Наука—
всюду
	НОННА ИИНИОИИНИ
	Более трех тысяч врачей и медицин-
ских сестер посетили за последний год
наленькую больницу в селе Копылово Ма-
каровского района, Киевской области. Что
привлекло их внимание к рядовой сель-
ской лечебнице?
	Коллектив Макаровской больницы по-
ставил своей целью глубоко овладеть
павловской физиологией, пронизать свою
каждодневную лечебную работу новейши-
ми достижениями отечественной науки.
Цавловские чтения, организованные в
больнице, ознакомили врачей и сестер с
наследием великого физиолога. Научный
подход обеспечил врачам-павловцам рещи-
тельный ‘успех. Заново созданный ими
больничный режим, охраняющий нерв-
ную систему больного, победа над болью,
новые приемы лечения сном показали,
что правильно понятые павловские идеи
являются прекрасным маяком для практи-
ческой медицины. В стенах районной
льницы создается сейчас пять научных
трудов, ведется большая эксперименталь-
ная работа. ra
	вол Pauelde м
В этом факте, столь danwinon для на-
ших дней, как в капле воды, отразилась
	та значительная роль, Которую заняла
наука в жизни советских  модей.
«Я думаю, — писал еще в- 1925 году
	И. В. Сталин, — что наша страна с ее ре-
волюционными навыками и традициями,
е ве борьбой против косности и застоя
мысли, представляет наиболее благоприят-
ную обстановку для расцвета наук».
Отличительная черта небывалого размаха
иеследовательской мысли в нашей стране
заключается в том, что научные инте-
ресы все больше захватывают массы тру-
дящихся, все глубже проникают в толщу
советского народа. Лаборатории и кабине-
ты исследовательских институтов  пере-
стали быть единственным местом научно-
то творчества. В научную лабораторию
превращается рабочее место стахановца,
экспериментальный участок колхозника-
опытника. Советская действительность
впервые в истории человечества создала
«новое поколение всесторонне развитых
производителей, которые понимают науч-
ные основы всего промышленного произ-
водства...», поколение, о котором восемь-
1есят лет назад мечтал Фридрих ‚Энгельс.
	Советский строй впервые развязал и
свобохил великие силы народа, вызвал
	к жизни могучую активность И веисся-

каемую творческую инициативу Macc,
освобожденных от капиталистической

эксплуатации. В этом — важнейшая при-
	чина приобщения к науке миллионов про-
етых лютей.
	(тремятельный рост технического осна-
щения требует от строителей общества
будущего непрерывного  совершенствова-
ния знаний, подлинно научного подхода к
своему труду. Каждый день к научному
творчеству приобщаются все новые сотни
и тысячи рядовых тружеников.
	Третий год успешно работает в_Ухтом-
кон районе Московской области Универ-
ситет мичуринских знаний. Его програм-
ма, основанная на учении великого Hpe-
образователя природы И. В. Мичурина,
отвечает насущным нуждам  производ-
ственной практики колхозов и совхозов
района. Более 150 слушателей — предсее-
1атели колхозов, полевсды, овощеводы, пе-
еловые бригадиры, звеньевые и дояр-
ки — собираются раз в неделю в аудито-
рии университета. Перед колхозниками
выступают крупнейшие ученье-мичурин-
цы — академики А. А. Авакян. Д.А. Дол-
rym, профессора В. Н. Столетов, А. Г.
Лорх и другие. Лекции читают также пе-
редовики сельского хозяйства, Герои Соци-
алистического Труда. Каждое новое науч-
ное достижение увлекает слушателей. Мно-
гие из них предпринимают на своих полях
проверку того, что еще не до конца раз-
ведано наукой. Такое содружество науки и
колхозного производства приносит огром-
ную пользу и практикам и развитию са-
мой мичуринской науки.

