ChUA O ФОТ

eeeae Bese Ee Snuneeé

Против халтуры
и халтурщиков
	В Саратове можно наечитать более 30
	фотоателье, подвеломственных Теакомби-
нату и различным другим  организа-
ниям. Вееми этими мастерскими” ру-
	ководят люди, ничего общего не имеюццие
с фотографией. Многие из фотографов в
глаза не видели ни одной книжки по фо-
тографии и «сильны» только в стенах
своих «ателье». Заставьте их снимать в
	других условиях освещения, например на
	улице, в зале заседания, сделать «Живой»,
интересный снимок, и вы получите отказ:
Фотопортрет, с которого смотрит на Bac
живое человеческое лицо, является ред-
чайшим исключением.

На фотокарточке любого «ателье» вы
будете обязательно ‘молодым. Мальковы ий
Толетиковы — эти «фабриканты оптими-
стов», о которых писал еще Маяковский,
обязательно вас «залижут» и «загладят»,
при этом вы будете либо упираться в
рамку, либо норовить выпрытнуть из нее,
& Фотокарточка будет косая, с неопреде-
ленными полями — такая, которую просто
неприятно держать в руках. На витринах
подобных «художественных» фотографий
нередко можно увидеть человека с выпу-
ченными глазами, стоящего по команде
«смирно!» или возле стула, одной рукой
опирающегося на спинку стула, а другой
держащего, как свечу, жалкий букетик.

Не перевелись еще у нас и фотографы-
«пятиминутчики» — вульгарные Зазыва-
лы, пристраивающие в тени ларьков кол-
хозных рынков полотно с намалеванным
всалником и дыркой вместо головы,
Всуньте туда толову — и вы будете сняты
на коне, с кинжалом и в ‚папахе, да еще
на фоне Казбека.

В пионерских лагерях; детских садах,
школах, на заводах, в различных инсти-
тутах несколько раз в году производятся
массовые фотосъемки для стендов, альбо-
мов, досок почета. И очень часто, к co-
жаленитю, бывает, что эту болыную, серь-
езного общественного значения работу по-
ручают всяким халтурщикам — любите-
лям легкого заработка. Это не делает че-
CTH заказчикам. Руководители преднрия-
тий или учреждений обязаны не допуе-
кать к съемкам людей, не владеющих фо-
томастерством, не должны принимать пло-
хих, халтурных снимков. Пора понять, 97%
искусство фотографии заключается отнюдь
не только в том, чтобы «щелкать» затво-
ром аппарата.

Давно пора советской сбщественности
повести широкую и настойчивую борьбу
против халтуры и халтурщиков в фото-
деле. Надо, чтобы на фотографию обратили,
наконец, серьезное -внимание и Министер-
ство кинематографии СССР и другие ве-
домства и учреждения, связанные с искус-
ством. Фотолюбители и профессионалы-
фотографы должны найти формы поетоян-
ного обмена опытом. Нужно сделать так,
чтобы в Фотолаборатории заводов и учеб-
ных заведений, в научные экспедиции, в
государственные фотографические” мастер-
ские принимались фотографы, прошедигие
определенную квалификационную комис-
сию. которая, в свою очередь, должна ©0-
стоять из людей, знающих толк в фото-
графии. >

Необходимо организовать обучение фото-
мастерству так, чтобы опыт лучших фото-
графов стал достоянием каждого занимаю-
щегося фотографией.
	Halo дать возможность фотолюбнтелям
расти до мастеров, а для этого необходимо
шире развернуть сеть фотокружков, при-
влекать туда лучших фотографов. органи-
зовывать фотовыставки в городах и селах,
а`в городских музеях обязательно иметь
такие выставки или утолок Фото.
		‚ САРАТОВ
		ЗИМА В. ЖИУЛЯХ
	В \Мигулях зима. Нушистый снег за-
порбшил крутые склоны гор, возвытаю-
	щихся над строительной площадкой Вуй-
бышевской ГЭС, он. лежит на самой пло-
щалье,  прорезанной десятками  автомо-
бильных зорог. :
	Стала могучая Волга. Лед еще не толст,
но уже надежно покрыл русло реки.
	Но есть на Волге место, где даже де-
кабрьские морозы не в силах противо-
стоять воле советского человека-строите-
ля. Это — Отважнин плес, район котлова-
на под здание ГЭС и будущей плотины.
Волга здесь не успевает замерзнуть — ле-
докол «Иван Сусанин» и земенаряды
взламывают ледяной панцырь. На самой
середине плеса чернеет огромная, как
озеро, полынья, и ветер гонит по ней ча-
стую, мелкую волну.

