С «зеркальн
	ых NYIOCKAX»
	Несостоявшееся
обсуждение
	На повестке дня общего собрания ле-
нинградских писателей = вопросе жизнен-
но важный, наболевший: о работе творче-
CRAX секций.
	В своем ветупительном слове ответ-
ственный — секретарь отделения ССП
А. Чивилихин справедливо говорил о
значении секций, как о такой обществен-
ной форме работы, которая одновременно
служит и школой мастерства и трибуной
передового опыта. Упомянув о некоторых
достижениях в работе секций, он велел за
этим нарисовал картину довольно 0ез-
отрадную:

— Общественная деятельность в сек-
циях, как правило, передоверяется апиа-
ратным работникам... Секция прозы не
работает уже в течение долгого времени...

Бюро поэтической секций не сумело спао-
THT вокруг с6бя всех поэтов... В векции
	детской литературы критику и самоври-
тику принимали чайными ложечками...
	Ветупительное слово было достаточно
острым, содержало верные — критические
замечания, адресованные секциям и ко-
миссиям,
	Но возникал вопрое: не тем ли в зна-
чительной мере объясняется застой в дея-
тельности творческих секций, что секре-
тариат и правление Ленинградского отде-
ления ССП мало вникали в эту деятель-
ность, не активизировали, не. направляли
ee? Однако роли правления и секретариа-
та А. Чивилихин не коснулся вовсе; Вы-
ступавшие Б. Вежун, С. Бытовой, И, Эвен-
Тов отмечали, чт планы  р30б0т сев:
	ций секретариат утверждает механически,
& влияния правления на творческую
жизнь вообще неё чувствуется, Отмечалось,
ч10 незаслуженно принижена роль общего
собрания писателей,
	Й на этот раз в разгар собрания ero
участники в одиночку ий группами поки-
дали зал. Это никого не удивило: Когда
председательствующий поставил на Голо-
сование подготовленный в ССП СССР про-
ект нового положения о ‘творческих век-
циях, в зале поднялось вдва Три десятка
рук. Но ведь писательская организация
Ленинграда насчитывает не тридцать, а
почти триста человек!
	Характерно, что многие из опытных,
Наиболее известных литераторов уклони-

лись от участия в собрании, пренебрежи-
тельно отнеслись к выполнению  свовго
общественного долга. — ‘
	ВЬстати сказать, этих писателей не ча-
сто увидишь и на заседаниях секций.
	Общее собрание ленинградских писате-
лей прошло на редкость вяло. Некоторые
из выступавших (Т. Трифонова, П, Далец-
кий) высказали интересные предложения
A MBICAR TO Toposy foro, Kak лучше по-
строить и оживить работу творческих сек-
ций ий комиссий. Казалось, вот-вот развер-
нется большой настоящий разговор, ради
которого и было созвано это собрание, но
тавой разговор неё состоялся.

А. ЛВЖИН, А. ПОЛОВНИКОВ,
	ЛЕНИНГРАД
	собственные корреспонденты
«Литературной газеты»

Шуть великого проевет

i

теля
	$

Ю. ЛИБЕДИНСКИЙ
©
	Автор . рисует поэтическую картину
норой жизни первых казахов-земледельцев:
их скромные надежды на грядущий уро-
жай, переданные в радобтном лепете де-
тей, собирающих колосья, о сытой жизни,
воторую несет пшеница.

Однако в условиях того общественного
строя, который господствовал в казахских
степях, появление первых земледельче-
ских казахских поселений вызвало еше
более острые конфликты классовой борьбы.
Азимбай затевает пустить табуны на
созревающий урожай, снова бросить бед-
ноту. пытающуюся выбиться из-под гне-
та феодалов, в пучину голода.

