На заре Советского государства, в трудном 1918
великий Ленин говорил се трибуны УП съезда —
«Нам надо судить самим. Граждане должны участвоват
ловно в суде и в управлении страны. И для нас важ:
влечение к управлению государством поголовно всех
щихся. Это — гигантски трудная зама По
	может ввести меньшинство — партия. Его могут ввести
		MEME EENA SS DOCUIKR C=
CATR MHL EOrOB, Korda они научатся это делать сами».
	Давно решена эта гигантски трудная задача. Миллионы
трудящихся, руководимые партией Ленина-—Сталина, научив-
wich «это делать сами». построили социализм и идут теперь
к полному торжеству коммунизма. Поголовно все граждане
участвуют в управлении великой страной Советов — самым
демократическим государством мира. И суд наш — родное де-
тище Советского государства, плоть от илоти нового ofiie-
		ственного строл —- это суд народный, в самом прямом и
истинном значении этого слова
	В дни, предшествующие выборам народных судей и народ-
ных заседателей, последовательный демократизм советского су-
да, ого авторитет в широчайших массах, неразрывная СВЯЗЬ
этими массами сказались вновь особенно ярко. Достаточно
побывать на ветрече избирателей сих кандидатами. выдви-‘’
гаемыми на высокий пост судьи или заседателя; услышать
вопросы, которые задают на такой встрече или беседе;
раскрыть двери агитпункта, где читается лекция по вопросам
советской законности, чтобы еще раз воочию убедиться в том,
как глубоко заинтересован народ в деятельности своего суда.
	Советские люди знают Als того, чтобы ускорить наше дви-

жение вперед, к коммунизму, надо неустанно добиваться
дальнейшего укрепления Советского государства. А суд — это

один из его важных органов. Товарищ Сталин учит. что во

второй главной фазе развития социалистического тосударства
основная его задача внутри страны состоит в мирной хозай-
	‚увенно-организаторской и культурно-воспитатэльной работе.
Йз этою указания вождя вытекают и основные задачи
социалистического правосудия: стоять на страже обществен-
	ной собственности и государственной дисциплины во всех об-
ластях нашей жизни, бороться против пережигков капитализ-
мз В сознании людей, постоянно укреплять нашу законность.
	Авторитет советского суда обусловлен величием принципов,
которыми он руководствуется, принципов Сталинской Конети-
ции. Наши законы — самые справедливые в мире; наше
судоустройетво — самое демократическое, наиболее отвечаю-
mee интеросам граждан; наш суд целиком и полностью
служит народу. `

Участие трудящихся в раесмотрении судебных дел, глас-
ность, право обвиняемого на защиту, широкая выборноеть
судей и народных заседателей, единетво суда для всех без.
исключения граждан, ведение судопроизводства на родном
языке и, наконец, независимость судей и их подчинение толь-.
ко закону — вот последовательно-демократические основы ор-
тзнизации и деятельности нашего суда. Какая пропасть лежит
между ним и нёправым, зависимым, продажным судом капи-
алистических государств! И как бесконечно ‘далеки судьи!
наши, советские, ог той судейской касты, которая  осуще-
совляет «правосудие» капиталистов — террор и насилие, по-
авление личности и разжигание войны! Никакие пышные
судейские мантии и парики не в силах скрыть звериный лик
«блюстителя закона» в капиталистической стране. И закон
этот антинароден, и сам ‘он, «блюститель закона», — враг на-
рода, прислужник империалистов!

А советский судья — слуга народа. Стоит познакомиться с
бгографиями кандидатов в народные судьи. чтобы было на-
ГЛЯДНО ВИДНО, Кого мы выдвигаем на эту важную, почетную
	и благородную работу. Людей скромных, честных. и справедли-.
вых, преданных великому делу ‘партии коммунистов. Людей.
культурных и образованных. знающих законы и умеющих HX
	применять, имеющих богатый жизненный опыт и теоретиче-
скую ° подготовку. Людей, хорошо  потрудившихея на благо.
Родины, отважно воевавших, защищая ее свободу и независи-
мость. Словом, — товарищей наших, «способных ‘оправдать дове-
рие, товарищей, которые смогут судить, нэ только опираясь
на формальное знание законов, но. и на высокое моральное
право называться советским судьей.

