6 СЕНТЯБРЯ 1934 Г., № 246 (6132).
	М.
5;
ЛО
CA

’ из
	Из Орлтоникидае (6: Рладикавеаз) выез»
жаетть в сторону, противоположную XOPOMO
известйой Военно-грузинстой дороге, Путь—
сначала по равнине, вдоль грозной стены
Кавказокого хребта, тут вокоре и встреча-
ешь ее, виновницу торжества, реку Гизель-
non. az mw все горные реки Кавказа, 23
равнине она течет мирным ручейком, и толь-
ко широчайшее ее ложе с нагроможденны-
ми камнями свидетельствует о том, вх бес
нуется она в весенние месяцы. `

Путь вдоль ее русла и вверх по тече-
нию ведет в горы. Ущелье -—— одно из жЕ-
вописнейших на Кавказе. Гизельлюн пе“
нится среди камней и бьется о нависшие
утесы. Река выпущена на свободу после
Того, ваш проделали над ней неелыханное
доселе на Северном Вавказе насилие: за-
ставили ее почти три километра промчать-
ся в ровном туннеле и еще потом в толстой
красной трубе. От старого Гизельлона в ста-
ром руеде остался тольво один поток, ко-
торый и летит вниз © крутизны сверкаю-
щим и чарующим водопадом. Это оставили
туристу для красоты. А основная часть Ги-
зельдлона послушно впряжена в большую
культурную работу. Она приводит в движе-
ние три аггрегата гидростанции по 72 ты
сяч киловалт.

В горах электростанцию He выстроишь
НЗ одной «площадке». Вообще площадка в
этих местах—явление редкое. Станция по-
этому раздроблена на основные свои Ча-
сти, и части эти отделены одна от другой
ущельями, горами, скалами.

Сначала открывается в местности срав-
нительно пологий рабочий поселок: упраз-
ление, бараки, дома, клуб... Потом Гизель-
дон уходит в ущелье, и в одной из изви-
лин его, прислонившиеь в высочайней OT-
весной горе, стоит в простом и строгом сти
ле выстроенная, HO нарядная, красивая
электростанция.

С высоты 300 метров почти вертикаль-
но опускается к станции мощная металла“
ческая труба. Фиа окрашена в красный цвет
и на огромном расстоянии видна, как ров-
ная нитка крови на серой скале. В трубе—
река, а выходит труба из черного отвер-
етия, Из туннеля, высеченного в скале на
протяжении 2.600 метров. >

На все это надо смотреть, задрав голо-
ву, и воображение рядового наблюдателя не
вмещает всей трудности работ на этой кру-
тизне, Героика Гизельдона ждет своей поз-
ин. Это будет увлекательное сказание и о
самоотверженном подвиге отдельных людей
и 0 массовом энтузиазме рабочих и кол-
хозников Северной Оеетии. Сюда в крити-
ческие минуты бросались добровольно ты“
CHUM...

Ущелье за станцией сжимается еще боль-
ше. Это — узкий коридор, ‘нз дне’ ко-
торого мечется обезумевший Тизельдон,—
вернее то, что ‘от него осталось. Через дза
километра пути коридор упирается в тупик,
в колоссальную стену. С этой стены и
свергалея прежде весь Гизельдон водопадом.

Изумителен вид сверху на ущелье. Изу-
мительно по красоте и озеро среди тор, 06°
разованное плотиной, Здесь будет один из
излюбленнейших маршрутов для экскурсий
и место для городка отдыха.

Плотина невысока. В этом слабое ме-
ето ковой станции, Предполагалось снача-
ла создать здесь общирный водоем, и это
	‘обеспечило бы равномерную нагрузку стан-
	ции в течение почти всего года. Но горная
порода оказалась недостаточно. прочной,
сложенной из наносов. От высокой плоти-
ны и обширного водоема пришлось отЕд-
заться, и Гизельдонокая станция испытыва-
ет общую судьбу высокогорных. станций:
резкую смену «пиковых» нагрузок в пору
весеннего беснования и недостаток воды
зимой. -

Гизельхонская станция — это одно из
замечательных достижений советской тех-
ники и огромный успех в культурном и на
циональном развития социалистической Ce-
верной Осетии. Но промышленной проблемы
Северной Осетия Гизельдон решить неё может.

На помощь Гизельдону должен спешить
Терек. Военно-грузинекая хорога уже и сей-
час исчерчена знаками многочисленных
изыскательских партий. Если позволит
геология, одно из красивейших мест
перед входом в Дарьяльское ущелье с зна-
менитым видом на Казбек увенчается гран-
диозной плотиной. Терек будет завлючен в
скалу и туннелем пройдет ло- выхола пз
Дарьяльского ущелья, гле будет станция.

Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
	вИМ 00разом, как это делают некоторые. по-
литотделы, которые считают, что, усиливая
массовую и партийно-политическую работу,
они тем самым неминуемо ослабляют налюр
H& непосредственно ‘производственные в0-
просы. Здесь сквозит неправильное пред-
ставление 0 том, что такое подлинная пар-
тийно-массовая работа. В ряле мест пре-
красно раз`яснили историческое решение
пленума ЦВ © животноводстве, но вместе
с тем проморгали сеноуборку. (Хотя, как
правило, политотлелы МТС мало занимают-
ся именно раз`яенением и пропагандой ре-
шений партии). Можно ли сказать, что в
упомянутом случае была успешно. прове-
лена партийно-массовая работа? Конечно,
нет! Подлинная партийно-массовая работа
теснейшим образом переплетается с произ-
водственной работой, означая не голую про-
паганду, но раньше и прежде всего органи-
зационное ее закрепление, правильное рас-
	пределение сил, обеспечивающее производ-
ственный успех.
	Именно в этом смысле вокруг вопросов
EEBOTHOBOACTBS должна быть развернута
партийно-массовая работа.
	И тут два слова о роли женорга политот-
дела МТС. Надо решительно отказаться от
старых определений 0об’ема работы женор-
га. Работа женорга определяется теперь не
только, вернее неё столько количеством - со-
зданных яслей, что очень важно, и где пред-
стоит, кстати сказать, еще много работы, —
о работе женорга политотдела МТС мы будем
судить по тому, как организован женский
труд, возрастающее значение которого в
колхозном производстве общеизвестно; о ра-
боте женорга мы будем судить по тому, как
идет вязка хлебов, как организован труд
на той же вязке. Наконец, вопрос о созда-
нии фермы в каждом колхозе, об организз-
ционно-хозяйственном укреплении ферм. —
вопрос, пожалуй, самый центральный в ра-
боте женорга. Молочно-товарные фермы, где
преобладает труд колхозниц, должны стать
предметом повседневной заботы и внимания
женоргов политотлелов МТС.
	Вуда годится такое дело, когда, напри-
мер, женорг политотдела Щучанской МТС
т. Никитина не смогла ответить на нат
	ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3-й СТР.
	ПОЧЕМУ МОЛЧИТ
ЧЕПАБИНСКИЙ OBON,
	В конце августа лебяжьевекий исполком
	Челябинской области вынес постановление.
	30 которому колхозы в первую очередь 3a-
сынают семена, распределяют авансы, а
	потом уже везут хлеб государству. Боль-
пинство колхозов 10 мере возможности
	выполняет это кулацкое постановление иг-.
	полкома. Так, колхоз «Красный труже-
ник» He только  забронировал семенные
фонды и роздал авансы, но и создал из
оставшегося хлеба особый «неприкосновен-

