Проф. Л. Сухаребский

СТЕРЕОКИНО И МЕДИЦИНА

Стереоскопическое кино открывает новую страницу в научно-педагогической кинематографИИ. С самого на
чала применения кино как
учебного пособия педагоги отмечали дефектность пло
скостных изображений. Они не давали возможности пра
вильно познать объемную форму изучаемого объекта. Стереоскопическое кино позволит зафиксировать объем
ные данные исследуемого предмета во всем его своеобразии, с выявлением всех его особенностей.
Изобретение Иванова особенно будет ценно для производства фильмов о хирур
гии. Сама техника любой хирургической операции требует «глубинного представления» об отдельных ее эта
пах. Стереокино убедительно и точно познакомит студентов со всеми тонкостями хирургической техники.
Определение объема инородных тел в организме, формы и взаимоотношения опухоли с нормальными тканями и т. д. — все это на пло
скостном экране теряло свои отчетливые очертания, и лишь стереоскопическое кино даст возможность правильной проекции объектов.

Л. Славин

50 минут в мире будущего искусства

Даже днем, в будни, еще на улице, вокруг кинотеатра «Москва» та атмосфера праздничности, которая обычно сопутствует премьерам. Подле кинематографа — никогда не убывающая толпа чающих попасть внутрь. Аншлаги. Билеты распроданы на несколько дней вперед.
А между тем сеансы стереокино идут уже две недели. Но это действительно премьера — премьера нового искусства.
Интересно выглядит публика, не совсем обычно. Люди словно немного взволнованы: что же произошло с нашим
старым любимцем кино? Зритель входит, охваченный той острой любознательностью, которая так типична для советской публики.
Несколько необычная обстановка еще больше подстрекает эту любознательность. Проспекты, рекомендующие посетителю отыскивать позицию наблюдения, «медленно перемещая голову слева направо». Заманчивые чертежи и схемы, развешенные в фойе. И этот необыкновенный черный экран с сияющими дугами.
Наконец в зале темнеет. Появляется титр. Вздох удивления: титр висит перед экраном. А позади него бегут морские валы. Зритель настораживается. В этом море есть что-то, отличающее его от обычного кинематографического моря. Ах, вот что: ощутимо расстояние, разделяющее волны. Нужно несколько времени, чтобы привыкнуть к этой новой реальности.
В зале усиленные «шевеления: поиски «позиций».
Наконец публика замирает от удивления перед развертывающимся зрелищем и из боязни потерять «позицию». Все сидят неподвижно, перешептываются, не поворачивая головы. И только не
сколько неудачников ер
зают в креслах, ворчливо отыскивая «точку зрения».
Впечатление от первых кадров: мы снова как буд
то вернулись в детство кинематографии. Для мно
гих это значит и в свое детство.
Вы помните эти первые шаги кино лет тридцать назад, такие робкие и наивные: курица клюет
зерно, девочка прыгает через скакалку. Немного нужно было тогда, чтобы
восхитить нас: правдоподобие движений.
Стереокино тоже пробует свои силы на простейших вещах: полеты птиц, мячей, игра на арфе.
Постепенно, однако, впечатление несовершенства, лабораторности исчезает. Начинают происходить необыкновенные явления. Птицы порхают с экрана в зал и обрат
но. В публику летят мячи с такой реальностью, что люди шарахаются. В зале торчат ветви куста, растущего на
экране. Над головами зрителей повисает трос, уходящий на экран, и впечатление такое, что трос этот тянется от задней стены зала, из-за наших спин.
Временами кажется, что самый воздух, наполняющий зал, превратился в экран, и всюду могут возникать движущиеся и звучащие изображения.
Теперь мы видим: этот удивительный экран имеет две глубины: назад и вперед, в перспективу и в зрительный зал.
Таким образом пространство зрительного зала не отделено от экрана. Это кажется самым замечательным свойством стереокино. Действие оттуда непрерывно переходит сюда и обратно.
Большего слияния зрелища и зрителя нельзя себе представить. Впервые в ис
тории зрелищного искусства исчезла граница — будь то рамка экрана или рампа сце
ны, которая всегда отделяла представление от публи
ки. Трудно вообразить даже, к каким эффектам в искусстве это может привести.
Композиция кадра, повидимому, должна будет резко измениться. В кадр входит воздух, третье измерение, и это существенно меняет его структуру.
Действительно, в плоскостном кино много усилий идет на поиски глубины.
Изобретаются вторые планы, панорамы, ракурсы и т. д.
Посредством всего этого стараются возместить отсут
ствие воздуха в плоскостном кино, создать подобие глубины, суррогат третьего изме
рения. В объемном кино эти поиски прекращаются. Глубина дана самим существом нового искусства.
Насколько удалось заметить, движение в стереокино воспринимается иначе, чем в плоскостном. Там движение к зрителю и от зрителя передается тем, что дви
жущаяся фигура соответственно растет или уменьшается. Таким образом, расстояние постигается умственно, через вторичные признаки. В стереокино расстояние воспринимается объемно, непосредственно, так сказать из первых рук, и все впечатления поэтому живее, острее, пожизненному свежи.
На сеансах стереокино вспоминаешь, что кино еще очень молодое искусство, наш ровесник. Только несколько лет назад оно зазвучало. Сейчас оно завоевывает воздух и цвет. На наших глазах оно приобретает свою технику.
Пройдет немного времени и картины, которые мы увидим на экране, по своему потрясающему жизненному правдоподобию станут неотличимы от самой жизни.
Зритель чувствует это уже сейчас — по первым фрагментам стереокино. После сеансов много толков и разговоров. И у всех приятное сознание, что это поразительное изобретение — дело рук нашей советской техники.
Дзига Вертов
Режиссер
ПЕРВЫЙ ШАГ
Объемное изображение, разрушение границ между зрительным залом и экра
ном, новое представление о крупных, средних и общих планах, новые возможности сценариста, режиссера, опе
ратора, художника — все это сильно волнует воображение, когда думаешь с будущем кино.
Нельзя не чувствовать благодарности к изобретателю С. Иванову за этот первый, трудный шаг новорожденного.
Как и каждый ребенок, он вначале будет ходить на четвереньках, а потом вы
прямится и зашагает крепко и уверенно.
А. Разумный
Режиссер

