Беликая тема
`’ современности

Б великих стройках коммунизма при-
нимает активное участие весь советский
народ, Постановления Совета Министров
СССР в строительстве Куйбышевской,
Сталинградской, Каховской и Цимлянской
тидроэлектростанций, Волго-Донского,
Главного Туркменского, Южно-Украинско-
го и Северо-Крымского каналов открыли
собой. важнейшую тлаву в создании ма-
териально-технической базы коммунисти-
ческого общества.
	Масштабы великих строек и связан-
ных с ними работ по преобразованию при-
роды не имеют себе равных в истории.
Прекрасен труд участников этих строек.
Для советских писателей стройки комму-
низма — великая тема. Большой волную-
щий жизненный материал, связанный со
стройками коммунизма, невозможно по-
sath Посредством наездов, поспешных
творческих командировок.
	Читателей не удовлетворяют некоторые
произведения о великих стройках комму-
низма, появившиеся за последнее время,
потому что техника в них заслонила че-
ловека. Когда литератор приезжает на
стройку, первое, что бросается ему в
глаза, пленяя и покоряя своим размахом, —
это новый небывалый пейзаж: здесь BCR,
ЧО ВИДИТ глаз, заполнено мощными и
сложными механизмами, до предела насы-
щено техникой. Понятно восхищение этой
картиной, понятно стремление рассказать
0 ней читателю. Да, этот новый небыва-
лый облик стройки литератор должен по-
казать читателю, потому что в этой кар-
тине отразились великие успехи нашей
страны. Но в центре внимания писателя
прежде всего должен быть человек, co-
завший эту технику, управляющий ею
и каждодневно ее совершенствующий; со-
вотский человек — строитель коммуниз-
ма. Алексей Максимович Горький гово-
рил: «Материалом художественной лите-
ратуры служит человек со воем разно-
образием его стремлений, деяний, человек
в процессе его роста...». Он критиковал
писателей, которые, изображая строитель-
ство, «относятся к человеку — живой си-
	16 этого процесса, поверхностно, небреж-
	WH) И Ддаде — равнодушно...»
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

\№ 147 (2865)
	ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	недавно было. вынуж-

гема дено отметить:  «Пи-

сатели Крыма по-на-

стоящему еще не

включились в освеще-

о С [ И ние строительства Ce-

веро-Крымского канала,

нет еще хороших очер-

ков, рассказов, песен о

строительстве канала, о передовых лю-
дях стройки».

В октябре «Волжская коммуна» опу-
бликовала — письмо стахановцев Куйбы-
шевгидростроя А. Мороза, И. Грунина,
И. Колузаева. В этом письме строители
Куйбышевской ГЭС приглашают писателей
на стройку, обращают их ‘внимание па
темы, связанные с невиданным в истории
человечества строительством на великой
русской реке.

Недавно большая группа писателей по-
бывала в гостях у строителей Цимлян-
ской ГЭС. Было горько услышать спра-
ведливые упреки строителей,  рассказав-
ших о торопливых наездах некоторых ли-
тераторов, в результате которых появля-
лись поверхностные и равнодушные, a
Подчас и путаные зарисовки. .

Замечательные произведения советской
литературы, запечатлевшие ‘трудовой ге-
роеизм первых сталинских пятилеток, бы-
ли созданы на основе глубокого изучения
писателями  этото материала. Романы
`Ф. Гладкова, В. Катаева, М. Шагинян
й другие произведения 0` стройках первых
пятилеток возникли благодаря тому, что
их авторы на долгий срок связали себя
со строительством, не пожалели времени,
сил и труда на воплощение темы.

В тридцатых годах обращение советских
писателей к изображению  Днепростроя,
Магнитки, Кузпецкстроя не только обога-
THIO их огромным материалом  наблюде-
ний, но помогло расширить границы ху-
дожественной литературы, включить в
орбиту изображаемого многие новые темы.