H этот злодейский замысел удаетея —
слишком велики силы хищников, безраз-
	двльно господетвовавших в Ту эпоху нат
степью, — художник-реалист He мог дать
иного, более благополучного решения
конфликта!
	Сваленный болезнью Базаралы нодека-
зывает своим землякам:

«— Пока косяки не ушли с поля, возь-
мите. арканы и недоузлки, идите туда и из-
ловите трилцать коней. самых отборных /..»
	Русские крестьянеё-пераселенцы, чей та-
бор находится неподалеку, близко прини-
мают к сердцу бедствие, обрушившееся на
казахских кревтьян, и предлагают себя в
качестве свидетелей злоумышленной по-
травы.
	Беднякам удзется захватить три десят-
ка байских коней и задержать их, как из-
вестную компенсацию 34 потраву.
	Начинается битва богачей с беднотой.
Услышав ее шум, даже поверженный бо-
лезнью Базаралы поднимается и ветупает
в сражение. И все же бедняки были бы
разбиты, если бы на помощь им не при-
шли русские крестьяне-переселенцы. Они
тут же разобрались, где в этой схватке
между казахами свои и чужие, сняли ог-
лобли со своих телег и стали на сторону
казахской бедноты.
	В романе много ярких, глубоко драма-
тических моментов, но эта картина яро-
CTHOTO столкновения классовых сил, окон-
чившегося победой бедноты, поистине за-
мечательна по своей живописности, ‘стре-
мительности и бодрому духу, которым она
проникнута.
	‚При этом автор нисколько не прикра-
шивает действительности, — он, конечно,
Не верит, что в условиях старого общества
возможно торжество справедливости. Но в
этой сцене борьба самых — обездолен-
ных  словв казахского народа  попа-
дает в вкруг социальных явлений неиз-
меримо более широкого масштаба. Пока-
зывая вмешательство русских крестьян-
переселенцев в эту борьбу, автор подво-
дит читателя к мысли, что борьба казах-
ской бедноты против своих угнетателей
становится составной частью  освоболя-
	тельной борьбы всех народов России,
	Рожденное ходом самой жизни отноше-
ние казахского народа к русскому народу,
как к своему ближайшему другу и 60ю3-
Нику, сходится с глубоко продуманным и
высокосознательным отношением к России,

которое, размышляя о судьбах народа, вы-
разил великий Абай.
	«...Россия! Лучшие русекие люди 30-
вут казьхов к себе, говорят: «Идите к нам,
учитесь у пас, будьте такими, как мы...»
Ну, значит, fas me должны мы рассказать
о России нашим сородичамн, если мы чест-
ные сыны нашего нарола? Вонечно, мы
скажем, что Россия — наш друг, это бу-
дет истинной ий нашей и общенаролной».
	Мухтар Ауэзов показывает нам Абая за
переводом Пушкина и Лермонтова. Имена
Герцена. Белинского, Чернышевского to
дело слетают с уст Абая. Н когда в кон-
пе романа любимый поэт из окружения
Абая, Дармен. воплощает в поекрасную
	песню историю славного подвига пастуха
	Исы ий его горестной кончины, лучщичм
словем похвалы, которое изрекают уста
Абая, было: «Некрасов... Голос Некрасо-
ва... OH TAR же правдиво раскрывал душу
обездоленного русского крестьянина...»
	История Исы, ещё раз повторенная в
конце романа, но уже в отражении
искусства, с большой художественной си-
лой выразила ‘основную тенденцию po-
мана — дала ему предельную остроту и
выразительность. Она соединила в себе
правду народной жизни и Устремление в
	будущее ее великого поэта: Абай, зная,
что сам он уже не в силах с такой пол-
нотой, как ве выразил Дармен, выразить
	Кадр из Фильма «Юные партизаны»
	народную жизнь, как бы завещает гря+
дущей поэзии казахского народа путь Не-
красова, путь дружбы с русским народом,
которая позволила самому Абаю избежать
риторической фальши традиционной во-
сточной поэзии и пробиться в правде
подлинной народной жизни.
	Чудесная наролная легенда 0б орлице,
которая кладет яйца на высокой скале и
оставляет их на морозе до весны, про-
ясняет смысл всего романа.
	В каждом из тех острых социальных
конфликтов, которые развертывает перед
нами Мухтар Ауэзов, обязательно дейст-
вует Абай. Народ види? ‘в Абае своего по-
стоянного защитника, он каждый раз, ког-
да ему приходитея обороняться от нана-
дения хищных степных владык, обращает-
ся к Абаю. «Абай. и вправду стал сыном
народа; а не сыном Вунанбая», — Роворит
о нем Базаралы, и это суждение выражает
отпоптение всего казахского народа к Be-
ликому Поэту и просветитёлю.
	Для Абая его кровное родство с кунан-
баевнами является источником большой
внутренней драмы, преступления Такежа-
на и Азимбая причиняют ему жестокую
боль... Олнако автор показывает? нам, что
на какую бы высоту образованности и
культуры ни поднялся Абай, он еще не в
состояний в самом образе. своей жизни

