Т7ЗАВГУСТА 1934 Г, № 226 (6112).
	$0 FVII B DOMPE JIPAWIAIY PG Diu!
	Чего театр ждет от с езда советских пи-
сателей? Конечно, не резолюций. Лучшей
резолюции, чем историческое постановлепие
ЦЕ партии от 23 апреля, все равно не вы-
нести.
	Ох не ждет от сезда также фиксации
определенных тем; Большего богатства тем,
чем дает драматургу наша’ реальная дей-
ствительность, нё изобрести никакому с`ез-
ду. Чего же мы ждем от с езда?
	Критики. Большой и развернутой крити-
ки. Критики творческой и квалифицирован-
вой, критики‘ требовательной и стимули-
рующей создание масштабных, достойных
эпохи драматургических произведений. Мы
ждем от с’езда смелой и страстной больше-
вистекой самокритики и критики,
	Она нужна нашей драматургии, как ну-
тен человеку воздух. Пелавно прошедший,
од`явленный Совнаркомом конкуое —— луч-
	шее тому локазательство. Было премироза-
	HO несколько пьес. но ни одна не получила
первой премии. 910 говорит о том, что цель
конкурса полностью He была достигнута,
что па нем не было обнаружено ни одной
пьесы, полноценно, художественно и идей-
но отразившей нашу эпоху и нашу жизнь.
	А именно такие пьесы нам нужны. 1е-
атр истосковалея по настоящему, бельшому
зроизвелению, которое могло бы поднять его
творчество на небывалую еще высоту. В
жилах советекого театра бъется подлинная,
горячая и красная кровь, и он не хочет
полменять ве клюквенным соком.
	Я никак не отрицаю, наоборот, я с пол-
ной убежденностью утверждаю несомненный
рост нашей драматургии. Но с той же убе-
жденностью я говорю: мало! Наша драма-
тургия еще очень и очень отстает и ^т
литературы и от театра!

Театрам органически необходима работа,
над современными вещами, и поэтому мы
е жалностью и наперебой хватаем мало-
мальски приемлемые пьесы, ставя часто
одну и ту же весьма посредственную вещь
	на нескольких сценах. эритель стремиг-
ся увидеть в театре хотя бы бледные от-
блески своей жизни и борьбы, своей радо-
сти и своих волнений и поэтому прощает
нашей драматургии многие ее погрешноеги
и несовершенства. А критика отделывается
общими фразами о росте драматургии и в
большинстве случаев расценивает отдель-
ные пеши значительно выше их действи-
	тельной ценности,
		Bee это созлает условия, из-за которых
наша. драматургия становится недостаточно
требовательной к самой себе и значительно
	замелляетея в е8 осле,
	Мне кажется, что уже в связи с непри-
суждением первой премий на конкурсе, 00’-
явленном Совнаркомом, должен быть поднят
во весь свой принципиальный рост вопрос
о качестве нашей лраматургии. Должна
быть начата неустанная Soppba ja каче-
ство. Это должен сделать с`езд:
	Только подняв со всей силои и. непри-
мйримостью этот важнейший на данном эта-
пе вопрос — вопров о ‘качестве нашей дра-
матургия — и поведя за него неустанную
борьбу до победного конца, ©’езд выполнит
в этой области свой долг ‘перед нашей куль-
турой и нашей страной.
	Мы живем в небывалую эпоху нострое-
ния боцизлистического общества, эпоху
рождения нового человека и новой героики,
эпоху челюскинской эпопея. Мы ставим на
	CAIVAOY человеку лучшие в мирв заводы,
	наши самолеты: вызывают восторг на аэро-
лромах Парижа и Рима, наши стратостаты
бьют мировые ‘рекорды, паша наука pac-
крывает все новые и новые области чел-
	веческого знания, наша литература дала
уже PAL ODO зведений громадного маепттаба
И значения, мы имеем лучшай в мире те-
	атр. и мы должны и можем иметь лучшую.
	в мире драматургию. Для этого у нас есть.
всё данные, и это требование должно быть
пред‘явлено с’ездом нашим драматургам.

