6 ИЮНЯ 1934 Г., № 154 (6040).

ИУТИОЗАВРЫ.
	«Hoan...» Тут. чувствовать надо TOH-
кость мысли Ив. Бушуева. Какие задачи,
ах какие задачи стоят перед капгирской
поэзией и вдруг... петух, простой, над-
классовый или внеколхозный, может быть
даже подкулачный петух! И, впадая в тон
поучительный, Ив Бушуев прохолжает:

«Афанасьев забыл слова В. И. Ленина

0 том, ЧТо «надо учиться, учиться и

учиться», и в момент штурма зачетов

«заболеть» мыслями о петухе, бросить

лучшие строки — абсурд. ‘

Лучше было бы, если бы автор снача-
ла сдал зачет, а после уже отдохнул.

Согласны ли вы с этим, тов. Афа-
насьев?»

Попробуй, не согласись с Ив. Бушуевым!
Может, конечно, Афанасьев попробовал бы,
Ho rae yr! Под критическим пиеьмом Бу-
	КРИТИЧЕСКИЕ
	Юный товарищ Афанасьев уехал из’ род-
ной деревни. В Москву. На учебу. И в май-
скую ночь московскую Афанасьев не. спит,
нет! Он грызет упорно гранит науки:
	«Я готовлю за столпом зачет
О годах. мятежных Пугачева».
	Ночное бдение дается нелегко. «Штур-
муя зачет», юный поэт ощущает грусть
разлуки с родными полями. И в бодрой
песне позволил себе товарищ Афанасьев
некую лирическую слабость, вылившуюся
в следующие строки:
	«Как заря московская тиха,
Не стучат в окно ветвями вербы,
Я сейчас за пенье петуха
	Лучших строк отдать не пожалел бы».
	Только вымолвил Афанасьев эти слова,
только напечатали их в каширской район-
HOH газете «За злектрификацию», тут
					Ремонтное „менлупарье“.   Нолхозные изобретатели.
	(От корреспондентов «Правды»).
	Инвентарный сарай Новотроеицикой MIC
шутя называют «омтником» — помойной
ямой. Это очень близко к истине. В
грязном помещении ржавеют полуразби-
тые веялки и искалеченные триера, всеми
позабытые лемехи и соштники, груда каких-

то деталей и частей, давно уже утратив-
EX свой первоначальный вид. Здесь же
свалены в кучу 12 сноповязалок.
	за сараеи такая же картина: в неогоро-
женном дворе -—— вторая свалка из’ разно-
образнейших машин, орудий и деталей.
	Выражаясь языком официальным, все
содержимое обеих свалок «подлежит ремон-
ту к уборочной кампании». Так уж пове-
лось здесь, что накануне очередного цикла
полевых работ МТС сотрясает приступ
штурмовой ремонтной лихорадки. Начина-
ются авралы, субботники. Из сараев и со
двора в ударном (обязательно ударном!) по-
рядке торжественно волокут в мастерские
истерзанные машины с растерянными Ча-
стями, роются в описанной уже нами свал-
ке, выискивая детали, сколачивают все на
живую нитку. Затем, после окончания по-
левых работ, наступает этакое ремонтное
«неждупарье». Машины бросают где попа-
20 и как попало. Никто за ними не смотрит.
История повторяется снова.

В Новотроицкой МТС прочно забыли ста-
рую истину: ремонт начинается с образцо-
вого хранения машин и до, и во время, и
после работы. Хорошее хранение —состав-
ная часть хорошего ремонта. Вот золотое
правило, м холжны строго придержи-
ваться все МТС и колхозы. Заброшенная,
извлеченная 60 свалки матина жестоко
истит за себя штурмами, авралами и су-
толокой во время ремонта.

