1? АВГУСТА 1934 Г., № 226 (6112).
	 ВУЩЕМ ПРАВДИВЫЙ ПОКАЗ
ВЕЛИКОМ СТОН,

Тромалное значение: будет. иметь соба-
 фающийся с’езд писателей. С’езда ждет вея
‚ страна. Хуюжественная книга все более и

более становится одним из важных участ-
5ов социалистической стройки. Она помо-
тает лучше понять старый уклах. Она по-
могает понять, что значит строительство
социализма и за что идет борьба. итера-
\ тура становится достоянием масс“
		Современные советские писатели могут.
достигнуть многого, они могут создать небы-
заной еще силы произведения потому, что’
зображаемое ими имеет громадную значи-
хость, во-первых, и, во-вторых, потому,
что сами писатели становятся другими
людьми, коллективистами, по-новому пере-
хивающими окружающее. * ?
	Сезх поможет. писателям лучше воору-
хиТься для своей работы. и глубже почув-
зовать все ее значение.
	H. KPYTICKAR.

=~ OA pi
	eee

ПРОЛЕТАРИАТ МИРА ЖДЕТ.
EGO ХУПОЖНИКОВ
	Шаю горячий привет представителям са-
мой передовой в мире литературы — совет-
ской литературы, певцам и’ влдохновите-
	“Ям р дела строительства социз-
лизма.
	Великая заслуга писателей советской
страны, что они, отражая в своих пройз-
ведениях великую правду нобеды социа-
лизма на шестой части земного шара, по-
могают освобождению широких масс в бур-
	жуазных странах от духовного рабства ка-
питализма. :
	Героическая борьба германских револю-
ионных рабочих, бестримерная вооружен-
ная борьба китайских советов, строящих
Новую жизнь для миллионов вчерашних
колониальных рабов, растущее на глазах
единстРо французского рабочего класса, не-
устанная борьба болгарских рабочих и кре-
стьян против фашизма, борьба революци-
онных рабочих всех стран — эта героиче-
ская борьба сегодняшнего дня, подгото-
влающая завтрашний светлый ‘день чело-
вечества, ждет своих художников слова.
Пусть же советекие писатели дадут мито-
BOMY пролетариату не только новые, яркне
ий сильные, художественно правливые изо-
бражения великой борьбы и великих побел
страны Советов, но займутся также ото-
бражением в своих произведениях борьбы
пролетариата ‘за рубежом. — Героическая
борьба трудящихся = камиталистических
стран несомненно найдет своих хуложни-
ков в рядах советских писателей, ибо во
гсей мировой ‘литературе они являются на-
сизелями самого прогрессивного, самого
революционного в. истории человечества
учения ° Маркса —Энгельса—Ленина-—Ста-
лина, под знаменем которого победит миро-
вой пролетариат. _
		ГЕОРГИЙ ДИМИТРОВ.
	COP ATH RA
		женной деревьями, украшенной цветами,
чистой, политой водой. Я илу на свой за-
bol. Он вырос, но с каждым годом он вы-
глядит все моложе. Если бы я не ходил
сюла гажлый лень. если бы:я не был злесь
	несколько лет, яды ни за что не узнал ни!
	Московской заставы, ни своего завела. Я
  Так каждый день Чахожу здесь что-ни:
буть’ новое.
	` Что же должен был подумать господин
Сименс? Несколько дет назад он ‘змосетил
нанг завод. Я сразу узнал его широкую,
	  плоскую спину. Он молчал, мой бывший хо-
	зяин. Фн ничего ‘не сказал. Безмолвно 055-
шел эн завод и уехал... Я понял, ночему
он молчал. Я ночувствовал тогда такую рз-
хость, такую тордость. за .все, за каш за-
ВОД: 34 Нашу заставу, за наш город, за
наш Союз, за мою жизнь, за жизнь моих
детей, за наше будущее, что я первый раз
пожалел, что я не писатель, что не могу
сказать все, что перечувствовал тогда и
что чувствую теперь.
	Если бы я был писателем, я рассказал
бы о своей жизни тогда и сейчас, рас-
сказал бы о-подлом прошлом и о радостном
настоящем и-о будущем; воторое ясно. и
ощутимо встает перед моими глазами.
	Когла я раньше читал в книгах слоБо
«счастье», я плохо понимал, что это зна-
чит. Если меня теперь тюпробят об’`яснить;
что значит «счастье», я скажу: это. ЖИЗНЬ

