М. Белявский

Рождение объемного кино

Стремление изображать видимый мир таким, каков он есть в действительности, издавна свойственно человечеству. Первые попытки такого рода входят далеко в глубь истории. Известна, например, древне-греческая легенда о художнике, который рисовал плоды и фрукты столь естественно и рельефно, что птицы принимали их за настоящие и слетались клевать их. Великий мыслитель, художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонар
до да-Винчи глубоко изучал возможность придать плоскостному изображению глубину, объемность. Леонардо пришел к неутешительным выво
дам. В своем «Трактате оживописи и скульптуре» он писал: «Невозможно, чтобы плоская картина была столь же рельефна, как и действительность».
Может быть поэтому сын сапожника из сибирского села Токмак, моло
дой художник Иванов, поступив во Вхутемас, целиком отдался изучению скульптуры как наиболее пространст
венного из изобразительных искусств. Реферат, с которым он выступил, бу
дучи на одном из последних курсов, назывался: «Скульптура как органи
зация света». Поиски «организованно, го света», с помощью которого можно было бы лепить трехмерное объ
емное изображение, привели Иванова к искусству светотеней, к кино.
Проблема стереоскопического кино к тому времени еще далеко не была решена, хотя над нею работало немало выдающихся ученых и изобретателей Старого и Нового света.
Первым исследователем, установившим принцип возникновения стереоcкопического киноизображения, был сам Люмьер. В последние годы жизни он усиленно работал над стереокино и добился получения двух изображений — для левого и для правого глаза в отдельности. Оба изобра
жения соединялись в одно при помощи особых очков, так называемых «анаглифов», с синим и красным стеклами.
Долгое время мысль изобретателей была направлена по пути, указанному Люмьером. И так называемые поля
роидные и обтюраторные системы, предложенные некоторыми из них, бы. ли, в сущности, разновидностью оч
кового стереокино и требовали тех или иных приспособлений, находящих
ся перед глазами зрителя. В поляроидной системе объемный эффект до
стигался путем использования явления поляризации света — раздвоение изображения производилось с помощью кристалла. В обтюраторной сис
теме изображение для правого и левого глаза попеременно то открыва
лось, то закрывалось специальными приспособлениями. Такие мелькателиобтюраторы, установленные возле каж
дого кресла, должны были работать синхронно с двумя проекционными анпаратами. Чрезвычайная техническая сложность этой системы не позволила
пойти дальше экспериментальных работ. Что же касается очкового кино, то применение цветных стекол заставляло навсегда отказаться от создания цветных стереоскопических фильмов.
Поэтому поиски лучших физиков нашего времени были направлены на решение проблемы безочкового стереокино. Стереоскопический эффект был достигнут, но стереоизображение могло быть видимо только в опреде
ленной, чрезвычайно ограниченной плоскости. Стереокинотеатры при применении предложенных систем име
ли бы весьма странный и нелепый вид. Были проекты кинотеатров, где места располагались по задней стенке зрительного зала одно над другим, вроде, скажем, клеток абонементного почтового ящика. Рассаживаться на ме
ста пришлось бы, видимо, с помощью лестниц библиотечного типа. Эта идея, конечно, не была осуществлена. Проекты были в достаточной мере несовершенны, технически сложны, порой необоснованы, и, в конечном счете, неприемлемы, ибо превращали кино в искусство для немногих.
Бельгийский инженер, ныне профессор, Эдмонд Ноайон установил впереди обычного белого экрана три ре
шетки, состоящие из металлических прутьев, покрытых светопоглощающим материалом. Эти решетки, заклю
ченные в общую металлическую раму и имеющие очень большой вес, дол
жны были совершать колебательное движение со скоростью 1440 раз в ми
нуту! При этом колебание должно было происходить в полной синхронности с ходом двух спаренных проек
ционных аппаратов. Колебания такой громоздкой и тяжелой системы неминуемо вызвали бы вибрацию зрительного зала и шум, столь ощутимый,

Люди советской науки

Недавно «Союзкиножурнал» познакомил советских кинозрителей с работами наших выдающихся ученых. Оператор И. Доброницкий заснял сюжет об ученом-новаторе академике Л. Капице.
Имеете с киноаппаратом мы спускаемся и подземные лаборатории Института фи
зических проблем Академии наук. Здесь Л. Капица исследует свойства жидкого гелия. Эти работы ведут к позна
нию тайн строения вещества.
Оператор Т. Овсянников заснял сюжет о работе молодых ученых Флерове и Петржаке. Им удалось обнаружить самопроизвольное деление урана. Открытие ученых — новый этап в разрешении интереснейшей проблемы физики, проблемы использования внутриатомной энергии.
Изобретатель стереокино С. Иванов и конструктор стереоэкрана Б. Иванов
Фото С. Шенфельда
На снимках: Л. Капица (11 стр.),
П. Петржак и Г. Флеров (10 стр.).