9 ИЮНЯ 1934 Г.. № 157 (6043).
		ПРАВДА.
	‚ВЕЧНАЯ. МЕРЗЛОТА“
at wt w \ } Up) ma ‹ 6
yo DIE 1 IASI МЕТ о
Вечная °  мёрзлота» OOO вует образование от
ое время оставалаь М’ ЕРМОЛАЕВ. = #*  ров пучения,

РА ПАК оо
	Старший геолог Всесоюзного
арктического института.
	для ученых всего мира. зари ияи Ihe
Только в самое послед- арктическог
нее время, после’ упор-

ной работы наших советских исследова-
телей, удалось приподнять завесу, скры-
вавшую от нас одну из любопытнейших
тайн природы.

Поверхность земли является своеобраз-
ным распределителем тепла, приходящего
извне: поглощая солнечные тенловые лу-
чи, земная поверхность вновь излучает в
пространство некоторую часть поглощенно-
го тепла; остальное же тепло проникает
в глубь почвы.

Процесс теплопередачи внутрь земли CO-
вершается медленно, так что нередко, в TO
время как наверху наступает лето и све-
тит солнце, нижние горизонты почвы еще
переживают зиму.

Таким образом, в верхних частях почвы
мы можем наблюдать изменение темпера-
туры, соответствующее ее суточным коле-
баниям в атмосфере. Ниже располагаются
слои, в которых отображаются многоднев-
ные колебания температур. Еще ниже ле-
жит слой, соответствующий годичным из-
менениям температур, и, наконец, на зна-
чительных глубинах располагаются слои,
на которых как бы сфотографированы ве-
ковые колебания температур. “Одной из
этих своеобразных фотографий и является
так называемая «вечная мерзлота» почв.

Нам не ясно еще, промерзла ли огромная
толща земли в эпоху наступания льда’
или, что более вероятно, в один из перио-
дов его отступания, но несомненно одно:
вечно, точнее, устойчиво. мерзлый ° (т. е.
	с постоянной отрицательной температурой)
слой почвы являетея наслелием сложного
	многовекового процесеа. ,
Почему вечномерзлый слой почвы 60-
	хранился до наших дней’? В разных ча-
стях Союза он претериевал’ различную
судьбу. Там, где снежные зимы одевали
землю толстым покровом, не дававшим ‘поч-
ве; прогретой в`течение ‘лета, -излучать на-
копленное тепло в мировое пространство,
там поверхность земли имела положитель-
ный тепловой баланс, и все излишки тен-
ла, сбережкенные снежным одеялом, посте-
пенно прогревали мерзлый слой. Здесь мер-
злота отступала все дальше‹ в глубь земли
и все дальше на север. «Вечная мерзлота»
укрепилась в Арктике, где еще и. сейчас
господствует климат, сходный с древнелед-
	HUKOBOH ЭПОХОЙ.
	CJ вует образование огром-
)JIAEB ных бугров пучения, вы-
...._  шиною до 10` метров. при
` Всесоюзного ширине около 50 метров.
института. Грунтовые воды про-

рываютея в местах. нан-
более слабого промерзания почвы, в м6-
стах так или иначе отепленных. Такими
отеплениями оказываются иногла непра-
вильно построенные здания. На Сибирской
железной дороге грунтовые воды прорва-
лись внутрь дома, наполнили его изнутри
до самого верха, и дом превратился в м0-
нолитный сплошной кусок льда. Еще. более
анекдотичен случай, ‘происшедший на.
Якутско-Амурской магистрали. когда. отеп-.
лителем оказалась поставленная ‘вверх.
	дном пустая бочка. В то время как почва
	вокруг нее промерзала довольно сильно, за-
мерзание под бочкой происходило `медлен-
ней. Образовавшееся слабоё место было’
прорвано трунтовыми ‘водами, воторые  на-.
полнили бочку снизу.
	. Даже там, где. обильные грунтовые во-.
ды отсутствуют, вечномерзлый слой до-
статочно влажен, и потому в начале. зимы,
в нем возникают различные деформации и
напряжения. Всем хорошо известен. . при-
мер стальной бомбы, которую вода разры-
вает при замерзании. Нечто подобное про-.
	исходит и в мерзлоте. Следствием таких
	напряжений и движений в замерзающем
слое ‘является расшатывание всех‘ но-
строенных на нем сооружений. Нередко, в
частности, происходит выталкивание и
скручивание забитых в почву свай. Скру-
чивание может быть настолько сильным,
что толстые бревна превращаются в жгут
тонкой ЛУЧИНЫ.
	Следствием «вечной мерзлоты» в азиат-
ской части Союза являются большая шири-
на и малая глубина рек, а также неожи-
данные летние паводки. Все эти явления
об’ясняются тем, что «вечная мерзлота»
прочна и трудно поддается размыванию.
Реки, текущие на ней, разливаются вширь,
He углубляя своего русла. В to xe
время выпадающие осадки не могут про-
никнуть глубоко в почву и по вечномерз-
лому слою, как по крыше, стекают. в. стоз-
ные трубы—в сибирские реки, которые от
этого выхолят из’ берегов.
	Вот, вкратце те трудности; которые нам
приходится преодолевать в процессе освое-
ния владений «вечной мерзлоты».
	А владения эти немалые. Начиная от
устья. реки Мезени, южная граница мерз-
лоты. направляется почти по широте до
Туруханска на Енисее, отсюда резко пово-
рачивает на юг, пересекает Сибирскую же-
лезную дорогу несколько восточнее Крас-
ноярска и затем уходит в Монголию. Меж-
ду Благовещенском и Хабаровском грани-
ца «вечной мерзлоты» вновь переходит на
территорию Союза и проходит к берегам:
Охотского моря, направляясь параллельно
Амуру в 200 километрах западнее его и
переходя на Камчатку, две ‘южные трети.
которой свободны от мерзлоты. Все, что на--