Вокруг полыньи тесно встали. земле-
соеные снаряды, катера, а также паровые
копры. Гидромеханизация Куйбышевгид-
ростроя действует даже в самые жесто-
кие холода и вьюги. Это поражает лю-
дей: ведь раныше гидромеханизмы работа-
ли только до первых морозов... Поистине
творятся чудеса! Зима — такая же горя-
чая страдная нора, как и лето. В суровых
условиях зимы гидромеханизаторы пока-
зывают образцы высокой производитель-
ности труда. Видно, такова природа совет-
ского человека: чем больше трудностей,
тем сильнее его упорство, его желание
достигнуть намеченной цели.
	Ноябрьский план  гидромеханизаторы
выполнили на 110 процентов, намыв сот-
ни тысяч кубометров грунта. Не менее
успешно работают они и в декабре. Из
котлована нижнего судоходного шлюза 33
	яеделю вВынНутТо 05010 двзлпати тысяч ву-
	бометров грунта. На втозжм учаетке на-
мыто в перемычку котлована свыше соро-
ка тысяч, на третьем, где воздвигаетея
предмостная насыпь на реке Сок, — три-
дцать шесть тысяч кубометров грунта.

Сообщив эти цифры, начальник Управ-
ления гидромеханизации Василий Василье-
вач Кирин сказал:
	— До последнего времени у нас рабо-
	тали только земснаряды средней мощно-
сти, а сейчас встали в забой два наших
гиганта — «Сталинградекий-1» и «Пяти-
летка». Это машины, каких мы еще не
знали!..

На борт  земенаряда  «Сталинград-
ский-1» — огромного пловучего стально-
го сооружения — мы поднялись вместе с
начальником второго участка Управления
гидромеханизации Виктором Ивановичем
Ющенко.

«Сталипградский- 1» может, как сви-
детельствует ето технический паспорт,
подавать тысячу кубометров грунта в чае
при высоте водяного столба в восемьдесят
метров; он только что встал в забой. Под-
тягиваясь HA металлических тросах, зем-
снаряд движется к Телячьему острову.
	Десятки людей расчищают ему путь,
баграми отводя огромные глыбы  взло-
манного льда. Из верхней рубки земена-
	ряда хоропо виден высоко приполнятый
	НОБО-СОЛЕНОВСК. (Наш спец. корр.).
На Цимлянском гидроузле состоялся митинг
строителей, посвященный отчету делегата
на Третьей Всесоюзной конференции сто-
ронников мира — знатного экскаваторщика
Евгения Петровича Симака. Он рассказал
о своих встречах с представителями других
великих строек, учеными, деятелями куль-
туры, которые. горячо интересовались ходом
работ на Цимлянском гидроузле Волго-
Донского канала.

На митинге слово взял’ прораб. монтаж-
ного участка района ГЭС Иван Матвеевич
	роз. АА

oe me:

Академнк В. В. ВИНОГРАДОВ
	над Волгой песчаный, поросший . лесом
Телячий остров — в будущем году он дол-
жен исчезнуть с лица земли.

— Песку здесь ‘много, — сказал, ука-
зывая на остров, Начальник земснаряда
Иван Васильевич Носик. — Надо пола-
тать, He один Миллион кубометров.
Мы должны размыть остров и неребросить
песок на правый берег, в перемычку кот-
лована. До весны мы должны настолько
углубиться в остров, чтобы создать своего
рода затон и укрыть в нем от ледохода
земснаряд и другое хозяйство. Думаю, что
дня через два-три мы врежемсея в берег
острова.

