НА ЭТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Сегодня мы публикуем. три письма читателей
«Литературной еазеты», которые, сравнивая  свощ
жизненные наблюдения с некоторыми произведе-
ниями современной литературы, поднимают ряд
серьезных этических проблем. В этих письмах со-
держится прямое обращение к писателям Г. Ни-
колаевой, В. Добровольскому, JI. Пантелееву с

просьбой высказать, свою. точку зрения по затрону-
	тым вопросам.

„=. vee

У БЕРЕГОВ БЕЛИКОТО
QORRAHA
		На десятках собраний трудящихся до-
велось нам, членам Приморского краевого
комитета защиты мира, побывать в канун
Всесоюзной конференции сторонников ми-
pa. Эти собрания проходили во `Владиво-
стокском порту и в далеком  таежном
удэгейеком колхозе, на крупнейшем рыбо-
комбинате Тафуин и на Сучанеких шахтах.
	В одном из прибрежных рыболовецких
колхозов знатный шкипер, инициатор
применения так называемого «котшелько-
вого» лова Михаил Ефремович Сидельни-
ков сказал на собрании, посвященном ©бо-
ру подписей под Обращением Всемирного
Совета Мира:

—= Если надо, будем втрое, вдевятеро
больше и лучше работать, чтоб только
восторжествовало дело мира!
	Этими мыслями живёт сейчае каждый
труженик Советского Приморья. Артемов-
ские шахтеры выдали на-гора сотни тонн
сверхпланового угля, рабочие-строители
молодого города Находка раньше срока
сдали в эксплуатацию несколько новых
благоустроенных жилых домов. Экипажи
теплохода «Вячеслав Молотов», пароходов
«Сибирь», <«Haapa Цеткин» и еще не-
скольких десятков судов Дальневосточного
тосударственного морского пароходства,
	досрочно. выпшелнив годовые планы Hepe-
возок пассажиров и грузов, сейчае совер-
шают сверхнлановые дальние рейсы, на-
званные ими «рейсами мира».

Трудящиеся Нриморья, как и все ео-
ветские люди, стремятся упрочить дело
мира стахановским трудом. Но есть y
приморцев в этом и свои 0собые побуж-
дения. Труженики нашего края по себе
знают, что такое «хозяйничанье» амери-
ванцев. Из памяти старожилов никогда не
изгладятея воспоминания о черном лихо-
летье, когда американские интервенты и
их сообщники жгли наши села, грабили
народное добро, убивали еотнви и тысячи
мирных советских граждан.

Американское вторжение на наши даль-
невосточные земли стоило советекому на-
роду тысяч и тысяч жертв. Прикрываясь
	` заверениями в «еимпатиях» к советскому
	народу, разглагольствованиями о стремле-
нии «к миру и дружбе», американские
империалиеты проводили в жизнь свои
тнусные планы отторжения  Советекого
Дальнего Востока от нашей Родины, ов-
ладения его богатствами, закабаления на-
ших людей. :

Высадив свои войска на нашу землю,
интервенты установили здесь режим кро-
вавого террора. .

Прямой ущерб, нанесенный интервен-
тами народному хозяйству Советского
Дальнего Востока: в 1918—1922 тг., ис-
числяется почти в 300 миллионов рублей
золотом. Но разве есть цифры, способные
выразить людское rope, слезы  си-.
рот, бессонные ночи BOB...
	Читательница У. Бажанова из Витебска
пожаловалась в редакцию на бюрократи-
ческие действия работников Витебского об-
ластного совета профессиональных союзов.
Тов. Бажанова писала нам, что инструктор
облсовпрофа тов. Сорокин неоднократно
предлагал ей приходить на прием, но в
течение ряда месяцев так и не разобрал
ее заявления об оплате за неиспользован-
ные выхолные дни.
	Недавно коллектив писателей и журна-
листов нашего края подготовил и выпу-
стил в свет несколько документальных
сборников; воскрешающих в памяти Te
суровые годы: сборник воспоминаний
приморских партизан — «В боях за Co-
ветское Приморье», еборник^ рассказов
старожилов края — «Этого не забыть!»,
исторический очерк местного писателя
С. Иванова — «Американские интервенты
на Советском Дальнем Востоке» и до. Лю-
	бая страница этих книг — неопровержи-
мое обвинение американскому ° империа-
лИЗМУ.
	В книге «Этого не забыть!» участник
гражданекой войны в Приморье, ныне
Герой Социалистического Трула тов. Ал-
лилуев рассказывает о том, как заокеан-
ские интервенты, прибыв на Лальний Во-
сток, первым делом. нопыталиеь прибрать
к рукам Сучанские угольные копи, взять
под свой контроль железнодорожный тране-
порт. Звеньевая колхоза «Красный суча-
нец» Герой Социалистического Труда тов.
Моисеенко — делегат Всесоюзной  конфе-
ренции сторонников мира — вспоминает
в этой книге, как американцы не щади-
ли детей и стариков.