На материале великих строек возник-
нут произведения разных жанров — от
оперативного газетного очерка до монумен-
тального романа. Но и для того, чтобы
дать сейчас серию навущно необходимых
читателю газетных очерков, и для TOM,
чтобы собрать материалы для будущих
повестей, романов, поэм, нужно  по-на-
стоящему вникать в жизнь строительства,
стать -его участником. а не гостем.
	Достойное воплощение великой темы со-
временности требует не только острогб пя-
сательского зрения, но и широкого поли-
тического кругозора. Наблюдение жизни
великих строек будет плодотворным лишь
	‚В том случае, если каждое явление будет
‘осмыслено с высеких илейных позиций.
	осмыслено с высоких идеиных позиций.
Какой бы объект стройки ни изображал
писатель, он должен показать дело своих
героев. как частиду большого строитель-
	ства, а все строительство, как одну AS
	‚глав великого сталинского плана’ он лол-
	цен уметь взглянуть На все происходя-
щее с высоты  общегосударственных за-
дач, осознать и показать его, как огром-
пый и совертаемый по плану  историче-
ский процесс.

Намечая HEROTI@ план кхвнигги 0 поко-
	‘рении природы человеком, Горький так
‚определил. содержание этой БНИГИ:
«Власть человека нал природой. Плано-
	_ВЫЙ, организованный труд социалистиче-
	ского общества. Побела над стихиями, 00-
лезнью и смертью». Произведения о вели-.
ких стройках коммунизма станут одной.
йз глав этой великой. пока еще не напи-

Международные
_ отклики
	УИЦЕМЕРИЕ г-на АЧЕСОНА
И ОТКРОВЕННОСТЬ
г-на РЕСТОНА
	Американский — журналист-поджигатель
Рестон свою очередную статью на страни-
цах газеты «Нью-Исрк тайме» посвятил
пресловутому «Закону 1951 года о взаим-
ном обеспечении безопасности».

Основные факты, характеризующие этот
закон, уже хорошо известны  мирбво-
уу общественному мнению. Агрессивный
акт американского правительства, которым
предусматриваются специальные  ассигно-
вания в сумме 100 миллионов долларов
на финансирование подрывной деятельно-
сти в Советском Союзе и странах народной
демократии, был разоблачен в советской
ноте США от 21 ноября. Протесты против
шпионеко-диверсионных действий  амери-
канских агентов в странах народной демо-
кратии заявили венгерское, польское, ру-
мынекое правительства. Однако наперекор
всему государственный департамент США
твердит, что обвинения американского пра-

вительства в подрывной деятельности «ли-
ненрт основания».
	Нам в точности неизвестно, как г-н Ре-
стон первоначально реагировал на’ эти
уловки ачесоновского ведомства. Надо по-
лагать, он потирал руки и, будучи опыт-
ным в этой области специалистом, поощ-
рительно усмехался: — Здорово, мол, врут,
	  подлецы! Но по мере того, как американ-
	ская дипломатия все глубже и глубже по-
гружалась в лужу, г-н Рестон мрачнел и
выражение самодовольного оптимизма усту-
пало на его лице кислой мине. Наконец,
он махнул рукой и сказал: — Хватит врать,
братцы! Все ‘равно ничего не  скроешь!
И взялся за свое испытанное  поджига-
тельское перо. «Русские знают, что мы
играем в «казаков и разбойников» за же-
лезным занавесом... Непонятно почему, —
писал далее г-н Рестон на страницах
«Нью-Йорк тайме», — государственный де-
партамент действовал в этом случае (речь
идет 0 советской ноте. — Лит.), подобно
маленькому мальчику, пойманному тогда,
когда он запустил руку в пачку с пе-
ченъем»._
	В залихватском стиле г-н Рестон в своей
статье повествует о том, что‘ «холодной
войной» руководят в Вашингтоне «мини-
стерство обороны, государственный депар-
тамент и межведомственное управление,
RoTOpoe можно назвать департаментом
грязных дел». Вызывать в СССР и стра-
нах народной лемократни «всевозможные
беды» — таковы, по его словам, функции
этого зловещего департамента. «Мы sce
еще официально поддерживаем доктрину
невмешательства в дела других стран», —
восклицает г-н Рестон. На самом же деле
«это проето метафизический политический
термин, который означает почти то же са-
мое. что и вмешательство».
	Т-н Рестон не считает также нужным
скрывать, что в «департаменте грязных
дел» главную роль играет центральное
разведывательное управление. — Шпионы
	вместе с дипломатами из государственного
департамента, признает он, широко «пред-
ставлены в департаменте трязных дел...»
Этому учреждению правительство США
	выделило «значительные Фонды, но даже
члену пзлаты представителей Джону Та-
беру (республиканец от штата Нью-Йорк,
председатель комиссии по ассигнованиям),
которому известно, что произошло © каж-
дым центом, ассигнованным американским
правительством со времен президента
Маккинли, не сообщили, кто, почему и что
получает». Ценное признание! Не ясно ли,
что открытое ассигнование американским
конгрессом 100 миллионов долларов на
подрывную деятельность — лишь капля в
	` море тех средств, которые затрачяаваютея
	е этой пелью США?