Хорошее хранение — это признак куль-
турного стиля работы. Именно этого и не-
хватает МТС. Работают, как в былые вре-
мена в кустарной мастерской на «чужого»
заказчика, с которого норовили защибить
побольше и сбыть машину подряннее. Ма-
стерские МТС ремонтировали 4 виндроузра.
Отремонтировали и считают, что дело за-
кончено. Нет, не закончено! На трех маши-
нах неисправны мотовила, нет козырьков и
других мелких частей. }

В лоугом примере еше больше отражено
	О ходе прополни
и взмете паров.
	На 1 июня по Союзу поднято 7.415 ты-
сяч гектаров паров, план выполнен Ha 30,7
проц. В прошюм году на это же число
было поднято 2.374 тысячи гектадюв, или
9,9 проц. плана. Заканчивает под’ем паров
Крым, где план выполнен на 94,3 проц.,
Украина выполнила план на 7 6,5 проц.,
Северный Кавназ—75,3 проц., Азово-Чер-
номорсний край-—47,5 проц. Низки еще
темпы взмета паров на Средней Волге—
10,3 проц., в Саратовском крае—3,1 проц.

Целинных земель к 1 июня поднято 463
тысячи гектаров, что составляет 38,6
проц. плана. В Гоерьновсном крае выполне-
но 40 проц. плана, в Московской области
— 35,7 проц., в Ивановской —44 проц. и в
Ленинградской—52,1 проц.

На 1 июня по Союзу прополото 15.546
тысяч гектаров зерновых колосовых куль-
ту 24.4 проц. плана.
	В первой половине июня 1859 г. В
скромном берлинском издательстве Дункера
вышла в свет «К критике политической
экономии» КН. Маркса. Три четверти века—
большой срок, a последние три четверти
века занимают в истории человечества со-
вершенно исключительное место. Время
оказалось суровым судьей по отношению к
бесчисленным произведениям этой эпохи.
Но марксова «К критике» сегодня так же
свежа, как и в день выхода. Секрет этого
об’ясняется тем; что Маркс вею мощь сво-
его гения, всю революционную страсть ево-
его сердца, вею силу своего ума поставил
на службу пролетариату—классу, осво-
бождающему человечество от гнета и экс-
плуатации. классу, которому принадлежит
	будущее.
	Уже на первых порах своей обществен-
но-политической деятельности Марке при-
ходит в лагерь революционного движения.
Столкнувшись с областью «материальных
интересов» и связанной с ними классовой
борьбы, Маркс принимается за тщательное
изучение политической экономии. В сере-
дине сороковых годов он совместно. со CBO-
им другом Энгельсом` вырабатывает основы
научного коммунизма. Придя к убеждению,
что только рабочий класс является той мо-
гучей революционной силой, которая при-
звана обновить мир; Маркс принимает дея-
тельнейшее участие в пролетарских орга-
низациях, вылвигаясь вскоре в первые ря-
дн их руководителей.
	Накануне революции 1845 г. появляется
«Коммунистический манифест» — этот
бессмертный. буревестник пролетарской ре-
волюции. Маркс в этот период занят ки-
пучей деятельностью. Он организует пер-
вые отряды классово сознательного проле-
тариата, ведет беспощадную борьбу против
изменников и лжедрузей народа. Период
после революции 1848 г. Маркс использует
для усиленной работы по выковыванию м0-
гучего теоретического оружия пролетариа-
та. Ему приходится работать в нечелове-
ческих условиях, перенося лишения и ведя
тяжелую борьбу за существование. В одном
письме к Энгельсу Маркс в шутку пишет,
что елва ли кто-либо занимался теорией
	денег при таком полном отсутствии послед-
них. В другом письме он пишет, что вы-
	Работники Тульчинской МТС рассказали
о своих 18 приспособлениях и приборах
для ремонта тракторов, благодаря которым
стоимость капитального ремонта тракторов
снизилась вдвое.

Представители Войтовецкой МТС доложи-
ли на совещании о 15 сделанных ими при-
борах. и приспособлениях. Рассказали под-
робно о своем «войтовецком плуте» и а
сооруженном заправочном возе и запра-
вочной колонке, исключающих какие бы TO
ни было потери горючих и смазочных Ma-
терналов при заправке трактора в поле.

Колхозник-изобретатель ‘т. Вечерук по-
делился опытом своей работы над приспо-
соблением к молотилке элеватора и веялки,
благодаря чему освобождаются 9 рабочих и
4 лошади. Теперь он пытается приспосо-
бить еще к молотилке и триер.

