Один лень во пворие LLlano
	>

Симона ТЕРИ
©
	Тде те времена, когда миллионы про-
стых людей возлагали надежды на Орга-
низацию Объединенных Наций? Они ду-
Main, что ООН, наученная горьким опы-
том своей предшественницы — Лиги на-
ций, не повторит ее ошибок...
	Для того, чтобы узнать мнение фран-
цузов 06 OOH, я остановила первых .по-
павшихся прохожих. У одних при моем
вопросе появлялась саркастическая улыб-
ка, у других — выражение горечи, за ко-
торым чувствовалось сильное раздраже-
ние.
	«В 00Н — американское большинство, —
объяснил мне служащий, — от этото ни-
чего и не получается. Их интероеы рае-
XOIATCH е нашими».
	«9ОН — это американская штука! —
безапелляционно заявила торговка овоща-
ми. — Разные министры, крупные банки-
ры и генералы собираются то в одном
городе, то в другом, американды 0объяс-
HAWT им; что надо сделать, чтобы получ-
ше облапонгить . несчастных людей. Вот
пеэтому Tak дороги овощи и у меня
вдвое меньше покупателей, чем два года
назад!».
	Бывший Ффронтовик ‘рассказал: «Сразу
видно, что американцы, которые сидят в
ООН, не пострадали от войны. Я участво-
вал в боях за Верден, a MOA дочь одна
растит троих детей, так. как ее муж погиб
в Бухенвальде. В ООН хотят дать возмож-
ность разбогатеть военным промышленни-
кам и перевооружить немцев, чтобы все
началось снова. А кто будет опять раенла-
чиваться? Конечно, не американцы, 3
мы» р
	«Голько и делают в ООН, что говорят
0. мире, — сказала домашняя . хозяйка, —
&.B TO Ke время они вытягивают из нас
последние гроши на вооружение. Раз-
ве.пушки, реактивные самолеты, . атом-
Ная бомба делаются для мира? Из-за воен-
ных расходов цены на продукты еже-
дневно растут. Что касается меня, то я
не в состояний прокормить своих ребяти-
шек».
	Остановленный мною рабочий ответил:
«Хоть бы они послучнались Вышинекого!
	ской одежде. Всюду американские бары
‹ высокими табуретами, с виски, с «кока-
	колОЙ».
	Зачтхлая атмосфера царит в помещенило
	00Н. Здесь  остерегаются любой свежей
струи, проникающей из внешнего мира.
Я почувствовала это с особой силой, ко-
гда вошла в зал заседаний Второго коми-
тета и’ увидела неподвижно сидящих в
полном молчании людей. Мне показалось,
что я попала на собрание немых. Лишь
напрягая слух; можно было уловить
неопределенный понот: ‚среди общего без-
различия и скуки какой-то делегат читал
длинный доклад. Понять, откуда. доносил-
ся этот шелест, я не могла — делегат го-
ворил, сидя нз своем месте. За толетыми
стеклами виднелись переводчики. Они,
как рыбы в аквариумах, беззвучно от-
крывали и закрывали рты. До wero Bee
казалось странным и невероятным в этом
зале, обтянутом белым материалом, иохо-
жим. на тот, из которого делают палатки.
	Ноступив как вее сидящие в зале, я
налела на голову наушники и услышала,
что выступает филиппинский делегат.
Говорил он, конечно, по-английски. Тогда
мне пришла мысль включить  русекого
переводчика, и, таким образом, по край-
ней мере я He потеряла времени и под-
училась русскому языку.

Несмотря на все усилия, поджигатели
войны не смогли уберечь ООН от воздей-
сетвия народов. борющихся за мир.
	День ото дня возрастает количество
приходящих ро дворец  Шайо делегаций
от. различных демократических организа-
ций, от фабрик и заводов. Их не про-
пускают в здание, но, на столе председа-
теля Ассамблеи ежедневно вырастает го-
ра петиций, резолюций, писем. и теле-
грамм в защиту мира, с требованием за-
ключения Накта Мира между пятью ве-
ликими державами.