выйти из рамок веками установившегося
бытового уклада.
	Мы верим М. Ауэзову. что иначе и быть
не могло. Но при этом мы хотели бы, что-
бы автор, повазывая историческую обуе-
ловленность действий евоего героя, cas
высказал бы своё отношение к этим его

действиям более отнетливо, чем это сде-
лано в романе,

Мухтар Ауэзов рисует широкую карти-
ну жизни всего казахского народа. на заж-
нейшем этапе: он показыгает пробуждение
народа от спячки родовой жизни, от: раб-
ского подчинения степным феодалаж.
	В такой живо и сильно очерченной фи-
гуре, как Базаралы, в образе молодого поз-
та Дармена, в юном Абише, любимом. сы-
не Абая; намечается революционно-демо-
кратическая линия развития казахекого
народа, которая в сравнительно недалеком
будушем приведет к монументальной фи-
гуре большевика Амантельлы Иманова.
	Дикими И насквозь прогнившими Kaga-
	лись Абаю институты изжившего себя
феодально-родового уклада жизни  сте-
пей, но ов еше не понимал отчетливо,
	что «всякое старое учреждение, как бы
дико и гнило оно ни казалось, держится
силами тех или иных господствующих
классов. А чтобы сломить’ вопротивление
этих классов, есть тольно одне средство:
найти в окружающем нае обществе, Epo-
светить и организовать для борьбы такие
силы, которые могут—и по своему. общест-
венному положению должны — составить
силу, способную смести старое ‘и создать
новое» (Ленин).

.
	Абай не емог найти и организовать эти
силы, хотя, по свидетельству Мухтара
	Ауэзова, с интересом и симпатией прислу-
MABAICH к революционному движению рус-
ских рабочих, к восстанниям русенах кре-
стьян против крепостничества, улавливая
черты сходства с тем, пока еще стихий-
ным освободительным движением, котороз
полнималось из недр казахского народа.
Как сам Абай, так и картина народной
жизни, данная в романе Ауззова, нарисова-
ны с большой художественной силой.
	Рисует ли автор такие поднявшиеея из
народа характеры, как аксакал бедняков
Дарвкембай, как Базаралы или пастух Иса,
изображает ли он таких подлых предета-
вителей  госполствующего класса, как
Азимбай, Уразбай или двуликий Шубар,
H проявления характеров и’ портреты
действующих лиц даны сильно и выпукло.
	Однако есть у автора и нвудёчные
фигуры. В отличие от первых книг, в этой
решительно слабее удались образы жен-
щин —— здесь неф? ни одной, которая так
запомнилась бы, как запомнились бабут-
ка и мать поэта. Бледно обрисованы моло-
ble поэты из окружения Абая.
	Эти недостатки становятся тем более
очевидными, если учесть место, которое
занимала в деятельности Абая защита уг-
нетенных- женщин, и то значение, которое
Абай придавал воспитанию молодежи.
	Б целом же следует отметить важный
почин, слеланный казахской советской ли-
тературой, которая лала монументальный
образ великого просветителя своего народа.
А ведь биографии М. Ф. Ахундова. Коста
	Аётагурова и других просветителей брат-
ских народов дают не менее благодарный
материал для подобного рола энопеи.
				Для Мухтара Ауэзова писать о вели-
ком поэте и просветителе казахского на-
рода Абае (1845—1904) — мою значит
писать 0 казахском народе, о его истори-
ческих судьбах, Из трех романов Ауэзова
об Абае читатель видит, Kak на `про-
тяжений десятилетий складывается судь-
ба казахского  парола. Читатель видит,
как ограбление казахского народа, нача-.
тое отцом Абая, знатным феодалом Ky-
нанбаем, продолжает более мелкий, но не
менее жестокий хищник, — ero старший
сын Такежан,

Нё случайно начавшаяся столь идилли-
чески первая глава новой книги «Путь
	Абая», гле показана прогулка Абая в
окружении  поэгической молодежи по
осенней степи. круто обрывается. когда
	посланец бедных аулов рода’ Мигитек
Аблы приносит весть о новой  возмути-
тельной несправедлизости. совершенной
сыном Такежана. Азимбай захватил се-
нокосы бедняков-жатаков. атаки не блу-
чайно кидаются За помощью к Абаю: ведь
хищник Азимбай-—ролной племянник поэ-
та. Вот почему другой племянник его. дву-
личный Шубар. говорит, обращаясь Е
Аба0: «Это значит—вам снова ссориться
с Такежаном... Снова обиды, тревоги... Вее
опять ляжет на вас. Нарушится ваш мир-
ный трул, оборвутся стихи и песни...

