7 ИЮНЯ 1934 Г.. № 155 (6041).
	оолетарский
	зации колхозов), тов. Ковальский (польский
поэт, поэмы о партизанщине, об альтонских
коммунистах).

Воммунист-прозаик тов. Лыньков впер-
вые выступил с большим романом «На Чыр-
воных лядах» после ряда рассказов из жиз-
ни рабочих, Красной Армии и повести «По-
слелний звериядовёц». В этом романе тов.
Лыньков развернул широкий показ бело-
русской деревни и местечка в дни импе-
риалистической войны, вскрыл классовое
расслоение крестьянства и местечкового бе-
лорусского населения. Творчески полемизи-
руя с националистами, тов. Лыньков дает
яркие образцы белорусских кулаков и пра-
вильно очерчивает образ большевика куз-
nena Ивана Ивановича. Следует’ отметить
последние рассказы тов. Лынькова на ма-
териалах Беломорского канала, как первые
шаги по пути выхода белорусской лйтера-
туры на .всесоюзную тематику. Для бело-
русской литературы это очень важно. Этим
она рвет тот заколдованный круг нацио- -
нальной и провинциальной ограниченности,
который так усердно создавался национали-
стами в бытность их у руководства писа-
тельскими организациями.

Тов. Головач, автор первого крупного
произведения о коллективизации («Спалох
	на  загонах»), сейчас окончил — н9-
вый роман «Через годы» — на  ма-
териалах  империзалистической и ГРа-
жлансекой войны и последовавшего за-
	тем восстановительного периода. Следует от-
метить новый роман молодого писателя ком-
сомольца Микулича «Дужасць» («Мощь»)—
на материалах Магнитостроя, повесть тов.
Знаёмого «Биография моего героя»—на ма-
териалах машиностроительного завода, по-
весть тов. Шинклера «Сонца пад шпалы» и
eSanicxi нетруктара Томана»—на тему о
железнодорожном транспорте. Эти произве-
дения, как и роман еврейского писателя
Долгопольского «Шоука», обогащают бело-
русскую литературу городекой ипдустриаль-
ной тематикой. .

Значительных успехов белорусская лите-
ратура за эти два гола достигла в области
драматургии и детской книги. Конкурс СНК
BCCP привлек 65 новых пьес, из коих луч-
шие пьесы уже вошли в репертуар гостелт-
pos БССР. Пьеса тов. Крапивы -— «Канеп
дружбы» — одна из лучших, поданчых на
конкурс. Она трактует проблему дружбы в
партийном ее понимании.

Пьеса тов. 3. Лева «Восстание жпецов»
показывает борьбу крестьянства и батра-
чества Западной Украины против надио-
нального ‘и социзльного движения. Пьеса
тов. Головчинера «Великодущие» историче-
ски правливо и художественно показывает,
как великодушие коммунаров Парижа к
своему классовому врагу привело к тибели
Парижскую коммуну и к зверской раепра-
ве версальпев нал коммунарами. Пьеса тов.
Турекого «Мать» разоблачает методы
националистов, «спасавших» «mani-bexa-
русь» от большевизма, а на деле пролавав-
ших ее всякому, кто заплатит подороже,
Пьеса молодого красноармейского пигателя
Глазырина «Фронт» впервые в белорусской
литературе показывает начальника полит-
	отдела МТС.

Конкурс на детскую книгу дал рял весь-
ма ценных произведений: среди них по-
  лучивтая первую премию книга тов. Маз-
ра «Т. В. Т.» (общество воинствующих тех-
  книга тов. Колоса «Приключения
noe) указанные выше книги Харика и
Axercannponnte, ЕНИГа ПОЛЬСКОЙ Молодой

писательницы тов. Романовекой и др.
		орьбе: .3

bY
		‘oe
	Телевидение возможность видеть все,
что происходит на расстоянии многих ты-
сяч километров от нас, безгранично рас-
ширяет стены клубов, театров, концертных
зал, лабораторий, заводов, реализует идею
митингов с миллионной аудиторией, вызы-
вает к жизни новые формы и ме-
тоды овладения наукой и техникой, худо-
жественной и политико-просветительной ра-
боты, приобретает исключительное значе-
ние в ликвидации противоположности меж-
ду городом и деревней. Недалеко то время,
когда мы сможем, не выходя из своей квар-
тиры (а также находясь в поезде, на ко-
рабле или аэроплане), обозревать жизнь в
различных уголках земного шара.