ходится к северу от этой линии, занято
«вечной мерзлотой».
	Вакими же мерами нам ‚приходится fo-
роться против разрушающей силы «вечной
мерзлоты»? Прежде: всего мы либо усили-
ваем дренаж, отводя грунтовые ‘воды и HA-
	`Правляя их по нужным нам руелам. либо
	закладываем  мерзлотные пояса, т, е. серию.
канав, расположенных таким образом, что-
бы усилить промерзание в. опрелеленных:
местах и тем самым предохранить наши со-
‘оружения от деформации и прорыва: грув-
товых. вод. Наконец; мы строим наши .со-
оружения таким образом. чтобы не нару-:
шить естественных условий. й не вызвать
реакции со стороны «вечной мерзлоты».
	Всеми этими вопросами занимается ко-
миссия по «вечной мерзлоте» при Академии
наук СОСР, работающая под непосредствен-
ным руководством лучшего знатока «веч-
ной мерзлоты» М. И. Сумгина. В условиях
крайнего Севера такие же работы ведет

Всесоюзный арктический институт Ha cBO-
	ей опытной мо станции в порту
Игарка.
	Успехи, достигнутые за последнее время
в изучении проблемы «вечной мерзлоты»,
огромны. Под дружным натиском: советских
исследователей мерзлота теряет свою опас-
ность, лишается своей «вечности», пере-
стзет быть нам страшной, и на ее. каза-
лось бы, недоступной территории больше-
вистскими темпами развивается  социали-
стическое строительство...
	К ороткие
сигналы.
	ПОЧЕМУ ПРОПАЛИ
НАШ ПА
	(Письмо рабочих).
	Наша группа охотников, рабочих Днепро-
строя, вступила в союз охотников еще в
1932 году. Тогда же мы внесли, и паевой
взнос, в среднем до 40 руб. каждый; в
дополнительных сборах мы также участво-
вали рублей на 15 в год: Пушнину аккурат-
но сдавали куда следует, помощи от союза
охотников мы почти никакой. не видели.

Но вот в ноябре 1933 года было реше-
но союз охотников распустить. Ликвиди-
ровали и нашу группу, вернее, наших охот-
ников присоединили к физкультурникам.

Новая организация ввела свои порядки,
	1 произвела переучет и собрала с нас допол-
	нительно по ‘десятке. Бскоре, появилось и
новое правление, никем, кстати, не избран-
ное. Оно об’явило, что надо обменять биле-
лы союза охотников на новые, с новым
паевым взносом в 45 рублей. Пришлось за-
платить. А пай союза охотников за 1932 г.
никому не возвращен. и пропал безвоз-
	вратно. = .
ЧЕРНЫШ, БОНДАРЕНКО, ИЛЬИН
и др. (6 полнисей).
	БЮРОКРАТЫ ОТПИСАЛИСЬ,
	(Письмо рабочего).
	БЬ летнем парке на. строительстве метал-}
	лургического ‘завода в Липецке (ЦЧО) нет
‘ни одной скамейки. Дорожки никогда не
поливаются. Единственное украшение пар-
ка — это досчатый сарай, называемый те-
атром. 0 читальне, радио, киноустановке
или спортивных развлечениях нечего и го-
ворить,— их нет.