в моёй стране.
	ИВ. ВАС. ХАРИТОШИАН.
	(Слесарь? сзавода  «Электресила»,
производственный стаж 20. лет). ‘.
	„Куда метит Япония?“
	Французская печать о положении на Дальнем Востоке.
(Па телеграфу от`парижского корреспондента «Правды»).
	ПАРИ 16 августа. Положение на
Дальнем Востоке начинает серьезно. бесто-
коить французское общественное мнение.
	Пресса’ возмущается японскими провока-
циями на ВВГ.
	«Энтрансижан» пишет: «Япония. хочет
войны, потому что считает, что война ей
нужна».
	Характеризуя. позицию различных де-
жав, «Энтрансижан» говорит: «Америка
не имеет никаких оснований дружески ог-
	носиться в японцам. Шо правде говоря,
	японская конкуренция угрожает всему ми-
ру, так как может удушить мировую тор-
TOBIN и промышленность. В случае войны
все те круги во всем мире, которые живут
торговлей. будут на стороне России». ”
	«Эвр» сегодня утром публикует статью
под заголовком: «Куда метит Япония?».
«Об’яснения Токио; —= пишет газета — ка-
сающиеся ‘теперешних” арестов, слишком
	«Манчестер гардиен» 0
	легковесны, чтобы с ними можно 051
‘серьезно: считаться».

«Эвр» подчеркивает, что аресты нача-
лись как раз в момент перерыва. перегово-
тов о выкуне КВЖД. «CCOP, — продолжа-
ет «Эвр», — приложил серьезные ‘усилия
для сохранения мира, согласившись усту-
пить на приемлемых условиях ВВД. Харв-
бин и Токио всячески стараются’ сделать
переговоры невозможными. Теперь они де-
лают еще один шат: мы вступаем в фазу
дипломатических провокаций. Что все это
значит? К чему мы. придем? Bor BOUpocHl,
которые с тревогой задают себе все; знаю-
щие, что Япония стремится к полному
тостюдетву на Дальнем Востоке». .

«Попюлер» продолжает ‘требовать хипло-
матического выступления великих держав
в Токио.

