РОЯЛЬ ‚ ЭСТОНИЯ”
	Е ° ВБогда сушка кончи
и И CHAT лась, он ВЗЯЛСЯ 38 при
Id Ha Сре Я Евгений ШАТРОВ клейку отдельных де

ля Бехштейна. Но му- *
зыкант вышел только ° щечек к деревянной,
	. сильно разогретой рам-
ке-футеру. Их нужно было пригнать друг
к другу, чтобы они составили одно целое,

Тут требовалось не только мастерство, но
и быстрота, и физическая Сила. Однако
Хийз выполнял эту сложнейшую работу,
пользуясь лишь помошью Анны Иоганноз-

ны да сосеха-адвоката.
	Наконец. он натянул струны. Аийз не
сомневался: теперь У них достаточный
запае прочности! Ветал ва’ место и тца-
тельно отрегулированный, механизм. Хий:
внес в него, как давно уже мечтал, неко-
торые конструктивные изменения и. ноз-
шества. И в него и в другив «узды» и
«звенья» рояля. ; i. ны

Хийз кончил работу над заказанных
роялем к концу 1948 года:

Мастер был вполне’ ‘удовлетворен ‘своей
работой. ‘Задуманное   достигнуто. °У * рол.
ля — прекрасный звук. чуткий механизи,
великолепная внешняя. форма.

Bor рояль опробовали. лучшие cron.
ские музыканты... Вот. на нем играют мо-
сковские гости Эмиль’ Гилельс ‘и. Свато-
слав Рихтер... Отзывы ввех. единодушны:
превосходный инструмент! Хийза просят
слелать ещо один, точно такой же, для
концертного зала «Эстония». Мастер, на-
чинает эту работу, но вскоре ее отклады-
вает. Другой, еше более радостный, еще
более трепетный труд поглощает Эрнета
Хийза. Он создает в. своей. мастерской
пианино, которое эстонский народ препод-
носит товарищу Сталину в день его 70:
летия...

Когла Эрнет Хийз вернулся’ из Москвы,
куда вместе с другими делегатами реелуб-
лики отвозил ° подарок, его неожиданно
пригласили. в ‚Совет Министров ЭССР.

— Мы хотим открыть Фабрику кон
цертных роялей созданного вами . типа...
Вам предлагается пост главного инжене-
ра-конструктора. Совет Министров падет
ся на вашу помощь й в организации ‘про-
ИЗвОхСтТВа. ‹

Фабрика? Воже мой, наконец-то,   фабри-
ка!‘ Не маленькая ‘и тесная - мастерская, в
целая фабрика! Конечно, он _ согласен!

Й вот с начала нынешнего года в
Таллине вошла в строй действующих
предприятий фабрика роялей. Ее создали
на базе мебельной Фабрики. Из лучиах
краснодеревщиков отобрал Эрнст Хийз
тех. кого он сделает фортепианными м4
стерами, кому передаст свой опыт. Хийз
не только готовил новых мастеров, но A
составлял заявки на оборуловапие, при-
кидывал, как лучше использовать мате
рпалы. помещения — он чувствовал. сейя
хозяином Фабрики. Это было непривычно,
ново, тревожно и — радостно. Roney,
многое на Фабрике надо еше реконотруи
	ровать,  дооборудовать. но. уже и сч
вполне можно работать. До конца года
фабрика ВЫПУСТИТ дДВалцать ROARMEPTARY
	инструментов. БВ следующем году ‘их 0у-
лет еделано пятьлесят.

Цад клавиатурой инструмента сияет
тепель позолотой вазвание: «Эстония», а
ниже буквы — «ЭССР». . -

В этой.  налииса -- огромный - смысл.
Новый концертный рояль теперь уже ве
продукция талантливого  мастера-одиноч-
ки, а плох труда большого коллектива —
пролукция промышленности, продукция
республики. Й даже ве одной Эетонской
республики. . .

Фабрике роялей Советской Социалисти-
ческой Эстонии Ленинграх поставляет ме
ханизмы, Москва — струны, лак, Украл:
на — Карпатский бук, Казахстан —
медъ... Рояль таллинской фабрики как бы
материализовал в cede чудесный дух
дружбы советских народов, у

7 июля рояль «Эстония» предстал
в Москве перед комиссией в составе круп:
нейших музыкантов и специалистов.

