В БАХНОВ, Я. КОСТЮКОВСКИИ
		$_
Виктор КУЗНЕПОВ,
	заслуженный артист РСФСР

o
	комнате оглушительно гремят басы духо-
вого оркестра. Иных занятий нет,

— Сегодня -—— будничный день, — объ-
ясняет мне директор клуба Г. Матэй-

ко, который. кетати, располалает штатом
в 22 человека.
	Странное объяснение! Разве каждый
будничный вечер в клубе не должен
быть праздничным? В этом ведь, cob-
ственно, и цель клуба... Какие  увлека-
тельные беседы могли бы быть провеле-
ны здевь!

В Комсомольске открылея новый вуз —
филиал Куйбышевского  индуетриального
института. На строительных площадках
работают видные инженеры, подлинные
нюваторы, творцы новой техникм. Сюда
едут со всех тонцов страны  окепледиции
ученых, вплоть до археологов, торопя-
щихся провести раскопки в зоне  буду-
щего «Куйбышевового моря». Маска ин-
тересных людей, которым есть чем поде-
литьея со строителями!

С кем бы из строителей я ни беседо-
Bal, все в один т0л0е предъявляют
большой счет работникам искусств.
	— Почему их редко видно на великой
стройке? Волжекий тигант строит вся
страна, все работают на него. Почему же
деятели искусств медленно включаются в
это всенародное дело?

Привнаться, мне было не по себе.
Я отнес этот упрек и в себе лично, как
® руководителю Куйбышевского отделения
`Всероссийского театрально общества.
Мало, очень мало сделали для стройки
работники куйбышевских театров. Только
дважды они выступили в Комсомольске, a
в Дигулевеке, на основной строительной
площадке, гдё будет возволиться здание
гидростанции, ве были ни разу. Между
тем куйбышевским актерам надо сталь,
как говоритея, своими людьми на строй-
хе. Следует взять за правило — пока-
зывать строителям каждый новый слек-
таль, устраивать концерты, творческие
отчеты мастеров сцены.

Не пора ли, наконец, выполнить свои
обещания коллективам московских теат-

ров, которые взяли культурное шефство
нат великими стройками? Строители Вуй-
	бышевской ГЭС ‘ждут к себе виднейлгих
	зктерюв страны, вомпозиторов, музыван-
		уехала, коллективы остались 063 руковод-
ства, и некоторые из них прекратили заня-
тия. Надо бы так хорошо начатое дело
поддержать ‹ работникам Куйбышевского
дома народного творчества, но они редко
появляются ‘у строителей. Следует подто-
товить и направить в. культурные учреж-
двния стройки квалифицированных руко-
водителей художественной ‚ самодеятель-
ности, & театрам г. Куйбышева взять шеф-
ство над коллективами самодеятельности.
	Ауйбышевекое лекционное бюро созда-
	ет. в строительных районах лектории.
	Ьниготорг открыл на стройке  несколь-
ко книжных Магазинов, Куйбышевская
студия кинохроники ежемесячно бу-
	дет выпускать специальный киножурнал,
	посвященный ходу работ на Куйбышев-
гидрострое. Коллектив Всесоюзной биб-
	`лиотеки имени В. И. denna помог со-
здать библиотеку на стройке, д Москов-
ская центральная политехническая биб-
лиотека прислала техническую  библио-
теку. Все это — радостные факты, но это
лишь только начало большой работы по
культурнюму обслуживанию великой
стройки.

Ученые, чтобы объединить свои усилия
в деле помощи строителям, создали при
Академии наук СССР, при академиях на-
ув союзных республик, при научно-иссле-
довательских институтах комитеты ©9-
действия великим  стройвам. 910 — но-
вая форма творческого содружества на-
уки и производства. Комитеты содействия
ученых провели огромную работу. До-
статочно сказать, что 38 год было раз-
работаню около 500 научных вопросов,
связанных со строительством новых гид-
роузлов, каналов, оросительных вистем,

Не нора ли и нам, деятелям  исвус-
ства —— писателям, артистам, ° композито-
рам, художникам и другим  работвикам
культурного фронта, использовать оправ-
давший себя опыт наших коллег = на-
учных работников и создать комитеты со-
действия великим стройкам? Такие коми-
теты следует организовать, по-моему, во
только в Москве при союзах о писателей,
художников, композиторов, при Всерос-
сийском театральном обществе, но и в
городах тех областей, на территории ко-
POPHX возводятся великие стройки.

