e 91 МАЯ 1934`Г., 76 128 (6014). ,

ABHA —

ховоткие

С игналы,

° БИБЛИОТЕКУ
СВАЛИЛИ В КОРИДОР,

(От корреспондента «Правды»).
	Единственная в Сталинске библиотека-
читальня, обслуживающая многотысячный
коллектив. металлургов Кузнецкого завода,
вот уже больше месяца ютится в проходной
комнате, вернее, в коридоре квартиры му-
зыканта звукового кино Рубина. Сюда за-
несло библиотеку по. случаю шестого по
счету в год переезда.

Около 20 тыс. томов свалено в кучи,
В целях сохранения книг зав. библиотекой
Богаевская cO своими помощницами уста-
новила дежурства. Богаевская ночи прово-
дит в комнате за книгами, а днем с раннего
утра обивает пороги коммунотдела, завво-
ма металлургов, горсовета.

Везде Богаевскую встречают сочуветвен-
но, вместе с ней возмущаются, обещают,
HO лальше этого лело не идет,
	ОЦЕНОН.
	И отправили учиться в Одессу. Он преодо®
лел в один год все начальные скрипичные
трудности. Он вышел на эстраду со своей
красной скрипкой, как гномик. Его встре-
тили аплодисментами—за рост, за игру-
шечный облик. Равнодушный, философиче-
ский взгляд оглядел ряды. Худая ручонка
взялась за колки, скрипку он зажал под-
бородком. Яша Спивак был готов. Пра-
вая рука CO смычком поднялась. На-
чалея Моцарт. Tomas ножонка в шер-
стяном чулке стала отбивать такт. Чулоч-
ки вязали дома. Слабый звук скрипки стах
крепнуть. Мамаша вытирала лоб и щеки и
взволнованно сморкалась за дверью. Ста-
рый Спивак елушал. Левая его рука дер-
жалась за бороденку. Погасший взгляд видел
Балту, нищие поколения переплетчиков. В
последний раз скрипки играли на его свадь-
бе. Это были напутственные песни бродя-
чего ‘еврейского оркестра. Они призывали
богатетво и счастье. Он слушал сына и под-
нимал плечи. Разговор был наедине, с с3-
мим собой. Сын играл в столичном городе
перед публикой. Ему было семь лет. Он
унаследовал тощую кровь, маленький рост,
большие уши и талант, который, может
быть, скрывался в их роду. Его некому бы-
ло находить и незачем было обнаруживать.
Жизнь была нищая, как были нищими
судьбы. Он слушал Моцарта и шевелил ру-
кой. Самолюбивые, горячие мальчики выхо-
AWIM CO своими скрипками и виолончелями.
Их уши горели, глаза были полузакрыты.
Музыка обретала свою молодость. Cra-
рые композиторы оживали под руБа-
ми юнцов. Юность заливала этот про-
сторный бассейн зала. Дворянские жиран-
доли и хрустали отзывчиво откликались на
ее настойчивое вторжение.
	Хрупкий десятилетний мальчик, сын ка-
пельдинера тездтра Госоперы, направлялся
к роялю. Рояль, торжественно открытый,
предоставлял себя десятилетним рукам. Му-
зыкант выждал и заиграл. Голова его была
Низко наклонена над клавишами рояля. Как
бы задушевная беседа с этим большим не-
вучим существом. Лирический, на полу-
фразах, Шопен. Музыкант расшифровывал
сложный музыкальный ключ композитора.
Маленький, бледноватый и неулыбчи-
вый мальчик. Он играет Шопена, по-
том <«Перекликание птиц». Повторение
основного мотива — как бы  перепар-
хивающие с ветки на ветку  стайки,
их птичий  щебет, задумчивость н
удаление. Стайка улетела, закат. Рояль
был певуч и отзывчив. Естественно было
это созвучие инструмента и маленьких
вдумчивых рук.