Вот. завлючение комиссия: и

«Рояль «Эстония» № 006 является bea
укопизненно выполненным иаяструментом,
обладающим вылающимиея звучанием п
игровыми качествами, п вполне пригол-
ным к эксплоатации, как первоклассный
концертный инструмент, удовлетворяющий
веем строгим требованиям  COBCTCRAX ис
полнителей, По своим качествам он. пре:
восходит большинетво роялей лучших 33-
граничных Фирм».

Итак. призвание! Полное. широкое. fer
	оговорочное... С новыми силами. с. новой
энергией продолжает работать. Эряст Хийз.
Ему пошел восьмилесатый год. Но он ив
тувствует больше бремени возраста. Он
полон дерзаний и планов. Он. счастлив.
...Эрнст Анлреввич  обволит. взглядом
цех, смотрит‘ ва полузаконченные срояли,
на учеников, на свои станки, переведен“
ные из мастерской на Фабрику, и вдруг
тихо емеется. ,
Вепомнился любопытный случай. Лет
сорок назал он построил. пианияо. звучав-
mee, как старинный клавесин. Этот инета
румент Хийз давал Мариинскому театру
для тех спектаклей «Севильекого пирюль
ника», в которых пел Шаляпин. но про
дать его решительно отказывался. Даже
механизм он всегда’ держал под замком;
оберегая секрет необычного звучания,
тайну своей выдумки. ;
Cuemno 96 этом вспоминать! В spyrol
страво живет теперь старый  Хийз, и ©
всем другим стал он человеком. Его дети
ще — достояние народа. И Хийз будет
счастлив еще больше. если на останыся
у него никаких секретов и тайн. если все
его знания и опыт перейлут к фабрике.

— Гуго. Вольлемар, Ило! — ползываой

он учеников. — Завтра мы булем велен-
вать деку в тот рояль... в белый
	— В 10т? — радостно переспрапгивает
Гуго Таммиксалу.
	,

Потеплели взгляды, зарлелись волнения
	CM липз учеников.
	эдин. Высокий, коротко и
остриженный, с крупными чертами лица.
То был молодой Сергей Рахманинов.

Публика знала: второй рояль — запас-
ной. Под ударами сегодняшнего концер-
танта нередко лопались струны. Случи-
лось так и нз этот раз. В середине про-
граммы басовая струна, не выдержав рах-
маниновекого «форто», со шмелиным гуде-
нием вырвалась. наружу и лязгнула о
крышку, ,

В зале по-разному отнеслись & малень-
	  Г к”.
кому концертному проиешествию. Ато 40-
	садовал на внезапную паузу. Вто восхи-
щалея силой пианиста. А голубоглазый,

гладко причесанный человек, сидевший в
пятом ряду, подумал: «Струны у Бехштей-
на, как всегда, перетянуты... Конечно же!
Совсем мал резерв!»

Человека с голубыми глазами ий глалд-
	  © © vy
кой прической звали Эрнст Хийз. Это был
	фортепианный мастер, отличный настрои-
щик. известный всему  петербургекому

музыкальному миру. Он гордился своими
постоянными клиентами Н. А. Римеким-
Корсаковым, А. К. Глазуновым, С. В. Рах-
маниновым, Ф. И. Шаляпиным.

Лет за двадцать до того Эрнст Хийз
был еще мальчиком и работал учеником
на рояльной фабрике Роберта Ратке y ce-
бя на родине, в Тарту. Однажды на фа-
брику приехал выбрать себе рояль не-
обычайный покупатель.

— Рубинштейн... Антон Рубинштейн!—
пронеслось в цехах.

Олним-двумя аккорлами гениальный
музыкант отбраковывал инструменты, ко-
торые считал великолепными даже caw
«папаша» Ратке, Кто знает, быть может,
именно этог случай заложил основу ог-
роуной требовательности Эрнста Хийза
и Е самому лучшему фортепиано.

С конца прошлого века Хийз отерыл в
Петербурге маленькую мастерскую по ре-
монту и настройке музыкальных инстру-
ментов. ;

Вот лопнула у Бехштейна струна. Ко-
нечно, тут дело не в ударе — попроету,
мал запас прочности у струн, Пианиет
Боровский как-то раскровянил себе о кла-
	ъвиши пальцы. Й тут причина неа в силе
	удара. Нало бы делать менее острыми
углы клавиш.

