Краски
	НА СТРОИКАХ КОММУНИЗМА

инуть, сбереженные и потерянные
	Oo
К. ЛАПИН.
	специальный норреспондент
«Литературной газеты»
		Мы тут намерены принять некоторые ме-
ры. налалим все.
	Но почему нулито ждать так долго, це-
лых два месяца? Ведь есть вещи, кото-
рые можно исправить и за два дня, и 3a
два часа, если взяться, как следует. Пока
же получается, что у Старостина на нро-
филактику — осмотр бульдозера, смазку
его, мелкий ремонт, — как правило, ухо-
дит два с половиной часа вместо часа два-
дцати минут по инструкции.
	ще значительнее потери времени велед-
ствие плохой организации работ. Вот, за-
правив машину, Старостин подъезжает к
конторе и бежит к прорабу.

— Какой приказ на сегодня?

— Езжай к экскаватору, там. для тебя
найдется дело.
	— А какос дело, товарищ Игнатовский?
А то. ведь у нас иногда случается — до
экскаватора километра четыре с гаком, я
прокатаюсь туда-сюда, & работы окажется
всего на полчаса, — Он кладет тяжелую
ладонь на бумаги, лежащие перед Игна-
товским, чтобы привлечь внимание
прораба. — Мне давай на смену тысячу
кубиков. на меныцее не согласен!
	Нрбраб называет другой объект. И х0-
тя эта работа больше устраивает Старо-
стина, из конторы он выходит недоволь-
ный: у него рождается ощущение, Что у
начальства нет точного плана, никто не
думает, как наиболее рационально исполь-
зовать бульдозер, не заботится о том, что-
бы каждая минута рабочего времени была
заполнена до отказа.
	Недавно на перемычке состоялась Tex-
ническая конференция. Она была посвя-
щена вопросам повышения  производи-
тельности механизмов. Главный механик
Худяков подробно и интересно  рас-
сказал о Цимлянском  гидроузле, на ко-
тором он нелавно побывал в командиров-
ке с группой «куйбышевцев». Сообщение
0 том, что на «Цимле» экскаваторщики
имеют полугодовой план и изо дня в день,
из месяца в месяц перевыполняют его,
вызвало всеобщее оживление. Посыпались
	‚реплики.
	В луче прожектора пляшут снежинки,
в открытую дверь кабины задувает колю-
чий ветер, но Борисе Старостин скинул
промасленный ватник: ему жарко. Цакло-
нившись вперед, держа руки на рычагах
управления бульдозера, оно напряженно
емотрит под отвал с ножом, который тол-
кает перед собой кубометра четыре ‚песка.
Энатный бульдозерист Куйбышевгидростроя
похож, пожалуй, на рулевого с букеирно-
го катера. Сходство тупоносого, бульдозера
с буксиром, плывущим по неспокойной
воде, усиливается тем, что снежок успел
припорошить се одного края кучи песка, и
теперь они стали похожи на застывшие
седые гребни волн, а ровная, белая в лу-
че прожектора дорожка, которая тянется
за бульдозером, напоминает пенный след.

Машина с таким необычным для слуха
названием — бульдозер — простой. гусе-
ничный трактор, оборулованный  толкаю-
щей штангой, в которой прикреплен от-
вал с ножом. Приводная двухбарабанная
лебедка на блоках поднимает или  опу-
скает трехметровый нож, заставляя его вы-
полнять ту или иную работу: планиро-
вать землю, снимать растительный слой,
расчищать дороги.

Сегодняшняя работа Бориса Старостина
на первый взглад несложна и однообраз-
на: гоняй себе с места на место кучи пес-
Ka, вынутого из карьера ковшами экска-
ваторов и разбросанного самосвалами по
Beet площади перемычки. Но, хотя Старо-
стин и имеет почти пятилетний стаж
бульдозериста, оп не поленится перед на-
чалом смены обойти весь участок, посмот-
реть, откуда лучше начать «ход», опре-
делить. куда ведет уклон, подумать, как
удобнее «гнать» грунт. Потерянные Ha
разведку минуты окупятся тройной oR
номией времени в процессе работы.

