9 21АЯ. 1934 Г. № 126 (6012).
			AGM О ЛЕНИ.
	говые книги.
		палной Европе; но сезд согласился с пред-
ложением товарища Сталина, что ограня-
чения этого включать нё надо, ибо не ие-
ключена возможность, что Россия явится
страной, пролагающей путь в социализму»
(стр. 77). Здесь необходимо внести некото-
рое уточнение. С утверждением, что мы
можем итти к социализму лишь при нали-
чии пролетарской революции на Западе,
выступал только Преображенский, хотя он
и есылалея при этом на Бухарина.
	Третья часть воспоминаний Н. В.
Крупской (период от Октября хо брестско-
го мира) несколько отличается от преды-
дущих. В предисловии автор указывает,
чт0 «воспоминания очень эпизодичны, от-
рывочны. Й я решила было не писать во-
все воспоминаний, относящихся в совет-
скому периоду. Но нотом подумала, что ес-
ли эти отрывочные воспоминания дать на
общем фоне событий, они все же предета-
BAT известный интерес. Этот фон не хол-
жен быть историей событий, это должен
быть и может быть именно лишь фон».
	Эта часть воспоминаний, несмотря. нЗ
недостатки, указанные автором, все же
лает известный исторический фон событий,
ряд интересных, ярких иллюстраций и
штрихов. Смольный в Октябрьские дни, в0-
оруженная защита революции в первые дни
поеле Октября, организация советской вла-
сти, трудности, которые приходилось прео-
долевать на первых порах, ломая саботаж
интеллигенции и служащих, открытие и
роспуск Учредительного собрания и т. д.,—
описание всех этих моментов представляет
значительный интерес,
	Но и здесь имеются некоторые нетоЗ-
ности и досадные ошибки.
	По вопросу о созыве Учредительного 60-
брания мы читаем следующее: «Около Уч-
редительного собрания Временное прави-
тельство создало ряд иллюзий. Чтобы раз-
бить эти иллюзии, надо было создать Уч-
редительное собрание и попробовать его
поставить на службу революции (подчерк-
нуто нами — П. П.), а еели это окажется
невозможным, постараться показать мас-
сам его вред» (стр. 38).
	Партия совсем не рассчитывала, что
удастся Учредительное собрание с право-
эсеровским большинством «поставить Ha
службу революции». Партия провела созыв
Учредительного собрания, чтобы массы на»
глядно, на собственном опыте убедились в
нонтрреволюционности Учредительного с0-
брания, что и удалось сделать.
	Товоря 0 том, как изменились условия
революционной борьбы после Октябрьской
революции т. Крупская подчеркивает, что
новые условия требовали от партийного ру-
ководителя большого организационного раз-
маха. «...Не случайно, — пишет она, —
что ходом дела на первое место стали вы-
двигаться люди, не боявшиеся брать на се-
бя ответственность, люди, которым усло-
вия старого подполья не давали развер-
нуться: постоянные аресты, ссылки сры-
вали их важнейшую организационную ра-
боту, а необходимость конспирации затем-
Hada их ведущую роль. № числу таких лю-
дей принадлежал товарищ Сталин, Kpyt-
нейший организатор партии и крупнейший
организатор победы Октября» (стр. 24).
	_K этому можно было бы добавить, что и
в период подполья ведущая роль таких
авторитетнейших организаторов — вождей
партии, как Сталин и Свердлов, была со-
вершенно очевидна основным большевист-
ским кадрам, работавшим не за границей,
а непосредственно в России, которые знали
их и по работе в подполье, и по тюрьмам
и ссылкам.
	Возьмем, наконец, оценку положения в
ЦЕ в период брестского мирз. «Внутри-
партийная борьба, тянувшаяся` целых ABa
месяца, была для Ильича непомерно тяже-
ла. Ильич настаивал на заключении мира.
Его поддерживали целиком Свердлов и Ста-
лин, за ним шли без колебаний Смилга и
Сокольников, но громадное большинстве
цекистов и товарищей, сплотившихся во-
круг ЦК, с которыми пришлось проводить
Октябрьскую революцию, было против Ле-
нина. боролось против его точки зрения,
	втягивало в борьбу комитеты... Около Иль-
ича образовалась какая-то пустота».
(Стр. 51, подчеркнуто нами. — П. П.).
	Нельзя согласиться с такой оценкой.
Известно, что Ленина целиком поддержива-
ли все время такие авторитетнейшие члены
ЦК, как Сталин и Свердлов, что с каждым
днем правильность ленинской позиции ста-
новилась ясной все большему количеству
партийцев. 0 какой же «пустоте», кото-
рая якобы образовалась вокруг Ленина,
можно говорить!
	Воспоминания Н. В. Крупской, охва-
тывающие почти четверть века революци-
онной борьбы, при всей их ценности нуж-
даются, как мы видим, в серьезных уточ-
нениях и исправлениях. Это повысило бы
их значение как живой. популярной ил-
люстрации к героической истории нашей
	партии.

