6 ИЮНЯ 1934 Г. № 154 (5040).
	rs 4
ие
е 1.240 кг до 1.130 кг; или что расход

топлива на 1 тонну поковок снижен с
505 кг до 341? Ни в коем случае! Мину-
	та, грамм, конейка—вот те жесткие ли-
миты, в Которые надо уложиться.
	3. НАМ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ
ШАНСЫ.
	Четвертый пролет решил, что больше не
‘увидит нетерпеливого, резкого на словах
лиректора. («Посмотрел, поругал и забу-
дет»). Нет, не так. Он стал частым гостем
в этом пролете, тщательно фотографируя,
изучая работу станков и людей. Ведь от-
сюда начинается та большая, систематиче-
ская работа по уплотнению рабочего време-
ни. повышению производительности труда,
культуре труда, борьба за большие пробле-
мы, которые ведут свое начало с таких ме-
лочей, как чистота рук, станка, ящика для
инструмента.

Бригада удивилась, когда ее пригласили
вечерком заглянуть в гости к директору.
Всех? Да, всех. Директор встречал их на
пороге; дружески приглашая мастеров, на-
ладчиков и операторов чувствовать себя
здесь, как дома. Четыре часа длился раз-
говор по душам. Директор сказал, что с0-
брал их для того, чтобы изложить им фо-
тографию работы четвертого пролета. Ведь
бывает же так, что у занятых людей не
всегда есть время оглянуться, проверить
себя. Ну, вот теперь мы оглянемся и под-
ведем балане. Но он начал не с цифр, а
предался, как он, смеясь, сказал, воспоми-
наниям из жизни одного паренька, кото-
рый обучался слесарному делу у мастера
Борисенко. Это был сердитый старик, злой
	-В работе и до того требовательный, что с
	грязными руками не допускал к работе.
— Rak тяжело было сперва руки
мыть!— вздохнул директор’ и, увлекшись
воспоминаниями, сделал лирическое отету-
пление. Олнажды слесаренок этот впервые
услышал скрипача Эрденко и до того взяла
его музыка за душу, что оп две недели не
ругалея, работал так чисто, что даже ста-
рый Борисенко уди-
вился. От грязных рук
директор перешел кв
грязным станкам,
пыльным ящикам, в
станку № 1078, у
воторого патрон. под-
вязан шпагатом, к Лю-
дям, которые рабо-
тают. в смену всего
лишь 5 часов 18 ми-
HYT, к простоям, к не-

уважению Е CBOEH
профессии.

(1. /5. 5с Бесела затянулась
	до поздней ночи. Шоо-
в одну смену. водив бригаду, дирек-
TOP долго стоял у дво-
ри. В сущности, думал
он, они неплохие ре-
бята, которые научатся приходить к станку
с чистыми руками, следить за. механизма-
ми, но ведь все это зачатки тех больших
проблем культурной, производительной ра-
боты, которые стоят перед заводом. Он по-
дошел к широкому окну. Дорожки перед
заводом укатаны. Трава на газонах всходит.
Это хорошо. Высокая ель вон там в углу,
сизая ель прививается. Это хорошо. Задым-
ленной котельной нет. Легче дышать,
больше простора. Красная лампочка стала
реже загораться. Это недурно: значит сбор-
ка идет без рывков. 145, есть 145. Но
ведь это не все. Что же дальше? В Тури-
не, в пехе, выпускающем 135 моторов. в
день, работают в конторе кроме начальни-
ка два инженера, два работника ТНБ и
агент по снабжению. В техническом же от-
деле сосредоточены 250 инженеров, каж-
лодневно думающих и улучшающих произ-
водство. Ясно, что 1.200 рабочих в нашем
моторном цехе чересчур много.
	Но и это, конечно, не все. Слишком спо-
койно и безмятежно течение технической,
конструкторской мысли завода. Больше дело-
вой страстности в дискуссиях, больше смело-
го эксперимента, технического риска! Нельзя
думать, что в передовой автотракторной
промышленности все устоялось. Именно по-
  тому, что она нередовая, она не имеет пра-
ва отставать, должна двигаться вперед. Ho
ДЛЯ Того надо создать экспериментальные
-базы, укреплять конетрукторское бюро, бу-
дить и поощрять техническую мысль. Гри-
горов разрабатывает смелую, яркую про-
блему— штамповку штампов, Сериков—но-
вые приспособления. Им надо всячески по-
МОЧЬ.