Кажетеля на первый взгляд, что буль-
до5ер далжен непременно  «споткнуться»
на кучах песка; у новичков это так и
бывает: их машина похожа на поровието-
го быка, который то и дело «бодает» зем-
лю. Большой опыт, понимание работы,
как творчества, привели к тому, что Ста-
ростин чувствует нужную отметку на
площадке почти физически, словно гусе-
ницы трактора — подошвы его ног, а ры-
чати — продолжение рук. Поэтому-то его
«Д-157» идет плавно, дорожка сзади тя-
нется ровная, ее не нужно еще гладить и
утюжить, возвращаясь по нескольку раз.
Богда видишь зоркие немигающие глаза,
устремленные в темноту, прядь волос, на-
линшую на потный л0б,— понимаешь це-

ну плавнсго непрерывного хода машины.

Борис Старостин умеет ‘ценить каж-
дую минуту рабочего времени. Пробив
траншеи среди песчаных конусов, он рав-
няет борозды, оставшиеся по бокам 20~
рожки и, опустив нож вниз до отказа,
утюжит задним ходом всею площадь. Холо-
стых пробегов у него получается мало.
‘Старостин работает, как шутят его това-
рищи, сверх существующих скоростей —
«потихоньку на пятой».

Вот и окончен рабочий день. Старо-
стин  окидывает взглядом  перемычку..
«Бак футбольное поле», — отмечает про.
себя 28-летний бульдозериет, все лето ув-
лекавшийся футболом. Следующие града-
ции качества работы у него: «асфальт»,
потом наивысшая — «паркет».
	После работы, в ожидании первого
утреннего автобуса, Старостин производит
быстрый подечет выработки. Сегодня он
не потерял почти ни одной минуты рабо-
чего времени. По самым скромным пред-
положениям, он за смену переместил 1600
	кубометров грунта. Это почти четыре нор-
мы. Еще на несколько сантиметров подня-
		ПРОВОДА
НАД ВОЛГОЙ
	КУЙБЫШЕВ. (Наш корр.). В районе
будущего судоходного шлюза, Куйбышев-
ского гидроузла через всю лесистую пой-
му до самой реки идет широкая просека.
На ней стоят массивные опоры только что
сооруженной высоковольтной линии.
	Линия будет питать энергиёй наземные
и пловучие электромеханизмы и машины,
работающие на сооружении котлована и
других объектов Куйбышевской ГЭС. Про-
	кладка линии началась еше весной. Han-
	более трудным был переход через Волгу.
Прелстояло перебросить провода на рас-
стояние почти полутора километров и на-
весить их над `рекой так, чтобы они не
мешали речному двйжению. Эту работу
выполнил трест «Стальмонтаж». На обоих
берегах Волги сооружены четыре сталь-
ные опоры высотой в 48 метра,.

По реке уже шло осеннее «сало», по-
том начался ледостав. Но монтажники не
прерывали работ. Они закрепляли конец
провода на одной из правобережных ме-
таллических опор и, разматывая  кабель-
ную катушку, метр за метром пересекали
льды. Путь через Волгу прокладывал ле-
докол «Иван Сусанин». Провод ложился
на речное дно, и погом с помошью трак-
тора его поднимали на  левобережную
опору.

вот все пять проводов соединены!

Электромонтажники одержали крупную
победу, в короткий срок навесив провода
над Волгой.

НА СНИМКЕ: элентромонтажники М. Ива-
нов (слева) и Н. Попов собирают натяжную
	гирлянду изоляторов.
PAAHAY р Фото М. КЛИМЕНКОВА
	$ ®

„Угрюм-река“
	на оперной сцене
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.): Государст-
венный академический Малый оперный
театр показал новую работу — оперу ком-
позитора Д. Френкеля «Угрюм-река» по од-
ноименному роману В. Шишкова.

Мысль о создании оперы по Мотивам
«Угрюм-реки» возникла еще в 1940 году.
В. а а успел написать либретто почти
всего первого действия. Война прервала
работу над оперой, и когда спустя пять
лет она возобновилась, В. Шишкова уже
не было в живых. Композитор заканчивал
оперу в содружестве с поэтом С. Островым.

«Угрюм-река» поставлена лауреатом Ста-
линской премии А. Соколовым. Дирижиро-
вал Э. Грикуров. Художник Д, Попов, хор-
мейстеры Е. `Лебедев и А. Мурин.

В первом представлении партию рабоче-
го Фаркова пел артист И. Пичугин, боль-
шевика Федорова — артист Г. Ольшевский,
Анфисы — заслуженная артистка республи-
ки В. Овчаренко, Дарьи—артистка Ф. Рат-
нер, деда Данилы — Н. Бутягин;, Ильи Со-
хатых—Н. Чесноков, пристава — заслужен-
ный артист республики В. Райков. Партию
Прохора Громова исполнял молодой певец,
аспирант Ленинградской консерватории
Н. Кривуля.

