ритики перис

Великий поэт нашей STON В. Мая-
ковский, рисуя в одной своих
ньес общество будущего и И
газеты, которые будут, по его мнению,
выходить в то время, называл шутя и
«Армавирский, литературный — понедель-
Ник».

Творчество писателей краев и ей
развивается так быстро, что, право же,
литературная газета. Новосибирска или
Ростова, Свердловска или Сталинграда в
	свое время станет вполне реальной необ-
ХОДИМОСТЬЮ.
	В самом деле, сегодня советский чи-
татель назовет’ немало имен  писате-
лей, живущих в краях и областях, —
С. Бабаевекого и Г. Николаеву, А. Воло-
шина и М. Соколова, №. Седых и В. За-
круткина, И. Ликетанова и И. Василенко,
и многих других. Их творчество давно
вышло за границы тех областей, где они
проживают, оно прочно вошло в общий
фонд советской литературы.

Однако нам предетавитея совершенно
иная картина, когда мы обратимся к кри
THKAM. 3a послевоенные годы в первые
ряды мастеров советской литературы вы-
двинулось He менее двадцати областных
писателей, но мы не узнали ни одного
(буквально, ни одного!) имени местного
критика, работы которого приобрели бы
сколько-нибуль широкую известность.
	Ни одной работы, ни одного имени!
	Невольно возникает вопрос: почему
же так произошло?

Думается, что здесь есть несколько
	серьезных причин, Первая и главная из
них заключается, конечно, в том, что на-
ши критики еще не осознали вею меру
ответственности за свое делю, мало рабо-
тают над повышением своего идейного
уровня и профессионального мастерства.
	Большинство периферийных  литерато-
ров, вступивших на трудное поприще
критики, недостаточно углубленно работа-
ет над своими статьями и рецензиями,
Легко становитея на путь дилетантетва,
любительшщины,
	Выбирая наиболее легкий и, как неко-
торым кажется, наиболее «безопасный»
путь написания небольших газетных pe-
цензий, критики не пытаются писать
проблемные статьи. Немудрено поэтому,
что даже на страницах альманахов, из-
дающихея такими крупными писательски-
ми организациями, какими являются Но-
восибирская, ° Ростовская, Свердловская,
Саратовская и другие, читатель почти не
найдет серьезных критичёских работ, в
которых бы делались попытки осветить
проблемы советской литературы, проана-
лизировать пути ее радвития.
	Почти нет таких статей и на страницах
старейшего периферийного литературного
журнала «Сибирские огни», где отдел
критики и библиографии ‘поставлен
сравнительно лучше, чем в остальных
местных изданиях.

Даже относительно хорошим критиче-
CRHM статьям, опубликованным в альма-
нахах, присущ серьезный недостаток. Ав-
торы подходят к творчеству местных пи-
сателей узкообластнически.
	Вот, например, в вышедшей недавно
тринадцатой книге «Литературного Capa-
това» напечатана большая критическая
статья 0. Ильина, посвященная анализу
творчества саратовского поэта Б. Озерно-
го. У критика немало интересных, метких
замечаний о стихах поэта, о несомненных
сего достижениях. 0.. Ильин отмечает и
некоторый налет эстетекой созерцательно-
	ети, языковые погрешности и другие
	дочеты, которые мешают иоэтическому ро-
сту Б. Озерного. Но, положительно оцени-
вая статью 0. Ильина, мы, конечно, не
можем простить автору того, что творче-
	ство Б. Озерного расематриваетея 060600-
ленно, так, как будто оно существует в
каком-то  «безвоздушлом пространстве»,
вне влияния лучших мастеров советекой

ae oe

MOCEKOBCKHe
	какой заинтересованноети в их росте и
выдвижении.

В московских литературных журналах
установилось странное и Необъяснимое
правило — можно и должно работать над
улучшением рукописи прозаика или поз-
та, но только не критика. Редакции этих
журналов считают, что критик обязан
притти к ним уже в «готовом» виде, и
если статья местного критика требует до-
работки, то ее быстро и с легкой душой
отвергают.

В критико-библиографических отделах
московских журналов почти нет статей,
	В издательстве «Молодая гвардия» в
ближайшее время выходит  однотомник
произведений Николая Островского, вклю-
чающий романы «Как закалялась сталь»
н «Рожденные бурей».