«Юманите» призывает массы усилить
единый фронт в борьбе с военной опасно-
Стью. - Реми. -
	японских провокациях,
	_ Из шести детей у отца моего выжили
только трое. Из троих ни одвн не доучил-
ся, ни один не пошел по той дороге, по
которой хотел. У меня сейчас четверо реблт;
Тидия, Валентина, Геннадий, Сергей. Трое
из них учатся” (четвертый еще. мал). Кел
они”будлут? Я не знаю этого. Может быть—
инженерами, может быть — учеными, мо-
жет быть — летчиками, может быть —
музыкантами... Они не товорят мне 06
этом..И потом у них такой большой вы-
бор, что они: вами не знают еще, чего х0-
TAT, 2 MOMHO HM Bee...
	Я смотрю на их веселую возню и боюсь
	  вопомнить про свою жизнь. Сергею свёйчас
  столько, сколько было мне, когда отец за-
	  брал меня. из. школы. и отдал к портному в
учебу. В 10. лет-я уже был большим. Я
  вставал в 6 часов, разжигал самовар, уби-
  Pal дом, бегал в лавку. Когда хозяева про-
	  снутея, все должно было быть убрано.
	‘Богда я теперь ухожу она завод, ‚Сер-
гей еще спит. У него своя кровать с .про-
стыней, подушками, одеялом. У него своя
полка с книгами. У него свои тетради. В
одной из них, я это знаю, написано <об-
ственное ‘стихотворение 0 челюскинцах.
Сергей хочет стать писателем.
	Я не писатель, никогда и не лумаю
стать им. Я рабочий. Слесарь. Я умею ра-
ботать пилой, шабером, ножевкой. Я рабо-
тал на «Электросиле», когла он еще был
заводом  динамомашин Сименс-Шуккерта.
Я жил за Московской заставой. когла она
	оыла еще пустырем, болотом, трязной и
Яной ^ окраиной. $
	Теперь я иду по асфальтовой дороге. уса-
	(БРАЗ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА.
	Напи ‘писатели не могут пожаловаться
12 белность тематики.
	Разве ‘борьба за блюминг Ижорского `за^
вода, организация собственного текотильно-
10 машиностроения, бывшего ‘лолго англий-
	‚ вой монополией, реконструкция электро-
‚ промышленности, создание производства сд-
	RETCROrO алюминия, разве не богаты эти
исключительные события . напряженной
борьбой сотен и тысяч лучших людей (9-
зетокого Союза?
	В трудовых булнях больнюго завоха  Мо-
	SHO WOXLATECA XO. OHoabnrax обобщений.  в0<-
	питать т ороичерьоь И осмеизвать все гни-
ле. болотное. ‘
	Наши писатели сумеют отразить в яркой
хуожественной форме торжество инду-
‹триализации, запечатлеть образ и дела ‘на-
mero современника — строителя ‘и ‘органи-
затора советского завода, фабрики; шахты.
	Директор «Красного путиловца»
К. ОТС.
	Тов. Д, Е, 6/08 —
ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ С ЕЗДУ
ПИСАТЕЛЕЙ. —
	Горячий привет первому всесоюзному
везлу советских писателей!
	Великий Октябрь дал невиданные 3B03-
KOSHOCTH для. роста боциалистической
культуры. Армия советских писателей за
ми годы обогатилась сотнями, тысячами
уололых, растущих литературных сил, вы-
шедших из среды трудящихся масс. Ни от-
на страна мира не имеет такого бурного
мета художественно-литературного творче-
		(юветекий литературный. фронт уже: в
	итоящее время имеет’ в „своем арсенале
	ззмечательные художественные произведе-
ния. Однако героический Октябрь, неза-
бываемая эпоха гражданской войны ‘и ве-
шкие тоды строительства социализма
хит еще большего расцвета художествен-
ного творчества, еще более богатого худо-
хественного слова и художественного ма-
терства для своего достойного отображе-
AUG.
	Наша великая ролина ждет от своих пи-
‘телей, от певцов побед социализма, но-
вых значительных произведений, которые
юлжны стать и станут для будущих поко-
ний классическим памятником нашей
	прекрасном эпохи: р
Д, СУЛИМОВ.
	Зосква, Кремль. :
16 августа 1934 г.
	(По телеграфу от лондонского корреспондента. «Правды» ).
	ЛОНДОН, 16 августа. Наиболее трезвые
британские круги открыто осуждают про-
вокационное поведение японо-манчжурских
властей на Дальнем Востоке.

Помещая сообщение об аресте советских
граждан, служащих KBR], «Манчестер
гардиен» заявляет с полной определенно-
етью, что японские OO ACHCHUA причин аре-
ста неосновательны. «Японцам нелегко
будет убедить мир, что советские железно-
лорожники хотят взорвать свое собствен-
ное имущество или рисковать своей жиз-
	лали работу дороги затруднительной, &
жизнь советских железнодорожных служа-
щих невыносимой».