Новая постановка театра тепло принята
зрителями.
		Александр БУБНОВ
		жовозо Узбекистана
	В Москве, в залах Академии художеств,
с 19 ноября демонстрируются работы ху-
дожников Узбекистана.
	  Жанровую сценку «На русле 5зб0я»,
  написанную несколько  эекизно,  п0-
казал на выставке изобразительного ис-
вусства Узбекистана молодой художник
Н. Вузыбаев. Эта картина, как и боль-
шияство произведений, представленных на
этой выставке. показывает, что художни-
; RA Узбекистана идут в ногу с временем,
Ия своим творчеством на новые
ярления нашей советской жизни.
	Окуляр теодолита направлен вдоль вы-
сохшего русла Узбоя. Белесый молодой
изыскатель склонился к прибору, он про-
сто и естественно указывает вперед рукой
‘стоящему рядом узбеку. В сухую и безвод-
‚ную пустыню выехали люди, чтобы вету-
ПИТЬ В борьбу с суровой приролой, - чтобы
‘покорить Эту безводную местность, где
лежат на сухом, горячем, сыпучем песке
‘ящики и тюки, стоят и лежат верблюды.
Здесь только что раскинули свой лагерь
и принялись за труд советские люди —
покорители пустынь, строители великого
Туркменского канала.

Главной своей задачей узбекские ху-
дожники поставили показать самую боль-
шую драгоценноеть своей республики — ее
людей. Страна вырастила нового челове-
ка — просвещенного и’ устремленного в
будущее. И сколько глаз — живых, 3з0р-
ких, пытливых -— глядят на нас Cc порт-

ретов, выставленных узбекскими худож-
никами!
	Тут в первую очередь хочется отметить
написанный А. Аблуллаевым портрет Ге-
pos Социалистического Труда Назарали
Ниязова. Это не только точное, но и 0б-
разное изображение человека. С кетменем
на плече, но-хозяйски етоит он среди
поля: все в нем естественно и неприну-
жденно, он истинный мастер земледелия и

творец всех богатых плодов колхозной
земли.
	Портрет Хамзы Хаким-зале, написанный
А. Абдуллаевым, также интересен тон-
кой и вдумчивой характеристикой замеча-
тельного писателя; он выразителен в
композиции, хотя и несколько черноват
по цвету.
	Мололой художник В. Размахов показал
три портрета. В его работах есть извест-
ное мастерство, но иногда он забывает,
Что в живописи надо более смело и YBe-
ренно использовать цвет, избегая унылой
однотонной гаммы.
	На выставке много портретов знатных
люлей Узбекистана. Большинство порт-
ретов ‘не просто изображает определенное
лицо — художники стремятся выявить
характер героя в его трудовой обстановке.
	Ь сожалению, ‘успехи, достигнутые в
области индивидуального портрета, не ска-
зались в тех композипионных произведе-
ниях, где люди даны в определенных от-
ношениях, в действиях. Даже взяв для
своих картин’ большие и волнующие со-
бытия, художники не находят изобрази-
тельных средетв для их воплощения.
	Bor, например, ‘художник, 0. Татевосян
представил два огромных полотна. Боль-
ие  многофигурное — полотно «Прием
И. В. Сталиным колхозников-хлопкоробов
Узбекистана в 1935 году»  воспроизво-
дит один из важнейших моментов в жизни
узбекского народа. Тема эта близка и ло-
рога каждому советскому человеку, но
картина не достигла в полной мере своей
цели, так как художник не сумел выра-
зять всего величия этого события. Автор
излишне распестрил и негармонично рас-
цветил картину — она выглядит раскра-
шенной. Вредит ей и слабый рисунок не-
которых фигур.