...Преображенная жизнью, по-иному зву-
чала теперь музыка. Там, позади парадных
столичных концертов с их внимательныгн
посетителями, позади блистающего этого
зала филармонии, вставали ряды новых
слушателей, наскоро сколоченные скамейки
в досчатых помещениях клубов, затерян-
ных на плацдармах новостроек, сезонникл,
строительные рабочие и почетные металли-
CTH заводов... Бетховен, занесенный в
уральские. дебри, Чайковский, возврашае-
мый тем, от кого столько времени был он
отторгнут, начальное назначение музыки.
Зал был раздвинут этим новым познаванием
пелей. Мир был по-иному раекрыт. пели
	приближены, Молодость входила в свой дом.
	Служители расставляли пюпитры. Bre-
реди на двойной постамент, предназначен-
ный  для ‘детского роста, должен был под-
няться дирижер. Многоголосо, как настраи-
ваемое, гудело это сборище первых цени-
телей. Ученики, аспиранты, бархатные ар-
тистические курточки балахончиками, чол-
ки, коротенькие юбочки подростков, про-
фессора, родители с выводками — братья-
ми и сестрами тех, кто выступал сегодня в
концерте. Все это шумело, волновалось, за-
нимало места.

И так же по другую сторону—в арти-
стической-—волновались, перешептывались,
заглядывали на эстраду такие же подрост-
ки в курточках, чулочках и ‘платьидах,
	восьми-. десяти- и двеналцатилетние ис-
	полнители: пианисты, скрипачи, дириже-
ры. Революция открывала источники сил.
В семьях, простых и не искушенных в
искусствах, возникали эти юные даровз-
ния. Их оберегали, учили и совершенство-
вали. В классах для этих одаренных су-
ществ.. наряду с пионерскими играми,. про-
ходили теории композиции и контрапункта.
Детские руки приобретали технику. Ма-
ленькие горящие уши, которые прислуши-
вались теперь к шумам зала, хранили‘ а0е0-
лютный слух. ‘Дети рабочих, железнодорож-
ников. военнослужащих, обитатели Ba-
силеостровских домов, куда забредала му-
зыка только в ящиках упелевших шарма-
HOK,—-OHH оживляли теперь эти дома зву-
ками своих упражнений.

Стоявшие в проходе стали занимать ме-
ста. Выжидательное щебетание, торопливый
пробег запоздавших, стихающий шум тол-
пы. На эстраду один за другим вышли
	БИГ. ЛИЛИТ.
	ливое подрагивание ногой. Воинетвующие
раскаты умиряются. Трубы . покорены и
звучат не гневно, а меланхолически. Мно-
гозвучное нарастание финала. Все инстру-
менты участвуют в этом многоголосом, ли-
кующем заключении. Аплодисменты обру-
шиваютея. Маленький дирижер стоит на
своем деревянном постаменте. Две ямочки—
смущенная полуулыбка. Чолочка вздраги-
вает. Руки при повлоне неумело’ расставле-
ны в стороны. Слушатели рукоплещут
	и топают ногами,

С эстрады уносят пюпитры. На се-
редину выдвигают рояль. За дверями
артистической шушуканье, горящие уши,
скрипки, зажатые подмышкой. Рослая
	спокойная девочка проходит через эстра-
ду к роялю. Она садится на крае-
шек стула. Лист. Сильные, уверенные
руки ударяют по клавишам. Звук 0т-
четлив и чист. Аккорды и септимы в пос-
ледовательном нагромождении. Голова на-
клонена над роялем. Есть в этом наклоне
упрямство преодоления. Рояль вздрагивает,
подчиненный этим сильным рукам. Отчет-
ливость фразировки позволяет уловить 0C-
новную нить замысла. Лист звучит`в своей
классической начальной основе. За Листом
следует Бах. Опять аплодисменты и топот.
	Девочку сменяет виолончелист. У него
оттопыренные пылающие уши, страстная
одержимость  двенадцатилетнего темпера-
ментного существа. Виолончель’ запевает,
Басовитые, текучие звуки. Тугой горбатый
смычок начинает пробег. Ускорение темпа.
Левая нога согнута в колене и отставлена
в сторону. В ee напряжении настойчивая
устремленность. Рука пробегает по грифу,
оживляя и одушевляя инструмент. Глаза
музыканта полузакрыты. Ноздри толстова-
того’ носа раздуты. Щеки медленно нали-
ваются краской. Потом они горят. Другие
виолончелисты выглядывают из артиетиче-
ской. Отеп-—столяр с мебельной фабрики—
в праздничном грубошеретном костюме. Его
подбородок намылен седой бороденкой. ho-
гла ударяют аплодисменты, он кашляет в
руку, застегивает и расстегивает ‘пиджак.
Суровоеть не позволяет ему быть нежным с
сыном. Он лостает из кармана сложенный
чистый платок и вытирает ему со лба пот.
Впрочем, и это могло сойти за излишнюю
нежность, Самое предательское— глаза. Но
они могут слезиться от слабого зрения.
	Профессор — тучный рыжеватый  че-
ловек-——напутетвует очередного дебютанта.
Дебютанту семь лет. Его привели родители,
Платье на багровой мамаше шуршит и по-
трескивает. Ее многодетное тело стиснуто
в шелк. Отец-маленький красноносый пе-
реплетчик из Балты. Сюртук на нем уцелел
со свадьбы в Одессе, Сын унаследовал от
отца птичий роет, лопушки ушей и фило-
софический взгляд. Его поили чаем с ва-
реньем. Он сидел за столом как большой и
отказывалея пить с блюдечка. Потом он ел
пирожное и облизывал ложку с обеих сто-
рен. Игра на скрипке кажется ему заня-
THEM не сложным и естественным. Его’ на-
шли в провинции, определили музыкаль-
НЫЙ талант в этом хилом тельце недоноска
	“авы

