я HC
	Фото С. Фридплянд.
	Короткие
CUZHOAR bE.
	ЗА САМОКРИТИК
БЫТ. РУБЛЕМ.
	(Нисьио рабочего).
	16 лет я работаю на нефтяных промыс-
лах города Баку. Йз них 8 лет — буро-
вым мастером на промысле имени 0Орджо-
	никидзе. Работая на первой группе буре-
ния, я неё мог умолчать о безобразиях,
творящихея администрацией этой группы:
семейственности, пьянстре, зажиме сзмо-
критики и т, д. Я считал совершенно ‘не-
допустимым, когда заместитель заведую-
щего первой групны Саркисов давал сви-
женные задания и повышенную оплату
своим собутыльникам Сапунову и Мусат-
кину. Он не обратил внимания. что по их
вине законсервирована скважина № 137,
a другая — № 1000 — не доведена ло
проектной глубины.
	Моя активность не понравилась адми-
нистрации. Меня решили выжить из груп-
пы. 27 июня с. г. меня безо. всякого ос-
нования сняли со скважины № 568. По-
вводом послужила ‘хулиганекая выходка од-
ного из подручных слесарей. 16 лней я
был вне производства. И только после вме-
шательства секретаря райкома тов. Нари-
манова и директора промыслов тов. Тер-
Газарьяна меня назначили во вторую груп-
пу, при чем за вынужденный прогул Сар-
кисов отказывается уплатить. Вел обще-
ственность промыела возмущается этим ак-
том зажима самокритики, но треугольник
наш ничем не проймешь.
	за самокритику терилю не я один. Ра-
бочего Аникина за его заметку в районной
газете «33. нефть» заведующий группой
		Засильев выругал и пригрозил снять
работы.
	A. ДЕРКАЧЕВ.
	ТРЕБУЮТ СКИДКУ
НА БЕЗЛЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
	(От дальневосточных корреспондентов
«Правды» ).
	Ивасй идет хорошо. - Дальгосрыбтрест
полугодовой план выполнил на 115 проц.
Август также дал 117 проц. Большими
уловами начат сентябрь. Некоторые про-
мыелы-—<«Песчаный», «Старк»—и колхозы
«Новый мир», «Самарга рыба» и другие
выполнили годовые планы.

Уже намечаютея кандидаты на первые
места в об’явлениом  соревноранйи, уже
щедрой рукой посыпались премии. Забыли
лишь ©б одном — о качестве. Даже по-
становление обкома о выполнении плана,
в котором расхваливаетея ряд промыслов,
исходит лишь из количества. Директор
промысла «Средняя» Набалдьян и другие
работники промысла неоднократно преми-
ровались за выполнение плана. Важлому
из них установлены — Дальгосрыбтрестом
персональные оклады, Набалдьяну  данз
4-месячная командировка в Москву.

Работа этого промысла, однако, выгля-
дит в совсем ином свете, если взять каче-
ство его продукции. Промысел сдал пер-
вым сортом только 19 проц. переработан-
ной рыбы вместо установленных 90 проц,
400 пентн. первосортной продувдии на
промысле сгноили и ‘выбросили в море,
тысячу нентнеров переработали wa Тук.

Приемка сырца от ловцов на промыслах
организована плохо. Лучшие сорта рыбы
часто попадают во второй сорт только по-
тому, что при выборке рыбы из сетей
она сваливается в одну кучу. Неоедки слу-
чай порчи рыбы на берегу, возле засоль-
пых сараев.

Пролукция портится, теряет сортность
при транепортировке с промыелов во Вла-
дивосток. Баржи с рыбой простаивают не-
делями в ожидании выгрузки. Во Владиво-
стокеком порту бывают елучаи, когда при-
ходилось катить бочки с баржи ло склада
на протяжении 500. метров по грязной ло-
роге. Бочки разбивались, тузлук вытекал,
и первосортная продукция  превррщалаеь
во второй и третий сорта.

Вместо устранения всех этих безобразий
руководители Дальоерыбтреста атакуют
рыбную инспекцию, требуя для треста
снижения качественных стандартов. Мо-
тив—‹«0собые условия» Дальнего Востокз.
Никаких специфических условий, которые
лавали бы тресту право снабжать трудя-
щихся страны низкосортной продукцией,
не существует. «Особые условия» выду-
маны для того, чтобы снять с себя ответ-
ственность за качество рыбы.

