завтра—ЛДень Сталинской Конституция
	Да здравствует гениальный творец
Конституции побелившего сопиализма,

вождь и учитель советского народа
великий Сталин!
	ны произошли в жизни
Решицы?

Вопрое на вид про-
стой, понятный, a Kak
	ные песни звенят и в залах с высокими
окнами, и в аллеях парка, какой веселый
детский говор и смех не умолкает ни
днем, ни вечером.
	Вто скажет, что жизнБ этого шумного
дворца нам незнакома? Ведь все, что тут
делается, пришло сюда из советских Двор-
цов пионеров. А дети — всюду дети,
они—наша радость и надежда. А рожден-
ная творческим трудом радость рабочих
Решипы — это же родная сестра нашей
радости. А откуда явилось у мастера Му-
цулеску желание изобретать? От наших
новаторов производства Быкова или Рос-
сийского.

Еще один пример из тысячи. В Восточ-
ных Карпатах, на реке Бистрице, строится
гидроэлектростанция имени В. И. Ленина.
Она — первенец пятилетки, так сказать,
румынская Днепрогэе. Мощность ее 210
тысяч киловатт — такой  гидроцентрали
Румыния не знала. р

Проект гидростанции смел и прост. Гор-
ную реку Бистрицу в стремнине двух
скал пересекает плотина высотою в сто
метров. Левее в. горе роется тоннель. В
турбинам вода поступит, пройля сквозь
пятикилометровую гору. И пойдет вода
уже не из реки Бистрицы, а из моря. Во-
лею людей в горах рождается море—пусть
оно. будет Варпатеким морем.

Откуда этот смелый проект, над реше
нием которого сейчас трудятся тысячи лю-
	‚дей’ Откуда ‹ пришла мысль‘ о плотине,
	тоннеле, море? От нас — от советеких.лю-
дей. Невольно вспоминаются наши плоти-
НЫ — И Те, что уже построены, и те, что
строятся; вспоминаются море Московское,
море Цимлянское...
	Нет, не счесть знакомых примет, уви-
денных в Румынии. А Румыния-то не 0д-
на на свете. И другие государства Евро-
пы и Азии строят у себя социализм, и
строители охотно пользуются проверенным
жизнью опытом советских людей. Нынче
Советский Союз представляет собой неис-
черпаемую «клаловую опыта». Оттого и
легче строить и итти вперед тем наролам,
которые идут дорогой Советского Союза.
Легче потому, что есть, у кого поучиться,
есть, на что посмотреть, есть, к чему при-
мерять, есть, с чем сравнить. А характер
У советского народа сталинский — он
щедр на помощь, оттого и двери «клало-
	вой опыта» широко открыты лля веех
	людей. кто своими руками строит на зем-
ле мир ‘и счастье.
	БУХАРЕСТ
	СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
			143 (2861)
	Вторник, 4 декабря 1951 г.
			Цена 40 коп.
			От самых первых дней...
	топить наши мечты о свободе. Издеватель-
ствами, пытками, лагерями смерти и по-
вальными  расстрелами они надеялись
сломить нашу волю и подавить любовь к
родной советской земле. И когда ничего У
них не вышло, разгромленные Красной
Армией интервенты позорно удрали во-
свояси.

‚ Будучи в Лондоне, я пытался узнать:
‚поняли ли англичане что-нибудь из проис-
шедшего? И убедилея, что в так называе-
мом «культурном» обществе, за небольшим
исключением, царила все та же мерзкая,
гнусная ложь, культивировалаеь всякого
рода клевета на Советскую Россию. Министр
иностранных дел, бывший вице-король
Индии, прославившийся среди индусов
своей жестокостью, — представитель родо-
вой аристократии, — призывал Англию к
новой интервенции. Английская реакци-
онная печать высказывалась за немедлен-
ный разрыв всякого. рода сношений с (0-
ветами. Некоторые даже требовали немед-
ленного выступления королевской эскадры
опять к Архангельску. В мае 1923 года
Лондон жил так, словно опять начиналась
война. А между тем наш народ, наша пар-
тия, наше правительство проявляли не-
преклонную волю к миру.