Четвертый пролет—один только пролет
подсказал заводу, что он подошел к како-
му-то рубежу в своей жизни, когда то, что
раньше было в тени, теперь выдвигается
на первый план. Это вопрос о приспосо-
блениях. постоянном текущем ремонте,
двусменной, а местами и односменной pa-
боте, модельном хозяйстве, смелой кон-
структорской мысли, такой атмосфере, в
которой, как говорят американцы, ежеднев-
но вносятся центовые улучшения в про-
изводство. 1933 г. отличался от 1932 г.—
года штурма и накапливания сил. 1934 г.
отличается от 1933 г. Еще остались еверх-
урочные часы: 11 тыс. на май. В апреле
их было 80 тыс., а в марте—170 тыс.
«Гуляй,— говорит директор инженеру Си-
доре, когда тот требует разрешения рабо:
тать сверхурочно или в выходной, — гуляй,
Саша. Я ж в твою пользу». Ведь произво-
дительно работать —— это значит уклалы-
ваться в жесткие лимиты времени, рабо-
тать без напряжения, без рывков, а спо-
койно и методически.
	В конце концов это проблема стиля ра-
боты люлей и завода. Помните, в Сталин-
граде когда-то гремел кузнец Кубасор. a
несколько позже в Харькове—квузнец Сте-
пан Гокорев. Слава Гокорева гремгла, ко-
гда он штамповал полуоси в таком количе-
стве, что никто не мог за ним угнаться.
Он работал столь яростно, что не всегда
считался с состоянием штампа. Тенерь это-
го не надо. Это вредно, нецелесообразно.
Штамповать надо столько, сколько лолжен
давать данный молот`в смену— не больше
и не меньше. Теперь выдвигаютея люди,
думающие над улучшением технологиче-
ского процесса, с карандашом в руках пол-
считывающие выгоды от введения нового
расположения ручьев в штампе, бережно
относящиеся к механизмам.
	Харьковский тракторный.
	с
		БОР. ГАЛИН.
		чувствовавшего себя в Дирборне, как в
дремучем лесу,—это отсутствие брака по
течи. Он тотчас припомнил Харьков
и сваленные бракованные детали. У Фоу-
да по течи нет брака, вот и все. Сода
и вода накрепко стягивают образовавшую-
ся течь,
 2. ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ
	И ТОЧНОСТЬ.

В одно прекрасное май-
ское утро этого года жи-
тели солнечного Ашхаба-
да были свидетелями не-
обычайного в это время

MATS iT WTrATE MITT Ammer С Daat

Инженер.
Б. КАЖИНСКИЙ.

Г]

Очень живописно про-
исходит — искусственное
образование тумана... С
наветренной стороны ста-
BATCA в ряд несколько

а errarttTtnr fn РА
	года происшествия. Весь i

город был окутан густым, влажным тума-
ном. В пяти шагах от себя нельзя было
различать ни зданий, ни предметов. Туман
продержался свыше 4-х часов и поднялся
только к полудню под влиянием горячих
лучей солнца,

Лишь потом жители узнали, что это
был искусственно созданный туман — pe-
	зультат полевого опыта, проделанного АШ-
	хабадеким институтом искусственного дож-
дя. Опыт этот проводилея в присутствии
членов правительства Туркменской СОР и
бригады московских писателей.

Еще более интересными оказались поле-
вые опыты того же института над искус-
ственным получением дождя из облаков,
проносившихся над Ашхабадом.

Вот как рисуются эти опыты в беспри-
страстном изложении официальных доку-
ментов — актов. Полевые опыты проводи-
лись институтом за время с 11 марта по
24 апреля 1934 г. По характеру облаков,
подвергавшихся искусственному воздейст-
BHIO, эти полевые опыты сводятся к двум
группам.

K первой группе относится серия опы-
тов над кучевыми облаками на высоте от
350 до 1.300 метров. Самолеты сельхоз-
авиации «У-2», оборудованные аэропыдлами,
	разбрасывали нал облаками специально най-\
	денные институтом для этой цели химиче-
ские вещества частью в виде мельчайтего
порошка, частью в’ виде распыленного рас-
твора.

Примерно через 5 — 7 минут от на-
чала опыта на линии распыления в густом
сером облаке появлялась видимая с земли
полоса просветления, которая, все время
расширяясь; ‘распространялась на все об-
лако, принимавшее под конец сплошь мо-
лочно-белый цвет. Одновременно с просвет-
лением облака, наблюдались спускавшиеся
вниз затемненные полосы дождя. Сначала,
выпадали редкие, мелкие капли дождя, a
затем частые, более крупные, не отличав-
шиеся по величине от капель естественного
дождя.