Толоса людей мира звучат достаточно
громко, и силы мира во всех странах до-
статочно велики для того, чтобы общими
усилиями можно было предотвратить бед-
ствия новой войны, добитьея укрепления
дружеских отношений между народами. К
	такому выводу пришли посланцы SO
стран, участвовавшие во Втором Всемир-
ном конгрессе сторонников мира, состояв-
щемся год назад в Варшаве. Они призва-
ли всех честных людей способствовать
улучшению культурных связей между на-
родами, связей, которые создают условия
«для взаимопонимания и доверия в общей
борьбе за мир».

Венская сессия Всемирного Сдвета Ми-
ра, происходившая в ноябре ` этого года,
вновь подчеркнула в специальной  резо-
люции «0б организации культурных свя-
зей», что Культурное общение создает бла-
гоприятные условия для развития сотруд-
ничества между народами.
	Такое сотрудничество диктуется совре-
менной международной обстановкой, ибо
агрессивные силы, заинтересованные в
войне, стремятся изолировать народы друг
от друга, не дать им встретиться нигде,
кроме как на поле боя. Этот прием вра-
гов мира понятен. Им легче было бы брэ-
сить людей в мясорубку третьей миро-
вой войны в том случае, если бы разру-
шились культурные связи между народа-
ми, если бы народы слепо подчинились
диктатуре милитаристов, отказались от
защиты своей национальной и  государ-
ственной независимости.

Враги мира пытаются прикрыть свое
насилие над народами наукообразной фра-
зеологией и обмануть массы при помощи
самых различных форм империалиястиче-
ской и шовинистической пропаганды. На
вооружении поджигателей войны — ис-
пытанные доспехи мракобесия: проповедь
расовой исключительности, человеконена-
вистническая «теория» Мальтуса, нацио-
нальная вражда всех видов, модный аме-
риканский космополитизм и старая фа-
шистская геополитика.

Примеров чрезвычайно много. Доста-
точно сослаться на книжки проповедников
мальтузианстра Вильяма Фогта «Путь к
спасению» и Роберта Кука «Людская пло-
	довитость — современная дилемма». ВБ
первой книге, как известно, даны рецен-
ты истребления сотен миллионов так на-
зывземых «лишних ртов»,  воспеваютея
бактериологическая война, чума, толод и
прочие «благодеяния», призванные, как
утверждает Morr, <«епасти» мир от пере-
населения, безработицы и кризисов. Ав-

Cami AT

°

Зинаида ГАГАРИНА

©

\ можно строить новую
ватель Советского

откуда, не является

культуру. 0ено-
государства В. И.
Ленин учил: «Пролетарская
ра не является выскочившей

ВЫЛУМКОЙ

KYABTY-
неизвестно
лютей...
	Нролетарская культура должна явиться за-
кономерным развитием тех запасов знания,
которые человечество выработало пол гне-
том капиталистического общества. поме-
	щичьего общества, чиновничьего  обще-
ства».

простор мировой классике. Пьесы Шекспи-

918 года по настоящее время в С9-
ветском Союзе изданы десятки тысяч книг
английских, американских, немецких,
французских и других писателей. Общий
тираж этих изданий составляет около 210
миллионов экземпляров. За годы co-
ветской власти выпущено 136 книг
Бальзака (общий тираж 3.054 ты-
сячи экземпляров), 254 книги Мопассана
(тиражк 4.788 тысяч экземпляров),
2711 книг Гюго (6.501 тысяча  экземиля-
ров), 202 книги Шекспира (2.178 тысяч
экземпляров), 168 книг Уэллса (3.465
тысяч экземпляров), 157 книг Киплинга
(3.523 тысячи экземпляров), 615 книг
Джека Лондона (12.274 тысячи экземпля-
ров), 181 книга Марка Твена (4.717 ты-
сяч экземпляров), 99 книг Гейне (общий
тираж 1.493 тысячи экземпляров)
и т. д. Вниги иностранных авторов пере-
водятся в Советском Сотозе не только на
русекий язык, но и на семьдесят языков
других народов нашей многонациональной
страны.