Й пусть жизненный путь московского судьи Василия Луч-
никова отличен от пути эстонца Арнольда Претта, а судья из
Каменск-Уральского Б. Луковский будет баллотироваться
завтра за тысячи километров от кандидата в народные судьи
(. Черкасова, выдвинутого колхозниками Славянского района
Краснодарского края— их веех роднит глубокая верность и
преданность Родине, партии, народу.

Какой колоссальный житейский опыт, умение разбиратьея
в людях, желание укрепить социалистическую законность
принесут в зал судебного заседания те, кого изберут ныне
народными заседателями! На каждом участке — в городе и на
еле, в столице и в далеком поселке — мы видим в списках
кандидатов в народные заседатели людей передовых, автори-
тетных, заслуженных. Они понимают, что творить правосу-
дие — это большая честь, но и большая ответственность.

Суд не только карает. Его цель — воспитать и перевоспитать
человека, сошедшего с правильного пути. Его задача — на-
учить других, предупредить, указать: вскрыть причины пре-
ступления и добиться их устранения.
	Воспитательная роль советского суда очень велика... Это
	специально подчеркивал М. И. Калинин в одной из речей:
	«Судья, который хорошо, умело. по-партииному ведет дело,
всегда сумеет обеспечить и хорошую аудиторию. Люди придут
его слушать, учиться у него».

Учиться в суде! Из жизненных конфликтов и столкновений

извлекать полезные уроки, делать поучительные выводы.
_ В этой связи умеетно задать вопросе и нашим литераторам:
почему так мало пользуются они в своем творчестве материа-
лом, почеринутым из зала суда? Понимают ли, какой кладезь
тем, наблюдений, деталей способно дать вдумчивому писателю
знакомство с «миром судейским»? При этом неправильно было
бы думать, что в суде писатель столкнется с одними только
отрицательными явлениями, пережитками и преступлениями.
Конечно, нет. В ходе судебного разбирательства непрерывно
обнаруживаются яркие, позитивные стороны нашего бытия,
свидетельствующие о величайших преимуществах нашего об-
щественного и государственного строя.

Старый судья Елизарьев (терой опубликованных недавно
записок В. Шалагинова «Судья») говорит: «Есть у нашего
суда одна драгоценная особенность — мы судим прошлое,
старое, расчищаем дорогу в будущее, дорогу к коммунизму, Е
счастью человечества. Если там, за рубежом, в капиталистиче-
ском мире, судьи от денежного мешка тщетно пытаются ру-
‘ить полные сил побеги будущего, то мы выкорчевываем ху-
дую траву, злой татарник, острец, старые гнилые пни, еще
распространяющие порой миазмы в нашем обществе. В этом
источник силы и правоты нашего народного суда».

Весь народ горячо заинтересован в четкой и образцовой
работе советского суда, чтобы строго судить все мешающее
нашему движению вперед, чтобы расчищать широкую дорогу

в будущее. Этому и призваны способствовать _ предстоящие
		Народ слагает песни
о великих стройках
	километров отделяют города и села
x на Волге, Дону, Аму-Дарье, но, как
›удящиеся Литвы живут мыслью о ги:

‘ближающих коммунизм. Это находит
	ВИЛЬНЮС. тысячи KiIOMN Pe one
Литвы от великих строек на Волге, Дон
и все советские люди, трудящиеся Литвь
гантоких сооружениях, приближающих KO
	яркое отражение в народном творчест >“.