Сцена из пьесы Киршона «Чудесный сплав» В московском Трам’е,
	— ЖДЕМ
ДРАМАТУРГА.
	Мы. работники театра, надеемея, что к
вопросам драматургии с’езд подойдет е 060-
бой ответственностью и вниманием.

Да и это вполне понятно. Ни одна стра-
на в мир не имеет такого разносторонне-
ro H всеоб’емлющего театра, Kak наш
СОСР. Если ведущей формой театра в Ёв-
ропе является раз’яснительная форма ти-
па «Ревю», то в Советском Союзе мы име-
ем огромное разнообразие театров, форм.
	В чем же, на наш взгляд, основные за-
дачи драматургии и театра? Уже сейчас
по инициативе Горького поставлен ответ-
ственнейший вопрос—© качестве и чисто-
тё литературного языка. Мы должны бо-
роться за высокоценное слово в нашей дра-
матургии.
	Актер и режиссер нашего театра ждут
е нетерпением драматурга, который при-
несет нам большую культуру слова. Я пом-
ню, как. наш вахтанговский театр; еще. не-
давно, ставя пьесу Горького «Булычев»,
был творчески взбудоражен и удовлетво-
рен, получив возможность работать на за-
мечательном литературном образном тексте
Алексея Максимовича. Также и при рабо-
те над «ПШоднятой целиной» М. Шолохова
молодежь моего театра с жадностью He
только работала над текстом своих’ ролей,
но и изучала особенности и достоинства
  всего романа в целом.
	Я думаю, ч19 можно было бы привести
еще ряд примеров, указывающих на то, что
советская литература и драматургия уже
на сегодняшний день имеют в своем раено-
ряжении прекрасные высококачественные
произведения, глубокие по форме и содер-
жанию, но в том-то и особенность нашей
страны, что`мы не удовлетворяемся отдель-
ными успехами. Налиа задача сделать так,
чтобы культура нашего искусства была на
недосягаемой высоте, чтобы эта культура
стала достоянием миллионных масс нашего
Союза.

Заслуженный артист республики
р СИМОНОВ.
	НУЖНО, ЧТОБЫ ПИСАТЕЛИ
принипи В ТЕАТР.
	Советская ‘драматургия в течение по-
‘тледних лет несомненно сделала очень боль-
пие успехи. Но «апнетит приходит BO Bpe-
мя еды». Растут достижения советской
драматургии, растут тажже и те требова-
ния, которые пред’являют к ней трудящие-
уея советской страны.

Естественно, что растут и те требования,
которые пред’являют к советской драматур-
гии деятели советского театра.

Тема о том, как выкорчевываются остат-

KH капиталистического проллого в челове-
ческой душе, эта тема должна занять гос-
подствующее положение в нашем репертуа-
ре. Недаром произведения, которые рас-
крывают эту тему, сразу же привлекают к
себе внимание широкой «советской обще-
ственности. Примеры: «Поднятая целина»
М. Шолохова, «День второй» Ильи Эренбур-
та. Ho это не пьесы, это — романы.
Пьее, которые раскрывали бы ту же тему
п по своим достотнетвам могли бы конку-
рировать с этими романами, у нас нет.

Разумеется, они будут. Но для того, что-
бы они появились, нужны об’единенные
усилия писателей, режиссеров, актеров...
Нужно, чтобы писатели пришли в театр.
В отрыве от театра, не изучая специфики
театрального искусства, не зная и не любя
‚эктеров — настоящих, живых актеров (с
именем, отчеством и фамилией), — хорошую
этьесу создать нельзя.
_ Софокл, Гольдони, Мольер, Шекспир,
Фстровский, — все они были  производ-
етвенными работниками театра, во-пер-
зых, а литераторами, во-вторых.

Есть ли у нас драматурги, которые лю-
фят ходить в театр на репетиции, когда ре-
петируется не ими написанная пьеса? Я
таких не знаю. А между тем я твердо знаю,
что настоящий драматург должен приходить’
в театр и следить за творческой работой
театра не после того, как он написал ньесу,
& до этого. Он должен видеть, как работает
театр над пьесами других авторов. Он дол-
жен жить жизнью театра, он должен срод-
ниться с театром. всем своим существом.
Только тогла он по-настоящему овладеет
театрально-выразительной` храматургической
формой.