Выборы народных
судов

В декабре в союзных республиках со-
стоятся выборы народных судов. На 16 де-
кабря они назначены в РСФСР, на Укран-
не, в Белоруссии, Азербайджане, Армении,
Латвии, Литве, Киргизии и Таджикистане,
а неделей позже — 23 декабря — в осталь-
ных республиках.

Как идет подготовка и как будут про-
ходить выборы народных судей и народ-
ных заседателей? С таким вопросом кор-
респондент «Литературной газеты» обра-
тился к заместителю министра юстиции
СССР И. Скороходову.

Во веех союзных республиках закончено
образование избирательных округов и
избирательных пунктов по выборам народ-
ных судов. Избирательные пункты образо-
ваны по тем же нормам, по которым при
выборах в Советы депутатов трудящихся
создавались избирательные ‚участки.

Советский народный суд является самым
демократическим судом в мире. Народные
судьи и народные заседатели избираются
гражданами района на основании всеоб-
щего, прямого и равного избирательного
права, при тайном голосовании — сроком
на три года,

При выборах не будут выдаваться
«Удостоверения на. право голосования»;
в голосовании будут принимать участие
только граждане, проживающие к моменту
составления списков избирателей на тер-
ритории деятельности избираемого суда.
Поэтому не предусматривается и образо-
вание избирательных пунктов при больни-
цах, родильных домах, санаториях, на
судах и в пассажирских поездах.

Согласно закону, разбор дел, как из-
вестно, производится с участием народных
заседателей. В целях привлечения наиболь-
шего числа народных заседателей к уча-
стию в работе суда, законом установлено,
что народные заседатели к исполнению
своих обязанностей в судах призываются в
порядке очередности по десяти дней в году.
В связи с этим «Положения о выборах на-
родных судов» предусматривают избрание
в каждый народный суд одного народного
судьи и от 50 до 75 народных заседателей:
Участие народных заседателей в рассмот-
рении дела вносит в советское правосудие
подлинно народные начала и обеспечивает
живую постоянную связь советского суда
с трудящимися. к

настоящее время народные судьй вы-
ступают Ha предприятиях, в колхозах и
совхозах с докладами о своей работе.

Только в нашей стране существует такой
демократический порядок, когда трудящие-
ся имеют возможность контролировать
деятельность выбранных ими народных
судей и на основе критики недостатков
добиваться улучшения их работы.

Сбываются указания великого Ленина,
который считал, что «Нам надо судить’ са-
мим. Граждане должны участвовать пого-
ловно в суде и в управлении страны.
И для нас важно привлечение к управ-
лению государством поголовно всех трудя-

ЩНАСЛ?.
		Певцы колхозного
	счастья
	и. ЖоД
			В каком-то главке или,”
‚ может, тресте
	Работала Лиса немало лет,
	Хотя была в том тресте
не на месте,
	В чем никаких сомнений нет.
Лиса была ленивою на диво,
Лиса была на диво нерадива,
Ее старались перевоспитать,
Ее критиковали в стенгазете,
Но ей не помогали меры эти,
И Лев решил:

Лису с работы снять!
	Вот до Лисы дошли плохие
вести,
	Она —ко Льву. Но
непреклонен он:
«Приказ подписан нынче
будет в тресте
	И завтра на собраньи
оглашен».
	Она—домой, чтоб выработать
план там...
	Всю ночь Лисице было He
до сна:
	Бракуя вариант за вариантом,
	Искала путь к спасению она.
— Больной сказаться? Это
не поможет.
	Все отрицать? Crapo.
Наоборот —
	Признать ошибки? Не годится тоже,
Уже известен этот лисий ход.
	Лисица все продумала заранее,
Не веря ни в какие чудеса.
И вот едва открылося собрание,
	Как на трибуне
выросла
Лиса.
	Пошли по залу шопот и улыбки:
«Сейчас она начнет, как дважды два,
	ВБилять хвостом и признавать
ошябки...»
	И вдруг Лиса
обрушилась
На Льва.