Научные учреждения Советского Союза
заняты большой  иселедовательской рабо-
той по изучению истории мировой литера-
туры и творчества отдельных ее предста-
вителей. Так, например, Инетитут миро-
вой литературы имени Горького в Москве
выпустил первый том монументальной
истории французской литературы и гото-
вит второй том, охватывающий период.
от Французской революции до Парижекой
Коммуны. Одновременно завершается ра-
бота над многотомной историей немедкой,
а также английской литературы. Научные
сотрудники института разрабатывают и
отдельные проблемы развития , западной
литературы. ‘Среди подготовляемых сейчас
HRCTHTYi0mM книг — «Реализм Флобера»,
«Байрон», «Русские революционные де-
мократы 0 западной литературе ХХ ве-
ка», «Литература Французского Сопроти-
вления», «Прогрессивная зарубежная ли-
тература в борьбе `за мир», «Проблемы
литературы стран народной демократии»
и другие. В послелнее время изданы  мо-
нографии о Мопассане, Бальзаке, Гёте,
Мартине Андерсене Нексе, сборник. <Сов-
ременная американская литература». Го-
товятся к. печати исследования о Марк
Твене; Гюго, Мицкевиче, Гейне, Шиляере,
Беранже, Барбюсе, Пабло Неруле и мно-
гих других писателях мира.

ЗЖивейший интерес советский народ
проявляет также к мировому искусству.
В Москве был устроен ряд выставок, па-
свяшеняых искусству стран народной де-
мократии и Китая. Советский Союз на
сценах своих театров дает самый широкий

ра ставятся в советских театрах едва ли
не чаще, чем на родине великого ‘драма-
турга.

Только за последние годы на советских.
экранах демонстрировалось более 50 ca-
мых различных по жанрам кинокартин—

французских, ‹ итальянских,  китайеких,
индийских, мексиканских, польских, че-
хословацких, венгерских, румынских,
	болгарских, немецких и других. В десят-
‘ках городов Советского Союза ¢ огромным
успехом прошли фестивали  чехословап-
ких, венгерских, китайских фильмов. На-
ши зрители знают и любят творчество
мастеров французского кино-——Луи Дакена,
Рене Клемана, мастеров итальянского кн-
но-—Росселини, Пьетро Джерми, Витторио
де Сика, Марио Камерини и Дзаваттини.
Наши зрители знакомы с фильмами мекси-
канского режиссера Фернандеса.

Нам дорого всякое настоящее  искус-
ство, которое, булучи национальным, 30-
вет к миру, борется за мир, способетвует
делу мира.

Мне вспоминается репортаж нашего
друга Ёлода Моргана о Всемирном фести-
Bale молодежи, в котором он рассказы-
вает, какое сильное впечатление остав-
ляет китайский спектакль «Седая девуш-
ка». С болью в душе он спрашивает: «По-
чему мы, французы, не можем видеть пьес
китайского театра? Почему надо ехать на
Берлинский фестиваль, чтобы  познако-
миться с богатством мировой культуры?»
Я с горечью заключает: «Произвольно co-
зданный разрыв связей между Запалом и
Востоком обедыяет нас».

Правящие круги Америки, Англии и
других стран Атлантического блока не
пропускают ма экраны прогрессивных
фильмов, а на‘ сцены театров — пьес,
30BYIUHX в . миру. запрещают  изхавать
	книги советских писателей. Враги мира
стремятся отгородить «запалную пцивили-
зацию» железным занавесом, стремятся
поменать народам взаимно пользоваться
сокровищницей . мировой культуры.

