожно понятая демокра-
тия — непременно обсуждать каждую при-
сланную рукопись, независимо от ее лите-
ратурной значимости, — часто мешала бю-
ро секций организовать живые творческие
споры о явлениях общественно-интересных.

— Надо создать такие условия, — го-
ворил А. Сурков, — при которых писатель
будет не избегать, а стремиться вынести
свое произведение на суд товарищей. Толь-
во это и наполнит работу секций живым
творческим содержанием. Необходимо, что-
бы в бюро секций избирались люди, иепы-
тывающие пристрастие к этой работе, а
не «нсевдоэнтузиасты», которые любят не
столько работать, сколько числиться в раз-
личных бюро, президиумах. коллегиях и
ничего в них не делать. Нельзя недооце-
нивать организационные вопросы: хоро-
ший состав бюро секции, способный разра-
ботать интересный план и правильно его
реализовать, обеспечит и. авторитет сек-
ции; он приобретается не присутетвием на
собрании дежурного «свадебного генерала»
Из членов секретариата, & творческой ат-
мосферой, живой  заинтеросованностью в
работе, сознанием личной ответственности
за общественное дело. .

О превращении секций в пентр откры-
тых дискуссий, в творческую лабораторию
писателя, гле новые значительные произ-
ведения обсуждаются Ba основе строгой,
нелицеприятной критики, говорнли 1. Оша-
нин и Н, Богданов. Это в первую очередь
вернет секциям их утраченный авторитет.
Н. Гарнич заострил внимание на необходи-
	мости четкого плана работы каждой сек-
	ции и учета творческой деятельности всех
ее членов.

Затем выступил Конет. Федин.

— Мне кажется, — сказал Конст. Фе-
Дин, — Чт0 самый существенный из на-
ших недочетов это отсутствие настоящего
интереса к писательской- работе, которую
я считаю главной в нашей организации.
В этой писательской работе — основное
наше призвание потому, что . здесь
идет живой разговор о рукописи, о литера-
туре. Мы немало говорим о том, что на за-
седаниях секций” блистательно отсутству-
ют писатели «первого ранга». В этом
«ранге» состоят не только старые писате-
ли, но и молодые. Но многие наши мо-
лодые литераторы. поощренные — интере-
сом и признанием читателей, часто укло-
няются от общественной работы, ‘не вы-
полняют ее с тем сознанием ответственно-
сти, с каким должны выполнять. Некото-
рые из них полагают: зачем ходить на со-
брания секций, это же еще одна’ инстан-
ция, что она мне даст? А она ничего не
должна дать! Кроме самого главного, без
чего нельзя жить в литературе, — наетоя-
щего, живого творческого обмена опытом,
мыслями. Мы должны сказать друг дру-
гу: вот это у тебя хорошо, а вот. вто
плохо. И ради одного этого стоит работать
в севпиях. Те писатели, которые полходят
к своей общественной работе с эдаким уни-
зительным практицизмом; перестали ува-
жать самих себя и свой труд. Ecan им
неинтересно говорить о том, что такое
литература, что такое искусство, что поз-
тично и что непоэтично, неинтересно лу-
мать о том, каковы их задачи писате-\