0 подлости и веролометве американских
интервентов, о том, как они шнионили в
пользу японских карателей, как натрав-
ливали на мирных жителей Приморья
белогвардейских бандитов, раесказывают
старые партизаны тт. Шпарийчук, Бори-
сов, Мелехин, Яценко и другие в сборни-
ке «В боях за’ Советокое Приморье».

Торе, причиненное американскими ин-
тервентами труженикам нашего края,
слишком велико, чтобы мы могли забыть
0б этом! о
	..В Первореченеком доме культуры же-
	лезнодорожников собрались старики и Mo-
	JOTCHL, пожилые. машинисты и еше Co-
всем «зеленые» воспитанники ремесленно-
го училища, Они сменяли друг. друга Ha
трибуне, и каждый из них говорил ‘0’ том,
как расцвел за годы советской власти наш
прирубежный край, как из глухой, дале-
кой, забытой стороны стал он краем вы-
сокой промышленности и культуры; и о
том, сколько несделанного еще впереди; и
0 том, что любой ценою они не допуетят,
чтобы война помешала осуществлению их
больших и радостных планов.
	Носле вечера вместе с группой молодых
железнодорожников мы вышли к берегу
моря. Впереди, у самого горизонта, вид-
нелись зеленые и красные огни судов,
уходивших куда-то к берегам Курил или
Камчатки, позади, за плечами, весь в 30-
лотистых огоньках  амфитеатром лежал
наш мирный, любимый город. Это были
отни мирной жизни советских людей у
берегов Великого океана!..

Г. ХАЛИЛЕЦКИЙ,

делегат Всесоюзной конференции
сторонников мира, ответственный
	секретарь Приморского отделения
Союза совётских писателей
	ВЛАДИВОСТОК
		Стоял конец октября. Еще снег не
выпал в Москве, еще бил фонтан посреди
плошали Пушкина, а 07 газетного киоска
на ‘углу веяло январем, новым годом,

«Товавищи читатели! +— читали ^. поку-
павшие ‘в киоске” одиннадцатую, воябрь-
скую, книгу журнала «Октябрь». — Вол-
лектив писателей журнала «Октябрь» ра-
ботавет нах нижепойменованными ’нроиз-
велениями. ‘часть из которых, будет опуб-
ликована в 1952 году».

Не будем перечислять весь список, в
котором одних только новых романов на-
звано двалцать шесть (261). На 1951 тол
было объявлено 38 романов и повестей
(опубликовано же в одиннадцати номерах
peero 7). Ha 1950 год-—32 романа и
повести. (опубликовано © 10).- Ha 1949
год — 30 романов и повестей (опублико-
вано 10). На 1948 год —20 романов и
повестей (было 8). Следовательно, жур-
‚нал регулярно обещает примерно втрое
больше, чем может дать.

Мо сотрудники «@ктября» могут нас тут
остановить: — Позвольте, а кто’ сказал,

что все эти произведения должны быть
опубликованы? Правда, в 1947 и 1948
тодах мы писали, что эти произведения
«намечены к опубликованию» в течение
года, Но впоследствии редакция наших

‘объявлений стала более уклончивой;

«В 1950 голу в журнале «Октябрь»
будут напечатаны романы ‘и’ повести из
числа следующих намеченных к опубли-
вованию произведений»... «Актив писа-
‚ телей журнала «Октябрь» работает над
’следующими произведениями: некоторые
из этих произведений будут опубликова-
ны в журнале в 1951 году...»

Какова же участь этих планов, ежегод-
Ho публякующихея к общему сведению на
страницах журнала «Октябрь»?