...«Пятилетка» стоит на краю огромной
полыньи в русле Волги по ту сторону
шпунтовой стены. Эта многочерпаковая,
самоходная  землечерпательная машина

мерского тина создана коллективом старей-
шего русского  судостроительного завода
«Красное Сормово»... Сиеша доставить ма-
шину на строительство Куйбышевской ГЭ6
Jo ледостава, сормовичи отправили ее с за-
вода неотделанной, но послали с ней 140
своих рабочих — монтажников, электри-
ков, маляров. Здесь, в мигулях, они за-
канчивают внутреннюю отделку судна.
Осматривая «Пятилетву», чувствуешь,
что ее конструкторы и строители вложи-
ли немало ума и труда, чтобы команда
могла добиться высокой производительно-
CTH и вместе с тем имела хорошие
условия для отдыха. Землечерпалка осна-
щена первоклассными паровыми и элек-
трическими механизмами. Все 85 человек
команды живут в комфортабельно отде-
ланных и хорошо меблированных каютах.
«Пятилетка» ‘по своим размерам более
трандиозна; чем «Сталинградский-1», и
более сложна по оборудованию, хотя про-
изводительность ее несколько меньше —
750 кубометров грунта в чае. Это объяс-
няется тем, что «Пятилетка» предназна-
чена для выемки каменистых грунтов.

Два дня назад «Нятилетка» вошла в
забой. Ев начальник Евгений Андреевич
Добровольский и старший  багермейстер
Иосиф Павлович Арефьев стоят в верхней
рубке и наблюдают за непрерывно движу-
щимся черпаковым конвейером, который,
набирая разжиженный грунт, поступаю-
щий с волжского дна но трубам приемно-
го колодца, несет его к пульпопроводу.
  А неподалеку от зсммашины, окутанные
клубами пара, дробно стучат копры, за-
бивающие в неподатливое дно двадцати-
метровые стальные шпунтины.

Время от времени на берегу раздаются
гулкие взрывы, поднимающие в небо ры-
жие фонтаны мерзлой глины; здесь роют
котлован под здание самой большой в ми-
ре гидроэлектростанции...

Зима в Жигулях не повлияла на темпы
строительства. Ни днем, ни ночью, ни в

мороз, ни в пургу не затихает на берегах
Волги симфония великой стройки.
	НП. БОРИСОВ,
корр. «Литературной газеты»
	г. КУЙБЫШЦТЕВ. (По телефону)
	Козюра. Речь его была немногословна. Он
обернулся к мощной железобетонной гро-
маде плотины, на которой сновали мотово-
зы с бадьями, наполненными бетоном, ра-
ботали многотонные портальные краны:
	— Все, что мы видим здесь, — сказал
И. Козюра, — лучшее свидетельство того,
что Советская страна, весь советский народ
стремится к миру!..
	аплодисментами
	Строители горячими
встретили его слова.

читателей газеты о фотографии.
	Ниже публикуются письма
	 Повысить качество
	материалов

Всем известно, что ассортимент совре-
менных фотоматериалов весьма широк,
	В повседневной работе в. области астрово-
мли нам требуются фотоматериалы самой

разнообразной чувствительности, HO чаще
всего -— наивысшей. Несмотря на острую
нужду в таких пластинках, noayants HY

мы не можем.

Несколько лет назад Научно-иселедова-
тельский институт кино-фотопромышленно-
сти (НИКФИ) изготовлял пластинки вы-
сокой чувствительности. В настоящее
время он изготовляет пластинки значи-
тельно худшего качества И  чуветви-
тельности только 400 (вместо 600—
1300). Ho этой причине мы  ляше-
ны возможности проводить ряд работ в
инфракрасной области спектра, а ряд ис-
следований срываетел из-за малой общей
чувствительности пластинок.

Объясняется такое положение,  повиди-
мому, тем, что, фотофабрики, имея свой
производственный план, не заинтересованы
в изготовлении специальных пластинок.
Броме того,’ они ссылаются на и
сутствие стекла. Сколько хороших поста-
новлений по этому поводу вынесено спе-
циальными совещаниями! Было решено,
что НИАФИ возьмет на себя изготовление
специальных сортов пластинок для удов-
летворения нужд научно-иселедовательских
учреждений, но... «воз и ныне там». Ни-
кому из работников фотопромышленности
нет дела до потребностей научных учреж-
дений.

