< СЕНТЯБРЯ 1934 Г., № 245 (6131).
		РАВДА.
			ПОЛИТОТДЕЛЬСКИЙ
КНИЖНЫЙ КИОСК.
	Основным поставщиком литературы
в деревне были книжные магазины.
Большинство их находилось в район-
ных центрах, и деятельность свою раз-
вивало только в близлежащих дерев-
нях. В отдаленных от центра селах ли-
тература распространялась через сель-
Но и случайных агентов. которые с
этой работой справлялись чрезвычай-
HO плохо. Так было до 1933 года.

В прошлом году вместе с политотде-
лами в деревне появился совершенно
новый тип советского книгопродавца.
При политотделах совхозов и МТС те-
перь работает около 2 тысяч книжных
киосков. Они становятся чуть ли не
главным каналом продвижения литера-
туры в деревню. Лучшая в Союзе ра-
ботница политотдельского киоска гов.
Вишневская в колхозах Батайской МТС
(Азово-Черноморский край) за весну
продала книг и газет на 20 тысяч
рублей. Уже совсем не редкость. когда
политотдельский киоск распростра-
няет литературы больше, чем средний
районный книжный магазин. Политот-
дельские книгопродавцы Московской
области за весну распространили в
колхозах полтора миллиона брошюр с
материалами о работе ХУП партс’езда,
500 тысяч книг по агротехнике и де-
сятки тысяч экземпляров художествен-
ной литературы. По Союзу за первые
три месяца этого года ` политотдель-
ские киоски продали литературы на
15 миллионов рублей.

Но работник политотдельского ки-
оска—не просто продавец. Это—поли-
тический работник в широком смысле
этого слова. Вечера книги. встречи
читателей с писателями. громкие чит-
ки в полевом стане, читательские кон-
ференции, многочисленные диспуты о
книгах и десятки других форм—тако-
вы методы воспитательной работы,
которым удачно и повседневно пользу-
	ются работники политотдельского
киоска.

Новые советские книгопролавцы
	ли большим колхозно-совхозчым
активом. Кажлый из них имеет своих
помощников— 5—8 колхозных органи-
заторов и 30—40 бригадных уполно-
моченных. При помощи их политотаел
учитывает и удовлетворяет запросы
колхозных читателей. Тов Ширяева-—
книгопродавец Малмыжской МТС
(Горьковский край) точно знает. на
какие книги наибольший спрос. Она
знает, какие колхозники хотят при-
обрести «библиотечки колхозного бри-
гадира».

Недавно колхозный актив. по ини-
циативе политотдела Емельяновской
МТС (Вюосточносибирский край). на по-
левых станах провел с колхозниками
беседы о писателе Шолохове и прочи-
тал им отрывки из романа «Поднятая
целина». После этого имеющиеся кни-
ги Шолохова долгое время ходили из
рук в руки—читали молодежь, стари-
ки и женщины.

Через некоторое время прочитанный
роман обсужлался в колхозном клубе,
который не мог вместить и четверти
желающих попасть на этот своеобраз-
ный диспут. Обсуждали горячо, с при-
мерами из местной жизни, говорили о
большом удовольствии, полученном от
чтения книги.

После этого интерес колхозников
не только к произведениям Шолохова,
но и вообще к художественной лите-
ратуре значительно вырос. Полит-
отдельский киоск стал продавать книг
в два—три раза больше.

Большую подготовку провели полит-
отдельские книгопродавцы ко все-
союзному с’езду писателей. На основе
запросов колхозников они дали свои
заявки на художественную литерату-
ру. В три—четыре раза выросла за пю-
слелние месяцы потребность на книги
Демьяна Бедного. Шолохова, Ал. Тол-
стого. Панферова. Третьякова, Сера-
фимовича, Ставского’ и других. Про-
изведения А. М. Горького расхватыва-
ются немедленно.