Кому не известно, что в США, напри-
мер, запрещено исполнение ряда произ-
редений С. Прокофьева и Д. Шостакови-
ча?’ Или что американский  госдепарта-
мент предложил в свое время Шостакови-
чу, кинорежиссеру С. Герасимову, писа-
телям А. Фадееву и ПЦ. Павленко в крат-
чайший срок покинуть страну и тем са-
мым сорвал поездку представителей co-
ветекой культуры по США, которую они
намеревались совершить по приглашению
	американских общественных = организа-
ций?
Недавно на кинофестивале в Канне
	был запрещен показ фильма советского
режиссера Сергея Герасимова  «Освобож-
денный Китай». В’Инебруке были залер-
жаны картины французских художников,
посланные на фестиваль молодежи в
Берлин. Итальянское правительство, — не-
смотря на просьбы итальянских зрите-
лей и театров, отказалось продлить пре-
бывание. в Италии делегации деятелей
советской культуры ит. д. ит. п. :

У нас, в Советском Союзе, переведено
и издано значительное количество книг
иностранных авторов по вопросам‘ матема-_
тики, естественных наук, философии, ис-
тории, экономики, права. Иначе относят-
ся в буржуазных странах к советской
науке. Там любой безграмотный писака из
бульварной газеты считает для себя до-
зволенным шельмовать научные откры-
тия, на которые потрачены десятилетия
интенсивного труда.

Очевидно, что не мы, советские люди,
а враги мира из империалистического ла-
	геря воздвигают всевозможные барьеры

на пути культурных и научных связей
народов Советского Союза е народами
	Америки, Англии, Франции и других го-
  сударетв.

Мы широко открываем перед нашими
многочисленными зарубежными гостями
двери учебных заведений, культурных и
научных учреждений. Мы даем возмеж-
ность нашим гостям получить ответы на
все интересующие их вопросы. ‹ Напри-
мер, член делегапии английских кваке-
ров профессор кристаллографии г-жа
Катлин Лондедейл осмотрела лаборатории
Института кристаллографии Академии
наук СССР, беседовала с советскими уче-
ными, рассказавшими ей о своих рабо-
тах. В разговоре ¢ президентом Акаде-
‚мии наук СССР’ г-жа Лондедейл в свою
очередь подняла вопросе о необходимости
более тесного и дружественного делового
общения между английскими и советеки-
ми учеными и болев интенсивного обме-
на журналами и книгами. Институты ге-
‚нетики, биохимии, физиологии растений,
микробиологии Академии наук показали
	свои лаборатории английским ученым
д-ру Мортону, Херресу, профессору Мон-
‚тону, познакомили их с принципами ми-
чуринской биологии ий новыми лостиже-
  ниями советских ученых в этой области.
  ro me на самом деле мептает развитию
культурных связей между народами? Я
сошлюсь опять-таки на факты, ибо фак-
‚ты, как известно, упрямая вешь.
  На пятисотлетний юбилей института в
 Глазго были приглашены представители
‘Академии наук СССР и Московского госу-
дарственного университета имени Ломоно-
‚сова. Тем не менее английские власти
отказали в визе представителю универеи-
‘тета профессору Ерешкову, а представи-
телю Академии наук профессору Энгель-
гардту оформление визы было задержано
с таким расчетом, чтобы советский уче-
ный опоздал на юбилейные торжества.
Известны случаи, когда  правитель-
ственные органы Англии, Франции, Ита-
Лии задерживают и часто  запрешают

распространение присылаемой из СССР в
порядке обмена научной литературы. А
государственный департамент США в
	марте 1951 года принял специальное ре-
шение о прекращении экспорта в СССР
научной литературы, в том числе книг
пе. техническим и естественным наукам.
Беспрецедентен открытый  недружелюб-
ный выпад против советских ученых, ко-
торый был сделан в связи с предпола-
тавшимся созывом в этом году в Ленин-
граде 8-ю международного  ‘астрономиче-
ского съезда. Вопреки желанию членов
Международного астрономического — союза
руководство этого союза под давлением из-
вестных кругов отказалось от гостеприим-
ства нашей страны и перенесло съезд в
Рим. Тем самым была допущена лисври-
минация по отношению в СССР, как
равноправному члену Международного ас-
трономического союза.

Задача всех сторонников мира, всех
деятелей культуры, науки и искусства
состоит в том, чтобы всячески укреплять
и распгирять связи между народами.