— Пусть вовсе сгинут стихи, если им
нужен покой и тишина!» — так отвечает
Абай и посылает своего сына и своего
любимого ученика на Место назревающего
конфликта, чтобы сдержать Азимбая... ^

Читателю © самого начала яено, что
благородное заступничество Абая может
побудить Азимбая поступать несколько
осторожнее, но неё в силах уничтожить ва-
мый конфликт, причина которого кроется
в непримиримости противоречий степных
владык и степной бедноты, передовые пред
ставители которой начинают сбрасывать
с себя путы родовых отношений,

В сцене столкновения на бедняцком по=
Roce #3 срехы косарей, принадлежащих в
такежановскому аулу, первым отказывает-
ся выполнять приказание хозяина Иса —
сын врепостной Такежана, старухи Ийс.

Трагическая cyab6a Hest проходит че-
рез весь роман. Проблеск классового сознА-
ния Исы не проходит ему даром: он де-
лается объектом преследований со сторо-
ны Такежана и Азимбая.

Когда на стадо такежановского аула на-
падают волки, больной Иса, выходя по
приказу Азимбая зашишать овёц, убивает
охин на один четырех волков. Он совер-
шает этот подвиг отнюдь нё из чуветва
преданности хозяину, — не случайно автор
дает нам глазами Исы такой портрет Азим-
бая: «Над широкой черной бородой, как из
черной пучины зла, возникло бледное,
искаженное злобой лицо с оскаленными
хищными зубами. зловеще блестевшими во
тьме... Всем своим обликом он напоминал
хищного зверя...» Покусанный волками,
Иса умирает. Умирает и его жена. В ни-
щете остается старая Ийс с двумя внуча-
	тами, И в брелу Исе все время казалось,
что он борется с каким-то чудови-
щем: «..под раскрытой страшной пастью
с острыми зубами вдруг возникает ши-
рокая черная борода... Врасные губы №6-
	велятся, волчья пасть произносит брап-
Не слово...»

Так автор ¢ помощью pacnpocrpa-
	ненного уподобления показывает читателю
всю зверскую сущность степных владык.

Ноднявшийся из недр казахсвого наро-
да богатырь Иса погибает понапрасну, Tar
H не приложив своих сил к настоящей
борьбе против подлинных 6го врагов. Но
зато в романе рядом ec Исой обрисован
другой богатырь — Вазаралы, который яс-
Но видит врагов казахского народа.

В третьей книге романа Базаралы в0з-
вращается в родные степи, бежав из
ссылки, куда с помощью царских чинов-
ников загнал его Такежан,

Базаралы снова вступает в борьбу с Та-
кежаном и старшинами, они снова берут
нал ним верх.

Но Мухтар Ауэзов видит не только зло,
торжествующее в старом мире. Он умеет
разглядеть также и те силы,  разви-
вающиеся внутри эксплуататорского 0б-
щества, которые готовят этому обществу
гибель. :

Лишив значительную часть бедноты
скота. обрекши ее на голодную смерть,
степные феодалы толкнули бедноту на пе-
реход к земледелию. В романе по-
казано, как начинается существенней-
шее изменение в жизни казахского народа,
	имеющее далеко идущие исторические по-
следствия.
	м. 2 ¥2708. bey? Абая». Роман, «Знамя»,
№№ Зи г.
	д ке®ето
	Вера в победу жи-
ла и живет в сердце
каждого свободолюби-
вого корейца.