елезнодорожников выступала  работ-
В клубе вильнюсских железнодорожников выступала Paver
	Е РЕ АГ СЕНЕ

ница строительного участка Е,

Рябова. Автор ряда CKa3OB,

ge es OF EANTANTPE OAL

opera ee en

посвященных героизму
исполнила свой новый сказ,

советских людей, труду строителеи, она
названный ею «Великие сталинские
	строики»,
Песни о великих стройках коммунизма слагают

хозов. В сельхозартели «По ленинскому пути» Ка:
района. Каунасской области, комсомольцы поют о

ка бое:
	О ов а

’

3 танций.
стве гигантских каналов и электрос :
В колхозе «Путь к коммунизму»  Седаского района, Клайпед

Ч ола ‘мар асьа мА
	Mw ELE SRN ae on. ON Е
ской области, со слов колхозницы А. Берташене записана так`

же песня о великих стройках.
	ПРОЛЕТАРНИ ВСЕХ СТРАН. ‘СОЕЛИНЯЙТЕСЬ
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	YCCKOC
СЛОВО
	Могучее слово советских людей, как вольная птица, летит
но необъятным просторам земного шара. Русская речь, веселая
и жизнерадостная советская песня слышны в эфире. На меж-
дународных конференциях и конгрессах раздается спокойное и
весомое слово советских дипломатов и общественных деятелей.
Это русское слово — голос великого многонационального со-
ветского народа, голое мира, призыв к равенству наций, к
справедливости в отношениях” между большими и малыми на-
родами. В Калькутте, у борта советского теплохода, доста-
вившего пшеницу, слышен оживленный русский говор. Это
слово советских людей — больших патриотов .и подлинных ин-
тернационалистов, которых одинаково волнует судьба всех
трудящихся, одинаково волнует судьба умирающих от голода
индусов или итальянцев, бедствующих в связи с наводнением.

Вот почему русское слово, русский язык, язык советских
людей, так дорог и близок простым людям всего мира. Вот
ночему русский язык стал предметом обязательного обучения
в школах множества демократических государств. Вот почему
шанхайские школьники с любовью выводят на классной доске
по-русски: «Привет школьникам Советского Союза!»

В нашей стране русское слово, русекий язык — могучее
средство общения между советскими людьми. Язык великото
русского народа, язык Ленина и Сталина является родным для
всей нашей дружной многонациональной советской семьи.
Развивая свою национальную культуру, братские народы Co-
ветекого Союза стремятся в то же время в совершенстве по-
стичь и усвоить русский язык. Они знают, что русский язык,
по определению Алексея Максимовича Горького, «неисчернаемо
богат и все обогащается». Они понимают, что богатство
языка — это богатетво мыслей, что, познав русский язык, они
приобщаются к великой сокровищнице русской и мировой
науки и культуры.

В апреле этого года несколько советских писзтелей поеста-
	вили на страницах «Иитературной газеты» ряд вопросов. свя-
	CERRO 5 вронодованиом руб. Языка В Национальных
школах братских республик Советского Союза.
	Выступление писателей по такому волнующему и актталь-
	ному Бопросу вызвало множество откликов со стороны уче-
ных, ‹ литераторов. учителей.
	Совсем недавно в редакцию пришло письмо из далекой
Бурят-Монголии. Двенадцать дней шел этот почтовый пакет с
письмом, аккуратными вырезками из газет и объемистой ру-
кописью. Учитель харганатской семилетней школы В. Цыбен-
доржиев пишет редакции, что он и его товарищи учителя
с большой радостью узнали об увеличении числа уроков по
русскому языку. Бурятские учителя расценили это, «как
горячую заботу партии и правительства о поднятии культуры
бурят-монгольского народа». Тов. Цыбендоржиев делится, од-
нако, не только радостями, но и огорчениями, Он сообщает о
том, чтб до сих пор,— а идет уже к концу учебное полуго-
дие— школы не получили ни обещанных новых программ, ни
методического письма по преподаванию русского языка.
	Учитель из Бурят-Монголии не одинок в своих сетованиях.
	До сих пор не решены важные вопросы преподавания русско-
TO языка в национальных школах.
	Решена ли, например, сколько-нибудь положительно про-
блема учебников? В республиках и областях издаютея учеб-
ники, написанные одними и теми же авторами, созданные по
одному трафарету. Одинаковый учебник имеется, скажем. на
вооружении и в якутской, и в узбекской. и в хакасской, и в
унгурской школах. Никаких национальных особенностей. ни-
каких затруднений, определяемых спецификой родного языка
учащихся. составители универсальных учебников не прини-
мают во внимание. Учебники засорены примерами. характер-
	ными своей  бессмысленностью, a подчае и безграмот-
ностью.