и. «АИР-б» конструкции Яковлева, пущен в серийное производство,

“Comercial
Воли ый „Форд
	Создание 35.000 киломе-
тров местных воздушных пу-
тей во второй пятилетке,
намеченное решениями. XVII
с’езда партии для связи

А. ЯКОВЛЕВ.

ИНЖЕНЕР-
АВИОКОНСТРУКТОР.

«АИР - 6». Ленинградский
завод № 47 первым“ епра-
вилея с освоением нового
типа самолетов. и досрочно
выпустил головную маши-
	REE NE ee ES

больших основных воздуш-

ных маРистралей нашего Союза © отдален-
ными окраинами, ` новостройками и сельско-
хозяйственными районами, требует массо-
вого выпуска легких самолетов. Кроме того,
пгирокое. развитие аэроклубной и школьной
	работы также требует самолетов легкого
тина.
	Этот самолет должен быть дешевым, эко-
номным в эксплуатации, прочным, устойчи-
вым, иметь минимальное количество при-
боров. Требуется также, чтобы самолет
взлетал и садился на местных аэродромах,
посадочных площадках, на лугу и даже на
пахоте. И, наконец, хотя на первый взгляд
кажется это и ‘необязательным, важно, что-
бы внешность самолета, хорошая отделка
его не отпугивали бы пассажира, а, нао-
борот, привлекали его к авиации.

_ Вультурной внешности самолета за гра-
ницей придается исключительное значениз,
и по своей отделке самолеты последних вы-
пусков там не отличаются от автомобиля.
Американцы, например, путем отличной по-
лировки поверхности самолетов добиваются
значительного уменьшения трения воздуха
о его поверхность, и тем самым добились
увеличения скорости.

_ Нечего показывать, что наша легкая
авиация в ближайшие же годы займет
должное ‘место. По этому вопросу имеется
постановление правительства, приняты со-
ответствующие меры для обеспечения к
концу текущей пятилетки массового выпу-
ска самолетов. Необходимо в кратчайший
срок осуществить эту задачу, использовав
В максимальной мере имеющийся у нас ни
за границей опыт.

_ До сих пор, несмотря на’ряд больших до-
‘стижений, легкая авиация строилась без
всякого плана. Отсутствие специальной
проектной и производственной базы тормо-
зило и оттягивало признание за легким са-
молетом его роли и значения.

_ В настоящее время на двух авиозаволах
ставится массовое серийное производётво
советских легких самолетов «АИР-Б» и
	ПОЛТОРА МИЛЛИ:
‚о РАБОЧИХ
	Идея индивидуального рабочего огорол-
ничества нашла горячий отклик’ во всех
промышленных центрах. страны. Сейчас,
Бога сев идет уже почти. во веех, краях и
областях Союза; можно подвести первые
итоги тому, как выполняется постановле-
ние Совнаркома об организации в этом го-
ху 1,5 ман индивидуальных рабочих ого-
POXOB.