На стройке много физкультурников, ‚ шах-
‚матистов, затейников, но их никто не ор-
ганизует. Буфет в парке пустует. Началт--
ник отдела, рабочего снабжения Ларин и
заведующий сектором общественного пита-
ния Севастьянов считают, что они не обя-
заны заботиться 0 ‘рабочем буфете.

Как здесь относятся к исправлению недо-
статков, свидетельствует следующий факт.
Еще в феврале я написал в «Правду» о
‘безобразной постановке ний ударников
стройки. 910 письмо было переслано липец-
кому горпрофеовету. В апреле горпрофеовет
прислал ‘мне копию постановления, в кото-
ром было указано, что факты подтвердились
и приняты меры к устранению недостат-
ков. К сожалению, все осталось по-старому.
		ЕРИКАНСКОЙ-АВИАПИИ
	зам. директора завода
имени 10-летия Октября.
	приборы произвели буквально. переворот в
технике приборостроения.

Фирма «Пионер» выпустила электриче-
ские счетчики оборотов мотора, работающие
на переменном токе. Электрические счет-
чики, работающие на постоянном токе,
имеют в конструкции механизма много
трущихся частей, которые часто отказы-
ваются работать от тряски мотора. Счет-
чик переменного тока работает на принци-
	пе использования электромагнитных полей,
	в нем отсутствуют трущиеся части, и он
работает исключительно точно и надежно.

Нам демонстрировали работу такого
счетчика в тяжелых условиях на вибра-
ционном станке, воспроизводящем тряску
самолета. Счетчик работал ° совершенно
точно при температуре 40 градусов хо-
лода и 60. градусов тепла.

Электрифицировать моторные приборы,
замеряющие температуру масла в моторе,
давление, которое создает бензиновая или
масляная помпа, показать на доске лет-
чика, сколько у него в баке бензина п
пр., являлось крайне трудным делом. Фир-
ма «Пионер» разрешила эти задачи, по-
строив «автоматический синхронизатор».

Облаеть применения этого прибора на-
столько. велика, что сейчас он применяет-
ся также для электрификации и автомати-
зации управления моторами. Это особен-
но важно для многомоторных машин, ког-
да летчику необходимо, чтобы все моторы
работали одинаково.

До сих пор везде, и у нас и в Европе,
летчик или механик сами  регулировали
одинаковую работу моторов, С выпуском
синхронизаторов это делается автоматиче-
ски. Летчику не надо заботиться, чтобы
его моторы работали с одинаковыми 0боро-
	тами: он должен дать обороты одному MO-
	тору, а синхронизаторы автоматически OT-
регулируют. всё. остальные моторы.
Автоматический синхронизатор чрезвы-
	Четырехместный американский пассажирский самолет «$11501». Его ‘скорость—
250 километров в час. Обладает большой устойчивостью. На самолете мотор
воздушного охлаждения «Лаикоминг», мощностью в 225 сил.
		специальной обшивке и специальным зву-
	коглушащим перегородкам, шум от. мото-
ров заглушен настолько, что во время по-
лета вы можете разговаривать так же, как
в железнодорожном пульмановском вагоне.
Кабины летчика и пассажиров оборудова-
ны паровым отоплением и вентиляцией.

Большинство американских самолетов
оборудовано приборами для ночного поле-
та и полета в тумане. Нужно сказать, что
значение этих приборов мы частенько не-
дооценивали.

Президент „Рузвельт передал перевозку
почты военному ведомству. Стали почту
возить военные ‘самолеты, на которых нет
ночного ‘оборудования. В: результате в ге-
чение ‘ месяца-—9 смертельных аварий.
Самый надежный самолет бьется в тумане,
если у него нет приборов для ‘ночного полета.

Но не только высоким качеством само-
четов и приборов: определяется надежность
воздушных путей. Она в огромной’ степени
зависит и:от земного оборудования воздуш-
ных линий и аэродромов.

Большинство американских аэродромов
осушено, отводятся дождевые и  подпоч-
венные воды. Большинство аэродромов име-
ет гудронные взлетно-посадочные дороги.
Все аэродромы имеют освещение ‘для ноч-
ных полетов; световые и радиомаяки— для
посадки в тумане.

Аэродромы имеют простое, но достаточ-
ное и удобное в эксплуатации оборудова-
ние. Для нас зимой большая проблема—
пологрев масла и воды для моторов, так
как на холодном масле и воде мотор нё
пустишь в ход. Американцы для этих пе-
лей применяют простую грелку, такув,
как у нас продают для чайников. Ветав-
ляют электрическую грелку в бак и картер
мотора и подгревают. масло.

