19 СЕНТЯБРЯ 1954 Г., № 250. (6156).
	sax
	Менделеевские
сезды:
	Oooo:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
. 59. г
	Перзый  менделеевский с’езд’ собрался
20—30 декабря (старого стиля) 1907 го-
да. вскоре. после кончины Д. Й. Менделеева.
	‹ Нервый с’езд, е одной стороны. посил
характер траурного торжественного‘ заседа-
ния, посвященного памяти величайшего из
естествоиспытателей, с другой стороны,
этот с’езд свидетельствовал о росте чибла
лиц, интересующихея химией.
	Половина трулов этого с’езда была по-
священа 90бзорам научной деятельности
Д. И. Менделеева, а другая — текущим ра-
ботам русских химиков. В общем обзоре На-
учных достижений Менделеева уже было
	отмечено основное философекое значение
менделеевской — формулировки  индивида-

атома,
= =
	a
Второй менделеевский с’езд, происходив-
ший в 1911 году в Петербурге. работал в
атмосфере упадка и увлечения эмпириз-
умом, характерного для эпохи реакции, на-
ступившей после 1905. гола.
	_ На втором с’езде выделялись доклады
Чугуева (о комплексных соединениях), Чи-
чибабина (06 атомности углерода) и 40-
клад  теттингенекого профессора Г. Tamma-
на. Вместе с тем на с’езде чувствовалось,
что вместо углубления или перестройки
теории работа химиков начинает разбивать-
ся на частности, так как крупнейшие от-
крытия этой эпохи не были показаны ши-
роким кругам химиков. Между тем это бы-
ли открытия % переходе стулневых осадков
в кристаллические (Зеймарна), законы кан-
товых соотношений (Эйнштейна) и особен-
но, работы над сплавами (Ле-Сапелье и его
школа).
	Важнейшим событием этого периода,
имеющего колоссальное историческое зна-
чение. было изложение В. И. Лениным в
абсолютно ясной форме основ лиалектиче-
ского материализма («Материализм и эмни-
риокритицизм» — 1908 год). В эти годы
лишь немногие из химиков прочли эту кни-
гу и сумели оценить гениальное прелсказа-
ние Ленина, что «злентрон так же неисчер-
	паем, как и атом, природа бесконечна».

Дмитрий Иванович
	Менделеев.
ПИР
	`”БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
п
	‘< Дмитрий Иванович Менделеев ролил-
сл 9 февраля 1834 года в Тобольске, куда
его отец И. П. Менделеев, учитель, а по-
том директор гимназии, фактически был
выслан По подозрению «в умствовании
и ненокорности православной церкви». И. П.
Менделеев умер в ссылке, когда его млад-
шему сыну Дмитрию исполнилось только
19 лет.

$ В 1850 г. М. Д. Менделеева повезла
своего сына Митю в Москву, а оттуда в Пе-
тербург и устроила его в Педагогический
ИНСТИТУТ.
	—@® B 1855 ЕД. И. Менделеев окончил
Педагогический институт с золотой медалью.
Еще ‘ло’окончания курса он написал не-
сколько научных работ по химии, признан-
ных весьма ценными. По окончании инсти-
тута Менделеев был оставлен для подготовки
к защите магистерской диссертации.

«Но остаться в Петербурге Менделееву по-
метала его болезнь. Врачи констатировали
У него чахотку и настаивали на от’езде его
на юг. Д. И. Менделеев принял предложен-
ное ему место учителя гимназии в Ирыму,
в Симферополе.

‚<> Весной 1856 г., поправив` здоровье,
Менделеев вернулея в Петербург. Вскоре on
с болыним успехом защитил диссертацию на
тему: «@б удельных об’емах». Через не-
сколько месяпев Д. И. защитил вторую
диссертацию на тему: «0 строении кремне-
земистых соединений». Это дало ему право
занять кафелоу доцента.
	< В 1858 г. Д. И. получил научную