Сила и красота звучания рояля за-
висят, главным образом, от резонансовой
деки. Непосредственпый удар молоточка по
струне рождает звук очень слабый, слыш-
ный только вблизи. Ho ‘под струнами на-
ходитея тонкая деревянная дека, которая,
воспринимая энергию колеблющихеся струн,
колеблется сама и посылает в простран-
ство уже значительно более сильные зву-
ковые волны. Дека -—— душа рояля,

Эрнст Хийз особенно интересовался
конструкцией резонансовых дек. Множ»-
ство измерений, исследований, опытов
убедили мастера, что звучание зависит в
первую очерель от плотности лерева, иду-
	щего для деки. Плотность же лостигаетея
	нагреванием, просушкой материала.

Но до каких пор нагревать дерево?
Сроки? Температуры? Как а ИО
коробления тонких дощечек?.. © 2)

Изменил бы Хийз и ‘чугунную раму ин-
струмента, улучшил бы иНеханизм. Как
хотелось Эрнсту Хийзу еконструировать и
построить новый конпертный рояль! 0то-
брать для него все лучшее из роялей хру-
гих систем, а многое усовершенствовать.

Грянула Октябрьская революция. нача-
лась гражданская война. Эрнст Хийз вер-
нулся в Тарту. там ему пришлось стать

служащим фирмы, торгующей колониаль-
ными товарами...
	Года через три в Тарту открылась не-
	  большая фертепиаяная Фабрика. Хийз нё-
	Мелленно пошел туда работать. Пытался
	заинтересовать хозяев соображениями о но-
вом концертном рояле... Хозяева только
усмехались. Нет, нет! Такой рояль им не
освоить!

В коние хвалнатых годов Эрнст Андрее-
BEY переехал в Таллин. Старость  подо-
шла: ему уже под шестьлесят. Хватит с
него и маленькой мастерской — починка,
настройка... Мало лв 9 чем мечталось!

Но как уйти от мыслей, от вачатых
чертежей, от набросков моделей?

orga из узкой изогнутой улице
Пикк. прямо под окнами Эрнста Хайза,
зазвучали советские песни. загремела co-
	ветсвая музыка, новые надежды всколых-
вулись в дуще старого фортепианного ма-
стера. Олвако им суждено было  осуще-
ствитьея только после окончания войны,

В 1944 г., едва советские части осво-
болили Таллин от гитлеровских захватчи-
ков, радиокомитет Эстонской ССР’ сразу
же нашел Хийза и дал вму заказ на но-
вый Концертный тояль. Не верилось! Го-
род еще в развалинах, нет фабрики. нет
рабочих... Но ничего, — он обойлется и
своими силами, он постройт рояль и`в ма-
стерской, если ему оказано такое доверие!

Й начался труд, огромный п красивый
тТру1-подвил.

Работал Эрнст Анлреевич нал роялем не
один гол, Конечно. ‘то было время. не толь-
ко работы пад новым инструментом. При-
хотилось еще ремонтировать и настраивать
Фортепиано хля школ. хля рабочих клубов.
для заводских общежитий. для совертенно
новой, впервые появивтейся у Хийза
клиентуры.

Но снова и снова ов’ возвращался к
большому роялю. Чертиз и выечитывал
строгал и кленл. обтачлвал и сверлил.

Сначала он изготовил корпуе инетру-
мента — из дуба и лучшего ясеня. Воз-
ле грудой лежали бруски. лощечки. план-
ки, сотни заготовленных хеталей. Волну-
Ясь. старый мастер приступил в работе
нал резонанеовой лекой,

Вопрое о температуре и сроке он лавно
решил. Тончайшие, без единого сучка.
еловые планки должны нагреваться при
температуре 40 градусов не меньше тэ-
сти дней. Но специальной сушильной ка-
меры у Хийза не было. И тогда ов ope-
	вратил в сущильную камеру всю евою ма-
стерскую.
	HA GrPOHKAX КОММУНИЗМА

ом ОТСТАВАЙТЕ ОТ ГЕРО
		o
Евг. ДОЛМАТОВСКИЙ`
		Я был здесь весною, был летом этого
года, да и по военным временам мне хо-
рошо знакомо междуречье Волги и Дона.
Но, выехав с южной окраины Сталинграда
на асфальтированное шоссе,  протянув-
шееся вдоль канала, я не узнал этих мест.
Н не зимнее убранетво степи — причина
изумительного превращения. Зима здесь
только еше грозится наступить: однажды
пронесся буран, но снег расстаял; часто
идут дожди; водолазы, ведущие мощение
откосов у волжекого устья канала, легко
пробивают свежую корку льда перед спус-
ком под воду.

Вот и сейчас кружится легкий снег. Он
тает, едва коснувшись коричневой земли,
словно так ее нагрели за лето суховеи,
что и зимой она не промерзнет.