Научное ведение хозяйства давно уже
стало для большинства колхозников по-
требноетью, Вот одно из многочисленных
писем, ежедневно получаемых областкым
институтом экономики сельского  хозяй-
тва в Ростове-на-Дону:
	«Товарищ директор ияститута! Правле-
ние укрупненной сельскохозяйственной
артели имени Ворошилова  Аксайского
района просит ваш институт оказать по-
мощь колхозу в составлении пятилетнего
перспективного плана, а переловую трак-
торную бригаду № 6 Аксайской MTC сде-
	лать экспериментальной».
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Ne 146 (2864)
	ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	беседе с нашим
	корреспондентом.
	Судоходная линия
Москва—Ростов-на-Дону
	=

Новая судоходная линия Москва—Ро-
стов-на-Дону должна вступить в эксплуа-
тацию в 1952 году, как только будет за-
кончено сооружение канала Волго-Дон.
Как готовятся к этому речники? На этот
вопрос корреспондента «Литературной га-
зеты» инженер-генерал-директор речного
флота 3-го ранга А. Твердислов, замести-
тель начальника Центрального техническо-
го управления Министерства речного фло-
та СССР, сообщил:

— Подготовка ‘к эксплуатании и освое-
нию этой новой речной судоходной линии
ведется нами давно. Составляется pac-
писание движения судов по новому
водному пути, разрабатываются пассажир-
ские и грузовые тарифы. Пока сооружа-
ются для этой линии дизель-электрические
суда, между Москвой и Ростовом-на-Дону
будут временно курсировать лучшие волж-
ские парохолы и теплоходы. К навигация
они будут переоборудованы и специально
приспособлены к плаванию в новых усло-
виях (укрепляются корпуса, заново ‘отде-
лываются и меблируются внутренние по-
мещения).

Комфортабельные экспрессные —дизель-
электрические теплоходы, которые придут
им на смену, будут проходить весь путь
примерно за семь сугок, останавливаясь
лишь в наиболее крупных портах. Они
будут обладать такой крепостью корпуса,
которая позволит им выходить в Азовское
и Каспийское моря, а при некотором до-
полнительном креплении —и в Черное.

— Как будут преодолевать суда те
участки Волги, на которых строятся пло-
тины Куйбышевской и Сталинградской
станций?

— К моменту перекрытия русла Волги
будут построены шлюзы для прохода
судов. ,

— Как речные суда будут зашищены на
водохранилищах от штормовой погоды?

— На водохранилищах, в первую оче-
редь на Цимлянском, где ожидается обра-
зование больших волн, они могут укрыть-
ся в специально создаваемых  портах-
убежищах.

Касаясь устройства фарватерной обста-
новки нового волного пути, А Твердислов
подчеркнул, что она будет принципиально
новой. Указателями фарватера будут слу-
ЖИТЬ главным образом створы — ме-
‘таллические мачты высотой до 60 мет-
ров с мошными сигнальными огнями_ На
подходах к каналу со стороны Волги
устанавливаются маяки. Место прежних
бакенов займут пловучие буи озерного ти-
па. Все указатели фарватера  электрифи-
цпируются. Кроме того, на новых маги-
стралях будут широко применяться новей-
шие средства радиосвязи, которые по-
зволят судам плавать в тумане и ночью.

Развернута подготовка кадров эксплу-
атационников, которые будут управлять
всеми механизмами сооружений нового вод-
ного пути, всей электрифицированной и
автоматизированной обстановкой канала.

вится основой работы
для людей практики.
Коренной. сибиряк, Ге-
рой  Социалистического
Труда А. Куклин, пред-