командировку за границу. Он выбрал Гей-
дельбергский университет, славивитийся как
центр ‘естественных наук. В Гейдельберге
Д. И. некоторое время работал в лаборато-
рии известного химика Бунзена, а потом
взялея за оргализацию собственной лабора-
тории. Он собирался работать над жидкостя-
ми и готовил соответствующее оборудование.
В ‘своей лаборатории Менделеев разработал
ряд вопросов о жидкостях.
	—>- БВ. Петербург Менделеев вернулся
весной. 1861 г. Д. И. с жаром при-
нялся за научную работу. Он читал лекции
по химии в университете, в кадетском кор-
пусе, в Инженерном училище и в Институте
инженеров путей сообщения. В том же го-
ду он успел написать замечательный учеб-
ник «Органической химии» и еще несколь-
ко научных работ.
	=> Б 1564 г. Менделеев, несмотря на
противодействие министерства народного
просвещения, был избран профессором Пе-
тербургекого технологического _инетитута.
В 1865 г. он защитил докторскую диссет-
тацию на тему: «0 соединении спирта с во-
дой»; Эта работа представляет собою зна-
чительное явление в химии растворов.
	в академики. это вызвало возмущение всей
передовой профессуры, но ‘реакция торже-
ствовала победу. В 1890 г. Д. И. выну-
жден был расстаться с  университе-
том. В марте 1890 г. он взял
на себя от студенчества поручение пе-
редать петицию министру народного просве-
щения графу Делянову. Нетиция была через
несколько дней возвралщена обратно Менде-
лееву с надписью Делянова о том, что «ни
министр и никто из состоящих на службе
его императорского величества лиц не име-
ет право принимать подобные бумаги».
	—> Д. И. Менделеев, очутившись в поло-
жении профессора в отставке. прилял пред-
ложение своего старого товарища Вышне-
гралского. бывшего тогда министром финал-
сов. и вступил в члены правительетвеняой
комиссии по выработке единого таможенно-
га тарифа.
	Под его редакцией вышел  огром-
ный труд в 700 страниц: «Толковый
тариф», охватывающий все отрасли `про-
мышленностй.

—— Д. И. Менделеев: умер 20 января
1907 года, 72 лет от роду. Последними его
литературными трудами были: «Заветные
мечты» — нечто вроде этического. фило-
софского и политического завещания, и ‘боль-
шой труд: «К познанию России».
		TEQPETHK И ПРАКПК, _
	Имя Менделеева известно каждому гра-
мотному гражданину Советского Союза со
школьной скамьи.

Будучи крупнейшим теоретиком, Менде-
леев не чуждался и приложения теорти к
практике: он уделял много внимания неф-
ти п нефтяной промышленности и ролБ
химии в промышленности.

Работы уже сравнительно дазно ушел-
него от нас Менделеева неизменно сохра-
няют свою ценность, ибо они дали толчок
развитию химии. Те отрасли промышлен-
ности, которым уделял внимание Менде-
леев, играют в нашем Союза и сейчас осо.
бенно важную роль.

С`езх, привлекающий к себе внямание
всего научного мира, об’единит вокруг
имени Менлелеева ученых всех стран и по-
служит в еще большей славе гениального
русского химика.
	Президент Академии наук СССР
А. И. КАРПИНСКИИ.
	„Менделеев, применяя бессознательно зегелевский закон о переходе количества в каче
ство, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием }
	Ф. Энгельс.

Леверрье, вычислившегюо орбиту еще неизвестной планеты— Нептуна`

ПЕРИОЛИЧЕС
	65 лет назад Д. И. Менделеев открыл
периодический закон химических элемен-
тов, послуживший началом эпохи блестя-
его развития наших знаний о струвтуре
и свойствах материи.

В чем сущноеть периодического закона,
и Почему его открытие знаменует новую
эру в история химии? Ко времени Мен-
делеева. было известно около 60 химиче:
ских элементов, обладающих самыми’ раз-
личными свойствами. Естественно, возни-
кала мысль классифицировать эти элемен-
TH, об’единить в группы по сходным свой-
ствам и тем самым облегчить их изучение.
Чутье, свойственное великому ученому, не
обманул Менделеева и указало ему на
атомный вес как на’ основное свойство эле-
мента, ‘определяющее все остальные. Рас-
ставив все ему известные элементы в рял
по атомному весу, Менделеев заметил пз-
риедическое повторение различных свойств.
Нри этом, естественно, возникают группы,
обнимающие собой сходные по своим свой-
ствам элементы. Оказалось, что для полу-
чения строгой периодичноети в ряду из-
вестных элементов надо оставать пустые
места. Менделеев скоро заметил, что эти
пустые места принадлежат еще не откры-
тым ‘элементам, и на основании своего за-
кона смог’ точно’ предеказать ряд свойств
этих, еще не OTKPEITEX, элементов.