Вторая большая картина того же авто-
	ра «Сбор винограда» елаба по рисунку и
невыразительна по Композиции, Такое
большое полотно обязывает показать в
первую очередь человека с его настро-
ниями и чаяниями. Он, человек, хозяин
природы. А у 0. Татевосяна люди тольке
статисты, а главным оказывается пестро-
та виноградных листьев, «живописные
пятна» халатов и национальных костю-
MOB.
Работы художника В. Уфимцева «Пар-
тизанская», «На хирмане», «Сирень»
свежи по живописи, но. недостаточно про-
думаны в своей сюжетной основе. Позы,
движения, жесты персонажей в этих
картинах случайны. Люди ие участвуют
в действии картины, & кав бы позируют.
Рольнюй интерее вызывают работы Yps-
ла Тансыкбаева. Его произведения занимз-
ют почти целый зал. Это опытный и ин-
тересный мастер пейзажа. Он не просто
пишет евою родную природу, он хочет по-
казать ее в наиболее красивом и вырази-
	тельном состоянии, выбирает для изобра-
зония того или иного мотива наиболее
	выгодное время года и дня. Каждое из его
полотен поэтично. Возьмем, например,
пейзаж «На Туркменский канал!». По го-
рячей и сеумрачной песчаной пустыне
идет колонна мощных тракторов. Й поз-
тическая прелесть картины — в передаче
победного марша машин, как торжества
человека над. природой. ‘Эта  поэтич-
ность — сильная сторона произведений
	Тансыкбаева. Но, на мой взгляд, есть у
него и большие. чисто живописные сла-
	бости. В большинстве своих вещей ок
злоупотребляет условным, не подемотрен-
ным в жизни цветом. Это тянет его к
известной слащавости и к ненужным эф-
фектам. Избегни Тансыкбаев этой услов-
ности, подкрепи он натурой свои цвето-
вые решения —и его вещи приобретут
большую убедительность и силу.
	Картина большого мастера П. Бенькова
«Подруги», при всей своей, может быть,
несколько ‘излишне широкой манере
цисьма и некоторой декоративности, брыз-
жет радостью, светом и оптимизмом.
	На высоком профессиональном уровне
слеланы многие произведения графики.
Таковы, например, рисунки В. Кедрина из
серии «Старый Ташкент», иллюстрации
В. Вайдалова к народному эпосу и к pe
изведениям современных узбекских писа-
телей,

Из представленной па выставке скулы
туры хотелось бы прежде всего назвать
скульптуру А. Иванова «Звеньевая». Jr
очень красивая и поэтичная вещь. Изо-
бражена молодая красивая девушка-узбеч-
ка с хлопком в руках. Это—новый человек,
a He та бесправная узбечка, которую 3a-
крывали паранджой от постороннего взгля-
да, которая не была вольна в своей судь-
бе и жизни! Теперь она смело глядит
в будущее и сама строит его своими ру-
ками.

А какое раздолье глазу, сколько незабы-
ваемых впечатлений оставляет зал народ-
ного творчества! Мы видим здесь узорные
ковры работы узбекских мастеров. кото-
рые всегда славились рисупками и подбо-
ром цветов: видим тонкую резьбу. узбек-
ских орнаментов, изящные вышизки, кра-
сиво и разнообразно расписанную посуду.
Все это горит, цветет, ласкает глаз.
	Быставка хуложников Узбекистана и
мастеров пародного творчества убедитель-
Но показывает. как быстро и стремительно
растет узбекское изобразительное искус-
ство, встав на путь сопиалистического
реализма, на путь служения своей Родине
и народу. Есть у хуложников Узбекистана
все условия и возможности для лдостиже-
ния вершин изобразительного искусства:
чтобы Использовать эти великолепные
возможности, необходимо лишь настойчиво
повышать, совершенствовать мастеретво.
	лась насыпь благодаря его усилиям. цаж-
ый лень бы таЕ!..
	Но каждый день так не получается:
слишком много драгоценных рабочих ми-
нут Старостина — и не только его одно-
го! — расходуется зря, без пользы для
дела. И эта зряшняя потеря минут начи-
нается еше до начала. работы.
	B район шлюза рабочих доставляют ав-
тобусы. Расписание движения составлено
с учетом начала и окончания смен, строи-
телям выданы снениальные талоны Ha
проезд, словом, все сделано для того, что-
бы люди не опаздывали, не теряли нопу-
сту дорогое рабочее время. Но автобусы то
запаздывают, то неожиданно проекакива-
ют мимо остановки, никого не посадив.
Рабочие нервничают, приходят на’ оетанов-
ку заранее, чтобы «захватить» места в ма-
шине.
	Осмотрев мотор, заменив облабевшутю
гайку штанги, Борис Старостин ‘энергично
ведет бульдозер на заправку. И каждый
раз у него портится настроение, котла он
въезжает во двор заправочной базы. Строи-
тели получили новую, совершенную оте-
чественную технику. А заправочная база,
обслуживающая эту технику, совсем He
устроена. У забора, перед горящими полень-
ями, присел на корточки человек и греет
в закопченном ведре дизельное масло. Это
скрепериет, один из братьев Харитоновых.