В то время, когда наша молодая страна
готовилась к новым, большим историче-
ским мирным делам, в Москву приехала
первзя американская рабочая делегация.
Эта были годы, предшествовавшие первой
сталинской пятилетее.
	Товарищ Слалин на приеме делегации
сказал.
	«Мы ведем политику мира и мы го-
товы подписать с буржуазными государст-
вами пакты о взаимном ненападении. Мы
ведем политику мира и мы готовы итти на
соглашение насчет разоружения. вплоть до
полного уничтожения постоянных армий,
© чем мы заявляли перед всем миром еще
на Генуэзской конференции».

Шли годы. Советская Россия мужала и
крепла. Величайшие завоевания социа-
лизма были подытожены золотыми слова-
ми Сталинской Конституции.  Человече-
ство увидело в статьях Основного Закона
Советского государства свое мирное счаст-
ливое будущее, увидело, что такое подлин-
ная демократия, подлинная свобода.

Но дельцы и кондотьеры империализма,
залитые с головы до ног человеческой
кровью, продолжали вынашивать новую
кровавую мечту: раздавить социализм,
нанести поражение его родине — стране
	Советов. С этой мечтой они ложили до
	наших дней.

‹ В. Потедамеком лворпе до сих пор стоит
круглый ‹тол, за которым сидели предета-
вители великих держав. Здесь были вы-
работаны государствами — участниками
Потедамской конференции — те принци-
пы. на основании которых должны были
быть урегулированы послевоенные отно-
шения.

Флажки США и Англии висят и поныне
в Потедамеком дворце, как паглядный
укор правительствам этих государств. Пре-
apes, как клочок бумаги, Потсдамскую
декларацию, гангстеры от международной
	  ПОЛИТИКИ, не считаясь ни с чем, сделали
	обыденные дела: жизнь
людей в новом коллек-
тивном хозяйстве. Стихи ®_
его воспевают жизнь.

Да, и это было, и это
пережито. Я невольно вспомнил, как с
Путиловского завода пришел к нам на Ву-
бань первый трактор, и возвестил он сво-
ей песней радость коллективного труда. И
	тогда, вот “Tar же,

как этот румынский.
	Думитру, я и сеял пшеницу, ий слагал сти-
хи © только что рожденном колхозе.
Вечером в Бухаресте я посетил литерз-
турную школу Союза румынских писате-
лей. В ней учатся дети рабочих, крестьян
и трудовой интеллигенцин. В стенах быв-
шего боярского особняка растут и форми-
руются таланты булущих писателей, по-
этов, драматургов. Школа еще очень мо-
лола — ей пошел всего лишь второй год.
Да, было и это. И опять хочется свз-
зать: я это пережил. Вепомнилось, как я
поступил в Литературный институт имели
Горького. Тогда наш Литературный инсти-

тут, так же ка сейчас румынская Лите-
ратурная школа, существовал всего лишь

второй год.
„.Мы едем мимо будущей волной маги-

страли — канала Дунай — Черное море.
Влизок день. когда из Дуная не в обход,
не изгибом в виде огромной подковы, а нз-
прямик через гористые степа поплывут в
	Черное море корабли.

Новой дорогой они пройдут 70 километ-
ров и этим сократят свой теперешний путь
более чем на 200 километров. Но не толь-
ко в эфом значение. будущей водной доро-
ги. На засушливые поля придет долго-
жланная влага и принесет она людям
счастье. Будут здесь и цвести сады с ви-
ноградниками и зеленеть огородные плав-
тации, .

S79 — близкое булущее. Мы же—виле-
	тели настоящего. ‘Вид его красив и вели-
чественев. На суглинистой  серо-бурой,
	выжженной солнпем долине развернулись
строительные работы. На многокилометро-
вой трассе румыны претворяют в Жизнь
		пятилетки.