По предварительным данным ВЦСПС, в
11 краях, областях и республиках, перечи-
сленных в ‘постановлении СНК, наделено
землей 1.626 тыс. рабочих, Кроме того,
организация индивидуального огородниче-
ства развернулась и в других краях и 05-
ластях, где выделено земли больше чем
для 350 тыс. рабочих. Таким образом око-
10 2 млн рабочих будут иметь свои ого-
		Было бы, однако, большой ошибкой ус-
покоиться на этих цифрах. Благополучие в
сводках кое-кому приятно кружит голову.
Отвол земель во многих случаях означает
лишь т0, что земля отведена в планах зе-
мельных отделов. Что касается рабочих, то
очень многие из них до самого последнего
времени не ‘получили определенных учает-
ков и не знают, гле они будут сеять. Так
обстоит, например, дело в Свердловской
области. Не закончен отвод участков в Ле-
нинградской области ‘и Северном крае, Во-
локита с отводом участков в Ивановской
области привела к тому, что профсоюзы
растеряли рабочих,- желавших обзавестись
огородами. Организация 150 тысяч рабо-
чих огородов там не обеспечена и поныне.
	Исключительное бездушие к организапии
индивидуальных огородов было проявлено
в Нараганде. 5 месяцев и горком, и горсо-
вет, и шахткомы болтали об огородах, a
когда наступила пора сеять, оказалось, что
участки не’ варезаны. Председатель посев-
ной пятерки’ Таджибеев и председатель рай-
	кома угольщиков Иономаренно упусгили
такую «мелочь», как обеспечение полива
огоролов.
	Пример Украины показывает, что дело
зависит только от’одного —= от/ желания
по-большевиетски выполнить важнейшее
залание правительства. Около 600 тыс. ра-
бочих Украины имеют индивидуальные огэ-
роды. Это почти на 100 тыс. больше, чем
предусмотрено  правительственным 3823-
нием. Пионер индивидуального  огоролниче-
ства Донбасс добился новых успехов. Кому
неизвестно, что в Донбассе свобохных зе-
мель меньше, ` чем, например, в Ивановской
области. Олнако злесь обеспечили землей
	всех желавших и вовлекли еще тысячи ра-
_бочих, ранее не помышлявших 06 огоро-
	ну первой серии самолетов
«АИР-6» к 1 мая. Ленинградские больше-
вики взяли в свои руки инициативу созда-
ния первого’ советского’ воздушного  «фор-
да» и с честью справились с этой задачей.

Правда, 60 штук первой серии ленин-
градских самолетов не смогут удовлетво-
рить потребность в них страны. Поэтому
уже теперь необходимо принять меры и
обеспечить выпуск в 1935 г. сотни само-
летов. Необходимо всемерно улучшить снаб-
жение завода оборудованием и оказать ему
помощь во всех тех вопросах, которые
обычно требуются при организации нового
дела.

Особенно серьезно стоит сейчас вопрос
с мотором «М-11», который устанавливает-
ся на «АЙР-6». Кроме «М-11» в 100, ло-
шадиных сил, выпускаемых серийно, лег-
ких авиомоторов у нас пока еще нет. По-
этому, говоря о развитии легкой авиация,
подразумевается, конечно, и соответствую-
Mee увеличение выпуска авиомоторов, в
которых уже сейчас ощущается острая не-
хватка.

Необходимо ‘укрепить опытную  кон-
структорско-произаодственную базу легкого
самолетостроения. Серия «АИР-6» освоена
в Ченинграде так быстро и безболезненно
исключительно благодаря тесному сочета-
нию работы конструкторского бюро и 3a-
вода. :

Особенности самолета следующие.

Самолет — трехместный, вес ero —
575 кг, нормальная полезная нагрузка —
350 кг, максимальная скорость — 170 км
в Час, посадочная скорость — 65 км в
час, потолок — 5.000 метров, разбег И
пробег во время взлета и посадки —— окэ-
10 100 метров, занас горючего — на 5,5
часов полета.

Самолет представляет комфортабельный
лимузин с ‘верхним расположением крыла.
Широкое безосное шасси позволяет произ-
водить посадку на любых аэродромах. Го-
рючее поступает к мотору из баков, распо-
	} ан

дах. Секрет успеха Донбасса в том, что об-
ком партии непосредственно и самым ак-
тивнейнтим образом руководит  организа-
цией индивидуальных огородов. Этого, к
сожалению, нельзя сказать о многих дру-
гих краях и областях Сотоза.
	Отвод земель, разумеется, еще не пред-
решает успеха лела. Сотни тысяч рабочих
впервые обзаводятся огородами. Им нужна
агротехническая помощь, нужна консуль-
тация, совет, что и когда сеять, как уха-
живать за огородом. За немногими исклю-

чениями, профсоюзные организации и от-
делы рабочего снабжения стоят в сторове
от этого дела.
	Тысячи рабочих-огородников до сих пор
не имеют семян, хотя на базах семян ос-
новных культур достаточно и нужно было
лишь организовать их продажу рабочим.
Вина за необеспеченность в ряде мест се-
менами картофеля ложится главным обра-
зом на. Центросоюз, который не- выполнил
постановления правительства © выделенив
94 тые. тонн семан.
	То же надо сказать 0б огородном инвен-
таре. Цехи ширпотреба донбасеких заводов
выпустили тысячи лопат, грабель, тачек п
другого мелкого огородного инвентаря. По-