— Чайку попить захотел? — кричит
Старостин.

Скреперист досадливо плюет в огонь.
— Не до чаю. Сижу вот уже четверть
часа. ь . :
	Пооливая дизтопливо, бульдозерист ka-
рабкается по скользким тракам на свою
машину, чтобы залить горючее в бак.
Мерзнут на хололе руки, скользит нога.
	— И чего было бы проше — колонку
поставить, шлангом заправляться, — он
смотрит на свои испачканные руки ий
спрашивает девушку-заправщицу: — Кон-
цы привезли, Аня?

Девушка только взлыхает:
	— Где тут концы найдешь? Сколько
раз просила...
	Можно ли найти «концы» на стройке?
Разумеется. Можно найти и механические
колонки для заправки горючим, которые

лежат без дела на складе, и многое дру-
гое. :
	Можно найти и другие «концы» — те,
что сходятся в руках главного механика
комсомольского строительного района
Худякова и его работников, в частности,
инженера Колесникова, отвечающего за
состояние техники на перемычке.
	Сколько раз говорилось о том, что к
механизмам, работающим на далеких уча-
стках, смазку и горючее нужно подво-
зить. Гонять тяжелый бульдозер за че-
тыре километра на заправку — все равно
что тащить по-пошехонски корову на
крышу только потому, что там растет ве-
леная травка. .
	«Говорилось и 0б организации филиала
ремонтной мастерской на участке шлюзов,
где уйма механизмов; 0б обеспечении ин-
струментом, запасными частями, например,
тросами для лебедки, которые особейно
часто выходят из строя. Сейчас, если лоп-
нет трос или перегорит лампа прожек-
тора, машина будет стоять до утра, так
как склад заперт.
	— Месяца через два все приведем в по-
рядок, — говорит инженер Колесников. —
	2 первом классе
	сказала учительница.-— А что такое ель
или елка?
	Пока Иванов усиленно думает, находит-
ся множество желающих ответить.

— Ну, скажи ты, Потапов.

— Ель это дерево.

— Вот правильно! Какие вы еще знае-
те деревья?
	Поднимая руки, ученики сообщают из-
вестные им породы деревьев. Когда все
вопросы оказываются исчерпанными, учи-
тельница переходит к чтению следующей
строчки стихотворения, Возникают новые
вопросы. Активность класса растет с вкаж-
дой минутой. Со всех сторон тянутея ру-
	‘RH. Важдому хочется, чтоб спросили имен-
	но его. За последней партой в среднем
ряду сидит черноволосый мальчик в голу-
	бой рубашке. Лицо его раскраснелось, гла-
за горят. При каждом вопросе он вскаки-
вает и изо` всех сил вытягивает руку
кверху. Ему кажется, что учительница не
видит его из-за сидящих впереди учени-
ков. Не опуская руки, он мечется из сто-
роны в сторону и чуть не вываливается
из-за парты. Учительница же, как на-
рочно, спрашивает кого-нибудь другого, и
он каждый раз е отчаянием плюхается на
место. В его глазах появляетея спокойное
разочарование человека, привыкшего к
мысли, что ему не везет в жизни. И
вдруг... О счастье! Учительница спросила
его. Бойко ответив, он салится на свое
место е гордым видом победителя.
	Наконец, стихотворение прочитано. Учи-
тельница велит достать тетради и выни-
сать из стихотворения названия предметов,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Все достают тетрадки и начинают писать.
У ребят возникает целый ряд недоразу-
мений, с которыми они обращатотся друг
5 другу и в учительнице. Одному кажет-
ся, что надо выписать слово «растет»,
потому что можно сказать: «Вто растет?».
Другому кажется, что влово «лом» не на-
	до выписывать, потому что пельзя ека-
зать: «Ито дом?».
	Мое внимание привлекает ученик, си-
дящий в крайнем ряду у окна за послед-
ней партой. Он сидит один, без пары. Я
его уже давно заметил, еще когда читали
стихотворение и учительница задавала во-
просы. Он сидел тихо, положив ручонки
перед собой на парту, жмурился. словно
	котенок на солнышке, спокойно погляды*
	— Нотому и перевыполняют, что зада-
ние четковё.
	полдня Wiaha
	— 5 нас часто и на
нет.
	——= Не ценим мы минуту рабочую...
	Строители шлюза знают цену времени,
они спешат насыпать перемычку до на-
чала таяния снегов, чтобы обезопасить
площадку, на которой будет строиться
нижний шлюз, от весеннего паводка; здесь
он нередко достигает такой силы, что этот
высокий откос соединяется ¢ дальними Жи-
гулями сплошным морем полой воды. Вот
почему лучитих стахановцев участка воз-
мущатт появившиеся у иных инертность,
примиренческое отношение к потеранным
	минутам, к недовыполнению плана.
	Борие СОтаретин не принадлежит к
тем, кто опустил руки. Это беспокойный,
деловитый человек, в нем много энергии
и жажды работать и совершенствоватьея.
	И все же с некоторого времени первый
бульдозерист комсомольского  стройрайона
цачал хуже работать. Произошло это по-
тому, что сбереженные им на работе с та-
BUM трулом минуты транжирилиеь и на
заправку, и в поездке на работу. и во вре-
мя частых непроизводительных перебросок
механизмов е объекта на объект. :
	А ведь минуты, сбереженные бульдозе-
ристом Старостиным и его товарищами,
приближают срок окончания работ на ве-
ликой стройке коммунизма. Это следовало
бы написать метровыми буквами на всех
щитах и досках объявлений строительства.
06 этом следубт помнить каждуто минуту.
	КУИБЫШЕВГИДРОСТРОЙ
	ЗАМЕТКИ
ПИСАТЕЛЯ
		Он посмотрел на меня, полуоткрыв рот,
виновато улыбнулея и принялея списы-
вать с доски упражнения на дом. В трех-
значных числах номеров задач он запу-
тался, и я стал. помогать ему. Малыш
пристально вглядывалсея в цифры, напи-
ванные на доске, и все равно делал ошиб-
BH.