Всюду — бараки, курится дымок из
труб. белеют занавески на окнах, у шШи-
роко распахнутых дверей сгружают из
автомашины железные кровати и човень-
кие матрацы; всюлу — склалы, строитель-
ные материалы, полъездные железнодорож-
ные пути, шоссейные дороги; всюлу —
люли. автомашины, тракторы. экскавато-
	oe ee

ры, бульдозеры, скреперы. Рядом с тачкой,
носилками или лопатой вгрызается в 0б-
	Мне выпало на долю счастье уча-
ствовать в работах Третьей Всесоюзной
конференции сторонников мира. Эта кон-
ференция — одно из бесчисленных прояв-
лений великой демократии нашего госу-
дарства. Непреклонная воля советского
народа к миру и созиданию, высказанная
с 060б0й силой на конференции сторонни-
ков мира, последовательно осуществляет-
ся политикой Советского правительства.
Так было всегда! Так всегда будет!
	Память подсказывает минувшее. Лу-
чи осеннего солнца пронизывают белый
сверкающий колонный зал Смольного.
	Идет 2-Й съезд Советов. Ленин и Сталин
рувоводят съездом. Негде упасть яблоку.
Рабочие, крестьяне, матросы, солдаты...

Настроение радостное и торжественное.
Только что принят съездом исторический
декрет о мире, написанный Лениным при
ближайшем участии Сталина.

На этом заседании было создано первое
в мире  рабоче-крестьянское правитель-
ство, И слово «мир» стало первым его сло-

вом, С той поры вот уже тридцать четыре.

года неустанно борется наша великая стра-
на 3а ТО, чтобы никогда не было захват-
нических войн, чтобы никогда народы
ура не истребляли друг. друга.

Лепин учил, что «вся наша политика и
пропаганда напразлена отнюдь не к тому,
чтобы втравливать народы в войну, а что-
бы положить конец войне».

Но дельцы Уолл-стрита и Сити наме-
мены были говорить с нами языком пушек.
Они организовали военный поход против
нашей страны, кровавую интервенцию
	против нашего народа. Они разжигали
тажданскую войну, они субсилировали
«правительства» Чайковского и Миллера,
Юденича и Врангеля, Колчака и Деники-
па, Они намеревались раздробить Росеию
на спотманлатные» куски и превратить ее
в колонию. Они надеялись тем самым за-
душить революцию, подорвать разрастаю-
щееся на Западе революционнюе движение.

Мы помним эти походы Антанты. Неза-
бываемые, тяжкие для нашего нарола го-
лы, Но мы помним и тот необычайный
подъем духа в те суровые хни, когда в
боях с наглым и дерзким врагом вакаля=
лась мололая Красная Армия, защитница
мликих прав народа, сражавшегося 33
мир.

Уже тогда шел свет с Востока. Это
понимали многие смелые и честные умы
мира. Это повимал и пролетариат Европы,
протестуя горячо и непреклонно против
попыток поработить Советскую Россию.
Походы Америки и ее сателлитов кончи-
лись, как известно, полным. разгромом
интервентов и белогвардейцев. Они была
биты,

В 1923 году я побывал в Лондоне.
Ветречаясь с разными люльми, я невольно
вспоминал 9 днях англо-американской ив-
трвенции. Все было еще очень свежо в
пауяти. Лощеные воякм, высадившиеся
creppa в Мурманске, затем в Архапнгель-
ском порту, прошлись огнем и мечом по
нашему чулесному северному краю. Они
ограбили его на миллиард рублей золотом,
сожгли деревни и города, расхитили на-
ши леса. в море крови намеревались по-
	В РУМЫНИЙ наша делегация, прибыв-
‚ Шая на месячнию советско-румынской
дружбы, провела месяц. Мы ездили по стра-
не, встречались со многими людьми, беседо-
вали 060 всем п запросто. У нас были и
время и возможность поближе познако-
миться с жизнью республики и увилеть
ве то. что является характерной особен-
ностью сегодняшней Румынии. Веюду,
ме нам пришлось побывать, уже видны
всходы социализма, и на этих еще очень
свежих ростках и росточках лежат хоро-
що знакомые нам приметы. Те пути-до-
роги, по которым идет румынский народ,
нами давно пройдены, и пережитое теперь
как бы заново воскрешается в памяти.
	Мы проезжали полями Румынии, и мне
почему-то вспомнились красочные осенние
дни в верховьях Кубани, хутора и стани-
цы, какими они были четверть века назад.
Вепомнилось все это потому. что увидел
я давно забытые единоличные посевы.
Кругом лежала серо-желтая, чужая и не-
приветливая степь. Тело ее рассечено ме-
жми, и лежат по ней ленточки поло-
сочки — мои и чужие. Худая, горбатая от
старости лошаль тянет плужок. Нет, это
не борозда, а чуть приметный след чер-
неет по стерне. По борозле-парапине илет
пахарь, угрюмый и суровый, полный т0-
ски взгляд его как бы говорит: мое, и как
мне на тяжело на этой полосочке, но она
моя и я все стерплю.