Мы теперь требуем от наних художни-
ков всестороннего раскрытия каждого явле-
ния жизни. А жизнь сложна и противоре-

чива. Поэтому естественно, что и отноше-

ние у художника к тому, что он показы-
вает, возникает не простое, а сложное. Он
только что глубоко сочувствовал своему ге-
рою, но вот он уже над ним смеется; не
успел отемеяться, как ему становится его’
жаль, и он роняет слезу, и тут же сажает
своего героя в положение ‘волевильного пер-

сонажа и добродушно над ним хохочет.
В’ результате получается пьеса, которую
нельзя причислить к одному какому-нибудь
жанру. Получается сочетание, — или, вер-
нее сказать, не сочетание, а сплав различ-
ных жанров, — иногла с преобладанием
того или иного элемента. И, по-моему, это
хорошо.

В заключение 0б одном весьма суще-
ственном векселе, который до сих пор не
может оплатить советская драматургия.
Этот вексель драматургам пред’являет со-
ветская женщина, а ходатаем от ее имени
выступает советская актриса, Может быть,
ничье положение после революции не изме-

нилось так существенно, так резко, как.

положение женщины.

Товарищи драматурги, разве вы не слы-
шите, как настойчиво требует советская
женщина равноправия с мужчиной на co-
зетских театральных подмостках? И разве
вы не слышите стона советских актрис,
жаждущих полноценного материала для
своей творческой работы?
	Ь. ЭЗАХАВА.
	Сиена из пьезы Ромашова «Бойцы» в театре UAHA,
	METPO, WOCKBA,
ЛИТЕРАТУРА,
	‚Наравне с тем, что от с езда писателей
жлет страна в целом, у меня есть еще свое
060б0е ожидание.

Я жду, что сезд во всей полноте поста-.
	ВИТ вопрос о качестве и совершенстве 0ор- y
	мы, как о категорическом и неот емлемом
требовании к нашим литературным пройз-
ведениям.

Блестящая кампания, начатая Алексеем
Максимовичем за культуру и качество язы-
ка, должна распространиться на все уча-
стки И элементы авторского труда.

Мы уже научились схватывать и вопло-
щать в живых образах изумительное вре-
мя, в которое мы живем. Но, форма, в кото-
рой мы его отображаем, далеко He веегда
на выеоте, достойной его самого.

Мы хотим, чтобы наше метро было луч-
шим в мире не только тем, что на нем
будут ездить лучшие. люди лучшей из стран
мира; Оно должно быть лучшим и по тех-
ническим и качественным достижениям.

Мы хотим, чтобы Москва была лучшей
столицей мира. Но неё. только тем, что в
ней живут лучшие люди ‘наилучшей в мире
страны. Она должна быть первым городом
и по качеству’ строительства, благоустрой-
ству и красоте.

Этого же мы ‘имеем право требовать п
от наших пекусетв и ведущего’ из них —
литературы.

Запугапные экецессами и рецидивами за-
служенно осужденного эстетизма и фориз-
лизма, мы еще ро многом проявляем. без-
заботность и попустительство ко высоких
требованиям культуры формы.

Имея литературу, блестящую по свой
идейной направленности, порз., ео всей
энергией, целеустремленностью и энту-
зиазмом драться за то, чтобы и по форме
наши произведения стали лучшими в мире.

Яитература на данном этапе является Be-
дущим из искусств. По ней сейчас равне-
ние всех остальных. От кампании за каче-
ство языка — к кампании 38 высовую
культуру литературной формы! И от нее—
к борьбе за высокую художественность п
культуру формы во всех областях искус:
	ства!