mM  ПОСПЕЛОВ.
	вистской организации, история двух рево-
люций и участие в них Ленина как руко-
водителя петербурского пролетариата, по-
казана та колоссальная организационная и
воспитательная работа, которой Ленин ло-
бился сплочения основной массы петербург-
ских рабочих вокруг большевистской пар-
тии. Написана книжка популярным, живым
языком, легко читается.

Для широкого партийного актива книж-
ка безусловно полезна. Для Ленинградского
института истории партии эта книжка —
первый шаг на пути к выполнению очень
большой и очень ответственной задачи —
«систематического изучения истории круп-
нейшей и важнейшей партийной организа-
ции ВКП(б) и выявления исключительно
громадной роли великого Ленина в развитии
рее организации»  (Предисло-
вие). ‘
			ОИ =
	BOCK
	неожиданные выводы...
	Заключительные слова доклада были по-
евящены подготовке кадров.

— 9т0 самый заброшенный у нас
участок, — признался докладчик. — Се-
годня при перевыборах правления па-
шего курского городского общества по-
требителей надо дать наказ новому составу:
больше уделять внимания подготовке кадров!

Во время перерыва к докладчику робко
протиснулось незнакомое‘ лицо.
директор местного кооперативного
техникума. Убедительно прошу вас, тов.
Цибульняк, зайдите к пам, посмотрите, в
каких действительно тяжелых условиях
приходится готовить молодых специалистов.
Вы как заместитель председателя областно-
TO союза потребкооперации...

—щ Извините, но я приехал не за тем,
чтобы отвлекаться посторонними вонросами!

Так и не посетил Цибульняк заброшен-
ный всеми техникум, хотя обязан был сде-
тать это.

Курский кооперативный техникум при-
надлежит неё кому иному, как областному
союзу потребительской кооперации ЦЧО.
В Центрально-Черноземной области таких
техникумов три года назад было пять. Сей-
часе остался олин...
	Областной потребсоюз под руководством
Цибульняка оказывается достойным после-
хователем Центросоюза в борьбе за... сокра-
щение подготовки кадров. По отчетам Цен-
тросоюза видно, что количество обучавших-
ся во всех его техникумах на 1 января
1933 г. было около 13 тыс. человек, а на
1 января 1934 г. осталось около 12 тысяч.
Оставшийся в единственном числе в ЦЧО
курский кооперативный техникум не от-
стает от общих темпов.
	Из года в год систематически уменьшает-
ся количество подготовленных даже по та-
кому основному отделу, как товароведный.
По плану облпотребсоюза в текущем году
техникум должен выпустить с этого отде-
ления 38 человек, в 1935 г. —26 чело-
век. в 1936 г. — 22 человека.

Немногим лучше положение на осталь-
ных двух отделах: планово-зкономическом
и счетно-финансовом. Студенты техникума
не получают из облпотребсоюза стипендий
	«ЛАТ ПОЛ,
	6 мая десятки тысяч москвичей решили
провести свой выходной день наз Москва-
реке,

Но многих ждало разочарование: катера
появлялись редко и почему-то пачками.
20. тысяч трудящихся перевез речной
трамвай 6 мая, столько же ушло обратно
в город.

Еще в феврале начальник московского
речного пригородного пароходства тов. Паш-
кевич уверял, что уроки прошлого года им
учтены, и навигация начнется во-время.

На деле же оказалось иное. Часть кате-
ров, пароходов, теплоходов была отремон-
тирована наспех, а часть вообще не была
отремонтирована.
	Олни суда принимались с незакончен-
ным ремонтом или с явными дефектами,
другие пускались в эксплуатацию вовсе
без предварительного осмотра. В Москов-
ском затоне ремонт был организован из рук
вон плохо: нехватало материалов, началь-
ник затона тов. Козлов больше путешест-
вовал по разным учреждениям и сочинял
различные докладные записки.
	Не были готовы в навигации и приста-
ни. У Дома правительства старую пристань
сломали, а новую не закончили. У фабри-
ки «Парижская коммуна» отсутствовал
причал. С грехом пополам суда могли при-
чаливать лишь в трех пунктах.

Но все же навигацию надо было откры-
вать—ничего не поделаешь! И флаг был
поднят 29 апреля.