ХОДАКОВ.
	МАНУЙЛОВ,
le
	УНИВЕРМАГ TAGTPOHO SHH.
	Тверская улица _ была обжорной маги-
стралью купеческой Москвы. Особенно сла-
вился магазин Елисеева.

История ero чрезвычайно любопытна.
В прошлые годы фешенебельные залы
завалены были картошкой чуть не до
самых хрустальных люстр. T[orom ма-
газин переходил от одной торгующей op-
ганизации в другой й нигде не был ис-
пользован со всей эффективностью. И вот
сейчас, в борьбе за культурную  совет-
скую торговлю, очередь дошла и до быв-
шего елисеевского «храма», превращземото
в первый в OCCP опытно-показательный
гастрономический универмаг.

Уже заканчивается капитальное пере-
устройство всех помещений. Магазин не
только реставрирован, но и значительно
реконструируется. Внешней его отделе и
убранетву соответствует исключительно вы-
сокое техническое оснащение. Прилавки,
шкафы, витрины полностью защищены хо-
лодильными установками и вентиляцион“
ным оборудованием от теплого воздуха. пы-
ли и мух. Для «производства холода» уста-
новлена компрессорная станция: При мага“
зине оборудована специальная лаборатория.

Универмаг будет состоять из следующих
отделений: мясное, гастрономия, молочные
продукты, вулинария собственной кухни,
‘рыбная гастрономия, кондитерские товары,
фрукты, вина, табачные изделия, сухие
фрукты, бажалея, булочная, евежая рыба,
зелень, мясо-дичь-птица. Здесь будет в
продаже все. Достаточно сказать. что в от-
делении мясной гастрономии предусэютрено
38 сортов одних колбас. В булочной можно
будет покупать хлеб 50 сортов. Круг
лый год будет зелень.

= 21 ЗАЯ РЫБА
	()715-оОи ПАРОЗОЗ
	управление дороги от начальников паровоз-
ных депо приходят примерно такие теле-
графные «отчеты»:

«Из Гришина, от начальника депо Ло-
банова, По очистке галлерей я фильт-
ров выполнено — нуль, укреплению пло-
тин — нуль, ремонту смотровых колод-
цев — нуль, ремонту водоемных зданий—
НУЛЬ...»

Отроительству новых водных сооружений
на дороге также уделяется ничтожно мало
внимания.

— В Новомосковеке вода имеет теперь
70 градусов жесткости, — говорит маши-
нист депо Узел т. Куквивный. Стоит
только набрать этой воды в котел, — и
трубы начинают течь. Аппарат для очист-
ки воды здесь нужен, как воздух. Ведь
иной раз маневровых машинистов сюда
прямо не загонишь. Действительно, кому
охота портить свой паровоз?

Химик паровозной службы управления
дороги, старый инженер т. Рабинович,
взволнованно перебирает пачку тревржных
телеграмм, полученных с линии. Из Волнво-
вахи, Карани, Зачатьевекой, Кленовки, Са-
рыроли одновременно сообщают, что очиет-
ка воды прекращена.

— Не прибыла сода!

— Не получена известь! #

— Ну скажите, — негодует т. Рабияо-
	ВИЧ. — Кто не знает. что у нас на Ёкате-
	рининской сплошь и рядом жесткость воды
колеблется от 40 ло 120 градусов, когла
по норме нужно только 6—8 градусов?

Кто не знает, что все эти хлориды, маг-
незиальные соли, гипс губительно действу-
ют на паровозные трубы и котел, что они
вызывают течи, выпучины и другие паро-
возные болезни? Вто не знает, что один
миллиметр накипи увеличивает расход
топлива на 15 upon.?

Вее это хоропю известно всем. Однако
10 вагонов-‘`извести; предназначенной
для очистки паровозной воды, матери-
ально-хозяйственная служба передала .cHA-
ликатному заволу. За весь месян нам ни-
как не могут лоставить трех вагонов соды.
	Й мы буквально. щепотками перебрасываем
соду из имеющихея остатков © одной
етанпии на другую. Но разве это ле-
ло? Разве так можно относиться в пита-
нию паровозов волой? Разве так должны
готовить в зиме паровозное хозяйство?
Нам ничего не остается прибавить’ к
этим словам старого инженера-химика.
	С LHANYP.
	(От корреспондента «Правды» на Екатерининской дороге).
	Недавнее событие на пруде в Гуляй-Поле
несказанно изумило всех окружающих жи-
телей: $

Тысячи рыб ‘и -рыбешек выплыли на
поверхность воды. Они судорожно разевали
‘рты и стремились куда-то еще выше, я
но пытаясь вовсе дезертировать из пруда.
В эти дни лаже самый неопытный рыболов
мог бы собрать здесь богатую хобычу.