Но не тут-то было! Впечатление такое, родной» организации — американцы. Мно-
что: мир неприятен: им: Пуеть ‘толькязони   Гие чиновники. владеют только английским
	языком. «Солдаты: 00Н», одетые в голу-
бую форму, как билетеры в нью-йоркских
кинематографах, — янки. Говорят, что
	вее они полицейские из федерального бю-
ро расследований. Но еще более многочие-
ленны американские полицейские в штат-
	Юноши’ парижсного. пригорода. Исси-
лё-Мулино организовали ‘сбор ‘подписей
под  Обращением Всемирного Совета
Мира. у станции метро «Мэрия Исси».
НА ФОТО — молодые французы ставят
	свом имена под требованием о заклю-
чении Пакта Мира.
	Снимок из французской
газеты «Юманите»
	что мир неприятен им. Пуеть только“ они
не воображают, что достаточно произнести
речь, чтобы вызвать войну против Совет-
ского Союза. Сказать-то легко, а вот сде-
лать — труднее. Мы тогда скажем свое
слово! Это будет. короткое слово, HO OHH
вынуждены будут его услышать! Еели
они думают, что ради «великой Герма-
нии» Аденауэра французы  согласятеа
	‘бок `о бок с эбэсовцами и палачами Ораду-
	ра драться против сталинградеких победи-
телей, то они здорово ошибаются!» -
	horja для заседаний Генеральной
Ассамблеи ООН ко дворцу Шайо при-
строили два крыла, в Нариже только п
слышно было: «Боже мой, до чего это
безобразно!» Две огромные, низкие, без-
вкусные, тяжелые казармы испортили
вид на прекрасные, спускающиеся терра-
сами сады Трокадеро.. К счастью, сразу же
после окончания сессии Нариж избавится
от ‘store Уродливого нароста.

р Генеральную Ассамблею поместили да-
леко от центра города, в «лучшем райо-
не» Парижа, в Пасси, и от этого она ка-
жется еще более изолированной и 0т9-
рванной от масс. На сессию попасть
нелегко. В принцине на заседания допу-
скаются все, но на деле’ места заброни-
рованы за друзьями делегатов американ-
ского большинства. Все это я узнала на
собственном опыте, пытаясь пройти в зда-
нив через общий вход. Во-первых, билет
нужно заранее“ заказать ‘по телефону «за
один или несколько дней»: А как жебыть
тем, у кого нет телефона? Видимо, они
	являются нежелательными посетителями.
	Во-вторых, надо предъявить удостовере-
ние личности. Таким образом, полиция
	“1 ревога»
в Нью-Йорке
	28 ноября в арсенал Tex бесчестных
трюков, которыми пользуются  американ-
ские империалисты для разжигания воён-
Ko истерии, был записан еще один уже
He первый и, разумеется, не последний.
Утром в Нью-Йорке завыли сирены, оно-
вещая о «приближении бомбардировщиков
с атомными бомбами». Вся деятельность
в городе прекратилась на 10 минут, пока
сирены не возвестили о том, что «ouac-
ность миновала». Для ‘обеспечения. надле-
жашего поведения горожан при этой
жульнической ‚«воздушной. тревоге» вла-
сти собрали 12 тысяч полицейских, 11
тысяч пожарных и десятки: тысяч добро-
вольцев «гражданской обороны».
	Пешеходов загоняли с улиц в метро и
в другие «укрытия» от воздушных наде-
тов; автобусы, такси ‘и. частные машины
были вынуждены останавливаться, из них
высаживали Пассажиров: школьников
группами выводили из классов и уЕры-
вали в. подвалах и школьных дворах;
учреждения прекратили свою работу, а их
служащие толпились в коридорах и в
других «безопасных» местах; заводы пре-
кратили работу; радиостанции прекрати-
ли передачу своих обычных программ и
передавали сообщения о «воздушном на-
падении»; даже спекулянты На НЬЮ-
Поркской фондовой _ бирже прекратили по-
вупку и продажу акций на 10 ‚минут.

``Этобы создать видимость воздушного
нападения, кареты скорой помощи и ма-
шины полицейских“ патрулей мчались пох
вой сирен по опустевшим улицам. Bes эта
‘суматоха не достигла, однако, того эффек-
та; которого добивались’ ее организаторы.
Вместо Того, чтобы вызвать страх, эта
мнимая воздушная тревога вызвала в
основном насмешки и озлобление. Неше-
ходы, загнанные, `цолицией В ‘метро; - ‘от-
крыто выражали недовольство  смехо-
творной. попыткой создать военную атмо-
сферу. . Е

Сейчас жители Нью-Йорка получили
хотя бы временную передышку от таких.
воэдушных тревог. После открытой. жало-
бы. торговцев на то, что инсценированное
воздушное нападение нарушает их пред-
праздничную торговлю, директор Управ-
ления. гражданской обороны — Уаллондер
объявил, что в дальнейшем тренировочные
воздушные тревоги с участием населения
не ожидаются, Tak Kak они. «приносят
ущерб промышленности и ледовых _omepa-
циям», г.