Неужели в нашей стране, rie наука
поставлена в исключительные условия,
нельзя организовать производство фотомз-
териалов для бесперебойного удовлетворе-
ния нужд научных учреждений? Вся беда
в том, что у нас нет организации, кото-
рая возглавляла бы Фотодело.
	СССР должен вырабатываться весь
‘богатейший ассортимент современных фо-
томатериалов и, конечно, в достаточном
количестве. Необходимо, чтобы водном
каком-нибудь месте, лучше всего, повиди-
мому, в НИЕФИ, сосредоточить производ
ство всех специальных сортов  фотомате-
риалов для удовлетворения нужд научно-
исследовательских учреждений.

Фотоматериалы должны быть высокого
качества,  превосходящего — иностранную
продукцию. Наши  фотофабрики обязаны
повысить культуру производства, начиная
с упаковки. Ведь сейчас коробки после их
вскрытия разламываются по швам. Неко-
	терые пластинки настолько TOACTH, 470
не входят даже в кассеты; эмульсия на-
ложена неравномерно.

Пора вывести фотодело из состояния
	беспризорности. Это необходимо в интере-
сах науки, народного хозяйства, печати и
в интересах фотолюбителей.
		Г. THXOB,
член-корреспондент Академии наук
СССР, действительный член Ака-
демии наук Казахской ССР
	Н. КУЧЕРОВ,
заведующий сектором астроботани-
ки Академии. наук Казахской ССР,

кандидат — физико-математических
наук
	Авторы этих писем — профессиональные фотографы, научные ра
ботники, фотолюбители — жалуются на низкое качество фото-
аппаратуры и материалов, ставят вопросы о подготовке кадров
фотоработников, об организации помощи многочисленным фото-
любителям, об улучшении качества литеротуры по фотографии.
	Авторы считают совершенно
	необходимым покончить с оТтсСитТ-
	задуматься и Мини-
ииму ВЦСПС, чтобы :
ганизации и рРуковод- ;
	ствием руководства этим важным ‘участком.

Над этими. вопросами следует серьезно задуматься и
стерству кинематографии СССР и Президиуму ВЦСПС
совместно решить проблему правильной организации и 1
ства фотоделом и фотолюбительством.
	.... из»

suena

Нужен единый центр
	Министерство кинематографии CCCP не, ставках первые премии и награды НеИЗ-
уделяет должного внимания фотографии. менно присуждались советским авторам.
Большой круг вопросов советской фото-  До Великой Отечественной. войны пер-
графии совершенно выпадает из поля вая и вторая всесоюзные Фотовыставки
		графии совершенно выпадает Из Поля
зрения этого ‘министерства. Между тем
фотография и вее связанные с нею вопро-
сы нуждаются в ‘едином руководящем
центре, планирующем и направаяющем
пути развития фотодела в стране.

Очень плохо поставлено дело с подготов-
кой Ффотокорреепондентов, фотографов-пор-
третистов, специалистов прикладной фото-
графии,

В фотографию приходят случайные люди,
подавляющее большйнство которых, овла-
дев «азами» фотографического искусства,
идут работать в печать и фотоателье. Низ-
кий уровень профессиональной и полити-
ческой подготовки таких работников отри-
цательно сказывается на их деятельности,
Так появляются’ халтурщики, продукция
которых” никуда не. годится.

В борьбе с халтурой и штампами важ-
ная роль должна принадлежать художе-
слвенным ‘редаторам, но где их взять?
Полиграфический институт готовит офор-
мителей книг, Институт  кинематогра-
фии — кинооператоров, а художественных
редакторов в области фотографий Никто
не готовит, }

В художественные отяелы редакций га-
зет и журналов приходят атенты фото-
хроники ТАСС. Их портфели наполнены
снимками чрезвычайно низкого качества.
Работники и руководители  фотохроники
ТАСС часто допускают к распространению
явно негодные енимки. :
	Советская художественная фотография
издавна заслужила себе славу передового

реалистического искусства. На многочис-
ленных фотовыставках за границей, в ко-
торых принимали участие советские фото-
мастера и фотохудожники, демонстриро-
вались подлинные образцы фотографиче-
ского искусства, поражающие высоким
техническим мастерством, жизнеутверж-
дающим содержанием и художественным
пополнением. Как правило, на этих вы-
	Чего не

менно присуждались советским авторам.