Степь между Волгой и Доном преобра-
зилась за последнее время неузнаваемо. Я
	уже не говорю о горной гряде, насыпан-
ной знаменитым  шагаюшим  эвекавато-
	POM — детищем уральских машинострой-
	телей. етом острые клювы порталь-
ных кранов едва маячили над  сте-
пью, высовываясь из глубоких  котло-
	ванов. И по верхушкам кранов можно
было определить место, где началось стро-
ительство шлюзов.
	Сейчас все тринадцать шлюзов подни-
мают над степью свои могучие плечи.

В одну из ниш, находящихся в устоях
шлюза № 8, строители забетонировали бу-
тылку, в которую вложили лист бумаги—
письмо в грядушее. Долгие века лежать
этому письму замурованным в бетон. По-
этому хочется рассказать, что написано в
нем:

«В момент строительства первой стройки
коммунизма идет всемирная борьба за мир,
за прекращение войн. Лозунг нашего “вуе-
мени — мир миру. В стране идет великое
строительство на Волге, Днепре, т
Дарье...»

Лальше идет список exponrezefi восьмого
wa22.
	Это письмо продолжает старинную тра-
хицию строителей, закладывавших запяеки
в фундаменты зданий. Ho содержание
письма — не только традиция, & и CBE-
летельство глубокого понимания етроите-
лями исторического значения своего труда,
величия этого труда...
	Б управлении етроительства и в уютных
каменных коттеджах, гле живут экекава-
торщики, скреперисты, инженеры, я видел
немало писем ео всех концов нашей сгра-
ны. Пишут рабочие, колхозники. солдаты,
пишут дети. И почти в каждом письме
подчеркивается олна общая мысль: мы хо-
тим быть такими, как герон великой
стройки, мы хотим быть участниками
стройки коммунизма.

Сейчас, в завершающие месяцы строи-
тельства ванала, особенно ярко видно уча-
стие всей страны в создания Волго-Лон-
ского судохолного пути. До послелнего вре-
мени строители имели дело с землей, бето-
ном, камнем. Сейчас из Ленинграда и Мос-
Евы, в Урала и Сибири, с Украины и
Средней Азии пошли на канал оборулова-
ние, механизмы, металлоконструкция. Бе-
тонные сооружения оспашаются  металли-
ческими механизмами и конструкциями.

Волнующее впечатление производят
готовые сооружения, уже оставленные
строителями, жлушие в торжественной
тишине пуска канала. На века вписанные
в пейзаж нашей Родины, дремлют они в
степи, как богатыри из железобетона и
стали. На берегу Бериелавского водохра-
нилища мы увидели готовые  загради-
тельные ворота и ворота  водосбросва,
укомплектованные мощным оборудованием.

в 110 тысяч вольт было очень трудно. Та-
кая работа производилась впервые и тре-
бовала осторожности, четкости и умения.
Но электрики «Доябассетьстроя» решили не
отставать or героев Волго-Дона. Они про-
	BEI вгорую линию, пе задержаВз и не наз

Г т
	рушив работу строителей.
Выполнение заказов великих строек ста-
ло законом для коллективов предприятий.
	стало заповелью каждого рабочего. Вот по-.
	чему с такой тревогой. говорю я о Дне-
пропетровском заводе металлоконструкций.
Случай с этим заводом — из ряда вон
выхолящий. ’

Я уже упомянул о том, что вдоль ка-
нала проложена асфальтированная дорога.
Дважды эта дорога пересекает канал’ —
в Водоразлельном и Мариновском районах.
В Красноармейском районе‘ через канал
пройдет мост, входяший в ансамбль возро-
Жжденного из руин Сталинграда. Мост пред-
назначен для пешеходного, автомобильного
и трамвайногс движения, Его ширина —
24 метра. Для моста в Красноармейске за-
биваются сейчас последние сваи. А опоры
и устои мостов в Водораздельном и Мари-
новском уже давно готовы.