чему же не могут справиться с этим де-
лом горьковекие заводы?
	Индивидуальные рабочие огороды лолж-
ны дать и в этом году около 3 млн тонн
овощей и картофеля. 2 млн рабочих семей
могут почти полностью покрыть потреб-
ность в овощах со своих огородов. Опыт
показывает, что урожай с огорода даже в
одну восьмую га может обеспечить сред-
нюю семью рабочего овощами на год. Не
нужно ‘доказывать, какое это имеет зна-
чение ‘для поднятия материального благо-
состояния рабочих.
	Ведущая роль в этом важнейшем деле,
несомненно, приналлежит профсоюзам. Но
	и с партийных организаций, горсоветов ни-
кто не снимал ответственности за негб. Ол-
нако уже хол наделения землей показы-
вает, что индивидуальным огородам не уде-
ляется должного’ внимания. А ведь надо
еще повсеместно обеспечить высокое каче-
ство сева, правильный уход за огородом.

уже пора подумать о сборе и хранении
овощей.
	Побольше инициативы и гибкости, то-
варищи профсоюзники! Используйте опыт
лучших, знающих огородное дело людей.
Развертывайте социалистическое соревно-
вание, о котором что-то ве елышно на ого-
родном севе,—и победа будет обеспечена.
	Д. К.
	ВЫГОНЯЮТ С РАБОТЫ
_ЗА САМОКРИТИКУ,
	Во время чистки партийной организации
Восточносибирского края были вскрыты
факты перерождения, служебных преступ+:
	лений. еамоснабжения среди руководителей   музыканты большого симфонического орке-
	Крайохотсоюза. Перерожденцы были исклю-
чены комиссией по чистке из партии.
Среди исключенных — Рыбаков, председа-
тель Крайохотсоюза, Фальковский— член
правления, Черновский— член правления,
все они-— участники крупных хищений, от -
явленные зажимщики самокритики.

После чистки здоровая часть аппарата
дружно принялась за работу. Это оказалось
не по духу исключенной из партии компа-
нии, которая почему-то осталась на своих
местах. Немного «передохнув» после чист-
ки, эта компания стала изгонять из аппа-
рата веех, кто разоблачал ее «дела». Только
в марте этого года под разными предлогами
уволены член партии Максин и KOMCO-
МОЛЬЦЫ  Журавлев (руководитель отряда
«легкой кавалерии»). Перетолчин. Чужави
остаются на месте. Расхитителей социали-
стической собственности никто He соби-
рается привлекать К ответетвенности.
	—” Председатель месткома НАЙДИН.
	Секретарь -комсомольской группы
. . ЖУРАВЛЕВ.
	Редактор стенгазеты МАРИННИН.
	(Письмо рабочего),
	КАбСИР ОБЯЗАН
ДАВАТЬ СЛАЧУ,
	стра. Цюпитры оделись нотами. Широкая
эстрада стала ‘сразу тесна. Сдержанное пе-
рекликание скрипок, то приподнимающее
музыкальное бормотание, разминание паль-
цев, низкие отзывы виолончелей, напевные
восклицания флейт. Из дверей, еще невил-
ная’ публике, выходит маленькая девяти-
летняя девочка. У нее кукольное японское
личико, чолочка волос, шелковое короткое
платьице. Ее замечают. наконец. Зал вздра-
гивает от аплодисментов. Ближний музы-
кант протягивает ей руку и помогает под-
няться на постамент. Дирижер становится
на возвышение. Ee розовое личико смуще-
но и довольно. Потом рука берет палочку.
Сорок человек музыкантов поднимают
скрипки, обнимают грифы  виолончелей,
держат наготове смычки.