Лисица Льва критиковала с пылом
	За все — за то, чего и не было,
что было.
	От критики такон оторопев,
Задумался руководящий Лев:

А речь свою так кончила Лисица:
— Я знаю и от вас не утаю,
	‚Чудесное
	оу фильм
«Советский . Узбекистан»
создали ташкентские ки- Виктор В
нематографисты.

А. М. Горький в од-
HOM из писем приводит адресованные emy
строки студента: «Человек в наши дни
должен быть (и становится) настолько
большим, чтобы видеть вею страну, чтобы
жить жизнью всего нашего необъятного
Союза». С: тех пор, как были написаны
эти слова, советские: люди неизмеримо вы-
росли, стали «еще больше»; с горячно-
стью интересуются они жизнью всех, да-
	Же самых отдаленных уголвов нашего не-
	объятного Союза.
	За < стеклами ° рубки — чепроглядная
осенняя ночь. Тишина. Прожекторы вы-
	хватывают из тьмы песчаную восу отро-

ва и черные чугунные трубы на понто-

нах. В трубах непрерывно слыштится ше-
лест и щелканье речной гальки, которую
гитантекий электрюнасос гонит на другой

берег Волги. .

Батермейстер Георгий Ежиков crour y
пульта управления в рубке  землесосното
снаряда и что-то напевает.

Батермейстер — начинаний‘ поет. Поэ-
тическое вдохновение он ‘черпает зв рабо-
те... Неотрывно следит он за темной прин
брежной водой. Там внизу мощная фреза
разрыхлителя врезается в трунт. Когда
or берега откатывается волна, в свете
прожекторов видню, как на отмели тяже-
ло оседает песок.

‚ — Саша, прибавь обороты! — кричит
батермейстер в рупор механику Шафову.
— Волга! Волга! — вызывает в этот

момент боцман по радиостанции правый
	берег. — Я — Чайка! Я — Чайка! (009-
щите коноистенцию  пульпы. Вах идет
намыв?. ‹ :
	Намыв перемычки на правом берегу
идет хорошю. В вахтенный журнал эано-
сятея высокие показатели работы ночной
CMPERT. ,
	больше светлеет небо на востоке,
уходит ночь. Вогда смена кончается, ба-
гермейстер переправляется на катере на
другой берег Волги. Там, у подножья горы,
качается на волнах брандвахта—пловучее
общежитие гидромеханизаторов. Батермей-
стер запирается в каюте, и у него начи-
нается новая вахта — на этот раз поэти-
ческая. ; но.

Молодой поэт слатает стихи о труде, о
молодости, о любви. Он воспевает своего
сверстника,  твардейца-старшину,  при-
ехавшего работать на великую стройку.
Нанисана им небольшая ньееа «ilo sony
сердца», посвященная  комсомольцам —
строителям Куйбышевской ГЭС.

На строительстве Куйбышевского гидро-
узла — немало таких начинающих — 1п09-
тов и писателей. При редакции газеты
строительства работает — литературная
группа. Она уже собиралась восемь раз.
Выступали со своими произведениями ин-
жейер-геолог Гришин, диспетчер  Иглов,
диспетчер Кауфман, багермейстер Ежиков
и другие. Один из литкружковцев пишет
пьесу, другой — повесть, третий — очерк о
людях стройки.

Но вот беда — Ежикову и его товари-
Wan не с кем посоветоваться, Here по-
	лучить ввалифицированную литературную
консультацию. вружковцы не раз пригла-
шали куйбышевеких писателей на свои
литературные занятия, просили  посмот-
реть их первые произведения. Ню  ниБто
так и не приехал из Вуйбышевского от-
деления Союза советских писателей.
_ Стахановцы  Вуйбышевгидростроя тт.
А. Мороз, И. Грунин, И. Волузаев бросили
укор писателям-волжанам даже со стра-
ниц областной газеты «Волжекая комму-
на», но пока что ничего не изменилось.
В Комеомольске-на-Волге, в городе, ко-
торому еще не исполнилось, в сущности,
й гола, открыт новый большой клуб.
	Но сегодня злесь довольно уныхю. Тре-
	тий день идет старый фильм, да в дальней
	Рис В. ФОМИЧЕВА
	Что мне теперь придется