В 10 же время газета предостерегает
Японию, указывая, что провокационные
методы по отношению к Советскому Союзу
не могут иметь успеха. «Японцы, — ука=
зывает газета, — все время проводят свою
политику, стараясь сделать движение на
дороге совершенно нерентабельным. Япон-.
цы думают, что им удастся заставить
СССР фактически подарить лорогу. но OHH
	НЬЮ в бессмысленных заговорах, когда я» очень плохо рассчитали. Есть определен-
HO, что их собственное правительство хо-  ный предел для уступок со стороны яюбо-
	чет в первую очередь избежать осложнений
на Востоке. Бесчисленные инциленты ле-
	жнении   г9 правительства, при чем СССР не елаё
	Майорский.
	на Дальнем Востоке».

Беесоюзный сезд писателей — большое
	событие не только для. нашего литератур-
ного мира, но и. для всех трудящихся (-
ветского Союза.
	С езл полведет и‹обсулит итоги творче-
	1 ства писателей наролов нашей страны ий
	нахетит пути дальнейшето развития совет:
ской литературы.

Расцвет советокой литературы, давшей
за последние тоды’ немало высокохудоже-
ственных произведений, не случаен. Он не-
разрывно связан с общим пох’емом кулБ-
	  турного уровня трудящихся нашей стра-
	ны, стремящихся к знанию и получивших
с революцией возможность удовлетворять
ary потребность. Рост тиража наших изда-
ний, повышенные требования новых Mace
читателей к качеству литературных произ-
ведений, огромный интерес, проявляемый
всей страной ‘к открывающемуся с’езду,—
всё это является показателем уровня. 10-
	  стигнутого. советокой культурой.
	Мы имеем право гордиться достижения-
ми нашей великой родины. Но это же за-
ставляет нас быть 96069 требовательными
ко всем участникам нашей большой с0зи-
дательной работы. Й наша страна ждет от
своих писателей новых высокохуложествен-
ных. пройзведений, совершенных как: по
своему содержанию, так и по оформлению.

На фронте культуры, мы, ученые, и ли-
тераторы являемся ближайшими соратпи-
ками. В рядах академиков было немало
крупных литературных деятелей, а генч-
альный самородок Михайло Ломоносов сча-
етливо сочетал в себе и крупнейшего уче-
вого и одаренного литератора, прёобразиь-
	‘шего русский литературный язык.
	Всесоюзная академия наук горячо жела-
	ет сезду писателей полного успеха.
	Президент Академии наук СОБР
  А: КАРПИНСКИЙ.
	RT OY EKO
	качестве к перенесению ударов не. всегда
равнолушных».
		ЗАКОНЧИЛСЯ СПОРТИВНЫЙ СЛЕТ В ПАРИЖЕ,
	МОЩНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ЕДИНОГО ФРОНТА.
	ветствовал собравшихся и ‘отметил укре-
пление единства между всеми рабочими-
физкультурниками. Выступили также:
представитель французской реформистской
спортивной организации, приветствовавший
советскую делегацию, делегат союза соци-
алистической молодежи, представители
Унитарной конфедерации труда и компар-
тии. Празхнество закончилось театральным
представлением, карнавальным  шествием

и танцами.
	В итоге состязаний француз Шимбер
одержал победу во вторых велосипедных -
гонках, покрыв расстояние в 103 км в те-
чение двух часов 54 мин. В качестве пер-
вого приза по этим гонкам фигурирует по-
	ПАРИЖ, 16 августа. (ТАСС). Массовка,
которой закончился Международный спор-
тивный. слет, вылилась в демонстрацию ре-
волюционного единства действий.

С раннего утра стали собираться тыся-
чи рабочих. Комитет борьбы за освобожде-
ние Тельмана собрал тысячи подписей.

Затем начали проходить колонны с
поднятыми кулаками, с пением «Интерна-
ционала». В шествии участвовали пред-
ставители французской  ‘реформистской.
спортивной организации, норвежские ре-
формистские делегаты и сазрекие социал-
демократы.