Что же произошло?

Гуляйпольский пруд не очищали десят-
ки лет. Грязь и гниение дошли до таких
пределов, что рыбе нечем стало дышать.
Она дохла и, разлагаясь, все больше и
больше загрязняла пруд.

Конечно, всяческого сожаления достойна
сия горькая рыбья участь. Но... нам еше
более жалко паровозы, которые проездом
через станцию ‹ Гуляй-Поле вынуждены
пить воду в этом замечательном пруде. Да
и только ли в этом?

Гуляйпольский пруд входит в инвен-
тарь водного хозяйства Екатерининской
пороги. И надо сказать, он далеко не яв-
ляется исключением. Прудовое хозяйство
Екатерининской дороги полузабыто и полу-
заброшено.

Поистине большой обвипительный акт
за качество «водопоя», могут представить
паровозы дорожным хозяйственникам!

Скважины, пруды, плотины, водяные
таллереи, здания водокачек — все это под-
лежит ведению путейских дистанций. И по-
лучилось так, что «ведают» они этим толь-
хо в самую последнюю очередь. Руковоля-
тели путейских дистанций уделяют водным
сооружениям только жалкие крохи своего
внимания и своих средств.

В Синельникове в весеннее половодье
были разрушены на пруду водослив и во-
доспуск. Кое-как подкрепили балками —
и все. Начальник дистанции пути Носиков
и не думает дальше производить ремовт.

В ео Пятихатке; Верхов-
nese, Эрастовке, В.-Днепровеке сточные a
питательные колодпы не ремонтировалисв
толами. С прошлой зимы на кололцах ле-
жит Нароз. Задвижки и водоразборные
краны не осмотрены. Сливные чаши кае-
где разбяты. Начальники 9-Й и 10-й ли-
станций пути Тупица и Рожнов не обра-
щают на это никакого внимания, На стан-
ции Саки разрушается водокачка, и никого
это не трогает.

В августе должен был производиться ре-
MOHT водных сооружений. Но аккуратно и
неукоснительно кажлые лесять лней в
	В этом году в Биробиджаве большой урожай меда высокого качества. В колхозе
«Бирофельд», на трех пасеках с двухсот пятидесяти ульев собрано тысяча двести пу-
дов высоносортного меда. На фото--выкачка меда из сотов на Бирофельденой пасеке.
			ПРОТИВ НАРУШИТЕЛЕЙ ПОЛИТИКИ ЦЕН.
	Ю роли немых свидетелей.
	Еще 23 августа во всех магазинах Охес-
	вы консервированный компот — персики,
абрикосы — продавалея № 3 р. 75 к. за
банку. масло сливочное — по 17 р. за ки-
	ло. консервы иваси — по 4 р. 30 вап.
за коробку.

А 24 августа тот же компот продавался
вместо З р. 75 к. uo 10 pyé., консервы —-
вместо 4 р. 30 в. по бр. 15 к., масло —
10 23—27 р. и даже горчица, накануне
стоившая 1 р. 60 в. за килограмм, / ста-
ла пролаватьея по 5 р. ^

Эти внезапно подорожавшие товары про-
давались не только в открытой сети, но и
в закрытых распределителях, гле вообще
коммерческими товарами торговать нельзя.

До какого абсурда доведена эта «поли-
тика пен», можно понять, заглянув в
показательный фруктовый магазин торпо-
требеоюза, где цены в 8—10 раз выше
рыночных.

В этой вакханалии цен одинаково по-
винны и украинские Наркомвнуторг и Нар-
комфин, и нов й Центросоюз в Мо-
скве.

Наркомвнуторг СССР специально для
своих показательных магазинов в Москве
и енинграде установил цены на фрукты.