ть, который для каждого иселедова-
теля природы является верховным судьей
ето научных построений, скоро дал бле-
стящее подтверждение закона Менделеева:
Олин за лрутим были открыты новые эле-
	менты галлий, скандий и германий, при
	чем свойства WX вполне совпадали с пред-
	сказанными Менделеевым.

Основной смысл периолического закона
заключается в том, что впервые был устз-
новлен закон природы, имеющий непосред-
ственное отношение к структуре самих
атомов и открывающий дальнейший путь
к их изучению.

В то время атомистическая гипотеза
лишь завоевывала себе право гражданство,
—предлетавления 0б атомах быля крайне
грубыми и ‘примитивными. Их предетавля-
ли себе в виде маленьких шариков, однако
совершенно неясным оставалея вопрос: су-
ществует ли единая первичная материя, из
которой построены атомы всех элементов,
или каждый. атом представляет собой про-
стейпгую, нелелимую субстанцию? Периу-
дический закон, установивший закономер-
ность повторения свойств химических эле-
ментов, отчетливо показал, что атомы ма-
терии. в свою очерель должны быть п9-
строены из простейших частиц и что ка-
чественное их отличие определяется разли-
чнем в количестве этих частиц. C Tex пор
периодический закон Менделеева определил
путь, по которому пошло развитие учения
00 атоме, нашедшее свое завершение в с0-
временной квантовой физике.
	Открытие элентронов обнаружило ато-
мизм электричества и заставило признать
положительные и отрицательные частицы
электричества за первичные кирпичи, из
которых построена материя. Спектральный
анализ, с другой стороны, ясно указывал
на тесную связь между строением атома и
характером излучаемото им света. Однако
	‚В момент. больших военных преобразо-
ваний нз работу для военных нужд чаето
привлекаются научные силы страны. Так,
например, знаменитые химики Лавуазье,
Вертолет и ‘другие занимались в свое
время проблемами пороха и взрывча-
THX веществ. Пришлось этнми вопросами
заниматься  и знаменитому русскому’ уче-
ному Д. И. Менделееву. В другое время и
при других условиях Д. И. Менделеев мог
бы в этой области сделать эпоху. Но это
были: 90-е годы царской России -— и этим
все сказано. .
	50-е оды прошлого столетия можно
считать конном многовекового. госполетва
	черного (дымного) пороха лля военных пе-
	лей. у дымного пороха был ряд нелостат-
ков. Самым крупным из них был тот, что
только 45. проц. его при выстреле. превга-
	щалиеь в нолезные для работы газообраз-
ные продукты. Остальное было лишним
балластом.
	В конце 80-х годов в Англии, Ита-
лии, Германии появились бездымные поро-
хи, где кроме нитроклетчатки в пороховую
массу входил. нитроглицерин.
	Сведения 9 блестящих баллистических
качествах новых порохов и отсутетвии ды-
ма заставило ‘русское правительство за-
нятьея вопросом бездымного пороха. Пла
выработки бездлымного пороха был привле-
чен Д. И. Менделеев. Последний был на-
значен консультантом по производству

взрывчатых веществ при военном мини-
стерстве.
	задача, взятая на себя Д. И. Менделе-
евым, была очень трудная. Она усложня-
лась тем, что повеюду пороховые вопросы
держались в реличайшем секрете.
	При выборе материзла для орудий флота,
Менделеев решил упростить свою задачу и
подыскать нитроклетчатку  надлежатиих
качеств для получения пороха без нитро-
глицерина. По мнению Д. И., порох должен
был быть однороден и соетоять из. нитро-
клетчатки, растворимой в спирте — эфиге.
В своих изысканиях Д. Й: Менделеев ис-
ходил из простой определенной идеи: иско-
мая нитроклетчатка должна на единицу ве-
са выделить при горении наибольшее ко-
личество газообразных продуктов. Это ©п-
ределяло состав нитроклетчатки. Но этого
было мало: нужно было найти такую ни-
троклетчатку, которая легко растворялась
бы в спирте и эфире.
	Я помню, как в лаборатории универси-
	КИЙ SRG КОН МЕН ЕЛ

О аа чих оооскхыи бобр

с солнечной системой. Окончательный
ключ к пониманию периодической системы
	элементов дал в 1925 г. Паули, устамо-
	вивиЕий правило, по; которому происходит
распределение электронов по различным
орбитам внутри атома. Оказалось, что 90-
биты могут быть 06`единены в группы, в
каждой из которых может быть помещено
лишь определенное, ограниченное число
электронов. Заполнение каждой из этих
груин означает ‘ROROH периода. в системе
Менделеева.