Мы уже совершенно свыклись с возмож-
ностью передавать на тысячи километров
речь, музыку. Мы знаем, что для этого
прежде всего необходимо звуковые колеба-
ния превратить в колебания электрическо-
го тока. Если говорить, петь или играть
перед микрофоном, то звуковые волны вы-
зывают соответствующие изменения элек-
трического тока в цепи микрофона. Эти то-
ки, усиленные с помошью специальных
электронных ламп, посылаютея  радио-
станцией в эфир. На приемном конце элек-
трические токи снова превращаются в зву-
ковые колебания. Следовательно, в данном
случае мы имеем такой процесс: от звука
через электричество снова к звуку. Если
провести аналогию с телефоном (вообще пе-
редачей звуков), то в телевидении процеес
пдет от света опять-таки через электриче-
ство снова к свету. При этом «световым
микрофоном», перед которым мы в данном
случае показываемся, является фотоэле-
мент — преобразователь световой энергии
в электрическую, чувствительный к малей-
шим изменениям освещенности *). «Свето-
вым же телефоном», воспроизводящим на
другом конце изображение говорящего, яв-
ляется неоновая лампа или вообще источ-
ник света, яркость которого модулируется
(изменяется) под влиянием подводимых к
нему электрических импульсов.

Мы обычно видим различные предметы
только благодаря их способности отражать
свет, Темными кажутся те предметы или
части их, которые больше поглощают света
и меньше его’отражают. Каждый предмет
можно, следовательно, рассматривать, как
известную комбинацию очень большого чис-
ла точек с разной отражательной способ-
ностью, т. е. точек совсем темных и более
или менее светлых.

В телевидении передаваемое изображение
разлагается на отдельные светящиеся точ-
ки, которые действуют на фотоэлемент и
вызывают электрические токи. Сила токов
соответствует яркости светящихся точек.
Эти токи передаются по радио на приемную
станцию. В приемнике происходит обрат-
ный процесс-—превралцение электрических
	токов. в светящиеся точки. Таким образом,
	на экране телевидения картина слагается
из ряда последовательных во времени то-
чек. Однако каждая из этих точек пере-
лается с такой огромной скоростью (тысяч-
ные и даже миллионные доли секунды),
что глаз, благодаря своей способности на
известный момент сохранять зрительное
ощущение, задерживать полученное изоб-
ражение, воспринимает все точки сразу.
	Разложение на элементы (точки) пере-
паваемого. изображения и затем его восста-
новление совершается в настоящее время
одним из двух принципиально ‘отличных
путей: путем применения механически
вращающихся систем или же—в катодном
телевидении электронными лучами. До
последнего времени почти все разработки в
области телевидения были сосредоточены на
механических методах разложения изобра-
жения при помощи «дисков Нипкова» (по
имени изобретателя), многогранных зеркал
(барабан Вейлера), зеркальных винтов
и Т. п.

Первые относительно успешные практи-
ческие достижения телевидения демонстри-
ровали в 1925 году Берд в Англии и Джен-
кинс в США.

Постигнув все значение телевидения,
американцы мобилизовали на эту работу
лучшие свои лаборатории. В апреле 1927 г.
телеграфно-телефонная компания Бэлла де-
монстрировала возможность при разговоре
по телефону видеть своего собеседника. Ме-
нее чем через год Берд демонстрировал
трансатлантическую передачу. Пассажиры
парохода «Беренгария», плавая по океану,
видели на экране людей, в то время нахо-
дившихся в студии в Лондоне. В том же
году Берд демонстрировал цветное телеви-
дение. «Дженерал электрик компани» де-
монстрировала в Скенектеди передачу по
радио и по проводам сцен из оперы с одно-
временным видением исполнителей. В ав-
густе 1928 г. Американская радиокорпо-
рация открывает телевещание со своей
станции в Нью-Йорке, а компания «Ве-
стингауз» начала передачу кинофильмов. В
том же 1928 г. организуется . специаль-
ная телевизионная корпорация Джея-
кинсз с капиталом в 10 млн долларов. На-
ступивший всеобщий экономический кризис
нанес сильный удар дальнейшему практи-
ческому развитию телевидения в Европе и
Америке.
Центральными залачами являются: пе-
	редача телевидения на далекие расстояния,
получение на приеме ясных изображений
высокого качества и возможность воспро-
изведения их на большом киноэкране.

