11 СЕНТЯБРЯ 1934 Г., № 251 (6137).
	НА НЕДУНАРОДНЫЕ
TE Libis

испанском
KOTAC.
	Всеобщая антифаптистская стачка
испанеких рабочих, прошедшая в Мадриде
при участия 200 тысяч пролетариев, про-
холжается  сейчае в ряде провинций.
Огромный размах и боевой характер стачкт
надолго запомнятся испанским фашистам,
на близкую связь которых с германекими
национал-социалистами не раз указывала
международная печать.

В ходе стачкй и вызванного ею боевого
под‘ема в ряде центров, в частности в
Барселонс, веплыл с особенной силой на-
циональный вопрос, тесно переплетаю-
щийся е аграрным вопросом.
	Испания — многовацаональное государ-
ство. Из 24,5 млн населения более одной
четверти относится к нащнональным мень-
шинствам. Среди последних наиболее мно-
гочисленными являются наталониы (2,3
млн), баски (1,53 млн), галисийцы (2,1
дн). В центре испанской политической
жезши сейчас стоят так называемые ката-

лонсний и басиский конфликты,
	Республиканская конституция обещала
каталонцам, баскам и галисийцам облает-
ные автономные самоуправления. Ознако
до сих пор обещание выполнено лишь в
отношении Каталония, которой предоста-
влена весьма урезанная автономия.
	Областное  каталонское правительство
возглавляется  мелкобуржуазной пафтией
зснарра.  Врестьянские массы, которым
	автономия ничего не дала, вынудили aT)
правительство провести через каталонский
парламент «закон 06 аренде», обусловли-
вавший пересмотр старых условий аренды
и небольшое сняжение арендной платы.
Каталонское крестьянство испытывает X90
сих HOD гнет полуфеодальных форм  арен-
ды, в Частности Tak называемой систе-
мы «рабасса морта», в силу которой из-
хольщики-виноградари должны отдавать
помещикам до двух третей урожая.
Принятый каталоноким парламенюм 33-
кон 00 аренде послужил исходным пунк-
том для конфаикта межлу Каталонией и
Мадрилом. КВаталонские буржуазно-поме-
шичьи партии вышли из местного“ парла-
мента в знак протеста против принятия
закона и обратились за содействием в цен-
тральному правительству, с готовностью
отменившему хаталонский закон.
	Вмешательство центрального правитель-
ства вызвало в Каталонии необычайное
оживление. Закон 06 аренде приобрел аря-
ое национальное значение. В городах и
деревнях произошли многотысячные 1e-
монстращии против вмешательства цен-
тральното поавительства.
	Эскерра была вынуждена вторично прю-
вести через местный ‘парламент, осажден-
ный 20-тысячной народной демонстратией,
отмененный зажон 06 ‘аренде. Одновременно
ackeppa пусталась, однако, в завкулизные
переговоры е Мадридом. В ходе этих пере-
товоров уже наметился компромисс: Мал-
рил обязуется не отменять закона фор-
мально, но каталюнское правительство из-
дает в дополнение к нему такие «прави-
ла», которые позволят помещикам сорвать
его проведение. Социалисты всецела co-
лидаризировались с капитулянтской поли-
THHOH эскерры.

Лишь компартия замяла ло конца PeBo-
люционную позицию. Она разоблачает ка-
питулянтокие маневры эскерры и стре-
мится перевести. борьбу — арендаторов-
издольщиков на более высокую ступень,
связывая ee с борьбой за национальное
самоопределение.
	В момент 0бостреная каталонокого кон-
фливта возник новый баскокий конфликт.
Васки населяют четыре провинции — Би-
снайю, Алаву, Гипусноа и Наварру. 0бе-
щание центральных властей дать баскам
автономное самоуправление до сих пор не
выполнено. ‘Более того, права местных
муниципалитетов обеспрестанно  урезыва-
ются, & распространенный на баскекче
превинции новый налоговый закон преду-
сматривает значительное повышение нало-
res. Последнее распоряжение затронуло
интересы и баскокой буржуазии. Рост ре-
волюционного движения в стране, и в
частности рост стачек в городах, не остал-
ea без влияния на мелкую буржуазию и
интеллигенцию баскских провинций.