А уже с 1 мая суда начали возвращать-
ся в повторный ремонт.
	1 мая катер «оз» не дошел до места
назначения из-за порчи мотора. Его взял
на буксир катер «57», но и у него сломал-
ся руль.

2 мая экскурсионный пароход «Динамо-
вец», имея на борту 450 человек, при под-
холе к Новоспасскому мосту поломал штур-
вал.

В этот же день У парохода «Электросвар-
	по три месяца. Задерживается заработная
плата преподавателям.

К чему привело все это на протяжении
ряда’ лет, Цибульняк должен был бы y6e-
диться на месте.

Отказавшись посетить техникум, он ско-
ро забыл о нем, и лишь спуетя полгода
в Курск был командирован руководитель
группы по подготовке кадров Неприков. Ре-
зультатом этой поездки был следующий
приказ: ‹
	«ДИРЕКТОРУ КУРСНКОГО КООПТЕХНИ-
КУМА ТОВ. ЕРМЕНЕВУ.

При посещении вашего техникума руко-
водителем группы по подготовке кадров
облпотребсоюза им были выявлены: следую-
щие основные недостатки в работе техни-
кума:

Учебное здание, а также и общежитие
находятся в крайне антисанитарном состся-
нии, а также в неблагоустроенном виде
для учебной работы.
	Техникум не имеет лица кооперативного
учебного заведения. Текущий материал ра-
боты потребкооперации не находит своего
отражения ни в учебных кабинетах, ни
в педагогическом процессе по специальным
дисциплинам. Некоторые студенты, проучив-
шись в техникуме полтора года, не знают,
что такое сельпо. Не нашли своего отраже-
ния в работе кабинета решения ХУП с’езда
ВКП(б) и в особенности такой раздел до-
клада товарища Сталина — раздел о то-
варообороте, относящийся непосредственно
к работе и задачам вашего техникума.

Педагогический коллектив техникума
в своем большинстве по специальным -дис-
циплинам по квалификации не соответ-
ствует работе в техникуме. .

За допущение указанных недостатков
в работе техникума ставлю вам на вид и
предупреждаю, что... о вас будет поставлен
вопрос в плоскости дальнейшего пребыва-
ния на работе в качестве директора тех-
никума.
	Член президиума ОП С. КОЖАРИНОВ».
	Убитый директор техникума клянет себя:
— Ну, на кой леший надо было мне
настаивать, чтобы из облпотребсоюза за-

глянули сюда? Наивный, я думал, что они
действительно помогут мне!
	Курск.

И. АМУРСКИЙ.
	А (АВИА
	щик» по пути в ВАюломенекое испортилось
штурвальное колесо, и судно начало бро-
сать по фарватеру.
	Из 15 судов, выпущенных пароходетвом
3 мая, 7 оказались неисправными.
	Когда в это дело вмешалась группа Пар-
тийного и Советского Контроля при Москов-
ском комитете партии, пригородным с00б-
щением заинтересовался Наркомвод. Заме-
ститель наркома тов. Фомин собрал совеща-
ние.

Около 2 часов говорили люди. Картина
была совершенно ясна. Сам тов. Фомин
сказал так:
	— Любому руководителю стыдно было
бы 6 мая показаться среди публики.

Тов. Фомин заклеймил позором дезорга-
низаторов водного транспорта. Он говорил э
возрастающих культурных потребностях
трудящихся, о важности пассажирских пе-
ревозок на Москва-реке. По мнению тов.
Фомина, Наркомвод всегда «шел навстречу,
понимал серьезность дела».
	— Вы посмотрите,—сказал тов. Фо-
мин — сколько Пашкевич выкачал в Нар-
комводе денег. Это говорит о внимании со
стороны. Наркомвода.
		Ну, а дальше? Дальше тов. Фомин зая-
	(От специального корреспондента «Правды»).
	Е ПОлТОТОВИЛИСь,
	<.
	Н, К. КРУПСКАЯ. Воспоминания о Ленине, ч. 1, 2 и 5.
Партиздат, 1933 — 1934 гг.
	Для русских махистов сильнее Плеханова
материалиста нет, -— иронизировал 1е-
нин. — Неужели в самом деле только Пле-
ханов или впервые Плеханов выставил тот
материалистический тезис, что сознание
есть внутреннее состояние материи? И если
Базарову не понравилась формулировка ма-
териализма у Плеханова, почему было счи-
таться с Плехановым, а не с Энгельсом, не
с Фейербахом?» (т. ХШ, стр. 70).