— Тебе, наверно, плохо видно отсю-
447 — спросил я. ,

— Плохо.

— А ты бы попросил учительницу,
чт0б6 она пересадила тебя поближе.

— Он — отстающий, — сказал мне
мальчик в голубой рубашке, который так
старательно прыгал, когда  учительнииа
задавала вопросы.

— Что же такого, что отстающий? —
спросил я.

— Он на второй год останется.

— Что ты, на второй год! — удивился
я.— Еще до конца года далеко. Он успеет
исправиться. А вы бы помогли ему. Раз-
ве у вас товарищи не помогают друг
хругу?

— Почему не помогают? Мы занимаем-
ся с отетающиии,

— Как же вы занимаетесь?

— Ну, делаем вместе, что на дом за-
дано. ‘

Ребята постепенно расходились, и скоро
классе опустел. Я тоже пошел домой. «От-
стающий» не выходил у меня из головы, и
все мои мысли возвращалиеь неизменно к
нему. Он вовее не был каким-нибудь ум-
ственно отсталым ребенком, которому не
место в нормальной школе. С начала упеб-
ного года прошло лишь каких-нибудь три
месяна, з Валитин за это время научилея
читать И писать. Стихотворение он вере-
писал хорошо. не посадил в тетрали ня
одной клякеы, не измазал в чернилах
пальцы. в то время как у некоторых fo-
лее успевающих учеников чернильные
пятна были не только на руках, но и на
щеках, а один маленький остроносенький
мальчинка умудрился испачкать губы й
лаже зубы, потому что имел привычку
совать перо с чернилами в рот. Книжки и
тетради у Калитина аккуратно, лежали в
сумке: карандаш, ручил, перья — в пена-
ле. Кели ему нужно было сменить перо.
OH доставал из парты сумку, из сумки
вынимал пенал, из пенала — перо, потом
клал пенал обратно в сумку, а сумку
прятал в парту. По всем его действиям
было видно, что он аккуратный ребенок
й притом емирный, лисциплинированный.

Дома этому мальчику никто не помогает
учиться. Может быть, Родители его есчи-
	тают, что, отдав своего ребенка в школу,
они сделали все, что от них требовалось.
и не проверяют, делает ли он уроки, не
думают о том, что ему могут  потребо-
ваться какие-нибудь объяснения? В ре-
зультате Калитин отстал. Учительница же
вместо того, чтоб помочь ему, слишком
поспешно махнула на него рукой и аван-
сом оставила на второй год. Она решила.
что он досидит этот год в ее классе, а в
следующем году с ним будет заниматься
другая учительнииа. К тому времени он
подрастет, наберется побольше ума, и ему
будет легче учиться.