В Олесесе нет показательных магазинов
	Наркомвнуторга. Но заведующий одесеким
областным финансовым отделом Наргин ре-
шил ни в чем не уступать Москве. Был
создан свой прейскурант, где цены на
фрукты значительно превышали москов-
ские.

В некотором сомнении горпотребсоюз за-
просил Наркомфин Украины 0 TOM, Kas
быть е ценами, по которым никто не хо-
чет покупать. Тов. Авдеев из Наркомфина
ответил: -

— Цены пусть меняет Наркомвнуторг
CCCP.

Тогда запросе пошел в Центросоюз, заме-
стителю председателя т. Кричевскому,

Тов. Вричевекий счел за благо не от-
ветить.

На вторичную телеграмму т. Кричевский
также не дал определенного ответа, & с0-
общил, что вопрос «увязывается» в Нар-
комвнуторге Союза.

И вот целый месяп этот вопрос увязы-
вается и согласовывается в украинском
Наркомфине, Центросоюзе и’ других органи-.
зациях. }

Заместитель наркомвнуторга Украины
т. Берлин был в Одессе, знал отлично об
этой истории, но сохранял упорный ней-
тралитет. А. ГУН.
	(От специального корреспондента «Правды»).
	ТАНШЫ ЛО БЕСЧУВСТВИЯ.
	Письмо крвасноармейца).
	В г. Борисове, БОСР, есть немало рабо-
чих клубов. Тут и недавно выстроенный
хороший клуб рабочих-химиков им. Горь-
кого, и летний клуб рабочих спичечвой
фабрики, железнодорожников и т. д. Ho an
один из них не позаботилея 06 организа-
ции культурных развлечений. Bee вилы
культурно-массовой работы заменены тан-
пами. Все клубы помешались на организа-
ции танцовальных вечеров. Вее лето по
городу красуются  об’явления  исключа-
тельно о танпах. Если где-нибудь и по-
явится кинокартина, ее ставят в кон-
це вечера, далеко за полночь, когда уста-
	лая от танцев молодежь расходится по до-
мам. a
	Партийные и профессиональные органи-
зации Борисова не желают, видимо, ут-
руждать себя придумыванием более разно-
образных методов. массовой работы.
	Танцы — неплохая вещь. Но в Бори-
сове танцуют до бесчувствия.
	С. ПАШКО.

НЕ ПОДГ ОТОВИЛИСЬ
К УЧЕБНОМУ ГОДУ.
	Письмо колхозника).
	Илотниковская начальная школа в к--
глебовском сельсовете, Ржевского района.
Западной области, построена еше в
1932 г. Но до сих пор не проконопачены
стены и нет вторых рам. Зимой ученики
занимаются в верхней одежде, а в особен-
но холодные дни предпочитают оставать-
ся дома. В прошлом году отееялось таким
образом. 25 проп. учеников школы.
	заведующие школой Часто  меняютея,
Придет один, попробует чего-либо 20-
биться, побегает в райисполком, районный
отдел народного образования и, разочаро-
ванный неулачей, удирает из школы. Так
было с учителями Смирновым, Угловым
и др.

Ржевские районные организации счита-
ют. видимо, нормальным тзкое положепие,
	Б. ЦЫБИН.
	Беспризорные угольные склады.
	на Юго-запалной дороге).
	углей. Сейчас жгут только жирные угли.
А дело идет к зиме, когда в жирных уг-
лях будет большая потребноеть.

Это — на так называемом главном
складе. А есть еще склады-филиалы ва
станциях Киев-П. Фастов, Тетерев, Киев-
Подол, „Киев-товарная. Работники глав-
ного склада смотрят на них как на пасыя-
ков. На станции Киев-П, например, склад-
ская плошаль до сих пор не приведена в
порялок. Краны простаивают, а уголь та-
скают вручную. °

По решению CHR и ЦК ВВП(б) or 9
марта с. г. все угольные склады перела-
НЫ в ведение начальников лепо. Начальник
паровозного депо станции Киев-Г Венгеров
формально принял склад от материального
отдела дороги и на этом успокоился. Склах
до сих пор выполняет несвойственные ему
функции. Кроме снабжения углем пароРо-
зов, он снабжает топливом до 150 различ-
ных предприятий и учреждений, & также
веех железнодорожников Киевского узла.