Нерешенным остается спорный вопросе самой  метолики
	преподавания русского языка. Нреобладающая точка зрения
заключается в том, что детей нерусской национальности надо
начинать обучать русскому языку е помощью устной pasroBop-
ной речи: разговорные уроки должны якобы стать единствен-
ным видом уроков на начальной стадии обучения. Такая мето-
дика встречает, однако, серьезные возражения как со стороны
педагогов, так и со стороны многих ученых и методистов. Но
дальше кабинетных споров по этому вопросу дело никак не
движется.

Не получила четкого разрешения и такая важная проблема,
как единство требований со стороны преподавателей всех птед-
метов к повышению культуры русской речи у учащихея нацио-
нальной школы. Между тем совершенно очевидно. что детей
надо научить настолько хорошо и свободно владеть русским
языком, чтобы юноши и девушки со средним образованием
могли легко обучаться в любом высшем учебном завелении
нашей Советской страны. «Я считаю, — товорил М. И. Калинин
школьникам, — что знание русского языка является чрезвы-
чайно важным фактором в общем развитии человека. Ведь нет
такой науки, которую вам придется изучать в будущем, ..
и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не тре-
бовалось хорошее знание русского языка».

Чтобы решительно и действенно улучшить преподавание
русского языка в национальных школах, надо обратить серь-
езное внимание на подготовку самих учителей. Не секрет. на-
пример, что около половины учителей. преподающих русский
язык в узбекских школах, недостаточно хорошо его. знают.
Разве вопрос о подготовке учителей русского языка в нацио-
нальных педагогических учебных заведениях не должен вол-
новать министерства просвещения?

Наконец” научные работники Московского университета
ставят сегодня в «Литературной газете» новый, большой, ор-
ганизационно и методически вовсе не решенный вопрос —
06 изучении русского языка взрослыми гражданами нерусской
национальности, не обучающимися ни в каких учебных заве-
дениях. Огромна тяга советских людей к познанию русского
языка — языка выдающейся нации из всех наций. входящих
в состав Советского Союза. Латыши и молдаване, армяне и ту-
винцы, литовцы и хакассы, эстонцы и аварцы — тысячи
взрослых советских людей. не обучившиеся в дететве по тех
	или иным причинам русскому языку жаждут его изучить.
И им должна быть предоставлена эта возможность.

Потребность народов нашей великой дружной многонацио-
нальной семьи познать русское слово, изучить руеский язык
являетея насущной, жизненной потребностью.

Русский язык, русское слово—это то оружие, которое каж-
дому советскому человеку, к какой бы национальности он ня
принадлежал, помогает в великой борьбе за построение комму-
низма. Надо научить юное поколение народов нашей страны
еще лучше и полнее пользоваться этим оружием. Надо. чтобы
русское слово стало для него не только родным и близким, но
и доступным, понятным, простым.
	Университет культуры
	ОМСК. Здесь открылся вечерний Университет культуры для
рабочей и студенческой молодежи. В этом году будет прочита-
но несколько циклов лекций по литературе, театру и кино,
музыке, живописи, по вопросам науки и техники. К чтению
лекций привлекаются преподаватели высших учебных заведе-
ний, лауреаты Сталинских премий, работники искусства и ли-
тературы. Занятия будут проводиться еженедельно,

Вчера состоялось первое занятие. на котором присутствова-
ло шестьсот человек. Была прочитана лекция «Ленинизм —
высшее достижение русской и мировой культуры».
	о
		оду,
партии:
		Суббота, 15 декабря 1951 г.