Бесспорно. политотдельские киоски
открыли новый. наиболее короткий и
весьма удачный путь продвижения
книги от издательства ло колхозного
потребителя. Надо полагать. что этот
путь булет совершенствоваться и раз-
ВИРАТЬСЯ.
	то BCKpLITE
	Наманган — самый крупный хлопковый
район в Узбекистане. Он лает ехжеголно
	свыше 40 тысяч. тонв высококачественно-
го хлопкового сырлпа.
	Первое, что бросилось в глаза во-
миссии 00 чистке, — это большое ко-
личество лобровольных выхолов лехкав
из колхозов. В районе обслуживания пер-
	вой Наманганской МТС за послелняе пол-
	тора гола из колхозов вышло 900 хозяйств.
Выходов из колхозов. обслуживаемых  в10-
рой МТС, ‘еще больше.

Обнаружилось, что в ряде колхозов
сдельшина существует лишь формально.
Трулолни записываются в кНИЖкИ колхоЗ-
ников не чаше 3—4 раз в гол «на па-
мять». ()тсутетвует учет колхозного иму-
щества. Почти во всех колхозах растрачя-
вают и воруют колхозные левьги.
	В колхозе «Кызган» исключили. как л40-
лыря, колхозника, который за полгола вы-
работал 140 трулолней. Выяснилось. что
этот колхозник критиковал  прелселателя
колхоза. Лальнейшая проверка показала,
что полобные исключения были распроет-
ранены в районе. Таким способом изго-
нялись колхозники, которые позволяли се-
бе критиковать бездеятельность руковод-
ства.

Джила-Капинский сельсовет был захва-
чен кулапкими элементами. В колхозе им.
Тельмана, этого сельсовета. кулапкий при-
хвостень—-прелселатель колхоза Мирдулла
Джабарров. пронякший в ряды партии. по-
салил на командные посты кулаков. обве-
	шивал. обсчитывал и всячески издевался
нал колхозняками.
	В колхозе им. Молотова на протяжении
лвух лет безраздельно властвовал некий
парторг Рахманов. Он принял в колхоз не-
скольких кулаков. одному из них купил
	в.  1 амаггаме.
	дом на колхозные деньги. Рахманов раст-
ратил 32.000 рублей. Колхозникам Рахма-
нов угрожал расправой.

Политотлельские и районные работники
глубоко в жизнь колхозов ве вникали, ог-
раничиваясь молниеноснымв автомобильны-
ми наезлами. Предселатель наманганского
горисполкома Рузматов. посланный в джи-
ла-капинекнй сельсовет уполномоченным.
проволил все время в сельсоветской чай-
хане за чашкой чая.
	Кулапкая агентура, засевшая в гайон-
вом аппарате. провела вредительское. рас-
прелеление. хлебных авансов под хлопок. В
Машалеком заготпункте, например, колхоз-
ники получили 21 проп;, следуемого им
хлебного аванса, & елиноличника. — 56
проц. Такое распрелелепие авансов. разу-
меется, нисколько не солействовало борьбе
колхозов 33 ХЛОПкОВЫЙ Урожай.
	В колхозе «Гайрат» четыре гола силе-
ли лва бывших басмача. расстрелявшве в
свое время многих белняков. Их  ненави-
	дели все колхозники, мо разоблачить 00я-
ЛИСЬ. ,
	Не лучше и в самом городе Намангане.
Многие городские махалля (квартальные
комитеты) попали в руки бывших баев,
торговцев и ишанов (луховников). Они бес-
контрольно собирали © населения налоги и
сборы, лважлы продавали неграмотным лю-
дям одни и те же облигапии займа, про-
изволили самочинные обыски и аресты.
	Виновники всех этих безобразий, разой-
лаченные комиссиями по чистке. должны
понести суровую ответственность. Нри
этом не лолжно быть забыто и районное
руководство Намангана.
	Ташиент.
	3. РУЧИНСКИЙ.
			ЧИСТКА ПАРТИИ
	«ИОД БЛАГОРОДНОЕ
BhIBECK ON.
	СВЕРДЛОВСКЕ, 4 сентября. (Корр. «Праз-
ды»). Уполномоченный Комиссия Партий-
ного Вюнтроля по Сверлловской области
тов. Папарде еше 14 августа ва заселании
бюро обкома поставил вопрос © векрытых
безобразиях в сверлловской горолекой ле-
чебной комиссии (см. «Правлу» от 10
августа—<«Пол благоролной вывеской»). Два
раза откладывалея разбор этого вопроса,
H только сеголня состоялось заседание
Аюро свердловского обкома. на котором бы-
ло принято следующее постановленае 0