Кустарщина, как и прежде, парит на
склале. Попрежнему паровозы простаивают
под набором угля, качество угольной cMe-
си плохое, нередки перебои в подаче топ-
лива. И на. все это спокойно взирает но-
вый хозяин утольного.склала — начальник
	паровозного депо.
. Т ГОЗБУНОВ.
	(От

корре
рреспондента «Правды»
	Вому из киевских  железнодорожников
не знакома неприглядная картина прошлой
зимы, когда на угольном складе станции
Киев-Г собиралось целое скопище парово-
зов, простаивавших в ожидании угля де-
сятки часов? Разбросанный по путям чер-
ный антрацит, покрытый толстой коркой
льда и пеленой снега, — это и был «уголь-
ный склад». Ломами и лопатами грузчики
разбивали снеговые и ледяные бугры, ло-
ставали из-под льда уголь и «через час по
столовой ложке» снабжали им паровозы.
Так было в прошлую зиму,

Как же угольный склад станции Киев-1
готовится в наступающей зиме?

Техническое состояние склада. попрежне-
му скверное. Склалекая площадь вся в вы-
боинах, уголь в беспорядке нагроможден,
гле попало. Уже сейчас есть случаи про-
стоя паровозов под набором угля. Машини-
CTH жалуются на плохое качество угольной
смеси. До сих пор не ликвидирована ураз-
ниловка в оплате раздатчиков угля. На
складе станции Киев-[, вылающей в сутхи
300 тонн угля, раздатчик получает 125
рублей в месяц. Такую же зарплату поду-
чают раздатчики станции Фастов при еже-
суточной выдаче 90 тонн и станции
Виев-П при выдаче 60 тонн.

Склал и эстакала требуют ремонта,

Больше месяца склад не получает тоших
	ГУФЕТЧИКИ © ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
	Вще в древние века говорили, что один
дурак может залать столько вопросов. что
	десять Мудрецов не припасут ответов.
	Поневоле вспомнишь 06 этой поговорке,
разглядывая безобидную с виду. анкету, со-
чиненную трестом Моснарпит.

Получив пачку этих шедевров, инспек-
тор по кадрам пролетарского районного
треста Нарпит т. Воскресенский тотчас ра-
зослал их на фабрики-кухни. Принесли та-
кую анкетку и директору фабрики-кухни
при заводе им. Сталина т. Лившицу. Тот,
неё усомнивтись, пишет резолюцию: «Тов.
Ивановой. № исполнению». Зазедующая
личным столом Иванова в свою очередь
пишет своему статистику  Херсонскому:
«Начать делать».

И начал бы Херсонский делать, и все
было бы тихо и гладко, и ко всеобщему
удовольствию авкета поплыла бы по нар-
HUTOBCRHM каналам. но дело испортил тов.
Балашов, начальник группы труда.

Читая вопросы, Балашов сперва удив-
лялея, потом хохотал, потом пришел в
ярость. Ono и понятно. Его заставляли co-
общить: сколько На фабрике директоров и
сколько из них бывших дворян, бывших
попов и сколько прочих? В то же
время очень интересуются в Моснарпите
и таким  деликатным  обетоятельством:
сколько на фабрике директоров се высшим
образованием. сколько с низшим, а еколь-
ко и вовсе неграмотных.

Такой же обидный намек чувствуется и
в графе «врачей»: о них тоже наводят
справку — нет ли, мол, среди врачей не-
грамотных,

Зато огромной верой в успехи проесве-
щения пропитаны Te места анкеты, где
	Й вот тут... Вот тут надо сказать не-
сколько кислых слов.

Точнее — несколько слов на кислую
тему.

Есть одна мелочь, которую надо устра-
нить,—-иначе она будет портить общую
картину. Этакий волос в супе, нарушаю-
щий аппетитность обеда...

Не всюду одинаково охотно и с удоволь-
ствием принимают и устраивают на рабо-
ту бывших каналоармейцев.

Не веду.

В беломорекой книге рассказано, как не-
воторые досрочно оевобожденные натыка-
лись на кривотолки вокруг себя дома.
«Могилянская возвращается домой, в мужу.
Ha ee рабочей блузе — значок ударника
Веломорстроя. «Сними значок,—говорит сй
муж, — все видят, что ты бывшая завлю-
ченная». Она смотрит на мужа с изумле-
нием, она не понимает его. Перел ней чу-
жой, чуждый ей человек. Так может гово-
рить обыватель и мещанин. Jia, ona была
заключенной, она была осуждена за контр-
революцию. Но ее прошлое зачеркнуто ра-
ботой на Беломорстрое. И тот, кто не по-
вимает таких простых вещей, не может
‘быть ее мужем».