) седатель колхоза «Союз
строителей», более хеся-
ти лет изучает на полях

своего волх0за BHA
ние различных удобрений нз урожай зер-
новых культур. Его насыщенный огром-
ным экспериментальным ‘материалом до-
клал получил высокую оценку ученых
из Западносибирского филнала Академии
наук СССР. Биологический институт из-
брал его членом своего ученого совета.
Сейчас председатель колхоза готовит дис-
сертацию на соискание ученой степени
кандидата сельскохозяйственных наук.
	Куклин далеко не одинок. Среди уче-
ных корреспонлентов того же Биологиче-
	ского института -— агрономы  КВоваленко
и Лисовская, председатель колхоза Ша-
дрин. Лесоводам Западной Сибири хо-
рошо известно имя талантливого кол-
хозника-опытника  ЁВругляка. Ero co
веты  номогли ученым решить DAI
	сложных проблем степного лесоразведения.
А полевод колхоза «Заветы Ильича» Те-
рентий Мальцев? Его деятельность уче-
ного-экспериментатора известна далеко’ за
пределами Курганской области. Разрабо-
танный им оригинальный агрономический
метод, учитывающий климатические и
почвенные особенности края, преобразует
сейчас сельское хозяйство всего Зауралья.
Артель «Заветы Ильича» постановлением
правительетва превращена в  иссле-
довательское учреждение — Шадринскую
опытную станцию, ‘руководителем кото-
рой назначен лауреат Сталинской премии
колхозник Терентий Мальцев.
	Научное творчество масс — это то но-
вое, коммунистическое, что с каждым
днем все более явственно наблюдаем мы в
нашей повседневной жизни.
	О всенародном характере — научноге
творчества говорит также огромное коли-
чество рационализаторских предложений,
вносимых советскими людьми во все обла-
сти труда. За один только 1950: год на
промышленных предприятиях страны бы-
ло внедрено свыше 600 тысяч изобрете-
ний и рационализаторских предложений.
	Рабочий-рационализатор, рабочий-нова-
тор — труженик нового типа. Советскому
рабочему удалось, по словам академика
И. П. Павлова, соединить «голову с ру-
ками», овладеть высотамн науки.
	Успех мастера цеха микрометров завода
«Калибр» лауреата Сталинской премии
Николая Российского и его товарищей по
работе, внедривших поточный метод в
точное приборостроение, во многом зависел
именно от научного подхода к решению
производственной залачи. Самый метод,
которым руковедствовалея Николай Рос-
сийский, является научным. Анализируя
существующие условия, заглядывая впе-
рел, строго намечая путь экспериментов,
изучая результаты их и снова планируя
дальнейшее, — так идет настоящий иселе-
дователь к заранее поставленной цели.
	Наука — враг случайностей. И рабочий
Николай Российский закономерно, тверло
опираясь на научные расчеты, выводит
свой цех, а за ним — сотни пехов по всей
стране на путь повышения производи-
тельности и улучшения качества продук-

ЦИИ,
	Александр Куклин, Николай  Россий-
ский, Иван Карташов, Терентий Маль-
цев — люди именно той многомиллионной
армии «квалифицированных  специали-
стов-практиков, выросших на производ-
стве», о которых в своем докладе говорил
тов. Л.П. Берия. Великий союз заключили
они и миллионы им подобных с наукой.
И эта дружба, как говорит Л. П. Берия,
«не только способствует лучшему внедре-
нию достижений науки в производство,
но и обогащает науку опытом и творче-
ской мыслью многочисленной армии нова-
торов промышленности, транспорта и
сельского хозяйства».
	Ничего даже отдаленно похожего нет и
не может быть в странах капитала, где
главной и все подавляющей силой явля-
ются деньги, нажива. Что может стимули-
ровать научное творчество американского
рабочего, физические и умственные силы
которого высасывает потогонная система
Форла и Тейлора? Вю имя чего станет
экспериментировать фермер, чье благосо-
стояние зависит лишь от колебаний бир-
жевого курса? Еще менее способна к на-
учному созиданию современная империа-
лиетическая буржуазия. 06 антинародной
сущности буржуазной науки академик
С И. Вавилов писал:
	«Определяющим стимулом научного ис-
следования в странах капитала служат
по преимуществу корыетные интересы
имущих классов. ...Стремлением капита-
лизиа всегда было мобилизовать науку на
службу империализму, на службу завоева-
тельным задачам».

По всей необъятной шири вашей Ро-
дины кипит великая стройка. Воздвига-
ются крупнейшие в мире гидротехниче-
ские сооружения, вода и лес теснят пу-
стыню, переделывается природа целых
областей. Но среди бесчисленных чулес,
совершаемых советским строем, самое уди-
вительное -—— чудо преобразования челове-
ка. Рабочий, овладевший методом науч-
ных иселелований, колхозник, защищаю-
щий научную  диссертацию,— вот люди
эпохи наступающего коммунизма.
	ИТАЛИЮ
		Цена 40 коп.
		Н М.
		Вторник, 11 декабря 1951 г.
	ие окна
	всякий завод. И, конечно, руководители
чапаевских предприятий, шефствующих
над школой № 1, тоже озабочены вышол-
нением программы. Но. занимаясь своими
	главными, основными делами, SAB BMAACh
программой, они ни‘на секунду не забы-
вают о том, что правильная, ритмическая
работа завода обусловливается не только
соблюдением технологических процессов,
но в не меньшей степени и состоянием
массовой и воспитательной работы. А
школа рабочей молодежи занимает здесь
одно из важных мест!
	Ноходите по чапаевской школе. Побы-
вайте на уроках, на классных собраниях,
на докладах в научных кружках, на ре-
петициях художественной самолеятельно-
	сти. Вы увидите, как умело и тонко вос-.:
	питывают здесь в учащихся инициативу,
умение самостоятельно мыслить, высокую
способность в каждом маленьком, частном
событии находить связь с0 всей широкой
и многогранной жизнью страны. Пропуск
занятий немедленно  становител здесь
предметом обсуждения. И друзья по клас-
су, по цеху с пристрастием допрашивают
провинившегося товарища, выясняют, что
мешает ему посещать школу, почему. ухуд-
шилизь его отметки, чем можно ему по-
мочь. Й «родители» — начальники цехов,
руководители партийных и профеоюзных
организаций — не гости, HO постоянные
участники этих собраний.