0б`яснение первожической системы Мен-
делеева было величайшим торжеством атом-
ной теории Бора. Однако все яснее и яснее
становилось, что эта теория. лишь чаетич-
но способна“ отражать действительность.
Это’ следовало ^ хотябы ‘уж из того, что,
с точки зрения Бора; оставалась совершен-
ню непонятной характерная способность
эломов соединяться в молекулы. Это при-
вело к величайшему кризису в науке, в
результате которого возникла новая, кван-
товая механика, открывшая новую эру в
развитии физики. Теория и опыт шли в
эти годы рука об руку, при чем часто че-
ловеческая мысль предвосхищала резуль:
таты опыта. Оказалось, что классическая
механика, пригодная для описания движе-
ния тел, с которыми мы сталкиваемея в
повседневной жизни, не является универ-
	сальной механикой, пригодной и для столь
‘малых частиц, как электроны. Раскрыть
‘законы новой, более совершенной механл-
ки. Удалось почти одновременно и незави-
вимо друг or apyra Гейзенбергу и Шредич-
геру в конце 1925. и в начале 1926 года.
В связи с развитием новой механики все
принципиальные вопросы, связанные со
строеннем атома и молекул, решены пол-
ностью.

_ Остается лишь математический расчет,
часто упирающийся в значительные труд-
ности, которые с развитием вычислитель-

ной техники будут преодолены.
	Вакое же значение может иметь вванто-

вая ‘механика для будущего развития хи-
мии? \

Мы должны себе отдать отчет в том, чтб
теоретические исследования и лаборатор-
ные опыты не сразу находят себе приме-
нение на практике..И часто ученый иесле-
дователь не догадывается 9 том большом
практическом значении, какое имеет. ©
открытие. Так было с Эрстедом, впервые
обнаружившним отклонение ‚ магнитной
	стрелки при замыкании электрического. т9-
ra. Mor ли он тогла думать, что енустя
	каких-нибудь 30 лет задвигаются первые
динамомантины и наступит эра электродви-
гателей? Мог ли Г. Герц представить себе,
что из его лабораторных, опытов с элек-
тремагнитными волнами возникнет спу-
етя несколько десятилетий радиотелегра-
фия, и что человеческий голос сможег
	быть передан за океан? Совершенно в та-
	KOM же положении находится и сейчас ра-
ботающий в области атомной физики. Он
	может лишь слабо догадыважася 9 том пе-
	ревороте, который внесет практическое
применение результатов его исследований.
	Нам важно не только понять структу-
ру и свойства атомов и молекул, но п
иметь возможность влиять ‘на их поведе-
ние воздействием внешних факторов. А для
этого необходимо иметь` полную картину
механизма химического процесса, WOHALb
сущность и характер сил химической свя-
зи, сущность явления катализа и акти-
nama. Dro знание дает в руки человека
небывалую власть над малерией. Вее на-
ше машиностроение; все наши огромные
конструкции из стали и бетона стали BN3-
можными лишь после. того, как удалось
раскрыть законы движения и практически
использовать достижения классической ме-
		понадобились десятилетчя упорного трудз
величайших физиков, прежде чем удалось
найти ключ к распвифровке спектров и
сделать их источником глубочайшего П9-
знания о структуре атома.

