Братья Васильевы

ПОХОД ВОРОШИЛОВА

Авторы знаменитого Чапаева и Волочаевских дней заслуженные деятели искусств Братья Васильевы работают сейчас в студии Ленфильм над киноэпопеей об исторических днях гражданской войны.
Они одновременно снимают две картины — Поход Ворошилова и Оборона Царицына, которые связаны общим сюжетом и общими героями.
Фильм Поход Ворошилова расскажет о героическом 800-километровом переходе V Украинской армии под командованием К. Е. Ворошилова из Луганска в Царицын.
В фильме Оборона Царицына будут воссозданы героические эпизоды защиты столь важного для молодой республики города. Под непосредственным руководством товарища Сталина Красная Армия с честью выполнила эту задачу.
Центральными в обоих фильмах будут образы И. В. Сталина (роль исполняет артист М. Геловани) и К. Е. Ворошилова (роль исполняет артист МХАТ Н. Боголюбов).
В главных ролях киноэпопеи заняты также народный артист республики Б. Бабочкин, заслуженный артист республики М. Жаров, заслуженная артистка республики В. Мясникова и другие.
Ниже печатаем отрывок из сценария Поход Ворошилова.
...Засовывая на ходу в планшет какие-то карты, в просвет вышел Воро
шилов. Позади него Руднев, Пархоменко, Щаденко и пожилой мрачный человек в фуражке путейского инже
нера — Бахвалов. Ворошилов опустил
ся на одну ступеньку и остановился, обводя глазами притихшую толпу... Взгляд командира остановился на соседней платформе. Там из-под наки
нутого брезента торчали дула двух трехдюймовок...
— Эти орудия, — широким жестом указал на них Ворошилов, — и еще двадцать семь пушек, которые мы
везем с собой, завтра будут громить нас! — резко, отчетливо произнес он.
Наступила полная тишина.
— И все наши запасы военного снаряжения обрушатся на нашу же го
лову!.. Согласны? - бросил Ворошилов в толпу и (тут в его глазах мелькнули какие-то веселые, задорные искорки) четко закончил: — Кто за это, подымай руку!
Толпа всколыхнулась... но ни одна рука, конечно, не поднялась.
Кто-то гpомко хихикнул:
— Эка, завернул командарм!
И сразу посыпались возгласы. — Расчету нет!
— Неинтересное дело!
И вот уже хор голосов сливается в мощное:
— Не согласны!
— И я не согласен!
Поднял руку Ворошилов, и в голосе его загремели стальные нотки:
— ... А так будет!.. Если сделаем, как кричат паникеры!..
— И провокаторы! — ввернул Щаденко.
— И провокаторы!...— подхватил его реплику командарм, — если бросим здесь наши эшелоны и пехом дви
немся к Царицыну. Да и дойдем ли пешком — еще вопрос... А вот, что не вопрос, а факт — тогда погибнут десять тысяч наших беженцев — женщин, детей и стариков, и все запасы военного снаряжения, которые мы здесь оставим, обратятся против нас!.. Ясно?
Ворошилов приостановился, оглядывая толпу...
— И этого я как командир армии и большевик допустить не могу! — решительно закончил он.
Коренастый матрос деловито шагнул вперед:
— Ну, так чего ж делать-то будем, командарм... Мост-то Митькой звали?.. Значит...
— Значит надо сохранить оружие,— подхватил Ворошилов, — и соединить наши силы с царицынским гарнизоном!
— А мост? — выкрикнули из толпы. — А мост починим, — кивнул Воро
шилов и обернулся к Бахвалову. — Вот и инженер нам уже расчет сде
лал... Фундамент и прочее также. Вер. но, Бахвалов?
Бахвалов промычал что-то весьма неопределенное, но Ворошилов удовлетворенно кивнул головой и уже тащил его за рукав:
— Пошли к мосту!.. Время дорого. Толпа расступилась, давая дорогу,
и снова сомкнулась за командирами, двинулась за ними к рухнувшей ферме моста.
У вагонной подножки коренастый матрос ехидно ворчит, обращаясь к толпе:
— Вот и все ясно, понятно!.. А ты... Мартын упрямо тряхнул головой:
— Товарищ командарм объяснил то же самое, что и я... только слова другие!
У самого обрыва, где торчали загнутые взрывом концы рельсов, остановились командиры. Поодаль, на бе
регу разместились, как в амфитеатре, заинтересованные «зрители» — сопровождающая их толпа.
Ворошилов присел на корточки и заглянул вниз...
Там, на страшной глубине лежали остатки взорванной фермы. Вороши
лов покачал головой и повернулся к Бахвалову:
— Сколько?
Бахвалов еще раз взглянул вниз и вздохнул:
— Высота здесь от уровня воды 54 метра!
— Да я не о том, — отмахнулся Ворошилов. — Я спрашиваю, сколько ты думаешь провозиться?
Бахвалов снял фуражку, обтер платком лоб:
— Если бы ты спросил меня до революции, то, честно говоря, полгода!...
— Что-о?! — привскочил Ворошилов. — ...но, принимая во внимание об
становку, недели в четыре построим,
пожалуй — надо построить! — заключил Бахвалов.
Ворошилов пристально посмотрел на него:
— Не хвастаешь?
— Нет!.. — уже совсем твердо ответил инженер.
Ворошилов вдруг прищурился:
— А по-большевистски — в две недельки?
— Это же не серьезно, — покрутил головой Бахвалов и опять тяжело вздохнул. — И вообще пятьдесят четыре метра для деревянных сооружений высота почти невозможная.
— Но, вот тебе, невозможная!.. Инженер! — поддел его командарм.
Бахвалов развел руками:
— Так ведь материал, скажем, деревянный брус, имеет свой предел сопротивления!
— Э-э... Нет! — воскликнул Ворошилов. — Материал точно так же должен подчиняться революции!.. Тут ты меня не переубедишь!
Бахвалов несмотря на свою обычную мрачность рассмеялся.
В этот момент на берегу в толпе что-то произошло...
Люди повскакивали с мест и что-то возбужденно кричали, показывая друг другу на противоположный берег... Кое-кто схватился за винтовки и уже щелкал затвором.
Ворошилов и Бахвалов обернулись. На том берегу, ворча сильным мотором, прямо к берегу двигался броневик «Остин».
Ворошилов схватил бинокль.
Теперь видно, как броневик свернул на мост, и можно прочесть на его башне: «Коммуна».
Броневик прошел по мосту и, дойдя до зияющей бездны сорванного пролета, остановился. Хлопнула бронированная дверца, из броневика выпрыг
нул человек в черной коже. Человек подошел к самому краю обрыва и, приложив руки ко рту, крикнул:
— Командующего армией товарища Ворошилова!
Ворошилов поднял руку: — Есть, Ворошилов!
Человек взял под козырек и еще больше форсируя голос, прокричал:
— Прибыл из Царицына от товарища Сталина в ваше личное распоряжение!
Мощное «ура» было ответом на его рапорт. В воздух летели кепки, папахи, плетки. И лес рук поднялся, приветствуя посланника Сталина зажатыми в них винтовками и шашками.