Ленин говорит об ошибке Нлеханова от-
носительно понятия «опыт», об ошибочно-
сти плехановекой теории «иероглифов», со-
гласно которой ощущения и представления
человека являются не копией действитель-
ных вешей и процессов природы, не изо-
бражением их, а условными знаками, сим-
волами, иероглифами и т. п. Ленин пряме
пишет, что «Плеханов сделал явную ошиб-
KY при изложении материализма, Базаров
же совсем запутал дело, свалив в нучу ма-
териализм и идеализм». (Т. ХШ, стр. 195).
	Недооценка роли Ленина в области фи-
лософии и умалчивание в книге т. Вруп-
ской о философских ошибках Плеханова,
раескритикованных Лениным, вытекают из
некритического преувеличения роли Плеха-
нева в истории нашей партии. Это сказы-
вается на всем протяжении воспоминаний
т. Крупской, особенно в первой части. Не
случайно, что она очень мало и в либе-
ральных тонах говорит 0 политических
ошибках Плеханова.
	Вот, например, как упрощенно об яс-
няется переход Плеханова к меньшевикам
после  ] с’езла партии:
	«Плехановские нервы не выдержали
скандала, устроенного меньшевиками, ов
заявил: «Не могу стрелять по своим». На
собрании большевиков Плеханов заявил,
что надо итти на уступки» (стр. 79). Ни
слова нет об оппортунистической . позиции
Плеханова в период революции 1905 г.

Или вот оценка взаимоотношений Лени-
на с Плехановым накануне П с’езда: «Вла-
димир Ильич крайне болезненно относился
ко всякой размолвке с Плехановым, не спал
ночи, нервничал. А Плеханов  сердился,
дулся» (стр. 52).

Совершенно очевидно, что свое отноше-
ние к Плеханову и свою оценку его пози-
ций как в области философии, так и по-
литики Н. К. Крупская выдает за ленин-
скую, представляя Ленина сентименталь-
ным и мягкотелым, что совершенно непрз-
ВИЛЬНО.
		период со дня зарождения партии почти
совершенно не отражена та беспощадная
политическая борьба, которую Ленин вел
против ‘меньшевина Троцкого. Не приведе-
на ни одна резкая характеристика «Иудуш-
ки», как Ленин называл Троцкого, обви-
няя его в прямом обмане рабочих и по-
мощи врагам партии. Между тем этот спе-
циалист по «тушинским перелетам» делал,
как указывал Ленин, «карьеру дешевень-
кой проповедью соглашения с0 всеми, C
кем угодно, вплоть до господ Потресовых
и отзовистов».

«Старые участники марксистского дви-
жения в России, — писал Ленин по поводу
ликвидаторства Троцкого, — хорошю знают
фигуру Троцкого, и для них не стоит
говорить о ней. Но молодое рабочее поко-
ление не знает ее, и говорить приходит-
ся, ибо это—типичная фигура для всех
тех пяти заграничных группок, которые
фактически также колеблются между лик-
видаторами и партией».

Отсутствие всего этого в воспоминаниях
неправильно ориентирует напту молодежь,
создаст ложное впечатление о действитель-
ном отношении Ленина к меньшевику
Троцкому.
	АТИ.
	Воспоминания Надежды Вонстантиновны
Крупской дают большой материал для изу-
чения биографии Ленина и исторической
обстановки. Первые две части воспомина-
ний охватывают период с 1894 г. до Октя-
бря, третья часть — период от Октябрь-
ской революции до брестского мира,

Как пишет в своем предисловии к пер-
вой книге т. Крупская, целью ее воспоми-
наний было «дать картину той обстановки,
в которой приходилось жить и работать
Владимиру Ильичу».

Воспоминания Надежды КВонстантиновны
написаны живо и тепло. Перед читателем
проходят яркие картины жизни и быта ре-
волюционеров-большевиков, показаны тяже-
лая обстановка ссылки, эмиграции, техни-
ка подполья, его героические будни.

При всей ценности воспоминаний т. Вруп-
ской ей не удалось однако избежать недо-
статков, присущих в той или иной мере
многим произведениям мемуарной литерату-
ры, написанным по памяти, без тщатель-
ной сверки с историческими документами.
Как известно, в таких случаях за внешней
стороной от современника нередко усколь-
зает действительная, внутренняя связь со-
бытий.
	Эту опасность, стоящую перед каждым
автором воспоминаний, видимо, учитывала
и т. Крупская. Она оговаривается, что «пи-
сала только о том, что особенно живо оста-
лось в памяти». Отмечая, что вторая часть
воспоминаний писалась в то время, когда
уже вышло из печати много других воспо-
минаний, сборников, вышло второе издание
сочинений Фенина, т. „Крупская пишет:
«Это наложило на воспоминания о второй
эмиграции определенную лечать. Можно
было лучше проверять себя». Однако, как
мы увидим ниже, эти возможности лучше
проверять себя, в первую очередь по сочи-
нениям Ленина, не были в достаточной ме-
ре использованы. Особенно. это относится к
тем моментам воспоминаний, когда от опи-
сания внешних событий, бытовой стороны
ит. д. автор переходит к показу идейной
жизни партии, к политическим оценкам.