После шествия. состоялся массовый ми-
тинг. В почетный президиум были избра-
ны ‘Тельман и: другие узники _ фашазма.
	Прелставитель Красного Спортинтерна при-) ездка в СССР.
	Папен прибыл в`Вену.
	ношении ABCTPHH вынуждает послелнюю
вести активную внешнюю политику», за-
ключающуюся в теснейшем сближении ©
Италией. Министр подчеркнул общность
интересов Италии и Франции в австрий-
ском вопросе и заявил, что Австрия не до-
пустит у себя деятельности национал-со-
циалистской ‚ партии.

«Пестер ллойд» сообщает из Берлина,
что германское правительство возлагает на
Папена миссию добиться амнистии нацио-.
нал-социалистским путчистам.

Важнейшей задачей Папена считается,
по мнению газеты, борьба с итальянским
влиянием в Австрии.
	материальные Условия, которые создазы
вниманием и заботой нашей партии для. с0-
Еетского писателя.
	Этот документ конец письма, натисанно-
го Н.Г. Помяловским к А.Н. Пынину 16 сен-
тября 1862 года (подлинник в рукописном
отделении библиотеки Академии наук):

«Что мне делать? Что предпринять?
Если бы можно было оправдаться тем, что.
пьян 0 наследству, зачат пьяным от-
цом, то еще можно было бы чем-нибудь
извиниться, но мой отец был трезвый че-
ловек, мать тоже. Если бы не скверный
мой порок, я и работал бы много и дово-
лен был бы собой. Но теперь раз’едает
душу проклятая «кокоревщина» °)... не
презирайте меня. Я болен.

Но несмотря на болезнь, исполняю свои
обязательства в «Современнику».
	„При встрече с вами не напоминайте
мне о моих письмах, потому что лежачего
не бьют.
	Хорошо, если бы хоть часть нужной
ине суммы вы послали бы теперь. же с
кем-нибудь из своей прислуги. Во всяком
случае ответьте что-нибудь. Я не знаю,
что и делать мне. Я ожидаю ответа у
вашего под’езда. Сами не ходите, потому
что мне будет неловко. Вышлите деньги,
либо ответ с приелугою».

Какой безысходностью, каким отчаянн-
ем веет от этих строк! Rago косный я
затхлый мир, лушивший все талантлявде.
	приоткрываетея вам при чтении этого
mach wal
	Лучшие представители классической ли-
тературы понимали, что должен быть вы-
ход из этого мира. Но они не могли ясно
его указать. Они мечтали о лучших вре-
менах для литературы, о «веке ноэзии»,
который наступит. B неонубликованном
ло сих пор зльбоме Н. В. Гербеля (поллин-
ник в Ленинградекой публичной библиоте-
	ке) Гургенев 5 апреля 1855 года заик-
ear:
	«Товорят, что век поэзии прошел у пас;
но неправда—он еще не наступил, хотя
едва ли явится поэт, вполне равносиль-
ный Пушкину. Литературе  пока—не ло
литературы; она только Кладет основание
будущего здания и‘ копается в земле;
преемникам нашим предстоит вывести его
стены. Они будут счастливее нас: они бу-
дут работать на солнце и на воздухе, они
ботлут радоваться собственной работе».
	Мы работаем на солнце и на воздухе,
ropa pHine!
	*) В. Кокорев-откунпщик, наживший на
спаивании народа многомиллионное co-
	ВЕНА. 15 августа. (ТАСС). Сеголня ве-1! ношении Аветрий
	чером в вену причыл на самолете новый.
германский посланник фон-Папен. Полиция
предприняла на аэродроме и в окрестностях
чрезвычайные меры против возможных де-
монетраций.

Фон-Напену был оказан очень холодный
прием. Его встретили лишь представители
германского консульства.