ный» фонд. Ни одного пуда государству
колхоз не слал.
	10 же самое можно наблюдать в Курган-
ском, самом крупном зерновом районе Че-
лябинской области. Там тоже широко 0су-
ществляется лозунг: «Сначала себе, потом
государству». И вовсе не случайно, что
Курганский район из августовекого плана
	в 7.154 тонны сдал государству только.
	3.180 тонн. Значительная часть колхозов
имеет большое количество уже намолочен-
	ного хлеба, но до сих пор не приступала
к хлебосдаче.
	Эти два района, пожалуй, характерны
для Челябинской области. Августовокай
план зернопоставок по области выполнен
лишь. на. 66,6 проц.,. натуроплата, — 55
проц. и возврат семесуды — 11,5 проц,
Цифры явно позорные. Отставание в Челя-
бинске пытаются об’яснить поздним нача-
лом уборки, недостатком транспорта и дру-
тими «0об’ективными» причинами. Беда в
том, что в области не видят подлинных при-
чин медленных темпов хлебосдачи; Смешно
ссылаться на позднее начало уборки, когда
многие колхозы, начав уборку еще в нонце
июля, до сих пор не сдали ни одного пуда
хлеба государству. Волхозы всей области
из общего количества обмолоченного хлеба,
на 31 августа сдали государству только
35 проц; Следовательно, около двух третей
обмолоченного хлеба осталосв. в колхозах,
нахолитея в поле.
	Ночему же обмолоченный хлеб ме выво-
зится на элеватор? Причины совершеяно
очевидны. На-лицо кулацкое сопротивление
хлебослаче. Враждебные элементы ативи-
зируются, потому что с ними очень слабо
борются. Не бдительность, а благодушие
господствует в районных и даже областных
организациях.
	Разее олинок, секретарь Ялано-Катанекого
района Ханукаев, который на бюро обкома
нагло заявил, что хлебопоставки подождут,
надо сначала убрать хлеб, выдать авансы
и т. д.? Разве не сродни этому буржуаз-
ному перерожденцу секретари. Лебяжьев-
ского, Курганского и других районов, кото-
рые своими действиями развязывают руки
кулацким элементам. :
	В Челябинске, видимо, забыли преду-
преждение пленума ЦК. партии «об опас-
ности проявлений в текущем году в отдель-
ных совхозах и колхозах антигосударствен-
ных тенденций: задержки выполнения и
даже попытки прямого срыва государствен
ных заданий по зернопоставкам». Да, за-
были. Иначе, чем же об’яснить, 410 в ин-
струвции крайзу об уборке ничего не ска-
зано о немедленном вывозе хлеба прямо
из-под молотилки на элеватор; иначе, чем
же об’яснить, что вокруг дела кулацкого
ходатая Ханукаева не мобилизовали всю
парторганизаиию на борьбу с кулацкими
перерожденцами, © попытками саботажа
	хлебосдачи и даже оставили Xanyraesa
	в партии?
0бком < первых же дней хлебослачи не
	сумел мобилизовать всю парторганизацию:
	против буржуазных перерожденцев, против
понытоЕ враждебных элементов сорвать
хлебопоставки. Некоторые областные работ-
	ники растерялись перед большим: урожаем,
всюду шумят о тяжелом положении, ‘поды-
мают панику, вместо: того. чтобы: по-болв-
	шевистоки организовать уборку и хлебо-
поставки.
	Выволы совершенно очевидны. Обком
обязан решительно пресечь попытки’ .сабо-
тажа хлебопоставок в отдельных колхозах,
немедленно разоблачить кулацких перерож-
денцев, стоящих у руководства, выгнать
их из партии и мобилизовать всю партий-
ную организацию на быстрейшее заверше-
ние хлебопоставок, на сбор всего богатого
урожая. К этому имеются все условия и
все возможности в Челябинской ofzarrn.

‚`Вхали ‘ответчики на суд долгими хопер-
скими степями. Ровно пять суток. По до-
роге варили уху (рыбу ловили дважды:
раз в Хопре, в другой раз в Бузулуке),
пекли смачные лепешки; пообедав; вкусно
храпели под возами, по ночам гоняли во-
лов на дальние займища на ночное. ^^.

Было обидно. Судебное. дело’ завели’ ров-
но Год назад, и касалось оно несчастных
	двух-трех гектаров сеновоса, будто бы
	захваченных алекоеевскими колхознивами
у нехаевских‚ И‘ вот ‘из-за такого’ ‘пустяка,
Из-за такой ‘чепухи. о’ которой все давно
	забыли, вызывали сейчас, в самые горячие
дни уборки, на суд. Из колхоза «Враеный
	Хопер» двигалось в Нехаевку ровно 28 че-
ловек, 28 мужчин, т. е. ровно столько,
сколько всего мужчин и есть в колхозе.
Остались женщины и дети,

Тут-то, на берегу Хопра, у котла бла-
гоуханной стерляжьей ухи и состоялись
наша встреча и знакомство с хоперскими
колхозниками.

Неужели дело о прошлогоднем сене за-
служивает в глазах юстиции большего
внимания, чем дело о наибыстрейшей убор-
ке и сдаче колхозом хлеба государству в
нынешнем году? Вому и чему служат на-
ши районные суды: чернильнице и бумаге
с кляксой или текущим задачам, постав-
ленным партией и правительством?