С. ЭЙЗЕНШТЕЙН.
	ГОРЕНЬЕ НАШЕЙ ЭПОХИ.
	Я жду, что с ‘езд даст новый приток TBOD-
ческой энергии нашим писателям, что они
дадут произведения, на которые откликнут-
ся вее наши сердца, что они отобразят кра-
спвым. ярким языком всю. героику ‘победы,
горенье нашей эпохи.

Я жду вещей, за которые будут драться
	В(с8в театры, которые дадут возможность вы-
явиться новым талантам.
	пародная артистна республини
А. ЯБЛОЧКИНА.
	МОЕ ПОЖЕЛАНИЕ,
	Отражая героизм наших дней, нашего
строительства, неповторимого в мире энту-
зиазма, наша  дитература поднялась п
огромных вершин. Мои пожелания‘ сводятся
К тому, чтобы в дальнейшем. наряду © вос-
произведением великих моментов переетрой-
ки человеческого бытия и ‘человеческой:
пеихики, советская литература уделила бы
больше внимания вопросам искусства, в
частности искусству балета.

Хочется надеяться, что нынешний c est
коснется и этого с виду маловажного, но по
существу очень серьезного вопроса, и наши
лучшие писатели дадут нам настоящее со-
ветекое либретто, по канве которого мн
	сможем отобразить в балете напти великие
HE.
	Заслуженная артистка республик»
ВИКТОРИНА КРИГЕР.
	ПРАВДИВО, СИЛЬНО, МАСТЕРСКИ,
	Мы хотим, чтобы люди нашей замеча-
тельной эпохи были показаны вами, ‘пи

сателями, правдиво и сильно по чуветву 1
мастерски по форме. Тогда хочется читать
а главное— играть так написанные образы.
	пародные артистки республики
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА
и РЫЖОВА.
	ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ.
	Бессоюзный центральный совет профес
сиональных союзов от имени двадцати дву.
инллионов рабочих и служащих, многих
миллионов пролетарских читателей, тысяч
начинающих рабочих авторов и литкруж-
ковцев горячо приветствует передовой от-
ряд мировой пролетарской литературы в
лице первого всесоюзного с’езда советскях
писателей.

‚ Профсоюзы растят и АН nyt
заботливом участии лучших ‘мастеров 50-
ветской литературы во главе с Алексоех
Максимовичем Торьким сотни и тысяч
новых писателей.

Наш пламенный пролетарский привет
первому с’езлу Союза советских писателей!
	ПРЕЗИДИУМ `ВЦСПС.
	О НИВОМ
 СЕРЛЦЕ.
	Работники советского театра ждут © ез-
да наших писателей с ие меньшим волне-
нием, чем сами писатели.

Tearp Зависит от драматургии. Очень ра-
достно работать па сцене над «Поднятой
целиной», нд еще ралостнее было бы ий для
работников театра и для зрителя видеть на
сцепе такого же художественного достоин-
ства, такой. же насыщенности пьесу, па-
писанную специально для театра, для ак-
тера, лля зрительного. зала.

У всего нашего ‚творчества одна. ‚идея—
	  строительство социализма. Но почему В НА-
	шей драматургии так мало разнообразных
тем, когда жизнь вокруг изобилует ими?
Почему зритель так часто знает, чем кон-
чится спектакль? Почему такая робость 2
постановке вопросов? Почеяжу ни один дра-
матург не заглянет в будущее, которое веех
Hac так вдохновляет и дразнит? Почему
опять преобладают «пьесы» и так редко
встречаются драмы, комедии, совсем нет
трагедии,  волевиля, мелодрамы?

Мы ждем анализа с’езлом причин тако-
го отставания. Но мне кажется, что в’ чис-
ле этих причин, насколько я могу угадать
на работе, одна заключаетея в своеоб-
разном «перегибе». Мне кажется, что ряд
писателей и критиков замечательному и
широкому понятию  «социалистического
реализма» придал удивительно серое, буд-
ничное, узкое толкование,