В дальнейшем облако разрывалоеь на от-
дельные клочья, которые медленно рассту-
пались друг от друга и на глазах у зри-
теля «таяли», заметно уменьшаясь в сво-
их размерах, после чего исчезали совсем.

Первые порции капель искусственно оса-
жденного дождя при анализе показывали
наличие химических веществ, выброшенных
с самолета. В последующих порциях обна-
руживалось все меньше этих веществ, a
под конец не находилось даже их следов
в собранной воде.

Описанная картина наблюдалась в 66
проц. опытов первой группы. Остальные
опыты дали такую же картину, только не
вилно было полос дождя, так как дожль
относился далеко в сторону ветровыми те-
чениями.

Вторая серия опытов проводилась над
осаждением дождевых облаков, в виде
сплошной пелены облегавших половину и
более видимого горизонта. В 90 проц. cay-
чаев эти опыты лали положительные ре-
зультаты в виде обильного дождя. В тече-
ний 15—20 минут летной работы аэро-
плана осаждалея дождь на территории
около 20 кв. километров. Расход вещества
ничтожный — 16 кг на 1 квадратный ки-
лометр.

0 том, что происходит в облаке, лучше
всего выразить словами. летчика т. Жиж-
невского, выполнявшего задания Институ-
та дождя. «Взлетев в облако, прохожу его
в нескольких направлениях. Все тихо,
спокойно. Ни одной капли не падает на
козырек и крылья самолета. Распыляю ве-
щество и выхожу из облака, кружась под
ним. Начинает падать дождь. Забираюсь
в облако опять. В толще облака дождь. Во-
зырек делается сразу мокрым, в глаза ле-
тит водяная пыль. Самолет кидает из сто-
роны в сторону, как в возлушных ямах.
Кругом раздается шипение, напоминающее
характерные звуки, когда летишь в грозо-
вой туче».
	Очень эффектно происхолит «охота» aa-
	роплана за отдельными кучевыми облаками.
Самолет входит в одно облако, затем в дру-
гое и третье. Облака друг за другом на
глазах у зрителя «тают», и начинает итти
дождь. Не успевает самолет сесть на зе-
млю, как от облаков ничего не. остается.
В результате своих работ Институт дож-
дя располагает надежными способами ис-
кусственного осаждения дожля из облака.
Это имеет огромное значение для ряда слу-
чаев, когда для улучшения вегетационных
условий нужен дождь, а тучи проходят нал
посевами, но дождя не дают. И если в тз-
ких случаях метеорологи привыкли гово-
‚рить: «облачно, возможен дождь», то Турк-
менский институт дождя может спокойно
поправить их, говоря: «будут облака —
булет дождь». Шо ориентировочным под-
счетам оказывается, что даже в самых за-
сушливых районах в наиболее жаркий ме-
сяп июль содержание водяных паров во
всей толще атмосферы достаточно велико.
Если бы осаждать все эти пары, то мож-
но получить значительное количество осал-
ков, примерно в 10—20 миллиметров.
что составляет от 100 до 200 тонн’ воды
на гектар. Для нас важно, что около двух
третей этого количества влаги держится
в ноздухе на высоте до 2-х километров:
Туркменский институт обладает верным
способом искусственного образования обла-
ков и туманов, а также прекращения за-
тязных дождей. Характерно, что туман по-
лучается при чрезвычайно малых затра-
тах. Например, в описанный выше майский
опыт, когла туманом был охвачен весь
Ашхабад © общей территорчей около 20
квахратных километров, туман обошелся в
смехотворную суммг — 2 руб. 75 коп.
	25-ю столовую магнитогорсного треста
	ОЕ десятков о плошек C на
сыпанным в них сложным химическим ве-
ществом в виде порошка. При горении этот
порошок выделяет газы, частицы которого
почти моментально поглощают. влагу из
воздуха, образуя мельчайшие. капельки ту-
мана. Молочно-белые клубы газа уносятся
течением воздуха в пространство, которое’
вскоре заполняется быстро густеющим ту-
маном. Еели войти в такой туман, то чув-
ствуется повышенная влажность.
	Туманы ‘были произведены в Ашхабаде
в ясную погоду при незначительной влаж-
ности воздуха. Таким образом, можно YT-
верждать, что туман и облако можно созда-
вать при любой * погоде. Поскольку Турк-
менский институт дождя добился создания
тумана, так же точно он сможет создать 05-
лако, так как между туманом и облаком
никакой разницы в составе частиц нет.
Первый стелется по земле, а второе проно-
сится на высоте. Воздействуя на искусст-
венно созданное облако теми же способами,
которыми осаждали туман, мы можем полу-
чить дождь и из искусственно созданного
облака.