Для получения хорошего, ясного телеви-
пения с достаточной четкостью отдельных
предметов и их деталей необходимо пере-
лаваемое изображение разлагать на боль-
moe число элементов (точек). Если в Ев-
ропе 1931 г. проходил еще под знаком те-
левизора на 4.000 элементов, то в 1933 г.
появились Телепередатчики кинофильмов
при 40 тыс. элементов (Германия, Англия.
Франция). Однако высококачественное те-
левидение при очень большом числе эле-
ментов разложения можно передавать лишь
	1) См. «Правду, 24 мая.
	MMTECORAMMOR GIT Mle
	Е
	Эта система катодного телевидения дает
возможноеть осуществить видение при
дневном свете и на большом экране.

«Иконоскоп» вилит также «невидимые»
части спектра, как-то: ультра-фиолетовые и
инфра-красные лучи.

Глубочайший кризисе капитализма ведет
к тому, что совершенно готовое изобретение
катодного телевидения, разработанное ло
мельчайптих деталей, не может сейчас пре-
твориться в жизнь. Чтобы организовать те-
левидение широким фронтом, поставить
массовое производство аппаратуры, необхо-
димо вложить значительные капиталы, что
в настоящее время является в США «не-
устраненным препятствием», как писала
«New Jork times» B статье, посвященной
перспективам дальновидения. Лихоралочно
работают лишь в тех областях телевиде-
ния, которые связаны с техникой’ войны.

Электрический телевизор станет важней-
шим орудием. Телевизор может ориентиро-
вать сухопутную армию и дальновидеть
картину морского боя. Он даст возможность
проникать в глубины морей и океанов.
Американский инж. Гартман сконструиро-
вал телевизор, с помощью которого можно
наблюдать картины подводной жизни и дна
морского.

Телевизор сумеет водить суда в опасных
‘местах, выполнять роль автоматически. без-
ошибочно работающего вахтенного на ко-
раблях, нести сторожевую службу, сигна-
лизировать опасность, направлять аэропла-
ны, руководить их посадкою при полном
отсутствии видимости. Работы, производив-
шиеся по заданию Британского адмиралтей-
ства в Ирландеком канале, показали, что с
помощью телевизора возможно с самолета
нз высоте 2,6 км. наблюдать водную сре-
ду на глубине 17 м. Берд установил теле-
видение в абсолютной темноте невидимыми
инфра-красными лучами, которые и сквозь
туман проникают в 16 раз легче, чем бе-
лый свет.

Для нас чрезвычайно важно научно
вскрыть те возможности решающих дости-
жений мировой науки и техники, которые
полностью сможет реализовать только со-
циалистическое хозяйство и при этом не в
целях разрушения и смерти, & в интересах
радостной и полноценной жизни нового че-
ловека на новой. коммунистической земле.
	В СССР нахчно-исследовательскую рабо-
ту в области телевидения ведут: научно-ис-
следовательский институт НЁАСвязи, инсти-
туты и лаборатории Наркомтяжирома, ин-
ститут телемеханики и др.
	№ настоящему времени у нас имеются
следующие разработки: телевизор на 1.200
и 3.000 элементов разложения, первые об-
разцы на 10.800 элементов. Заканчивается
разработка телевизора на 19.200 элемен-
тов. Все это в области оптико-механическо-
го телевидения. Имеются советские фото-
элементы для телевидения, по своим каче-
ствам не уступающие лучшим  загранич-
ным, и советские неоновые лампы. Разра-
ботан ряд типов усилителей. Заводом
«Светлана» выпущены первые хорошие об-
	ботан ряд типов усилителей. заводом
ыы приемных трубок катодного телеви-
дения типа «кинескоп». Ведутся работы (в
лабораториях НЬТП) по всей системе ка-
тодного телевидения на 70.000 элементов.
НИИС НЕСвязи разработал и построил мощ-
ный  ультра-коротковолновый передатчик
для телевещания. В области телевидения у
нас выросли новые кадры молодых талант-
ливых работников.

В то же время мы должны решительно
подчеркнуть, что в настоящее время с0-
стояние телевидения в СССР резко отстает
от задач и темпов социалистического строи-
тельства и наших действительных возмож-
ностей. Мы до сих пор не имеем полностью
законченной системы телевидения. Хотя в
настоящее время через день производится
телевещание, однако техническая база
и содержание передаваемых кинофильмов по-
ка стоят еще на низком уровне. До сих пор
еще не только нет массового телевизора, но
организованного его производства. Темпы
практического освоения телевидения нас ни
в коей мере не могут удовлетворить.