С отдаленных бетонных заводов достав-
лязся сюда бетон. Шоферы вели свои са-
мосвалы на предельных скоростях, чтобы
бетон не схватился раньше срока. Арма-
турщики и сварщики вязали стальные
стойки опор. Дорожники провели по выео-
BBM земляным насыпям шоссейную доро-
гу Е мостам. На полтора месяца раньше
срока закончили строители свою работу. _
_ Вчера я проезжал по трассе. Но мы пе-
ресекали канал не по мостам — пришлось
ехать рядом с железобетонными устоями
по дну канала. Здесь проложена времен-
ная дорога. Ее трокладывали на короткий:
срок и не рассчитывали езхить по ней в
осеннюю  распутипу. ‘А затянулась не
только распутица, но и выполнение Дне-
пропетровским заводом своих обязательств.
Завод до сих пор не изготовил пролетных
конструкций. А время не ‘ждет. 10 марта
пол Мариновским мостом должна пройти (и
пройдет!) донская вода для того, чтобы
заполнить Бериславское водохранилище.
Переправа через русло канала по дну ec-
тественно прекратится. Вак могут инжене-
ры Днепропетровского завода имени Моло-
това спокойно относиться в тому, что на
великой стройке коммунизма по их вине
задерживается завершение работ? —

Положение с мостом в Брасноармейском
также вызывает тревогу. Мост будет со-
ставлен из  металлоконструкций Ново-
Кузнецкого завода. Завод задерживает из-
готовление моста. А ведь его KONCTPYE-
ний еще нужно доставить на место! Мы
уверены в том, что железнодорожники не
задлержат перевозку грузов для великой
стройки. Но на все это нужно время, &
время на канале считают сейчас ке по
кварталам, не по месяцам, а по дням и
часам.

На 101 километр растянулея между
Волгой и Доном фронт одного из великих
сражений советского народа за мир. Рабо-
та на канале идет. круглосуточно. Teun
строительства быстр, но не лихорадочен.
Строительство и монтаж идут одновременч-
но. Здесь привыкли к тому, что трудности.
существуют только для того, чтобы их
преодолевать.

Пусть же коллективы заводов, которые
	должны поставить металловонструвции для
сооружения ванала,  почерпнут влохнове-
	ние у героев-стреителей. Они ждут пз
Днепропетровска и Кузнецка не только
незамедлительного ответа на справедливые
требования великой стройки, но и самого
	слился в этих сооружениях с трудом со-
здателей первенца великих строек комму-
НИЗМа.

Мне хочется, чтобы рабочие Днепропет-
ровека прочитали эти строки. . Строители
благодарны им за сделанное для Волго-
Дона. Сегодня я видел, как монтажники
навешиврали ворота тринадцатого шлюза—
первые‘ ворота со стороны Дона: вход в
канал. Инженер Руденко, участник строи-
тельства Беломорско-Балтийского канала
имени Сталина, Ванала имени Москвы, вы-
сотного здания Московского университета
и многих других строек, руководящий мон-
тажом в этом районе, доволен металлокон-
струкциями — сделаны они хорошо, , ео
вкусом. Но у строителей большой счет в
Лнепропетровскому заводу — металлокон-
струкний. До сих пор не сданы полностью
конструкпии ворот для пяти шлюзов. 3з-
вод должен был еще в сентябре  дозта-
вить на канал свою драгоценную продук-
пию. Ныне медлительность днепропетров-
пев серьезно тревожит строителей. Ла ин
вся советская общественность не может
отнестись спокойно к задержке строитель-
ства и монтажа шлюзов  Волго-Донекого
канала, происходящей по вине Днепропет-
ровекого завода металлоконструкний.
	hak мог допустить такую задержку ди-
ректор завода тов. Борисенко? Быть  мо-
лет, на Днепропетровском заводе немало
трудностей. Но разве легко было ленин:
гралпам выполнить заказы Волго-Дона —
сложные агрегаты и механизмы? Но с ме-
таллического завода имени Сталина, что
па Выборгской стороне, точно в ерок при-
были отличные турбины’ для Цимлянской
ГЭС, а с «Электросилы» имени Кирова при-
шли образцово укомплектованные генерато-
ры для этих турбин. Не отстали от героев
Волго-Дона коллективы заводов металло-
конструкций в Сталино и в гор. Жданове.
Точно в срок выполнили они свои обяза-
тельства,

С бетоном шлюзов навсегда срослись
присланные из Донбасса ремонтные затво-
ры, облиповка водопроводных галлерей и
другие важнейшие детали. ЛПонбасские ме-
таллисты создавали конструкции, ранее
не выпускавшиеся заводами Сталино и
Жданова. Много труда и вдохновения вло-
жили они в строительство Волго-Дона. И
теперь их труд — в бетонных, сооруже-
ниях, пока еще : расположенных в степи,
а через несколько месяцев на водном пу-
ти и берегах новых морей.
	Воллективы Магнитогорского комбината
имени Сталина, Макеевского комбината
имени Кирова, Енакиевекого, Сулинекого,
Ново-Краматорского металлургических за-
волов, сталинградекого завола «Красный
Октябрь» не только своевременно, но в
большинстве случаев досрочнь поставили
металл Волго-Дону: На два месяца раньше
срока прислали сложнейшее оборудование
и кабель заводы электропромышленноети.