Три года подряд редакция обещала
своим читателям повесть В. Бахметьева
«Шли годы». Годы шли, но повесть не
вышла на страницы журнала, как не по-
явилея и «новый роман» В. Бахметьева,
обещанный на 1951 год. Два года рекла-
мировалась вторая книга романа Т. Велед-
ницкой «Солнце с востока» — в журнале
произведение не появилось. А объявлен-
ные в «Октябре» повести Б. Полевого
«Золото», Ю. Трифонова «Студенты» и
некоторые другие’ произведения действи-
тельно появились в‘печати, но... на стра-
ницах других журналов.
`В продолжение пяти лет редакция 0бе-
щает своим поднисчикам вторую книгу
романа «Белая береза».

Нет, мы не против того, чтобы и
тель два, три, четыре года (а если нуж-
но, и больше) работал над своим  про-
изведением. Мы и за то, чтобы извещать
подписчиков O годичных планах жур-
налов. Мы только ‘против невыполни-
мых благих обещаний (иногда, кста-
ти, публикуемых без согласия авто-
ров), которыми явно и систематически
злоупотребляет редколлегия «Октября».

Эта реклама сбивает с толку читателей
и вряд ли может помочь писателям в их
работе.
			4 ла

Черты Новой, коммунистической морали, новые
нормы отношений прочно утвердились в нашей со-
ветской жизни, в труде и быту советских людей,
Строители. коммунизма проявляют большой инте-
рес к этическим проблемам нашей эпохи, стремятся
глубоко и полно осознать ‘и усвоить великие прин-
ципы нравственного кодекса советского общества.

Неверное, спорное или просто нечеткое решение
этических вопросов в книгах наших писателей рож-
дает немедленный читательский отклик.

wemasevecoes

Наши общественные организации — не бюрократические уч-
реждения, а коллективы, обязанные направлять жизнь своих)
членов, руководить ею. В учительском институте об этом Bae
были. Забывают 0б этом и некоторые цисатели. +

Иногла в литературных произведениях, поднимающих вопро-
сы семейной морали и призванных, казалось бы, утверждать
мысль ‘0 значении активного роздействия коллектива на лич.
ную жизнь своих товарищей, эта сторона вопроса яе получает
разрешения,

Например. в романе «Женя Маслова» В. Добровольского пи-
сатель изолирует личную жизнь своей героини от влияния
среды. Товарищи Жени знают серьезность ee переживаний
поеле развода с мужем, сложность ее отношений с капитаном
Ватакилзе и ни делом, ни словом ни разу не приходят ей на
помощь. Писатель, изображая товарищей Жени симпатичными
и дельными людьми, словно утверждает правильность их без.
различия к Жене, товорит — хотел он этого сам или не хо.
тел, — что так и должно быть. :

Не так лолжно быть! Равнохушие коллектива к судьбе това:
рища, как видно из примера с девушкой из нашего города, ве-
дёт порой к неприглядным и грязным поступкам.

А. МИНЬКО
	Подвиг, , HO He жертвенность
Г НИКОЛАЕВОЙ
	  Оторченные, притихшие вышли мы из больницы. Там уже
‘третий месяц врачи боролись за жизнь `Аси-веселой. жизне-
радостной комсомодки, умелого организатора всех массовок и
концертов. Осенью фебята ездили в гости к своим друзьям —
колхозникам Зарайского района; Повезли им книги, ноказади
новую программу самодеятельности. Ася уже тогла чуветвовала
себя плохо, но она не сказала o6 этом ни матери, ни товари-
щам: как же это она — первая плясунья и постановщик — и
вдруг не поедет? «Некогда сейчас болеть», — решила Ася и
‚поехала. .

_ — Ребята, а все-таки это мы виноваты, — сказал один из
нас.— Как мы могли не заметить? Ведь тогда еще все можно
‘было поправить!

— Я считаю, что виновата она сама, — возразил другой. —
Ей, конечно, не надо сейчас этого говорить, но это так. Она
думала, что подвиг соверигит: не скажет, что больна, и поедет.
А это не подвиг, а никому не нужная, врёдная жертвенность!

— Ну. ты опять тот же спор начинаешь, что тогда на об-
суждении «Жатвы»!

— Ла тот же спор. Мы тогда его не закончили.
	А на обсуждении романа Г. Николаевой «Жатва» был 00 этом.
	торячии  спор.