Эта вера воплоще-
на в сегодняшних сти:
хах и песнях корей-
ских поэтов. Она во-
плошена и в фильме
	«Юные партизаны»,
который снимался
«где-то в Корее» и
вышел теперь на
	экраны Москвы,
Сегодняшний адрес
студии неизвестен.
Актеры, оператор
Нав Вен Бон, pe-
miuccep Юн Ен Гу —
	и мастерстве писателя
	Полосатый шлагбаум
подымается, и изящный
вабриолет «Победа» с
открывающимся верхом,
поблескивая новым ла-

°

Владимир ОГНЕВ
©

ный зев, сигнальными
лампочками наверху
проносилиеь мимо с та-

кой быстротой, что мы

oe rs . ЕСМ
	едва успевали разгля-
деть в их ярко освещенных окнах Oury-
ры пассажиров, дремлющих в спальных
креслах... Магнием вспыхивали спицы ве-
лосипедов. Поминутно гасли и зажигались
фары встречных машин, которые обмени-
вались с нами таинственными световыми
знаками, как глухонемые».
	Новые благоустроенные. города, изоби-
лиз хлеба и скота в колхозах, потоки
грузов на стройки коммунизма, рост куль-
туры села, красивая и основательная
архитектура новых аНвамблей, конструк-
тивная красота нового пейзажа — все это
зримо предстает перед читателем.
	Но вместе с тем эти материальные чер:
ты наших успехов, четко и стереоскопи-
чески рельефно нарисованные автором, су-
ществуют как бы вне человека. призвав-
шего их к жизни. Они недостаточно оду-
хотворены. Люди, нё отдыхающие, & заня-
тые трудом, которых встречает писатель,
обычно даны в плане условно-театраль-
ном. Таковы раскланивающийся комбай-
нер, который стоит, картинно подбоченяеь,
за штурвалом, «представитель колхоза»,
встречающий практиканток из «Тимиря-
зевки» и по-водевильному перепутавший,
кому вручить букет, «парнишка... в ка-
нареечной рубахе» на станции Зеленый
Гай, не очень естественно объясняющий
устройство тюбингов, и другие.
	Чувство времени должно выражаться не
только «спортивной рубахой на. «молнии»
йли «шариковой авторучкой», но и всем то-
ном повествования, атмосферой очерка. На-
ше время-—время спокойной уверенности,
но не время беспечного благодушия. Показы-
вать изобилие и материальное благополу-
чие советского человека нужно, но нельзя
к этому подходить с одной стороны —
потребительской. ‘Когда воспоминание
фронтового леса связано у писателя с
«целой бельевой корзиной чудеснейших
грибов», а слово «Симферополь», по при-
знанию автора, «навсегда сочетается... 6
белыми помпончиками» Ha занавесках
таксомоторов, когла страницы очерка пе-
стрят такими выражениями, как: «но-
мер-Люке», «белые, как сливки, Боттед-
жи», «вилла... белая, как лебедь», «&ма-
ленькие штабеля сложенных, как дрова,
сигарет и шоколадных батонов», «паюс-
ная икра лымящегося асфальта», «сияю-
щая, как серебряный поднос, площадь»,
то поневоле задумаешься, не покинуло ли
писателя чувство меры.
	Чрезмерное внимание к потребительской
стороне связано с неглубовим, поверх-
ностным взглядом на собственно производ-
ственные процессы и на людей труда.
Для В. Катаева неё случайны в этом отно-
шений такие определения, как: комбайн—-
«игрушечка», «блеск» уборочной кампа-
‘нии, Не случайно при. описании  ком-
байна писатель то ий дело оговаривается:
«Из Какой-то... трубы», «мы ве знали,
что обозначает», «Кажется, «Сталинен-8».

Безусловно, правы читатели  «Ди-
тературной газеты» — А. Дыштальвие
(Мценск), считающий, что, не увидев в
Мценске главного — новых заводов и луч-
шей в республике МТС, не следовало бы
характеризовать Мценск в целом, и П. Мо-
ловоедов (Курск), отмечающий” фактиче-
ские неточности, допущенные В. Катае-
вым в своем путевом очерке; Читатели,

может быть, порой и череечур строго ову-
дившие очерк, имели основание упрек-
нуть В. Катаева в Неглубоком изображе-
НИИ ЖИЗНИ.
  Думается, ‹ что отсюда и перенасыщен-
ность текста чисто литературными acco-
циациями. Тут и корова в лицом Юно-
ны, й свинья, похожая на какой-то го-
голевский персонаж. и полоолнухи. напо-
минающие финал «Запорожца за Дунаем»,
HT. Ly HOT. OL

Художественный = 06ра3 == не ТОлько
картина, но и экономное выражение мыс-
лей. Образ рождается только из богатог,
Щёдрой мысля, нз обобщения. Уже сама
потребность в образе порождается 0би-
лием наблюдений и чувств, обилием мыс-
лей, стремлением и необходимобтью их ор-
ганизоватв.