Колхозник-изобретатель т. Гоменюк,. вы-
растивший 060бо эффективный картофель
«гоменючку», рассказал совещанию об изо-
бретенных им картофелесажалке, картофе-
лекопателе, свеклокопателе и прессе для
выделки крепких кирпичей прямо из съе-
женакопанной глины.

Тов. Бессараб — изобретатель турбев-
ского плуга, получившего уже большое
распространение по области, — сообщил
совещанию о.дальнейших своих работах и
рассказал о колхознике Павле Рыбаке, ко-
торый изобрел и уже строит ветряную тур-
бину в 26 лошадиных сил.
		Не главными, центральными темами со-
вещания были вопросы об усовершенетво-
вании уборочных машин и инвентаря.
	Изобретателю-колхознику не удалось из-
бежать участи многих изобретателей. Он
идет часто сквозь строй мытарств, наеме-

шек, равнодушия, зубоскальства, BOAOKH-
Th] H KOCHOCTH.
	Обмен опытом не организован. Изобре-
татели перегружены иной работой. Хозяй-
ственники МТС не создают узаконенных
фондов рационализации и изобретательства,
а иногда вообще отталкивают изобретате-
лей своим безразличием. Социалистические
заказы на рационализацию (по примеру
крупных заводов) колхозным изобретате-
лям не даются. Совершенно неизвестно, как
премировать и поощрять изобретателей,
находящихся в колхозе (совещание внесло
предложение — создать шкалу для преми-
	рования трудолнями).
	отсутствие. культуры в работе, кровной за-
боты 6 качестве. В колхозах ремонтируют
лобогрейки. Поставят новую часть, полвин-
TAT, подкрутят, подмажут,— и готово. А
зерноуловителя He посзавили; Формально
как будто и правильно: нет такого закона,
чтобы из ремонта выпускать лобогрейку
обязательно © зерноуловителем. Но по су-
ществу это издевательство. Ведь все знают,
что добогрейка должна обязательно быть
снабжена зерноуловителем, что потом в го-
рячие дни уборки в. колхозах начнут их на
скорую руку. прилаживать, и что. добрая
часть их поэтому будет улавливать только
воздух и пыль. -

Неподготовленность МТС к ремонту ска-
зывается во всем. Нет квалифицированных.
рабочих. Они избегают работать в МТС, так.
как здесь заработную плату выдают с опо-
зданием. Машинисты не ремонтируют м0ол0-
тилок, потому что МТС не рассчиталаеь с
ними за работы, произведенные в прошлом
году. Виндроуэры ремонтируются чернора-
бочими.

Плохо идет ремонт не только в Новотро-
ицкой МТС, но и во всем Новотроициом
районе. Лобогрейки в ряде колхозов только
начали ремонтировать, и кто знает, когда
закончат. Заместитель заведующего райзем-
отделом Грузин об’ясняет это отсутствием
пальцев. Это не совсем верно. В одной
лишь Новотроицкой МТС есть сотни лиш-
них пальцев. Можно было бы на хозяй-
ственных началах передать эти пальцы
другим МТС, которые в них нуждаются.
	На-днях в днепропетровской о газете
«Зоря» опубликована сводка о ходе ремон-
та уборочных машин. В графе «сколько
отремонтировано» против Новотроицка —
пустое место.
	Председатель райисполкома Чучман и
заместитель секретаря райкома партии
Чернышенко опровергают сводку. Они ссы-
лаются на то, что их, дескать, подвел «пи-
сарь», забывший передать цифры в 06-
ласть. Но дело вовсе не в «писаре». Не
«писарь». конечно, виноват в том, что к
	ремонту не подготовились и ето не орга-
низовали,  понадеявшись  на-авось A

‘штурмовщину.
	АЛ. ПУНАЕВСКИИ.
	Единоличник не-слишком ломал голову
над изобретением или улучшением уже
изобретенной `сельскохозяйственной маши-.
ны. Да и мантин-то тогда было мало. Вре-.
‘стьянин относился: к. маптине, как к лошя-
ди, которую требовалось только подкова
Въытюлнял это немудреное дело воеспетый
поэтами и музыкантами деревенский куз-
нец, которого крестьяне вечно подозревали
в связях с нечистой силой. Вель даже по-
говорка сложилась: «Умудряет бог слепца,
‘а чорт — кузнеца».
	Только в колхозе, окруженный множест-
вом машин, бывший единоличник впервые
задумался над земледельческой машиной.
которую всегда делал и совершенствовал
город.