Зачем писательница Галина Николаева заставляет комеорга
Алешу, говорили ребята, погибать такой нелепой смертью?..
Алеша, которого успел узнать и полюбить читатель,
Алеша — комсомольекий вожак. воспитатель молодежи, всегда
умеющий находить правильную партийную «линию поведения»,
такой Алеша в жизни не поступил бы так. как поступает в
романе. Когда Матросов грудью гасит огонь вражеского пуле-
мета,— это подвиг во. имя Родины, комсомола, во имя жизни
тех, кто остался за ним. А когда Алеша спасает гектар пшени-
	цы и гибнет сам, опозлав на час к врачу, —- это жертвен-
ность бесемысленная, вредная. ,
Полобные елучаи бывают в жизни: есть люди, которые
	уверили себя, что им некогда лечиться, некогда влюбляться,
некогда в кино ходить. и думают, что от этого польза делу.
Писатель должен дать большевистскую оценку неправильным
	взглядам, осудить никому не нужнуе «жертвенность» и пова-
зать ее коренное отличие от подвига. Так говорили студенты.

Нашлиесь и Такие, которые считали. что образом Алеши и
	эпизодом ето смерти писательница хотела добиться, чтобы каж-
дый коллектив подумал, а нет ли у нас таких людей, которые
целиком отданы делу, работе, которым некогда думать о себе,
о своем здоровье и о которых должны заботиться мы? Но, оче-
видно, этот образ говорил читателям, помимо желания автора,
© другом. 1
Мы спрашиваем тов Николаеву: правильно ли поступил
Алеша? Нравильно ли ведет себя секретарь райкома, выведен-
ный в романе?
Студенты Московского университета
А. ЛЕВИНА, Б. ПАНКИН
	’Иоллектив и семья

Г. В. ДОБРОВОЛЬСКОМУ

В тороде Шуе я знал студентку учительского инетитута.
Она познакомилась с молодым человеком, который полюбил ее,
	‚и вышла за него замуж. Но супруг скоро убедился, что глу-
`боко ошибся в своем выборе. Выйдя замуж. студентка бросила
	учиться, ее не трогали интересы мужа, оня грубо требовала
OT него, чтобы он ее материально обеспечивал и оставил в по-
кое со своими «поучениями». Ее муж — серьезный и ‘честный
‚ человек — стремился. чтобы молодая женщина продолжала
	учиться. чтобы она отказалась от легкомыслия. «Ты лишаешь
	Разве Петя не прав:
7. ПАНТЕЛЕЕВУ
	Аак-то довелось мне присутствовать на уроке чтения в
третьем классе Еленовской начальной школы. Учительница
прочла ребятам рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», пряве-
денный в книге «Родная речь». рассказ о мальчике, который
дал товарищам честное слово, что будет стоять на посту, пока
его не снимут. Он долго ждал ребят, посмеявшихся над ним,
а они не пришли. Мальчик плакал, но ждал, «героически
сдерживая» свое честное слово.

_ Учительница пыталась завязать беседу с ребятишками, про
слушавшими рассказ. Дети молчали. Тогда учительница прямо
спросила одного из учеников:

— Ну. как, хорошо поступил мальчик, что не ушел ео сво-
ero поста? Как бы ты, Петя. поступил на его месте?

Мальчуган быстро поднялея за партой:

—- Я бы ждать, конечно, не стал...

— Как?. — ужаснулся педагог. Ты нарушил бы честно
слово? Свое слово?

Но Петю нелегко было смутить.

— Ла ведь мальчика-то обманули, Анна Андреевна, — горя-
ч0 объяснил он своей учительнице. — Он маленький, глупый,
поверил, вот и стоит, и ждет, А я бы зачем стал обманщико
ждать?

По-моему, Петя был ближе к истине, чем учительница и пи:
патель. Думается мне. что в рассказе «проблема честното сло
ва» ставится воебще неверно, подменяя cobow действительно
очень серьезный вопрос о чувстве чести у молодежи, о воспи-
тании этого чувства.

Когда третьёклаесник Петя дает отряду «честное пионер’
ское» учиться на пятерки, — он держит это слово. Когда в
будущем комсомолец Петя даст «чеетное комсомольекое» пер
всем цехом перевыполнить норму, — он сдержит и это слово,
Но он, конечно, никогда не уподобится щедринскому «самоот-
верженному зайцу», который, выполняя обещание, возвратился“.
к волку на съедение, «Заячья логика» не в чести ‚у советских >>
людей.