В печати находится и двухтомное собра-
ние сочинений писателя, в которое войдут
не только романы, но и’ избранные статьи,
письма и речи. Оба издания иллюстриро-
ваны рисунками украинского художника,
лауреата Сталинской премии А. Резниченко.

Над иллюстрированием произведений
Николая Островского работает немало со-
ветских художников. В частности, для но-
вого издания книги «Как закалялась
сталь», подготовляемой к печати издатель-
ством «Молодая гвардия», делает иллю-
страции художник В. Минаев. Некоторые
из них экспонированы на открывшейся на
днях Всесоюзной художественной выставке
1951 года.

На фото; ‘два рисунка художника В. Ми-
наева к роману «Как закалялась сталь».
	А. КОСТАНОВ
o
	поэзии, плодотворных традиций Маяков-
	№ сожалению, 0. Ильин не является
исключением. Такие же просчеты можно
найти почти во всех статьях, напечатан-
ных в альманахах «Лон», «Литературный

Воронеж», «Уральский ‘ современник» и
IPVrux.
	  УАТОЗЬНА  урпаноо ПУЛА Пол о блю,

Неизвестно, каким 0бразом у некоторых
р у р ‘в которых рассматривалиеь и оценивались

аа и ПАС Клее колено, АША’,
	редакторов и работников местных изда-
тельств укоренилось представление, будго
В статье 0б областном авторе не должно
быть широкой постановки воптюса; стрем-
ления осветить творчество местного писа-
теля в общей связи с развитием советской
литературы.

Так, в Ростовском областном издатель-
стве редактор 1. Кащевская, ссылаясь
на опасность «ухода от основной темы»,
обычно вычеркивает в работах местных
критиков все, что говорит о малейшей
попытке связать анализ творчества писа-
теля с общими проблемами советской ли-
тературы.

Некоторые из периферийных критиков
впадают в другую крайность: они ни-
чего не говорят о местных, даже широко
известных писателях и поэтах, считая,
очевидно, что это было бы недостаточно
«академично».

Bo второй книге «Литературного Воро-
нежа» за 1951 roxy помещена болыная
статья А. Абрамова «Традиции Маяков-
ского в советской поэзии». У автора ста-
тьй интересные и меткие наблюдения над
творчеством А. Твардовского, К. Симонова,
М. Исаковского, С. Щипачева в свази ©
проблемой преемственности традиций Мая-
ковекого. Однако он ни словом не обмол-
вилея 0 творчестве воронежских поэтов.

Автор живой литературно-публицисти-
ческой. статьи «0 самом ценном и пре-
красном» И. Сотников («Сибирские
огни») говорит о произведениях советской
литературы, посвященных раскрытию те-
мы труда. Но он также обходит молчани-
ем (исключение сделано только для
А. Волошина) книги местных писателей,
й даже таких широко известных, как си-
биряки А. Кожевников, С. Вожевников,
уралец №. Мурзиди, роман которого на
производственную тему печатался в «Си-
бирских огнях».

Это непростительное равнодушие к твор-
чеетву  писателей-земляков еще чаще
можно наблюдать у местных литературо-
ведов. Некоторые из них до сих пор счи-
тают, что изучение творчества «област-
ных» писателей — дело = местническое,
«провинциальное». Но худшим видом про-
винциализма как раз и является это,
идущее от старых времен пренебрежение
к жизни родного края, к судьбе его слав-
ных сынов!

Характерно, что в сборниках научных
трудов, выпускаемых областными инети-
тутами, крайне редко печатаются статьи
о крупных писателях областей. Ни один
из членов кафедры русской литературы
Ростовского пединститута не пожелал
включить в план своей работы на бли-
жайшее пятилетие ни одной темы, посвя-
щенной творчеству  писателей-земляков.
Примерно такое же положение и в Ростов-
ском университете, научные сотрудники
которого не выпустили до сих пор ни од-
ного труда, посвященного творчеству та-
 ких больших мастеров советской литера-

туры, как М. Шолохов, А. Серафимович,
№ Тоенев.
	  Товоря о пеудовлетворительной работе
‘периферийных критиков, нельзя не заме-
	THTb, ITO B aTOM шовинны, конечно, и
московские критики.