Не только крупные заводы внесли свой
вклад в завершение первой стройки ком-
мунизима. :

После недолгого отсутствия на стройке
я заметил, что непременная часть совет-
ского пейзажа -— линия высоковольтной
передачи — стала совсем иной, чем была
летом. Я помню, она казалась незавер-
шенной. Провода были навешены лишь ©
одной стороны ее поперечных штанг. Сей-
час вторая цепь высоковольтной передачи.
дорисовала картину. Вторую линию наве-
шивали монтеры и верхолазы треста «Дон-
бассетьетрой» нынешней осеньто, когда по-
	требовался дополнительный ток из Ста-
линграда. Прекратить полачу тока на
время проведения второй цепи — 03-
	начало оставовить работу экскаваторов и
	В связи со 130-летием со дня рожде-
ния Н. А. Некрасова в селе Карабиха
(Ярославсная область) состоялось тор-
зкественное открытие памятнина Н. А.
	Некрасову и мемориального отдела
музея, Ha снимке: памятник поэту
Н.А. Некрассву, установленный в усадь-
бе Нарабиха,
	Фото’И. ДЫНИНА

Новые залы
Исторического
музея
	В Государственном Историческом музее
(Москва) закончилась научная разработка
новой экспозиции, продолжавшаяся  не-
сколько месяцев. Экспонаты заново обо-
рудованных двух залов целиком посвяще-
ны ‘эпохе Петра Первого. В других двух
залах отражены новые темы: «Революцион-
ная ситуация 1859—1861 гг. и отмена кре-
постного права», «Россия 60—70-х годов».
В трех залах выставлены различные мате-
рналы, посвященные истории России пер
вой половины XIX a.
	ION стеклом витрины — пожелтевшие
	от времени листки письма, датированного
	9 декабря 1841 года. Пламенные, незабы-
ваемые строки: «Я рожден, чтобы назы-
вать вещи их настоящими именами, я В
мире боеп...» Эти слова принадлежат
В. Г. Белинскому. Здесь же можно уви-
деть и один из подлинных списков зчаме-
нитого письма Белинского к Гоголю, ред-
кие документы и картины, освешающие
жизнь a творчество Герцена и Шевченко.
Соседний зал — «Русская культура пер-
вой половины ХГХ века»—в большей своей
части посвящен литературе. Крылов, Гри-
боедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, писа-
тели-реалисты сороковых годов, театр пер-
вой половины ХГХ века — о них повествуют
материалы, подготовленные бригадой Госу-
дарственного литературного музея.
	О замечательных русских ученых и Ha-
родных мастерах рассказывает стенд «Нзу-

ка и техника». Тут можно увидеть порт-
реты, труды @ автографы Лобачевского,
Пирогова, Чебышева, Аносова, модель па-
ровоза Ефима и Мирова Черепановых, об-
	разцы гальванопластики Якоби, ткани, ок-
	рашенные анилиновыми красками, изобре-
тенными Зининым, ‘златоустовскую ‘сталь
Павла Обухова.
	Кандаялами и изображением Шлиссель-
бургской крепости, в которой были заклю-
чены многие революционеры, открывается
стенд «Николаевская монархия». В витри-
не — локладная записка министра просве-
щения Уварова, утверждавшая известный
реакционный принцип: «православие, само-
державие и народность», как основу всей
государственной жизни. Резолюция Ни-
колая: «Согласен» и рядом — император-
ский указ с пожаловании Уварову алмаз-
ного знака св. Александра Невского. «Про-
водники илей Николая  » — тако названы
карикатуры из папье-маше на реакцнон-
вых писателей Ф. Булгарина я Н. Ку-
	кольника работы художника середины
прошлого века Н. Степанова.

Среди новых экспонатов, посвященных
	русско-персидской и русско-турецкой вой-
нам. привлекают внимание портрет А. С.
	Грибоедова и его личная папкз для бумаг,
			прибывшим © Днепропетровского завода   земснарядов. Навешивать вторую линию   главного — немедленной поставки метал- нам. привлекают
имени Молотова. Труд  днепропетровдев   при проходящем рядом токе напряжением локонструкций!