Каждый поступок, даже если этот поступок совершен юных
гражданином нашей страны, измеряется: тем. насколько он 09
ответствует интересам коллектива. народа. Нет «абсолютной»
внеклассовой морали, и «честность праведника» принципиаль-
но отличается от честности и чести советского человека,

06 этом, конечно, не мог забыть писатель Л. Пантелеев. Пак

яв случилось, что в его рассказе произошло смешение разных
понятий?
	Саратовский
	Е. ПОЛЯКОВ,

институт усовершен-
ствования учителей
		Юбилей И. Пырьева
	Сегодня общественность столицы OTME- ;
	чает 00-летие со дня рождения народного
	артиста СССР, лауреата Сталинской mpe-
	мии, кинорежиссера И. А. Пырьева. В мо-
сковском Доме кино состоится вечер, по-
священный творческой и’ ‘общественной
деятельности И. А. Пырьева. После ‘до-
клада © многолетней работе И. А. Пырье-
ва в кино будут показаны Фрагменты из
	[10 следам неопубликованных писем
	Редакция направила письмо в ВЦСПС.
Как нам сообщает отдел охраны’ труда
ВЦСПС, проверка, произведенная на ме-
сте, подтвердила правильность сигнала.
Президиум ‘облсовпрофа обсудил’ поступок
тов. Сорокина и объявил ему выговор за
бюрократическое отношение к рассмотре-
нию заявления У. Бажановой. Причитаю-
шиеся ей деньги выплачены.
	поставленных им фильмов: «Партийный би-   меня свободы! Не затем я выходила замуж!» — заявила она
	лет», «Богатая невеста». «Сказание о зем-
	ле Сибирской», «Кубанские казаки» и др.

Обязать мастеров — руководителей твор:
ческих коллективов по окончании фильма
давать развернутую. характеристику стаже:
ра с оценкой проделанной им работы и
степени подготовленности стажера к само-
стоятельной работе.

6. Поручить тов. Семенову, с учетом об-
суждения этого вопроса на комиссии кино-
драматургии Союза советских писателей, в
месячный срок разработать и представить
предложение о перестройке работы сценар-
ной студии с целью. решительного улуч-
шения работы с молодыми кинодраматур-
гами. ‘

7. Просить Союз. советских. писателей
выдвинуть из среды писательской молоде-
жи наиболее способных и талантливых мо-
лодых литераторов. для’ включения их в
практическую работу. над сценариями в
сценарной студии Министерства кинемато-
графии СССР:

8. Поручить редакции газеты «Советское
искусство» систематически освещать на
страницах газеты вопросы, связанные с
воспитанием и выдвижением на самостоя-
тельную творческую работу молодых кад-
ров кинематографии.

«Литературной газете» опубликована
статья К. Симонова и В. Пудовкина «O
	излодых кадрах кинорежиссеров и сцена-
ристов», которая подвергает серьезной
критике работу Министерства кинемато-
	графини СССР в области подготовки A BH
движения на самостоятельную творческую
	работу молодых кинорежиссеров и сцена-
DHCTOB.
	Затронутая авторами проблема имеет
огромное значение для дальнейшего раз-
вития советского киноискусства, поэтому
Министерство а СССР очень
внимательно’ ознакомилось с солержащи-
мися в статье критическими заменаниями,

Признавая наличие еше существенных
недостатков в выращивании новых кадров
кинорежиссеров и сценаристов, тем не
менее нельзя согласиться с некоторыми
положениями этой статьи. Объективности
ради необходимо ‘внести. ясность в затро-
нутый вопрос, ‘тем более, что наряду с
правильной критикой авторы ‘допускают
огульное оханвание. большой и плодо-
творной работы, которая ведется MHHH-
стерством, а также Институтом кинемато-
графии и киностудиями.