Нехаевский судья тов. Логинов, оторвав-
ший в момент уборки хлеба 28 колхозни-
вов для разбора пустякового дела, может
быть спокоен; он перекрыт. Лотинов, хотя
и занимается прошлогодним сеном, все же
что-нибудь да делает. Новоанненсние блю-
стители революционной законности и о том
не думают. Там прокурор, судья и мили-
ция—с0всем пустое место, о их существо-
вании забыли в районе, секретарь райкома
тов. Маслов не видел даже никогда судью,
какой он собой... Райком ни разу не поин-
тересовался, . чем собственно занимается
суд в те дни, ‘когда партийная организация
никакими иными интересами He живет,
кроме как заботой о своевременной уборке,
обмолоте и слаче хлеба государству.
	Между тем в Новоанненском рай-
оне процветает незаконная торговля
хлебом. На это было уже обращено
	внимание краевой Комиссией Партийного
Вонтроля, и секретарь райкома Маслов по-
лучил выговор. В Новоанненоком районе
обнаружено много случаев хищения хлеба.
	Исключительно скверно работают элевато-
	ры и ссыпные пункты: обвешивают кол-
	хозников, заставляют стоять под ливнем
	при сдаче хлеба с открытыми подводами в
очереди по многу часов, вредительсни хра-
нят хлеб (протекают крыши, зерно заливает
	дождем); были случаи неприемки элезато-
рами у колхозников вполне, кондиционного
зерна. На полях новоанненских колхозов
значительны потери хлеба. Доходит до то-
№; ‘что запахивают ивубранную рожь: я’ да-
же целые копны` чистого хлеба (колхоз
«Врасный: гигант}. ‘На’ хлебе  ‘пасется:
скот («Красный б0ец»), не выполняют
план; хлебосдачи, . единоличники. — Вол-
хозниЕам не. выдают ‘натурзвансов, бы-
ли случаи,  когла колхозники обраща-
лись даже к прокурору’ в жалобой на
это. Обнаружены факты открытых кулад-
вих вылазок: колхозники работают в поле,
8 в деревне их. тем временем начисто об-
кредывают свои же односельчане—кулаки
и елиноличники.

И вот поройтесь в делах новоанненского
судьи и прокурора, и вы не найдете ни
одного ‘почти дела, затративающего перечи-
сленные серьезнейшие нарушения револю-
циенной законности. Новоанненская юсти-
ция как будто живет на Марсе, ее ничто
не волнует. Когда у прокурора Зимина
спросили, почему он не борется с потеря-
ми хлеба, он ничего другого не нашел
ответить, как то, что, «поснольну уборка
B районе не онончена, еще не. пришло вре-
мя подсчитывать потери...»

В Новоанненском районе есть своя не-
плохая газета, которая довольно активно
борется за хлеб и вскрывает немало серьез-
ных преступлений сельских и районных
работников. Многие заметки кончаются
боевым призывом к прокурору, суду и ми-
лиции вмешаться и ‘привлечь преступни-
ков в ответственности. Но за все время
уборочных работ органы следствия и над-
зора ни разу не откликнулись ни на одно
	выступление газеты,
	(От специального корреспондента «Правды»).
	зеликобурлукские
camoguaeraTelH,
	(От харьковского корреспондента.
«Правды»).
	Случайного наблюдателя великобурлух-
ской жизни ий нравов чрезвычайно радует
сильно развитое чувство самокритики, по-
чти ‘переходящее в’ покаянное самобичева-
nue. Or сезретаря райпарткома Чуркина я
20 начальника тюлитотдела  Великобурлук-
ской МТС. Леонтьенно руководящие .район-
ные работники в& разные лады вторят:

— Мы виноваты, мы упустили, наш
грех...

Но великобуукокая самокритика — до-

бродетель поневоле. Она расцвела лишь
после того, кзк Харьновений обком дважды
отметил отставание районов в зернопостав-
ках и вынес выговор председателю райис-
полкома Беляеву и секретарю райпарткома
Чурквину.
_ Район отстает, Вся область выполнила
80,9 проц. годового плана, сосед’ Великого
Бурлука— Волчанекий район—87,8 проц.
и только Велиний Бурлук застыл на 54,9
проц. (на 1 сентября). Самобичевание про-
должается, & зернопоставки не двигаются
вперед.

Начало зернопоставовк районное руковод-
ство ознаменовало... двумя антипартийными
установками. Первая: колхозы были ориен-
тированы на засыпку в первую очередь се-
мян для осеннего и весеннего сева. Вторая:
колхозам предложили сдерживать зернопо-
ставки до тех пор, пока неё поспеют позд-
ние культуры, которыми-де и следует вы-
полнить обязательства перед государством.
Лишь теперь, да и то на тормозах, в Ве-
ликом Бурлуке сознают, какая большая
политическая ошибка была совершена ру-
ководством.

№ «решительным» и «категорическим»
постановлениям в Великом Бурлуке испы-
тывают «влеченье, род недуга». Их пишут
для того, чтобы на другой же день забыть.
Единоличники плохо выполняют план пю-
ставок (12,8 проц. годового плана на
1 сентября). Есть села — Шевченкевсное,
Григорьевское, где единоличники нё сда-
ли еще ни одного центнера хлеба. 10 ав-
густа райисполком постановил отдать под
суд председателя 2-го должанского сельсо-
вета Фостенко. Уже сентябрь, но Фостенко
под суд не отдан и попрежнему работает
в сельсовете.