Характерно, что в день прибытия фон-
Налена в Вену австрийская печать поме-
стила интервью, данное австрийским ми-
нистром иностранных дел Бергер Вальдене-
гом сотруднику «Пелоло д’Италиа». Ми-
нистр заявил: «Германская позиция в 91-

Dooc
	Иллюстрация. А.’ Самохвалова к «Истории одного города» „Саптыкова-Щедрина
(выходит в издательстве «Академия»).
			ТИР А
	ная репензия на книгу’ Я. `Нолонекого
	«Снопы». Рецензия эта. принадлежит М. Е.
Салтыкову-Щедрину *).
Вот что писал гениальный сатирик, пе-
	веп революционной демократии в этой ре-
	ценани.
«.,.. Неясность миросозерцания. есть. не-
	XOCTATOER настолько важный, что всю TBOP-
	ческую деятельность художника сводит в
нулю. В этом нас убеждают примеры та-
ких великих и общепризнанных художня-
ков. как Сервантес, Гете, Шиллер, Бай-
	рен и другие, которые всегда полагали в
	основу своих произведений действительные
стремления и нужды человечества и сверх
того умели с полной ясностью определить
свои отношения к этим стремлениям д
нуждам. Если произведения этих писате-
лей имели в свое время громадное восии-
тательное значение, если это значение ий
поныне не утратило своей силы, то 00’-
яснения этего факта следует искать имен-
но в их тенленциозности, в том, что они
	беседовали с. читателями He 0 сновидени-
ях, а раскрывали перед ним ту. жизнен-

;

ную разрозненность и смуту, нод гнетом
	ся отрицателями. здоровых преданий ис-
кусства, но», напротив того, не отступаем
	OT HEX HH Ha шаг».
	итературные споры, если ведутся они CO.
знанием предмета и без склоки, ©106об-
ны принести огромную пользу делу на-

шей литературы. 3a последние месяцы.
	 ’ пере с’езлем писателей у Hac было He-
		уало литературных споров. Много в них
было сказано тажого, что по-настоящему,
‹ерьезно помогает росту писателя, эрело-
ии его мысли и мастерства.

Писатели и критики-коммунисты Be Ma-
№ поработали над тем, чтобы линию пар-
тии, партийные установки в ‘художествен-
WH литературе довести до сознания ши-
ких масс беспартийных писателей, сти-
хулировать процессы  мировоззренческого
ста всех бойцов литературного фронта
Ha основе овладения ими передовой фило-
чфией нашей эпохи—учением Маркса —
	Ленина — Сталина.
	~bOUaUH
ЛЕВ СУБОЦКИЙ.
ОЕ

1% хору тех толособв, которые велел 3a
статьями, А. М. Торького полнялись в на-
шей литературе против неряшливой, по-
спептной, качественно низкой работы писа-
теля, стремящегося давать каждый год
по роману, мы хотим присоединить и 1о-
лос 1. Н. Толстого.

Отрывок из неизданного письма Toacro-
ro « П. В. Анненкову от 4 мая 1857 го-
да (подлинник в Ленинградской публичной
библиотеке) интересен не только потому,
что он вводит нас в лаборалорию писате-
ля и показывает его метод работы над
материалом; он дает большую пищу для
‘размышлений о творческом методе вообще
и © том могучем оружии, которым воору-
жен советский писатель в творческом от-
боре материала для произведения—© мето-
де социалистического реализма:
	«... санятия, однако, идут плохо. Ту
серьезную вещь («Казаки»), про которую
я вам говорил как-то, я начал в четырех
различных тонах, каждую написал листа
по три—и остановился, не знаю, что вы-
брать или как слить, или должен я все
бросить... Кажется мне, что копошитея в
этом хаосе смутное правило, по которому
я в состоянии буду выбрать; но до сих
пор это обилие и разнообразие оавняются
бессилию. ФОлно, что меня утешает, э15
	ваться...»
	маны, «сплошь, тенденциозны. „Но. я, думаю,
что тенленвция OURS   вытекать: из оло-
	жения и. действия. сама 0 cede, bes. Oco-
бых на’ то указаний, (и что писатель не
	обязан навязывать читателю будущее исто-
	‘рическое разрешение изображаемых им 00-
	щественных конфликтов».
	И далее: -