Театры пе «прячутся» за классику, но
находят у классиков то, чего так часто
недостает нашим авторам и без чето не мо-
жет быть настоящей связи сцены со зри-
тельным залом: 910 — жиров человеческое
	сердце в его самых острых конфликтах. яс-
	но, классически просто (но не «жизнен-
но просто», не «бытовое просто»), брошен-
ное на. сцену — перед большой толпой зри-
телей пол лучи прожекторов — словом, во
	все те ‘условия, из которых складывается
театральное прететавленцие. :
	Заслуженный артист. республики
‚ Ф. КАВЕРИН.
		ГЕРОЙ ПЬЕСЫ НА УРОВНЕ ГЕРОЕВ ЭПОХИ.
	Hama ведущие театры He могут быть
в стороне от обсуждения вопросов совет-
ской драматургии. Каждый крупный театр,
имея свое творческое лицо, ищет своего
драматурга для полного выражения своими
специфическими творческими средствами
илей нашей эпохи.
	Государственный академический Малый
театр ищет драматурга, Который может
завладеть им, как в свое время завладел
Островский, создавая галлерею образов
своей эпохи и определяя художественное
лицо театра на продолжительный истори-
ческий период.
	Страна Советов — страна могучих ге-
роев. Каждый участок социалистического
строительства, напряжение сил ин энергии
миллионных масс в борьбе за бесклассовое
социалистическое общество выдвигают бле-
стящие, монументальные героические фигу-
ры, начиная от борцов революционного
подполья и кончая командирами наших
гигантов, от героев гражданской войны до
героев стратосферы, героев «Челюскина»
и их епасителей, от героев-——ударников со-
циалистического города и колхозных полей
до героев—командиров нашей Красной Ap-
мии, вождей нашей пзотий и страны,
		Советокая драматургия, несмотря на свои
крупные достижения, — в большой степени
еще драматургия малых образов, малых
людей. «Типичный образ в типичных 0б-
стоятельствах» многими еше понимается
как показ статистически среднего человека,
обезличенного, не могущего, донести чув-
ства и идеи наней великой эпохи.

Лозунг Малого театра: «Герой пьзсы на
уровне героев эпохи».

Всесоюзный с’езд. советоких ‚писателей
собирается в тот момент, когда на основе
постановления ЦК ВЬН(б) or 23 апреля
1932 г. мы уже имеем преодоление нивел-
лировкы стилей советских драматургов и
советеких театров, которая была продук-
том творческих установок РАПИ.
	Малый театр выражает уверенность, что
Всесоюзный с’езд советских писателей ока-
жется поворотяым моментом как в разви-
тии советской литературы, так и драма-
тургии, за осуществление лучших образцов
которой Малый тезтр, стоящий на’ службе
революции и страны. Советов, отдаст Bce
свой. силы.
	дирентор гос. анадемичесного
Малого театра
	С: АМАГЛОБЕЛИ,

итературная молодежь нашей страны.
			КИЙ.

Е
с
< Е

СТ
	За годы революции и особенно за по-
следнее пятилетие у нас выросло мощ-
ное движение начинающих литераторов из
рабочих и крествян-трудящихея всех на-
циональностей Советского Союза. В нашей
стране больше трех миллионов рабселько-
ров пишут заметки и корреспонденции в
газеты, выражая думы, ралости и невзго-
ды стройки и жизни,

Часто от заметок в 20—30 строк раб-
селькоры переходят к небольшим очеркам,
рассказам, стихам.

Литературная молодежь, вырастая в со-
ветской атмосфере коллективизма, органи-
зованности и плановости, стремится лей-
ствовать организованно, об’единяясь в ли-
тературные кружки, группы, авторские
коллективы,

Литкружковцы и вообще наша литера-
турная молодежь в массе своей—это ак-
тивные рабочие и колхозники. Не пи-
сать они не могут: так силен напор мыс-
лей и чувств, так сильна потребность рас-
сказать о своем коллективе, о себе; так
глубоко, наконец, понимание необходимо-
сти широчайшего. обмена опытом борьбы.