В конце июля у единоличника Санина,
злостно саботирующего зернопоставки (се-
ло Ольховатка) обнаружили тайную мель-
ницу. Райисполком немедленно  «реаги-
рует». Снова опубликовывается  постано-
вление, предлагающее районному прокуро-
ру Птаху организовать показательный сул
не позднее 3 августа. Суда до сих пор’ не
было, В селе Буденновка у единоличников
Одинцовых также обнаружили тайную
мельницу. Одинцовы перемалывали зерно
тем единоличнйкам, которые пытались
скрыть хлеб от государства и спекулиро-
вать мукой. Это было выявлено еще 10 ав-
густа. Меры до сих пор не приняты.

Ето же после этого будет всерьез при-
нимать решения районных ‘организаций?
Кого они убедят, нз кого ‘воздействуют?
Й кто, наконец, поверит великобурлукской
«самовритике», в которой нехватает глав-
ного — умения делом исправить свои гру-
бые ошибки? Г. лЯхг
	ЧУВАШИЯ ВЫПОЛНИЛА
ПЛАН ХЛЕБОСДАЧИ.
	Чувашская ACCP выполнила полностью
годовой план хлебосдачи государству и на-
туроплаты МТС. Зернопоставки закончены
на 15 дней ранее прошлого года, сдано го-
сударству в два раза больше пшеницы по
сравнению с прошлым голом.
	ЗАКОНЧИЛИ ОЗИМЫЙ СЕВ.
	МИНСК, 5 сентября. (Корр, «Правды»).
Оршанский. район первым в Белоруссии на
восемь дней раньше правительственного:
срокз выполнил план озимого сева. Сравни-
тельно лучше прошлых лет обработана поч
ва и высококачественно провелен сев. По-
сеяно 23.514 гектаров вместо плана—
	` 129.500 теклалов.
	ДЕНИСЕНКО И, И.—шофер-ударник Boro-

славской МТС (Северный Кавказ) на ма-

шине «АМО-3» систематически перевыпол-
няет нормы вывоза хлеба.
	ПЕД ТАВ УРАВНИЛОВКА,
	HATAPOPCHK, 5 сентября. (Корр. «Прав-
цы»); Свыше миллиона центнеров  хлебз,
предназначенного для поставок  государ-
CTBY, скопилось на колхозных токах в (8-
верокавказском крае. Почему хлеб не вы-
возится? Может быть, нехватает транепорт-
ных средств? Нет, ке в этом дело. В крае
269 автомашин МТС. Кроме того, мобилизо-
вано более двухсот машин из предприятий
Наркомтяжпрома, Машин немало, но ра-
ботают они плохо.

Неумение организовать работу автома-
	  шин И уравниловка в оплате шоферов
	губят все дело. В колхозе «Шуч», района
деятельности Богословской МТС, две совер-
шенно одинаковые автомашины «АМО-3».
Охна из них за две смены вывозит 39, тон-
ны хлеба, другая — 16.

Разная работа, и ‘оплата должна быть
разной, —тажой вывод напраливается” сам
собой. Но все шоферы получают одинако-
вую: ставку—150 рублей в месяц

П. НОРУ ПЕНН.
	АРАКАЯ ИСТОРИЯ ОДНОГО
РАПОРТА —
	ВИНЕШМА, 5. сентября; (Корр. «Прав-
ды»). Руководителям Жинешемского райо-
на захотелось срочно отрапортовать‘ крае-
вым организациям 0 выполнении плана
осеннего сева. Но благие желания ‘расхо-
дились с действительностью: до выполне-
ния плана нехватало около 400 гектаров.
Решили пойти на очковтирательетво. За-
ведующему районным земельным упра-
влением Сонолову было приказано:

— Хоть роди, & 400 гз сегодня найди.

И Соколов «родил». Моментально были
составлены «дополнительные данные © ce-
ве озимых, полученные по телефону». Co-
колов собственноручно разверстал недо-
стающие 394 га по сельсоветам: горьков-
скому—54 га, есиплевскому—35 га, зуб-
	цовекому—20 га ит. д. 28 августа на
первой странице краевой газеты «Рабочий
	путь» был напечатан короткий, вразуми-
тельный ‘рапорт: _ г

«Обком ВКП(б) — Носову,. Облиспол-
Kou.— Агееву.