. поплатиться
За деловую критику мою.
Мне предстоят, товарищи, терзанья,
И я не удивилась бы сейчас,
Когда б в отместку здесь же, на

собраньи,
О снятии моем прочли приказ.
Я поплачусь за критику,
Но все же

Мне истина, товарищи, дороже!
	Открыв от неожиданности зев,
Так и застыл в президиуме Лев
«Сними-ка ты теперь Лису с
работы —
Подумают, что я свожу с ней счеты,
Нет, лучше с ней теперь не
заводиться,

Шут с ней, пускай работает Лисицаь
			вот как еще оывает иногда,
М-да!.,
	ИНИВНИННИИНИИИ
	AVMCUCCIHGUC
	> коробочек, Васкады гид-

роэлектростанций и кол-
ITKOBHY хозные библнотеки,
> электрокультиватор, 38

которым через поле т4-
щитея электрический кабель, и лепные за-
ЛЫ Ташкентского оперного театра—- все по-
казано в фильме с любовью, все органиче-
CKH связано, слито в одну плавно идущую
панораму, в каждом пейзаже столько воз-
духа, что, кажется, ощущаешь даже аро-
мат листвы, разогретой жарким солнцен
Узбекистана. Каждый кадр, каждая деталь
фильма свидетельствует о победном т0р-
жестве ленинеко-сталинской национальной
политики, о грандиозном историческом
скачке от феодального рабства в социали-
стическое настоящее, который совершил
руководимый большевиками узбекский на:
	род.

Съемочный коллектив поставил себе 34-
дачу-——етрого отобрать самое важное и (4-
мое интересное В жизни республики,
	Однажды в Москве на очередной сессии
Верховного Совета СССР к писателю, пред-
седателю Президиума Верховного Совета
Узбекской республики Шарафу Рашидову
вв время перерыва подошли грузинские
товарищи и стали подробно расспраши-
вать: каким образом известный янгиюлв-
ский хлонкороб Назар-Али Ниязов полива-
ет хлопчатник на крутых горных склонах?
За изобретенную им систему поливов на
склонах старейший узбекский хлопкороб
награжден Сталинской премией. Для гру-
зин, как и для всех горных народов, жи-
вущих в зоне поливного земледелия, 910
имеет исключительное значение. Раз rop-
цам интересно, — надо показать в фильме,
и мы видим здесь участок Ниязова ia
склонах и самого мастера за работой.
	Или вот другой пример. Приехал опе-
ратор Малик Каюмов на ташкентекий тек-
стилькомбинат имени Сталина — гигант
узбекской промышяенноети, величину ко-
торого легко представить, если сказать,
что на одном. этом комбинате работает в
семь раз больше  веретен, чем во всей
текстильной промышленности Ирана. Сни-
мая знаменитых ткачих комбината Авю
Аристархову, завоевавную звание «лучшей
ткачихи Советского Союза», и соревную-
щуюся с ней Нурию Макеумову, Каю-
мов узнал, что ткачихи и весь комбинат
взволнованы. После смены Аристархова
должна была с последними образцами тка-
ней поехать в Голодную Стень, в подиеф-
ный комбинату Колхоз имени Молотова,
чтобы обсудить с колхозниками расцветку
и рисунки новых тканей. Раз весь комби-
нат волнуется по этому ‘поводу, значит, я
в фильме это будет интересно всём: И опез
patop вместе с ткачихой отправидея в
олодную Степь,
	Смонтирован фильм хорошо. Темп дви-
жения аппарата, дающий зрителю возмож-
ность спокойно все разглядеть, смена свё-
товых гамм, смена музыки — все сделано
Tak, что кинематографическое повествова-
ние льется с экрана легко, просто, ненри-
нужденно. Хороша композиция фильма.