Вся эта. жульническая- история, - про-
пешедшая 28 ноября в Нью-Йорке, не»
ВОЛЬНО заставляет вепомнить о печальном
конце бывшего министра обороны США
Джеймса Форрестола. Как видно, мания
величия у военных преступников за-
кономерно. сочетается с манией пре-
следования. Если. бы. Форрестол,  запу-
тивавший американский народ мнимой
угрозой нападения и, в конце концов,
запугавший самого себя, не. выбро-
CHICH U3 окошка значительно раньше, то
28 ноября перед ним открыливь бы по-
нетине прекрасные возможности для
прыжка с 16-го этажа в наиболее, так.

сказать, «эффектных» услевнях. —

д. САВЧЕНКО _
	На протяжении нескольких веков остро-
ва Шпицбергена: считались «ничьей зем-
лей». Суверенитет Норвегии над ними был
признан лишь немногим более четверти
века назад, при твердом обязательстве
Норвегии никогда не использовать эти
северные земли в военных целях.

`Веё это «забыто» нынешними правите-
	  елградские
	В Слециальном политическом
продолжается обсуждение клевет
	кляузы,
	провокаторы
	комитете ‚ Генеральной Ассамблеи ООН
еской кляузы югославских правителей
	ется обсуждение клеветнической кляузы югославских правителей,
нной против Советского Союза’ и стран народной демократии, Пре.
‚ СССР А. А. Соболев разоблачил провокационный характер этой
показал, что за спиной титовских провокаторов стоят их английские

еее. 3-—_
	и американские хозяева. Он подчеркнул, YTO HOCTAMOBROK SOK menyabt Ha
обсуждение Генеральной Ассамблеи титовская клика преследует вполне опре.
	деленную цель: обмануть югославский народ, как и другие народы, отвлечь
внимание от проводимой нынешними югославскими правителями политики пре-
лательства интересов народов Югославии, отданной под ярмо американских
	монополистов и превращенной в орудие агрессивнон побил иви ви сревею
	правительства.
	газете «Универсул» за.
	Ниже мы. публикуем напечатанные в румынской
	ПИСКИ бежавшего недавно из Югославии
	осведомлена 060 всех, кто проявляет «по-
дозрительное» любопытетво, желая по-
слушать, что происходит в ООН. «Может
быть, следует еще сообщить возраст
моей бабушки? »—сострил кто-то, стоя в
очереди. В течение получаса эта очередь
не продвинулась ни на шаг. Отвечали,
что нет свободных мест, хотя в тот день
ие было пленарного заседания. Наконец.
один знакомый журналист, обелуживаю-
щий сессию, принес мне с трудом добы-
тый  пропуек для работников печати,
действительный на одно заседание. Тогда
я увидела, что трибуны, отведенные для
публики, были наполовину пустыми.

Как только вы входите в помещение
OOH, y Bae создастся впечатление, будто
вы попали в какой-то особый мир. В этой
‘искусственной, как в оранжерее, атмоефе-
ре начинаешь задыхаться. Правда, есть
преимущество в TOM, что находищьея
внутри здания: по крайней мере, не ви-
ДишЬ эти казармы снаружи, а из широ-
ких ‚окон. открывается‘ красивый вид, —
напротив®о дворца Шайо на другой
стороне Сены, возвышается ‘истинная па-
рижанка — Эйфелева башня. Она крепко
стоит на своих длинных четырех ногах,
а голова ее теряется где-то в прекраеном,
неожиданно для осени по-весеннему неж-
ном небе, по которому летят легкие, как
перья голубей, облачка. И кажется, что
башня иронически поглядывает сверху на.
временно приютившийся у ее ног Mypa-
вейниг...