Грибоедова # ert
NL NA IAPR ALND LOGAN OAL ALL LOL LLL ALLA ALLL LOLA A AAPA ALA ALLELE PAD
ПО СТРАНИНАМ ff *®

< > <-> ™, Ob ee oe ee OOO ee oe oe

oN тт ета
	ГАЗЕТ
	О стихотворении «Спор» Н. Грибачева
	;..Устами Вазбека поэт отчитал Apa-
рат следующим образом:
	— Ностой,—сказал ему Казбек, —
Не слишком хвастай, брат.

С твоей почетной высоты

Среди окрестных гор

Ты видишь лишь свои сады,
Свой свет и свой простор...
	Итак, первое обвинение Арарату, сим-
волизирующему Советскую республику,
это обвинение по меньшей мере в на-
циональной ограниченности, в том, что
ОН ВИДИТ ТОЛЬКО «Свое».

Такому узкому «мировоззрению»
Арарата автор противопоставляет широ-
кий взгляд горы Казбек, который. как
и мы все, гордится не только лостаже-
ниями Советской Грузии, но и достиже-
ниями всего Советского Сотоза, стройка-
ми на Волге, Лону, Днепре.
	Зачем поналобилось поэту Н. Гриба-
чеву противопоставлять ава  позтиче-
ских образа, символизирующих две
братские советскяе республика, выстав-

ляя олин из них, как образец «нацио-
нальной ограниченности»?
	Сказанных. олвако, не исчерпывают-
ся, по. Грибачеву, «грехи» Арарата.
Устами Казбека он корит Арарат за то,
что за Араратом
	Спесив, труслив, жесток,
Посланец Трумэна тупой
За горло взял Восток...
	AUTH совершенно непонятно, в чем тут
nosanes Арараг.

..Закавчивая упрека Арарату. поэт
И. Грибачев пишет:
	Так видишь сам, проспал ты, брат.
Зазналсея брат, слегка ..

И застыдился Арарат

И скрылся в облака.
	Итак, проспавтий вашу советскую
действительность, национально ограни-
ченный, не видящий за своей спиной
тупых посланпев Трумана, зазнавшийся
слегка Арарат в заключение, волей по-
эта, застылилея и скрылся в облака.

...Разве не ясно, что такая травтовка
Образа, символизирующего  советевкую
		республику, является политически по-
рочной?:

Допустим на минуту, что у поэта
Н. Грибачева Арарат символизирует
не советский, & капиталистический мир.
Но в таком случае было бы непонятно.
	почему поэт называет его братом has-  .
	бека или Эльбруса и как может гора,
символизарующая вапиталистический
мир, гордиться достижениями социали-
стаческого строительства.

Я, наконец, решение вопроса, как
символизировать образ Арарата — вне
поэтической воли Н. Грибачева. oto-
рый должен знать, что Арарат является
составной частью герба Армянской 60-
ветской социалистической республяки
И соответственно с этим символически
приводится в советской поэзии,

Что касается последних етроф стихо
творения Н. Грибачева, то они вызы-
вают лишь новое нелоумение. Спор меж-
ду Казбеком и Араратом, вымышленный
Грибачевым, назван им  «лавиим спо-
‚ ром».

...Казбев и Арарат излавна символи-
зировали многовековую тесную дружбу
грузинскога и армянекого народов.

...Влассик грузинской — литературы
Илья Чавчавадзе, выражая мечту 0
свободном содружестве варолов й 06бра-
щаясь к горам Кавказа. писал:
	Когда же племена Кавказа боевого,
Небес достигшего вершиною крутой.
Разъединенные, объединятся снова
С единой думою, с единою мечтой?
	...В 1917 голу, когла  велелствие
прихола в власти закавказеких контрре-
волюпионеров. злейл:их врагов наротов
Закавказья — датнаков, мепьшевиков й
муссаватистов. мутная волна звериного
нациовализма готовилась  захлестнуть

Закавказье, Ованее ^ Туманян в своей
речи говорил:
	«Много еще великих дел имеем со-
вершить МЫ, кавказские варолы-
братья, вечно рялом, как наши родные
горы, каждая на своем месте, блестя
своими вершинами, всегда держась
	друг за друга и соединенные В СБОИА
ОСНОВаняях».