В куйбышевской школе № 13 вы ве
увидите ничего похожего. Чем же объяс-
нить разительный контраст между этими
двумя школами?’ Чем объяснить, что на-
ряду с отличными школами, подобными
чапаевской школе № 1, существуют еще
десятки школ, ничем не отличающихся от
куйбышевекой школы № 13?
	Имеется рял правительетвенных реше-
ний, возлагающих на руководителей пред-
приятий ответственность не только за ма-
териальное обеспечение школ  (помеше-
нием, оборудованием я т. п.). но и за
создание всех необходимых условий, обес-
печивающих нормальный учебный про-
цесс. Следовательно, нет никаких объек-
тивных причин, которые могли бы оправ-
дать возмутительное пренебрежение к сво-
ей школе со стороны руководителей неко-
торых куйбышевских предприятий, Киро-
веградского медеплавильного комбината
или шахты — <«Центральной-Горняцкой»
треста «Ростовуголь».

— Нам некогда, — говорят некоторые
руковолители. Некогда, видимо,  пото-
му, что многие товарищи,  занимаю-
щие ответственные посты, не поняли
еще, какие великие и прекрасные задачи
должны решать школы рабочей молодежи,
не поняли, что дело тут вовсе не в резо-
люциях и не в пышных решениях, но в
повседневной, любовной и кропотливой,
совместной работе ео школой. Ведь речь
идет не только о столах и приборах, не
только о скамейках и реактивах, но и о
неизмеримо большем — о воспитании м0-
лодого советского человека, активного
строителя коммунизма.

Олнако есть и другие причины, мешато-
шие плодотворной работе вечерних школ.
Министерство просвещения РСФСР, раз-
рабатывая программы и методические
указания для школ рабочей молодежи, ме-
ханически переносит в них приемы и ме-
толы учебной работы из обычных школ.

В школы рабочей молодежи приходят
взрослые люди, имеющие уже какой-то
жизненный опыт, наблюдения, люди, еже-
дневно сталкивающиеся на работе с самой
передовой советской техникой. H sor to-
карю-стахановцу, электросварщику,  мон-
теру, только что отошедшим от станка, от
мощнейших моторов, в классе начинают
объяснять: «Потрите о шерсть или кожу
кусочек янтаря. и вы получите электри-
чество; а вот вти стеклянные диски с на-
клейками и кисточками — электрическая
машина».

Неужто не ясно, что при. составлении и
программа и учебников для школ рабочей
молодежи необходимо ° учитывать, что
по ним ‘будут учиться взрослые люди?
Выбор материала, последовательность и
самый характер его изложения в учебни-
ках, более широкое ознакомление с разде-
лами физики и химии — все это должно
приблизить школы рабочей молодежи к
потребностям жизни.

„Есть основания думать, что Министер-
	ство просвещения РСФСР могло бы во мно-
гом перестроить самую систему преподава-
ния в школах. рабочей. молодежи.
	Бопросами этими никто ‘еще не зани-
малея с той внимательной влумчивостью,
какой они заслуживают. До сих пор шко-
лы рабочей молодежи находятся на поло-
жении пасынка-—и у руководителей пред-
приятий, и у городских отделов народного
образования, и у Министерства просвеще-
НИЯ.