М. Горький писал: «Чем шире опыт —
тем менее в нем места субъективному,
личному. тем более властно выступает

вперед общезначимов и тем ярче социаль-
	ный образ художника...» . :

Tan связываются Воедино шизненный
опыт, Мастерство, тенденция,

У В. Катаева образ часто строитея по
принципу  тТольво внешнего сходства.
Вспоминая купавшихся В яснополянеком
пруду бойцов, он пишет: «белотелые сол-
даты в сильно загоревшими лицами, шея
ми и кистями рук. так Что казалось, чтоб
они в лаАЙкОВвЫХх Боричневых перчатках»,
й далее. «в этом купании — перед 6бо6м
было что-то в высшей степени толетов=
ское, будто из «Войны и мира», Думаю,
‘что ничего толстовского нет в этом режу“
щем глаз и ухо бессодержательном образе
«лайковых перчаток» НА крестьянских,

рабочих руках...

Но вели здесь мы имеем eayuat образ-
ного несоответствия, то в других местах
дело коходит 20  бестактностей. Мо
тила Льва Толстого сравнена с  «пас-
хальной горкой», @& о хате, «наполовину
внесенной снарядом», говорится, что она
«стояла, как бы аккуратно разрезанная
ножом». Эта эстетская  «авкуратность»
вызывает чувство протеста.

В «Поездке наз юг» много солнца, мно-
го блеска, но мало теплоты, обыкновен-
ной человеческой теплоты, которая одна
только может олухотворить самые точные,
самые эффектные описания.

В очерке есть незаурядное мастерство
опытного художника слова, но потрачено’
оно до обидного нерасчетливо.

...«Зеркальные пуговки» путевого ука-
зателя, вспыхнув Под светом ‘направ-
ленных на них фар, тут же гаснут. Их
холодный блеск недолговечен.
	Бом, устремляется на юг по автостраде
Москва-—Симферополь. Он везет писателя
В. Катаева в Крым. Оттуда писатель вер-
нотся полный впечатлений, которые опу-
бликует в ноябрьской книжке журнала
«Знамя» под названием «Поездка на юг».
	оаглянем в записную книжку В. Ката-
вва. Тут уже много острых писательских
характеристик, коротких формулировок
увиденного, метких и точных сравнений,
мастерских зарисовок нового пейзажа...
	«Л не люблю дикой ‚природы, — гово-
ри  писатель. — Пуетое море меня пугает.
Дремучие леса и безмодные горы наводят
уныние. Природа хороша лишь тогда, ко-
гда ее одухотворяет деятельное  присут-
ствие человека — строителя и преобразо-
вателя мира, вооруженного выешим ра-
зумом и непреклонной волей»
	Писатель прислушивается... Воздух с
шорохом обтекает косо поставленное 60-
ковов стекло. «Шурша резинкой, сколь-
зил ветерок», — записывает он. Машина
обгоняет  девушку-велосипедистку. «fla
крышечке велосипедного звонка   вепыхя-
ват серебряная звезда», — появляется в
записной книжке... И еще — без коммен-
тариев: «зеркальные пуговки»...
	Пока мы нё знаем целого, можно только
догадываться, что темой очерка явится
pOTCTHRA нового советекого пейзажа, A
пейзаж это разворачивается по 06е сто-
роны чудесного сооружения послевоенной
сталинской пятилетки -— магистрали Мо-
ива-Симферополь, строительства, в ко-
торое вложено столько  «вдохновенного

трудз, художественного вкуса, техниче-
свой мысли».
	Жанр путевого очерка в русской литё-
ратуре имеет давнюю и славную тради-
цию. Лучшим очеркам всегда были прису-
Щи основные черты большой отечествен-
ной литературы: глубокай гуманизм, ae-
мократичность, чувство патриотизма, ощу-
шение времени. ‘