Туркменский институт дождя, взяв в
свои руки инициативу в этой облаети, вы-
полнил свой обязательства-— дать к 1-му мая
с. г. дождь из естественных облаков. В ок-
тябрьским торжествам, когда будет празд-
новаться 10-летие Туркменской ССР, ин-
ститут обещает дать дождь из искусственно
созданного облака. Эту задачу он выпол-
HHT успешно при мощной поддержке пар-
тии, правительства. и всей советской 0об-
щественности.
	Можно сказать определенно, что в ру-
ках пролетарской науки находятся первые
рычаги того механизма, с помощью кото-
рого человечество завоевывает технические
способы воздействия на атмосферную вла-
гу. Вместе с тем советская наука и тех-
ника впервые в мире получают возможность
регулирования погоды, а в перспективе и
климата.
	Туркменский институт дождя обязан сво-
ими достижениями группе молодых совет-
ских ученых с физиком доцентом В. А. Фе-
досеевым. Тов. Федосеев начал свои иссле-
дования по искусственному вызыванию до-
ждя еще в 1930 г. и дал ряд ценных изо-
бретений. Следует отметить горячее отно-
шение к этому делу также и механика
Туркменского института дождя т. Арзума-
нова.
	Наряду с’экспериментальной деятельно-
стью институт провел большую теорети-
ческую исследовательскую работу, давшуто
нвобходимые предносылки к успешному за-
вершению первых полевых опытов. Выли
изучены процессы образования капелек,
слияния их, выяснена роль поверхностных
слоев. капли, растворенных в ней веществ,
влияние на капли тех или иных химиче-
ских веществ, электрических зарядов и
т. д. Работы велись в специально скон-
струированной камере, снабженной целым
рядом приборов, в большинстве изготовлен-
ных в мастерской института по проектам
т. Menoceesa.
	Одним из важных результатов работ Турк-
менского института дождя является выяс-
нившаяся необходимость развития вепомо-
гательной службы метеорологии в виде 0со-
бого раздела синоптики, который обладал
бы быстрыми и точными методами опре-
деления высоты облака, знаков заряда,
	размеров его капелек и т. д. Б современ-
ной метеорологии нет таких методов, ся-
ноптика дает «предсказания» погоды в не-
котором районе с неопределенными грани-
цами, но она ничего не дает для быстрого
определения нужных нам явлений. Тажим
образом возникает мысль о новой вепомо-
гательной службе, которую т. Федосеев на-
звал «микросиноптикой».
	В основу своих работ Туркменский ин-
ститут дождя положил изучение и установ-
ление физико-химических. методов воздей-
ствия на атмосферную влагу. Этим самым
институт примыкает к воззрениям, введен-
ным в науку германским ученым Шмаусом,
доказавшим сходство состояния облачных
систем и коллоидных растворов. Оказывает-
ся, что в облаке имеют’ место те же про-
цессы слияния, осаждения и растворения
частиц, которые свойственны частицам кол-
лоидного раствора (гидрозола). Это дало ос-
нование Шмаусу назвать облачные 0образо-
вания «азрозолом».
	Б своей книге «Атмосфера как колло-
ид» Шмаус говорит: «Мы не можем стре-
миться делать погоду (подчеркнуто нами.—
Б. К.). Это нам запрещает уважение к си-
лам, действующим в метеорологии, по от-
ношению к которым даже наибольшее на-
пряжение сил человека бессильно». Это
утверждение о бессилии «наибольшего на-
пряжения сил человека» повлиять на сле-
пые силы природы, характерно для уна-
дочнического настроения, господствующего
в среде ученых капиталистического мира.

Другой германский ученый д-р А. Вен-
длер в своей книге «Технические. способы
воздействия на погоду», давая положитель-
ную оценку различным физико-химическим
способам этого воздействия, меланхоличе-
ски констатирует: «В виду того, что Гер-
мания обеднела после войны, сомнительно,
чтобы она могла взять ии в этой
области в свои руки».