Немало мещан сидит еще в наших Fan-
пеляриях. И`мы знаем случаи:

В приемную директора входит человек.
Приемная -—— что надо. Графин © водой,
вожди на стенах, альбомы и книга о Be-
ломорстрое—на столе.

Посетитель пришел поступать на рабо-
ту. Он инженер, хорошей квалификации,
ударник, может быть, даже. с орденом. Дн-
ректор в воехищении, что может ззполу-
чить к себе такого. работника.

— А ваше последнее место службы, то-
варит?

— Веломоретрой.

_ Вы...

— Да, я бывший осужденный Rot pee
документы.
	Нарпит допытывается: & сколько у вас
буфетчиков. кладовщиков и агентов е вые-
шим образованием? Венцом анкетного тво-
рения можно считать вопрос о том, сколько
женщин ёреди сансестер.

Валашов категорически запретил запол-
нять этот странный документ и не под-
давался ни на уговоры, ни на угрозы,
В конце концов терпениё диреклии треста
	лопнуло, и Балашову вынесли строгий вы-
	говор. т
«Правда» запросила мнение Централь-
ного управления — народнохозяйственното
	учета 60 этом инциденте. Ответом нас не
задержали:
	«Формы отчетности о социальном co-
ставе работников общественного питания,
спущенные на предприятия Моснарпитом,
в ЦУНХУ Госплана СОСР не утверждены.
По существу эти формы, следует признать
неграмотными, чрезвычайно громоздкими и
бюрократическими».
	Итак, анкета не утверждена. А нам из-
вестно постановление правительства от 27
эпреля нынешнего года © борьбе с бюр-
кратическими излишествами в отчетности.
Там прямо сказано, что не утвержденная в
ЦУНХУ форма незаконна и надо «привле-
кать к строгой ответственности всех лиц,
как требующих, тан и представляющих не-
законную отчетность, независимо от зани-
маемого положения».
	Чем скорее это будет сделано, тем
лучше, потому что Наргит не только не
CHA BBITOBOPa с Балашова, - но шлет ему

каждый день все новые и новые «фор-
мы» — нелепые. излевательские.
	В. ХАНЛРОС.
	)н что-то со-
	GAY,

БИБЛИОГРАФИЯ.
	te
релое и красное.
	(Агнеса Смэдли.
	«Китайские судьбы». Перевод с английского П. Охрименко.
	187 стр. ГИХЛ, 1934 т.).
	нул вперед, ногой перезернул тело вверх
лицом, вынул из кобуры револьвер и вса-
дил пулю убитому в рот» (стр. 160).
	Но Смэдли не только констатирует фак-
ты. Она бичует, клеймит презрением палз-
чей революции. `

Большюе впечатление производит рассказ
«Солдаты». На сравнительно небольшом
пространстве писательнице удалось пока-
зать солдат гоминлановской армии, герои-
чески защищавших Шанхай от японцев
в марте 1932, г. и оказавшихся беспомош-
ными в борьбе с китайской красной ар-
мией. Смэдли записывала солдатские pac-
сказы.
	«Номандир приказал солдатам залечь
под прикрытием и приготовиться н 00-
стрелу красных позиций из спулеметов,
а пока соблюдать тишину... И варуг в ве-
черней тиши услышали они голоса крас-
ных женщин: «Зачем вы сражаетесь, иде-
те против нас, рабочих и крестьян, братья
белых войск? Мы боремся за ваши инте-
ресы, переходите к нам! «Пли!» — скоман-
довал офицер.—Но нинто не стал стрелять.
Солдаты отвечали, что они боятся этих го-
лосов, — это верно, ‘голоса привидений!
АЙ- Йо! Они великолепно знали, что это не
привидения, а красные. Голоса продолжали
выкрикивать: «Переходите н нам, братья
белых войск, — мы — бедняки и вы —
бедняки: у нас общее дело!»