Комсомолен Чертков родилея в 1909 г.
в семье белняка-крестьянина. Они рассказы-
вает: «С 1924 г. я начал писать заметки
в газеты. В это время организовалась в
районе библиотека, и я стал ее активным
посетителем. Прочитав «Повесть о днях
моей жизни» Ив. Вольнова, рассказы Ка-
саткина, я как бы нашел самого себя, ево-
их соседей, друзей и недругов. Я начал
писать стихи, сценки, рассказики, но о
‹‘нечатании их где-нибудь, кроме стенгазе-
ты, не было и мысли. Эти сценки мы, ком-
сомольцы, разыгрывали, и это действовало
более сильно, чем сухие заметки в газете.
Вокруг нашего села было очень много б0-
лот. Говорили, что в них водятея черти,
лешие, и многие в это верили. Но вот б0-
лото осушили, и оказалось, что жили’ там
не черти, а обыкновенные бандиты. На
бывшем болоте заколосилея хлеб, зацвел
клевер. 06 этом событии я написал про-
стой очерк и послал его в газету «Безбеж-
ник». Очерк был напечатан. В 1930 г.
я стал трактористом, потом комбайнером,
пофером, опять училея, получия звание
техника, специализировалея на комбайнах
и выпустил книгу «Работа на комбайнах».
Скоро выходит моя вторая книга «Удар-
ник-комбайнер».

Состав нашего массового литературного
движения—это в подавляющем большин-
стве рабочие, колхозники, трудящиеся, —
непосредственные участники‘ строительства
социализма. Это, олнако, пе значит, что в
ряды движения не проникают классово
враждебные элементы; надо иметь в виду
и то, что незначительная часть молодежи,
главным образом из потерявших связь с
производством, поддается классово враждеб-
ным влияниям, о чем правильно писал в
известной. статье о «Литературных заба-
вах» А. М. Горький. Отеюда— задача: пред-
отвратить проникновение в литературное
движение чуждых элементов, классово вра-
ждебных влияний. Эта задача стоит He

BRIG книги молодых: рабочих («Догоним»
	(. Тарасевича, «В боях за металл» ПН. Мн-
хайлова, «Бригала наборщиков» Павлова,
	«Через границу» Юханова и Назарова).
	Эти книжки имеют большое. значение
Kak показатель культурно-полатического
роста рабочих mace. Ho вредна переоценка
их, об’лвление рабочего-ударника ‘централь-
	ной фигурой литературы, как это делали
	ранповекие теоретики. Рабочие авторы еще
не овладели художественным мастерством,
многие не. овладели в’ достаточной степени
и простой литературной грамотноетью. `

Велед за книжками ударников-рабочих
появляются книжки ударников колхозного
движения, отразивших его победы в борь-
бе с сопротивляющимея кулачеством, побе-
ды. и в деле переделки сознания вчерашних
мелких собственников в работников социа-
листяческого труда:

«Путь мирового Октября» Н. Смоленеко-
го, «Почему волхоз идет впереди» В. Тяг-
ленко, «Шарахалеунская яровка»Н. Мар,
«Девчата-ударницы» H. Чипарииа -— эти
KHATIE Молодых ‘колхозных авторов” расека-
зывают о думах и делах колхозников, 0
радости коллективного труда.

В хоре молодых поэтов мы слышим еще
не окрепшие, не поставленные. но обещаю-
щие голоса: уральца Бориса Ручьева
(«Вторая родина»). допбассовца Ю. Черкае-
ского («Стропила»), ленингралца’ Решето-
ва А.; сибиряка Пепомнящих, харьковчани-
на Муратова, москвичей Н. Лебедева-Кур-
тгана, Резчикова, Долматовекого. Смелякова.
	Пах темой о том, как из беспризорников
в советских условиях трулового воснита-
ния ‘вырастают социалистичеекие борцы,
работает целая группа вчерашних право-
нарушителей—0. Авдеев, И. Дренов, П. Же-
лезнов, EK. Холина. А. Вороттилов и др.
	Темы дружбы и любви, занимающие мно-
гих молодых писателей, разрабатываются
ими по-новому. В основе новой дружбы-—
единство соратников и бойцов за социа-
лизм. В любимом существе ищут подлин-
ного товарища, друга, соратника. Этим те-
мам посвящены стихи Яр. Смелякова. Fer.
	Долматовского. А. Воваленкова. А. Шевпо-
ва И МНОГИХ ДРУГИХ,
	Неувядаемая тема гражданской войны
волнует нашу молодежь. (Н. Островекий,
боец гражданской войны, в книге «Как за-
калялаеь сталь» показывает рост Павла
Корчагина и его сверстников, воеприняв-
ших бой за революцию как свое дело.
Оставаясь актуальной, тематика граждан-
ской войны дополняетея тематикой оборо-
ны. «Людн, которые летают» В. Толетого,
произведения Головина, Бобунова, Харь-
юзова, Лимарева и многих других дают
правдивое и убедительное изображение, со-
временной Красной Армии.
	Говорить о широком круге тем, которые
разрабатываются пашей литературной мо-
лолежью, значит. касаться многих сторон
нашей стройки и жизни. Бодрая рать мо-
лодых ‹ прозаиков, поэтов, очеркистов ра-
стет повсюду в нашей стране. Молодые пи-