Поражает ‘простота, с которой разреша-
ют американцы обслуживание и угразле-
ние такими огромными портами, как Чи
кагский или Нью-Йоркский, где через каж-
дые 5—10 минут происходит летная опе-
рация ‘(либо взлет,‘ либо посадка самоле-
та). Веем этим огромным хозяйетвом уп-
равляет один диспетчер, находящийся на
аэродромной вышке. Он разговаривает по
	‚радио 60 всеми самолетами, которые на
	ходятся в.нути, сообщая им сгодки пого-
ды и получая от них сведения о погоде
в пути. Он управляет освещением аэро-
дромов, и он же управляет всей летной ра-
ботой. Все управление летной работой он
осуществляет с помощью поворотного све-
тофора с. красным и. зелелым огнем. Вот
он видит-—выходит из ангара самоает, он
поворачивает в его направлении светофор
и. если он разрешает ему лететь, мигает
ему зеленым огнем; если нет-—красным.
_Бросается в глаза, что на американском
самолете вся обшивка и крыльев, и фюзе-
ляжа (корпуса) отделана с исключитель-
ной тщательностью. На самолете нет ника-
ких выступающих частей—подножек, лесе-
нок, ручек. Когда задаешь вопросе, как
можно без подножек, лесенок эксплуати-
ровать машину, американцы отвечают:
—- Машина созлана для того. чтобы ле-
	тать, а не для того. чтобы по ней лазать.
	Создание обтекаемых форм самолетов
(например, сигарообразный фюзеляж) вы-
зывало трудности, так как при небольших
размерах производства употреблять дорого-
	стоящие штампы не выгодно.
	Производство. -обтекаемых форм и’ ис-
пользование штамповочного оборудования
американцы = разрешили
	просто. Чтобы придать
части. форму * обтекания,
мы делаем деревянную
модель и по этой модели
выколачиваем обтекатель
вручную. = Американцы
	же деревянной моделью!
	’аАвлают оттиск в цемен-
ле или гипсе и этот OT-
	THCR используют Rak
форму для — отливки
Тампа.
	>» Материалом лля штам-1
	пов употребляется тор-
говый свинец. Свинцо-
вый штамп ‘требует не-
большой обработки на-
пильником. Даже’ при
небольшом об’еме произ-
водства, например, на
заводе vraac, выпус-
	OBOE
	Теталь круглые. сутки, при любой по’
годе, в любое время‹ года, летать быстро,
далеко и высоко,—вВот задачи, над реше-
нием которых работают конструктора и
звиационная промышленность всего мира.

За последние годы в решении этих за-
хач американская авиационная IpoMBINAen-
ность . добилась успехов.

Скорость” современных американских
пассажирских ‘самолетов доведена до 300—
860 километров в час.

Потолок; высота, ! на которой они могут
летать) — 6-75: тысяч. метров:
	Американские самолеты на воздушных.
	линиях. ‘летают. круглые сутки, в любую
погоду; в’ любое время года. Для того, что-
бы пролететь от Чикаго до. Нью- -Йорка, не
нужно заботиться» о расписании, ‘о летной
погоде и пр. В начале каждого часа (в час,
в два, в три), будь то день или ночь. во
всех основных Hampapleumax   отправляют-
ся самолеты. 22.

Когда я смотрел. американские самолеты,
	американские авиационные „заводы, в05-
	душные.: порты, я сравнивал их успехи 6.
	успехами нашей советской авиации. Та-
ких гигантских авиапионных заводов. как
у нас, ну хотябы такого, как завод № 22
ИМ. Горбунова, на котором я работаю, в
Америке. нет. Таких гигантских. самолетов,
как АНТ-14, как самолет «Максим Горь’
кий», В ‚Америке. нёт..

Когда В 1930. году в Америку приле-
тел наш самолет «Страна Советов», он
был самым большим самолетом, какой ви-
дела в то время Америка. Сейчас самолет
«Страна  Советов»—старый самолет, он
уже не удивляет своими размерами, но в
то время его тип, его конструкция оказа-
ли большое влияние. на американских кон-
структоров.

Американская авиация упорно ›- держа-
лась на самолетах бипланного типа (са-
молет с двумя рядами крыльев), , считая,
что этот тип является наиболее выгодным
со всех точек зрения. Можно сделать’ наи-
более. легкую по весу конструкцию, достиг-
нуть большой скорости. Но с прилетом
«Страны Советов» американцы сделали
переоценку ценностей. Сейчас лучшие аме-
риканские самолеты сделаны по’ типу
«Страны Советов». Теперь все поняли, что
тип самолета, над совершенствованием ко-
торого давно работает советская авиация,
является наиболее передовым тином со
всех точек зрения— и скорости, и легкости
конструкции, и простоты производства.