Командир снова закричал на солдат,
чтобы они стреляли, но те стрелять не
стали, а убили командира и перешли на
сторону красных. Они забрали с собой вин-
товки, пулеметы и все патроны. Больше
мы их не видели. После этого наши офи-
	церы... стали страшно бояться солдат»
(стр. 149—150).
	Tak рассказывает гоминдановский сол-
лат. раненый в боях пол Шанхаем.
	Анига Смэдли — это и художественный,
и политический документ, Смэлли показала
два полюса, два борющихся не на ЖИЗНЬ,
& на смерть лагеря — белый и красный.
Страна, народ, революция, и звериная Kpo-
вавая реакпия, гнет и ограбление стравы
империалистами и буржуазно-помещичьнм

гоминданом нашли свое яркое отражение в
этой талантливой вниге.
	АЛ. ХАМАДАН.
	Агнеса Смэлдли, американская писатель-
ница, не нуждается в какой-либо рекомен-.
дации. Ее очерки и рассказы много раз
появлялись в советской печати. Талантли-.
вая писательница, обладающая зорним гла-
зом и острым пером, уже много лет изу-
чает Китай. Она несколько раз побывала
в эй огромной стране. Ее путешествия
В ЭТУ «загадочную страну Азии» ничего
общего не имеют е туристекими прогул-
ками многих европейских и американских
писателей, искавших и прололжающих
искать «экзотику и очарование Востока»
в шанхайских пратонах и чайных домиках
Токио.

«Китайские судьбы» 0б’единяют рас-
сказы, написанные Смэдли на протяжении
1929—1933 тг. Темы для своих расска-
зов она черпает из окружающей ее obcra-
новки, действительной жизни. Нищета; го-
лол, гнет, террор, революционная борьба,
иностранная оккупация (японекое вторже-
ниё в Шанхай в 1932 г.) — вот волную-
щие темы рассказов Агнесы Смэдли. Из
поля зрения писательницы не выпадают
_ социальные процессы, развитие которых
имеет огромное политическое значение.

Характерная черта Смэдли — тщательное
изучение описываемых ет событий. Смэд-
ли наблюйает события не из прекрасного
далека. Именно поэтому ее рассказы, ма-
стереви написанные, насыщенные большой
теплотой, так сильно волнуют читателя.

Еще одна характерная черта писатель-
ницы Смэлли — документальность. В этой
книге нет надуманных рассказов. _Го-
рячими, волнующими словами Смэдли опи>
сывает героическую борьбу жестоко эксплуа-
тируемых и угнетаемых масс трудящихся.
Яркими мазками она набрасывает перед
читателем прекрасную гартину револю-
ционной — самоотверженности — китайских
коммунистов, гибнущих в упорной борьбе
под топорами и пулями палачей.

Вот картина казни революционера Дина
(рассказ «Вдова мученика»):

«Долой угнетателей народа! Да здрав-
ствует револю...».

Залп не дал ему докончить слово. Дин
Йин-чу вздрогнул, голова его опустилась
на грудь, и он грохнулся на земь, проведя
лицом борозду в пыли. Еще один залл был
дан уже в мертвое тело. Затем офицер шаг-
	Читали и изумлялись. Читали и востор-
гались.

— Вот это — да! Вот это — лействи-
тельно!

— Невиданное дело. Прямо-таки — не-
слыханное. .

— Да это просто сон наяву! Вчера еще
были осужденные, приговоренные, завлю-
ченные, & сейчас — вольные ‘граждане,
ударнивй, да еще в орденами, с грамота-
ми, знатные люди.

— Й правильно. Так должно быть. Это
в капиталистических странах, если человек
совершил преступление, значит погиб он
на всю жизнь. Советская власть нё метит.
При советской власти, если человек хочет
исправиться, если хочет жить по-трудо-
вому — он эту возможность получает,

— Работай, парень, действуй, отличай-
ся — а кто старое помянет, тому глаз вон.

Громкая эпопея Беломорстроя прошумела
на всю страну, на весь мир. Миллионы
людей, волнуясь, читали `имена бывших
преступников, уголовников, вредителей, . 06-
ращенных советской властью на путь чест-
ного социалистического труда, заслужив-
ших звание товарищей. Внига о перевос-
питаний людей разошлась в десятках ты-
сяч экземпляров. Эту книгу, в роскошном
издании, закупили себе руководители го-
сударетвенных и хозяйственных организа-
ций, и, как культурное украшение. книга
	лежит в приемных, вак назилательное чтё-.
	ние для ожидающих посетителей.