Вопрос о воспитании и подготовке MO-
лолых  кинорежиссеров стоит в центре
внимания министерства ‘и неоднократно
являлся предметом обсуждения на творче-
ских совещаниях и активах работников
кино, на коллегии Министерства кинема-
тографии СССР, а также на ‘страницах пе-
	О МОЛОДЫХ ТВОРЧЕСКИХ КАДРАХ
СОВЕТСКОГО КИНО
	мужу и ушла от него, а уже через несколько — буквально! —
дней «сошлась» с одним из старых евоих знакомых.
	Памечая ряд практических мероприятий
по дальнейшему улучшению работы с мо-
лодыми кадрами, коллегия не может при-
нять необоснованного обвинения тт. Симо-
нова и Пудовкина в систематическом от-
малчивании Министерства кинематографии
СССР от критических замечаний, пюсту-
пающих B его адрес со страниц советской
печати.
	Министерство — кинематографии СССР
всегда очень серьезно и внимательно при-
слушивается к нашей печати. И ‘в данном
случае коллегия министерства внимательно
изучила статью, стремясь извлечь из нее
все то. что могло бы принести хоть ка-
кую-либо пользу для дальнейшего улуч-
шения работы с молодыми кадрами.
	В свою очередь коллегия Министерства
кинематографии СССР надеется, что. ре-
дакция «Литературной газеты» в своем
стремлении помочь Министерству кинема-
тографии СССР’в его работе с молодыми
кадрами сумеет найти место на страницах
своей газеты для опубликования данного
решения в целях наиболее объективного
освещения поднятого вопроса.
	Председатель коллегии
министр кинематографии СССР
	И. БОЛЬШАКОВ
	молодых нала пин006жиСС600
	PEWEHHE
коллегии Министерства кинематографии СССР
	Коллегия Министерства кинематографии
СССР, обсудив помещенную в «Литератур-
ной газете» статью К. Симонова и В. Пу-
ловкина «О молодых кадрах кинорежиссе-
ров и сценаристов», считает, что в статье
затрагивается важная проблема, имеющая

большое значение для ‚ развития советского
киноискусства.
	Учитывая важность этой проблемы, Ми-
нистерство кинематографии СССР  прояв-
ляет постоянную заботу о подготовке и
воспитании творческих кадров  Кинемато=
графии и стремится создать все необхоли-
мые условия для их производственного ро-
ста.
	Всесоюзный государственный институт
кинематографии в течение многих лет вы-
пускает квалифицированные кадры творче-
ских работников, которые находят широкое
применение на производстве и принимают
непосредственное участие в создании ху-
дожественных кинофильмов.
	области использования в хуложествен-
ной кинематографии на самостоятельной
работе молодых сценаристов и особенно
режиссеров, окончивших ВГИК, несомнен-
но, имеет место ряд существенных недо-
статков, в то время как в хроникальной и
документальной кинематографии молодые
специалисты используются  удовлетвори-
тельно, совершенствуют свой знания и на-

капливают опыт для самостоятельной ра-
боты.
	Отмечая как положительный факт появ-
ление статьи на страницах «Литературной
газеты» и желание авторов привлечь вни-
мание общественности к столь важной
проблеме, коллегия не может не отметить,
что тт. Симонову и Пудовкину следовало
бы более глубоко проанализировать поло-
жение с молодыми творческими кадрами и

привести проверенные факты в качестве
показательств высказанных ими положений.
	Ознакомившись с ответной статьей ва-
местителя министра кинематографии СССР
тов. Переславцева, коллегия считает, что
статья в. целом верно отражает действи-
тельное положение вещей, правильно осве-
щает состояние работы с молодыми кадра-
ми режиссеров и сценаристов в системе
Министерства кинематографии и намечает
мероприятия для дальнейшего улучшения
условий выдвижения молодых кадров на
самостоятельную работу.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	24 ноября 1951 г. № 139
	Коллегия постановляет:

1. В целях систематического наблюдения
и контроля за выдвижением молодых
творческих кадров на производстве еже-
годно рассматривать” на заседаниях колле-
гии планы использования выпускников
ВГИК — режиссеров, сценаристов, операто-
ров, художников, актеров — на ‹ самостоя-
тельной творческой работе на киностудиях.
	Поручить управлению кадров министер-
ства в месячный срок подготовить подроб-
ный план использования на самостоятель-
ной творческой работе молодых кадров в
1952 году.

2. Провести в январе 1952 года совеща-
ние мололых творческих работников совет-
ской кинематографии с широким обсужде-
нием опыта работы молодых мастеров ки-
но, а Также проблемы их воспитания и вы-
движения на производстве.
	К участию в работе совещания  при-
влечь крупных мастеров советской кинема-
тографии.