Сельскохозяйственная машина еще дале-
ко не совершенна. Она рассчитана на срел-
	ние величины. Она часто мало приспосод-
	лена к меетным особенностям и к перемев-
чивости условий работы или каприязам при-
роды. Она работает с большими потерямя
на сборе урожая. Она иногда требует боль-
шого числа людей для обслуживания.
	Словом, земледельческая машина нуж-
дается еще в больших доделках, передел-
ках, усовершенствованиях. И понятно, ра-
ционализация сельскохозяйственной маши-
ны пойдет вперед тем быстрей и успешней,
чем большее количество людей, работаю-

щих над этой машиной, будет привлечено к
ее улучшению.
	Месяц назад Наркомзем получил заявку
OT колхозников-изобретателей Винницкой
области на реализацию “ряда изобретений, .
срязанных с механизацией сельского хозяй-
ства.
	Первая попытка 0бединить и организо-
вать колхозников-изобретателей, до этого в
	  слиночку бившихся над изобретениями I
	усовершенствованиями, принадлежит группе
политотлелов Винницкой области.
	Наркомзем СХОСР т. Чернов приказал дне
декады назад отправить в винницкие кол-
хозы бригаду специалистов для ознакомле-
ния с изобретениями колхозников, изгото-
вить и испытать образцы маптин и усовер-
шенствований к машинам, изобретенным
колхозниками. А для премирования кол-
хозников-изобретателей и для дальнейших
работ Наркомзем отпустил Винницкому
областному земельному управлению 10.000
	рублей.
	На-лнях политсектор МТС Винницкой
	области провел первое совещание но вонро-
сам изобретательства и рационализации в
сельскохозяйственном колхозном производ-
стве. На совещании выступали 18 изобре-
тателей из колхозов и МТС и начальники
нескольких политотлелов.
	Среди выступавших были уже известные
в. области ` изобретатели тт. Шатковский,
Гоменюк, Стоянов, Вечерук, Недобий, Бес-
сараб.
	(От специального корреспондента «Правды» ).
	У, а-я ны 4 а А а ос и Е

его. голубчика невыдержанного, и накрыли   шуева напечатано неколебимое примечание:

te Rema Trliilata Bee mmcsttiua ас = д
	«ОТ РЕДАИКЦИИ. Редакция считает
правильным замечание тов. Бушуева и
ждет ответа от М. Афанасьева, как он
реагирует...»
	Какой же, собственно, реакции ждет
уважаемая редакция? Конечно, признания
опибок тов. Афанасьевым! Пламенного пря-
знания, что его лирико-петушиная сла-
бость была только минутной, что он боль-
ше не будет писать таких стихов, ‘что он,
как требует Бушуев, «сначала сдаст все
зачеты, & после уже отдохнет», после уже
булет писать стихи. — и только по фецеп-
	Дорогой товарищ Афанасьев! Вы — поэт
молодой и, чего доброго, можете всерьез
принять критику литературного унтера
Нришибеева. то-бишь Бушуева. Не надо!
	С ПОЛИЧНыЫмМ.

Накрыл зоркий Ив. Бушуев. Он a cam
грешил стихами, но по здравом размышле-
нии захотел перейти на более легкую спе-
циальность — литературного критика. A
	простейший рецепт литературной критики
	известно какой...

«В эпоху построения... задача проле-
тарекой литературы заключается в... Ме-
жду тем в предыдущем номере нашей
литстраницы напечатано... Автор стре-
мится... 0браз задуман не плохой, но...»
	Тут самое время перейти к благородному   ту того же Бушуева...
	возмущению. В самом деле: что осмелился.
написать вышеупомянутый Афанасьев?
	«Я сейчас за пенье петуха
	Сразу ясно: здесь дело не чисто! Сразу   Не реагируйте! Эта критика — запоздалый
видно, какой вы есть, товариш Афанасьев!   рефлекс, посмертное чихание покойной
За пенье какого-то беспартийного петуха!   РАПП. Иван Бушуев и редактор «За элек-
Лучшие строки?! Отдать? Так, так... П0з-  трификацию» Ал. Лужбин, это — остатки
вольте спросить вас, любитель петушиного   вымирающего вида литературных критиков,
	ФНИЯ:

«0 каких строках идет речь? Конечно,
	так сказать, критические ихтиозавры.
В прошедшие годы такие, с позволе-
ния сказать. критики  нерелко упраж-
	не о стихах, ибо тов. Афанасьев готовит   ния сказать, критики нередко упраж-
зачет. Мне, как читателю, представилось! нялись на страницах толстых и тонких мо-
ясно. что автор согласен лучшие строки   сковских журналов. Они подстерегали  не-
	из «Маркса-—_Ленина—талина» сменять

на... пенье петуха».

А раз самому Ив. Бушуеву «представи-
лось ясно», —— значит, крышка тебе, това-
риш Афанасьев! Впрочем, может быть, ты
вовсе и не товарищ — это дело Бушуев
сразу берет под сомнение:
	«Если т. Афанасьез предан делу социа-
пистического строительства...»

оперившихся поэтов и прозаиков, грозно
рыча на всякое слово жирое, ‘не уклады-
вавнееся в привычные ихтиозавровому оку
схему, штамп. Вытесняемые из больших го-
родов, пролетарских центров, они еще
ютятся кое-где в районах, отпугивая рыча-
нием своим поэтическую молодежь от серь-
езной литературной работы и учебы.
Л. РОВИНСЦИЙ.
	Был издан приказ, чтобы детали в цехах
изготовлялись комплектно. Несмотря на
это, начальник кузницы Васильев и на-
Чальник связевого пролета Францевич этот
приказ не выполняют.

Васильев на-днях отказался от помощи
лучших кузнецов Союза, в том числе луч-
шего кузнеца Сталинградекого тракторного
тов. Шеймана, приехавшего передать свой
оныт. У него в цехе, видите ли, все благо-

получно, и ни в какой помощи он не нуж-
дается.

* *
* .

Парторга тов. Овчаренко (новокотельный
цех) в заводском партийном комитете счи-
тают одним из лучших на заводе.

Однако в его цехе из 150 коммуниетов
задание выполняют только 60. Коммунисты
и комсомольцы срывают трудовую дисцип-
лину. Цех за 15 дней мая сдал только три
котла. А ведь новокотельный цех—решаю-
щий на заводе.

Многие парторги на заводе подменяют на-
чальников цехов и мастеров, забывая о ра-