возможности нового кино

Несколько лет назад, когда родилось и вышлю из лабо
ратории советское звуковое кино, далеко не все возможности его были сразу оценены по достоинству. Творческие работники кино из всего богатого арсенала вырази
тельных средств звукового
кино использовали вначале лишь простейшие: герои
первых звуковых фильмов много говорили, ОХОТНО, при каждом удобном и неудоб
ном случае, пели, так же охотно слушали музыку.
Родилось советское стерео, скопическое кино. Надо сра
зу же позаботиться о том, чтобы в первых стереоскопических лентах, а их надо на
чать делать сейчас же, не была использована, по приме
ру звукового кино, лишь простейшая возможность: «выводить» людей и предметы в зрительный зал или удалять их от зрителя.
Стереоскопическое кино — путь к новому, синтетическому искусству, обогащаю
щему палитру художника новыми, богатейшими средствами творческого воздейст
вия. Звук, цвет, объем несут конец плоскостному чернобелому искусству кино наших дней.
Советское кино должно стать ведущим и в новой области искусства.
Изобретение С. Иванова — художника и инженера — открывает перед нами поистине ничем не ограниченные, блестящие перспективы.
М. Донской
Режиссер
ПОБЕДА
ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
Даже то не совсем совершенное зрелище, которое мы видели, убедительно говорит о колоссальных перспективах кинематографии.
Решение технических задач, утверждающих стереокино, перед нами продемонстрировано. Первый стерео
фильм — это показ приемов стереоскопии. Задачи худо
жественного порядка в нем еще не поставлены. В фильме победил изобретатель.
Сейчас нужно говорить о художественном освоении возможностей, открытых стереоскопическим кино. Художественный стереофильм должен подчинить новые изобразительные средства идейно-творческим задачам.
В ближайшие годы предстоит усовершенствовать экран, чтобы зрителю не нуж
но было искать точки для восприятия стереоскопического эффекта.
Изобретатель стереоскопического кино С. П. Иванов
Фото С. Шенфельда
Кадр из стереоскопического фильма Концерт. Арт. В. Яхонтов
Кадр из стереоскопического фильма Концерт. Арт. Г. Немченко
Кадр из стереоскопического фильма Концерт. Жонглер В. Спевак (снято сверху)
Авторы первого стереофильма режиссер А. Андриевский в оператор Д. Суренский
Кадр из стереоскопического фильма Концерт. Птичий сад