злоупотоеблениях в свердловской лечебной
комиееия*
	a

«Заслушав сообщение тов. Папарде о
злоупотреблениях в свердловской горол-
ской лечебной комиссии, обком BhII(A)
констатирует. что бюро свердловского
горкома не обеспечило подбор  вылер-
жанных большевиков в аппарат город-
ской лечебной комассии. В результате
в аппарат лечебной комиссию проникли
буржуазные перерюжленцы и присосалея
классово враждебный хишнический элемент
аферист Кроль. Вместо проверки работы
лечебной комиссии и революционной бзв-
тельности бюро горкома переловерило ру-
ководство комиссией бесконтрольно Маслен-
никову, Гончарову и лр. В результате это-
го могли совершаться незаконные поборы
срелств. бесконтрольное их расходование,
семейственность, излишества и воровскае
махинапии Кролем и его агентурой.
	То. что творившиеся злоупотребления в
лечебной комиссии не были вскрыты горко-
MOM И своевременно по-большевистскя He
искоренены, указывает на притупление De-
волюпиозной бдительности. на нелостатоз-
ность самокритики и на слабую борьбу 3a
большевистскую лиспиплину в расхолова-
нии госулаоственных средств со стороны
бюро горкома.
	0бком ВАП(б} постановляет:
	1. Указать бюро еверлхлевского горкома
ВКП(б). чтс оно лопустило оптябку, пре-
доставив лечебной комиссии несвойствен-
вые ей функции. не обеспечило полбора
большевистских кадров, большевистского
контроля за расхозованлем средств и с0-
злюления финансовой лдиспиплины.
	2. 06 явить ‘строгий выговор секретарю
сверчловекоге, горкома ВКП(б) тов. Карк-
пину за лопущенную ловерчнвость и 9е-
принятие своевременных мер к проверке
аппарата горкома и лечебной комисеии и
очищению их от буржуазных перерождез-
nes Масленникова. Гончарова и др.
	3. Бывшего ‘зам. секретаря горкома тов.
Стриганова за допущенные излишества, не-
принятие мер по борьбе со злоупотребле-
ниями в лечебной комиссии лишить права
на 1 год занимать руководящую партий-
ную работу.
	4. Принять в сведению, что решением
уполномоченного — Комиссии Партийного
Контроля Масленников, Гончаров, Санни-
ков, Питерский и Миков исключены из
партии и наложены партийные взыскания
на Стриганова, Тарыгина, Хлытина, Льво-
ва, Лукиных, Изанова, Березина, Ошива-
лова.

5. Поинять к сведению заявление по-
мощника прокурора тов. Рябова, что им,
согласно постановлению бюро обкома от 14
автуста, виновники жульнических проле-
лок и злоупотреблений привлечены Е Cy-
хебной ответственности».
	Станции свеклы и хлеба
	не готовы к осени.
	От корреспондента «Пзравзлы» на Юго-Запалной дороге).
	На 92 километре от Киева. за Белой
Церковью. приютилась ставция Карапыши.
Начальник ее «един во многих липах». Он
начальник станпии, 03 же дежурный по
станции, он лиспетчер и ов же сторож. На
станции не останавливается ви один поезл.
Всю заму. весну и лето Карапыши закры-
ты. Но вот осень. Й в Карапышах жизнь
начинает бить ключом.

В сентябре. октябре и ноябре Карапыши
будут грузить ежедневно от 50 20 100 B:3-
гонов свеклы.

Таких маленьких станций, как  Варапы-
ши, работающих «по сезону», на Юго-За-
палной дороге иесколько десятков. Мы so-
бывали на 6 таких захолустных станциях.

Все они. нало сказать. забыты. Работ-
ники управления дороги я отделевий ва
маленькие станпийи не заглядывают.

А заглянуть следует. В тех же Карапы-
шах ло сих пор не подготовлена площадка
яля погрузки свеклы. На станции Емилов-
ка нужно уллинить тупик на 120 метров,
расширить плошадки. На станция Юзеф-
поль нужно удлинить тупик на 160 метров
и расчистить площалку. На станции Пере-
геновка погрузочная площадка приспособле-
на Е погрузке трех вагонов. а нужно булет
грузить одновременно не менее 20—80 вз-
тонов.