Мы не ошибемся, если скажем, что
	московские критики не оказывают помощи
периферийным, не проявляют почти ни-
	бы работы критиков. Даже в немногочис-
ленных обзорных статьях, посвященных
областным  альманахам, 0 критических
статьях, напечатанных в них, либо вовсе
не пишут, либо отделываются одной-хву-
мя ничего не говорящими строками.

Своеобразное «первенство» здесь проч-
но удерживает редакция журнала «Зна-
мя», которая в 24 номерах за два послед-
них года поместила только две (!) статьи
о журналах и альманахах, выходящих На
местах. А ведь одних альманахов-то боль-
ше 30!

Примером пренебрежительното и фазно-
душного отношения к работе местных ли-
тераторов явился поверхностный 0630p
К. Руткиной («Знамя», 1950 г. № 8),
которая умудрилась в небольшой статье
«обозреть» 5 номеров альманаха‘ «Дон»
и по одной книге «Волжекого альманаха»,
«Литературного Донбасса» и «Литератур-
ного Воронежа». В обзоре даже не упомя-
нуты критические отделы этих альмана-
хов. °

Журнал «Октябрь» за последние два
года поместил четыре статьи `о перифе-
рийных альманахах. Две из них поевя-
щены альманаху «Прикамье» и в обеих
ничего не сказано о критике. На мой
взгляд, принципиально важно появление
Ha страницах журнала «Новый мир»
статьи поэта М. Исаковского — далеко на
бесспорной по содержанию, — в которой
он внимательно разбирает работу местного
критика Ф. Самарина, напечатанную в
«Пензенском альманахе». В сожалению,
это пока единственный случай.

Решительно никакой помощи не охазы-
вает периферийным критикам и комнесия
по критике и теории литературы Союза
писателей,

Во взаимоотношениях между критиками
московскими и периферийными нужен ре-
шительный перелом. Тесная творчоскал
связь москвичей и местных критиков мо-
жет и должна стать обоюдно полезной.

Воренным образом следует перестроить
работу комиссии по критике и теории ли-
тературы Союза писателей. Необходимо
руководству этой комиссии и ео членах
серьезно познакомиться се работой нанбо-
лее способных периферийных критиков,
систематически устраивать -обсуждиние их
наиболее значительных работ в Москве
или на местах.

Равнодушию редакций толетых журна-
лов к местным литературовелам и крити-
ЪЗМ необходимо положить предел.

А. А, Иданов на дискуссии по кните
Г. Александрова говорил: «Инетитут фи-
лософии., по-моему. предетавляет довольно
	безотрадную картину; он не объединяет
работников периферии, не связан @ ними,
a потому не являетея на леле учреждени-
ем союзного характера. Провинциальные
философы предоставлены самим себе, а
они представляют, клк вилите, больную
силу, к сожалению, неиспользованную».
	Думается, что эти слова мы вправе в
полной мере отнести и к провинциальным
кпитивам и етоличным журвалам.
	30 многих краях и областях нашей
необъятной Родины можно найти способ-
ных критиков. Надо только эти силы вы-
являть лучше, значительно лучше opra-
низовываль и воспитывать“
	РОСТОВ-на-ДОНУ
	оч:

еже ннь

ооо ныые

УТУТТРТТЕТ

БЕЗДЕИСТВУЮЩАЯ КОМИССИЯ
	Развитие теории литературы и литера-
турной критики — кровное дело Союза
советских писателей. Эту важную задачу
призваны решать секретариат союза, пе-
чатные органы, творческие секции,

Но, кроме того, в Союзе советских пи-
сателей есть организация, прямой и
непосредетвенной задачей которой явля-
ются разработка теоретических — вонро-
сов социалистического реализма,  органи-
зация литературно-критической деятельно-
сти писателей и критиков, изучение и
обобщение опыта советских литераторов.
Речь идет о комиссии по теории литерату-
ры и критике,

В уставе Союза советских писателей
записано, что одной из задач союза яв-
ляется «дальнейшая теоретическая разра-
orga проблем социалистическото реализ-
№» и ЧТО решается эта задача «с0-
зданием специальной научной литерату-
ры, постановкой научных докладов, диспу-
тов, конкретным изучением творчества пи-
сателей и критическим разбором их про-
изведений».
	‚ Очевидно, что вместе с творческими
секциями эту важную задачу должна ре-
Math комиссия по теории. литературы и
критике, которая является первым помощ-
ником секретариата в постановке и изуче-
нии вопросов теории и критики.