Пусть наука, культура, искусство все-
го прогрессивного человечества служат
великому делу процветания мира во всем
мире!
	Читатели, в том числе и участники ве-
лихих строек коммунизма, тепло встретв-
ли очерки Б. Полевого о строителях `Вол-
го-Донского канала. которые печатает
«Правда», именно потому, что писатель
	умел не только обрисовать трудовой под-
	RAT Новаторов великой стройки, но и по-
азать путь к этому подвигу. наметить
биографию героя. Пристальным вниманием
к людям согреты и иллюстрирующие эти
очерки рисунки художника Н Жукова.
	Для того. чтобы создать образ новатора
великой сталинской стройки. нужно глу-
боко проникнуть в его труд, познать
показать сложность, масштабы и перепек-
тивы его работы, обрисовать его во всей
Живой многогранности человеческого ха-
актера, передать духовчый рост repos, -
помня слова Горького: «..наша книга о.
достижениях науки и техники должна a.
вать He только конечные результаты че-
ловеческой мысли и опыта, но вводить
читателя в самый процесе исслелователь-
кой работы, показывая постепенно  пре-
	ололение трудностей и поиски верного ме-
Тода».

Советские писатели на всех этапах
истории Советского государства были там.
це совершались дела, всего полнее выра-
жающие сущность исторического периода
в жизни народа. Для нашего времени та-
им участком являются великие стройки
коммунизма.
	Олнако пока что освоение этой темы
титературой совершается значительно
медленнее, чем это диктует ее значение.
	Факты показывают, что даже писатели
тех областей, где непосредственно ведутся
‘тройки коммунизма, все еще не подошли
вплотную к разработке этих тем.
	Ча происходившей недавно творческой
конференции писателей Юга, в которой
принимали участие литераторы Дона, `Ву-
бани, Крыма и Ставрополья, еправелливо
указывалось на то, что писатели этих
областей не уделяют достаточного внимз-
ния важнейшей теме’ современности, ято
немногое написанное ими о великих
стройках — лишь самые первые и во
MHOTOM еще неудачные разведки темы.
	Строительство Цимлянской ГЭС вступи-
10 Во Второй, заключительный этап, а ро-
	‚стовские писатели все еще не уделяют ему
	достаточного внимания. Опубликованные в
альманахе «Дон» стихи о Волго-Доне были

подвергнуты справедливой критике за их
поверхностность.
	Более года прошло со времени реше-
	санной книги!

Великая тема  современноети — тема
строек коммунизма — требует для своего
‚ воплошения большого мастерства,  совер-
  шенства художественной формы. Здесь
нельзя, конечно, провести прямое срав-
нение, но работа строителей, сооружаю-

тор второй книги призывает  осуще-
ствить два вида «контроля» за роетом на-
селения: «естественный» — также при
помощи войн, голода, болезней и высокой
детской смертности, и «искусственный» —
путем массовой принудительной стерили-
зации «неполноценного», т. е. трудащего-

ся населения.

В книге известного полжигателя войны
Джона Фостера Даллеса «Война или
мир» делается попытка обосновать пре-
тензии империалистов США на мировое
господство, а президент США Трумэн во
всеуслышание заявляет, что задачей внеш-
ней политики США‘ является павязывание
другим народам «американского образа
ЖИЗНИ»...

Вряд ли можно рассматривать навязы-
вание американских порядков, как жела-
ние содействовать развитию лружествен-
ных связей между народами. В подобного
рода высказываниях отчетливо выражена
американская идеология мирового разбоя.
Осуществление этих бредовых планов им-
периалистов США невозможно без разру-
шения культурных связей между евобо-
долюбивыми народами, стойко защищаю-
щими свою национальную культуру от
современных неофашистов,  неомальтузи-
анцев-расистов и геополитиков.

Силы мира заинтересованы B RYABTYD-
‘Hom обмене межху народами, во взаимном
понимании и духовном обогащении.