Возьмем, например, описание НП с’езда
партии. Его обстановка, страстная борьба
твердых «искровцев» с блоком всех оппор-
тунистических элементов, которые привели
5 расколу на большевиков и меньшевиков,
неизбежность этого раскола при сложив-
шейся обстановке,—вее это было раскры-
то в бессмертной работе Ленина «Шаг впе-
pea, лва шага назад».
	В чем видит т. Врупекая причины раз:
ногласий на П с’езде? Преуменьшая прин-
ципиальный характер разногласий, вокрыв-
шихся на с’езде и связанных со всей пре-
дыдущей борьбой Ленина с оппортуниста-
ми, она сводит дело в первую очередь к
личным симпатиям и антипатиям. «Тут
была целая сеть личных симпатий и анти-
патий, — читаем мы в воспоминаниях
	(стр. 74). «Собственно говоря, — читаем
	мы дальше, —— серьезных разногласий, ме-
шавших совместной работе, делавших ее
невозможной, на П с’езде еще не выяви-
лось, они были еще в скрытом состоянии,
в потенции, так сказать» (стр. 76). Гово-
ря о разногласиях по 8 1 устава, т. Вруп-
ская пишет: «...Все те, кто имел зуб. про-
тив «Искры», против Плеханова и Лени-
на, ` постарались раздуть расхождение в
крупный принципиальный вопрос».
	Такая оценка не вяжется с историче-
ской действительностью. Она явно проти-
воречит ленинским высказываниям об итогах
с’езда. В брошюре «Шаг вперед, два шага
назад» Ленин показал, что в самой груп-
пировке сил на с`езде был заложен поли-
тический конфликт, что оппортунизм мень-
шевиков в организационных вопросах был
связан © оппортунистическими выстунле-
ниями сторонников меньшевиков при обсу-
ждении программы и по вопросу о так на-
зываемой «абсолютной ‘ценности; демокра-
тических принципов».
	«...бодержание нашей партийной работы
намечено (в программе и пр.) на с’езде в
лухе революционной — социал-демократий
лишь ценой борьбы, борьбы с теми самыми
знтиискровцами и тем самым болотом, пред-
ставители которого численно преобладают в
нашем меньшинстве», — писал Ленин в
«Шаг вперед, два шага назад».

Борьба на П с’езде по организационным
вопросам имела крупнейшее принципиаль-
ное значение. Это была борьба за партию
вового типа,
	Интересно сравнить воспоминания
т. Крупской с кратким очерком жизни и
деятельности Ленина, написанным А. И.
Ульяновой-Елизаровой. Здесь мы видим 60-
лее правильное освещение борьбы на Ц
с’езде. Здесь прямо говорится, что на П
с‘езде «резко обозначились разногласия»
между революционным и оппортунистиче-
ским крылом партии. «Всего определеннее
разногласия эти проявилиеь по вопросу 0
$ 1 устава... Горячие споры вокруг этого
вопроса показали сразу, кто стоял за 60-
лее революционное, более крепко `оргаяи:
зованное оформление партии, а кто при-
знавал возможным более широкие, менее
определенные рамки ее, включающие B
тех, кто неё прочь был помогать, но He
хотел взять на себя все обязанности и всю
ответственность члена партии». (А. И.
Ульянова-Елизарова-—«В. И. Ульянов (Н. Ле-
Hun). Краткий очерк жизни и деятельно-
сти». ИМЭЛ, Партиздат, 1934 г., стр. 42).

Говоря о борьбе Ленина против Богда-
нова в области философии, т. Крупская об-
рисовывает Ленина как почтительного уче-
ника Плеханова, который целиком солида-
ризировался с Плехановым по философским
вопросам. Так, например, описывая высту-
пление Иннокентия (Дубровинского,
т. Крупская следующим образом характе-
ризует позиции его и Ленина:

«Выступил -он удачно, заявив от имена
своего и Ленина, что большевизм ничего
общего не имеет с философским направле-
нием Богданова (эмпириомонизмом), что он
и Ленин являются сторонниками диалекти-
ческого материализма и солидаризируются
с Плехановым» (стр. 147).