3. Совместно с Союзом советских писа-
телей в первом квартале 1952 года прове-
сти творческий’ семинар молодых кинодра-
матургов по специально разработанной
программе.
	целях повышения ответственности
за подготовку ‘и выпуск молодых специа-
листов учредить ежегодный выпуск кино-
альманаха ВГИК, в который включать
лучшие динломные работы ‘наиболее успе-
вающих выпускников института (сценари-
стов, режиссеров, операторов, художников,
актеров), экранизацию классических  про-
изведений, оригинальных новелл по сцена-
риям выпускников, документальных и на-
учно-популярных киноочерков.

Работу по подготовке киноальманаха
проводить под наблюдением мастеров-пе-
дагогов ВГИК и ассматривать ее как
ежегодный итоговый отчет института по
подготовке творческих кадров.
	Обеспечить. подготовку киноальманаха
надлежащими производственными условия-
ми, с расчетом выпуска его на широкий
экран, используя в этих целях базу кино-
студив имени Горького.

Затраты на производство киноальманаха

производить за счет средств Главкинопро-
ката.
	5. Обязать директоров киностудий со-
вместно с творческими секциями выявлять
	кадры квалифицированных вторых режис-
серов И ассистентов режиссеров и при-
креплять их к ведущим мастерам для ста-
	жировки и ‘последующего назначения Ha
самостоятельную работу.
	we A PE => рунах поро СОБСТВ О-
му зрителю по фильмам «Молодая гвар-
nua» (режиссер С. Герасимов), «Смелые
люди» (режиссер К. Юдин) и «В мирные
дни» (режиссер В. Браун).

Хорошо знает советский зритель
дую  киноактрису К. Лучко по
мам «Кубанские казаки»
И. Пырьев), «Донецкие
жиссер Л. Луков). С большим успехом
выступил в кино молодой талантливый ки-
ноактер С. Бондарчук, ‘прекрасно сыграв-
ший роль Тараса Шевченко в одноимен-
ном фильме (режиссер И. Савченко), а
также роль Сергея Тутаринова в кино-
фильме «Кавалер Золотой. Звезды» (ре-
жиссер Ю. Райзман), улостоенный звания
заслуженного артиста РСФСР. Причем эти
актеры совсем недавно окончили Институт
кинематографии. Можно было бы приве-
сти примеры по. ранее вышелшим KapTH-
нам, в частности назвать исполнителей
главных ролей в фильме «Молодая гвар-
дия», где почти целиком играли воспитан-
ники института,

Молодые операторы, художники, среди
которых немало людей талантливых и сно-
собных, также ‘успешно работают на кино-
производстве. :

Относительно хуже обстоит дело с ис-
пользованием на производстве выпускни-
ков режиссерского н сценарного факульте-
тов. Отчасти это объясняется тем, что
подготовка будущих ‘мастеров кинорежис-
суры и  кинодраматургии представляет
собой несколько более сложную задачу,
Помимо необходимой теоретической подго-
TOBKH, от кинорежиссера и сценариста
требуются особенно хорошее знание жизни,
умение правильно понимать ее явления и
воплощать в художественные образы свои
творческие решения.

Поэтому ‘вполне естественно, что моло-
дой человек, только что окончивший вуз,
должен пройти хорошую производственно-
творческую школу в киностудии, работая
в составе съемочного коллектива под ру-
KOBOACTBOM опытного. мастера -— режиссера
по постановке полнометражного фильма.

Чрезмерная поспешность в выдвижении
на самостоятельную творческую работу
молодых кинорежиссеров, прямо сд тиколь-
ной скамьи, несомненно, связана с извест-
ным риском не только потому. что может
привести к напрасной трате огромных го-
сударственных средств, но больше еще
и потому, что любой. неудачный при-
мер в этом деле порождает  недове-

рие He только к тем, кто не, спра-
вился с постановкой фильма. но и  во-

обще к молодым режиссерам. Использо-
вание на самостоятельной творческой ра-
боте молодых кинорежиссеров ‘не столь
простое дело, и одной омелости здесь
крайне мало,

Наряду с необходимостью проявления
смелости при поручении первой постанов-
ки фильма молодому режиссеру нужно,
чтобы этому предшествовгла серьезная ра-

Bara noes

моло-
филь-
(режиссер
шахтеры» (pe-

OP а ааа ль ЗЕ

деЕ полная уверенность в способности вы
двигаемого справиться с таким большим 1
сложным делом, может быть принято по:
ложительное решение.