Новым; что я видел в американской
авиации, я хочу подёлиться с читателями
		«Правды».
	ЗАМ
	Иначе обстоит дело в азиатском секторе
Союза. Здесь-—резко континентальный кли-
мат, т. е. жаркое лето и. крайне холодная,
продолжительная бесснежная зима, здесь
мерзлота держится упорное и отступает к
северу очень медленно. Еще до сих пор

значительная часть нашей Сибири— цар-
ство мерзлоты.
	Чем мешает нам «вечная мерзлота» и
почему нам приходится c нею бороться?

Прежде всего надо сразу же разрушить
широко распространенное, но совершенно
неправильное представление о том, что 0б-
ласти, занятые «вечной мерзлотой», не
пригодны для сельского хозяйства. В з0-
не мерзлоты не только прекрасно растет
флора сибирской тайги, но и развиваются
зерновые культуры, а в более южных рай-
онах всего на полутораметровом слое поч-
Вы, оттаивающем в течение лета, выраета-
ют арбузы и дыни. Сейчас перед сельским
хозяйством стоит любопытная и вполне
реальная проблема освоения культур риса
и сои в районах мерзлоты. _

Главные’ неприятности со стороны  мерз-
лоты ожидают не агрономов, а строите-
лей. Все трудности проистекают из одного
основного качества мерзлоты — водо-
непроницаемости. Грунтовые воды при-
нуждены двигаться в сравнительно тонком
слое грунта, зажатом между вечномерзлым
горизонтом и слоем периодического зимне-
‘о промерзания и летнего оттаивания. Этот
слой, переполненный водой, во время стро-
ительных работ дает плывуны и оползни.
Не менее’ серьезные процессы возникают
при зимнем промерзании. Грунтовые воды
оказываются между двумя жесткими стен-
ками, из которых верхняя опускается все
ниже и ниже, суживая русло подземных
	вод, стесняя их течение. В результате C03-
тета  гилент1 wanan pata innnanimmaam
	дается сильный напор, вода’ прорывает
верхний мерзлый слой в наиболее тонком
его месте и изливаетея на поверхноеть, 0б-
разуя так называемые наледи. Нередко
этому своеобразному извержению прелшест-
	=
Американские: машины отличаются ис-
	ключительной надежностью. Л видел само-
леты, которые летают от Нью-Йорка’ до
Лос-Анжелоса и обратно (около 8.000 ки-
лометров), и на промежуточных станциях
их не осматривают. Единственно, что де-
лают,—Это подливают горючее и масло.
Только” ‘через 40—50 часов работы матти-
ну просматривают.

Эта высокая надежность самолетов опре
деляется высоким техническим. ° уровнем
американской промышленности и прежде
всего ‚высоко  специализированной про-
мышленностью, обслуживающей авиацию.

Самолетные заводы имеют авиационные
материалы (стали, сплавы алюминия и
пр.) исключительно высокого качества.
Наша промышленность также производит
такие материалы, но ка-
чество HX заставляет
еще желать лучшего.

Мы производим пла-
кированный кольчут-
алюминий (кольчуг- алю-
миний, покрытый тонким
слоем чистого алюми-
ния), Который должен
обладать выбокой сопро-
тивляемостью коррозии
(ржавению). Но заводы
цветной промышленности
не добились равномерной
защитной. пленки алю-
миния на кольчуг-алю-:
миниевом листе. В Аме-
рике, качество сплавов
настолько высоко, что Четырехместный
они He красят. металли- 250 километров Е
ческие самолеты. воздуш!

Американский самолет
редко видит ангар. Когда я спросил
начальника одного из крупнейших аме-

риканских’ ` портов - Нью-Йорке, чем
об’яснить, . что У и при большом
количестве `машин, ‘мало ``ангаров, 0H
сказал: «Нам выгоднее чтоб самолет
	находился в воздухе, а не в ангаре. Ангар
нужен в’редких‘случаях—лля просмотра и
ремонта машин».

Американские самолетные заводы не
производят сами предметов оборудования
самолета и мотора. Нормальные болты,
гайки, шурупы, моторная арматура, вся-
кого рода краны, соединительные муфты,
шланги, прокладки и пр., словом, BCE
те мелочи, которые у нас каждый авиз-
ционный завод изготовляет сам для себя,
американские самолетные заводы получа-
ют CO стороны — от’ специализированных
предприятий.