боте с партгруппами и отдельными комму-
ниестами.
	До каких нор это будет продолжаться?
В АЛЬМАН.
	«Я чую, что как раз теперь, когда после
пятнадцатилетней работы я могу оконча-
тельно закончить свой труд, мне, по всей
вероятности, помешают бурные события
извне. Ничего не поделаешь. Если я кончу
слишком поздно, чтобы заинтересовать еще
мир подобного рода вещами, то вина, оче-
видно. моя собственная».
	Нынешняя эпоха является эпохой вели-
чайшего торжества революции, которую
предвидел Маркс. И несмотря на это, «по-
добного рода вещи» еще долго будут «ин-
тересовать мир». Ибо выкованные Марксом
идеи уже давно стали материальной силой,
овладев миллионными массами. Ибо теория
Маркса— Энгельса, гениально развитая Ле-
ниным и Сталиным, служит неотразимым
оружием масс, идущих на штурм твердынь
капитала. Ибо эта теория вооружает мил-
лионы, строящие социализм в нашей стра-
не.
	Когда вышла «К критике», буржуазия
попыталась убить работу Маркса  посред-
ством заговора молчания. Вскоре госпох-
ствующим классам пришлось перейти. 01-
нако, к более гибкой тактике: замолчать
Маркса не улалось, его учение нано себе
дорогу в самую толшу рабочих масс. Ha
смену заговору молчания выступила «тон-
кая» нритика, вкрадчивый яд резизиониз-
на. .
	В настоящее время буржуазия, как озве-
релый хищник, прибегает к самым крайним
методам борьбы. В том самом Берлине. гле
семьдесят пять лет назад была впервые
напечатана «К критике», запылали ко-
стры, на которых Фашисты сжигают про-
изведения Маркса, Энгельса. Ленина. Ста-
лина. Эти костры. однако, бросают злове-
щий свет на грядущий лень капитализма,
они не в состоянии скрыть классовой борь-
бы, все более бурно кипящей при наглухо
закрытых прелохранительных клапанах в
котле фашистской диктатуры.
	«Говорят. что На оападе, в некоторых
государствах уже уничтожен марксизм. Го-
ворят, что его уничтожило будто бы dyp-
жуазно-националистическое течение, назы-
ваемое фашизмом; Это, конечно, пустяки.
Так могут говорить лишь людй, не знаю-
щие истории. Марксизм есть научное выра-
жение коренных интересов рабочего клаеса.
Чтобы уничтожить марксизм, надо уничто-
жить рабочий класс. А уничтожить paio-
чий класс невозможно. Более 80 лет про-
шло‘ тех пор, как марксизм выступил на
арену. За это время десятки и сотни бур-
жуазных правительств пытались уничто-
жить марксизм. Й что же? ‹ Буржуазные
правительства приходили и уходили, а мар-
ксизм оставался» (Сталин).
	о каких пор?
	(От специального корреспондента «Правды»).
	Участники совещания предложили: ор-
ганизовать областную и всесоюзную экспе-
риментальные мастерские, установить 0б-
ластной центр, который бы собирал и
распространял рационализаторские предло-
жения и изобретения, обеспечил бы по-
стоянную помощь изобретателям материа-
лами, инструментами и технической кон-
	СУЛЬТаЦиейЙ.
Г. OKYNOB.
М. ПОЛИКАНОЗ.
	Гор. Винница.
	Луганский паровозостроительный гигант
	— гордость советской страны. Все лучшее,
все новое, что имеется в передовой техни-
ке, сконцентрировано в цехах завода. Пар-
тия и правительство дали заводу все не-
обходимое для выпуска высококачественных
сверхмощных «ФД». Но на заводе сейчас
нет основного. Нет дисциплины, нет боль-
шевистекого порядка, без которых всякие
разговоры 0б освоении новой техники —
пустая болтовня.

На заводе стало обычным явлением опаз-
дывать на работу, болтаться: ‘без дела но
цеху, приходить в столовую до завтрака,
уходить из столовой задолго после гудка и
не выполнять приказов администрации.

Распоряжения директора завода тов. Ку-
рицына начальники цехов считают для
себя необязательными, а распоряжения на-
чальников цехов не выполняются мастера-
ми и бригадирами.

Начальнику старопрокатного цеха $. Го-
лубу дирекцией завода было предложено
производить обточку топочных рам для па-
108030в «ФЛ» на двух фрезерных станках.
Голуб не выполнял этого распоряжения
	цесть дней и задерживал всю работу ново-

Е К ee
		сотельного цеха.
	В Совзаркоме Союза ССР.  Областное совещание
		наспекгопов качества.
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 5 июня. (Kopp.

«Правды»). Днепропетровские обком и обл-
исполком созывают 10 июня совещание
колхозных инспекторов по качеству.

На совещание приедут 100 лучших кол-
хозных инспекторов, имеющих большой
опыт работы. В совещании примут участие
15 районных агрономов и старших агроно-
мов МТС.

Совещание обсудит, как лучше поста-
вить контроль за качеством уборочных ра-
бот. озимого сева и зяблевой пахоты.
	Bur €Grttth
	Для облегчения приобретения скота в
личное пользование членам сельскохозяй-
‘ственных коммун Совнарком Союза (CP
разрешил правлениям коммун передавать в
личное пользование колхозников коров, те-
лок и нетелей. а также мелкий скот, пти-
цу и часть обобществленных построек, не-
обходихых для содержания скота колхоз-
ников. Количество передаваемого скота не
должно превышать одну треть обобщест-
_вленного стада коммун. Передача скота вол-
хозникам производится за оплату по госу-
дарственным заготовительным ценам с рас-
срочкой на три года.
	РАСТВОРЦЕВ Трофим Яновлевич, лучший
конюх колхоза «Коминтерн», мазыкинского
сельсовета, Белгородского района (ЦЧО).
	А ЛЕОНТЬЕВ.