Сами каналоармейцы не остановились
на том месте, где их застала амнистия пра-
вительства. Вонеп старой был для них на-
чалом новой жизни. Они пошли работать
лальше — на Волгомосковский канал, по-
щли на большие предприятия и производ-
ства. Они показывают блестящие образпы
ударной ‘работы на «Электростали», на
Вриворожетрое, ‘на Свирьетрое, на Волго-
строе, в Средней Азии, в Кузбассе, на
Лок-Батане.
	Директор вежливо молчит.
ображает.
	строительства социализма домой, B cBoex
семье, в’ город Павлов-Посад, где живут же-
на и двое детей.
	Приехал в Павлов-Носад, пошел в ми-
лицию 38 правом на жительство. Отказа-
ли. Поехал к прокурору в Москву. Стра-
дай, говорит, за свое преступление до кон-
па и на заявлении наложил короткую ре-
золюцию:; отказать. Прошел в паспортный
стол. Отказали. Идите, говорят, к Берма-
BY. Я говорю: товарищ Берман паспортов
е лает. И ушел. Так прошло три месяца.
Что можно. продал и прожил. @ семьей
	сидел впрогололь. На работу ве брали. Не
было паспорта...»
	Дальше — длинная канитель мытарств с
	паспортом, с работой, с жильем в Павлове,
в Туле в Москве.
	«Вчера . ночевал на крыльце женской
купальни, сегодня ночью во вновь строя-
щемся доме на лесах... Семья ждет от ме-
ня помощи, & я не в силах. Неужели нуж-
но. вернуться в прежней жизни? Создается
у меня такая обетановка. что. хоть вновь
	возвращайся в лагерь с новой статьей и
сроком...»
	Вонечно, мы не допустим, чтобы Петр
Колобаев вернулся обратно в лагерь. Деяо
всей страны гостеприимно отнестись и по-
товарищески принять Волобаевых, которых
партия, правительство спасли от моральной
гибели для труда. для пользы общества.
	Возмутительно и подло поступают те,
вто из мнительности или каких-нибудь
других чуветв сторонятся. избегают. по-
тихоньку бойкотируют этих черерожденных
людей, затрулняют AX жизнь, наносят ра-
НЫ их самолюбию. Это тоже вредительетво,
гнусное мелкое вредительство в огромной
работе по переделке людей, которая совер-
шается за эти голы.
	МИХАИЛ КОЛЬЦОВ.
	— Ну что ж, отлично. Загляните хень-
ков через несколько. Как у меня выяснит-
ея. я вам скажу.
	 — Простите, во вы только что говори-
ли, что работник нужен вам немехленно.
	— Да, говорил. Но я забыл упомянуть,
что у меня есть еще и другие кандида-
ты. Так что — позвоните. Или еще лучше
—мы вам сами позвоним.
	Почему такая настороженноеть в отно-
шении бывших осужденных? Есть ли это
бхительность? Особая бдительность. еще
большая, чем у карательных органов. от-
пустивших бывших преступников на Bre
четыре: стороны?
	Нет, это не бдительноеть. Скорее эта
MHATIIEHOCTH.
	Вели внивнуть в ход мыслей канцеляр-
ских тараканов, в них можно прочесть:
	—- Больно лихой народ. Если его и осу-
дили и в лагерь упекли на десять лет, а
он через три года оттуда е грамотой вер-
нулея, — значит двужильный человек.
Кула мне с таким: ведь у нае. атмосфера
тихая. Такую тут горячку: подымет, что
мы перед ним бездельниками покажемся.
Да еще вто его знает, е какими полномо-
чиями он сюда пришел. Нет, уж лучше по-
дальше от греха. :
	Не всегла обращение е бывшими осуж-
денными носит обходительно-саботажный

характер. Иногда оно прорывается прямым
хамством. Вот пишет нам бывший уголов-

ник, а ныне честный человек и ударник
Беломорстроя Петр Колобзаев:
	«5% ударную работу занесен на крас-
ную доску центрального штаба Беломор-
ского лагеря, за окончание строительства
получил сокращение срока и поехал в
1933 году, под праздник великого Октяб-
ря, обновленный, е большой зарядкой для