Великие и прекрасные цели, ради кото-
рых созданы эти школы, требуют к ним
	самого чуткого, заботливого и любовного
отношения.
	г. КУЙБЬПЕВ
	Светятся шжоль
	Кирилл КОСЦИНСКИИ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		В класс я попал во время диктанта. Ja
учительским столом сидела с раскрытой
КНИГОЙ молоденькая девушка.
	— Все написали’ — спросила она. ——
Продолжаем. «Все более расширяя предо
мною пределы мира, книги говорили
мне о том, как велик и прекрасен че-
ловек в стремлении к лучшему, как
много сделал он на земле и каких неве-
раятных страданий стоило это ему...» Ба-
ранов, не надо помогать соседям. Они сами
справятся!
	На последней скамье зашевелилея па-
рень с темными, живыми глазами.
	— Я не полеказываю, Елена Павловна.
Просто он не раселышал.
	Стояла напряженная тишина. Арустели
переворачиваемые страницы. Перья, опу-
скаясь в ‘чернильницы, издавали такой
звук, будто курица выклевывала из кор-
мушки зерно. Изредка слышался свистя-
щий шопот: «Точка или точка с запятой? »
И может быть, потому, что здесь сидели
	взрослые люди, может быть, потому, что
многие были старше своей учительницы,
я подумал вдруг об удивительном соответ-
ствии замечательных горьковскях слов с
тем великим и чудесным процессом, кото-
рый происходит по вечерам в доме с та-
ким простым названием: «Школа рабочей
молодежи».
	— Пишите дальше, — сказала Влена
Павловна. — «И в душе моей росло вни-
мание к человеку — ко всякому, кто бы
он ни был, скоплялось уважение к его
труду, любовь кего беспокойному духу...»

Девушка, сидевшая передо мною, тяже-
ло вздохнула. Низко склонив голову, она
писала медленно и трудно, тщательно вы-
водя каждую букву. Косички ее, сплетен-
ные на затылке кренделем, мелко дро-
жали.

За окнами виднелись яркие огни. Там
что-то гудело, ворочалось, ухало, и, будто
ранней весной, будто в первый солнечный
	‘день, журчала и всхлипывала в стоках
	отработанная на заводе вода.

Баранов не донес пера до чернильницы
ий прислушался. Лицо его стало напряжен-
ным.

—- Теперь вы не расслыптите, Саша, —
сказала Елена Павловна. — Вам никто не
будет подсказывать.

—- Не-е... — он бросил на нее быстрый
и веселый взгляд. —У нас в цехе второй
агрегат пустили. Слышите, гудит как?
Три дня стоял. 2%

— Это вы после урока расскажете... —
перебила его учительница. — Читаю весь
текст вторичио. Проверьте работы и сда-
вайте мне...

Я пряслушивалея к ее негромкому спо-
Бойному голосу и думал о том, что вот
так же горит свет и так же сидят люди в
тысячах й тысячах классов по всей на-
шей огромной стране. Может быть, в ком-
нате с окнами на Неву пишет сейчас
этот самый диктант Алексей Рябов, луч-
ший кузнец Ленинграда, лауреат Сталин-
ской премии. В Пово-Соленовеком, в по-
селке строителей Цимлянской ГЭС, одоле-
вает «электрику» беспокойный паренек,
неутомимый искатель нового, экскаватор-
щик Юра Савин. В юном Враснокамеке —
в городе бумаги, электричества, нефти —
втрызается в сложнейшие химические фор-
мулы Миша Устькачкин — бывший сол-
лат, передовой рабочий, будущий инженер.
Сколько их всюду, в каждом городе и
на каждом заводе — парней и девушек,
молодых советских рабочих, понявших,
что в нашей стране нельзя не учиться,
что только знания, только напряженная
и непрерывная учеба помогут им стать
подлинными, активными строителями ком-
мунизма!

..А в класее продолжался урок, и что-то
шептала про себя девушка, сидевшая впе-
реди меня, и попрежнему дрожали ее ко-
сички, и, конечно, Саша Баранов первым
положил. свою работу на стол. Усевшись
на место, он прислушивался к гудению,
всхлипыванию, журчанию, доносившимся
сквозь закрытое окно, и лицо у него было
светлым, счастливым. А потом прозвучал
звонок, и девушка с косичками тоже сда-
ла диктант. Елена Павловна окинула. ее
внимательным, теплым взглядом и позднее
сказала мне по секрету, будто стре-
мясь оправдать ее медлительность и свою
нескрываемую теплоту: «Лучшая моя уче-
ница. Скоро пойдет на литературный  Фа-
культет...»
	Раздольные заволжские степи, голубое
небо, медленно  плывущие облака. Ча-
паевск — маленький городок, небольшие
заволики, двухэтажное здание школы ра-
бочей молодежи № 1. Вы входите в это
здание, Входите в просторные светлые
классы и чувствуете тот особенный, поч-
ти неуловимый запах тепла и уюта, ка-
ким отличаются дома, где живут хорошие,
сердечные, добрые люди.