ки——товара и кончая его увенчанием в ви-
де мирового рынка, порожденного капита-
чистическим способом производства. В 0д-
ном из вариантов плана вслед за мировым
рынком намечены следующие пункты:
«Кризисы. Разложение способа  производ-
ства и общественного строя, основанных на
меновой стоимости. Реальное превращение
индивидуального труда в общественный и
наоборот». Маркс в данном варианте плана
имел в виду, таким образом, в заключитель-
ной части своего исследования рассмотреть
кризисы, эти шетето тот! (напоминания 0
смерти) капитализма, и условия рождения
социалистического общества на развалинах
капитализма.
	Неизбежность гибели капитализма и по-
беды социалистического строя—вот идея,
которая проходит красной нитью через все
экономическое исследование Маркса. В од-
ном из писем к Энгельсу Маркс с юмором
замечает, что в его «К критике», хотя она
и носит подзаголовок «Книга первая-—о ка-
питале», нет еще ничего о капитале; там
рассматриваются лишь товар (глава пер-
вая) и деньги (глава вторая). Капиталу
Маркс имел в виду посвятить главу третью,
которая должна была составить содержание
следующего выпуска. Й веё же «К крити-
ке» представляет вылающийся интерес в
наше время, в эпоху гибели капитализма
и победы социализма. Исследуя товар,
Маркс раскрывает в этой экономической
клеточке буржуазного общества  зародыни
тех противоречий, которые в конечном сче-
че обусловливают собой взрыв  капитали-
стической системы. Деньги означают даль-
нейшее развитие этих противоречий. Byay-
чи выешим продуктом товарного производ-
ства и обращения, деньги служат вместе с
тем исхолным пунктом для капитала.
	Капитализм, еще полный сил во време-
на Маркса, ныне смертельно ранен. Но ста-
рый хищник еще не погиб: он напрягает
все свой силы в борьбе против пролетар-
ской. революции. он еще приносит трудя-
щемуся человечеству неисчислимые стра-
дания, он еще вырывает из рядов рабочего
класса бесчисленные жертвы. Вот почему
странипы «К критике», на которых Марке
со всей основательностью гениального умз
и вместе с тем со сдержанной страстью. ве-
ликого революционера вскрывает самые
глубокие тайники экономической структуз
ры буржуазного. общества и обнажает Hale
более скрытые пружины его экономическо-
го механизма, сохраняют всю свою 1060-

дневность и в наши дни.
	В начале 1859 г., подготовляя к печати
рукопись «К критике», Маркс ожидал но-
Рого Под’ема революционной волны в Евро-
пе. В одном из своих писем он замечает:
	(Семидесятипятилетие «К критике политической экономии» К. Маркса).
	нужден больше заниматься не столько по-
литической экономией, сколько своей част-
ной экономией. Из своих скудных и слу-
чайных литературных заработков Маркс
значительную долю уделяет на помошь то-
варищам по нартии, находящимся в эми-
грации. И когда рукопись «Ё критике» го-
това, у Маркса нет денег на оплату почто-
вой пересылки, и ему на помощь приходит
‘Энгельс...
	«Я надеюсь доставить нашей партии на-
учную победу», — писал Маркс своему дру-
гу, коммунисту Вейдемейеру, сообщая о
предстоящем выходе «Ё критике». Ожида-
ния Маркса едва ли могли оправдаться бо-
лее блестящим образом. Эта ‘работа была и
остается могучим оружием . теоретической
борьбы мирового коммунизма.
	Предисловие к «Критикё» занимает одно
из виднейших мест в сокровищнице мар-
ксизма. В лаконической, чеканной форме
ланы основные положения учения Маркса.
Немало «критиков» марксизма пообломало
себе зубы о крепчайший гранит этого пре-
дисловия. Ряд поколений пролетарских ре-
волюционеров учился искусству классовой
‘борьбы. по этой алгебре революции. (С00б-
щив основные данные 0 ходе своих работ,
Маркс формулирует «общий результат», к
которому он пришел:
	«В общественном . производстве своей
жизни люди вступают в определенные, не-
обходимые, от их воли не зависящие от-
ношения, — производственные отнопения,
которые соответствуют определенной сту-
пени развития их материальных произво-
дхительных сил. Совокупность этих произ-
водственных отношений составляет эконо-
мическую структуру общества, реальный
базис, на котором возвышается юридиче-
ская и политическая надстройка и которо-
му соответствуют определенные формы 06-
щественного сознания. Способ производства
материальной жизни обусловливает соци-
альный, политический и, духовный процес-
сы жизни вообще. Не сознание людей опре-
деляет их бытие, а, наоборот, их, общест-
венное бытие определяет их сознание. На
известной ступени своего развития матери-
альные производительные силы общества,
	приходят в противоречие с существующи-
ми производственными отношениями, или—