Вопреки противодействию центральных:
властей, баскекие муниципалитеты прове-
ли выборы 0б’единенного  межпровинци-
ального номитета под лозуном ocyme-
ствления экономической автономии баск-
CKHX щовинций и борьбы с тяжелыми
налогами  пентральною — правительства.
Особенно птирокое участие в выборе меж:
провинциальното комитета приняли. сель-
ские муниципалитеты.
	В ответ на выборы центральное прави-
тельство предприняло ряд арестов среди
представителей баскских муниципалите-
тов, что еще больше обострило националь-
но-освобохдительную борьбу в четырех про-
ВИНЦИЯХ.
	Вациональное и аграрное движение ра-
етет и в Галисии, rie большинство мест-
ных помещиков-—испанцы. «Красный пв-
тух» не перестает там гулять по крышам

помещичьих усадеб.
	Полная неспособность . испанокой  бур-
жхуазной республики разрептить националь-
ный вопрос доказывает лишний раз, что
подлинное самоопределение наций может
быть обеспечено лишь диктатурой проле-
	тариата.

Б.
	Проект Рузвельта.
	ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Нью-
Йоркский корреспондент «Ивнинг стандарт»
сообщает, что, по его сведениям, Рузвельт
намерен «выступить с предложением, что-
бы все правительства мира взяли в свое
ведение и под свой контроль выработку во-
енных материалов, прекратив существова-
ние частной военной промышленности».

По словам корреспондента, ожидают, что
в октябре, когда Норман Дэвис прибудет в
Женеву для участия в новых переговорах
0 разоружении, он представит там конврет-
ные ‘предложения Рузвельта по этому во-
		Текстильщики США
бастуют.
	СОТНИ ФАБРИК ЗАКРЫТЫ
	НЬЮ-ЙОРК, 10 сентября. (ТАСС). Стач-
ка Текстильщиков разрастается. Она охва-
тила все крупнейшие текстильные цент-
ры страны. Работают лишь несколько. не-
значительных предприятий, расположенных
в отдаленных районах. Так, например, в
штате Южная Каролина из 152 фабрик 90
закрыты и 62 работают только частично.
В штате Северная Каролина—2322 пред-
приятия совсем закрыты и ‘частично ра-
ботают 105. В крупнейшем ‘текстильном
центре Гастония прекратили работу 101
фабрика и работают всего три.

Предприниматели южных штатов. воору-
жают тысячные отряды наемной заводской
стражи и штрейкбрехеров, готовясь 17
сентября 0б’явить возобновление работы
на своих _ фабриках.

По сообщению «Нью-йорк таймс», в
штате Южная Каролина состоялись похо-
роны 6 рабочих, убитых полицией. В по-
хоронах приняли участие 10` тыс. басту-
ющих тенстильщиков и др. рабочих.

a
	Антифащистская
стачка в Испании.

ФАШИСТСКИИ СЛЕТ В НЮРЕНБЕРГЕ.
	ше один парад.
	товность приносить жертвы», и что без вы-
полнения этих требований никто не может
быть членом штурмовых отрядов.

Сегодня с’езд национал-социалистекой
партии закрывается. Весь сегодняшиий
день будут, происходить большие демонстра-
ции и парады рейхсвера, в которых будут
участвовать части всех родов оружия.
	= +

БЕРЛИН, 10 сентября. (ТАСС). Все га-
зеты сообщают, что по приглашению заве-
дующего отделем иностранной печати на-
ционал-социалистской партии Ганфштенгля
на. нюренбергском с’езхе присутствовал
вын известного американского «газетного
короля» Херста и что сам Херст, находя-
щийся в Германии на курорте Наугейм, имел
встречу се руководителем внешнеполитиче-
ского отдела национал-социалистской пар-
тии Розенбергом, приезжавшим для этой
цели в Нахгейм.
	БЕРАИН, 10 сентября. (ТАСС). Вчера
в Нюренберге состоялся парад 100 тыс.
штурысвиков и национал-социалистских ох-
ранных отрядов. В этом параде принял уча-
етие также отрях летчиков в количестве
1.200 человек.

На параде с краткой речью выступил
Гитлер, который, остановившиеь на собы-
тиях 30 июня и на дальнейшей судьбе
штурмовых отрядов, ни единым словом не
коснулея происходящей «чистки»  штур-
мовых отрядов от «неблагонадежных» лиц.
Гитлер заявил, что «штурмовые и охранные
отряды попрежнему остаются гарантами на-
ционал-социзлистекой партии», и резко вы-
ступил против утверждений, будто предето-
ит полная ликвидация штурмовых отрядов.