До Великой Отечественной войны пер-
вая и вторая всесоюзные Фотевыставки
были рыдающимися этапами в развитии
советской художественной фотографии. На
лучших экспонатах этих выставок YUH-
лось Молодое поколение советских 0TO-
мастеров. Шосле войны (в 1948 году) де-
монстрировалась ‘фотовыетавка «Великая
Отечественная война в художественной
фотографии». Десятки лучших фотокоррес-
пондентов, снимавших хронику военных
дней, запечатлели героизм советского. че-
ловека. Это были, как правило, высоко-
художественные произведения, убедитель-
ные, правдивые, запоминающиеся. Но кто
же, кроме москвичей и приезжавших в
Москву, увидел эту выставку? Несколько
фотографий были номещены на вкладках
иллюстрированных журналов — и все. `

С первых лет существования советской
власти многие фотокорреспонденты сни-
мали и продолжают снимать Bee много-
образие нашей советской действительно-
сти. Достижения сталинских пятилеток,
выдающиеся событня в стране, Великая
Отечественная война, замечательные лю-
ли нашей эпохи запечатлены в снимках,
составляющих Фотолетопись первого в ми-

ре государства трудящихся.
	Но где эти Фотографии? Вак и у кого
они хранятся? Будут ли они сбережены
для будущих поколений? В этом нет твер-
дой уверенности. Фотолетопись нужно
создавать, а для этого должна быть созда-
на елиная государственная фототека.
	Есть много нерешенных вопросов и
проблем в советской фотографии. Одно
остается бесспорным: необхолим единый
руководящий центр, могущий направить
пути развития советской фотографии. В
работе этой организацин должны быть
привлечены лучшие советские журнали-
сты,  специалисты-теоретики советской
фотографии, лучшие фотомаетера.
	М. РЕДКИН,
фотокорреспондент журнала
«Советский Союз»
	хватает:
				Совелекие фотокорреспонденты создают
значительные произведения, которые пе-
чатаютея в журналах, газетах, книгах,
альбомах и экспонируются на выставках.
Мастера фотографии оказывают серьезную
помощь работам мзобретателей, учевых,
архитекторов, художников.

Тем не менее, следует говорить о серьез-
HOM неблагополучии на «фотографическом
	фронте». С
В Москве существует секцая фото- и

винокорреспондентоз при Центра ЛЬНОМ
	доме журналиста. Но эта секция влачит
жалкое существование. Здесь собирается
млько несколько человек: «киты» фото-
	репортажа. Деятельность секций носит
	Настолько узкий, келейный характер, что!
	сюда ‘не привлекаются Name фработнаки
иноготиражных газет. Фотовыставки уст-
раиваются секцией очень редко. Здесь не
бывает широкого обсуждения работ фото-
корреспондентов. Не организовано также
чтение специальных лекций, а Такие лек-
цин Могли бы читать преподаватели Ин-
ститута кинематографии.