Что же представляет собою комиссия по
теории литературы и критике Союза co-
ветеких писателей, в чем состояла ее дея-
тельность в истекающем 1951 году?

Факты ‘показывают, что комиссия эта
влачит жалкое существование, что она не
выполняет своих прямых задач, хотя не-
посредственное наблюдение за ее работой
возлагалось на А. Фадеева и А. Суркова.

Основная задача комиссии состоит в
том, чтобы выдвигать важнейшие, наибо-
лее актуальные вопросы теории и ортани-
зовывать литераторов Ha наиболее нлодо-
творное решение этих вопросов. Это
можно сделать лишь в том случае, если
комиссия будет кренко связана е творче-
скими секциями Союза советских писате-
лей. Однако комиссия по теории литерату-
ры и критике не связана с творческими
секциями.
	Бажная задача комиссии заключается и
в том, чтобы решать вопросы теории и
критики совместно с печатными органами
(оюза советских писателей. Но и с литера-
турными журналами комиссия не сумела
установить деловой связи. Дело ограничи-
вается тем, что члены комиссии оповеща-
ют редакции журналов © предстоящих
заседаниях и легко мирятея с тем, что
редаклюры п члены редколлегий не при-
холят на эти заседания.

Комиссия по теории литературы и кри-
тике существует при Союзе советских пи-
сателей, следовательно, в поле ее зрения
должна быть работа критиков не только
Москвы, но и периферии. Между тем ко-
миссия не знает о том, как работают лате-
	московскими критиками. Так. комиссии по-   шание. писателей Урала по вопросам ли-
	тературной критики и многое другое...
	Все это осталось на бумаге. Вопросами
теории комиссия не занималась. То новое,
что волновало и волнует советских лите-
раторов, проходило часто вне внимания ко-
миссии. Достаточно сказать, что комиссия
по теорни литературы и критике никак не
реагировала на такое важное событие
в нашей литературной жизни, как статья
в <«Правле»—«Против идеологических из-
вузшений в литературе».
	Причины неуловлетворительной работы
комиссии состоят в TOM, прежде всего,
что секретариат и правление Союза писа-
телей, по существу, не занимались дея-
тельностью комиссии и передоверили py-
KOBOICTBRO ею... самим работникам комис-
сии. Неправильное отношение секрета-
риата и правления к работе комиссии от-
ражает недостаточную заинтересованность
руководства Союза писателей в развитии
теории.

Секретариат Союза писателей, секретарь
правления А. Софронов не сумели уком-
плектовать комиссию квалифицированными
кадрами. В феврале этого года  секрета-
pyar CCU, объединив комиссию по теория
литературы и критике с комиссией по пе-
чатным органам, утвердил ее председателем
Н. Маслина, который безответственно от-
несся к порученяому делу и несколько ме-
сяцев назад был освобожден от работы.
Казалось бы, слёдовало извлечь серьезный
	урок из этого и приложить все усилия в.
	тому, чтобы укомплектовать комиссию тео-
ретичесви подготовленными  деятельными
работниками. Однако до сих пор в комис-
сии нет председателя, одного заместителя
предселателя и двух консультантов.
	Беззаботность, проявленная секретариа-

том ССП в подборе кадров комиссии, не-
сомненно, отрипательно повлияла на CO-
стояние теоретической работы в Союзе пи-
	сателей. Но дело не только в этом. Чле-
ны секретариата и правления ССП не пы-
аются созлать вокруг комиссии обще-
ственный актив писателей и критиков, без
которого немыслима подлинно творческая
работа. Ише в 1949 году секретариат ут-
вердил состав комиссии, в которую вошли
многие опытные критики. Однако они Fk
работе не привлекаются, и комисеия пре-
вратилась в маленькую группу, оостоящую
из нескольких пилатных работников, огра-
ничивиих свою деятельность  подготов-
кой тех или иных материалов для секре-
тариата.
	Большие задачи, стоящие перед Союзом
советеких писателей в области теории со-
цналистического реализма, в области раз-
вития литературной критики, настоятельно
требуют, чтобы секретариат союза уделял
неослабное внимание работе комиссии по
критике, принял решительные меры к TO
му, чтобы в наступающем году она реши-
тельно улучшила свою. работу.
		просту неизвестно, чем занимаются ORONO
сорока критиков-москвичей, членов Союза
писателей.