сатели стремятся познать и отразить чер-
ТЫ НОВОГО Человека.
	Это все — из нашего металла,

Сваренного в собетвенных печах.

Композитор В. Халин написал ноты к
этой. песне, ев разучил заводекой хор. С пе-
ниех этой-песни шли первомайские колон-
ны серпомолотовцев.

Кружков,. подобных двум описанным, в
стране немало. Их. работа— большое, нуж-
ное, интересное дело, Однако далеко не Bee
литкружки работают как надо. Бела мно-
гих литкружков заключаетея в том, что
опи существуют и работают без стержия:
собираются люти каждый сам по себе, со
своим творческим планом, учеба здесь идет
плохо, опытных руководителей нет, хвалят
друг друга, а в итоге—мало толку. Этому
способствует и. то. обстоятельство, что 0б-
щественные организации, в первую 0оче-
редь профсоюзы, невнимательно относятся
к литкружкам, недостаточно им помогают.
Таким кружкам мы рекоментуем использо-
вать опыт литкружка ЦАГИ и авторских
коллективов по историй фабрик и заводов.
Литкружок ЦАГИ сразу поставил четкую
цель. ЦАГИ строил гигант «АНТ-20» име-
ни Горького. Литкружок взялся освещать
стройку гиганта-самолета, показать его
строителей. Сейчас у кружка готов сбор-
ник произведений о том,  ‘кём и как был
построен «Буревестник». Но и в процессе
стройки произведения литкружковцев по-
могали делу.

Работа авторских коллективов по исто-
рии фабрик и заводов по праву может быть
названа работой по выращиваняю и вос-
питанию литмолодежи на живом, увлека-
тельном деле исторического значения. Кол-
лектив по истории метрополитена состоит
из сотни товарищей. Десятки рабочих ав-
торов пишут дневники работы своих бри-
гад, шахт, участков. Эти дневники, нал ко-
торыми предстоит большая работа. являют-
ся черновыми главами научно-хуложествен-
ной истории метро.

На Ижорском заводе кружок старых ра-
бочих помог свеими воспоминаниями автор-
	CROMY воллективу во главе с талантливым
(. Завьяловым
	Так же родился и вырос интересный ав-
торекий коллектив из ста рабочих ‘рузника
Высокой горы на Урале. Они написали
100 биографий-новелл о жизни рабочих
прежже и теперь.

Необходимо также указать на положи-
тельный опыт работы с авторамй книжех
	‚‘производственного и колхозного быта Проф-
издата и «Крестьянской газеты».

ттт
		только перед союзом советских писателей,
но и перед нашей общественностью, кото-
рая должна всемерно помогать лвижению.
	IT.
	‚ Читературные кружки играют немалую
роль в культурно-массовой работе на прех-
приятиях и являются резервом, из кото-
рого вырастают кадры молодых писателей.