Детские ручки приподняты, как два
крылышка птенца. Птенен начинает полет.
Мое и Синдбадов корабль — largo е
maestoso. Партитура раскрывается в нара-
стании мелодий и звуков. Левая рука пе-
ревертывает страницы. Вступление вторых
скрипок оркестра. Палочка называет ин-
струменты по именам. Концерт разрастает-
ся. Расбказ календера-царевича. Задушев-
ное повествование скрипок, одутевленный
разговор между ними. Виолончель басовито
вмешивается и продолжает рассказ. Ей от-
вечают трубы. Руки дирижера нробуждают
голоса и созвучия. Певучий речитатиз
скрипок, утишенных ‘приятными, слегка
гнусавыми  сурдинами. Оркестр  захва-
чен дирижером. Взрослые мужчины
подчинены требовательным детским ру-
кам. Руки’ настойчивы и неумоли-
мы. Опоздание скрипки вызывает нетерпе-
		няцкую хату с клопами и тараканами, На-    когда соответствующее решение было при-
	ходятся один стол для «апнарата» И 193-1нято то «известие 06 этом было ветречено
	ка, на пругом столе—груда картофельной
шелухи.

В таком помещении предсельсовета Огур-
цов принимает колхозников.

Отвратительную грязь, запущенность,
полную неприспособленность бытовых ус-
ловий, в которых ‘работают’ сельсоветы,
можно увидеть и в захапинском, дубров-
ском, елагинском и других  сельсоветаз
Ярцевского района (Западной области).
‘Может ли’ пользоватьея авторитетом та-
	с восторгом тесным кругом лиц, которые
были посвящены в дело» (стр. 214).

Вся сложная дипломатическая игра во-
круг аветро-сербекого конфликта сводилась
к тому, чтобы создать условия, которые
позволили бы возложить ответственность за
войну на своего империалистического про-
тивника. . В этом и заключалось основное
политическое содержание так называемого
предвоенного кризиса.

Уже задолго ло начала конфликта ав-
	ЕЕ СЕ А ТЕР

кой сельсовет ‘у колхозников? Может ли] стро-германский империализм. как со сво-
	сам сельсовет строить нормально CBOW ра-
боту? Ясно, что не может.
		ен стороны ‘это; делал и русский империа-
лизм, начал усиленно пополнять военные
запасы того огромного порохового погреба,
каким явзялись балканские страны.
«Здешние арсеналы, — гласит сообще-
ние из Болгарии, — работают днем и но-
чью, даже по воскресеньям. За май арсе-
калом получено 25 вагонов военных при-
пасов из Германии и 40—из Австрии»
(стр. 235). И когда погреб, наконеп, взор-
валея, то германский империализм, считая,
по сведениям английского генерального
штаба, «обстановку благоприятной» (стр.
15) и закулисно толкая Австрию на вой-
	HY, достаточно неуклюже пытался создать
	впечатление о своей полной непричастно-
сти к позиции Австрии.

Когда выяснилось, что сербский ответ
на австрийский ультиматум в основном
удовлетворяет всем поставленным требова-
ниям, берлинская пресса задержала, опу-
бликование текста сербской ноты «в с0-
знании того отрезвляющего впечатления,
которое он бы произвея в германских чи-
тающих кругах» (стр. 190). И когда после
начала русской мобилизации Германия об’-
явила России войну, Сазонов с явным удов-
летворением телеграфировал (2 августа) в
Лондон: «Иной исход... поколебал бы рав-
новесие Европы, утвердив гегемонию Гер-
мании. Этот европейский мировой характер
конфликта бесконечно важнее повода, его
возбулившего» (стр. 363).

Позиция французеного империализма в
предвоенном кризисе была настолько после-
довательна и рещительна, что вызвала
	— за день у меня набирается ст тех ко-
пеек, Которые’ переплачивают рабочие,
больше чем мой дневной заработок, — так
заявляет Пестрикова, продавщица хлебного
магазина № 13 на заводе Сельма в Ре-
стове.

Рабочий, получающий хлеб по первой
категории, должен платить 24 коп. Но
обычно трудно подобрать 24 кон., и то-
гда покупатель дает 25 коп. Продавец, как
правило, сдачи одну копейку не дает, счи-
тая это за «мелочь»,

_ Получающие по второй категории  дол-
жны платить 18 коп., а, как правило,

с них берут 20 коп. Третья групна вместо
9 коп. платит 10 коп.
	Такое явление имеет место не только
у нас на заводе, в хлебном ларьке, оно ста-
до общим явлением по всему городу.
	СДЕЛАТЬ СЕЛЬСОВЕТ о
YVTRTYPHRIM “UAT OM.
	(Письмо районного работника).
	В лосевском сельсовете негле присесть:
в комнате нет стульев и скамеек. Кругом
грязь и мусор, помещение никогда не уби-
рается. т

Немногим отличается и калищенский
сельсовет, находящийся в центре самого
крупного в районе колхоза «Пролетарий»