замкнутость, отгороженность от лите-
ратурной жизни страны -— вот что ха-
рактеризует. комиссию по теории литера-
туры и критике.

Комиссия обсудила статью В. Щербины
«За правдивое освещение творчества
В. Маяковского», опубликованную в
«Правде»; приняла участие в работе 2-го
Всесоюзного совещания молодых писателей
и творческих конференций нисателей Юга;
участвовала в обсуждении критических
работ во время недавней декады  узбек-
ской литературы и искусства; обеудила
новые монографические книги, посвящен-
ные советеким писателям; обсудила рабо-
ты, выдвигаемые Ha соискание Сталин-
ской премии.

Большинство этих обсуждений прошло
на низком теоретическом уровне. Достаточ-
ко сказать, что комиссия ухитрилась в
один вечер обсудить семь монографий о
советских писателях. Естественно, что в
результате такого обсуждения не были вы-
яенены конкретные достоинства и недо-
статки новых книг, не. был решен и весь-
ма важный вопрос о типе  монографиче-
ской работы. Следует отметить, что на
заседаниях редко собирающейся комиссии,
как правило, отсутствуют многие крити-
ки, давно и плодотворно работающие в ли-
тературе.

Коренные вопросы теории социалиети-
ческого реализма и основные явления во-
ветской литературы 1951 года осталиеь
вне поля зрения комиссии по теории ли-
тературы и критике. Между тем, если
посмотреть многочисленные либо дублиру-
ющие, либо отменяющие друг друга пла-
ны работы комиссии, TO в них можно
	наити немало важных проблем советской
литературы, Roroppie намеревалась решать
ROMACCHST.
	Так, предполагалось изучить воирое о
языке художественной литературы в свете
трудов И. В. Сталина по языкознанию,
организовать обзоры вышедших статей и
определить дальнейнгие задачи печатных
органов ССП в этой области. Вомиссия на-
меревалась изучить вопрос о том, как раз-
рабатываются проблемы социалистичеекого
реализма, художественного мастерства в
толстых журналах и «Литературной газе-
те». В планах значатся такие  воро-
сы, как «Проблема революционной ро-
мантики в советской литературе», «Мно-
тообразие творческих направлений в с0-
временной советской литературе», «Новые
конфликты в произведениях современной
советской литературы», «Проблема нацио-
нальной формы в литературе». Вомиссия
предполатала обсудить новые книги о Мая-
ковском, совместно с творческими секция-
ми обсудить произведения 0 великих
стройках коммунизма, провести совместно
	-_
			раторы в краях, областях и республиках.   с комиссией по работе с русекими писа-

Е БАНЕР
	Впрочем, не многим лучше и ее связи с
	телями краев, областей и республик сове-
		нас высшую, сихпатичаь
роетое чело-   остроумный,
	Упрек этот следует отнести не только
К образу: команлующего.
	Отрастного порыва нашей армии вперед,
порыва людей, не щадящих жизни ради
разгрома врага, ради освобождения своих
братьев и сестер, Фадеев, к сожалению,
не показал с той силой таланта, с какой
он показал и страстную борьбу наших
людей под пятой немецкой оккупации, и
их страстную жажду освобождения.

Очевидно поэтому страницы, посвящен-
ные наступлению нашей армии (среди ко-
торых есть немало хороших), все же в це-
лом не выразили ни всей мощи настукле-
ния, ни всей его сложности, ни всех пре-
пятствий, стоявших на его пути, ни всего
того громадного напряжения морзльных и
физических сил, при помощи которого ар-
мия преодолевала эти препятствия,

В этих главах нехватает целостности.
В них есть места, где в общей форме го-
ворится о грандиозности и силе насту-
пления, но эти грандиозность и сила не-
достаточно воплощены в художественных
образах, через людей, через цепь их по-
ступков, направленных к достижению
победы.