Нужно полагать; что предпринятые у нас
в (Союзе работы приведут к первому в
мире широкому опыту организованной по
социалистическому плану борьбы челове-
чества со слепыми силами стихии погоды.
Вредная работа этих сил будет превращена
	в производительную работу на пользу
строительства  сопиалистического — обще-
ства.
	Медицинский надзор за столовой осуще-
	ПО КОЛЕНО В ГРЯЗИ.
	(От корреспондента «Правды»).
	Нарпит надо искать He по вывеске, а по   ствляет здравцункт доменного цеха. Пункт
запаху. Ветер за полкилометра” извещает ‘0   имеет нескольких врачей. Вот они по оче-
	том, что вы находитесь в районе столовой.
Ее двор пропитан зловониями, всюду раз-
бросана грязная тара из-под продуктов, про-
гнившие остатки заражают воздух.

Кладовая столовой грязная, всюду cop,
крошки, крысиный помет, об’едки.

То же ив ИЯ OBOmIHOM, рыбном

и др. °

Посуду моют чуть теплой водой, зачастую
не вытирают. Наберут сразу 50—60 ржа-
вых ложек, обмакнут их в теплую воду и
невытертыми подают на стол.
	реди и «наблюдают» за столовой.
Положение в столовой № 28 характерно
для всех цеховых столовых Магнитогорска.
Магнитогорские рабочие не имеют прилич-
ной столовой, достойной передового ‘социа-
зтистического предприятия. С безобразиями
в Нарпите (директор Пастухов) и антиса-
нитарным состоянием столовых примирился,
видимо, и городской комитет партии. Иначе
чем же об`яснить, что никто из работников
Нарпита не привлечен к партийной ответ-
ственности? КОЛБИНА.
	 . ГЛАЗАМИ АМЕРИКИ
И ЕВРОПЫ.

— Приступая к обследованию — одного
крупного ‘машиностроительного — завода,
	имевшего тысячу рабочих, я в первое же
утро явился в половине шестого на сило-
вую станцию. бтояла темная февральская
погода, на дворе было 8 градусов мороза,
и мастерские казались далеко не уютными,
В Т часов, когда раздался свисток, я стал
наблюдать за кривой амперметра. Кривая
потребления энергии быетро поднялась до
определенного максимума и остановилась
	на этом кульминационном пункте. Ровно в
	половине 19-го я вернулея на CHAOBYH
	_етанпию и стёл енова наблюдать за ампер-
	метром. Вривая держалась на кульминадци-
онном пункте до 11 ч. 57 м., когда этот
быстрый и точный показатель потребления
энергии стал резко снижаться и к момен-
ту свистка достиг нуля. Я ушел, вернулся
в час и`пробыл на месте хо 6 чае. вечера.
За день амперметр вычертил две трапеций,
тогда как обычно он на таких заводах дает
два. мягких, округлых полуэллипеа. Мне
стало ясно, что заводом управляет человек,
диециплинированный и умеющий дисци-
плинировать других  ).
	Слова эти я вепоминал дважды: впер-
вые—в 1932 году в Сталинграде, когда
разглядывал бесстрастне вычерченную ам-
перметром кривую потребления энергии
Тракторным заводом, — резкие скачки ввысь,
неожиданное падение, колеблющиеся линии,
отражавшие лихорадочную работу завода,
проходившего мудительную полосу освое-
ния. И вторично—этими днями на Харь-
ковском тракторном уже с другим чувством
я всматривалея в кривую потребления энер-
гии. Ато умеет читать сухие диаграммы,
тот поймет, что чувствительный и точный
амперметр, этот барометр предприятия, вы-
чертил кривую движения завода, сжатую
историю его, полную драматизма; штурмов,
рывков и сменившуюся ровной, спокойной
работой с ясной и точной организацией.

Правда, в сутолове
будничной работы не
всегда есть время огля- *
нуться на пройденный
путь, проверить себя,
продумать дальнейшие
цели. Но вот одно ма-
Ленькое обстоятельство
всколыхнуло многоты-
СЯЧнНЫЙ коллектив:

в начале прошлой не-
дели на завод верну-
лись из дальнего пу-
тешествия три инже-
нера — кузнец Григо- ay aa 5
ров, литейщик Столяр _ }
и конструктор Сери- Кривая потребл
ков, а. еще ранее-—
директор Н. И. Сви-

стун. Глазами Амери-

_ Инженеры выехали из Америки, нагру-
женные образцами: новейших приснособле-
ний, деталями и эскизами. И еще одно вы-
везли они: это мысль о том, что пора, дав-
но пора нам, особенно на другой день после
количественного освоения проентной мощ-
ности, итти вглубь, решать большие каче-
ственные проблемы. В этом они полностью
сошлись с директором.
	Он вернулся ранней весной и, обходя
завод, увидел деревянную котельную, Е
безобразному виду которой люди привыкли
настолько, что перестали ее замечать. Пре-
ступно сочетать на таком современном
нредприятии азиатчину с конвейерами. Он
остановилея у заколоченной котельной, . де-
ляеь с техническим. директором и зав. про-
изводством всем тем, что он видел в Ёвро-
пе. С нарастающим интересом они расспра-
шивали его обо всем, чем живет техниче-
ская мысль Запада, но он вдруг замолчал.