Нервое, что бросается в глаза в холле
дворца Шайо, это большой плакат: «Кэ-
микал бэнк энд траст В°». Это американ-
ский банк, и одно его название говорит
0 многом. Американекое. засилье в ООН
видно во всем, и, если вы не знаете ан-
глийского языка, вам трудно будет ориен-
тироватьея во дворце Шайо. Сорок про-
центов распорядителей этой «междуна-
родной» организации — американцы. Мно-

бывшего офицера охранки Ранко-
пенные Рашковичем, служат убе-
	вича — Светозара Рашковича. Факты, приведенные гаШкобо тем, че улет 796
тительной иллюстрацией провокационной деятельности УДБ, этого гестапо
	дительной иллюстрацией
титовских фашистов, гл:
	свонной и
	фашистов, главной опоры. американо-английскои разведки в дивер.
HINHOHCKOH деятельности против стран народной демократии,
	нилей, а нозже был послан в Румынию в
	качестве «динломата”.
Главная задача этого мерзкого сборища
шиионов, провокаторов и убийц состоит в
том, чтоб устраивать провокации на гра-
ницах 60 странами народной демократии,
Для этото УДБ организовало вдоль границ
Югославии специальные базы. ° Здесь сб-
средоточено большое количество офицеров
службы информации, которые инструкти-
руют шпионов ‘и диверсантов. Только
вдоль границы © Народной республикой
Албанией УДБ организовало восемь подоб-
ных баз. Ацпарат Ранковича усиливает
свои базы и на границах с ` Болгарией,
Румынией и Венгрией.
Нровокации на границах и диверсион-
ные акты ‘организуются MUO специально
разработанным подробным планам. ПШроек-
ты этих планов, подготовленные на ‘базах
посылаются в Белград, где они и утверж-
даются. Так, в прошлом году Белградекое
центральное УДБ получила свыше 60 про-
ектов организации диверсмонных актов и
инцидентов на албанской границе. Ире:
екты были посланы атентами УДБ- майс-
pom Назимом Шаркичем и Мишей Попови-
чем, специальная задача которых состояла в
том, чтобы усилить провокационную дея-
тельность против Албанской народной
республики. Шаркич и Попович предло:
жили организовать убийство югоблавекого
пограничника с тем, чтобы создать новый
повод для разжигания шювиниетической
ненависти к злбанскому народу.
	Известно, что за последнее время уча-
стились елучаи, когда тела убитых юго-
славеких пограничников возятея е про
вокационными целями по Югославии. Фа-
шистекая титовская пресса полна лжи по
поводу так называемых инцидентов, «епро-
воцироранных» якобы пограничниками
стран народной демократии.

Для того, чтобы скрыть следы’ своих
преступлений, беззаконий и провокаций,
совершаемых ежедневно против стран на-
родной демократии, титовские клеветники
состряпали так называемую «белую кии-
гу»; которая е большим шумом была от-
правлена в ООН в качестве «обвинитель-
ного документа». Книга эта — сборник от-
четов об инеценированных процессах и
организованных провокациях, › предназна-
ченных для’ того, чтобы оклеветать стра-
ны народной демократии. Эта «белая кни-
га» была сфабрикована в. УДБ: неким Ко-
лендичем, автором многих трязных ‘ лието-
вок, сбрасываемых УДБ с югославских 6а-
молетов на территорию Албанской респуб-
лики.

Анпарат УДБ, состоящий из старых &4-
глийских ‘и американских  пиионов, яв-
ляется, по существу, филиалом служб аме-
риканской и английской о информация,
Держа в своих руках весь аппатат УДБ,
белградекие представители шинонской
службы США открыто обращаются к УДЬ
за шпионскими данными, касающимися
стран народной демократии.

Я часто был свидетедем того, заклю-
чает Рашкович, как вся служба работала
по 24 часа в сутки, разыскивая в архи-
ве данные, необходимые ‘американцам...

Таковы лить некоторые ‘факты, ` харак-
теризующие потрывную деятельность THe

TOBCKOH охранки против стран’ наролной
демократии.
	Раскрывая скобки, журнал сообщает,
что речь идет о советской Земле Франца-
Иосифа и советском острове Врангеля.
Невнятно бормоча о каких-то давних пра-
вах норвежцев на Землю Франца-Иосифа,
«Форейн афферс» обильно ‘льет крокоди-
ловы слезы но поводу того, что советские
люди не позволяют норвежцам добывать
зверя в территориальных водах CCCP.
Нодобные же абсурдные претензии на’ Зем-
лю Франца-Иосифа имели хождение в Нор-
вегии примерно 20 лет’ назад.  Организато-
ром этой кампании был в ту пору ке км
иной, как тогдашний военный министр
Норвегии Квислинг. Несколько’ лет. назад
норвежекие патриоты повесили” предателя
Квислинга. И вот теперь его дело BOCkpe-
шает «Форейн афферс».