Под вашим  большевистеким руковод-
ством Кинешемский район. план сева ози-
мых выполнил на 26 августа. Посеяно
	ржи. 11.870 га, пшенипы— 3.811: га. Сев
	продолжаем.
Секретарь райкома партии Чесноков,
Председатель райисполкома Корнилов.
Начальник райземуправления Соколов».
Очковтирательский этот рапорт, де-
мобилизующий массы, вызвал. справедли-
вое возмущение партийного актива. Надо
полагать, что и Ивановский обком пар-

тии © достоинством оценит работу не в
меру ретивых любителей рапортов.
	В. ГОЛИНОВ.
	Три колхозницы, трижды обращавшиеся
в прокуратуру с просьбой ‘ расследоваль,
почему в колхозе не выдаются натураван-
сы, вынуждены были пойти за помощью в
районный комитет партии. Секретарь рай-
кома Маслов «немедленно» поручил проку-
ратуре «срочно» разобрать жалобу колхоз-
ниц, но прошло две недели, & прокурор и
не начинал следствия.

Как же можно быть в претензии к не-
хаевскому судье и к Нехаевскому району?
Там в этом году принесли все же пользу
государству: дело о прошлогоднем свне, на-
конец, разобрано и вызывать алексеевских
колхозников в Нехаевокий район больше
не придется.

С новоанненской юстицией—кула хуже.
	А. АГРАНОВСЦНИЙ.
	Новоанненекий район,
Сталинградекий край.
	Зежливое руноводство.
	MPRYTCR, 5 сентября. (Корр. «Прав-
ды»). Бюро тулунсвого райкома партии
15 августа конотатировало: «Крайне тре-
вожное положение в районе е ходом убор-
ки и зернопоставок. Убрано только 15 проц.
к плану. Августовское задание по хлебо-
поставкам сорвано. Качество уборки без-
образное. Не менее одной трети хлеба
остается в поле».

Прошло немало времени после этого по-
становления, & положение с уборкой и хле-
босдачей не улучшилось. Район-—попрежне-
му самый отстающий в крае. .

Сильно отстают © уборкой и хлебоеда-
чей все районы Бурятии и Читинской 0б-
ласти, В Читинской области скошено толь-
ко 9 проц. всего урожая, в Бурятии —
12 процентов. Задерживается поэтому и
выполнение плана хлебосдачи государству.

Парторганизации Читинской области и
Бурятии, добившись ‘успехов в. весеннем
севе, ослабили Руководство подготовкой
в уборке и даже сейчас не проявляют
тревоги,

Только этими можно об’яенить задержку
скирдования, обмолота и выполнения пла-
на хлебосдачи государству по этим районам.

В колхозе «Октябрь», Усольского райо-
на, находят еще и другие мотивы для оры-
ва зернопоставок. В этом колхозе весь на-
	молоченный хлеб разлают колхозникам для
	просушки (?!)., И хлеб, конечно, «усыхает»...
	Б колхозе им. Блюхера плохую работу
полеводческих бригад об’яеняют... плохой.
погодой. В этом колхозе из 1.600 тектаров.
Убрано только 80. И это не по вине по-
годы, & потому, что плохо отремонтирован.
Уборочный инвентарь. Жатки постоянно
ломаются, и бригады прекращают работы.

Руководители крайзу вместо конкретного
руководства уборкой и хлебосдачей по
краю отсиживаются в ванцеляриях, отку-
да и руководят «директивными указания-
ми».

Например, начальник зернового управле-
ния крайзу Ольшевский дал такую вежли-
вую. директиву: «Всем директорам МТС и
начальникам райзо. В соответствии с по-
становлением  июньского пленума ЦВ
ВКП(б) предлагаем принять участие и
оказать содействие в выполнении ‘планз
зернопоставок».

Не слишком ли мягко: «принать уча-
отие»? Разве не известно крайзу, что. ди-
ректора МТС и начальники райзо в первую
очередь ответственны за своевременное вы-
полнение плана хлебосдачи обслуживаемы-
	ми ими районами и колхозами, что они
	обязаны этим заниматься, a He только
«оказывать солействие».
	особенно ярко видно на примере засорен-
ности полей. Здесь мы видели боль-
шие массивы,  засеянные превосходной
шиеницей, заросшие доверху бурьяном, а
BHE3Y сплошь переплетенные березкой. В
этих местах нет никаких осязательных сле-
дов элементарных  агротехнических меро-
приятий по борьбе е сорняками:
	Надо отдать должное многим  политот-
дельцам Западной Сибири, сумевшим с ус-
цехом перевыполнить поставленную перед
ними задачу овладения агроминимумом.
Уже немало примеров, когда политотдель-
ский работник вносит серьезные агротехни-
ческие коррективы в работу иного агроно-
ма. Но тут нужно различать передовые по-
литотделы и отсталые политотделы. В пер-
вом случае политотдел крепко и нерушимо
стал во’ главе технологического сельекохо-
зяйственного процесса в области полевод-
ства. Примером же обратного порядка мо-
жет служить заявление начальника полит-
отдела Изыльбашекой МТС т. Сажуна, кото-
рый в своем выступлении на омском сове-
щании беспомощно разводил руками: «Как
же я могу сам определить урожай?» Не к
чести политотдельщика, работающего 9-й
год в! МТС, такого рода заявление. Уметь
распознавать и определять урожай, знать
мероприятия по уничтожению сорняков,
словом, быть во всеоружии нужных arpo-
технических познаний, — все это должно
стать неот’емлемым качеством политотдель-
Maka, особенно это важно в условиях За-
патной Сибири. Политотдельцы должны
уметь драться,— именно драться—33 пра-
BHILHYH агротехническую линию.
		отсталые политотделы не справляются, как
правило, со своими животноводческими за-
дачами. 7