— Не могу, директор неожиданно от-
вернулся и ткнул угрожающе кулаком в
сторону сгорбленной котельной, заслоняв-
шей прямую, четкую теплоцентраль,—тор-
чит она и вроде как дышать трудно, про-
стора нет...

Нозже, в отделе механики, куда он за-
	шел с предзавкома, он остановился у стан-
	ка, покрытого толстым слоем грязи. Дирек-
тор побагровел и, сдерживая себя, с ус-
мешкой сказал председателю: «Заслушав
доклад директора об имеющейся грязи и
чистоте, постановили... Что  постанови-
ли?..» В четвертом пролете механического
пехз он задержался несколько больше
	обычного. Он рылся в запыленных инетру-
	Тов. Пилиненко — лучшая ударница крабэ-
лова «Гиляк» (Владивостон).
	РЫБА-И ТА ПРОТЕСТУЕТ.

Когда пассажиры выходят из поезда на
вокзал в Астрахани, то в буфете их прежде
всего поражает... отсутствие рыбы-—варе-
ной, копченой или консервированной. .

— Уж не завез ли нас поезд в другой
город? Подлинно ли мы в Астрахани—рыб-
ном царстве Советского Сотоза?— недоуме-
вают затем приезжне и на Улицах города.

Хоть всю Астрахань обегай, не найдешь
ни одного рыбного магазина. Хочется от-
велать в Астрахани астраханской рыбки,
mara на толкучку, где из-под полы ку-
пишь краденное с промыслов...

Если обратиться по этому поводу с за-
просом к управляющему Волго-каспийского
госрыбтреста тов. Фесенко, то он ответит:

— Нарядов для Астрахани нет, потому
и ‘торговать здесь не можем.

Здесь можно уличить т. Фесенко в ма-
ленькой, так сказать, неточности. Фонды
есть, их больше чем нужное, нет только
охоты заниматься такими «пустяками»,
как культурная советская торговля.

Госрыбтрест в нынешнюю весеннюю пу-
тину, задолго до ее окончания, перевыпол-
нил план. Количественные показатели не
плохи. А качественные? Пренебрежение к
культурной советской торговле сказывает-
ся не тольмо в том, что в Астрахани нет
рыбных магазинов. В Волго-каспийском
госрыбтресте вообще не уважают потребн-
теля, всесоюзного потребителя, которого
трест призван обслуживать своей продуБ-
цией.

На заводах гноят рыбу. На заводах не
борются за качество продукции. На заво-
дах губят ценнейшую продукцию. Туман-
ский рыбозавод (директор тов. Очередно)
еще 23 мая закончил свой годовой план
добычи. Казалось бы, такой передовой за-
вод должен следить и за качеством своих
товаров. Между тем всюду здесь вопиющая
антисанитария. На грязном деревянном по-
лу свалены кучи рыбы. Над ними вьются
стаи птиц, В подвешенных заградитель-
ных сетках гниют застрявшгие здесь и по-
гибшие птицы. Работницы, режущие ры-
бу, работают 6б6з халатов, без  колпаков.
В чанах по засоленой рыбе работницы ша-
тают в грязных опорках...

Районный санврач Букаев, возглавляю-
щий санитарный надзор за этим заводом,
Tak же, как и заводсвий санврач Гельвич,
ничего не сделали, чтобы оздоровить уело-
	БИЯ Производства.
		Кривая потребпения зпектроэнергии литейным цехом ХТЗ в одну смену.
	(Цех работает без перерыва на обед).
	RH И Евроны взглянули OHH на завол.   ментальных ящиках и на виду у молча
		Они многое увидели, особенно то, что