Hoeoe в южной
		Недалеко от Каховки находится Бри-
левская опытная станция. Ее земельный
массив менее плодороден, чем многие
угодья вокруг, — это выщелоченные, су-
песчаные почвы. Но и на этой земле в
условиях полива работники станции
сумели снять урожаи озимой пшеницы до
30 и даже до 49 центнеров с гектара,
тогда как на неорошаемых полях в наи-
более увлажненный год лучший уро-
жай — 15 центнеров.
	центнеров с тектара — исключи-
тельный урожай! Но то, что вчера было
исключением, станет общим правилом,
как только воды Днепра придут в южную
украинскую степь.
	Стояла ранняя осень, когда мне дове-
лось быть на полях Брилевекой станции.
Несколько месяцев подряд не было дож-
дей, и земля вокруг, в соседних хозяй-
ствах, была словно ‘прокалена солнцем;
плуг с трудом шел в землю, в наметах
пыли утопали колеса машин, только хлоп-
чатник выдерживал это, нередкое здесь,
испытание жарой и безводьем. И вот похя
станции... Да херсонская ли это земля!..
Убирают сочную  изумрудную траву —
это уже пятый в нынешнем году укос;
люцерна с райграсом дает за тод 120—
150 центнеров сена с гектара, в то вре-
мя как в неорошаемых условиях благо-
дарны в такой год и за 20 центнеров. Ра-
стет пожнивная гречиха — соберут ypo-
жай, какого не знают самые завзятые
гречкосеи: 24 центнера с гектара. Стоит
на поле кукуруза — полтора человеческих
роста, каждый кочан не меньше полуки-
лограмма весом.
	Рассказывают, что на месте основной
усадьбы станции раньше был расположен
монастырь; отсюда шла проповедь нокор-
ности человека природе; стихии, судьбе...
Сейчас здесь наука окрыляет человека.
Вспоминаешь  дерзновенные слова Мичу-
рина: «Мы должны... вызвать в жизнь
существа будущего, которым для своего
появления надо было бы прождать века».
	Чтобы рассмотреть молодые дубки в
первые годы их жизни, обычно наклоня-
енься к ним. Но вот в молодой лесопо-
	  40C@ на станции высятсея четырехлетние
	`дубки. Чтобы охватить их взглядом, нуж-
	’ На уже закинуть голову.
	тричества в сельском хозяйстве. Труд
земледельна, животновода станет эначи-
тельно легче. Кто не порадовалея недав-
но тому, что с конвейера Харьковекогв
тракторного завода уже сошли первые
мощные электротракторы?

Сегодня, путешествуя среди будущего,
вы уже и в Верхней Хортице и в Кор-
сунь-Шевченковском можете наблюдать
работу первых электротрактористов.
	оапорожье, на сельскохозяйетвенной
выставке, к электротрактору `«ХТ3-12»
подошел безусый тракторист, недавно кон-
чивший курсы, долго его расематривал,
потом, не обращая ви на кого внимания,
полуобнял машину и тепло проговорил:

— Ну, как... Скоро вместе поработаем,
браток! А? Дадим рекорд?

Он, возможно, и не подумал при этом,
что «запросто» обращается с будущим.
Кто из советских людей может сомневать-
ся в том, что электротракторы, пришед-
цгие сегодня в Корсунь-Шевченковский и
Верхнюю Хортицу, завтра придут и в Ва-
ховку, и в Берислав, и в Голую Пристань!

Всюду в нашем замечательном социали-
стическом сегодня проступает еще бо-
лее прекрасное завтра...
	B Дюбимовке для снабжения Кахов-
ской стройки камнем открыли мощный
механизированный карьер. Здесь работа-
	ют эвсваваторы, тракторные  самопогруз-
чики, самосвалы. Невиданными  темпа-
ми разрастаетея на юге промышлен-
	ность строительных материалов, призван-
ная ‘удовлетворить потребности  новото
строительства, могучий толчок о которому
даст сооружение Каховской ГЭС, Южно-
Украинского канала и оросительной си-
стемы.
	В Лерсоне — новом хлопковом  цент-
ре — начинают строить текстильный
комбинат. Слушаешь, се какой гордостью
говорят жители Херсона о будущем ком-
бинате, и живо представляешь себе: уже
не только сельскохозяйственными, но и
промышленными центрами станут Каховка
и Большой Токмак, Геническ и Берислав,
	Чаплинка и Акимовка, Горностаевка и
Снигиревка...