что является только юридическим выраже-
нием этого— отношениями собственности,
внутри которых они 30 сих пор развива-
лись. Из форм развития производительных
сил эти отношения превращаются в их око-
вы. Тогда наступает эпоха социальной ре-
волюции» *).

Буржуазный строй развивает до крайне-
го предела классовые противоречия; про-
пасть между классами углубляется как ни-
когла. Но вместе с тем «буржуазные про-
изводственные отношения, это—последияя
антагонистическая форма общественного
процесса производства», ибо «развиваю-
щиеся же в недрах буржуазного. общества
производительные силы создают вместе с
тем материальные условия для разрешения

этого антагонизма».
	В своей рецензии на марксову «в кри-
тике» Энгельс‘ писал:
	«При дальнейшем развитии нашего ма-
терналистического тезиса и при его приме-
нений к современности нам‘ сразу откры-
вается. таким образом. перспектива вели-
	Poli hen Oefonontte
	Torl Wor gE.
	Grfles Heft.
		Getlag ven Franny Фияв Фет,
H Delo t Brtagehaarivag)
		Титульный лист «К критике политической
экономии». (Берлин, 19359 г.).
	кой, величайшей революции всех времен».   ческого закона движения современного об-
	щества». Работая с совершенно исключи-
тельной тшательностью, много раз. переде-
лывая написанное; Марке лишь через .во-
семь лет смог издать первый том «Капита-
ла», который имел подзаголовок «Критика
политической экономни», показывающий
на преемственную связь с первым выпу-
ском, вышедшим в 1859 г. Остальные два
тома были изланы Энгельсом после смерти
Маркса. Однако уже к моменту опублико-
вания «К критике» у Маркса были готовы
в первоначальной разработке все важней-
шие части величественного здания. «Капи-
тала». 06 aToM евидетельствуют обширные
экэномические рукописи того периода.
	Опубликованные некоторые части этих
рукописей— прежде всего гениальное «Вве-
нение кв критике политической эконо-
мии»—прелетавляют огромную ценность.
Прежде чем издать нервый выпуск, Маркс
подробно разработал план всего своего тру-
да в целом. Этот план написан им в ряде
вариантов в подготовительных рукописях;
в ряде писем Маркс сообщает его основные
пункты. Это—грандиозная программа иссле-
лования «анаточии» буржуазного обще-
	ства. начиная с его простейшей  клеточ-
	«Величайшая революция всех времен»,
которая в тот периох лишь представлялась.
гениальному взору Маркса и. Энгельба, ета-
ла величайшей реальностью нашей эпохи.
Революция пролетариата победила в огром-
ной стране. Сбылось пророческое указание
Маркса о том, что капитализмом  «завер-
пается прей’история человеческого обие-
ства». Цветущий и крепнущий социализм в
нашей стране с каждым годом, с каждым
днем дает все более яркие доказательства
тех гигантских преимуществ, с которыми
связано для трудящихся масс это «завер-
шение пред’истории человечества». Построе-
ние бесклассового социалистического обще-
ства в нашей стране знамёнует собой этот
величайший переход к подлинной история
человечества, освобожденного от‘уродства и
пут, от извращений и дикостей классовой
эксплуатации.
	«К критике» была издана Марксом в ка-
честве первого выпуска его основного тру-
да, имеющего целью «раскрытие экономи-
	т) К. Марке. «К критике политической
экономии», стр. 42—43. Иал. 1933 г. Парт:
издат.