В воспоминаниях т. Врупекой ни слова
нет о том, что философская борьба, которую
вел Плеханов против махистов и поповши-
ны, не удовлетворяла Ленина.

Обратимея к одному из величайших про-
изведений Ленина — «Материализм и эм-
пириокритицизм», которое в борьбе с ма-
хистами подняло философию марксизма на
новую ступень. Мы увидим, что здесь Ле-
нин критически относится к Плеханову,
прямо говорит о некоторых ошибках. Пле-
ханова в области философии.
  «Для мыши сильнее кошки зверя нет.

К числу недостатков воспоминаний, по-
священных периоду подполья, следует от-
нести также то, что во второй части полу-
чила сравнительно слабое отражение связь
заграничной большевистской работы с той
большой работой, которая велась в под-
полье в России.

О Свердлове, например, впервые упоми-
нается лишь при описании событий
1917 г. Рассказывая о совещании ЦК с
ответственными работниками, состоявшемся
в сентябре 1913 г. в Поронине, т. Круп-
ская упускает такой существенный факт,
что Свердлов был заочно кооптировав
в ЦК.

Коротко перечисляются встречи Ленина
со Сталиным: .

«В половине февраля 1913 г. было в
Кракове совещание членов ЦЁ: приехали
наши депутаты, приехал Сталин. Ильиз
Сталина знал по таммерфорсской конферен-
ции, по стокгольмскому и JOHJOHCKOMY
c’eayam. На этот раз Ильич много разгова-
ривал со Сталиным по национальному во-
просу, рад был, что встретил человека, ин-
тересующегося всерьез этим вопросом, раз-
бирающегося в нем» (стр. 202).

Если жизнь в эмиграции получила весь-
ма полное освещение в воспоминаниях
т. Крупской, то период с Февральской по
Октябрьскую революцию показан довольно
бледно. Отчасти это, видимо, об’яеняется
	известной оторванностью автора от партий-
	ной работы в России, тем, что приходилось
больше присматриваться, чем вести актив-
ную работу. 06 этом сама т. Крупская пи-
шет следующее:

«По приезде в Питер я мало стала ви-
деть Ильича,—0н работал в ЦА, работал
в «Правде», ездил по собраниям. Я пошла
работать в секретариат ЦК в доме Кшесин-
ской, но в секретариате работа была не
похожа на заграничную секретарскую ра-
бету и на секретарскую работу 1905—
1907 гг., когда приходилось вести ховоль-
но большую самостоятельную работу по ди-
рективам Ильича. Секретарем была Стасо-
ва, у нее были технические работники, я
толковала с приходившими работниками, но
местную работу я знала тогда еще мало.
Часто приходили цекисты, чаще всех
Свердлов. Настоящей осведомленности у ме-
ня не было» (стр. 272, подчеркнуто на-
ми. — П. П.).
	Поэтому, вероятно, так скупо освещены
во второй части воспоминаний события
1917 г. Так, например, УГ с’езду, сыграв-
шему важнейшую роль в жизни нашей
партии и в подготовке Октября, посвящено
буквально несколько строк. Не сказано, что
У с’езд дал лозунг подготовки вооружен-
ного восстания. Если мы обратимся к крат-
кому очерку А. И. Ульяновой-Елизаровой,
то увидим, что ей в гораздо большей сте-
пени ‘удалось показать, какое огромное
значение в истории нашей партии и миро-
вой революции имел УТ с’езд, проходив-
ший под непосредственным руководством
Сталина и вдохновлявшийся Лениным из
подполья.
	«Твердость, проявленная этим сездом во
всех его резолюциях, — пишет она, —
показывала, что партия крепнет. Он являл-
ся как бы раскатами грома, предвещавшего
надвигающуюся пролетарскую революцию»
(стр. 77). А. И. Ульянова-Елизарова опи-
сывает исторический спор о судьбах социа-
лизма в нашей стране и о перспективах
мировой революции, произошедший. по до-
кладу товарища Сталина:

«Было предложено со стороны москвичей
(Преображенский, Бухарин) в резолюции э
захвате власти сказать, что мы направим
страну по социалистическому руслу лишь
при наличии пролетарской революции в За-
	«Ленин — как руководитель ленинград-
сной организации большевиков». Сборник
статей. Ленинградский институт истории
ВКП(б). Ленпартиздат. 1934 г. 142 стр.

В сборнике помещены пять статей: «Ле-
нин и петербургский союз борьбы за осво-
бождение рабочего класса» С. Авакумова;
«Ленин и петербургская большевиетская
организация 1905—1907 rr.» И. Розен-
блюма; «Ленин и петербургская организа-
ция большевиков в 1917 году до июля»
Вавилина; «Ленин и петербургская органи-
зация большевиков в октябре 1917 года»
М. Лурье; «Ленин и петроградский проле-
тариат в годы гражданской войны» Н. Кор-
натовского.