К. Симонов и В. Пуловкин ошибочно
устанавливают аналогию   в о выдвижении
новых кадров кинорежиссеров и сценарн-
стов в кино с другими областями и
ства и литературы, забывая о том, т
условия, в которых проходит а
новых творческих кадров в кинематогра:
фин, носят особый характер, Ведь для г:
го, чтобы молодому художнику или скулы
тору, имеющим необхолимые знания и да:
рование, создать произведение, достаточю
таких крайне незначительных  матерналь
ных ресурсов, как холст, краски или гли
на, а для молодого писателя или компози:
тора — бумага и чернила, в то время KaR §
для молодого кинорежиссера — материаль-
ные средства, которые должны быть пре
доставлены в его распоряжение, исчисля-
ются несколькими миллионами рублей.

Вот почему в кинематографии выдвижее
ние мололых режиссеров на самостоятель:
ные постановки кинофильмов — происходит)
обычно не сразу после школьной скамы,
a путем прелварительной их ар
на кинопроизводстве в качестве ассистен-
тов режиссера, а также вторых режиссе
ров, где они прохолят практику под руко-
водством опытных и высококвалифициро-
ванных режиссеров, накапливая необходи’
мый опыт ANA самостоятельной работы.

Кроме того, имеется еше и другая при’
чина, почему относительно медленнее иде
У нас вылвижение молодых кинорежисее

ров. Эта причина заключается в том, 90
советская кинематография. располагает
большим ‹ количеством так называемых

«старых», т. е; уже сложившихся режиссе
ров, которые в своем большинстве являю!
ся выдающимися мастерами кивоискусства,
H естественно, что они получают поста
HOBKH фильмов в первую очередь. Но на:
ряду с творческой загрузкой ‘этих уже
сложившихся / и. хорошо  зарекоменловав»
цих себя. режиссеров на самостоятельную
работу выдвигаются также и молодые KI
норежиссеры. В частности, одной из та\
ких, — по-нашему, очень хороших, — пер:

воначальных форм самостоятельной рабо:

ты пад картиной какраз и является съем:

ка хроникально-документальных и видовый

фильмов. Работа над таким вилом картия ,
обогащает молодых режиссеров опытом, ae
т9 же время она является -в какой-то ме” ”
ре и проверкой их творческих способно:

стей.

При этом выдвижение молодых режиссе*
ров на самостоятельную работу прово*
дится в двух направлениях. Наряду с Her
давно окончившими режиссерский факуль
тет ВГИК на самостоятельную  творче-
скую работу выдвигаются также и ранее
окончившие Институт кинематографии, х0-
рошо зарекоменловавшие себя работники
на киностудиях как вторые режиссеры. .
_ Так, например за послелние лва rola
	Министерством кинематографии СССР бы-
	х о
бота с ним, и только после того, когла бу-
		чати, Об этом говорилось в статьях мини-

стра кннематография СССР тов. Болына-
кова, опубликованных в газете «Правда»
	(4 сентября 1951 г.) и в журнале «Искус-
ство кино» (№ 4, 1951 г.). :

В этой работе Министерство кинемато-
графии СССР проводит четкую и ясную
линию, основанную на учении товариша
Сталина о подборе и выращивании кал
ров.

На протяжении ряда лет Министерством
кинематографии СССР ‘проводились меро-
приятия, направленные на улучшение под-
готовки и воспитания творческих кадров
в Институте кинематографии. Серьезно
пересмотрена самая система обучения,
созданы мастерские, гйе под руководством
крупнейнтих мастеров кино готовятся бу-
дущие художники советского киноискус-
ства. Все это дало свои положительные
результаты. Е

Если посмотреть сейчас состав творче-
ских работников кино, то мы увидим, что
воспитанники кивоинститута, пройдя хоро-
шую производственную школу, занимают
ведушее положение в наших киностудиях,
они создали немало замечательных  про-
изведений киноискусства. Многие из них
удостоены звания лауреатов Сталинских
премий, отмечены = правительственными
наградами и получили почетные звания.

За последние голы удачно дебютирова-
ли в кино выпускники актерского факуль-
тета. В частности, можно назвать артиста