Широкий выход из лаборатории ‚в эфир
является необходимейтим условием быстро-
го сдвига в телевидении. Творчество масе—
основа успехов социалистического строи-
тельства. Необходим быстрый рост кадров
телелюбителей.

Выпусн массового телевизора (и деталей
для сборки радиолюбителями), большого
экрана, разрешающего задачу коллективно-
го обслуживания широких рабочих и кол-
хозных масс, и организация соответствую-
щего качества телевещания на далекие рас-
стояния— таковы наши ближайшие основ-
ные задачи, Как можно скорее должна быть
дана совершенно законченная—для произ-
водства и эксплуатации система советско-
го катодного телевидения.

«Нет таких крепостей, которых  больше-
вики не могли бы взять» (Сталин). На всех
участках нашей гигантской стройки это
оправдывается изо’ дня в’ день. И на участ-
ке телевидения мы должны осуществить
этот лозунг нашего вождя и большевист-
скими темпами овладеть техникой телеви-
дения в соответствии с задачами социали-
стического строительства, культурной рево-

люции и требованиями обороны нашей ве-
ликой родины.
	Образец советского массового телевизора.
	минерал  главконит, который
	М. ЛАПИРОВ-СКОБЛО.
	Телевизор ВЭИ с зеркальным винтом на
3.000 элементов разложения изображения.
	‚ на ультра-короткних волнах. радиус лей-
	ствия воторых считался до последнего вре-
мени ограниченным десятками километров.
В июне текущего года должна начать ра-
ботать строящаяся первая дальняя связь на
ультра-коротких волнах (УКВ) для передачи
телевидения и фототелеграмм между Нью-
Норком и Вашингтоном на расстоянии око-
ло 440 км. При передаче телевидения на
большие расстояния на длинных и корот-
ких волнах приходится пока ограничиваться
меньшим числом элементов разложения:
1.200—4.000.

Rak правило, при приеме телевидения
получаются изображения на небольшом
экране размером в 9 на 12 см., максимум
14 на 18 ем. Вопрос освещенности, яркости
света является решающим для создания
большого экрана телевидения.

Проф. Каролюс (фирма «Телефункен») из-
готовил экран в 1 кв. м. Еще ранее Берд
демонстрировал экран подобных размеров.
Александерсен (США) демонстрировал теле-
видение на киноэкране нормальных pa3-
меров в аудитории с 2.000 зрителей. Одна-
ко все эти экраны получаютея дорогой
конструкции, сложной в эксплуатации.

Самая оптико-механическая система таит
в себе органический порок, благодаря кото-
рому телевизор задыхается от недостатка
света. Этим об’ясняется и то обстоятель-
ство, что все передачи, о которых мы гово-
рили, должны производиться из специаль-
ных студий, искусственно освещаемых.
Осуществить дневное телевидение при по-
мощи системы с диском Нипкова оказы-
вается возможным только в ясный день при
	высоко стоящем солние. Некоторые иесле-
	среднеи длительности «телевизионного дня».
Однако практически преобладает «телевизи-
онная ночь».
	Акционерное общество «Фернзей» де-
монстрировало на выставке в Бер-
IHHO работающий при дневном  све-
те передатчик телевидения, но все,
	что требуется передать, снимается сначала
на пленку (системы «цвишенфильм»). При-
менение особых методов работы и специаль-
ных реактивов позволяет настолько сокра-
тить время для проявления, фиксации, про-
мывки и сушки фильмов, что между момен-
тами с’емки и появления изображения на
экране проходит всего только 12-15 ce-
				Народный поэт Белорусской CCP Янка
Купала в своей последней поэме «Над ре-
кой Орессой» дает красочный рисунок то-
го, чем было и чем стало белорусское По-
лесье:

«Ворон клюв свой свесил
Над. сгнившей колодой.
Плывут над Полесьем
Сном былые годы.
Разлеглось болото

Без конца, без краю,
Лишь одни чароты
Топи охраняют.

Нога человека,

Была там едва ли:
Оступись, — навеки
Поминай, как звали».