Образы гор символизировали дружбу

народов Закавказья не только в литера-
туре, но и в народном ‘творчестве.
Именно такими глубоко. укоренились
они в сознании наролов Закавказья.
__ „..Непроетительно, что советский поэт
Николай Грибачев так вульгарно извра-
‘тил эту благородную традиционную’ те-
му п выхумал на досуге «давний
спор» между Казбеком и Араратом, спор,
никогда ве существовавший и не су-
` Ществующий В действительности,
«спор», плущий вразрез со всей исто-
рией векового содружества армянского
и грузинского народов, «спор», илущай
вразрез с замечательными традициями
русской, грузинской и армянской лите-
ратуры, и, наконец, «спор» дико неле-
пый в условиях великого содружества
советских республик.

...Редакция журнала «Октябрь» до-
пустила грубую политическую ошибку,
опубликовав стихотворение «Спор» Ha-
волая Грибачева»,
	Следует согласиться с этими правиль-
ными замечаниями газеты «Коммунист»,

В пикле Николая Грибачева «Кавказ
през мною» немало хороших, талантли-
вых стихотворений. Некоторые из этих
стихов посвящены теме дружбы народов
и решают ce с большим поэтическим
подъемом. Тем более непростительно, что
Николай — Грибачев в стихотворении
«Спор» проявил политическое недомыс-
не, в результате чего его символика на
поверку выглядит по меныпей мере хву-
смысленно. Нет никаких оснований рас-
сматривать это как результат субъектив-
ного намерения автора, HO объективно
стихотворение «Спяр» приобрело, несом-
ненно, политически вредный смысл. Исто-
ви этой ошибки — в поверхностном из-
учений материала жизни И В СТОЛЬ ЖЕ
поверхностном, неверном, механическом
использовании формы.

Талантливому поэту Николаю Грибачеву
	предстоит сделать сзмый серьезный вывод
ИЗ этой ошибки.
	В номера 257 газеты «Воммуниет», ор-
гана Центрального и Ереванского комите-
тов ` &П(б) Армении, опубликована статья
Р. Грачяна «06 олной грубой ошибке жур-
нала «Октябрь». В статье идет речь о
стихотворении Наколая Грибачева «Спор»,
входящем в его большой nana «Кавказ
предо мною», напечатанный в декабрьской
книге журвала «Октябрь». Содержание
стихотворения — спор между Араратом и
ВБазбеком.
	В статье «Коммуниста» говорится:

«Спор по Н. Грибачеву начиваетея
«обилными словами», которые «однаж-
IH грохвул Арарат»:
	— Прекрасней озера Севан
Озер на свете нет!

Пусть спал Севан. как бы в туман
Укутан сотни лет;

Пускай была его вода

Мертва и холодна,

Лишь молниями иногда
Прорезана до дна.

Прошел тот век, исчез тот сон.
И. синий исполин.

Летит через тоннели он

На лопасти турбин:

Поит арбуз и баклажан.

Дает тепло и свет...
Прекрасней озера Севан

Озер на свете нет(..
	Прежле всего не ясно, какую обилу
усиотрел в этих словах Арарата Н. Гри-
бачев.
	Может быть, поэт считает обидных
70, что Арарат так мало сказал о 20-
‚стижениях Советской Армении. что ему
виден лишь Севан. который «moat -ap-
буз и бзклажан»? ‘Нет! В сожалению,
поэт езм увалел не больше. он прошел
миуо тех огромвых достижений,  кото-
рых добились трулящиеся Армении 32
голы советской власти благоларя леяин-
ско-сталинской национальной политике,
дружбе и взаиуопомощи наролов Закав-
вазья и воэго Советского Союза, брат-
ской помоши великого русского царода.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 18 декабря 1951 г. № 149

= hh

SS e+ 2 21 23 = к. 224
		— Да. в тот самый! — подтверждае
Хийз. тоже немного ВОЛНУЯСЬ.
	Рояль в белой лакпровкой предназначен
для Кремля. лля Георгиевского зала.
	ТАЛЛИН-—МОСКВА
	книги ЛАУРЕАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕМИЙ МИРА
	Hepyam a Назыма
	мни мира — Пабло
Хикмета. :
	КАЗАНЬ. Татарское государственное из-
дательстве выпустило на татарском языке
книгу Юлиуса Фучика «Слово перел каз-
ныо», удостоенную Международной пре-
мии мира. Подготовлены к печати и в
	скором времени выйдут сборники стихов
еще двух’ лауреатов Международной пре-
	В книге Пабло Неруды—поэма «Да ‘про-
будится лесоруб!» я эпопея «Беглен» В
	  сборнике Назыма Хикмета—его избранные
	„роизведения, среди которых освовное ме:
сто занимают стихи, посвященные борьбе