**
=

Херсонский  сельскохозяйственный ин-
	ститут был мало известен. Теперь здесь
открываются новые факультеты. Молодому
поколению, обучающемуся здесь, выпало
на долю увенчать ренающим успехом на-
чатов отцами, завещанное Лениным вели-
кос дело обновления земли!

Из Москвы, из Высшей аттестационной
комиссии пришло уведомление об утверж-
дении защиты докторской диссертации
профессора института Лидии  Арсеновны
Христевой. Уроженка Ликаньщины, дочь
одного из старых украинских  большеви-
вов-ноднольщиков,  Христева начинала
свою преподавательскую деятельность в
Воропгиловграде шестнадцать лет назад.
Молодой. робеющей еще преподавательнице,
	A. MHAAJIEBHY
©
	‚х0зе имени Цюрупы мичуринец Алексей
Моисеевич Жадан, давно связанный со
станцией, посадил ранний картофель, в
июле освободил площадь, собрав 22,0 цент-
неров клубней с гектара, вновь посадил
на этой же площади картофель и еше со-
брал 200 центнеров © гектара.

В этих цифрах угадывается будущее
изобилие засушливой херсонской степи!
	Самые смелые проекты на будущее
имеют крепкую и надежную «привязку»
в настоящем, в новатореком опыте, на-
	копленном советскими людьми. Иерепек-
тивы преобразования южных степей вклю-
чают, например, создание на поте новога
громадного массива поливного  хлонко-

водства. Но как поведет себя поливной
хлопчатник в наших краях?
	Нод Херсоном можно увидеть  орошае-
мый участок хлопчатника Украинского
научно-исследовательского института хлоп-
ководства. Научный руководитель инсти-
тута, один из пионеров украинского хлоп-
косеяния М. М. Горянский рассказывает:
	—щ Мы изучаем у себя поливной хлоп-
 Чатник уже ряд лет, и все говорит за то,
что колхозы будут собирать урожай хлоп-
ка на поливных землях в три-четыре ра-
за более высокий, чем собирают сейчас,
возделывая хлопок без полива. В нынет-
нем году к 20 сентября мы собрали на
поливном участке по 21,1 центнера
хлопка-сырца с. гектара, оставалось еще
собрать по 4—5 центнеров. Но урожай
мог быть и выше. Растения получили y
нас всего три полива, в общей сложнеети
‚до тысячи кубометров воды на гектар.
Если: бы мы дали тысячи две кубомег-
ров (а в Средней Азии дают тысяч до
пяти), то урожай составил бы 40 цент-
неров.

В колхозе «1 мая» Скадовского района
я беседовал с Александрой Гришко — не-
редовой \звеньевой по хлопчатнику, Ге-
роем Социзлистического Труда.

Гришко смотрит вперед. Она говорит:

— Надо теперь же в колхозе бить ко-
‚ лодец, наладить полив хлопчатника, но-
‚ка из скважины, чтобы не застигла нае
врасплох днепровская вода.

Навстречу этой тяге‘ к новому, передо-
BOMY должен и может сейчас пойти ин-
	CTHTYT; OH должен поставить  непоеред-
ственно в колхозах широкое изучение
лучших приемов и методов поливного
хлопковолетва!
	Вели попытаться охватить одним взгля-
дом эти зерна будущего в южной степи,
предетавить себе общую дополнительную
продукцию, которую получит страна после
введения в строй новых оросительных си-
стем на Украине изв Жрыму, то тут
можно привести ‘такие, например, расче-
ты: наши степи дадут дополнительно до
800 тысяч тонн хлонка. 10 2 миллионов
	Скромная Брилевская станция  поеле
опубликования решения правительства о
сооружении Каховского гидроузла стала
центром притяжения для многочисленных
экскурсий. Но следует. подчеркнуть, ^ что
опыты станции могут и должны быть
значительно раеширены.
	Орошаемая площадь здесь пока равна
15 тектарам. При небольших затратах ев
можно довести хотя бы до 300. Настало
время укрепить научный коллектив стан-
ции, снабдить ее лучшими образцами со-
временных машин, расширить. лаборато-
рии...