Новое входит в нашу жизнь вжедневно
в большом и малом. В разных планах ие
разных сторон видят это новое и писате-
um. Ho за всем увиденным — будь это
Культурное достижение страны, улучше-
ние работы транспорта или облегчение
труда домохозяйки -— должно стоять глав-
oe, общее: сознание, что наш советский
челевек духовно растет, что интересы его
становятся шире, красивее, значительнее.
	В. Ватаеву по самой природе его даро-
вания близко ощущение нового в очень
хонкретизированной Форме, в форме пре-
дольно вешной. В мастерски написанном
романе «Время, вперед!» все — и ритм
повествования, и фабула, и вомпозиция—
падчинено одному образу: движущейся
стрелке часов. События в романе можно
уподобить туго свернутой пружине часо-
вом механизма. Они и уплотнены в одни
сутки для того, чтобы острее проявить
чувство времени, чтобы крупнее и много-
значительнее проступили детали, А в Ae-
тали -— сила В. Катаева как мастера-сло-
ва. Но главная мысль «Время, вперед!»
не теряется в счете бегущих минут. Как
60 минут составляют час, как 24° часа
составляют сутки, так этапы  напря-
женного соревнования двух бригад бетон-
щиков слагаются в широкую картину на-
родного соревнования, выражают идею
борьбы молодой республики за темпы
строительства социализма:
	замысел, идея очерйа «Шоездка на
Ю» — показ изменений, преобразивших
лик нашей советской земли.

Можно ли проиллюстрировать это толь-
	ко попутными виечатлениями, TOABKO
тем, что увидено из окна автомобиля ий
	на коротких остановках? Трудно. Ho
можно.

ИЯ в том, что герои очерка — семья
	писателя, & знакомство с жизнью опре-
деляют подчас самые бытовые, «лич-
ные» поводы и обстоятельства, как то:
поиски гостиницы или визит в тетуш-
ке, покупка горшка со сметаной или
воспоминание автора о венчании своих
родителей, — во всем этом, думается, ни-
чего прёдосудительного нет.
	He слабость, а сила В. Ватаева в
том, чо он в ряде случаев очень есте-
ственно. без натяжек, с юмором (Е0то-
	рый, Е сожалению, н6 всеми критиками
учитывается) умёет за Несложнымя жи-
	тейскими поворотами сюжета, 34 обы-
денными бытовыми деталями заметить
интересное, важное, новое.
	В традициях нашей отечественной хи-
тературы — передавать жизнь вб всем ее
многообразии; с «воздухом», с огромным
запасом наблюдений и фактов. У каж-
лого русского писателя, говорил Горький,
вы найдете «излишек ‘фактов, избыток
мыслей, остающихся за пределами его тен-
денций...»

Нам кажется, что в этой глубокой мы-
сли заключено трёбование показывать
жизнь В @в сложности, © обилием красов
и деталей, среди которых тенденция вы*
растает органически, без оголения, без
подчеркивания 66 стороны автора. Некото-
рые произведения нашей прозы грешат
забвением этого, грешат однообразием кра-
	сок, безликостью ona, пренебрежением к
живым подробностям живой жизни.
Катаев Всегда помнит о «воздухе» про-
изведения, об этих бесчисленных подроб-
ностях живой жизни, Эту естественность
повествования, живость писательского го-
лоса хотелось бы положительно отметить
в очерке В. Катаева, если бы факты и де-
тали оставались именно фоном, «возду-
хом», ‘если бы они не заслоняли главногоы—
	идеи, тенденции очерва.

В очерке много хорошего, истинно ху-
дожоственного. Вот описание ночного
10ссе, Сколько поэзии и живых Черточек
времени в этой картине: «При свете Фар
шоссе сразу приобрело вид таинственный,
даже фантастический... Ветречные авто-
усы дальнего следования со своими ви-
ними, как мелунида, и желтыми, Как льви-
	АЛТАИСКОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ССП
	Недавно в Барнауле состоялось краевое
совещание писателей, которое отметило не-
который творческий рост алтайских лите-
раторов. Хорошо встречена читателями по-
весть Н. Павлова «Горячее’ лето». Поло-
жительные отзывы получила повесть П. Бу-
турлакина «Огни в степи», Большую поэму
об Иване Ползунове опубликовал М. Юда-
левич. Вместе с тем совещание признало,
что писатели Алтая еще слабо разрабаты-
вают темы современности,
	Совещание положило начало работе Ал-

тайского краевого отделения Союза совет-
ских писателей СССР.
	И. ФРОЛОВ
ВАРНАУЛ
	ТЮ СОН ВОН
	Северная Корея!