Да, все ото когда-то было у нае. Были

н» полях заплаты-полосочки, были плуж-
	КИ И холили за этими плужками пахари
	с тоской во взгляде.

И было другое, то, что ныне есть и В
Румынии. Мы видим тут же, среди едино-
личных хозяйств, по соседству с межами-
границами, лежат, как острова в Море,
Земли коллективных хозяйств. Здесь «мое»
уже значительно отошло назад, потесни-
106ь и уступило место «нашему». Исчез-
1Н межи и образовалось широкое поле.
земля рыхлая — никогда так глубоко не
пахали ее и никогда так гладко не рас-
чесывали железной бороной. Просторной
дорогой идут дисковые сеялки. Их тянут
не горбатые лошади, а тракторы. Все
здесь молодое и новое — люди, сеялки,
тракторы, поля.

Меня познакомили с сеяльщиком по
иуени Думитру. Это был стройный, бело-
головый. в вихрастым чубом парень лет
	SMES Ag Oe Oe С

ceunaanatH. Переводчик сказал, что Ду-

MOT geet не только сеять на общест-
р TOs eM ae amore. 0 qe
	венном поле. но и слагать стихи.
	же? Что волнует этого белоголового One
шу? Оказывается, его волнуют простые и
	за последние годы все для того, чтобы

оживить гитлеризм в новой форме.

В Нью-Йорке некий мистер Кренкшоу,
философ «трумэнизма», выпустил кни-
гу, рекомендующую Америке и Англии «по-
ложить весь земной шар в мешок и жить
в роскоши за счет награбленного». <(о-
стояние войны является более желатель-
ным, чем состояние мира», — развязно
поучает разбойничья пресса Уолл-стрита.

Нависает угроз» новой войны. Но
война не неизбежна. «Нет, — сказал
товарищ Сталин. — По крайней мере в
настоящее время ее нельзя считать неиз-
бежной»:

Народные массы всех стран земного ша-
ра видят в Советском Союзе залог счастья
для всего человечества, видят в его лице
образ будущего, истинный и непоколеби-
MEI оплот мира. Мысли всех честных лю-
дей обращены в Москве. Основным содер-
жанием международной жизни является
сейчас борьба народных масе за всеобщую
безопасность. За мир во всем мире — вот
лозунг лагеря демократии и социализма.
Советский Союз — передовой ero огряд.
Сотни миллионов подписей народов под 0б-
ращением о заключении Пакта Мира —
факт огромного значения.

Интервенты превращают корейские го-
рода в зону пустыни, несут смерть. Мы
пустыню Вара-Кумы превращаем в цвету-
щий сад и цветущие города. Те самые чер-
ные пески, где некогда капля воды была
дороже золота, где яйцо можно сварить,
положив его на песок, — эти самые пески
в недалеком будущем станут благоухаю-
щими, плодоносными, явятея одной из
крупных продовольственных и хлопковых
баз нашего государства. Мы напоими наши
пустыни водой в такой мере, в какой об
этом никто не мечтал даже в легендах,
ибо только советские люди осуществляют
то, о чем не помышляли даже самые
‚ неудержимые мечтатели.

Я говорю о Кара-Кумах не только как
о строительном объекте. Зная о том, что
происходит сейчас на великих стройках,
испытываешь волнующую гордость за свое
отечество.