— Мы ведь, по сути, сейчас стали
какой-то частицей великой стройки на
Днепре, — справедливо говорят в Бри-
левке.

Надо, чтобы с таких же позиций опре-
делило новую судьбу станции Министер-
ство сельскоге. хозяйства.

**
*
	— Ваховского гидроузла еще нет, но
Каховка уже действует, — говорит Федор
Тихонович Голенко, агроном колхоза име-
ни Ильича, близ Запорожья. — Возьхите
поливные участки... Другая работа по-
maa. Что называется, е апнетитом. люди
	работают. И к се60е, и к растениям, и Е
мапинам — иная теперь мера требователь-
	ности, вера в себя другая!
			ета FASS B® PN ER OR REE NS OP 1

800 тысяч тонн хлопка, до 2 миллионов   Излагазвиией вонрое 05 удобрениях, неожи-
тонн пшеницы, оголо 4 миллионов тонн   Данчо предложил вопрос самый пожилой
	стулент-—Щнахтер, пришелший в вуз в чис-
	‘ле парттысячников. Он спросил: можно ли
	использовать в качестве удобрения поро-
ду — отходы угледобычи? ‹ Преподаватель-
ница честно ответила: не знаю. Шахтер-
студент принес интересовавшую его поро-
ду. Это был углистый сланец. Иеследова-
ния, которые с тех пор повела Христева,
легли в основу.ее докторской диссертации
о гуминовых киелотах углистых сланцев,
как новом виде удобрения...
	Опыты Аристевой уже вышли на кол-
хозное поле: в Голопристанском районе, в
колхозе «12 лет Октября», малые дозы
гуминовой кислоты, внесенные при по-
садке помидоров, в полтора раза увеличили
урожай — прибавка составила 222 цент-
нера на тектар. Опытами живо  заинте-
ресовались лесоводы. Как заманчива, на-
пример, возможность при освоении несков
нод лесные насаждения вместо больших,
чуть ли не метровых подушек торфа да-
вать небольшие дозы туминовых кислот!
	`Оныты — Хриетевой —= частица общего
«каховского дерзания», которое неизмеря-
мо оботатит и нашу степную природу, и
всю экономику южных областей, и духов-
ный мир наших людей.
	сена, огромное количество овощей, фрук-
тов, винограда.

А дополнительная продукция животно-
водства, которая будет вызвана к жизни
обводнением 1 миллиона 700 тысяч гек-
таров южно-украинских и северо-крымских
земель!

Здесь тоже имеются реально сущест-

вующие «мерки будущего». Вот одна из
них. В Аскания-Нова наряду с другим
видишь черты будущего расцвета укра-
инского тонкорунного овцеводства.
° Обыкновенная овца дает настриг веего
4—5 килограммов шерсти, ее живой вез
равен обычно 35-40 килограммам. А
«асканийского рамбулье», выведенного в
Аскания-Нова, можно настричь 16—17,
даже 25 килограммов шерсти высокого
качества. При таком рекордно высоком
настриге от одного барана можно полу-
чить шерсти на восемь костюмов!
		Достаточно взглянуть хотя бы на
опытные посевы риса в колхозе имени
Ильича, чтобы убедиться, насколько праз
агроном. Под рисом здесь уже 80 гекта-
ров.

— Теперь пойдет рис и в других кол-
хозах, — говорит Голенко.

По-новому воспринимаются сегодня уп-
лотненные и повторные посевы овощей
на поливных Участках. Таких посевов
много в Цюрупинском районе, Херсонской
области, — их широко — пропагандирует
расположенная здесь опытная станция
виноградарства и освоения песков. В Еол-
	Живительная днепровская вода придет
в засушливую степь вместе с потоками
электроэнергии.
	Наша Родина даст первый пример дей-
ствительно массового применения  элек-

em
	ЗАВТРА-—ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДОВ.
	Лучших людей, испытанных в строитель-
стве коммунистического обшества, выдви-
	нули трудящиеся республики в народные
судьй и народные заседатели. Это — рабо-
	чие, колхозники, ученые, педагоги, ар-
тисты, художники, писатели.