На заводе «Сельмаш» в Ростове-на-Дону
литературная группа, сложившаяся еще на
строительстве первых цехов в. 1928 году,
сейчас насчитывает несколько десятков че-
ловек. Литгруппа выпускает литературные
страницы и печатает произведения участ-
Нивов группы в заволекой печатной газете
	и в цеховых  стенгазегах. — Ироизве-
дения тт. Сафронова,  Верхоробелко,
Скорикова, Поляченко и других  показы-
	вают, что они растут и как общественнякя
и как начинающие литераторы. Группа BH.
пустила уже четыре сборника из пройзве-
дений своих членов. Перед с’ездом писате-
лей литкружковцы отчиталиеь в цехах пе-
ред рабочими, провели смотр своих еил.
Рабочие на это отозвались сердечно. Кад-
ровый рабочий Скиба говорит: «Много раз
в заводской. печати я читал очерки и сти-
хи Верхоробенко, и они мне нравятся.
Они хоропю показывают производетвенную
жизнь и наш рабочий быт и этим помогают
нам^ в работе», Бригадир С. Лебедев пи-
ет: «Стихотворение т. Сафронова «Новый
цех» распевали все ребята, потому что
каждый в нем вилел самого себя, каждый
понимал музыку заводского гула.

На московеком заводе «Серп и молот»
литкружок «Вальцовка» работает ce 1929
года. Литкружковпы также выпускают лит-
страницы, печатают свои произведения в
заводской печати. В этом голу первомай-
ская комиссия завода и редколлегия «Мар-
теновки» провели конкуре на лучшую пес-
ню серпомолотовцев. Тема—уларная . борь-
ба заводского коллектива за освоение про-
изводотва высовокачественной стали. На
конкуре поступило. два десятка песен. Они
рассматривались не только жюри, но и за-
водской общественностью. Первая премия
присуждена способному литкружковцу, 19-
летнему токарю Филатову за «Нееню ста-
леваров».

Нынче сталь лавиной - раскаленной

Льется в ковш, сверкая й бурля,

Завтра же, колонна за колонной,

Тракторы помчатся на поля.
	Нам ли, сталевары, не гордиться?
Видите — нз нашего литья
Самолеты шумной вереницей
Над родной республикой летят.
	Мы, большевики-энтузиасты,
Глянем на родные корпуса:

Вот он, наш красавец коренастый.
Трубами уперся ‘в небеса.

Мы над ним работали немало

И полняли на своих плечах.
	Мо! бЛУЖИМ ОДНОМУ ДЕЛУ,
	Ралостно жду огромных достижений от
0б’елинения родной советской литературы
в единое мощное начало. Писатели и актеры
служат огромному делу, отражая: великую
правду наших дней, несут культуру в
массы. :

Прошу первый всесоюзный с’езд писате-
тей принять горячий привет от народной
	артистки респуоливи
ВЕРЫ ПАШЕННОЙ.
	МОСКВА, ДОМ 000308 —
ЕЗДУ ПИСАТЕЛЕЙ,
	(Радиотелеграмма принята с воз-
духа станцией им. Попова).
	Великой любимой социалистической po-
хине! Советская воздушная делегация в с)-
ставе трех воздушных кораблей перелета
Москва—Рим— Москва шлет пламенный
привет с’езду советских писателей — бор-
пов за социалистическую культуру, борцов
строящегося социализма.

Особый привет Максиму Горькому, имя
которого носит гордый буревестник совег-
ской авиации — наш лучший воздушный
корабль. Блестящие успехи нашей воз-
душной авиации еще раз подтверждаются
нашим перелетом, являются лучшим пока-
зателем тех величайших побед, ‘которых
уже лобилея и которые впредь будет оде-
живать рабочий класс под руководством ле-
нинекой партии и нашего любимого вож-
дя— товарища Сталина.

Р. ЭЙДЕМАН.
	Из рядов массового литературного лви-
жения выделилась многочисленная группа
начинающих— талантливых прозаиков. по-
	этов. очеркистов. Адтя работа молодых по-
ка развивается больше вширь. чем вглубь,
уже значительная группа ‘молодежи разра-
патывает одну ‘из основных тем нашей ли-
тературы—тему нового отношения к труду.

Этой теме посвящены, в частности, пер-