Построен фильм, как путешествие
кажется, нлавно движется панорама, и вы
внимательно и неторопливо осматриваете
чудесную и богатую страну. Фильм «Co-
ветский Узбекистан» смотрится одним ды-
ханием. Это новый шаг по пути создания
	Hapa фильмов—путешёствий по npocto-
	рам нашей великой социалистической. Ро-
лины. . >
	емий имени В. Г. Белинского
	турное наследство» в составе члена-кор-
респондента Академии наук CCCP A. М.
	Еголина, доктора филологических наук
H. Ф. Бельчикова, кандидатов филологиче-
ских наук И. С. Зильберитейна п С. А
Макашина — за подготовку  трехтомника,
посвященного. В. Г. Белинскому.

Вторая премия имени великого руеско-
го критика присуждена за книгу Н. И.
Мордовченко «В. Г. Белинский и русская
литература его времени».
	Уезжая со стройки, я успел еще раз
повидать молодого поэта,  батермейстера
Ежикова. На этот раз он проводил юом-
сомольское собрание. Я незаметно присел
в уголке, чтобы послушать его. Говорил
он горячо, чувствовалось ето большое
	увлечение комсомольсюими делами. Речь
шла о политической учебе, о технических
знаниях, 0 культурном росте молодежи.

Я смотрел на молодых строителей и ду-
мал об их выеоком призвании. Такие, как
багермейетер Ежиков, не только намоют
невиданную в мире плотину, но и ело-
жат песни о радости вдохновенного тру-
да. И мне очень захотелось создать на
сцене образ такого неугомойного строй-
теля, поэта, творца. Вто знает, может
быть, пьесу 06 этом напишет некто иной,
	как сам багермейетер
г. КУЙБЫШЕВ
	ставил их в своей грамматике. «Рос-
сийская грамматика» сделалась одним из
самых распространенных учебных 10C0-
бий. Несколько поколений: русских людей
были обязаны ей своей грамотноствью.
Этот научный труд и в наши дни
сохраняет влияние на характер изучения
современного русского литературного язы-
Ка.
Свою двадцатилетнюю языковедчесвую
деятельность Ломоносов завершил  созда-
	нием знаменитой «теории трех сти-
лей». Эта теория разрешала три важ-
нейшие тогда проблемы: проблему со-
	етания русских и церковно-славянских
элементов в составе русского  литератур-
ного языка, разграничения - литературных
стилей и классификации литературных
жанров. Нри разрешении этих задач ЛТо-
моносов руководствовался патриотической
идеей — мобилизовать вее живые нацио-
нальные силы русского ‘литературного
языка и тем самым повысить его сопро-
тивляемость чужеродным вторжениям; он
стремился демовратизировать научную И
литературную речь, сделать её общепонят-
ной.

Ломоносовская «теория трех. стилей»
содержала предельно ясные практические
указания, в Какой пропорции и в каких
случаях следует примешивать елавянизмы
к природным русским словам. Тем самым
был положен конец реакционным попыт-
кам восстановить гегемонию церковно-6лё-
вянского языка, & русским писателям было
дано прекрасное средство для обогащения
и разнообразия литературных стилей. Co-
зданное Ломоносовым учение о стилях
оказало решающее и притом чрезвычайно
здоровое влияние на дальнейшую историю
руеской литературы и русского литератур-
ного языка. Оно подготовило пушкинскую
реформу стилистики русского языка.

Рассуждая о стилях, Ломоносов пенут-
HO высказал ряд очень значительных и
плодотворных мыслей 06 особенностях
истории русского литературного языка,
отличающих ее от историй языков Запад-
ной Европы, о структурном единстве рус
ского языка, в силу чего его диалекты Me-
нее разобщены, чем, например, немецкие,
о стойкости основного словарного фонда
русского языка, который за семь. столетий
претерпел столь незначительные измене-
ния, Что русскому человеку ХУШ века по-
нятен древнерусский Язык X—XI веков.