В комнате, напоминающей © виду бед-
	ВАДПАТИЛЕТИЮ. МИРОВОИ ВОИНЫ.
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ
ИМПЕРИАЛИЗМА».
	Т. У. Комиссия при ЦИК CCCP
по изланию документов эпохи
	империализма. Москва. Соцэкгиз.
1934 г.
	приятное изумление даже у Извольского,
русского посла во Франции. «Вообще a
был поражен  здесь,—сообщал он,—на-
сколько проникнуты (в Париже — А; Е.)
твердой и спокойной решимостью  оказы-
вать нам полнейшую поддержку» (стр. 54).
	Аккомпанемент переговоров о мире толь-
ко облегчает напряженную подготовку кв
войне, и этот замечательный  оныл
французские империалисты снешили нере-
дать и русскому союзнику. Слишком зарвав-
шуюся парскую дипломатию французское
правительство поучало более тонким при-
емам: «Мы (т. `е. русские.—А. Е.) могли бы
заявить, писал Извольский по совету
французского правительства, —что в выс-
ших интересах мира мы согласны времен-
10 замедлить мобилизационные мероприя-
тия, что не мешало бы нам продолжать и
даже усилить военные приготовления»
(стр. 264). А когда все было готово, оста-
валось только ждать, чтобы инициатива
разрыва формально исходила от противни-
ка. И для этого были свои серьезные поли-
тические основания. «Пуанкаре, —пиеал
Извольский, — предпочел бы ‚избежать пу-
бличных прений о применении союзного ло-
говора, поэтому и по соображениям, касаю-
щимея главным образом Англии, было бы
лучше, если об’явление войны последует
со стороны не Франции, а Германии» (стр.
337).

Этого об’явления пришлось ждать не-
долго. Берлинское правительство облегчило
задачу французского империализма, об’явив
войну под предлогом, что французские  во-
енные самолеты летали над германской тер-
риторией. Впоследствии выяснилось, что
никаких самолетов никто не видел. Но по-
добные странные галлюцинации хо сих пор
оказываются в Берлине распространенной
болезнью...
	Но и в другом более важном и жизнен-
ном вопросе германский империализм сво-
ими неуклюжими дипломатическими ма-
неврами облегчил своим противникам раз-
решить огромную политическую задачу во-
влечения Англин в войну.Уже самая на-
дежда на английский нейтралитет свиде-
тельствовала Of нскаженном понимании
берлинской дипломатией всей политической
перспективы. «Англию страшит не только
австрийская гегемония на Балканах, сколь-
ко мировая  гегемония Германии», так
формулировал Бенкендорф исходные пози-
ции британского империализма еще в са-
№ом начале кризиса.
	Ближайшие дни показали, что ключ вее-
го предвоенного кризиса находился в кар-
мане британского империализма, который
больше всех твердил о мире, но и раньше
всех—27 июля— привел свой флот в 6б0е-
вую готовность. Через два дня после того
как кризис подошел к своему апогею, гер-
манское правительство рещило купить ней-
	тоалитет Англии Ей были предложены
векселя на будущие колониальные компен-
сации. Неожиданная щедрость германского
империализма в отношении Англии шла
главным образом за счет России и... Ан-
глии: хотели ей предложить Персию.

Новол для английского выступления по-

явился очень быстро. 31 июля француз-
ский военный министр об’явил Извольско-
МУ «в приподнятом сердечном тоне о твер-
дом решении правительства на войну»
(стр. 299). 2 августа, сообщая о нару-
шении Германией люксембургского нейтра-
_литета, Извольский пишет: «Это обетоя-
тельство считается весьма выгодным для
Франции, ибо оно... может заставить ее
(Англию. А. Е.) действовать более энер-
гично» (стр. 367).
° Грей даже в последний момент, высту-
пая в парламенте, скрыл свои военно-поли-
тические обязательства, принятые еще в
1912 г. в отношений Франции. Вопрос о
выступлении английского империализма
был, таким образом, заранее предрешен.
Блестящая игра английской дипломатии и
бездарность германской липломатии приве-
ли к тому, что первое поражение Германия
получила еще до начала военных действий:
«Англия открывает свои карты в тот мо-
мент, когда ей кажется, что мы загнаны в
тупик и нахолимся в безвыходном положе-
нии!-—писал Вильгельм. ТГнусная  торга-
щшеская сволочь пыталась обмануть нас
„банкетами и речами!.. Мерзкий сукин
сын!» Мы извиняемся перед читателем 34
сочный лексикон венцепосного вождя гер-
манского империализма, но так обзывает
Вильгельм Грея, будущего виконта оф Фол-
лодон.