Среди маленьких станций есть и такие,
воторые только с внешней стороны кажут-
ся маленькими. На самом деле они давно
переросли самих себя. Взять хотя бы став-
цию Пальмира. Гол назал это была. лей
ствительно. маленькая. захолустная  стан-
ция. В этом голу Пальмира должна погру-
зить 1.200 вагонов хлеба, 1.200 вагонов
овощей, 500 вагонов фуража, 2.000 ваго-
нов свенлы. Размах работы большой. А жя-
вет Пальмира на правах все той же ма-
ленькой станции.

Пальмира не имеет маневровых  срелетв.
На станпии нехватает склалочных поменте-
ний. На ремонт и покраску зланяя отделе-
ние ленег не отпускает. И несмотря на та-
кое «внимание» отделения. станция быстро
растет и развивается. Маленькая Пальмира
становится сеголня не только хлебной, ноз
сахарной станцией. Перспектива для разви-
тия этой станпии большая. № ней тяготеют
богатейшие хлебные и свекловнчные райо-
ны Киевской области. Станпий нужна 19-
мощь и внимание управления дороги, по-
литотдела и, в первую очередь, гребенков-
кого отделения эксплуатации.
	КОГДА МЕ, НАКОНЕЦ,
	Уголь, металл, хлеб, поступающие ©
юга в Москву, неизбежно застревают на
станции Люблино. По об`ему своей работы
олна из самых крупных станций в Союзе—
Люблино технически отстала от многих
станций

Огромный поток груженных вагонов, сле-
лующих с юга в Москву, и порожних вз-
гонов, отправляющихся обратно из Москвы
на юг, сутками «перерабатываются» в Люб-
лино, порожлая извечные пробки у самого
предлверия красной столицы.

Осенью приток грузов увеличится, при-
мерно, процентов на 25—30; в недалеком
булушем через Люблино пойдут вагоны с за-
канчивающихся околомосковских линий ма-
гистрали Москва— Донбасс. Работа станпии
возрастет. Между тем с имеющимися тех-
ническими средствами станция едва ли су-
меет освоить предстоящие грузопотоки.
	Весмотря на бесспорную необходимость
развития Люблино, никто еще к этому делу
не приступал.
	Правда, разговоров и приказов по этому
вопросу было немало. Но лальше словопре-
ний и приказной переписки дело не дви-
НУЛОСЬ.
	мая этого года заместитель наркома
путей сообщения тов. Постников издал
приказ, предлагающий немедленно присту-
пить & развитию ставпии Люблино. Ответ-
ственность за реализацию приказа была
персонально возложена на начальника Кур-
ской лороги тов. Нарпенно.
	В свою очерель тов. Карпенко поручил
это лело начальнику строительного отдела
дороги тов. Сакалис. Тот передал его на-
чальнику 2-го строительного участка. По-
слелний же. не приступая к работе. «епих-
	использовать успех первого и опыт второго
под’ема AIA организапии систематических
полетов в стратосферу. Значительный инте-
рес представляют в настояшее время поле-
ты в слое от 12 до 20 километров, так как
именно здесь следует ожидать развития воз-
душного транспорта ближайших лет. Что
касается чисто теоретических вопросов, Е
которым относится, например, иселелование
космических лучей, то лля этой мели не-
обходимо выполнить олин — лва ‘полета
с мансимально возможной высотой под’ема.

Кав известно. последний американский
полет, совершонный в июле этого гола,
имел задачей достигнуть высоты 25 кило-
метров. Для этой цели был применен 05’ем
почти в три раза больший, чем оболочка
стратостатов CCCP» и «Осоавиахим». Олна-
RO трудности полета на стратостате возра
стают не пропорционально высоте, а про-
порционально убыванию хавления. [asap
поднимался на высоту. где давление с9-
ставляло около 80 мм ртутного столба.
Стратостат «СССР-1» поднялся ло давления
в 50 мм, что соответствует в техническом
отношении почти удвоенной трудности. По-
лет на высоту в 25 километров. т. е. 10
величины давления около 20 му, прелстав-
ляет трудности в лва с половиной pasa
большие, чем в случае поднятия страто-
стата «СССР-1», и т. д. Одновременно с
техническими трудностями ‘увеличиваются
й трудности аэрологического характера.
В верхних слоях особенно больпюе ` значе-
ние получает нагреваюшее действие сол-
нечных лучей. Кроме того, в связи с 303-
можностью встретить здесь слой инзереяа,
следует ожидать затруднения в перехоле на
CHVCR.