Перечень языковедческих трудов Ломо-
носова будет неполон, еели не сказать о
его громадной работе по созданию русской
научной и технической терминологии. Это
великое дело он совершил. с замечатель-
ным лингвистическим тактом и литера-
турным вкусом, находчиво Нереосмыеляя
русские слова и допуская иноязычные
	только в крайних случаях. Ломоносов по-
	мог русской науке заговорить свободно,
	‚Было приятно видеть в Аюмоомольске
бурный рост художественной самодеятель-
ности. Драматический коллектив здесь
стал уже настолько сильным, что взялся
за самостоятельную постановку. Выбрали
для этото пьесу В. Собкю «Жизнь начи-
нается снова». - . 5

В свое время большую помощв в раз-
витии художественной самодеятельности
на строительстве оказала бригада  Всесо-
юзного дома народного творчества имени

Н. № Крупской. Бригада, возглавяяемая
режиссером Е.  Константиновым, рабо-

тала на стройке около месяца я создала
	хоровой, драматический, танцевальный и
	другие коллективы. Однако, вогла бригада
	САРАНСК. (Наш корр.). Свои новые,
радостные песни мордовокая сказительница
Екатерина Сергеевна Денисова начала
слагать после Октябрьской революции. Она
создала много сказов, посвященных новой
колхозной ‹ деревне и. сероям минувшей

войны. /
До войны и в первые послевоенные годы

систематическая запись  ”’‘произведений
Е. С. Денисовой не велась. Сейчас часть
сказов опубликована в десятом номере
альманаха «Изнямо» Восстанавливаются
уже забытые и записываются новые песни
Екатерины Сергеевны.

В селах Ичалковского района колхозники
с болыпим удовольствием ‹слушают песни
и другого старого сказителя — Григория
	Лапина.
	Людей, приезжающих из Узбекиетана
в Москву, на Урал или в Грузию, забра-
сывают вопросами советские люди: Than
устроена хлонкоуборочная машина?. Дошла
ли колея железнодорожных рельсов до Та-
хна-Таша — на стройку Главного Турк-
менского канала? Какие оттенки имеют
новые цветные сорта хлопчатника? А но-
вое здание оперного театра в Ташкенте,
как оно выглядит, действительно ли оно
так хорошо, как о нем говорят? И еще
множество таких же разнообразных во-
просов задают советские люди узбекам.

И не только советские люди. Нельзя бы-
ло без волнения слушать рассказы побы-
вавшего в Пакистане писателя Айбека: в
вопросах каждого крестьянина, рабочего,
прогрессивного интеллигента  зарубежно-
го Востока он чувствовал горячую  лю-.
бовь этих живущих в колониальном раб-‘
стве людей к нашей великой Родине,
острый интерес к жизни в его родной
республике, в Узбекистане.

Чувство гордости за нашу страну ис-
пытывали те, кто слушал рассказы Героя
Социалистического Труда колхозницы
Михринисы Убайдуллаевой, которая учит-
ся сейчас в Ташкентском сельскохозяйст-
венном институте. Она побывала в новом,
народном Китае. Ей, советской узбечке,
каждый день, каждый час задавали
все новые и новые вопросы о Советской
	‘стране о Советском Узбекистане.
	О необычайно широком круге заинтере-
сованных зрителей должны были думать
создатели фильма «Советский Узбеки-
стан». И эта трудная задача ими решена.
Перед зрителем шроходят широкие карти-
ны жизни социалистического Узбекистана.

С ледяных вершин, с ‘заоблачных гор-
ных ледников, вместе с потоками воды —
то прозрачной, зеленоватой, то белой от
кружева пены, то мутной, кофейной от
мельчайших частиц ила — спускается
зритель в оазисы Узбекистана. Вместе с
оператором заходит он во двор завода
«Подъемник» как раз в ту минуту, когда
там отгружаются машины для Куйбышев-
ской стройки: снято это просто, и вместе
6 тем чувствуешь внутреннюю торжебте
венность момента — оператор не торопить
ся УЙТИ со своим аппаратом отсюда, что-
бы дать зрителю во всей полноте ОЩУТИТЬ
волнующий смысл этого события. ,

Вместе с вереницей хлопкоуборочных
машин, выходящих из ворот «Ташеельма-
ща», зритель попадает ‘на хлопковые по-
ля республики, где белые от подпуши волок-
на свешиваются из тысяч  лопнувших