Я попалаю в один из классов, где си-
At? Что-то уж очень пожилые люди. Я
узнаю Василия Семеновича Калашнико-
ва — секретаря парткома. ремонтного за-
Bola, узнаю  Войцеховского — директора
		завода, узнаю  Муральяна — начальника
цеха. Неужто и они занимаютея в школе?

— У нас сегодня родительское собра-
ние, — поясняет Андрей Абрамович Бой-
пов, заведующий учебной частью, и,
видимо, заметив недоумение на моем лице,
тут же добавляет с лоброй усмешкой: —
	Совещание руководителей  шефетвующих
предприятий.
— Странный вы человек, — говорит
	Вы должны разъяснить парню, в чем де-
ло, убедить его, а вы взяли да и отру-
били: «Нереведу в такелажники!» Куда &
это годится?

В классе возникает легкий шумок, лю-
ди переглядываются, улыбаются весело от-
того, как медленно и неловко поднимается
Мурадьян, оттого, как начинает он оправ-
дываться:

— Так что ж мне делать? Директор.
школы совсем превратил меня в отпа-
героиню: дома я у Петьки в дневнике.
расписываюсь, а вв цехе мне еще два
десятка хлопцев свои табеля показывают...
Ну, уж если я за них отвечаю, так ян
спрашивать буду!

А Андрей Абрамович опять нашепты-
вает мне:

— Олин из учеников — Малыгин —пе-
рестал посещать школу. Мурадьян вызвал
его к себе: «Вы что, неучем хотите остать-
ся — лень вам или некогда?»

Родительское собрание!.. Ras хорошо
это сказано, как точно передает то забэот-
ливое, любовное отношение, какое встре-
чает к себе чапаевская школа рабочей мо-
лолежи со стороны директоров и руково-
дителей предприятий. И как непохоже это
на то, с чем пришлось мне столкнуться
в Куйбышеве, всего в полутора часах
езлы от Чапаевека.

Ралашников, поглядывая на Е
		Я не сразу нашел школу № 13. Co-
трудники Кировского районо ничего не
знали 0 ее работе. Они смогли с00б-
щить мне только почтовый адрес школы
и телефон директора. Впрочем, через ми-
нуту выяснилось, что телефон этот уже
больше года снят.

Вее же школу я разыскал. Она поме-
щалась в ветхом бараке, приютившемся
за спиной недавно отстроенного заводского
техникума. Плакат «Добро пожаловать!»
над входом, семь тесных комнатушек, за-
меняющих классы, еще более тесная учи-
тельская да чулан, в котором разместился
«химический кабинет», — вот, пожалуй, и
все. чем располагает школа, в которой по
плану 1951/52 учебного года должно за-
ниматься свыше семисот учащихся. Й
если добавить, что на эти семьсот мест
было подано осенью почти тысяча двести
заявлений, то станет совершенно ясно:
даже этот отетавший от потребности жиз-
ни план школа не может выполнить.

— Вы знаете, как мы занимаемся? —
сказал мне Бронислав Шипигин. один из
лучших стахановцев крупного завода.—3а
весь прошлый год У нас не было ни одного
практического занятия. А знаете, что мы
сделали перед экзаменами? Зина Федорова
под полой пронесла с завода баночку
кислоты. то-то еще — спирт, другие хи-
микалии... Так и занимались. Ведь это
кража, правда? .

Я ничего ‘не ответил.

— Конечно, кража, — продолжал Бро-
нислав. -— А Зинаида Александровна Пост-
никова, наша химичка, знаете, что ска-
зала? Пусть, говорит, меня судят. Я, гово-
рит; благодаря вам во всех классах хоть
издали показала основные реакции...

Удовлетворить стремление нашей рабэ-
чей молодежи к знаниям, дать ей семи-
летнее и среднее образование — какая
благородная, какая огромная. государствен-
ная задача! Эта задача требует государ-
ственного, широкого, умного подхода. Здесь
нет места крохоборству, нет места поло-
винчатым промежуточным решениям.