Кстати, провокаторам из «Dopeiin ad-
Ферс» следует заглянуть в комплект с0б-
ственного журнала. В октябре 1925’ года
журнал высказывался за сектеральный
	принцип и указывал, что право на’ влале-,
	ние оемлей Франца-Иосифа принадлежит
России. Как лихо меняет американский
официоз свои позиции, елва только других
ветром подуло с Уодл-етрита!

Не лишено интереса @ще` одно выска-
зывание «Форейн афферс». По словам
журнала, в «Финмарке, северной провия-
ции Норвегии, ныне существует нездоре-
вый фатализм», Оказывается, жители
Финмаркл не могут забыть, что каждый
дом злесь сметен отетупавшей терманской
армией, ‘А русские, изгонявшие гитлеров-
цев, вели себя хоропю и оставили по себе
добрую иамять.

Откровения вашингтонских лжентльме-
HOB невольно проливают евет на причины
гнуеной кампании по разрушению клал-
бищ советских воинов в Северной Норве-
гии, Видимо, все меры хороши, лишь бы
вырвать Из сердца норвежцев память о
русских друзьях.

Сделать это невозможно. Симпатии про-
стых людей на стороне советского. народа,
который, не щадя жизни, боролся за 0е-
вобождение Норвегии.
	— Вскоре после. опубликования  1е30-
люции Информбюро «0 положении зв Rox-
мунистической партии  Югоелавии», —
пишет Рашкович, —я был повышен в
чине и переведен в одно из отделений
УДБ в ‚Белграде. Здесь я имел возмоя;-
ность убедиться в том, как велика про-
пасть между  сладенькими заявлениями
Тито в прессе и по радио о «мирной по-
литике», 0 «независимой» политике ти-
товцев по отношению к англо-американ-
‘кому иИмиериализму, 6 одной стороны, и
действительной преступной деятельностью
банды Тито-—Ранковича, с лругой.
	Для того, чтобы лучше выполнять роль,
предназначенную им англо-американским
империализмом, — роль ударной трунны
против стран народной демократии, — ти-
товцы,— как сообщает  Рашкович,— co-
здали крупный шпионский и диверсион-
ный аппарат, специализирующийея в
своей деятельности но каждой из стран
народной демократии. УДБ разделено на
так называемые «рефераты» (отделы)
HO странам народной демократии. Автор
записок работал в «реферате», за-
нимающемся Албанской республикой. Py-
ководетво этими «рефератами» доверено
близким Ранковичу людям,  закоренелым
предателям югославского народа и между-
народного рабочего движения, убийцам са-
мого низкого пошиба, старым атентам мо-
нархической полиции, гестано, английской
и американской службы шиионажа.

Так, «рефератами» стран народной де-
мократии руководили такие люди, Kak
агент англо-американского империализма
Маке Раче, один из 150 провокаторов. и
агентов, завербованных тестано после их
разоблачения в связи с подрывной дея-
тельностью во время войны В Непании;
как Едо Брайник, который во время вой-
ны был членом так называемой «белой
твардии» Словении и сотрудничал со
словенскими квислингами, работая `одно-
временно агентом гестапо; как. Ранко Зец,
помощник Брайника, занимавшийся шии-
онской деятельностью в качестве члена
югославской. миссии в Бухаресте.
	Руководитель «реферата» Албании, не-
кий Светислав Томич, был завербован ге-
‘стапо и полицией болгарекого короля Бо-
риса из среды узников болгарской охран-
ки. Он стал провокатором, и в результате
из антифашистских борцов, заключенных
вместе в. ним, почти ни один не осталея
в живых. Носле войны Светиелав Томич
осуществлял связь между титовцами и
болгарскими военнымн престунниками, ко-
терых  белградекая клика использовала в
борьбе против болгарского народа.