«Советский Узбенистан» — цветной дону-
ментальный фильм. Сценарный план
Н. Шпиковсного. Тенст_И. Бачелиса, Резкис-
серы —Л. Степанова, 3. Сабитов, Опеёрато-
ры — М. Каюмов, О. Рейзман. Я, Кулиш.
	ры — м. паюмов, ©. Рейзман, =
А. Панн, Н. Рядов: Композитор Т.
Производство Ташнентской нина
	+954 i и вобпуменгальных фильмов,
	`Присуждение пр
	oa лучшие научные работы в области
литературной критики и в области изуче-
ния жизни ‘и деятельноети В. Г. Вёлин-
	ского Советским правительством учрежле-
	зы премии имени великого русского кри-
тика и революционного демократа. }

16 ноября на заседании президиума
Академии наук СССР состоялось присуж-
дение премий имени В. Г. Белинского
1951 года.

Премия первой степени присуждена кол-
лективу сотрудников редакции `«Литера-
	ясно и точно. Из числа введенных Ломо-
носовым научных и технических терминов
	очень многие, выдержав двухвековое испы-
	тание, дожили до наших дней. Е
Иселедованиями советских философов и
	язывовелов установлева материзлистиче-
	ская направленность лингвиетических тру-
	дов Ломоносова. Человек, говорит JloMo-
носов, при помощи языка сообщает
другим людям понятия, `«воображенные
себе способом чувств», т. е. образованные
на основе ощущений, доставляемых дей-
ствительностью. Эту чисто материалисти-
ческую теорию‘ отражения действительно-
сти в слове JoMOHOCOB последовательно
проводит в своем основном филологическом
труде — «Российской грамматике».

Язык, учит Ломоносов, необходим
человеческому обществу для «согласного
общих дел течения, которое соединением
разных мыслей управляется», т. е. для
совместной, разумно согласованной дея-
тельности общества. Таким образом, ив
вопросе об общественной функции языка,
каки в вопросе о связи языка с созна-
нием и  действительнослью, Ломоносов
стоит на материалистической позиции.

Ломоносов стремилея сделать русский
литературный язык таким, чтобы наука и
литература внедрились в национальный
быт.

Ломоносов не уставал воспевать «при-
родное изобилие, красоту и силу» русского
языка; «чем ни единому европейскому
языку не уступает», способность русского
языка выражать «тончайшие  философ-
ские воображения и рассуждения, MBOTO-
различные естественные свойства и пере-
мены, бывающие в сем видимом строении
мира, ий в человеческих обращениях...».
	Таковы те основные заслуги Ломоносо-
ва-языковеда, которые сделали его «учи-
телем поколений».

Советская страна чтит память гениаль-
ного ученого, основоположника русской
науки, великого русского филолога. В Ака-
демии наук СССР в ознаменование 240-
летия со дня рождёния М. В. Ломоносова
пПодтотовлен к печати очередной том пол-
ного собрания сочинений, где в одной кня-
ге впёрвые з& двести лёт сосредоточены
труды Ломоносова по языкознанию. В этом
томе впервые полностью публикуются все
дошедшие до нас черновые записи Ломо-
Носова, относящиеся к его. работе над
«Российской грамматикой». -Обнародование
этих записей имевт большое значение не
только для филологов, но и для широкого
советского читателя.
	Иламенный поборник идейности и обще-
ственной полезности науки и литературы,
Ломоносов все свои исследования неизмен-
но направлял на благо родины, на кото-
рую он взирал, но выражению Гоголя,
«под углом ее сияющей будущности».
	Великий русский языковед
	(К 240-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА)
		Слава Ломоносова,
достигнутая им в 00-
ласти языкознания,
была, по совершенно
точному определению
Радищева, «славой
вождя». В течение
	а ных стран и разных

в времен, включенные
ИНОГРАДОВ, В «Риторику» в ква-
ТОК, честве примеров, об-
ый сотрудник ратили ве в прекрае-
ни наук СССР ную для своего вре-
> мени хрестоматию,

которая значительно
расширила круг литературных знаний рус-
ского человека в сторону «светской» нись-
менности. ‘`

Ломоносов пришел к убеждению, что
«чистота штиля» зависит прежде всего
«от основательного знания языка», кото-
рое должно достигаться «прилежным из-
учением правил грамматических». Так за-
родилась . мысль о создании «Российской
грамматики». На это, по выражению Бе-
линского, «дивное, великое дело» Ломоно-
сов положил несколько лет жизни.