Книжка является первой попыткой дать
картину жизни ленинградской большевист-
ской организации и роли в ней Ленина.
Рассказана история возникновения больше-
		Существенным пробелом в книге яв-
ляется недостаточное освещение праж-
ской конференции. Никак нельзя согласить-
ся с той опенкой, которую дает Н. В. Круп-
ская пражской конференции.

«Четкая партийная линия по вопросам
русской работы, настоящее руководство
практической работой — вот что дала
пражская конференция» (стр. 178). Как
известно, пражская конференция не только
лала «настоящее руководство практической
работой». Конференция подвела итоги той
упорной борьбы с ликвидаторами, которую
вели большевики в течение нескольких
лет, окончательно изгнала ликвидаторов из
партии, создала общепартийные центры,
«восстановила партию» (Ленин). Конфе-
ренция об’единила большевистские органи-
зации по всей стране в единую больше-
вистекую партию. В этом заключается ве-
личайшее значение пражской конференции
в истории нашей партии, которое отмечал
товарищ Сталин на Х\ с’езде партии.

Излагая решения пражской конферен-
ции, Надежда Константиновна почему-то
обошла молчанием важнейшую резолюцию
конференции о ликвидаторстве и о группе
ликвидаторов. Несмотря на сжатость изло-
жения. краткий очерк А. И. Ульяновой-
	Елизаровой дает более правильную оценку
	пражекой конференции. «Б жизни партии
этого времени, — пишет она, — самым
важным событием была конференция, co-
стоявшаяся в январе 1912 г. в Праге, на
которой произошел окончательный раскол с
меньшевиками» (стр. 61).

Возьмем далее такой важнейший этап в
идейной жизни партии, как постановка Ле-
ниным в 1915 г. вопроса о возможности
победы социализма в одной стране. Этот
вопрос также очень слабо освещен т. Круп-
ской. Она ни слова не говорит о законе не-
равномерного развития капитализма, кото-
рый послужил Ленину базой для постанов-
ки вопроса о возможности победы социа-
лизма первоначально в немногих или даже
в одной, отдельно взятой капиталистиче-
ской стране. (Статья «0 лозунге Соединен-
ных Штатов Европы», т. ХУШ, стр. 233).

Против этой статьи Ленина выступил
Троцкий с меньшевистсекими утверждения-
ми: «Безнадежно думать, что, например,
революционная Россия могла бы устоять
перед лицом консервативной Европы»,
Троцкий уже тогда выдвинул против ле-
нинской теории возможности победы со-
циализма в одной стране пошлейшее обви-
нение в «национальной ограниченности»,
не раз повторявшееся впоследствии троц-
кистами и их сторонниками.

Говоря о статьях Ленина периода
1915—1916 гг., т. Крупская, между про-
чим, пишет: :

«Строительство социализма — не толь-
RO строительство хозяйственное; экономи-
ка — только база строительства социализ-
ма, основа, предпосылка, а гвоздь строи-
тельства социализма — перестройка по-но-
вому всей общественной ткани, перестрой-
ка на основе сопиалистического революци-
онного демократизма.
	Это, пожалуй, то, что всего глубже раз-
деляло все время Ленина и Троцкого. Троц-
кий не понимал демократического духа,
демократических основ строительства со-
циализма, процессов переорганизации всего
жизненного уклада масе» (стр. 255, под:
черкнуто нами. — П. П.).

В этой формулировке строительство со-
циалистической экономики, организация с0-
циалистического производства как-то ме-
ханически отделяется от перестройки всей
общественной ткани и противопоставляет-
ся ей. Кроме того, здесь выпали основные
моменты, характеризовавшие меньшевиет-
скую позицию Троцкого: отрицание воз-
можности победы социализма в одной стра-
не и оппортунистическая оценка движущих
сил революции, отрицание возможности для
пролетариата повести за собой трудящееся
крестьянство, — вопросы, которым Фенин
уделял исключительное внимание.

Наконеп, в воспоминаниях о Ленине за
	—- Мне ‘кажется, дело пахнет строгими
выговорами, ‘а в отношении начальника за-
тона Козлова — строгим выговором с пре-
дупреждением.

— Снять меня надо, иронически подал
реплику обиженный Пашкевич.

— Ну, зачем же... заметил тов. Фо-
МИН.

И все. Виновники вопиющего безобра-
зия остались работать на своих местах.