Другой преступник, майор Воя Бал-
джич руководит. «рефератом» Польекой 1
Чехословацкой республик. Его руки оба-
грены ‘кровью многих и многих коммуни-
стов и патриотов из Тимочка  Крайна,
преданных им в лапы гитлеровцев в 1943
году. Этот кровавый палач был послан
титовцами в качестве дипломата в Румы-
нию с заданием развернуть там шнион-
скую и подрывную . деятельность. После
разоблачения он был изгнан. из Румынии.
	«Реферат» Румынской народной рес-
публики работал под руководством капи-
тана Франце Кавчича, который  неодно-
кратно выполнял поручения УДБ за гра-
	горняки на Шпицбергене — это люди
призывного возраста: явление, будто
бы не типичное для горняцких поселений,

Журнал нагло утверждает, что русских
на Шпицбергене втрое больше, чем нор-
вежцев, что шахты непродуктивны, а 061
ем. строительства не. соответствует разме-
рам возможной добычи угля. Понимая. что
поверить всей этой чепухе довольно.
трудно, журнал оговаривается: «Может
быть, многое преувеличено». Однако. это
не мешает ему развязно заявлять: «Руе-
ские могут захватить Штинбертен в любое
утро перед завтраком».

Так «Форейн афферс» из кожи лезет,
стараясь вбить клин между Норвегией и
Советским Союзом. } ‘

Шпицберген действительно нужен ‘аме-
риканским хищникам для милитариетских
целей. «Полярные стратеги» США не
скрывают того, что’ для них очень важно
иметь там базы, находящиеся поблизости
от Советского Союза. Через эту северную
землю военные самолеты США то и дело
совершают  беспосадочные перелеты по
маршруту Аляска — Норвегия. В районе
Шпицбергена проводятся военно-морские
маневры, да и сам Шпицберген в послед-
ние годы наводнен американо-английскими
«туристами» разного рода: недавно в Бер-
гене для них даже был издан красочный
альбом-путеводитель по Шинцбергену на
английском языке.

Но официозу государственного лепарта-
мента мало одного Птицбергена. Попутно
он рьяно обрушивается на принцин раз-
граничения владений в Полярном бассейне
по секторам. Этот принцин принят всеми
государствами, в том числе и США, одна-
KO, по уверению журнала, он не только
абсурден, но представляет собой  «emecn
недальновидности и глупости». Тут же
выясняется причина негодования вашинг-
тонских джентльменов: оказывается, стра-
ны, соблюдающие секторальный принцип,
«сохраняют для себя те земли, которые

другие нации могли бы использовать». Вот
в чем дело!
		Bee меры предосторожности приняты,
но все же сторонники мира проникают в
помещение ООН. Одной молодой францу-
женке удалось вручить А. Я. Вышин-
скому живого голубя. Событие это произ-
вело большое впечатление. Во всех газе-
тах был напечатан снимок: птица мира в
руках Улыбающегося представителя Co-
ветекого Союза, страны, которая находит-
ся в первых рядах великой армии бор-
цов за мир. Блестящие, сильные, постро-
енные на неопровержимых фактах, речн
тлавы советской делегации вызвали ог-
ромный отклик. Даже некоторые газеты
американского блока вынуждены  при-
знать, что «лучший оратор 0ОН» говорит
с убедительной силой.

«Единство» американских ‘сателлитов
начинает давать трещины под воздейетвием
воли народов к миру. 06 этом евидетель-
ствуют многочисленные примеры. Вот
одно ‘маленькое происшествие:  одинна-
дцать из двадцати  латино-американских
представителей обещали американцам го-
лосовать за чилийского делегата, их кан-
дилата в Совет Безопасности. Но вдруг
делегат Сальвадора потребовал, чтобы
голосование было тайным — таким obpa-
		I EEE Се

30м было легче: не ‘сдержать данного ane-
	риканцам обещания и провалить канди-
	датуру чилийца. Последний в полном
бешенстве’ покинул зал.