На Третьей Всесоюзной конференции
сторонников мира строители и экскава-
торщики, нефтяники, шахтеры, транспорт-
ники, кузнецы, сталевары, колхозники и
ученые, юноши, `девушки и старики —
все, как один, говорили о мире, говорили о
своем труде. Эти выступления звучали
песней труда, гимном труду и миру.

«Мы решили объявить 1952 год — го-
дом вахты мира...». «Атомщики вопят; &
мы работаем. Они пугают, а мы налегаем
на труд...». «Нет на земле такой силы, ко-
торая одолела бы нашу советскую силу в
ее борьбе за правое дело...» Вот голоса
советских людей.

В Колонном зале Дома союзов на алом
бархатном занавесе, между портретами
Ленина и Сталина ярко горели сталинские
слова: «Мы стоим за мир и отстаиваем

дело мира»!
	Мы отетоим дело мира! Порукой тому
	вся история нашего Советского государ-
ства от самых его первых дней.
	Николай НИКИТИН
				IHAKOMbIEC

приметы
	рыв экскаватор, высоко
подымая свой черный,
засвыпанный пылью хо-
бот; рядом с грабарями
на олнолошадных брич-
	> думал: все это было

. и все это есть у нас,
5АЕВСКИЙ ТОлько в значительно
		больших размерах. Ёеть
Волго-Дон. есть Сталин-
	на него ответить?

Слишком много родилось перемен, и рас-

сказать о них в двух-трех словах невоз-
можно.

— Для меня новое — моя жизнь, —

сказал рабочий Мошко Ион. — Я и ‘мои
	родители были людьми бездомными. sine
	льем нам служила ли0о пещера, либо угол
	в холодном бараке. Теперь я получил
квартиру в новом доме. И какая это квар-
тира! Три комнаты, кухня, ванная, цент-
ральное отопление. Перемена очень на-
глядная...

— Квартира — не главное, — сказал
мастер Мупулеску, человек пожилой, е се-
Zoi головой и спокойными задумчивыми
глазами. — Для меня перемена в том, что
я могу свободно думать... Не смотрите на
меня удивленно. Поясню. Пример простой.
Вы все знаете, что на заводе я применил
в дело восемь рационализатореких предло-
жений. Они в’два раза ‘облегчили труд ра-
бочих и дали экономии в год более пяти
миллионов лей. И мне говорят: молодец
Муцулеску, думай, изобретай — благодар-
ность тебе от народа. Помню, как при Ео-
ролевском режиме я тоже возмечтал облег-
чить труд нашего же брата — рабочего.
06 этом узнал инженер — доверенное ли-
це хозяина завода. Обругал он меня не-
пристойными словами и сказал: Мупу-
леску, ты выбрось из головы дурацкие
илеи — думать. Думать — обязанность ин-
женеров, а твоя — работать. А теперь я.
и работаю, и думаю, и изобретаю — вот
она какая перемена в Решипе...

...В одном из районов Бухареста раски-
нулся тенистый парк. Общая его площаль
около тридцати гектаров. Широкие аллеи
легли вдоль и поперек. Старые ветвистые
деревья укрыли землю густой тенью. Парк
опоясан высокой изгородью, и в глубине
его выступает из кущи деревьев высокое
белое здание.

Не так давно и тенистый парк, a Gexoe
злание принадлежали королю. Это был
еще один двореп короля, а сколько ax
расставлено по румынской земле! Ho ко-
роля. как известно, не стало, а белое зда-
ние в просторном парке не перестало на-
зываться дворпом, только это уже—Лво-
реп юных пионеров.

Дети Бухареста получили этот подарок
не так давно, а посмотрите. как быстро и
как удобно разместились новые беспокой-
ные хозяева в бывших королевских хоро-
мах, Послушайте, какие звонкие и радост-
	ках ползают, мягко погружаясь в землю,   градгидрострой. Было это на стройке Не-
	мощные я удивительно нроворные скре-
перы. И тут же, на высоком откосе, бе-
лые, в рост человека, буквы: «Спасибо
Сталину за машины». Слова видны изда-
лека, они как бы встают над людьми и
машинами, над уже заметным руслом ка-
нала. ,

На пути канала — гора из твердой по-
роды. Ее разрушают динамитом — гремят
по каналу взрывы, напоминая орудийные
залпы. В разрубленной скале, как в уще-
лье, стоят экскаваторы. С помощью тол-
стых цепей они подымают  камни-глыбы
размером с бричку, грузят их на платфор-
мы, а затем эти камни увозят. к морю
на сооружение дамбы.