Мы на наших самолетных заводах на
эти мелочи, делая их сами, тратим до’ 30
проц. времени, ‘идущего на производство
всего самолета. В Америке, например, спе-
циальные заводы производят авиационную
арматуру, которая в американской авиа-
ции стандартизирована, и конструктору и
производственнику самолетов не надо тра-
тить время на. то, чтобы изобретать какой-
то новый кран для своего самолета. Он
может получить его в любых количествах,
любого качества У специализированных на
этом фирм. _

Все- наши самолетные заводы имеют
большие кузнечные цехи, в которых про-
изводят все мелкие и крупные кузнечные
поковки для своих самолетов. Ни на од-
ном американском заводе я кузнечных це-
хов не видел. Все ноковки они получают
со стороны. Мы должны более решительно
взяться за организацию специализирован-
ных заводов, обслуживающих самолетные
и моторные заводы.

Американская авиапия имеет первокласс-
ные тормозные колеса, которые произво-
дит фирма «Бендикс авиэйшен корпорей-
шен», но основное производство Завода
«Бендикс»—не авиационные тормозные ко-
леса, а тормозные колеса для завода Фор-
да, которые фирма выпускает тысячами в
месяц, & авиационные только сотнями.
Производство автомобильных тормозных ко-
лес есть база, на которой фирма создала
первоклассные тормозные колеса для само-
лета.

Выпущенные в последнее время амери-
	ханской фирмой «Пионер» авиационные
	_ КАК 890 ОБСЛУЖИВАЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЯ
	(Нисьмо служащего).
	Я купил настольную лампу с абажуром
в магазине. белорусского отделения Веесоюз-
ного электрооб‘единения (г. Минск), но не
уберег хрупкую вещь — разбился абажур.

‘Зашел в тот же магазин за новым аба-
журом: и. был огорошеён ответом: «Без лам-
пы а&бажуров не продаем». Я обратилея к
заведующему отделением Электроебыта: что
делать с оставшимися без абажуров лам-
EMH?

— А Мне kakoe дело, хоть выбрось-
те. — спокойно посоветовал заведующий.

Ф. ЕРЕШКО.

ПРЕДЬЕДАТЕЛИ СЕЛЬСОВЕТОВ
7 МЕНЯЮТСЯ ЧАСТО,
	(Письмо колхозника).
	В Сарапульском районе, Свердловской
области, очень часто меняются предееда-
тели сельских советов. Так, например, в
кашибареком ‘сельсовете за один год смени-
лось 15 предеёдателей. в ершовском сель-
	совете 4. председателя.
	Такие факты! имеют место во многих сель-
советах. Редко встретишь председателя сель-
совета, который ‘удержалея бы на работе
	год и больше. ‘А ведь не секрет. что там.
	где председатели более «устойчивы», и ра-
бота советов поставлена’ горазло лучше.
	М. ЧУДИНОВ.
	ПОКАЗНАЯ КУЛЬТУРА,
	(Письмо колхозника).
	Наружные стены Валужекого дома кол-
хозника увешаны ‘поучительными плаката-
`ми о культуре. Они. как бы свидетельству-
ют о культурности его, Но это — культу-
ра показная, внешняя, На самом деле в До-
ме колхозника грязь по колено. Клопы a
борьба с ними оставили свои следы на сте-
нах комнат в виде кровавых мазков. По-
‘стельных принадлежностей нет, приходит-
ся спать на голых топчанах. Во всем доме
‘нет ни одной плевательницы.

Двор завален навозом, и колхозникам с
трудом удается пробираться через горы егэ
на своих повозках. Санитарный надзор все-
го этого не замечает. Не беспокоятся и ка-
лужекий горсовет и‘ другие организации
	города Калуги:
’ М. С. НОВИНО8.
а ф
«ПОРТРЕТ НА ПАМЯТЬ»,

В «Правде» 7 июня в’ разделе «Шутки
в сторону» была ‘опубликована заметка
«Портрет на память» 0’ хищениях и ра-
стратах в саратовеком ‘торпо. ‘Факты под-
тверждаются. Саратовский крабвой комитет
нартии сообщает, что 1`июня им принято
по этому поводу специальное решение.

Председатель горпо тов. Гольдштейн снят
с работы, как не справившийся с поручен-
ным ему делом и не. проявивший. классовой
бдительности при подборе работников. Ре-
визионная комиссия распущена, и предсе-
дателю ее Венкову об`явлен строгий выго-
вор. (Столь мягкое решение в отношении
Венкова об’ясняется тем, что OH ‘работал
в ревизионной комиссии только последние
четыре месяца и притом по совместитель-
ству). Распущен партийный комитет горпо.
Замешанные в растратах и хищениях чло-
ны партии Тихонов, Ионкина и Ложкин ис-
ключены из партии.