Хотя во. дворце Майо поджигатели
	войны и ограждены от общественного мне-
ния, они все’ же услышали голое фран-
цузского народа. Правительство Франции
запретило демонстрацию патриотов, кото-
рые решили протестовать против приезда
в Париж боннского «канцлера»` Аденауз-
ра. Ни зверские атаки полиции, ни избие-
ния, ни восемьсот произведенных в TOT
день арестов не могли остановить демон-
странтов. В тот‘день от гневного голоса
парижских патриотов сотрясались хруп-
кие стены временного помещения ООН...
	ПАРИЖ, 30 ноября (По телеграфу)
	Шпицбергене в разгар ‘военной `интервен-
ции против Советской России. Coorser-
CTREHHO антисоветским планам американо-
английских империалистов в 1920 тоду
в Париже был решен и шпицбергенский
вопрос. ‘Архипелаг (включая принадлежа-
щий России 0. Медвежий) без согласия
	россии был передан, под суверенитет Нор-
вегии. .
	Не только общественные круги, но и
правительство Норвегин отдавало себе от-
чет, что выработанная в Париже конвен-
ция без участия России ничего не. стоит.
Эта конвенция была представлена на ут-
Берждение норвежского стортинга (парла-
мента) лишь в 1924 году, когда Советский
Союз после установления дипломатических
отношений е Норвегией coraacnaca при-
знать ее суверенитет над Шницбергеном.
	При этом Советский Союз вовсе не
отказывался от своих прав и интересов
на архинелаге, в частности — от исполь-
зования природных богатств, открытых
русскими учеными и геологами и принал-
лежащих СССР. Еще в 30-е годы СССР,
с согласия норвежекого правительства и
в точном соответетвии с условиями Па-
рижской конвенции, организовал на тер-
ритории Шпицбергена первоклассные
угольные предприятия. Созданные здесь
рудники снабжали углем северные райо-
ны СССР и советский морской флот на
Севере.
	Бее это не ‘секрет для «Форейн аф-
ферс». Ему пришлось признать, что Со-
ветская Россия имела вполне обоснован-
ные мотивы для создания угольных шахт
на Шпицбергене. Но журнал тут же «разъ-
ACHACT»: это, мол, относится к прошлому,
донодлинно известно, что позднее  Совет-
ский Союз открыл богатые утольные_ ме-
сторожления в Арктике и ч710  экономи-
	ческая целесообразность разработки шахт
на Шпицбергене отпала (?!).
	Чувствуя крайнюю °шаткость своих
«экономических изысканий», автор статьи
переходит к открытой провокация. Он ут-
верждает, ‘что советские рудники на Шпиц-
бергене (0 которых, кстати сказать, He
раз упоминала советекая. печать) якобы
	«Фо-
русские
	засекречены.

пинберген м вашингтонение откровения
		объявила своей собственностью многие
угольные месторождения, открытые пред-
ставителями других стран. 0 таких захва-
тах гневно писал Фритьоф Нансен: «Мне
кажется просто смешным, что люди, ни-
когда раньше. не бывавшие на Шницберге-
не, воображают, будто достаточно, когда
им вдруг взбредет в голову стать владель-
цами крупных земельных участков на Ce-
	‘вере, взять с собой лодку, нагруженную
	досками с надписями и вдобавок с фаль-
шивыми датами, да приколотить эти до-
ски к столбам. установленным. на берегу,
чтобы получить права и преимущества
перед другими людьми, которые здесь жи-
ли и трудились, быть может, уже тогда,

когда этих захватчиков еще и на свете
не было».
	Нет в статье упоминания и о том, что
в 1910—1912 гг. три наиболее заинтере-
сованных государства — Швеция, Hoyne-
гия и Россия наметили основы статуса
Шницбергена. На обсуждение междунарох-
ной конференции в Христиании (0ело) в
мае 1914 года был вынесен проект,
предложенный норвежекой стороной. Пэ
этому проекту контроль над Шницберге-
ном передавалея комиссии из предетавите-
лей Норвегии, России и Швеции, которые
поочередно должны были выполнять функ-
ции’ председателя.

Соглашение тормозила провокационная

позиция двух делегаций — германской и
американской. Делегация кайзеровской

„Германии всячески пыталась протащить
	в состав комиссии по управлению Шлиц-
бергеном своего представителя. Амери-

Канская делегация, не возражая против
	передачи вопроса 09 законности земельных
захватов на Шпицбергене в международ-
ный третейский суд, в то же время не
признавала этого принцина... в отноше-
нии заявок, зарегистрированных в при-
сутетвенных местах США...

Начавшаяся первая мировая война окон-
чательно сорвала международное соглаше-
ние.
	Руководители Антанты вепомнили 0
	лями Норвегии. Нопирая- международные   Ред.) вытеснены были: норвежекимн охот-
	никами, которые ‘убивали многих русских
Н захватывали их добычу».
	Отлично известно, что становые избы
русских зверобоев, смелых мореходов с бе-
регов Белого моря и Мурмана были раз-
бросаны по всему архипелагу, вплоть до
самых. северных фиордов, еще в’ те време-
на, когда никто другой не решалел се-
литься или хотя бы зимовать в этой стра-
не ледников. Норвежский исследователь
полярных стран Кейлхау относит, напри-
мер, первые посещения русскими Шииц-
бертена к ХШ веку. Известна датирован-
ная 1556 годом дарственная грамота Ива-
на У Печенгскому монастырю на бес-
понлинный ввоз жира со Шиицбергена. В
конце ХУГ века, когла голландец Bapery
официально «открыл» Шлицберген. до
7.500 русских судов и свыше 30 тысяч
промышленников-зверобоев. занималось мор-
ским промыслом в Ледовитом океане, в том
чиеле и на Груманте.
	Что касается норвежцев: то они впер-
вые зимовали на Шницбергене в 1795 гл-
ду. Любопытно; что эта зимовка енаряжа-
	лась при участии русского  кормщика,
знатока Груманта. с