Должно быть поэтому в иных местах
художественную картину происходящего
заменяют только краткие сведения о про-
исходящем. «Теперь бойцы наступали в
полной темноте. Командир батальона, ко-
торый лично возглавлял эту операцию,
как только противник открыл огонь, вы-
нужден был пойти в атаку с теми группа-
ми, которые были у’ него под рукой, а
главные силы были еше на подходе. Бой-
цы ворвались на этот хутор, группа Вают-
кина проникла довольно глубоко по улице
и завязала бой за здание школы».

В этих фразах, право же, трудно узнать
писательскую руку Фадеева.

В главах, посвященных наступлению ар-
мии, есть ‘ряд торопливо-очерковых мест.
Надо заметить, что несравненно реже, но
все же, кое-где нарупгая богатую художе-
ственную ткань повествования, такие ку-
сочки сухих сведений, подменяющих пове-
ствование, попалаютея и на других стра-
нинах романа. В торопливо-очерковом тоне
рассказывается, например, о действиях от-
ряда Туркенича в самом конце романа.
`Ееть такие же поверхностные места в
29-й ив 37-Й главах романа, где речь
идет о действиях партизанских отрядов
под руководством Проценко.

«Партизанский отряд Ивана Федоровича
действовал сам по себе, действовал He-
	3 Роман «Молодая гвардия»
® глубоко задевает и ум`и сердце
человека — это добрая, сильная и правди-
вая книга.
	Но, полюбив эту книгу, с чувством бал-
тодарности закрывая ее после чтения,

нельзя не сказать и 0 тех ее страницах,
что оказались не на уровне всей книги,

ниже ее, слабей.
	Б последней части романа, как в пер-
вом его издании, так и в нынешнем, Ha-
ступающая Советская Армия не показана
с тою силой таланта и глубиной проник-
новения в жизнь и души людей, каких
вправе ждать от Фадеева его читатель, уже
знакомый со многими превосходными стра-
нипами «Молодой гвардии».
	Если Проценко, Лютивов, люди, напи-
санные в романе с большой силой, закон-
но олицетворяют большевистское подполье,
то генерал, по прозвищу «Колобок», не мо-
жет, на мой взгляд, олицетворять собой тип
советското военачальника. И думается, де-
ло тут не столько в неудачном прозвище
или в том, что, пытаясь его мотивировать,
Фадеев неудачно объясняет, что генерал
«рокатился сначала во главе этой же ди-
визии, потом армии по пятам противни-
ка...» и что «впрямь катился он, как
колобок».
	Вся надуманность этого сравнения ста-
нет вполне очевидной, если на минуту со-
поставить его с реальной картиной тяже-
лых боев зимы 43-го года, CO взломом
многих линий немецкой обороны, © движе-
нием в снега, в холод, в. распутину
по пятам севирепо огрызающегоея врага,—
какой ужстут в самом деле колобок!
	Но главное не в этом. Главное в том,
что, найдя для большинства своих героев
решающие черты их жизненного поведения
и эти решающие черты выведя па первый
план, — здесь Фадеев для образа коман-
дующего не нашел таких решающих черт.
	Мы узнаем, что генерал — хоропгий,
сихпатичный человек, что он тактичный,
остроумный, что он сердечный. y3-
наем разные подробности его внептноети и
его военного быта. Но он до обидного ма-
ло показан в самом главном, в том. как
он велет в наступление армию, как коман-
	` дует ею. как ломает оборону поотизника,
	наконец, Какими нгимоверными усилиялун
ума и воли он стремится сделать в”е, что
в его власти. чтобы приблизить. часы oc-
вобожления Враенолона и десятков других
	ТАКИХ же городов, Езк Враснодон.
	Что бы мы ни вспомнили и какой бы
пример ни взяли, — это всегда так.

Вспомним войну, в которой наше социа-
листическое государство одержало победу
над силами фапгизма, и в результате не-
только наша’ родина осталась независимой
и свободной, но стал независимым и сво-
бодным от ига фашизма народ демократи-
ческой Германии.

Возьмем возникшие на земном шаре по-
сле войны демократические государства
нового типа, где свобода восторжествовала
над бесправием и тде светлое братство
народов торжествует над темными пере-
житками национализма.