Советские люли бережно охраняют свое
национальное наследие. Весь советский
народ гордится великим классическим
русским искусством. «В области искус-
ства, — писал Максим Горький, —
...русский народ обнаружил изумительную
	щих стройки коммунизма, может явиться
примером для литераторов. Стремясь
строить на века, они сделали красоту од-
ним из неотъемлемых критериев в оцен-
ке качества своей работы. Недаром в эти
дни строители  Волго-Дона ‹ думают не
только о том, чтобы выполнить и перевы-
полнить план земляных, бетонных и мон-
тажных работ, но они уже сейчас озабо-
чены архитектурным и художественным
оформлением сооружений канала; неда-
ром. с гордостью говоря в сложном проек-
те. по которому сооружается Цимлянская
	ГЭС, ее строители неизменно отмечают и
красоту заложенной в нем технической
МЫСЛИ.
	Волго-Донской канал, как и все строй-
ки коммунизма, будет не только грандиоз-
ным сооружением, он будет и прекрасным
сооружением.

На стройках коммунизма внутреннее и
внешнее ‘совершенство  еооружаемого не-
разрывно слиты. Это единетво — пример
	для писателей, ‘обращающихся к величе-
ственной теме = современности, теме
	металинских строек.
	Наглая статья г-на Рестона значительно
откровеннее длинных и витиеватых слово-
излияний г-на Ачесона. Поучительная кар-
тина! Лицемерие государственного секрета-
ря вызывает усмешку у одного из при-
сяжных руководителей так называемого
общественного мнения США. Пора бы, г.г.
дипломаты, снять лайковые перчатки,
призывает Рестон, и заняться грязными
делами в открытую. Однако поджигатель-
ская деятельность и тех ‘и других вызы-
вает вполне понятную тревогу в самих
Соединенных Штатах. Так, отнюдь не
прогрессивный американский журнал
«Нейшн», комментируя «Закон 1951 го-
да», признает, что нынешняя политика
СТА представляет для всего мира огромную
опасность. Эта политика, как пишет жур-
нал, «лишит смысла все наши разговоры
о разоружении или о соглашениях, хости-
таемых путем переговоров, и заставит нас
вступить на путь, который ведет в «свя-
щенной войне» против коммунизма, на что
все здравомыслящие люди взирают с не-
скрываемым ужасом».
	ЛИТЕРАТОР
п д ———
	ЧИТАТЕЛЬСКИЕ
КОНФЕРЕНЦИИ
	БАКУ. (Наш корр.). Недавно на нефте-
перерабатывающем заводе имени Фрунзе в
Баку состоялась конференция, ‚ посвящен-
ная теме: «Книга — верный друг и учи-
тель». Конференции предшествовала боль-
шая подготовительная работа. Была про-
ведена лекция об истории книгопечатания,
открыта интересная выставка — «Советы
читателю». Ежедневно работники Дворца
культуры имени Шаумяна и агитаторы заво-
да проводили беседы на темы: «Книга в
жизни наших великих вождей В. И. Ленина
в И. В. Сталина», «Что такое культура
чтения», «Как пользоваться словарями» и
др.

Читательские конференции, провелечные
за последнее время на нефтеперерабаты-
вающих заводах Баку, были ° посвяшены
обсуждению ‘ произведений: «Наступит
день» М. Ибрагимова, «Весна на Олере»
Э. Казакевича, «Жатва» Г. Николаевой,
«Залог мира» В. Собко.
	Новаторская мысль ученых, инженеров
и рабочих озаряет все, что совершается
на стройках коммунизма. Небывалые мас-
штабы работ,  преобразующих природу,
властно меняющих облик самой земли,
	_ @е-  требуют смелого новаторства и от. ХУудож-  + ПОР ОВ о оную

ника, который обратится в воплощению   СИЛУ, создав при наличии ужаснейших
условий прекрасную литературу, удиви-

тельную живопись и оригинальную музы-

KY, которой восхищается весь мир...»
Охнако жестоким заблуждением, ocHo-

ванным на полном незнании советской

ния правительства ‘о строительстве
веро-Врымского канала и  Ваховской

ГЭС. Но открытое партийное собрание   этой великой темы.
Крымского отделения Союза писателей Великой теме —= достойные ее. книги!

ITMAYEUTIEEAANUTENLSTTUUAEETEN EE

жизни, является мнение, будто наши лю-
ди не интересуются культурными дости-
жениями других народов. Эта чудовищная
утка пущена в ход платными англо-аме-
риканскими клеветниками,  диверсантами
идеологического фронта для того, чтобы
ввёти в заблуждение легковерных людей
на Западе.