Проявляя недюжинную «осведомлен-
ность» 0 событиях лавно прошедших
	времен, «Форейн афферс» замалчивает де-
ла, не только более близкие по времени,
но. и более важные. Так, например, в про-
странной статье нет ни слова о том, что
в начале ХХ века различные предприим-
чивые дельцы, в первую очередь амери-
канекие пытались сделать богатетва
	Шиинбергена предметом бессовестных спе-
куляций. Еще в 1906 году бостлонекая тех-
	ническая фирма Джона ФЛонгьира заняла
на Шпицбергене огромную территорию и
	Фотлашения и национальные интересы сво-
ей страны, норвежекое правительство нз-
Давно покорно преподнеело острова `Штиц-
бергена и Медвежий американскому глав-
нокомандующему тах называемого Северо-
атлантического морского района. За долла-
ры американцы кунили не только совесть
‘министров, но и право бесконтрольно х9-
зяйничать на чужой земле, превратить ее
в плапдарм агресеии против CCCP.
	этим официальным актом узаконено то,
чт8 уже давно осуществляется `явочным
порядком. Еще в августе 1949 года «Нью-
Йорк тайме» напечатала сообщение из
Лонтьира (Шшинберген)” о том; ° что ` нор-
вежцы направляют на’ Шпицберген «ле-
тающие лодки» и эсминцы,  составаяют
подробные карты островов для размещения
вбенных азродромов.
	Кто же толкает Норвегию на пагубный
путь, не совместимый с ‘добрососедекими_
отношениями между народами? Несомненно,
`заокеанские империалисты. Это. подтвер-
ждает напечатанная в органе государет-
венного ‘департамента ‘США — журнале’
‘ «Форейн афферс» злобная антисоветская.
статья о «самой северной’ границе. Евро-:
ны»—пицбергене. Статья натравливает.
норвежцев на Советскую страну, провоци-.
рует нарушение международных соглалйе-
ний. Для этих грязных целей ` фальсифи-
’ируетея история, извращенно предетав-
ляются интересы СССР на Шпицбергене.

Ссылаясь на никому неведомые «н®-
	‚давние исследования», журнал во. что вы
то Ни стало CHAMTCH доказать, что нор-
	°вежды еще в ХУГ веке первыми пришли
° на ‘эту землю:

‘ Правда, «Форейн афферс» сквозь‘ зубы
пелит признание, что остатки русских по-
		М. ЧЕРНЕНКО,
Г. АГРАНАТ
		селений. сохранились ‘на „Шпицбергене и.
поныне. Но... «в ХХ веке‘они (русские. —
				А. АНАСТАСЬЕВ, Н. АТАРОВ,
В. КОРОТЕЕВ, В. КОСОЛАПОВ,
ИН, Б. РЮРИКОВ (зам. главного

и искусства — К 4:02-29 К 4.01 38
	издательство — К 4-11-68. Коммутатор —— К 5-00-00.

Главный редактор К. СИМОНОВ.
Редакционная коллегия В АГ
	с чобасиоввая коллегия: Б._ АГАПОВ,
H. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК.
	А. КРИВИЦКИЙ, Л. ЛЕОНОВ, Н. ПОГОЛ
	редактора).
	разделы: литературы
	(Со смехотворно зловещим видом
рейн аффере» указывает. что

ы Адрес‘ редакции и издательства: Москва 51, Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:
внутренней жизни — К 4-08-89, К 4-72-88, международной жизни —К 4-03-48, науки — Б 3-27-54, отдел информа
	К 4-72-88, международной жизни —К 4-95-45, науки —Б 3-27-54, отдел информа!

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площаль, 5.

секретариат —K 4-04-62; разделы:
ции — К 4-08-69, писем — К 0-75-23,

——«,—зз,зЗ,,——=———а.Щ
	«Литературная газета» выходит три раза в
неделю: по вторникам, четвергам и субботам