Городскому прокурору предложено в сроч-
ном порядке подготовить дела’ по. хищениям
и растратам в горпо и организовать нал
виновниками показательный процессе.
	чайино прост по своей конструкции, на-  кающем 90’ машин: в ‘тод, еле Эти
столько прост, что в нем буквально нече-   штампы.
	Рели мы думаем сделать хороно обте-
каемую малиину, то производетвенники‘на-
чинают’ возражать: это, мол, ‘потребует
увеличения ‘жестяницких ‘работ. Ha ame-
риканском заводе стоит паренек и один
выколачивает, на машине все то, что вы-
колачивают Y нас. несколько квалифици-
рованных жестянщиков вручную.-

Огромное время тратится в металличе-
ском самолетостроении на. нлепку. Самолет
среднего размера имеет до 100. тысяч за-
клепок. На американских заводах клепку
производят. автоматы. Эти машины обла-
дают колоссальной  производительностью.
Клепально-дыропробивной ‘автомат. за. 2
секунды делает еледующие операции: про-
бивает дырку, вкладывает заклепку в дыр-
KY и образует головку. Автоматы строчат,
как швейные машины, .рабочий лишь на-
жимает педаль. м

За последнее время в американской
промышленности ‘много. работают над’ ме-
ханизацией контрольно-измерительного де-
ла. Применение механизированного © KOHT-
рольно-измерительного инструмента значи-
тельно сокращает затрату рабочей силы
и повышает точность ‘измерений.
	На заводах Форла я видел радиоаппарал
для контроля поршневых пальцев. Этот
аппарат пропускает 30 пальцев в минуту
и заменяет 10 контролеров. Радиоаппарат
контролирует следующие элементы порш-
невого пальца: шероховатость шлифован-
ной позерхности ‘пальца, его твердость, ко-
нусность, и о затем сортирует пальцы по
допускам. у

Еще. несколько. слов 0.том, как. на аме-
пиканских. заводах. достигается о чистота.
У нас понятие чистоты связано с тряпка-
ми. На американских, заводах над каждым
станком висит небольшой воздушный
шланг. Для того, чтобы очистить станок
или обрабатываемую деталь, рабочий об-
дувает ее воздухом из шланга. Прежде,
чем положить деталь на. стол, он опять
предварительно обдувает и стол и деталь.
	яж *
*

Создав собственную советскую авиаци-
онную промышленность, имея крепкую ба-
зу. самолетостроения, ‘нам не трудно при-
менить у себя лучшее из ‘американекого
опыта, чтобы. наш самолет был еще более
надежным и культурным в полном смысле
этого слова. Е 2
	му ломаться и портиться. В этой простоте
его належность. Вообще нужно сказать,
что простота является характерной чертой
американских сооружений, будь то. само-
лет, прибор и пр.
	‘Американцы держатся одного правила:
	мудреную вещь дурак может сделать,
простую ` может сделать только, умный.

Летчику. НУЖНО. не только управлять
	рулями самолета, ему надо следить по при-
борам и за работой моторов. На многомо-
торной машине этих приборов так много,
что летчик не в состоянии следить за вее-
ми, а в дальних перелетах это особенно
тяжело. Американцы разгрузили летчика,
выпустив приборы с поворотными шкала-
ми. Если. летчику надо, чтобы все моторы
работали, скажем, с 1.500 оборотов в ми-
нуту, он циферблаты всех счетчиков .II0-
ворачивает Так, чтобы пифра 1.500 стояла
горизонтально. Tenepb eMy не надо тратить
внимание и искать эту цифру на цифер-
блате счетчика. Если. все стрелки счетчи-
ков стоят горизонтально, значит все в по-
рядке, все моторы работают одинаково.
Как только горизонтальную линию. стрелок
нарушил хотя бы один счетчик, летчик
сразу видит, что © таким-то мотором дело
неладное.

Для контроля работы мотора применяет-
ся также и световая сигнализация; Допу-
стим, нужно, чтобы бензиновые помпы ка-
чали горючее с определенным давлением.
На доске у летчика. рядом с приборами,
контролирующими давление помп, имеют-
ся зеленые и красные лампочки по чис-
лу помп. Если помпы, работают нормаль-
но,— горит над всеми приборами зеленая
лампочка. Как только помпа начнет, да-
вать давление ниже положенного, у лет-
чика на доске, над соответствующим при-
бором, загорится красная лампочка. Лет-
чик узнает, с каким мотором и где непо-
рялок.