Секция должна пропагандировать все
Новое м передовое в фотографии. Passo
нельзя, например, организовать в Цент-
ральном ‘доме журналиста лабораторию
цветной Фотографии? Но sro не сделано.
	А. СТОЛЯРЕНКО,
	фотокорреспондент газеты
«Метростроевец»
	Отнет делезтата
	О культуре речи
	HONBCTBO, Довольный: Доволити — сна0- ‘ски, как довлеет честнему и доброму че-
	ловеку».
	жать (ep. довольствие); от довольство
позднее были образованы глаголы — до-
вольствовать, довольствоваться,  удоволь-
ствовать, удовольствоваться (ср. Уудоволь-
ствие). Часть этих слов, вероятно, была
унаследована русским литературным язы-
KOM из старославянского. Во всяком слу-
чае, довлети, довлеет у нае — старосла-
вянизм. Из церковнославянского ‘выра-
щения —— довлеет дневи злоба его, т. е,
достаточно для каждого дня своей забо-
ты, ва второй половине ХГХ в. образова-
лось слово злободневный. Слово  дов-
леет,  употреблявшееся особенно часто
	В безличнай форме, в конце ХУП века
приобрело новый смысл’ — надлежит,
следует, подобает (вместо — довольно, ло-
статочно). Именно в этом емысле употре-
бил это слово и Н. С. Лесков в «Соборя-
нах», стилизуя речь духовенства: «До-
влеет тебе, яко вороне, знать свое «кра», &
не в свои дела не мешаться» (т. е. сле-
дует, подобает тебе, как вороне,..). Значе-
ние это дает себя знать и в другей при-
веденной Ф. В. Гладковым цитате из «(о-
борян»: «Может быть  довлело бы мне
(т, е. следовало бы мне) взять вервиё и
выгнать им вон торгующих... Да будет
слово ‘мое им ‘вместо вервия»: Тавим
образом, Ф. В. Гладков не вполне пра-
BHIBHO объясняет ‘лесковекое есловоупо-
требление, истолковывая слово  повлеет
(довлело) в смысле «достаточно, ‘было
достаточно» (вместо подобает,  подобало
бы). Он не считается с историей значе-
ний этого лова в русском литературном
языке. Переход от значения =— достаточ-
но к значению —* следует, подобает, над-
лежит — отчасти объясняется емыеловым
содержанием тех предложений, с которы-
ми было связано наиболее частое и ти-
пичное употребление слова довлеет.
	Бот. несколько примеров такого ело-
	воупотребления из памятников русского
языка ХУП и начала ХХ в
	В письме Петра Т к царевичу Алексею
Петровичу (от 14 сент. 1708 г.): «А ив
Посольском приказе людей их держать не
велеть, но когда учинят какое худо, и
тогла их отсылать велеть к ним и требо-
вать от них на них сатисфакции, А самим
их наказывать не цовлеет, понеже то
противно всенаролным правам, отчего го-
суларственные ссоры происходить могут».

В «Живопиеце» (1772 г.): «Видишь
ЛИ, что я с Тобою поступаю по-христиан-
				что. у современных писателей это «безгра
мотно выхваченное слово из мертвого
языка и по отдаленному созвучию безот-
ветственно пущенное в обиход», Не сле-
дует отожествлять или смешивать истори-
ческое движение слова с субъективным,
личным, вкусовым восприятием изменений
в его судьбе. Для меня лично (так же
как и для Ф. В. Гладкова) употребление
повлеть над кем — чем неприемлемо, т. ¢.
моему стилю оно чуждо. Но нельзя закры-
вать глаза на’ то; что такое’ еловоупотре-
бление в языке еовременной советской лн-
тературы распространяется все шире #
	большие знатоки современного русеког
языка не брезгуют им.
	М. И. Валинин в докладе на собрания
партийного актива гор. Москвы 9 окля-
	бря 1940 г. говорил: «Товарищи, веро-
ATHO, немногие из вае работали на заво-
дах в дореволюционное время... Поэтому,
надо полагать, вы слабо знаете отноше:
ние в работе. в старое,  дореволюционное
время.’ А, к сожалению, такое отношение
еще основательно довлеет над нами»,