Только челнок-душегубка, как гроб, про-
ползет по грязи бездонных трясин, да ку-
кушка отечитает оставшиеся годы труда
и горя для тех, что на редких островах
среди болотного моря
	Живут в курных хатках,
Подплетая лапти,

Чтоб с сумою, в латках
Итти побираться.
	Но пришли большевики, демобилизован-
ные красноармейцы, осушили огромные бо-
лотные массивы, проложили магистрали,
построили железную дорогу, построили пре-
красные дома. Там, где трясина засасывала,
неосторожного человека, идет трактор; вме-
сто осок и чаротов растут богатейшие поля
пшеницы.

Эта картина, нарисованная опытной ру-
кой одного из лучших мастеров художе-
ственного слова в Белоруссии, является,
пожалуй, лучшей иллюстрацией тех огром-
нейших достижений, которые имеет совет-
ская Белоруссия и которые ни в какой ме-
ре несравнимы с положением старой, доок-
тябрьской Белоруссии.

Отсталая, = неграмотная,  задавленная
тройным гнетом — национальным, эконо-
мическим и социальным. — дореволюцион-
ная Белоруссия не могла иметь и более
или менее развитой литературы. Вся доок-
тябрьская история литературы едва ли на-
считывает десяток писателей (среди них
Дунин-Марцинкевич, певец  креностниче-
ства. РВогушевич, Ядвигин Ш.. глашатай
	нарождавшейся национальной буржуазия,
группа мелкобуржуазных писателей: Цёт-
ка, Гарун, впоследствии «полковник» бу-
лак-балаховичекой банды,  дооктябрьское
поколение нынешних советских писателей
БССР: Янка Купала, Якуб Колос, Змитрок
Бядуля, Алесь Гурло. Тишка Гартный). Ха-
рактерной особенностью дооктябрьской бе-
лорусской литературы было пассивное на-
ционалистическое оплакивание тяжелой до-
ли белорусса. Особенно крепко звучали на-
ционалистические ноты в литературе пе-
риода реакции после 1907 года.
	Националистическая линия в литературе
продолжалась (в. новых, замаскированных
формах) и после Октябрьской революции.
Этому способствовало наличие в рядах
КП(б)Б национал-оппортунистов и даже
провокаторов типа бывшего президента
Академии наук Игнатовского. Партии при-
шлось провести огромную работу по раз-
облачению и разгрому национал-демокра-
тов и их подрывной контрреволюцион-
ной. интервенционистекой деятельности.
этой борьбе КПБ активно — помо-
	гали молодые писательские кадры (Ча-

nan A nawnaititmnanhHy Weer tan a wn \
	рот, Александрович, ФЛыньков и Др.)},
об’единенные сначала в «Молодняке», а по-
том в Бел.АПИ. Оргкомитет единого писа-
тельского союза Белоруссии не сумел во-
время ориентироваться в сложной обстанов-
ке классовой борьбы на литературном
фронте и либеральничал с националистиче-
скими элементами, В свое время «Правда»
правильно вскрыла новую тактику клае-
совото врага-—прикрывание фальшивона-
циональным флагом, — поправляя и помогая
КП (б)Б, ее ЦЕ и писательским организа-
IMAM повести решительную борьбу против
националистов, за пролетарский интерна-
ционализм.
			м. КЛИМКОВИЧ.
	ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОРГКОМИТЕТА
СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
БЕЛОРУССИИ.
		Колос написал две большие повести: «Отще-
пенец» и «Дрыгва». Следует сказать, что
Якуб Колос прекрасно знал дореволюциов-
ную деревню, но долгое время не мог осмы-
слить тех грандиозных классовых сдвигов,
которые происходили в новой деревне. По-
вестью «Отщепенец» (о коллективизации)
писатель показал, что он начинает пра-
ВИЛЬНО понимать те классовые силы, кото-
рые двинули бедняка и середняка в кол-
хоз. В повести. «Дрыгва» Я. Колос пока-
зал, что он правильно понял и те классо-
вые силы, которые поднимали  крестьян-
ство белорусской деревни на борьбу се бело-
польскими оккупантами. И если в более
ранних произведениях Колоса отсутствовал
или был слишком схематичен показ паГ-
тийного руководства, то уже в «Дрыгве»
писатель правильно оценивает руководство
нашей партии партизанским движением.
Очень характерна перестройка одного из
талантливых дооктябрьских писателей тов.
Бедули. Тов. Бедуля написал большой хвух-
томный роман «Язэп Крушынею». В пер-
вой части романа, написанной тогда, когда
сам Бедуля еще не порвал с националисти-
ческой илеологией. писатель показывает.