Но учительница не подумала о том, как
отразится на ребенке такое беецельное си-
дение в классе в качестве постороннего
наблюдателя. Думая, что для него еше
не все потеряно, он пытается учиться
как следует, но так как фактически ето
никто не учит, он учится сам. делает все
не так, получает за это двойки, теряет
уверенность в своих силах. Он. конечно.
замечает, что учительнипа относится к
нему не так, BAK к другим ученикам. у
него появляется недоверие в ней, а может
быть, и вообще к учителям. Когла же он
останется на второй год, у него уже булет
установивитаяся репутация  неспособного
ученика. Предыдущий год, провеленный в
состояний вынужденной пассивности, то-
же как-то скажется на его характере, и
он не сразу превратится в активного уче-
ника, полноценного члена школьного кол-
лектива. Новой учительнице будет гораз-
до труднее с ним. Может быть. она будет
считать, ITO B лице второгодника полу-
чила плохое наслелство. Но не сидеть же
мальчику по три года в одном классе.
Опа будет стараться подтянуть его, AO
если пе найдет правильного подхола к. не-
му, он перейлет в слелующий класс е не-
достаточными ЗНаниями. В дальнейшем
ему надоест силеть на уроках смирно. не
участвуя в жизни всего коллектива. он
начнет шалить. «oh как-нибудь раз-
влечься, учителя булут мучиться @ AHN,
й директор школы булет мучиться. и ро-
дители тоже. Тогла помочь Калитину бу-
агт грулиее, чем сейчас,

Помочь ему нужно теперь. И это не-
трудно слелать. нужно только  улелить
ему побольше внямания. Й мне даже ка-
жетея, что я вижу. как это булет слела-
по. Учительнипа, как всегла. придёт в
классе и будет залавать ребятам вопросы.
Ребята булут поднимать руки. Кажлый
будет стараться, чтоб она спросила его.
Но в это время  учительпица УВИДИТ В
углу на последней парте маленького уче-
	ника, который © любопытетвом поглялы-
вает на ребят, но зам не поднимает руки,
хотя вопрос залан самый пустячный.

«Это плохой ученик! — полумает учи-
тельница.— Ho разке плохой ученик —
это плохой человек? Он плох только
потому, что мы сами плохо учим ето,
плохо воспитываем. Неужели. не любить
его только за т0, что мы сами нанесли
ему вред?»

Й она спросит:
	— А ты, Калитин; почему не полни:
маешь руки? Неужели ты не знаешь ни
одного ‘лерева. кроме елки?

Тогда ученик ветанет и скажет:
	— Я знаю березку,
	Однажды я был на уроке в первом
классе. Вогла я пришел, ученики сидели
за партами. Учительница разговаривала о
чем-то со школьным врачом. Между ними
стоял ученик ростом со стол. В руках у
учительницы была беленькая бумажка,

которой она размахивала над головой уче-
НИКа.
	= Не знаю, где он взял эту справ-
ку, — говорила учительница. — Мать ут-
верждает, будто он был болен, а между
тем ребята видели его на улице.

Малыш задирал свою круглую стриже-
ную головенку кверху и, жмуря глаза,
следил за порханьем бумажки.

— Гле ты взял. эту справку, КВали-
тин? — спросила его учительница.

— Мама дала.

— Ну, хороню. Или, садись на место.
	Учительница отдала справку врачу и,
провожая взглядом Калитина, который пу-
тешествовал между рядами парт к евоему
месту, отрекомендовала его мне:
	— Отстающий. В школу часто прихо-
дит, не приготовив уроки. Дома никто не
следит за ним. По русскому очень отстал.
Останется на’. второй год, — заключила
она, махнув рукой.

:..Учительница велела ребятам найти в
книжках стихотворение. Ученики зашеле-

стели страницами. По классу будто про-
летел ветерок.