Период с 1913 no 1925 т. являетея
одним из самых плодотворных и решаю-
ших для фызики атома. Он начинается
работами Нильса Бора, обнаружившего, что
атом построен, подобно солнечной системе,
с тяжелым ядром в центре, вокруг кото-
рого вралщаются электроны. При этом ока-
залось; Чо движение электронов вокруг
ядра происходит не по тем законам, по
котюрых движется земля вокруг ‘солниа?.а
ограничено рядом дополнительных  уело-
BMH, получивших ‹ название квантовых
условий Бора. В то время как планета
может вралцатьея вокруг солнца по орбите
любого размера, электроны в атоме могут
вращаться ляшь по орбитам, имеющим
определенную форму и размеры, удовлетво-
`ряюние квантовым условиям. Анализ спек-
тров и закономерности периодической ‚ си-
стемы оказался путеводной нитью для
дальнейнтих открытий в области строения
атома. В. 1924 г. голландские ученые Гауд-
смит и Юленбен открыли, что электрон з
атоме, кроме своего движензя вокруг ядра,
совершает еще вращение вокруг. своей оси.
	Это еще более подчеркнуло сходство. атом
	тета Д. И. радостный, возбужденный пока-
	Война ‚прервала работу с’ездов. Третий
с’езд собрался в Петрограде 25 мая—
1 июня 1922, года. Помимо работ, опродол-
жающих развитие прежних течений нзуки,
на этом впервые после революции созван-
ном менделеевском с’езде. был проявлен
огромный интерес к новым путям науки.
Были заслушаны доклады 0. Хвольсона —
о принципе относительности и-Д. Рожде-
	ственского — 0 спектрах.
		Наше поколение является свидетелем
лальнейшего усиления могущества челове-
ка и овладевания им силами природы.
Квантовая физика даст нам возможность
гаеечитывать атомные `конетрукции, сд-
	зласт булущих инженеров атома; укажет
	ПУТИ, Но Которому должны. итти химик и
техник в деле улучшения качества наших
материалов. Уже сейчае мы имеем в ру-
ках запасы энергии огромной мощности, и
дальнейтий техническай прогрессе скоро
упрется в недостаточную прочность тех
материалов, из которых строятся наши ма-
шины и сооружения. Поэтому особенно
ражно уже сейчас всемерно углублять на-
ши знания о структуре материи и подхо-
дить к решению проблем, перед которыми
старая химия, удовлетворявшаяся своими
грубыми представлениями 9 атомах, бы-
ла беспомотщна..
	Проф. Ю. РУМЕР.
	Четвертый менделеевский .с°езд состоял-
ся в Москве 17—23 сентября 1924 года
и привлек колоссальное количество участ-
	ников, в Том числе учащихся.
	На этом с’езде доклады были посвящены
как философским воззрениям. Менделеева,
так отчасти и вопросам организации хими-
ческой промышленности. Доклады касались
главным образом деталей работ, так как

большинство научных лабораторий только
развертывалю работу.

Новое в нзуке: было дано только лабора-
ториями недавно организованных инетиту-
тов (им. Нарпова — работы А. Баха и
А. Фрумкина; физико-технического инсти-
тута — работы Н. Семенова).

. * *

Г
	Пятый менделеевский с’езл собрался в
1928 году в Казани. дн занимался прейму-
щественно вопросами, He столько углу-
бляющими теорию) сколько отвечающими
наз @C дополнительные детали.
	Казанский с’езд, происходивший в сто-
лице одной из советских республик. был в
частности посвящен памяти великого хи-
мика, выходца из Вазани — А. М. Бутле-
рова, основателя современной органиче-
ской химии. Главное внимание с’езда было
обращено на работы по органической хи-
мии и в частности на работы профессора
Казанского университета Арбузова, изуча-
ющего  малоисследованные — органические
		соелинения.:
	TAM, [HE РАБОТАЛ
	ВЕЛИКИЙ ХИМИНМ —
	Старинный письменный стол, стеллажи
	еще в. те годы ах месторождений
страны.
	От исследования нефти мысль Менде-
леева` переключаетея на изучение залежей
	каменного угля — «будущей силы, покоя-
	щейся на берегах Донца» (Менделеев). Ёго
научная прозорливость была настолько ве-
лика, что уже тогда он мечтал о подземной
газификации угля. Труды, хранящиеся в
его кабинете; содержат замечательное пред-
сказание, которое осуществляется только
теперь. в. CCCP: «Hacraner, вероятно, ео
временем даже такая эпоха, что уголь из
	земли вынимать не будут, & там же, в земле.
	его сумеют превращать в горючие газы и

их по трубам будут распределять на лале-
кие расстояния».