Советский народ, неизменно. стремащий-
ся в укреплению и расширению связей
между всеми народами, исходит из прин-
MUMS, который гласит, что только обладая
точным знанием культуры, созданной
всем развитием человечества только путем
освоения и критической переработки во
	ЛЕНИНГРАД. Вышел в свет сборник
«Литературный архив», в котором публи-
куются обнаруженные в рукописных собра-
ниях материалы, относящиеся к жизни и
творчеству А. Пушкина, А, Герцена,
Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Гоича-
рова, А. Островского, И. Тургенева.

Воспроизводится рукопись стихотворения
А. Пушкина «19 октября» (1827). Она
была приобретена публичной библиотекой
имени Салтыкова-Шедрина ‹ еше в 1916
году и считалась копией стихотворения
Пушкина. Недавно при тщательном изу-
	Китайские писатели в Москве
	Полтора месяца гостит в Советском Со-
юзе делегация писателей Китайской На-
родной Республики во главе с писателем
Фын Сюэ-фынам. За это время китайские го-
сти ознакомились с жизнью столицы, мно-
Го ездили по стране. В результате этих
поездок появились очерки и стихи: «Из
Пекина в Москву» Кан Чжо, «Мы приеха-
ли в Москву» Ли Цзи, «Вечер на Красной
площади» Вэй Вэя и другие произведения,
посвященные Советскому Союзу. Они были
прочитаны в русских переводах на вечере
литературы Китайской Народной Респуб-
лики, устроенном на днях Союзом совет-
ских писателей СССР в Большом зале
Московской консерватории.
	От имени москвичей А. Сурков горячо
	приветствовал гостей. Он говорил о древ-
	ней культуре Китая, о его современной ли-
	тературе, интерес к которой растет в На-
гай ype, BH nm пла py РАЙ. С 1928’ по
	шей стране от года к году. <*> BS
1950 год, подчеркнул А. Сурков, в
CCCP primo на 12 языках `86 изданий
	произведений китайских писателей. Их об-
lini тираж 3 миллиона экземпляров.
Руководитель делегации писатель Фын
Сюэ-фын слелал доклад о современной ки-
тайской литературе. Он сказал, что у ли-
тературы и искусства Китая великие и
	славные традиции, потому что они отра-

жают многовековую борьбу трудового на-
рода Китая за свободу и счастье. Именно
	в этих традициях и создается новая ва-
циональная культура. Революционная ли-
тература Китая, основоположником кото-
рой был Лу Синь, развивается под личным
руководством Мао Цзе-дуна, она служит
революции, она связана тесными узами с
широкими народными массами и стала ли-
тературой самого народа. Докладчик гово-
рил о большом влиянии советской лите-
ратуры на современную литературу Китая.

После доклада с чтением произведений
на китайском языке выступили Вэй Вэй,
Ли Изи, Ху Кэ. Переводы читали: А. Безы-
менский, А. Гитович, С. Васильев, В. Ро-
гов, Л. Эйдлин, проф. В. Колоколов, арти-
сты Т. Краснушкина, А. Консовский, В. То-
карев и другие.

На вечере присутствовали Чрезвычайный
и Полномочный Посол Китайской Народ-
ной Республики г. Чжан Вэнь-тянь и от-

ветственные сотрудники посольства.
	+ #
		данные для его биографии ‚и характери-
стики его редакционной работы в «Совре-
меннике».
	В сборнике воспроизводится найденная
в архиве А Островского его неокончен-
ная «Волшебная драматическая сказка
	Иван-Царевич». Это ‘произведение имеет
существенное значение для исследователей
драматического творчества Островского,
так как является одним из звеньев того
пути, который привел его к созданию
«Снегурочки». .
	Новые материалы по истории русской литературы
	чении почерка было установлено, что она
является автографом великого русского
поэта. Это стихотворение  посвященс
празднованию одной из лицейских голов-
шив. Последняя его строка содержит при-
вет Пушкина ero  товарищам-декабри-
стам, томившимся в сибирской ссылке.
Значительный интерес представляют
напечатанные в сборнике отрывки из ран-
ней автобиографической повести А. Гер-
цена и наброски его критической статьи
начала 30-х годов. Два письма Н. Добро-
любова 1860—1861 гг. содержат новые
	В Союзе советских писателей CCCP co-
стоялся прием делегации китайских писа-