мирную «республику» кулака Крушынско-
го, «врастающего в социализм» по рецеп-
там наплемовского наркомзема Прищепова.
Однако во второй части романа тов. Бедуля
неё только взрывает кулацкую «республи-
ку», но путем исторических экскурсов пра-
вИлЬНо Показывает классовую природу на-
ционализма, систему и методы работы ва-
пионалистов. Автор показывает в романе
кулачество как силу, которую готовили в
помощь себе нацдемы, мечтавшие о контр-
	  революционном перевороте и об интервен-
	Такой же пересмотр творческих устано-
вок дают тов. Зарецкий в романе «Вязь-
мо» и тов. Черный в своем романе и пьесе
«Отечество». Пересмотрев и переоценив им-
прессионистический, деревенско-ограничен-
ный принцип «власти земли» (роман
«Земля»), тов. Черный в романе «Отече-
ство» разрабатывает уже идею классово-
го понимания собственности и отечества,

правильно обнажая классовые пружины
«власти земли».
	Из еврейских писателей БОСР подобная
перестройка особенно видна в творчестве
тов. Кульбака. Его ранние произведения,
написанные за границей, были насыщены
национал-мистицизмом и пассивизмом, иде-
злизацией патриархальных отношений (на-
пример, стихотворение «Райсен»). В книге
«Зельменяне», написанной в БССР, тов.
Кульбак дал ряд ярких сцен, показываю-
щих переделку еврейских мелкобуржуаз-
ных масс кустарей в. условиях советской
действительности. Последнее произведение
Кульбака— поэма «Чайльд Гарольд из Дис-
ны»—-направлено против еврейской нацио-
налистической мелкобуржуазной интелли-
генции Запада.

Большие успехи достигнуты пролетаэ-
скими писателями, и в первую очередь ком-
мунистами. Так, тов. Андрей Александро-
вич за последние 2 года написал пять по-
эм: «Хлебная з!ма», «Пагранчная вясна»,
«Лётнае лета», «Векапомная  восень»,
«Шчастмвы пуць». В «Хлебнай зме», на-
писанной в самый разгар хлебных заго-
товок 1932 г., тов. Александрович с при-
сущей ему огромной страстностью и худо-
жественным мастерством показал борьбу
партии против кулажкого саботаяа хлебо-
заготовок. «Паграничная вясна» — поэма
о Западной Белоруссии, «Лётнае лета» —
0 нашей авиации, «Векапомная восень»-—
о борьбе против кулака, пролезшего в кол-
хоз. «Шчастивы пуць»——Поэма для детей.
	Ведущую роль в еврейской. пролетарской
поэзии БССР занимает тов. Изи Харик. Ero
поэма «Кайлакдыке вохн» («Конвейер
дней») представляет собою большую пате-
тическую панораму — социалистического
строительства. Последняя поэма тов. Хари-
ка «От полюса к полюсу» написана для де-
тей и построена на материалах Беломор-
ского канала.

Из работ поэтов, пришедших в литера-
туру почти в одно время се Алексанлрови-
чем и Хариком, следует отметить. послелнее
произведение тов: Бровко— поэму «Так на-
чыналася маладосць»—0 подпольном мин-
ском комсомоле в периол белопольской ок-
купации, стихи «1914 roxs—o6 империз-
листической войне, стихи «Наше отеч?-
crpo — OCCP» и тов. Глебко (стихи «Ка-
ра» и др.).

За ведущими поэтами поднимается и по-
этическая молодежь: комсомольцы-поэты
тов. Кулешов (поэмы «Аманал» и «Гар-
бун» — о классовой борьбе при oprann-
	Однако действительное и полное разре-
шение проблемы лежит на пути катодного
телевидения. В области катодного телеви-
дения огромный интерес представляют ра-
боты д-ра Зворыкина в лабораториях Аме-
риканской радиокорпорации.
	Телепередатчик, названный  изобретате-
лем «иконоскопом» (по-гречески означает
«наблюдатель изображений»), построен по
принципу человеческого глаза. Сетчатая
оболочка этого искусственного глаза состо-
ит из 3 миллионов микроскопически малых
фотоэлементов, расположенных в виде мо-
заики на пластинке размером 10 на 12,5
см., помещенной в утолщенной части пу-
стотной катодной трубки специальной кон-
струкции длиной в 40 см., диаметром в
20 см.