Научные предвидения Менделеева по-
	истине чрезвычайно многогранны. Его кни-
ги И письма содержат предсказания о Ве-
ликом северном пути, 9 развитии ураль-

ской металлургии, о громадном  размахе
гилротехничееких работ.
	Трудно хотя бы кратко перечислить’ на-
учное богатство, ‘оставленное Менлелеевым.
являющееся живым воплощением его твоэ-
ческих усилий над разгалкой материи.
	Небольшие весы Саллерона, сконструиро-
ванные Менделеевым; напоминают о его двух
крупных классических! работах: о соедине-
нии ‘спирта с волой`и об исследовании вод-
ных растворов по удельному весу.

Громадный баллон, заключенный в стек-
лянном корпусе’ больших двухэтажных pe-
сов, — свидетельство ‘другой крупной’ ра-
боты ученого: по исследованию упругости
газов. Это требовало исключительной точно-
сти. Она достигалась применением хрусталь-
ных гирек и особых трубочных мер, изгото-
вленных за границей по указанию Менле-
	леесва и сохранившихся в егд комнатах до
сих пор,

Иселедования, связанные с применением
точных мер, пробудили в Менлелееве на-
учную страсть к метрологии. Им разрабо-
таны очень точные и чувствительные неф-
тяной и волородный термометры,  храня-
щиеся в Ленинграде. в другом кабинете
Менделеева— при Главной палате мер и ве-
сов. Именно: здесь Менделеевым были зде-
	ланы мировые открытия ‘о зависимоети кэ-
лебанея маятника ‘от трения я моталнана
	AMEN мальенивка OF трения и материала
его точек опоры. Е
	Проф. Э..ФРИЦМАН.
	оо све И профессору b. LAMECHKO Ipe-   co сверкающими позолотой пухлыми корете-

бирки 6 кусочками нитрованной бумагя ‘B TQM Power RPPARNBAIO TALIS ePrirgera natn ne
	смеси спирта с ‘эфиром и говорил: «Смот-
рите, смотрите, растворяется, как caxap>.
«Этот вид`коллодия, — говорил Д. И.
	должно считать новой, до сих пор в прак-
	oe PEAS DOCLROA формой. нитроклетчатки».
Он назвал ее пироколлолием.
	В 1892 `г., менее чем через ‘год: но oT~.
крытии лаборатории, была произведена пер
вая стрельба, пироколлодийным порохбм. Ре
	зультат получился блестящий. В’ июне
1893 г. была. произведена, первая в. Рос-
вии. стрельба из 12-люймового орудия без-
дымным порохом, и инспектор морской ap-
тиллерии, известный адмирал Макаров,
поздравил Менделеева с блестящим  успе-
хом. Бездымный порох был изобретен. .
		ками книг, всевозможные склянки, ретор-
ты, колбы, .загалочные. таблицы, испещ-
ренные сложными формулами, перемежало-
щиеся портретами друзей и родных, — та-
ков внешний облик трех комнат Д. И. Мен-
делеева в Ленинградском университете, где
жил и работал великий химик.
	‚. Ще недавно комнаты Менделеева были
‘мертвым хранилищем реликвий, неизвест-
цых широким массам и доступных лишь
ограниченному кругу’ ученых химиков. По
воле советского правительства теперь они
превращаются в живой очаг научно-иселе-
довательской работы. Эдесь будет произво-
диться расшифровка секретов творчества
основоположника современной химии.

Библиотека „Менделеева представляет 50-
бой богатейшую. коллекцию разнообразных
научных трудов, справочников, словарей,
монографий..

Достаточно бегло познакомиться с этой
библиотекой; чтобы ‘составить себе пред-
ставление 0. размахе научного интереса
Менделеева. ‘Здесь подобраны книги по
химии, физике, экономике,  воздухоплава-
нию, военному’ делу, беллетристические
произведения. Eine интереснее обнаружеён-
ная недавно среди книг Менделеева бога-
тая сопиолого-марксйстская и революцион-
	ная литература, которую. он. вниматель-
но’ изучал. O86 этом свидетельствуют
его многочисленные ‹собственнору чные `10-
метки на. полях «Коммунистического * мани-
	  феёта», «Вапитала» Маркса и «Курса на-
	ЦиоНаЛЬНоЙ экономики» Дюринга и в 050-
бенности В книге Герцена «Письма к ста-
	  рому товарищу».
	x