Что касается полетов ниже 18—20 ки-
лометров. то они должны вступить в фазу
технического освоения и тщательнегс изу-
чения нан самой техники полета, тэк и
строения атмосферы. В программы полетов
на этих высотах должны вхелить. DO Ha-
шему мнению. слелующие вопросы:

1. Исследование микроструктуры 303.
душных масс и возлушных течений, изымо
словами, — уточненные .аэрологические ис-
	следования.
	Полвоз свеклы к маленьким. станция
уже начинается. 65 процентов всей сахар
ной свеклы Союза должна будет перевезтез
Юго-Западная дорога в этом году.

По к этой ответетвенной работе на 304
роге не готовятся. 5 сентября многие сов=
хозы и колхозы Киевской и Винницкой
областей приступают в копке и возкё ‹ве-
клы. Скоро начнут перерабатываль сзеклу
сахарные заволы Украины. Заводы нало
обеспечить сырьем. А, между тем, на Югоз
Запалной хороге ни служба эксплуаталия
(начальник Жуковский), ua ee отделения
не знают, сколько вагонов и кула нужно
полавать лля погрузки свеклы.

Сахаротрест ориентировал управление 20
рюги, что в сентябре-—лекабре нужно перез
везти 104 тысячи вагонов свеклы. Из этого
расчета Юго-Западной дорогой составлен
план свеклоперевозек. Оказывается, Сахаро-
трест брал эти пифры не из итоговых дан
ных 0б урожае свеклы, а из норм посева
свеклы.

Свекла не пожелала уложиться в чинов<
начьи планы. Урожай свеклы в этом году
значительно выше прошлоголнего и сейчас,
когла уже начинается копка свеклы в HYR~
но ее лоставлять заводам, сахарные тресты
Украины ломают ‹вои планы. Капустянско-=
му сахарозаводу, например, предполагалось
по первому плану лоставить 1.429 вагоноя
свеклы, а сейчас. оказывается. ему нужяо
3.830 вагонов. Матушевскому заводу вме-
сто 902 вагонов понадобится 2.203. Маха=
ринецному заводу нало не 2.073 вагона;
a 3.030.

В перевозке свеклы решающую роль буз
дут играть малелькие станции, расположен=
ные около сахарных заволов. Погоду бухжут
делать Карапыши, Пальмира и десятюя им
полобных станций.

Очень хорошо поступил политотдел Бо-
бринского отлеления. On созвал совещание
прелетавителей маленьких и больших стан
ций ий представителей клиентуры. На этом
совешанив был разработан план перевозкя
свеклы. слелана наметка плановой погрузки
по станпиям.

Не забыл политотлел и маленькие стан=
ции. Нз маленьких ставпиях Бобринекого
отлеления произволится большая работа;
расширяются плошалки, удлиняются тупи-
ка, развиваются пол’ездные пути. Почин Бо-
бринского политотдела нало распространить
по всей лороге.
	Т. ГОРБУНОВ.
	PAGIIVPAT NNO?
	нул» ее начальнику 3-го строительного
участка. На этом люблинская «эстафета»
пока и закончилась. Все сроки строитель-
ных работ, указанные в приказах тт, Пост-
никова и Карпенко, давно прошли. & к раз-
витию станции лаже и не подготавлива-
ются.
Что нало слелать на станции?
	Прежде всего необходимо изменить про-
филь сортировочной горки, перерабатываю-
щей вагоны, идущие на Москву. Все
«пробки» образуются главным образом по
вине этой горки. Затем необходимо расши-
рить сортировочную платформу, радиофици-
ровать горки, улучшить телефонную связь,
надетроить второй этаж над зланием тех-
нической конторы яля диспетчеров. Силят
они сейчас в маленькой комнатенке, где
тесно и темно. Это только часть работ.
	На станции ощущается острый жилищ-
ный кризис. В связи с этим на станция не-
хватает 142 рабочих самых лефипитных
профессий: составителей, спепшиков, скрут-
чиков, стрелочников, башмачников. Негде
ЖИТЬ.