Когда выяснилось, что семистам уча-
щимся школы № 13 негде заниматься,
равнодушные люли из Кировского районо,
Куйбышевского гороно, руководители пред-
	приятий принялись суетиться. Пустуют
три комнаты в заводском техникуме? 3a-
пихнуть туда три класса! Свободна вече-
ром начальная школа № 2? Еще семь
классов; это не важно, что взрослому че-
ловеку просто невозможно втиснуться в
парту, за которой сидит восьмилетний ре-
бенок! Есть у вас библиотека? Что ж вы
говорите, что нехватает помещений? По-
садите туда пятьдесят человек: книги
можно свалить в угол.

Й плоды этих «забот» начали немедлен-
но сказываться. Уже выбыло из школы
пятьдесят человек. Неуклонно снижается
успеваемость.

Конечно, производственная программаЫ—
самое главное, то, чем живет и дышит
	SERNVATITEVEYDEQLYEDOGEIELITSNEYSSQEUDSECGOQQUEDOESUEE AOL UL OS TGERDSESNATANTAMMUALEC)
	Книги 1952 года
	В 1952 году Гослитиздат намечает выпу-
стить 44 миллиона экземпляров книг, Кор-
респондент «Литературной газеты» попро-
сил директора издательства А. Котова рас-
сказать о наиболее интересных изданиях.

— Одной из особенностей вашего ново-
го плана является увеличение средних ти-
ражей изданий, — сообшил А. Котов. —
Если в прошлом году средний тираж кни-
ги составлял 103 тысязи экземпляров, то
теперь он возрастет до 129 тысяч. И в
то же время возрастет общее количество
книг.

Основное: место в нашем плане занимает
русская классическая . литература. Только
произведения Н. В. Гоголя, столетие со дня
смерти которого мы’ отмечаем, будут изда-
ны тиражом около четырех миллионов
‘экземпляров. Почти все юбилейные изда-
ния, в том числе и шеститомное собрание
сочинений, будут иллюстрированы работами
лучших мастеров классической и совре-
менной графики. — Интересно издание `
«Мертвых душ» с рисунками художника
Боклевского, известного иллюстратора Го-
голя. В конце жизни он перерисовал в
специальный альбом 34 свои иллюстрации
к <Мертвым душам». Альбом считался
утерянным и сравнительно недавно npH-
обретен Гослитиздатом. Все рисунки будут
впервые воспроизведены в новом издании
«Мертвых душ».

В будушем году начнется издание вось-
митомных собраний сочинений И. А. Гон-
чарова и Глеба Успенского. Выйдет около
шестидесяти отдельных произведений рус-
ских классиков.

В план включены и собрания сочинений
	советских писателей: Вс. Вишневского,
П. Павленко, П. Бажова, И. Эренбурга,
К. Федина. Произведевия лучших совет-
	ских прозаиков выйдут в серии «Библио-
тека советского романа» и отдельными
изданиями. Поэзия представлена книгами
отдельных поэтов и большим сборником,
и совместно с Союзом совет-
ских писателей к 35-летик Великого Ок-
  TAGpA В разделе литературы народов
  CCCP: антология белорусской поэзии,
сборник осетинской литературы, книга ка-
  Золских сказок ’и лучшие романы, повести
и стихи писателей братских республик.
	— А как будет ликвидирована задол-
женность перед подписчиками по преж-
ним собраниям сочинений?

— Мы непременно завершим в  булу-
	щем году собрания сочинений А. Остров-
ского, Н. Некрасова, Н. Чернышевского и
Ал. Толстого.

Триднатитомное собрание сочинений
А. М. Горького не сможет быть за-
вершено в будущем году,—как заявил
А. Котов,— последние шесть томов выйдут

в 1953 году.
Какие произведения писателен стран

народной демократии получит советский чи-
татель? На этот вопрос А. Котов отве-
тил, что выйдут первые книги семитомного
собрания сочинений А, Ирасека, пятитом-
ного’ издания сочинений Э. Ожешко, за-
кончится издание сочинений А. Мицкевича и
Ш. Петефи. В плане: книга рассказов выдаю-
щихся китайских писателей, однотомник
произведений Лу Синя, избранные произ-
ведения Го Мо-жо, сборник болгарск”х
повестей  и рассказов, книги венгерских
сказок, румынских новелл, польской совре-
менной поэзии, поэзии демократической
Германии и многие произведения отдель-
ных писателей.

В связи со 150-летием сб Дня рождения
Виктора Гюго Гослитиздат приступает к
выпуску собрания его сочинений и издаст
двухтомник произведений писателя. В 1959
	году будут продолжены издания собраний
сочинений Бальзака, Драйзера и Нексе.