Наконец, подумаем о борьбе за мир, где
в глазах любого честного человека до та-
кой степени наглядно столкнулись силы
мира и силы войны, силы добра и силы
зла. И так явно силы добра возглавлены
борцами за” новый социалистический строй
на земле,’ а силы зла — людьми, от-
стаивающими звериные принципы старого
мира.

Герои Фадеева -—— не добренькие, а до-
брые, и во имя этого добра они активно
действуют, полнее ‘всего выражая себя
именно в борьбе. Они не просто жертвуют
своими жизнями, —— они в неутасимой. не-
навистью уничтожают силы зла.

Во имя доброго будущего человечества
воюют герой «Молодой гвардии», вешают
предателя, сжигают фашистский штаб,
убивают фашистов. Отсюда и тот особый,
новый, небывалый характер трагизма, ко-
торый есть в этой кончающейся смертью
большинства ее героев и в то же время
жизнеутвержлающей, светлой книге.
	Человеку дана одна жизнь. это старые
слова, однако их всегда следует снова вспо-
минать, когда речь идет о гибели люлей, и
даже не многих людей, а всего одного че-
ловека. у которого веего одна жизнь.
	В «Молодой гвардии» в конце романа
гибнут десятки людей, одни из которых
нам полюбилиеь, другие восхитили нас,
наконен, третьи вызвали у нас высшую
степень восхищения, то есть простое чело-
вечоекое желание быть похожим на их.

Фадеев в «Молодой гвардии» сумел по-
казать не только то, как герои романа
умирают во имя победы, но и 19, как
много сделали они для победы правого де-
ла, как оптимистичееки они верят в эту
победу. Нменно это и придает  сзетлый
облик роману, в котором сплетено так мно-
го трагических судсб, как, может быть, ни
в одном произведении нашей литературы.
	плохо. Б первые же дни отряд разгромил
в открытом бою несколько мелких подраз-
делений войск противника. Партизаны ис-
требляли отставших солдат и офицеров,
жгли цистерны с бензином, захватывали
обозы, ловили в селах немецких админи-
страторов и казнили их. Сведений о дей-
ствиях других отрядов все еше не посту-
пало, но Иван Федорович догадывался, что
и другие отряды начали неплохо — по
изустной молве».

Если бы это место было обобщением
многих картин, уже нарисованных до
этого художником, то оно могло бы ий не
‚вызвать возражений. Но это не есть 0боб-
щение уже нарисованных картин, это есть
подмена их краткими общими сведениями,
& такая подмена, разумеется,  неполно-
ценна. - Е
	Судя о романе с позиций того больпого
целого, что удалось создать художнику.
	нельзя не сказать 06 этих недостатках.
	mK He
	оказывается, они неотрывны от мыслей,
порожденных чтением романа.
	Думая о будущем, одновременно чув-
ствуешь это будущее в той золотой. рос-
сыпи новых драгоценных качеств и черт
	нового человека, которые отличают героев
«Молодой гвардии» и которые в новой ре-
дакции романа приобрели большую выра-
зительность, отчетливость.

Вспоминая образы тероев «Молодой гвар-
дии», думаешь о характере молодого с0-
ветского человека вообще, о том. как под
могучим влиянием партии развивается
этот характер, пройдя через испьгания
войны, через трудности послевоенного вос-
становления, закаляясь в борьбе за по-
строение коммунистического общества.
	И в то же время чувства, навеянные
чтением книги, неразрывно связаны с вие-
	чатлениями 0 неповторимых драгоценных
похробностях, связанных © обзянием аич-
	ности застенчивого и твердого, как сталь,
Вани Земнухова или отчаянного в своей
непоколебимой самоотверженности Сережки
Тюленина.
	Роман рождает мысли 0 силе нашего
общества, о непреклонной силе советоких
людей. Но в то же время он рожласт У
читателя ощущение себя самого, как ча-
стицы этой силы. Благородные поступки
тероев романа заражают своей чистотой,
цельностью, мужеством, и хочется сде-
латься лучше, чем ты есть, и каждый чув-
ствует себя способным на. это, ибо глубо-
чайшей верой в силу советских людей
заряжен весь роман.