Когда, наконец, удовлетворяя ходатай-
ство московского отделения о строительстве
бараков, заместитель начальника дороги т.
Янишевский ‘приказал отпустить сто ты-
сяч рублей, то заместитель начальника
службы эксплуатании т. Калинин отказал-
ся дать эти деньги.

Вее эти факты пряказной свистопляски,
безответственности, беспомощности и неди-
сциплинированности пагубно отражаются ва
развитии такой станция. как Люблино.
	ГРЕБЕНИЧЕНКО.
БРАНЛПИАН.
	БЛАГОДУШНАЯ КОМИССИЯ.
	политическую безграмотность, недиспипли-
нированность, неуспехи в учебе, хзлатное
отношечяе к делу...»
	Кое-кого комиссия. поавла. исключила
	из партии. Исключила, например, махровогу:
	повиниста Чумака. Но комиссия однако
никзк не реагировала на то, что три чле-
на партия—Копытько, Барский и Измай-
лов—пытались на самой чистке защищать
Чумака.

Есть безграмотные комиссии. Во Дворце
труда комиссня Поспелого спрашивает про-
Берлемого:

— Ч10 главное в ленинизме?

ЛТовараш. правильно отвечает:
	— Учение о диктатуре пролетариата и
его партаи.
Тогда комиссия торжеетвующе «изобди-
	Чает» проверяемого:

— Главное в ленинизме, — говорит
OHa,—3TO крестьянство и национальный
вопрос.
	Рассмотрение апелляций в районной
вомиссия поставлено несерьезно. Напри-
мер, первичная комиссия перевела в кан-
дидаты партии заместителя директора Ско-
товодтрёеста Агафонова за’ развал хозяйства.
	Но он пошел в озионную комиссию и лег-
	KO восстановился.
Разве не ясно теперь, почему столь ни-
30 процент исключевных в Центрально-
	Наторном. районе?
. М ЭФРУС.
	В Центрально-Нагорном районе Днепро-
петровска, где половина партийной орга:
низапии уже проверена, очень низкий про-
пент исключенных: всего 2 проп. Такое же
положение с кандидатамн: из 153 канди-
хатов, прошедших чистку. только один пе-
реведен в сочувствуюгие.
	Пра тщательном рассмотрении оказы-
вается, что ‘кое-где в районе на чистку
смотрят как на дегкую проверку; беглый
UPOCMOT) жизнедеятельности паотийцев.
	Вот, например, чистка в высшей сель-
скохозяйственпой шхоле пол прелеедатель-
ством Горлон. На трибуне кавлилат партйи
Казаков. Он имеет один выговор и два «На
вид». Но, может быть, он после взыскавий
нсправялея? Послушаем, что говорят на
чистке 10 товарища. Коммунист Бененсон
заявляет: «Казаков пьяница и лолыръ».
Коммунист Прут добавляет: «Казаков—
болтун: много говорит, но ничего не ле-
лает». Директор школы Boray говорит:
«Казакова много раз пытались исправить,
но он неисправим». .
	Что же решает комиссия после таких
«блестящих» характеристик? Она решает...
считать Казакова проверенным и в партий
оставить.
	Чишь однажды  благодушная комис-
сия отважилась перевести некоего Ру-
мянцева в кандидаты. Но какой че-
ловек оставлен кандидатом? «Принимая
во внаямание — писала комиссия, — полную
		(От днепропетровского корреспондента «Правды»).
	Панорама квартала 6-го поселка города Большое Запорожье (бывш. Кичкас), Днепропетровской обпасти.
	Разумеется, одними автоматическими
метолами стратосферы не изучить. Всесто-
роннее ее изучение возможно только с по-
мощью стратостатов, на которых в верхние
слои атмосферы поднимаются и сами на-
блюдатели. Илея стратостата впервые была
предложена знаменитым русским ученым
Д. И. Менделеезым (в 1876 году). Призна-
вая еще тогла громадную ценность изуче-
ния высших слоев атмосферы, этот ге-
ниальный ученый предложил построить
аэростат большого пол’ема с герметической
гондолой.