Многие политотделы попросту «не уепе-
ли» приложить по-настоящему свою орга-
низаторскую руву К животноводству. Но
опыт передовых политотделев, правильно и
своевременно понявших свои задачи, пока-
зывает, каких успехов можно добиться,
если’ политотделы всерьез берутся за под’-
ем животноводства. Что организационно 03-
начает решительный поворот политотделов
5 вопросам животноводства наряду с даль-
нейшим качественным под’емом полеводче-
ского хозяйства? Это означает, что сюда
должно быть перенесено все многообразие
накопленного опыта организаторской рабо-
ты в области полеводческого хозяйства. И
успех здесь зависит в первую очередь от
того, в какой мере политотделы сумеют ор-
ганизовать вокруг задач под’ема животно-
водства живых людей, их правильно рас-
ставить, их своевременно обучить, воору-
жить их ясным пониманием решения пле-
нума ЦК ВЕИ(б) 0 животноводстве.

Многие работники политотделов МТС и
земельной системы рассуждают так: «по-
скольку осень — решающее время в жи-
BOTHOBOACTBe, постольку время еще тер-
ПИТ, — ПО окончании  полеводческих дел
Возьмемся за животноводство». На самом
деле, уже сейчас политотделы МТС хол-
жны немедля взяться за выполнение без-
отлагательных практических дел (заготов-
ка кормов, сохранение молодняка, подго-
товка к зимовке и т. д.), чтобы дела эти
не потонулл в потоке общих разговоров,
чтобы предстоящую осень встретить подго-
товленно, Вот почему передовым политотде-
лом мы можем по праву считать лишь тот
политотдел МТС, который одновременно ус-
пешно справляется и с задачами полевод-
ства и с задачами животноводства. Отсюда
на очередь выдвигается задача овладения
политотдельскими кадрами зооминимумом в
такой же степени, как это было проделано
лучшими политотделами МТС в отношения
агроминимума; отсюда — задача зоотехня-
ческой пропаганды, которая должна сейчле
стать составной частью всей массовой ‘ра-
боты политотделов МТС. :

Но, говоря об усилении массовой работы,

МЫ ОТНЮДЬ Не склонны ТраЕТОВАТЬ ЭТО Ta-
	Начальник Политуправления МТС Наркомзема СССР.
	ха повышение качества
политотдельской работы”).
	дел вообще не рассматривал окончательных
нланов по колхозам, а предоставил это дело
участковому агроному МТС. Самое качество
планов, идущих от МТС, весьма невысокое.
Tax, в колхозах «М. Горький» и «Трудо-
вик», Славгородской МТО, иечислена по-
требность людей и лошадей, превышающая
	наличие их в полевых бригадах. В преде-
	лах одной и той же МТС имеется сильней-
ший, ничем не оправдываемый разнобой
при установлении норм для уборочных ма-
Шин: на трактерных лобогрейках устанз-
вливается норма B 7, 6, 5 ra. Во веем
этом огромная вина политотделов МТО, ко-
торые зачастую мало занимаются — хозяй-
ством самих МТС, считая для себя это вто-
ростепенным делом, тем самым искусствен-
но отрывая задачу укрепления колхозов OT
	задачи укренления МТС как организацион-
но-хозяйственного пентра.
	Этим также об’ясняетея то, что полит-
отделы в ряде мест не развернули всей
суммы организационных мероприятий в
деле использования на’ уборке  комбай-
Нов, — Этой сложнейшей части  хозяй-
ства МТС. Сейчас ensime camo
Голосов 0 комбайнобоязни, сейчае ‘мно-
гие выступают как самые яростные
«комбайнофилы», но практика у них полу-
чается весьма печальная. Так, Наркомземом
СССР установлены для всех восточных рай-
онов плановые задания по уборке комбай-
		оападной Сибири. Но западносибирское
крайзу имеет свои предетавления о време-
ни и пространстве, в результате чего всю-
ду, где мы были, мы не находили в МТС
указаний крайзу о сезонной норме выра-!
ботки на комбайн, Наркомзем, кстати ска-
зать, предлагал крайзу дать ‘эти залания
	в суточный срок. Эта директива Наркомзе-
	ма Союза застряла в крайзу, Ухватившиеь
за отсутствие официальных указаний, в
целом ряде случаев норма работы комбай-
	нов была установлена руководителями МТО
ниже указанной Наркомземом. Вместо уста-
	новленной минимальной нормы в 160 та,
устанавливалась норма в 150 га, а в Се-
ливановской МТС— даже 120 га. Между тем
установленные Наркомземом. минимальные
	нормы для уборки комбайнов в 160 га за
сезон вполне  пеальны и поттрогетонту
	эууечн,. . внчянНе реальны. и подтверждены
всем опытом прошлого года. Тут жё НУЖНО
	отметить, что распространенная форма ‘ан-
тикомбайновой практики заключается еще
и в выделении участков для уборки ком-
байнами без конкретного знания и подхода
& этому делу. Например, участковый. атро-
ном Славгородекой МТС т. Чертовеких дал,
6 позволения сказать, «установку», ‘что