Н. Тихонов в статье «Поэзия — дело
	ъизни поэта» писал: «Следующие за ни“
ми поэты будут, конечно, писать лучше
нас, потому что над ними не будут дов-
леть те пережитки прошлого, поэтических
	Школ... которые наложили елед на‘ все
наше творчество».
	Мне хотелось на примере ‘изменений
слова ‹довлеть показать, какое важное
значение для решения вопросов культуры
речи имеет работа над  стилистикой рус
ского языка, так же, как и других на-
циональных языков народов Советского
Союза. Одной из задач стилистики = aB-
ляется широкое, основанное на подборе,
если не’ исчерпывающего, то очень зва-
чительного материала изучение и осве-
щение всех изменений, нововведений в
словарном составе современного русского
языка, в его фразеологии, в его грамма-
тических конструкциях, в способах их
применения, оценка всяких отклонений
от нормы, квалификация a класспфика-
ция ошибок и словотворческих неулач,
Оценивая новые слова и вовые словоупо-
требления, стилистика опирается на зако-
ны народного словообразования. на свой-
ственные данному национальному языку
закономерности изменения значений слов,
Известны многочисленные случаи, когда
отдельные общественные. деятели. пигате-
ли резко восставали против литературных
словарных новообразований, считая их
	Такое  словоупотребление  осуждалось
‘«ревнителями» правильности и чистоты
речи. Любопытно, что даже в девяностых
годах XIX 3s. акад. Я. Б. Грот в Ака-
демическом словаре русского языка ука-
зывал: «Употребление глагола довлеет в
смысле «подобает» ошибочно».
	Впрочем, в выражении — довлеть себе
(ср. самодовлеющий) сохранились. следы
старого значения глагола  ‘довлеть —
быть довольным. лостаточным,
	Сравните замечание Белинского в пись-
ме к Боткину (ot 4 марта 1847 г.)
0 таком словоупотреблении Герцена: «Он
употребляет в повести семинарственно-
тнусное слово ячность (эгоизм т. е.), ге-
рой его повести говорит любимой им жен-
	щиве, что человек должен довлеть самому
себе!!».
	Таким образом, в истории. русского ли-
тературного языка ХУП-—ХУШ вв, гла-
гол довлеть, в сущности, распался на
два разных слова.
	В последней четверти. ХХ в. довлеть
по созвучию вступает в вонтаминацию, в
смысловое взаимодействие со словом
давление.
	У Островского в пьесе «Правда — хо-
pos, а счастье лучше» — в письме
бухгалтера ‘Платона Зыбкина очатаем:
«Люди необразованные имеют о 56ебе вы-
сокое мнение только для того, чтобы иметь
высокое давление над нами бедными».
Любопытно письмо В. Г. Короленко к
П. Лукашевичу (от 27 июля 1890 г.): «Гла-
голу довлеет — Вы придаете тоже какое-то
несоответствующее ему значение. Y Bac
недуг довлеет и растет (встречается
много раз). Достаточно, между тем, вепо-
мнить известное изречение «довлеет дневи
злоба его» или «себе довлеющее  искус-
ство», чтобы понять, что этот глагол зна-
чит «быть достаточным, довольствовать».
Дню достаточно его собственной заботы.
	ИСВУССТВО, А самой собой.
Ит д».
	Так постепенно, исторически подготав-
ливается образование нового глагола gos-
	леть над кем — чем-нибудь в значе-
НИЙ — тоже новом: тяготеть, гоеподство-
вать над кем—чем-нибуль, оказывать ре-
	шающее влияние, воздействие. Следова-
тельно, нельзя признать отражающим
исторический ход изменений слова
	довлеть заявление Ф. В. Гладкова о ТОМ,
	и непоавильном словоупотоеблении