Отражаемый передаваемым предметом свет
посредством обычного об’ектива киноапия-
рата попадает’ на мозаику «иконоскопа»,
воздействует на ее микроскопические фото-
элементы и при помощи электронного луча
преобразуется в электрические колебания,
которые на ультра-короткой волне в 6 м.
передаются на соответствующие приемники.
Электронный луч действует, как своего ро-
да электрический переключатель, в извест-
HOH — последовательности ` соединяющий
3 миллиона отдельных фотоэлементов в
«HKOHOCKONe» с радиопередатчиком. Этот
воздействующий на «сетчатку» луч, управ-
ляемый «электронным прожектором», яв-
ляется, так сказать, «оптическим нервом»
дальновидения,

Эта новая система, построенная на со-
вершенно ‘новых принципах, устраняет
применение всех механических частей (ди-
сков, моторов, оптических систем и пр.
приспособлений) и в отношении использо-
вания света в тысячи раз совершеннее си-
стемы с диском Нипкова.

Приемная часть системы, названная из-
обретателем «кинескопом» («наблюдатель
движения»), представляет также катодную
трубку, на расширенном дне которой имеет-
ся специальный светящийся (флуоресци-
рующий) пол действием электронного пучка
экран диаметром в 23 см., воспроизводя-
щий изображение. При желании эти изоб-
ражения могут быть наблюдаемы в зеркале,
которое помещается на внутренней стороне
	открывающейся крышки приемника, уста-
	навливаемой под определенным углом.
	СМЯГЧИТЕЛЬ ЖЕСТКИХ ВОД.
	мическим способом, хотя и он. веледлетвие   умягчения
	Поднятые М. Горьким вопросы  борь-
бы за качество языка, 38  ваче-
ство литературы нашли большой отклик в
писательской среде Белоруссии. Конкретная
критика произведений крупнейших писа-
телей на пленуме оргкомитета показала,
что наша проза в большинстве случаев
страдает бессюжетностью или же слабо
сюжетна, а потому мало занимательна. Мы
все же не имеем еше в литературе поло-
жительного образа рабочего-ударника, ком-
муниста.

Очень слаба у нас производственная ра-
бочая тематика и тематика обороны стра-
ны. Мы почти ничего не имеем (кроме ро-
мана Шаповалова «Большевики границы»,
рассказов Кропачева. повести .Самуйленка
«Тэорыя Каленбурн» и ряда небольших ве-
щей в альманахе «Атака») о жизни, быте и
учебе Красной Армии на данном этапе. Бе-
лорусская советская литература еще нело-
статочно борется за выход на всесоюзную
арену, еще не сломлены у нас все остатки
провинциальной ограниченности.

Олнако уже сегодняшнее состояние бело-
русской литературы, крупные  произведе-
ния, написанные лучшими писателями в
последние два-три года, и та работа, ко-
торая проведена за эти годы в писатель-
ской организации, дают нам право утвер-
ждать, что советская литература БОСР илет
EK всесоюзному с’езду писателей как олин
из мбщных отрядов всесоюзной литературы.
	Из достижений советской Белоруссии я
приведу только несколько пифр. Годовая
промышленность БОСР в 1934 г. в десять
раз больше, чем в 1913 году (одна Могия-
левская шелковая фабрика дает по стоимо-
CTH столько продукции, сколько тавала 10
войны вся Белоруссия). Вместо традицион-
ной сохи поля колхозной Белоруссии вопа-
хивают три тысячи тракторов. В Белоруг-
сии имеется Академия наук, свыше 30
высших учебных заведений. За 6 лет вы-
пущено 215 названий художественной
литературы — 3.5 миллиона листов-от-
тисков ежегодно в ‘среднем. Белоруссия
стала страной сплошной грамотности с ты-
сячами школ на всех языках населяющих
ее народов.

Под влиянием этих успехов шла и пере-
стройка творчества писателей. их творче-
ский и идейно-политический. рост.