В числе отдельных изданий — однотом-
ник произведений Бомарше, иллюстриро-
ванное издание «Кола Брюньон» Р.`Ролла-
на с рисунками Е. Кибрика, избранные
произведения Золя и т. д. Выйдут том
лирики Петрарки и сборник античной ли-

рики,
		На обороте рукой директора института
помечено, что сделано в связи с письмом,
Научные сотрудники помогли колхозу с0-
ставить пятилетний план и проанализи-
ровать работу трактористов. А ранней
весной нынешнего года Аксайская MTC
получила от института подарок: научный
труд о часовом графике на тракторных
работах — обобщение опыта механизато-
ров Дона.

Земледелец-экспериментатор, хлебороб-
ученый становится типичной фигурой
колхозного села. Наука проникает во все
области человеческой деятельности, стано-
	PEUC B

ОЛЕССА. (Наш корр.). Прошло всего не-

ee wees.
	NE ely fat eat ee Re Om

сколько дней с тех пор,
ковано сообшение о ПОМОЩИ

как было опубли-
советских ор-
	ганизаций пострадавшему от нав
населению Италии.

Сегодня у одного из причалов Одесского
торгового порта стоит под погрузкой боль-
шой пароход «Тимирязев», Портальные кра-
ны опускают в его глубокие трюмы мешки

мы ее Са АТ, ор

однения
	К ЗЕЕ В. _ 9 А

с мукой. На каждом —
ка с налписью по-италь

аккуратная наклей-
янски: «Всесоюзный
	Центральный Coser Профессионе ое,
Высший

Союзов. Москва. Мука пшеничная.
	сорт. Вес 70 килограммов”.
С большим воодушевлением трудятся эки-
паж судна и рабочие. порта. В рекордно
короткий срок. они полготовили пароход
к приемке продовольственных грузов.
Команда «Тимирязева» горлится тем, что

ей доверено доставить в Италию продукты
для трудового населения, пострадавшего от

стихийного бедствия.
	Погрузка поручена лучшим стахановским
бригалам одесских портовиков. Крановщи-

ки Гоштынар и Tenyp. весовшицы-прием-
шины Босякова и Красильная, бригады

грузчиков Кондратюка и Курлюкова обя-
зались закончить погрузку на 30 часов
быстрее, чем намечено планом.

А продукты, предназначенные для Ита-
лии, все прибывают. Порт получает новые
сообщения о грузах, отправленных в Onec-
су из Москвы, Ростова, Саратова, Нико-
лаева, Днепропетровска и других городов
страны. Пройдет еше несколько дней, и
«Тимирязев», приняв в свои трюмы не-
сколько тысяч тонн продуктов, уйдет к бе-
	регам Италии.
— Зимние штормы и туманы не поме:

шают советским морякам с честью выпол-
нить почетное задание, — говорит капитан
«Тимирязева» тов. Этот рейс

ey watn

р РЕ

команда назвала рейсом дружбы и дала
“пово доставить продовольствие в Италию
	  досрочно,
	В Комитете по Сталинским премиям
в области искусства и литературы
	ние около двухсот произведении всех
жанров художественной литературы. В
их числе по прозе — 89 произведений,
по поэзии — 60. по драматургии — 21,
по критике и литературоведению — 27.

Изобразительные искусства  представ-
лены 67 работами по живописи, 43 по
	1951   скульптуре и 25 по графике. Поступило
  также 37 работ по архитектуре из 26
	городов. БВ области театрального искус-
	ства выдвинуто на соискание Сталинских
премий 47 драматических спектаклей,
11 оперных и 6 балетных. 19 произве-
	дений представляют кинематографию: 7—
художественных фильмов и 12 — доку-
ментально-хроникальных.

В обмене мнениями приняли участие:
В. Кеменов. К. Федин, 5. Лавренев,
А. Гольденвейзер, Д. Благой, С. Муканов,
М. Ибрагимов и др,
	Вчера под председательством Н. Тихо-
нова состоялось первое пленарное засе-
дание “Комитета по Сталинским премиям
в области искусства и литературы.

Н. Тихонов. Д. Шмаринов, А. Мордви-
нов. Ю. Завалекий и И. Пырьев сделали
сообщение о работах, представленных на
соискание Сталинских премий за 1951

гол.
В комитет представлено на рассмотре-