#*

*
ПАЛАНА. (Камчатская область). К па-
стушескому стану колхоза имени Кирова
подкатила собачья упряжка. Радостными
	приветствиями встретили оленеводы же-
ланного гостя — агитатора тов. Экийкл.
Агитатор ознакомил оленеводов с биогра-
фией кандидата в народные’ судьи на:
найца тов. Бельды.
	В трудных условиях Крайнего Севера,
преодолевая на нартах сотни километров,
путешествуют по необозримой тундре от
одной оленеводческой бригады к другой
агитаторы тт. Экийкл, Паклы, Кеголян и
десятки других. Они рассказывают жите-
лям тундры 0б успехах советского наро-
да в строительстве коммунизма и борьбе
за мир, подготовке к выборам народных
судов, самом демократическом в мире со-
BETCKOM законолательстве,
	®

%
СЫКТЫВКАР. Свыше 14.000 —агитато-
пов проводило в леспромхозах. в колхозах
	Коми АССР беседы о советской избира-
тельной системе и кандидатах в народные
судьи и народные заседатели.
	Среди кандидатов, выдвинутых в народ-
ные заседатели, 337 рабочих, 72 инже-
нера, 85 научных работников, 25 врачей,
20 ‘учителей, 1! студентов, 5 домашних
хозяек... Пятая часть кандидатов имеет
высшее, около половины — среднее образо-
вание.

Сегодня на избирательных пунктах Мо-
сквы заканчиваются последние приготов-
ления: проверены списки — избирателей,
подготовлены урны и кабины для тайного
голосования.
		Завтра в городах и селах Российской
Федерации, Украины, Белоруссии, Азербай-
джана, Армении, Латвии, Литвы, Киргизии
и Таджикистана состоятся выборы народ-
ных судов. Га ‘

ae
*

Москва вновь в праздничном наряде.
Избирательные пункты, в которых завтра
будет проходить голосование за кандида-
тов в народные судьи и народные заседа-
тели, украшены лозунгами, плакатами,
гирляндами электрических ламп.

Избиратели Киевского района познако-
мились с кандидатом в народные судьи
A. Штатовой, которая прошла большой
трудовой путь: работала на торфоразра-
ботках, окончила школу, затем факультет
советского права Московского универси-
тета, семнадцать лет работает в судебных
органах. В Красногвардейском районе бал-
лотируется в народные судьи Г. Кодин.
Он также имеет большой опьт судебной
работы. С первых дней Великой Отечест-
венной войны Кодин нахсдился в рядах
Советской Армии, а после демобилизации
вновь работал судьей.

Краснопресненский район. Все кандидаты
в судьи имеют высшее и среднее юриди-
ческое образование. Многие работают в
	суде длительное время и обладс:от боль-
шим практическим опытом.
	РИГА. (Наш корр.). Выступая перед
своими избирателями, кандидат в народ-
ные судьи Язеп Павлович Бришку привел
любопытный пример. В одном из номе-
ров «Правительственного вестника», выхо-
дившего в буржуазной Латвии, сообща-
лось, ЧТО «мировой судья 15-го участка
гор. Риги по закону © нищенстве прису-
дил к тюремному заключению „Б. Коб-
ленц — мать пятерых. детей, не имеющую
жилища».

Этот закон о нищенстве был экспорти-
рован из США и Великобритании. Судьи
в буржуазной ‘Латвии не избирались, а
назначались. Они были послушным ору-
дием в руках банкиров, фабрикантов, домо-
	владельцев.
Только в советские годы суд в Латвии
	стал народным,
	Чествование Г. Гумера
	УФА. Тепло отметила общественность Башкирии шестидеся-
тилетие старейшего писателя республики Гарифа Гумера — ав-
тора поэмы «Ишимбай», повестей «Город на волнах», «Дружба
и любовь» и многих других произведений. .

Чествование писателя состоялось Ha торжественном обще-
городском собрании. В день юбилея Президиум Верховного Сове-
та Башкирской ACCP наградил Г. Гумера, отдавшего более
тридцати лет своей жизни развитию башкирской советской
литературы, почетной грамотой. м