Фадеева, как художника, отличает при-
стальное внимание к душевному миру че-
ловека. соехиненное с верой в красоту че-
	ловеческой души, в могущество доброй
человеческой основы, которая побеждает в
‘настоящих людях все незначительные,
	мелкие и дурные частности.
	следние часы перед смертью. Ради этого
будущего они среди страшного зла 0з-
шислекой оккупации совершали множество
поступков, почти каждый из которых
трозил смертью, то есть невозможностью
самии увидеть будущее. Однако они
nee же совершали эти поступки, по-
TOMY чю HX мысли © будущем —
0 коммунизме — были неразрывны 6
коммунистическим характером их дея-
тельности. с новым пониманием личного
счастья. как счастья выполнить общест-
венный долг,

Й здесь же рядом рождается вторая
мысль — о высоте идезлов советских лю-
дей, и при том самых разных людей —
будь то комсомолец Олег Кошевой, беспа-
тийная Mama Шубина, или руководи-
тель подпольного райкома Лютиков. Как
не подумать здесь о небывалой силе при-
мера для всего человечества, заложенной
во всей деятельности советских людей и
в дни мира и в дни войны, в дни счастья
н в дни испытаний! В гордости советской
литературы, эта сила примера заложена
и во всех тех книгах, что правдиво и та-
лантливо рассказывают о деятельности
	советских людей.

06 этом думаешь, вспоминая мнотие
сдены «Молодой гвардии», в частности, ее
последние трагические главы. Несколько
десятков советских юношей и девушек жи-
вут в тюрьме, подвергаясь пыткам, в пред-
дверии казни. Казалось бы, нельзя приду-
мать другие условия, более способные раз-
общать людей, чем эти, когда у каждо-
	` 10 — свое горе, евоя боль, своя мысль 0
	смерти. Но писатель показывает, что C0-

Вехкие юноши и девушки в этих предель-
но разобщающих людей условиях остаются
коллективом, И дело не в том, что тюрь-

ма без одиночных камер. и они сидят вме-
сте, а в том, что они вместе думают, вме-

сте сопротивляются и, уже не надеясь на
жизнь для себя, вместе надеются на буду-
щее для других, вместе верят в бессмертие
того целого, малую частицу которого в их
лице физически убивают немпы.

Вепоминая эти и лругие главы романа,
	думаешь о силе советского общества,  CO-
стоящего из миллионов людей, таких же

рядовых, как многие герои «Молодой гвар-
дии», но и столь же способных на 6бес-

смертные дела перед лицом испытаний.
	O60 всем этом думаешь, читая «Моло-
	ую гвардию
	Й тут же проверяешь cBOH чувства.
	Всть в романе Алекхандра Фадеева ред-
кий сплав душевного опыта и душевной
молодости. Именно поэтому удивительное
по силе лирическое отступление о мате-
ри или отступление о друге, написанные
одновременно и от имени пятнадцати лет
и от имени пятидесяти, — в свою. оче-
редь адресованы и к я и
к пятидесятилетним.

Именно поэтому с такой естественностью
автор перевоплощается в Сережку Тюле-
нина и с доброй улыбкой отеческой опыт-
ности в то же время как бы разделяет
всю взрывчатую непосредетвенность се-
режкиной юности.

Rat драгоценно, прожив большую
жизнь и научившись глубоко понимать
людей, тоже проживших болыпую жизнь,
таких, как Дютиков, в То же время не
разучиться понимать юношей, только еще
вступающих в жизнь, как Кошевой. И не
только не разучиться, а, напротив, уметь
их понимать глубже, лучше, чем когда бы
то ни было.

Душевный опыт в соединении с душев-
ной молодостью — это не только редкий
и благородный сплав, но сплав, драгоцен-
ный для писателя, сплав, который говорит
и о силе души, и о силе таланта, еллав,
за которым вилить будущие книги.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 151 22 декабря 1951 г.
	Такая вера отнюдь не есть отвлечениое
прекраснодушие, а результат взглядов пи-
сателя на жизнь, неколебимой убежденно-
сти в победе нового и светлого коммуни-
стического мира над обветшалым и гряз-
ным миром капитализма. Это вера в побе-
ду добра над злом, — я He боюсь употре-
бить эти общие слова, ибо они так напол-
нены сейчас совершенно конкретным C0-
держанием, что где бы ни сталкивалось
ныне новое со старым, это столкчовение
всегда можно с полным правом. расематри-
вать, как столкновение добра со злом, вы-
conoro с низким, светлого с темным.