„. Завон, в силу которое  писатель-
Seaaerpucr не может уклониться от, необ-
ходимости OTHOCHTLCA K действительности
чох определенным углом зрения, остается
непререкаемым, и’ избегнуть ‘его’ имеет
право лишь TOT, KTO B TO Же время‘ заяв-
	ляет т и Ha полное невнямание пуд-
ЛИКИ:
		Вах видит читатель, при. всем , разитель-
ном сходстве мыслей Энгельса и Щедри-
на есть существенное различие в их 07.
ношении к специфике художественной, ли
тературы.
	Специфику эту основоположник марк-
сизма учитывает шире, глубже м береж-
	нее. чем Щедрин.
	Больших положительных успехов этон
работы коммунистов не видит только TOT,
у кого притуплено политическое зрение,
глаза которого закрыты групповыми шора-
	Олнажо, неправильно отрицать и т9, FTO
укогие яз наших литераторов проявили в
литературных опорах последнего времени
немало, очень мягко выражаясь, элемен-
тарной неосведомленности при решения.
опросов огромной важности: о роли миро-
aspen в работе писателя, о борьбе за
качество писательского труда, © роли
критики, о тех условиях, в которых ра-
тает наш писатель.

Слушая иные литературные выеказы-
вания, мы не раз пожалели о том, что
великие люди литературы прошлого, часто
упоминавшиеся в литературных  дискус-
сиях; не могут сами принять в них уча
мия п недвусмысленно раз’яснить своя
позиции в боевых спорах современности.

Сожаление это и побудило нас произ-
рести некую архивную фазведку для вы-
аснения вопроса: не захотят ли классики
русской литературы высказаться 00 ak-
ттальвым вопросам, ставших предметом
спор& современных литераторов. Часть’ то-
To замечательного материала, ‘который
обнаружила эта разведка, мы, хотим. пред:
ложить нашему читателю сегодня, в день
открытия всесоюзного  с’езда писателей.
Пусть эти высказывания мастеров” клас-
сической литературы прозвучат сегодня,
Kak их слово с трибуны с’езда по боевым
вопросам современности. а

К вопросу о роли мировоззрения ху-
рожника, о тенденциозности литературы,
$ ве задачах, как могучего средства вос-
	питания масс.
В 1871 году во П книге «Отечествей-
	ных записок» была напечатана зноним-
	‚Мы не стали бы приводить высказыва-
ния И. С. ‘Тургенева о’ задачах критики,
если бы оно не чеозвучало и еегодня, не-
смотря на свою давность, так. свежо, как
	будто вчера еще Тургенев слушал прения
	на: критическом” совещании. ‹ Неумение» мно-
тих наших критиков ‘оценить литератур-
ное произведение` в его связи с осталь-
ными литературными явлениями, в егб кон-
кретно-историческом значении, — все эго
реальные нынешние недостатки работы. на-
шей критики, снижающие ее большие по-
ложительные успехи.
	В письме к П. В. Анненкову от 21 ап-
pean 1853 тода (подлинник—в `Литера-
турном иузее) И. ©. Тургенев пишет:
	. Я все время читал переписку Мер-

x,  друга Гете, с которого Гете списал
«Мефистофеля», нодпустив в него дьяволь-
HET, Это был человек, одаренный необык-
новенно верным критическим взглядом.
Ни ‘в олном своем суждения он не ошио-
ся. Нашей литературе нужен был такой
человек. Хоть бы так судить о произве-
хениях— не скажу как потомство, & Kas
‘обыкновенная публика судит 0 них пять
лет после их появления! А то явится
‘что-нибудь новое, —а у нас и глаза раз-
‘бежались и соображения нет: нет у нас
критической силы  отдаления предмета,
при всей любви к нему, которая позвели-
ла бы нам обнять его взгляхом. Само вре-
мя другого ничего не делает,—и вот от-
чего `не штука сказать через 3—4 года:
	это-то хорошо, это дурно. Но сказать 0