гических оборотов, всего разнообразия вы-
разительных средств языка нуждаются в
тлубокой теоретической разработке. В этой
сфере интересы писателя  соприка-
саются и тесно еближаются с интересами
	`’ филолога, языковеда. Основанное на ши-
	роком художественном опыте, на всесто-
роннем изучении родной речи понимание
стилистики общенародного языка в ев
развитии должно опфеделять словесное
творчестве писателя. Стилистика помо-
гает глубже осознать живые, прогрее-
сивные нормы современной речи,
обнаружить в ней сложное сплетение,
взаимодействие и вместе е тем борьбу
старого и нового. Стилистика обязана вы-
делить в системе современного языка от-
живающие и отмирающие явления, 01а
должна обратить особенное внимание на
новое, развивающееся, творческое. Само
с0б0ю разумеется, что стилистическая
оценка норм современного языка должна
быть диалектической, живой и вытекать
Из ясного понимания исторических зако-
номерностей, внутренних законов  разви-
тия языка. Ведь язык, по определению
	Ц. В. Сталина, является «продуктом пе-
лого ряла эпох».
	Вели подойти с этих позиций к выека-
зываниям Ф. В, Гладкова хотя бы 0
слове  довлеть, то многое в них ока-
жетея необоснованным и неточным. Так,
	Ф. Б.. Гладков, с одной стороны, заяв-
ляет, что слова довлеть «нет в рус-
ском языке», а C другой — указы-
вает на его  «полногласную», т ez
	народно-русскую форму — доволеет. Беем,
знающим историю русского языка, ясно,
что 0 «полногласии» здесь не может
быть и речи (ер. полногласное молочный
и неполногласное млечный;  полноглаеные
волок, волочить и неполногласные  влечь,
влачить), Но. действительно, в. древнерус-
ском языке наряду с довлети (из’ довълфти.
с кратким глухим звуком) известна” й
форма доволети — в значении «быть д9-
статочным», Близко родственны были Ta-
	Rie слова, невоторые ИЗ НИХ остают-
сея живыми и xO сих о пор;  довол
(дловълъ) — достаток имущество;  49-
	Письмо Ф. Гладкова «О неправильном словоупотреблении», опубликованное
в «Литературной газете», № 121 от11 октября 1951 года, вызвало много читатель-
ских откликов. Мнения читателей разделились: одни считают, что Ф. Гладков
	неправ, что раз слово бытует в языке
	и получило широкое распространение,
	оно воспринято народом и, следовательно, его употребление стало не только за-
конным, но и необходимым. Об этом пишут Н. Кузвенпова (Ленинград), А. Бели-
	›), В. Мельникова (Москва), Л, Столысво
о читателя Ф. Волкова, существование
и им пользоваться не в его церковно-
ь» употребляется не только в смысле
и заменить его этими словами нельзя,
енок». Сходную Мысль высказывает сту-
ниверситета Е. Оборин. Он считает, что
ачение слов «давить», «тяготеть», «гос-
н с Ф Гладковым также в отношеядии
	согласие с письмом Ф. Гладкова и npa-
	цын (Москва), М. Ушаков (Севастополь), В. Мельникова (Моск
{ Москва) и многие другие. По мнению читателя Ф. Волкова,
	слова «довлеть» вполне оправдано, есл
славянском значении: «Слово «довлет
«давить». «тяготеть», «господствовать»
если не вкладывать в него особый отт
дент Молотовского, государственного у
	Слово «довлеть» COBMCCTHAO p ceGe значение слов «давить»,
	подствовать»,
слова «пара».
	Е. Оборин не согласе
	Другая часть читателей выражает
	водит новые примеры неверного, по мнению читателей, употребления некото-
рых слов и выражений, В. Мельникова и С. Писарев пишут о том, что сплошь

и рядом неверно упогребляется глагол «кушать» зв первом лице. М. Громов
	К днепропетровск) решительно протестует против укоренившегося выражения
«кто крайний?», Е. Адамович отмечает, что част» употребляется слово «одеть»
	вместо «надеть»,
В письмах видно не только стрем
	ление выяснить, как следует правильно
	употреблять отдельные слова, Вопрос ставится значительно шире: чем вообще
	определяются права гражданства того
в литературном языке: Важность этого
	или иного нового слова или выражения
вопроса заставила редакцию обратиться
	к академику В. В. Випоградову с просьбой ответить нашим читателям. Ниже
мы публикуем статые В. В. Виноградова.

В письме Ф. В. Гладкова под-
HAT важньй вопросе о культуре
речи писателя, 00 умении его «рас-
поряжаться словесным фондом». Ф, В.
Тладков упрекает некоторых наших писа-
телей п журналистов B TOM, что оня
«нелостаточно вдумчиво относятея к каж-
	дому ‘употреоленному ими слову», неври-
	тически пользуются архаизмами.  Непра-
вильности в словоупотреблении наносят
ущерб просвещению. «Вель по нашим
тазетам, книгам и журналам . народ
	Учитея правильно говорить И писать».
В качестве иллюстрации небрежного от-
ношения к нормам русского языка
	Ф. В. Гладков ссылается на неправильное.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	11 декабря 1951 г. № 146
	употребление двух слов — довлеет в
смысле «давит, тяготеет, господствует» и
пара в значении «лва» или «несколько»
	(«пара минут», «пара дней», «napa
слов» ит. д.).

Вопросами правильности применения
	различных языковых средетв занимается
стилистика. Эта область или отрасль язы-
коведческой науки у нас ‘еще мало раз-
работана. Между Tem ee значение, как
теоретическое, так и практическое, ог-
ромно. Стилистика национального язы-
ка должна активно содействовать росту
культуры речи. Вопросы и задачи нор-
мализапии общенаролного языка. борьбы ¢
засорением книжной и ‘разговорной речи
жаргонными выражениями, узко  мест-
	ными провинциализмами, вопросы  пра-
BE bHOTO словоупотребления. вопросы
	‘правильного и разнообразного применения
всего богатства конструкций и фразеоло-