Она, как сказка, встает.

И день ото дня все скорёе
В недрах ве и в силё ве
Надежда растет

Всёго народа Кореи!
	На глазах у одного из хношёй амери-
канские фашисты убивают его мать. Юно-
ша — один в лесу. И перед. его заплакан-
ными глазами встают картины недавнего
светлого прошлого.
	это — самое поэтическое и волнующее
место в фильме.

Мальчик видит народный праздник. Он
видит поющих и танцующих  пнонеров.
Bee испытанное им счастье BCTaeT перех
	ним, вливая новые силы для борьбы, для
сопротивления захватчикам.
	С непоколебимой верой в победу юные
партизаны идут резать провода враже-
ской связи, добывают в коменлатуре ору-
жие, устраивают засады на OYTAX 4ABH-
	жения неприятельских 000зов, расклеива-
ют листовки на улицах и нлошадях.

Последние кадры рисуют бегство 3a-
хватчиков и возвращение Народной армии
вуосте с частями китайских доброволь-
цев. о.

Живая страница героической борьбы
корейского народа  безыскуено и трога-
тельно запечатлена в глубоко патриоти-
чеком Фильме.
	С волнением, с глубокой симпатией и
горячим сочувствием будут смотреть
«Юных партизан» всё, кому дороги евобо-
да, счастье и торжество мира на иеетра-
давшейся корейской земле.
		О Зан Хван

Эти стихи были написаны 32 несколь-
} ко месяцев перед тем, как американские
солдаты вторглись на север Кореи за 38-ю
параллель и развернули запятнанный кро-
Bbw голубой Флаг Объединенных Наций
нал пожаришами, над изувеченной зем-
лей, пад братскими могилами расстрелян-
ных, замученных мирных людей Кореи.

Мой нарол хотел мира и счастья.

И за пять лет, которые прошли по-
сле победы над японевими захватчиками,
Северная Корея действительно, — может
быть, впервые за много тысяч лет своей
бурной историй, —= узнала, что такое на-
стоящее счастье. .

Врестьяне возделывали свою землю,
впервые сознавая, что никто не покуситея
на плоды их трудов. Люди воздвигали до?
ма, работали на фабриках, прокладывали
дороги, зная, что работают BO AMS своего
счастья, в0 имя будущего своих детей.

И вдруг только что построенные здания
превратились в шебень под американскими
‚авиабомбами, по улипам мирных селений
рязлились ‘горючий напалм и горячая
кровь, Вчералиние труженики взялись 3a
оружие, чтобы отетоять уже изведанное и
ОТТого еще более дорогое счастье.

Народ, воторый изведал такое cya-
‘стьз, покорить нельзя.
	все, вто делал этот
фильм, — скрывались В горах от налетов

американских бомбардировщиков. Все они,
пак ий спенарист Юн Ду Хен, и компози-
тор Ли Гон У, стремились отобразить чая-
ния и думы своего народа, его веру в

победу, его ненависть в оккупантам.
Зрителю может показаться слабой тех-

ника фильма. И верно, техника эта слаба.

Но пусть вепомнит зритель, в какой o6-

становке работали кинематографисты.
Наивными MOryT показаться некоторые

приемы актерской игры — особенно в тех
кадрах. где показан враг. Чо пусть вемот-
	рится зритель в другие кадры — те, где
изображены окровавленные трупы заму-
ченных ( крестьян и дымящиеся руины
	уничтоженных селений. Эти кадры сняты
с натуры. Й зная ‘ато, нельза не понять
	лютую силу ненависти в зверю, которое
под голубым флагом ООН и ввездно-поло-
сатым флагом США несет смерть и раз-
рушение на мирную землю.
	Сюжет фильма несложен. Части На-
родной армий временно отошли 0т Ma-
ленького населенного пункта. Население;
	солдаты и зрители знают: народ победит,
й армия возвратится, тесня захватчиков.
На занятой оккупантами территорий оста
ются для борьбы с врагом партизаны.
Действует срели nx a группа юношей,
которых влохяовляет пример советеких мо-
лодогварлейцев.

Корейская земля горит под ногами за-
океанских захватчиков их наймитов —
предателей-лисынмановцев. Ни убийства,
	НИ ПЫТКИ Не могут запугать партизан.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 147 13 декабря 1951 г.