— Пятый выговор получаю, а штра-
фов — не счесть, — утешил себя начальник
	‚ Московского затона Козлов .в своем «по-
следнем слове»...
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ.
	С больной головы на здоровую.
	дых элементов, а также тех из них,
которые не показали себя передовиками
в производстве...»
	Вот уж поистине—с больной головы на
	Вместо того, чтобы мобилизовать самих
рабселькоров на борьбу с проникновением
классового врага в ряды работников печа-
ти, обком требует ПРОВЕРИТЬ весь состав
рабселькоров. В переводе на простой язык,
это значит организовать чистку рабсель-
коровских рядов.

Такие методы совершенно недопустимы
по отношению к массовому добровольческо-
му движению  рабселькоров. Директива
огульно «проверить весь состав» является
по существу бюрократическим подходом к
разрешению задачи классовой чистоты раб-
селькоровских рядов, задачи, которую надо
разрешать повседневно, а не кратковре-
менной кампанией «чистки».
	Особенно примечательно требование 610-
ро обкома—отсеять «также тех из них
(рабсельноров.—РЕД).), которые не пока-
зали себя передовиками в производстве».
	Все, оказывается, просто до чрезвычай-
ности. Отныне не требуется:

Никакой воспитательной работы с раб-
селькорами.

Никакой борьбы за качество работы раб-
селькоров в печати.

Никакой работы по вовлечению в печать
массы рабочих и колхозников!

Можно, видимо, забыть и указания Ле-
нина о воспитании масс отсталых рабочих
с помощью печати, о необходимости вести
живейшую переписку редакций газет с мас-
сами рабочих и крестьян. «Отсеять» —
вот панацея от всех зол. изобретенная Вз-
рагандинским обкомом ВКП(б). Читая его
постановление, нельзя не удивиться: до че-
го можно извратить ясные указания партии
о непосредственной политической  ответ-
ственности партийных организаций за со-
стояние рабселькоровского движения.
	06 этом недавно товорилось на’ казак-
станском с’езде рабселькоров. _Карагандин-
ский шахтер-рабкор тов. Макаренко долго
и горячо доказывал:

„ «Не создали нам  парторганизации

и газеты таких условий, чтобы мы вы-

ступапи в печати смело и открыто.

Меня вот за ‚критику гоняют с шахты

на шахту, дело тянется 6 месяцев, а

конца ему так и не видно».

И другие рабкоры co всей искренно-
стью и горечью рассказывали о возмути-
тельном отношении к их сигналам и пись-
мам со стороны карагандинской прокурату-
ры, контрольных органов и хозяйственни-
ков. В 1934 г. в аппаратах прокуратуры
и контроля пропало 400 рабочих писем.
Остались без ответа важнейшие сигналы
рабкоров о преступлениях B органах б-
шественного питания Караганды, задерж-
ках в выдаче зарплаты, недостатках в жи-
лищном и культурном строительстве.

В. самих редакциях областных газет —
«Карагандинсная коммуна» ‘и  «Больше-
вистская кочегарка» — рабкоры нередко
встречали бездушно-бюрократическое отно-
шение.

Положение как будто ясное. Надо при-
нимать решительные меры. Надо разбить
бюрократизм в редакциях, принять строгие
меры в работникам прокуратуры и других
организаций, игнорирующими критику в
печати. Надо оградить рабселькоров от пре-
следований, часто проявляющихся здесь в
замаскированной форме. И бюро Караган-
динского обкома в своем постановлении
действительно «предлагает всем партийным
организациям...». Но что предлагает?

Вот тут-то и произошло нечто совсем
неожиланное. ком такое «предлагает»,
что рабкорам не поздоровится, а бюрократы
получают возможность спокойно продол-
тать евое дело.
	чуж-
	Бюро обкома предлагает обеспечить
«внимательную проверку — веего
става рабселькоров,  отсеивание
	Вышел из печати «ХУП с’эзд Всесоюз-
ной коммунистической партии (б).—Стено-
графический отчет». Партиздат. Москва.
1934 г. Тираж 200.000 экз. Стр. 716.

В стенографический отчет включены
все доклады, речи, резолюции и ностано-
вления с’езда.

В приложениях помещены: список деле-
гатов с решающим и совещательным голо-
сом, именной указатель выступавших на
	с езде и сообщение редакционной комиссия
о приветствиях, полученных с’езлом.
	эаслуживает быть отмеченной быстрота,
се которой  Партизлат выпустил отчет
ХУП с’езда. Книга была сдана в произвох-
	ство 16—28 марта и подписана к печати
5—21 апреля,
	Издан отчет в красивом, прочном пе-
реплете и на хорошей бумаге.