— Все нашли? — спросила учительни-
ца. — Галкин, читай первую строчку.
	Медленно, запинаясь на отдельных бук-
вах, как обычно читают малыши в пер-
	вом классе, Tainan прочитал первую
строчку етихотворения:
	‚ — Вль растет перед лворцом.
	— Молодец! Вто скажет, о чем здесь
говорится?
	Ноднялось несколько рук.
— Скажи, Арефьев,
— Злесь говорится о ели.
	вал то в окно, то на ребят и ничем не
обращал на себя внимание учительницы.
Это и был Калитин, которого учительница
отрекомендовала мне, как будущего второ-
годника. На его розовощекой,  безмятеж-
ной физиономии по временам блуждала
мечтательная улыбка. Трудно сказать, в
чему она относилась. Может быть, он
улыбался ответам ребят, может быть, с0б-
ственным мыслям. Он ни разу не поднял
руку, не ответил ни на один вопрос.
Учительница работала с более активными
учениками, а с нем как будто забыла. Й
он, видимо, забыл 0б учительнице и меч-
тал о чем-то своем. Теперь же, когда все
ребята стали писать, Калитин тоже достал
тетрадь и пишет. Работает он усердно.
Стараясь выводить буквы в тетрадке, он
низко наклоняется ухом к парте и чуть
ли не ложится на нее. щекой. Время от
времени он нагибается и исчезает е голо-
вой в парте, потом появляется с промо-
вашкой или резинкой в руке.
	Меня начинает ‘удивлять, что у Кали-
тина не возникает никаких вопросов. Он
ни разу не обратилея за помошью к 10-
варищам иля к учительнице. Ведь если
более успевающие ученики в трудных
	случаях прибегают к помощи учительни-
	цы, как может отстающий Валитин 06хо-
питьея без нее?
	Между тем ребята выполнили задание.
Занятия окончились, и ребята стали рас-
ходиться. Оставались тв, кто не успел
списать е доски задание на дом. Я поло-
шел к интересовавшему меня ученику,

Учительница неодобрительно взглянула в
мою сторону.
	— Вы на него не смотрите, -— сказала
она.

— Почему? — удивился я.

— Да что на него смотреть! Он — пло-
хой ученик, отстающий! — бросила, ухо-
дя. учительнила.

Но. каюсь, я не послушалея п заслянул
в тетрадку Калитина. Оказалось, Tro M4-
лыш честно трулилея. но вместо Tors,
чтобы выписать из стихотворения четы-
ре-пять слов, он проделал огрохную для
него работу: переписал все  стихотворе-
ние пеликом.

— Ч0 ж ты палелал? — сказал я
ему. — Надо было выписать только Ae
звания предметов, а ты 86 стихотворе-
ние переписал. .
	— Вот видишь, а силишь A молчишь.
Ты смотри. как другие ребята. Они всегда
поднимают руку и отвечают. Разве ты не
хочерть получить хорошую. отметку?
	—- Лочу.
	Вонечно, он хочет. Он еще це 10-
‘шел до полного равнодушия к отметкам.
И никогла не дойдет. Нет такого ученика
от первого класса A до десятого, который
был бы равнодушен к хорошим отметкам,
хотя есть такие ребята. когорые утверж-
лают, булто им это безразлично. В глу-
Save луши они этого ие думают. Даже
	взрослые люди очень любят, чгобы их
хвалили.
	Потом учительнипа пересалит его на
первую парту. поближе к своему столу.
Даст ему в товарищи хорошего ученика.
Ола лишний раз заглянет в ero тетразку,
чтобы Калитин пе иеписал нелую страни:
НУ там, где нужно написать несколько
слов. и если он выполнит на первых по-
рах задание CHOCHO, TO OHA похвалит его.
	И Валитян оценит это. Он YBHANT, что
учительница справелливая и He называет
его отсталощим, не грозит оставить ем на
второй roa. I эму булет стылно перед
ней, если он не слелает лома уроков. Он
слелает все, и как можно лучше, пусть
даже мать не напомнит ему 0б этом. по-
TOMY что оп любит свою учительнипу п
Не захочет доставлять ей огорчение,

Недавно я перечитал «Пелагогическую
поэму» А. С. Макиренко и еше линий
раз убелился, что ве какие-то особенные
пелагогиче^кие приемы, а прежде Beer
огромное чуветво любви к детям помогало
этому большому соретекому человеку и пе-
	дагогу находить правильное решение в ка-
ждом отдельном случае.
	А вель Макаренко помогал и яв такии
	сотстающим», как Калитин.
	— Правильно. Садись. Что такое ель?
Опять потянулись кверху руки.
— Скажи ты, Иванов.
	— Ель — это елка, — объяснил Ива-
нов, вставая.

— Ель иначе называется  влкой. —
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	{Г декабря 1951 г. № 144