. «Российская грамматика» Ломоносова —
это первый подлинно научный граммати-
ческий. труд по русскому языку. Одно из
важнейших. практических достоинств «Рос-
сийской грамматики» заключалось в том,
‚что.она была не’ механическим, а критиче-
‚ским сводом сложившияся“к тому времени
правил изменения, а отчасти и сочетания

русских слов. «Ровсийская грамматика»
Ломоносова носила ярко выраженный нор-
мативный и стилистический  харак-
rep. Грамматика, говорит он, хотя
«от общего употребления языка про-
исходит, однако правилами  показыва-
ет путь самому употреблению». Твер-
до следуя этому тезису, Ломоносов
нигде нё впадает в объективизм, никогда
не довольствуется равнодушными есылка-
ми на современную ему пеструю языко-
вую практику, & во всех случаях указы-
вает путь к «лучшему,  рассудительному
его употреблению». В условиях послепе-
тровекого времени, при смешении литера-
турных стилей, при торопливости и нерянт-
ливости, с которой разрешалиеь подчас про-
блемы литературного языка, твердыв грам-
матические предписания Ломоносова имели
жизненно важное значение.

На Ломоносова, как на автора первой
русской трамматики, легла обязанность
разработать, самый тиц ве научного изда=
ния. С этой задачей он справилея мастер-
ски. Строгость плана «Российской rpan-
матики», ее полнота, разнообразие и про-
думанность примеров, самостоятельносеть и
тонкость трамматических наблюдений не
`раз отмечались историками отечественного
языкознания. Ломоносов смело  отмел
устаревшие формы и категории, все вни-
мание он сосредоточил на живых формах
	словоизменения и необычайно богато пред-
	Академик В. В
	Г. БЛОК,
	старший научный сотрудник
архива Академии наук СССР
		ряда десятилетий: —
вплоть ло начала второй четверти ХГХ ве-
	ка — Ломоносов по праву считался главой
русской филологической школы. Они до
сих пор продолжает оказывать влияние на
ход развития отечественного языкознания.
	Ноеле переворота, совершенного в науке
0 языке недавними трудами И. В. Сталина,
в языковедческих работах Ломоносова об-
наружились такие незамеченные или недо-
оцененные ранее черты, что значение этих
узбот осветилось по-новому. :
	Еще студентом Ломоносов отправляет
из-за границы письмо в Академию наук,
где подвергает уничтожающей критике
робкий и половинчатый проект реформы
русского стиха, предложенный Тредиаков-
ским. Низвергая искусственно пересажен-
ную к нам © Запада систему  силлабиче-
А BaameH ee
с подлинно революционной смелостью стро-
ит. свою, силлабо-тоническую систему,
строго сообразованную ‘с особенностями
русского языка и с традициями народной ,
поэзии. Эта система в основных ее чертах

жива и MORRIE.
	— т

Qo = но г
		Geet Sy
	От теории русского стиха Ломоносов пе-
реходит к теории русской прозы. До Ломо-
Носова учебники устного и письменного
красноречия сочинялись представителями
духовенетва. Они предназначались, глав-
ным образом, тому же духовенству и пиза-
лись либо на малопонятном народу церков-
но-славянском языке, либо на еще менее
доступной латыни. Ломоносов написал
«Риторику» по-русски и адресовал ее не
церковной касте, а всему русекому наро-
ду. В «Риторике» Ломоносов заявил себя
страстным ревнителем идейности в лите-
ратуре. Он приветствовал искание новых
литературных форм, но упрекал тех, со-
временных ему писателей, Которые ради но-
вой формы жертвовали содержанием. На
страницах «Риторики» Ломоносов дал раз-
вернутую теорию предложения, отнеся уче-
ние о словосочетании к грамматике, и по-
ложил тем самым начало разработке рус-
ского синтаксиса. Превосходно переведен-
ные Ломоносовым образцы литературы. pa3-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	17 ноября 1951 г. Ne 136