О lela wl А ЧА ПАТЕФ:
	участок для работы комбайна должен быть
не менее 100 га. Такая «комбайнизалия»
	публично защищается в печатной работе
Зап.-Сибирского крайзу «Агротехника убор-
ки (основные указания)», где на странице
9 прямо читаем: «Участок для работы
комбайна отводится массивом в степных
районах. не менее 100 га». Что это ‚озна-
чает на деле? На деле это означает закрыть
двери колхозов для колбайна; К вомбайвам,
несмотря нз то, что их роль в этом году
должна быть особенно велика, политотлелы
	не подошли со всей серьезностью, которзя
от них требовалась.
			`° Почти все районы Западной Сибири всту-
пили в уборку со значительным опозда-
нием. Уборка начинается в условиях, ког-
да во многих районах еще не закончен се-
нокос, в разгаре перепашка паров. Харак-
терно здесь еще 10, что высокий урожай
переплетается е крайне неравномерным ео-
зреванием хлебов и с их многояруеностью.
	_ дено, что в этих условиях политотделы
МТС должны были учесть эти  особен-
ности и проявить максимальную маневрен-
ность и гибкость. Нало было мобилизовать
колхозные массы на преодоление трудно-
стей, которые ветают в связи с особенно-
CTAMH нынешней уборки. Между тем
сплошь и рядом встречаешься с настрое-
	HHAMH этакого пассивного благодушия по-.
	литотлельцев. «Урожай хороший, еслелова-
тельно, хлеб будет»,— эта самотечная фор-
мула, широко распространенная в колхозах
и подогреваемая зачастую всякого рода
враждебными нам людьми, не встречает от-
пора со стороны политотделов МТС. Следует
отметить, что в ряде случаев, е которыми
нам приходилось непосредственно сталки-
ваться, МТС менее готовы в уборке, чем
сами колхозы. Нередко можно встретить
такие случаи, когда колхоз, будучи пол-
ностью готов к уборке с точки зрения своих
собственных людских и материальных ре-
суреов, ждет молотилку, которая еще ре-
монтируется в МТС, или ждет комбайна, ко-
торый в свою очерель ждет комбайнера.
	Это отставание МТС особенно ярко выра-
жается в неразберихе с доведением до. казк-
дого колхоза, каждой бригады рабочих пла-
нов уборки. В Буденновской МТС подитот-
	*) Из выступления на совещании :н»-
чальников. политотделов МТС славгородекой
труппы Зап. Оибири,
	В личных беседах с нами некоторые ра-
ботники земельной системы высказывали
такого рода недоумения: почему МТС не за-
нимается в целом. животноводством, в то
время как политотделы призваны им 3a-
ниматься?, Этим товарищам мы должны от-
ветить: потому, что нельзя узко понимать
роль политотделов МТС. Политотделы МТС,
созданные по инициативе товарища Стали-
на; призваны в выполнению широкой: зала-
 и, политического и организационного укре-
пления колхозов, которая не может быть
полностью достигнута без разрешения жи-
вотноводческой проблемы. И не случайно
	В колхозах омекой, славгородекой групп
МТС, а также в колхозах Тальменской MTC
можно наблюдать такую картину агротех-
нической запущенности, которая является
для многих центральных и южных рай-
	OO

онов Союза уже пройденным этапом. Это