Максимальные удобства летчику и пас-
сажиру— этому в американскоей авиации
уделяют огромное внимание. Американские
научные институты мното работают сей-
Час над глушением звука от мотора. Шум
утомляет и летчика, и пассажиров. На
большинстве наших и заграничных само-
летов стоит такой гул, что разговаривать
в кабине невозможно. Американцы в борь-
бе с шумом добились больших успехов.

В кабине самолета «Дуглас», благодаря
	Сила „оторой весны“.
	Р. Фраерман. «Вторая весна». Повесть, Изд. «Молодой гвардии».
	Новесть Р. Фраермана, посвященная вто-
  большевистской весне, — одно из пер-
	рой большевистской весне, — одно из пер-
вых художественных произведений, в ко-
торых показано начало работы МТС. Пер-
вое издание «Второй весны» вршло в свет
еще в 1932 году. Повесть имела заслу-
женный успех, она получила много хоро-
ших отзывов от работников. МТС, от полит-
отдельщиков, от колхозных читателей: но-
требовалось второе издание ee, HO книга
прошла мимо серьезного внимания кри-
ТИКИ.
	Сила «Второй весны» — не в сюжетной
занимательности. Наоборот, Фраерман вся-
чески избегает сюжетных напряжений.
Нет во «Второй весне» ни заговоров, ни
убийств, ни острой любовной интриги.
	Вдинственное «происшествие» в пове-
сти — несчастный случай с Андреем, Но &
здесь автор обходится без выстрелов и но-
жей. Один из кулацких агентов. пускает
горящего суслика по направлению. к’ бакам
с керосином для тракторов; Андрей’ ‘плапи-
мя бросается на горящего суслика и по-
лучает тяжелые ожоги. Этому предше-
ствует такой эпизод: неразоблаченный  ку-
лак Тимофей Пыхтунов в состоянии послед-
него ожесточения BACT с топором вслед за

агрономом. Андрей догоняет Тимофея. Ти-
мофею, который долгое время маскировал-
ся, сейчас все равно: он может убить и
	агронома, и Андрея, дело его пройврано
	навсегда. ° Сейчас прольется кровь? Нет.
кровь не проливается:
	«По мере того, как Андрей приближался
к нему, лицо Тимофея становилось серей.
спокойней; принимая обычное выражение
степенности. В глазах, еще беспокойных: и
страшных, мелькнула усмешка. Тимофей
отошел в сторону к тальнику, повернулся
	спиной к Андрею и, закинув: голову, стал
выбирать лозину повыше.. Затем подеек
	одну топором, надломил, повалил на землю
и принялся за другую. Андрей подошел в
остановился, с трулом переводя дыхание.
—Лавно хочу плетешок приплести, бугай
разворотил, чтоб его волки ели! Никак не
соберусь за хворостом,—6казал Тимофей,
не поворачиваясь, и придавил лозу ногой».
	Эта сцена очень характерна. для хуло-
жественной манеры Фраермана. Автор’ на-
рочито избегает резких поворотов ‘сюжета,
патетичности тона повествования. «Отепк,
тройка, бубенчик, заря и дорога, а справа
и елева—-ковыль»,— эти чеховские слова,
приведенные агрономом и так. растрогав-
шие героиню повести Варю. как нельзя бо-
	лее характеризуют художественную мане
ру Фраермана.
	Бнимание читателя все время напра-
вляется на колхозные будни. В знаний
этих будней, в`умении детально проник-
нуть в особенности работы МТС — сила
«Второй весны». ‘Фраерман показал нам
знатных людей колхозных ‘сел и станий в
их работе, в их будничной, повседневной
жизни,— он сумел создать и образ кулака
без обреза, но с лютой ненавистью к со
ветской действительности. Многие странн-
цы его повести могут служить как бы тех-
ническим руководством в работе МТС. хотя
	у автора нет навязчивого погружения в
техническую терминологию.
	На материале Дальнего Востока Фряер-
ман написал интересные книги— «Васька
Виляк» и «Никичен». Книги эти. как_и
«Вторая весна», изданы «Молодой гвар-
дией». Поэтому Фраермана считают писате-
лем для юношества. Подростки с интересом
читают его книги. Но читательская ауди-
тория  даровитого советского писателя’
	Фраермана вовсе не’ исчерпывается fMHO-
шеством.
	А. СЕЛИВАНОВСКИЙ.