Не приходится говорить, что илеи Мен-
делеева, оперелившие его современников на
50—60 лет, не были встречены созув-
ствием. Только в 1931 году бельгийский
профессор Пякар осуществил мечту Менде-
леева. Пикар ставил перел собой довольно
узкую задачу — исслелование космических
лучей. Во время первого своего пол’ема
Никару вообще не улалось ничего сделать,
так как приборы оказались испорченными.
Во втором полете, совершонном в 1932 ro-
ду, Пикар получил довольно обстоятельные
материалы 0б интенсивности космических
лучей в стратосфере, но этим и ограничи-
лась программз его исследований.

Горазло более широкой была программа
научных исследований советского стратоста-
та «СССР-1». Она включала исследование
космических лучей, определение состава
воздуха, изучение условий работы азроло-
гических приборов, исследование баромет-
рической формулы, на основе которой стро-
ятся измерения высот. Таким образом, на-
рялу с победой советской техники. 0-
строившей стратостат «СССР», лолжна быть
отмечена и громалная победа советской нз-
уки, впервые выполнившей такую полвую
программу научного исслелования на стра-
тостате. Программа научных работ при по-
лете стратостата «Осоавиахим-1» была ана-
логична программе стратостата «СССР- 1».
Правла. часть материалов наблюдений по-
гибла при катастрофе. Тем ве ‘менее остаз-
шиеся записи дали пеннейшие материалы.

Каковы же перспективы исследования
стратосферы в настоящее время?

Совершенно несомненно, что мы должны
	2. Определение состава воздуха при раз-
личных условиях.
	3. Исслелование электрического гостоя-
ния Воздушных елоев и детальное иселе-
дование космических лучей: их интенеив-
ности. направления. состава и ODO.
	Исследование роли стратосферы в раз-
BaTAB пропессов погохы.

5. Исследование условий аэрофотос” емки
е больших высот.
6. Исследование условай ориентировки

при полете в стратосфере астровомически-.
ми. ралио и другими методами.
		1. Исследование состояния
поля земли на больших высотах.
	8. Исслелование условий работы моторов
внутреннего сгорания Ha этих высотах,
3 Также исследование работы волородного
двигателя и других.
	9. Исследование различных аэрологиче-
ских методов и методов определения `высо-
ты в стратосфере.
	10. Исслелование законов движения ©
большими скоростями в условиях страто-
сферы, например, пра падении тех или
иных моделей.

Само собой разумеется, что хля выполне-
ния этой программы недостаточно олного—
лвух полетов стратостата. Необходимо орга-
низовать систематические пол`емы по лва—
три раза в сезон. Главная же часть работы
должна быть выполнена пол`емами автома-
тизированных прибором типа самописпев
или ралиозондов. В настоящее время наме-
чаются возможности таких исследований не
только в области аэрологии, где они ари-
меняются почти исключительно, но лаже
для исслелования космических лучей, соста-
ва воздуха и различного рода биологаче-
ских исследований. Нало надеяться. ‘что
автоматические методы получат все необ-
холимые условия для своего развития и;
будучи контролируемы отлельныма полета-
ми На стратостатах, далут нам точзую и
ясную картину условий  стратосфезвого
воздушного транспорта и этим значительно
облегчат задачу освоения верхних слоев:
зтмосферы.
	Профессор П. А. МОЛЧАНОВ.
	Воздушные пути будущего.
	В последние голы во всем мире отме-
чается повышенный интерее к изученнто
и освоению стратосферы. Мол именем стра-
тосферы обычно понимается слой чтмосфе-
ры. нахолящийся выше нижнего слоя пе-
реметивания, называемого тропосферой, и
характеризующийся постоянством темперз-
туры на всех высотах.
	Если мы изобразим нашу землю в виде
глобуса. то тропосфера ляжет на этом гло-
бусе тонким слоем склеивающей глобус бу-
маги (при ралиусе земного шара 6.300 км.
тропосфера имеет толшину всего 10—
12 кы.. т. @ 05040 оо, ралиуса земли).
Уже это простое сопоставление лает харак-
теристику тропосферы как слоя перемеши-
вания. состояние которого опрелеляется
тепловым и механическим возлействием на
него со стороны земной поверхности.
	Результаты перемешивания в атмосфере
оказываются чрезвычайно своеобразными.
Полнимающиеся возлушные масеы. пере-
холя в верхние. более разреженные слой,
вынуждены расширяться и. затрачивая аа
работу расширения некоторое’ количество
тепла. охлажлаются