раньше примелькалось и казалось почти
незаметным.
	В марте по Европе путешествовал вы-
совий бритоголовый директор Харьковского
тракторного. Он побывал на автомобильной
выставке в Берлине, видел усовершенство-
ванные машины, моторы с облегченным
весом, дизеля. И невольно каждый раз
после такого осмотра он мысленно отсор-
тировывал новинки, группировал их’ по
важности и целесообразности применения
у нас. По дороге из Германии в Италию—
быть может тому способствовала ранняя
весна—0он дал телеграмму к.себе на’ завод,
беспокоясь, готова ли рассада для цветов
и зелени; а в Турине, осмотрев превосход-
но организованный и распланированный
авиационный завод, он вдруг заволновался,
вспомнив, что у него церед мощной, солид-
ной теплоцентралью стоит сбитая из досок
котельная, оставшаяся еще со времен стро-
ительства: грязная, уродливая, никому не
нужная времянка, только портящая вид за-
вода. Он телеграфно запросил: торчит ли
она еще и если торчит, то немедленно ра-
зобрать, и заодно напомнил, чтобы энергич-

нее очищали цехи и территорию завода от
грязи и мусора.
	И в это же время по заводам Америки
кочевали три инженера. Их можно было
видеть у Форда в Дирборне, в Пиории у
Катерпиллера, в Мильвоки у Мак-Кормика.
в кузницах, литейных, инструментальных
цехах этой обширной страны. Великолепные
заведы, точно машины, сверкали чието-
той, старательно поддерживаемой оставиие-
мися мастерами; они поражали необычной
для трех земляков тишиной. К этому им
трудно было, привыкнуть. Тишина, отдаю-
щая мертвечиной. Шумней, живей работа-
ют в экспериментальных мастерских, в
конструкторских бюро; там продолжает
жить смелая техническая мысль, которую
берегут и выращивают в надежде на ауч-
щие времена.
	Время у трех инженеров проходило в
обычной проверке: у нае и у них; что
взять и применить без изменений: что из-
менить. То, над чем ‘Форд работал несколь-
ко лет, теперь осуществляется. Штампы
штампуются. Самые сложные штампы уже
штампуются. Олно это так взволновало TH-
хого, молчаливого Григорова, что он часа
ми наблюдал этот сложный процесс рабо-
ты, который надо во что бы то ни стало
пересадить на советскую почву.
	Литейщик Столяр отмечал все, даже не-
большие улучшения в литейном деле, ибо
по опыту знал силу сцепления мелочей.
Но были и такие вещи, которые вносят
революцию в литье. Вот земля; та самая
капризная формовочная земля, которая дер-
жит под ударом отливку. Форд постепенно
вытесняет ee. № чорту. землю! Обойдемся
без нее. Он перешел на заливку готовой
металлической формы, и здесь же,. в литей-
ной, детали термически обрабатываются. Но
ч10 особенно изумило Столяра, вовсе не
	“) Гаррингтон. Эмерсон—‹12 принципов
производительности».
	работавших людей выбрасывал старые ка-
лоши, обрывки газет, грязные трянки, кри-
вые гвозди. Чистых ящиков было мало.
Очень мало! «Плохо дело»,— пробормотал
директор, и обходя все 14 станков проле-
та, стал поочередно здороваться с молоды-
ми наладчиками и операторами. Он здоро-
валея и все больше хмурилея, разгляды-
вая вымазанные фрезолом руки и грязь
под ногтями. Только у одного ногти были
чистые. Директор повеселел и, пожимая
руку смутившемуся пареньку, сказал:
«Значит можно чисто работать!»

Он ушел и долго бродил по кабинету и,
нагонец, остановился у красной потухшей
лампочки. Аварийная лампочка, которая
зажигается в ту минуту, когда сборка трак-
торов внезапно прерывается. Было время,
когда она часто загоралась; теперь вее ре-
же и реже. 145 тракторов, собираемых в
день, есть 145 отрегулированных, полно-
стью укомплектованных машин. То, что
нужно. Это значит, что найден постоянный
ритм движения, который нельзя терять.
Потерять-— значит сбиться с ноги. Когда
3 мая с большого конвейера сошло только
130 тракторов, и Жихарев со сборки, оправ-
дываясь перед директором, сказал, что я,
Пантелей Иванович, свое наверстаю и до-
зру,— директор нетерпеливо ‘остановил
его: «Добрать 15 можно, но это не то.
Не в этом суть. Это, друг мой, портит нам
всю картину».
	...Григоров в первый же день своего при-
езда обошел кузницу, богатую сильными
механизмами. «Тут, отметил он,— все
благополучно». «Где Америка? »- громким
голосом окликнул его Кордунер, круглоще-
жий начальник о кузницы. Медлительный,
спокойный Григоров подумал и сказал:
	— У нае Америка,—он показал на мо-
лоты,—в части оборудований. Что же ка-
сается качества,—он с завистью. вздох-
нул,—Америка еще там.