Второй народный поэт республики—Якуб
	По линии наименьшего сопротивления. `
		Было время, когда вся вылавливаемая
вобла либо вялилась, либо коптилась. Для
этого каждый рыбный промысел имел свою
коптильню и площадку для сушки. Но за
последние годы отношение Главрыбы к суш-
ке и копчению почему-то резко изменилось.
Вобла была низведена до степени просто со-
леной рыбы. И с тех пор она вк вящшему
огорчению потребителей стала фигурировать
в меню общественных столовых только в
вилле «воблы соленой c пшенной ватей».
	Просто соленую воблу промыслам выпу-
скать много легче. Не надо опасаться за то,
что ее пересушишть или недокоптишь. Не на-
о возиться ‘< ее переборкой и вязкой, Не
надо отвечать за её вкус, вид и качество.
Зачем столько хлопот! Проще воблу посо-
лить, отправить и-——с глаз долой. Так легче
и выгодней. Потому что сушеная или копче-
ная рыба теряет в весе, в три — четыре
раза больше, чем соленая. А вес для про-
мыела — основное. Неважно, как и какая

рыба переработана, важно — сколько.
На путь искоренения сушки Волгокас-

пийский трест (который главным образом
воблу вылавливает) стал с завидной непри-
	у Болгокаспийского треста был принят в

73 тыс. центнеров, а в этом году только в
20 тыс. пентнеров? Или почему мелкий лещ
(беляк) идет в посол? Что такое соленый
беляк, известно: все, что в нем было пита-
тельного и вкусного, пропадает. В то же

время беляк копченый мог бы быть ценной
рыбой.

Той же странной системы прилерживает-
сл Главрыба и в отношении рыбных консер-
вов. Астраханский рыбоконеервный комби-
нат выпускает сотни тысяч банок консервов
из мелкой частиковой рыбы. Вкус их вест-
	из сомнителен. Добрая часть банки запол-
няется рыбьими костями. Расходуется де-
фицитная жесть. Между тем крупная ча-
	стиковая рыба-—судак. сазан. сом. — из
	которой получаются прекраеные консервы,
илет в посол.
	Упрощенный подход к рыбе: всё в ч0-
вол — изжил себя. Рыба нужна не тольке
	В большом боличестве, но и хорошо приго-
	товленная, разнообразного зссортимента,
вкусная.

Г. НОВОГРУДСКИЙ.
Астрахань.
	(От специального корреспондента
«Правды»).
		миримостью. Еще в 1931 году вяленой воб-
лы было выпущено 252 тыс. центнеров. а в
1933 году— всего лишь 14 тыс. центнеров.
За два года выработку сушки трест ухит-
рился снизить почти в 20 (!} раз. В этом
году, как говорят в тресте. «намечаются
сдвиги». Сушки предполагается выпустить
34 тыс. центнеров.

С копченкой дело обстоит сравнительно
лучше. Выпуск ее упал за последние лва
года «всего лишь» на 40 проц. Но я это
благополучие только относительное. Оно об’-
ясняется тем, что и два года назад копче-
ной рыбы было выпущено мало.

Рыбные организации вынудили потреби-
теля отказаться не только от вяленой и
копченой воблы; Упрощение ассортимента
рыбной продукции идет по всему фронту.

Почему, например, план выпуска селед-
ви уксусного посола, то есть маринованной
селедки с душистым перцем, лавровым ли-
стом и прочими специями, в прошлом году
	УКесткость вод наносит огромный ущерб
народному хозяйству. Накипь в котлах,
испарителях и на радиаторах двигателей
внутреннего сгорания вызывает снижение
их мощности и ведет к перерасходу топли-
ва. Отложение накипи влечет за собой
перегрев котельных труб и как след-
ствие — их преждевременный износ.

В промышленности для смягчения жест-
кости воды применяются два способа: хи-
мический (соло-известковый) и пермутито-
вый или цеолитный. В советской промыш-
	громоздкости аппаратуры и необходимости   Широко распространен на территории Союза.
	тщательного контроля, распространен дале-
RO не тостаточно.
	Наиболее прост цеолитный способ воло-
умягчения. Однако его внедрению в на-
пу промышленность препятствовала необ-
ходимость большой затраты валюты для
импорта смягчающих материалов.
	ще в 1930 голу Центральный научно-
исследовательский геологоразведочный ин-
	Опыты, продолжавшиеся до этого года, пол-
ностью подтвердили ценность предложения
института. В феврале 1934 года при Вос-
кресенском химкомбинате пущена опытная
обогатительная установка, которая в даль-
нейшем будет расширена, чтобы удовлетво-
рить потребности ближайшего времени.
Старший химик Центрального
научно-исследовательского геолого-
разведочного института
	H. НАСЕЛЕНКО.
	ACHHOCTH пользуются главным образом Xu-   CTUTYT предложил использовать для водо-