Последний, шестой, менделеевский с’езд
заседал в Харькове осенью 1932 гола. Его
работы носили особенно широкий характер
как по колоссальному количеству участни-
ков, та и по громадному количеству до-
клалов представителей почти Всех лабора-
торий Союза.
	Из числа теоретически работающих ‘ла-
бораторий много доклалов дала лаборатория
академика Н, С. Нурнакова..
	Работы Радиевого`инетитута (В. Хлопин)
касались труднейшего вопроса о распреде-
лении очень малой примеси между раство-
ром и выдлеляющимися из него кристаллами.
	Работы химиков-органиков были напраз-
лены преимущественно на изучение поли-
меризации и изомеризации (школа С. В.
Лебедева, школа А. Е. Фаворсного, школа
Н. Д. Зелинского и xp.). B лаборатории
Лебедева был решен вопрос об искусствен-
ном каучуке. Общирная работа по вопросу
о природе сил на поверхности соприкоено-
вения была сделана в лаборатории А. Фруи-
	нина.
	МНОГОГРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
	М ногогранность деятельности Менделеева
поистине разительна. Он занимался почти
всеми отраслями химии, много и плодовито
уделял внимания развитию метрологических
радбот,. интересовалея освоением высших
слоев атмосферы. При поездке в Донбасс
он выдвинул вопрос о подземной газифи-
кации угля — проблему, практически раз-
решаемую лишь в настоящее время.

Сезд является одним из звеньев ситемы
мероприятий, отмечающих память великого
ученого... Он длолжен послужить толчком
К дальнейшему об’единению исследователь-
ской работы по ‚ряду проблем новейшей
химии. Академия наук постановила соби-
рать периодически менделеевские чтения
(по образцу фарадеевових чтений в Лон-
доне). На этих собраниях „будут оглашать-
ся доклады о важнейших работах. К мен-.
делеевсвим чтениям мы предполагаем прн-
влечь и вылающихся заграничных ученых,
	Академик Н. С. КУРНАКОВ.
	Чем кончилось это неожиданное увлече-
	ние морского ведомства отечественной нау-
кой? Увы! Без радости была любовь.
	ток ee OE АУ

Менделеева скоро «ушли» из морского ве-
пометва.
	Нироколлодийный порох не был принят
военным министерством. Для флота он го-
товился на небольшом ‚ морском заводе з
ничтожных количествах. В коние 90-х го-
дов, с ростом русского флота, морское ве-
домство вместо того, чтобы расширить свай
завод, отдало заказ на порох частному: об-
ществу, связанному с крупными герман-
вкими фирмами. А векоре после японской
войны морской завод был совсем закрыт, в
пироколлодийный порох прекратил свое су-
ществование в России. Зато он великолеп-
но привился в Америке.
	Менделеев как бы предвидел тажую в03:
можноеть. В 1893г. он писал: «Мне ка-
жется особенно печальной та возможность,
что пироколлодийный порох будет держать:
ся у нас в большом `еекрете, но не будет,
отчасти во силу ‚секретности, признан во
всех ‚его достоинствах, а межлу тем так
или иначе проникнет на`Запад, и его уче-
ные проведут. этот. совершеннейший порох
в жязнь, прибавляя новую славу. к своим
именам, и заставят нас принять то, что де-
лается теперь в самой России».
	Остается добавить, что во время импе-
риалистической войны военное министеь-
ство заказывало в Америке несколько THI
	  сяч тонн пироколлодийного. пороха
	Проф.. С. ВУКОЛОВ.
	. Ha, cToie.B одной из комнат музея ле-
кит» обветшалая от. времени книга Менле-
леева «0 барометрическом нивеллировання
и применении для него высотомера» ¢ HH-
тересиейшей надписью автора:

«Сумма, которая, может быть выручена
от продажи этого сочинения, назначается
автором на устройство большого аэростата
И ‘гообще на изучение  метеорологических
явлений в верхних слоях атмосферы».

Сохранившаяся  коллекния препаратов

различных фракций ‘кавказской нефти —
живой памятник громадной работы _Менле-
	леева в области ‘исследования неизвестных