В нашему приезду гора была рассечена,
как пилой, надвое, и в ее разрезе хорошо
было видно озеро Судгёл. На его отлогом
берегу стоят корпуса будущей теплоэлек-
тропентрали. Здание еще в лесах— сквозь
белую дошатую сетку выступают красные
кирпичные стены.

На стройке много молодежи. Куда ни
посмотри, веюду увидишь молодпеватого
парня или девушку в рабочей спецовке.
Оказывается. стройка эта не обычная —
работает здесь’ румынская молодежь. И
сам этот факт показался мне и знакомым,
и радостным — и в нем были те же хо-
рошо знакомые нам приметы.

Во мне подошел худощавый юноша лет
двадцати, смуглолипый, с голубыми глаза-
ми, ветер с озера играл его взлохмачен-
ным чубом. Это был Эмил Юхаз — секре-
тарь союза трудящейся молодежи. на етрой-
ке. Во взгляде его Te же знакомые мне
яскорки — душевная взволнованность каб
бы выплескивалась через края.

— У нас тут народ смелый, решитель-
ный, — говорит юноша и не может удер-
жать улыбку. — Есть горение серлпа...

«Есть горение серлпа», — как же зна-
комы мне и слова, и те мысли, которые в
них вложены. Мысленно я увилел совет-
ских юношей и девушек — это от них
пришло и сюда, на берега Дуная, святое
горение серлпа.

Св стороны озера видна Панорама
стройка, и, глядя на знакомую картину, я
	винномысского канала, и мне показалось,
будто я опять отошел назад. и увидел то,
что давно пережил и перечувствовал; буд-
то я стоял не на берегу Судгёла, а на об-
рыве возле Кубани. Йбо так вот и у нас
было: взрывали скалы, строили электро-
станцию, и были на стройке юноши, чем-
то похожие на Юхаза; были смелые де-
вушки, которые взволнованно говорили о
стройке, а на их смуглых от солнца ли-
цах играла гордая улыбка.

Й вепомнилась мне беседа в Союзе ру-
мынских писателей. Речь шла 0 том, как
найти и как показать в романах, в ноэмах
и повестях положительного героя. Этот
разговор. был вызван жизнью: в стране ро-
дилея новый человек — герой своего вре-
мени. Он живет всюду — на полях моло-
дых коллективов, на фабриках, на строи-
тельстве гидроэлектростанции имени
Ленина, на заводе в Решице, на трассе
будущего канала; и мне понятно и знакомо
беспокойство румынских литераторов, их
желание итти в ногу с жизнью.

„..Утром поезд прибыл в Решицу. Город-
завод стоит в живописном ущелье. Тесно
корпусам и домам между гор. Они жмутся
друг к другу. Улица города, се магазинами,
детскими садами, школами, кинотеатрами
теряется в заволских корпусах. Сперва
трудно понять, где же здесь, собственно,
завод, а гле город. Над горами лениво ды-
мятся трубы, курятся доменные печи, &
вокруг этого отчетливо выраженного ин-
дустриального пейзажа полымаются горы,
поросптие. релкими кустарниками, —повею-
ду лежат на них яркие краски осени.

Над ущельем еизой пеленой висит дым
и плывет привычный заводской тшум—то
лязг железа, то гудки паровозов, то звон
стали, то грохот подъемных крапов. Восем-
налиать тысяч рабочих живут в Решипе,
A спросите любого из них. кем он был,
когда в этом ушелье  хозяйничали англи-
чапе, и он скажет: рабом.

Теперь они, рабочие, — хозяева всего.
Вот они сидят в библиотечном зале. Раз-
говаривают с приехавшим из Бухареста
журналистом. Журналиста интересует, ка-
залось бы. простой вопрос: какие переме-