Олновременно возлушные массы уносят
от земной поверхности вылеляющиеся с нее
воляные пары. пылевые частички ий прочее.
Попалая в более хололные слои. пары вов-
ленсируются в образуют облачность В тро-
посфере развиваются все явления поголы:
облака. осалки. оазличного пола пиклони-
ческие и антиниклонические вихри. холол-
ные и теплые воляы

Стратосфера же презетавляет в атом от-
ношении полную противоположноеть трю-
посфере Так как шюнеес перемешивания
в ней отсутствует. то в ней нет понижения
темпепатуры с высотой. нет облаков. нет
осялков Температура стратосферы улержи-
	вается в прелелах минус 40—60 град.   в
	значит, что стратоплан или стратодири-
жабль смогут покрывать за светлые проме-
жутки лнялне менее 10.000—12.000 ки-
лометров. например. от Москвы ло Влади-
востока. Таким образом, с точки зрения
атмосферных условий. полет в стратосфере
обладает громалными неоспоримыми преиму-
шествами.
	Но приспособление . современных лета-
тельных ередств для стратосферы — залача
чрезвычайно сложная. Она требует коред-
ной перестройки моторов, изменения каби-
ны ит. д Естественно, что для этой
серьезчейшей конструкторской — работы
прежде всего необходимы строго проверен-
ные многочисленные хланные о стратосфе-
	ре. Реконструкция воздушного транспорта
	требует олновременно и интенсиваой пауч-
но-исслеловательской работы в области
стратосферы. Каковы же методы, которыми
влалеет в настоящее время. наука лля этой
пели?

Наиболее старым методом является ме-
тод шарозондов, при помощи которого и
была в начале этого столетия открыта
стратосфера. Он заключается в том, что
на небольшом воздушном шаре, лучше
всего резиновом, пускается вверх самопи-
шущий` прибор. регистрирующий давление
воздуха, влажность и температуру. На ae-
которой BhicoTe, зависящей от качества
резины, оболочка шара лопается, и при-
бор опускается на землю. Успех ваблюле-
ния пеликом зависит от случайности на-
хождения кем-либо упавшего прибора.
В последние голы в Советском Союзе был
разработан метод радиозонла, в котором
свеления о состоянии атмосферы перелают-
ся`во время полета по ралио. Этот метод
получил у нас большое применение и дал
богатые научные данные о состоянии стра-
тосеферы.
	Движение возлуха здесь, хотя п AOCTHTAeT
в отдельных случаях громалных CEOPO-
стей—50—80 километров в час, тем не
менее отличается совершенным отсутствием
вихрей и порывов. Например, стратостат
«Осоавиахим» попал в верхних слоях в по-
тоЕ с0 скоростью около 100—120 кило-
метров в час. Тем не менее в записях пя-
лотов нет ни слова © каких-либо вибра-
пиях конструкции. Они даже не полозре-
вали 0 том. что весутея с такой скоростью.
	Bee sto имеет колоссальное значевие для
авиации. В тропосфере всякий летчик
встретит облака, осалки и сильные. поры-
вистые течения возлуха. Условия поголы
булут нз пути перелета чрезвычайно раз-
личными. Начав свой путь в илезльно х0-
рошую поголу. самолет черёз 600—800
километров встретит облачность, пасмур-
ную поголу: перерыв же полета на олин—
лва лня может свести на-нет все преиху-
шества возлушного транспорта. В этом 0от-
ношении полеты в тропосфере можно срав-
нить © каботажным  (береговым} плаза-
ниех морских парохолов. Булучи улобно для
небольших  сулов. каботажное плавание
	очень опасно. особенно в плохую ПОГОДУ:
	лля больших кораблей:

И если морской Флот имеет только один
безопасный путь—это плавание в откры-
том море. то в возлушном транспорте мы
имеем аналогично этому переход. от поле-
тов в тропосфере к полетам в стратосфере.
В стратосфере вет ни туманов. ни облаков,
ни сколько-нибудь. эпасных воздушных
вихрей Помимо этого воздушный аппарат
уожет развивать в стратосфере громалные
скорости вслелствие оазреженности 203-
духа.

По самым скромным предноложениям.
злесь можно ожилать лостижения скорости
в 1000—1200 километров в час. Это