вещи-на хороша или дурна—мало; та-
лантливый критик направляет дарование,
	уясняет ему его задазу...».
	Но тем не менее, как сильно, свело и
убедительно звучат сегодня замечательные
слова’ Щедрина °©’’ великих  *‘художниках,
«которые всегла полагали. в основу. своих.
произведений действительные стремления,
	и нужды человечества»!
С еше большей н#
	еще большей  недвусмысленностью
высказывается Салтыков-Щедрин о зада-
чах литературы. Мы не можем, к сожа-
лению, привести‘ здесь всей большой кри-
тической статьи его «Уличная  филосо-
фия», напечатанной также‘ анонимно 8
«Отечественных записках» за’ 1869 год и
с тех пор ни разу не издававшейся. При-
ватим Im, xonoreah этонвок из этой
	волим лишь короткий отрывок
статьи:
	Четыре различных” варианта! По каж-
дому из них налвисано листа no три. И
вот. великий художник «еше не знает,
	что выбрать или как слить»...
	. фитература и пропагавнла—одно и
то “ne. Как ни стара эта истина, однакож
она еще так мало вошла в сознание самой
литературы, что’ повторить › ее вовсе’ не
лишнее. ‘Всякая светлая мысль, брошен-
ная литературою, всякая. новая истина,
лобытая ею, находит слиныюм большое ко-
личество прозелятов, , чтоб, можно было на
дорожить этим присущим ей качеством по-
беждать мрак и покорять людей, наиболее
упорствующих в предраесудках. Точно 10
же приблизительно должно сказать и,. o
заблуждениях. Литература, пропагаяди-
рующая бессознательность и беспечальное
житие на-авось, конечно, не может иметь
‘060бых шансов ‚ навела ’‘покорить “Мир
своему ваиянию, но она может значитель-
но задержать дело прогресса и. наносить
ему по-временам такие удары, которые
будут тем чувствительнее, что представи:
Tela ирогресва”  воб-таки IwWjk,-a& в“ этом
	Не стоит ли призалуматьея Hal этим
	иным из наших писателей!
		Эти замечательные слова не нуждаются
ни в каких комментариях. Но любонытно

парните ary muraty из Шелрина © мыс-
	лями Энгельса в его известном письме в
	Минне Каутскои:
	В письме в редающию «Иитературного
наследства» А. М. Горький недавно писал:
<... Нужно, чтобы наш молодой писатель,
склонный к жалобам на «условия», знал
й понимал, каковы были условия в прош-
ом и как они ломали, уничтожали цен-
	НЫХ JWIEHS.
	«Я ни в коем случае. — пишет, Энгельс,
	—Не противник тенденциозной T033HH, как
marnaran Стоп тлагетии Эсхил и отеп ко-
	медлит Аристотель были 00а ярко выра-
женными тенленциозными поэтами и т90ч-
	wo’ tare Ланте ий Сервантес, & главио

А
	достоинство «Коварства и любви» Шилае-
ра.в том, что .это— первая немецкая по-
	этическая тенлденциозная. лрам%.
	Современные русские и чорвежские пи-
сатели. которые пишут превосходные ‘ро-
	1) Цитируемые здесь документы собраы
	тов. И.. Зильберштейном,
	№ тысячам и десяткам тысяч общеиз-
вестных фактов о том, как мрачная лей-
ствительность российского паризма гкалечи-
ла талантливых и ценных людей, отом, как
травились, преследовались, & иногда и просто
спивались эти люди, мы. присоединяем еще
один. Пусть’ этот мрачный документ. под-
	черкнет ‘радостное сегодня советской лите-   спаиван
NATUHL FH дачобателеикте моральные я   стояние.