— Что ты привез?
	Тригоров протянул Вордунеру дневник,
куда занесены все те новшества, которыми
обогатила его Америка.

Ситниченко, начальник литейного цеха,
внимательно и молча выслушал доклад
Столяра. Он спросил, что же сейчас пред-
стоит заводу.

— Думать, размышлять. У нас ещё
много нерешенных задач.

Это правда. Но верно также и то, что
завод решил первую крупную задачу: он
доказал, что может овладеть проектной
мощностью. Теперь надо, чтобы движение
завода было подобно ровному, выверенно-
му ходу часов. Время от времени часы чи-
стят, сверяют. Сейчас литейная взвеши-
вает свои детали. Чтобы проблема овла-
дения мировыми нормативами стала зри-
мой, мы разрезали мак-кормиковскую ра-
му и убедились, что мы еще боязливы п
страхуем себя толстым слоем чугунного те-
ла рам. Вес детали надо облегчать!

На заводе появились щенетильность и
тяга к наибольшей точности и чистоте ра-
bor. Bee чаще и чаще Кордунер загляды-
вает и перелистывает пухлую книжку в
кожаном переплете. В ней—фотографии
103 деталей кузницы американской фир-
мы «Биллинге-Спенсер». Это те мировые
нормативы, которыми надо полностью ов-
задеть. Люди, дающие нужное количество,
прекрасно понимают, что количество— пол-
хела. Разве Кордунера устраивает, что вме-
сто 28 Ч. 24 м. комплект детали на трак-
тор производится в 14 ч. 30 м.; нли что
расхох металла на тот же комплект снижен
	Еще хуже на территории  рыбозавода
им. Нрупской, но начальник санитарной
инспекции треста Сусаров считает, что
там все в порядке.

В коптильном цехе  Маково-Зеленшин-
ского рыбозавода висит на стене всякое
подозрительное `тряпье, а под тряпьем
плесневеет в открытых  баках копченая
вобла. Цеховой мастер Дворецкий считает,
Что его цех «в самом лучшем состоянии».

На шаланде № 2 новой шаланде, пу-
щенной в работу лишь в 1933 г. — стоит
густое зловоние.

Бесхозяйственность. на заводах поразжа-
ет. В утильцех (директор Демин) того же
комбината свозят груды якобы испорчен-
ной рыбы для перемола в кормовую муку.
Но почему эти груды дохлой рыбы колы-
шатся? На поверку выяснилось, что до 50
проц. будто бы «сгнившей» рыбы еще ды-
шит и активно протестует против  бесхо-
зяйственности и разгильдяйства  работни-
ков рыбозаволов...

Весенняя путина идет к концу. Количе-
ственные итоги безупречны. Рее! усилия
астраханских организаций нало направить
на подтягивание качественных  показате-
лей, на рептительную борьбу за новые сот-
ни тонн доброкачественных рыбных про-
дуктов, за культурную соретсвую торгоц-
лю доброкачественной рыбой.
		ОГ РЕДАКЦИИ.
	Астраханский горком рапортовап о бле-
стящем выполнении плана плова рыбы, Это
хорошо. Но важно не’ только  количе-
ственное выполнение плана, но и сохра-
нение рыбы в доброкачественном виде.
Как видно из помещаемой корреспонден-
ции, качественным показателям не уде-
	пяется астраханскими организациями долпж-
ное внимание.
	«деребцы на финансовой
работе»,
	19 мая в «Правде» была напечатана
корреспонденция «Жёребцы на финансовой
работе». Автор корреспонденцин писал,
что в Азовском районе случной пункт от-
крыт поздно и содержится в безобразном
состоянии. Заведующий”  райфинотделом
раз’езжает на племенных жеребцах по рай-
ону и категорически отказался передать их
на еслучной пункт.

В день появления в «Правде» коррес-
понденции зам. наркома’ земледелия СССР
тов. Муралов телеграфно обязал Азоло-
Черноморское крайземуправление немедлен-
но расследовать изложенные факты и при-
влечь виновников к ответственности.

Сейчас крайземуправление сообщает, что
факты, изложенные в корреспонденции,
подтвердились. Заведующему .райземупра-
влением об’явлен выговор. Зав. райфинот-
делом привлечен прокуратурой ‘к ответ-
CTBEHHOCTH.