Когда, наконец-то, в Берлине уяснили

всю ситуацию, было уже поздно! Солдат-
ские манёры германской дипломатии пыта-
лись еще заменить дипломатическими тон-
костями, сопровождающими военный поход
на Бельгию. Но пресловутый бельгийский
нейтралитет явился политической фикцией,
существовавшей для ничего не знающей
мелкобуржуазной публики. «Французы силь:
но желают об’единения операций своей
и бельгийской армчй против немцев, —пи-
шет военный агент из Бельгии 4 августа.—
Сегодня на совещании у здешнего  воем-
ного министра план французов условно
принят Бельгией, т. е. если немцы нару-
шат нейтралитет. Этому вопросу французы
придают характер особой секретности»
(стр. 411).
_ Германия, согласно старому ° плану
Нтиффена, нейтралитет нарушила. Ан-
глийское правительство получило в свои
руки новод, который оно отлично исполь-
зовало для обработки своего «общественно-
го мнения» под лозунгом защиты «малень-
ких народов». То, что британский гене-
ральный штаб вступил в переговоры ©
Бельгией еще в 1906 г.; это, конечно,
тщательно скрывалось:

В таких условиях началась первая’ ми-
ровая война, империалистский характер
которой тогда же разоблачили только Ленин
и большевистская партия. Эту картину
нужно вспомнить, ибо двадцатая годовщи-
на первой мировой войны наступает в
условиях, когда вплотную  надвинулся
второй тур империалистеких войн за новый

передел мира. = А БРУСАЛИЕСНИЯ.
	Выпускаемый комиссией ‘при ЦИК СООР
\ том советской публикации «Международ-
ные отношения в эпоху империализма»
приобретает особый интерес потому, что
здесь впервые дается полная картина пред-
военного кризиса 1914 года.

Естественно, русские ‘документы наибо-
лее полно освещают позицию царской Рос-
сии в предвоенном кризисе, развернувшем-
ся после сараевского убийства. Когда рус-
екий министр иностранных дел Сазонов,
узнав о пред’явлении Сербии австрийского
ультиматума, воскликнул:   «Это—европей-
ская война», он раскрыл секрет  создав-
шейся ситуации. Но прежде всего он этим
самым выдал планы русского царизма.

Народы, . населяющие царскую Россию,
лишь 31 июля узнали о мобилизации, на
самом деле уже 25 июля было решено
«0б`явить мобилизацию и начать военные
действия». 30 июля, после того как в Ав-
стро-Венгрии была произведена частичная
мобилизация, царская Россия поспешила
‘об’явить всеобщую мобилизацию.

Царское правительство всячески форси-
 ровало 0б’явление всеобщей мобилизации.
	В ИВАНОВЕ
PAIBANNBAHIT ОРКЕСТР.

(Письмо работников оркестра).
	Eme в 1933 г Ивановекий облиепол-
	ком решил перелать симфонический оркестр
	областного комитета радиовещания теат-
ральному об’единению. Дирекция об’едине-
ния, не желая платить оркестрантам зар-
плату, провела их приказом на месяц позже
действительного приема оркестра.

0б’екты выступлений не были разрабо-
таны. План дирекцией был высосан из
пальца и строго «ограничен». Требования
коллектива оркестра и указания облиспол-
кома о выступлениях в выходные дни пе-
ред широкой массой трудящихея — в теат-
рах и на площадках — не были выпол-
нены.

Продолжая последовательно развивать
свое отношение к оркестру, дирекция на-
меревается сейчас «продать» его другой
области.

В результате разваливается крупный,
хорошо сработавшийся  оркестровый кол-
	ACKTHB,

БЕЛЯКОВ, СТЕПАНОВ, ЗП-
ШТЕЙН и др, ‚ (Всего 16 под-
писей), :
	УСТАНОВКА ПО РАСЩЕПЛЕНИЮ АТОМНОГО ЯДРА,
	ЛЕНИНГРАД, 10 мая. (Корр. «Правды»).

В  Ленинградском радиевом институте за-
ванчивается подготовка к пуску мощной
установки по расшеплению зтомного ядра.
На заводе «Электросила» производятся ис-
	пытания огромного, электромагнита. с ДИА-
метром полюсов в 1: метр. Коротковолновый
генератор уже испытан и смонтирован. Но-
вая установка по расщеплению атомного
ядра будет одной из крупнейших в мире,