Одновременно Гитлер подчеркнул, что Е
штурмовым отрядам пред’являются катего-
рические требования соблюдать «верность,
послушание, дисциплин  екромность и го-
	ПОЖАЛЕНТЕ ПФЕННИГИ:

` Последние номера фашистского журнала

«Дейче цукунфт» прибыли в редакцию
«Поавзы» с неожиланным приложением в
	виде белогвардейской газетки «Новое слз-
RO».
	Аюбопытно было бы узнать, чем руко-
водствуютея фашистские администраторы
из «Дейче цукунфт», добавляя это бее-
платное приложение: желанием ли усилить
аромат своего собственного издания, иля
желанием уелужить своим подшефным бз-
логвардейцам, которые не находят, видимо,
читателей даже для своего жалкого тира-
жа?

Надо полатать, правильно и то и дру-
Toe.
	Но следует указать господам фалтистам,
что их старания нелегально продвинуть
белогвардейскую литературу в СССР  с®-
вершенно напрасны. Зря г-н Шахт тратит
на это дело золотые пфенниги, кото-
рых у него и безлого не тах мно.
		№ женшинам
всех стран.
	Из манифеста всемирного
женского конгресса
	за время варварской бойни народов в
1914—1918 тг. в воюющих странах едва
ли можно было найти хотя бы одну семью,
в которой война не произвела бы ужасных
опустошений, в которой бы не оплакива-
ли отца, мужа или сына. Уничтюжено де-
вять миллионов человеческих жизней в
полном расцвете сил, а детей погибло от
голода и болезней или осталось больными
НЗ всю жизнь втрое больше.
	Нравительства, силой погнавшие наро-
лы в этот ад взаимного массового истреб-
ления, ‘липемерными словами  утешали
влов и сирот: «Ваши близкие пали за честь
нации, з& свободу народов, за будущее и
благосостояние родины».
	В действительности же война велась во
имя интересов кучки торговцев пушками,
банкиров и крупных помещиков. Каждый
павший в бою приносил прибыль капитз-
листам. Миллионы погнбиих на полях ера-
жений в мировую войну означали милли-
ардные обороты на мировом рынке. Но что
получили от этого народы?
	Мы слышим крики о помощи многих
миллионов безработных сестер, не имею-
щих хлеба для своих малюток, жалобами
которых полны каменные грохады круп-
ных центров.

Во многих странах, народы которых бы-
ли носителями человеческого прогресса,
правящий классе установил фашизм, эту
самую жестокую форму реакции, которую
когда-либо зпало человечество.

Фашизм лишил женщин даже того неудо-
влатворительного положения, которое они
завоезали десятилетиями борьбы. Он пря-
низил их до состояния бесправных прис-
лужниц мужчины и родильных машин, про-
изводящих будущие жертвы на алтарь ма-
родеров Ройны.

Ближайшее будущее грозит стать еще
более ужасным, чем настоящее. В своей по-
гоне за прибылью военные мародеры, как
и 20 лет назад, готовят новую миро-
вую бойню, которая по своей жестокости
во много раз превзойдет прошедшую вой-
HY.

В течение ряда лет капиталистические
захватчики ведут уже войну в Латинской
Америке и в Китае, в Марокко и в Индии,
войну, которая ежедневно уносит сотни че-
ловеческих жизней и изгоняет миллионы
невинных жертв из их родных мест. Сво-
бодная советская страна в Центральном Ки-
тае, насчитывающая более 80 миллионов
жителей, является мишенью постоянных
военных нападений китайских  милитари-
стов и их империалистических союзников.

Японский импезиализм на Востоке, кро-
вавый германский фашизм на Западе соби-
раются напасть на Советский Союз, оплот
мира и братской солидарности народов. .

Сейчас, в ХХ годовщину начала мировой
войны, мы являемся свидетелями самых
нахлых провокаций во стороны. германского
фашизма в.Средней Европе, на границах
Австрии и в Сзарской области.

Мы бьем тревогу!

Советский Союз показал пример, освобо-
жления женщины. Для женщины Советско-
го (‘ююза начался небывалый культурный и
социальный под’ем. Там открыты для жен-
шин все профессии и должности. У них оди-
наковые с мужчинами права  и обязанности,
и они вместе работалот над строительством
нового, счастливого будущего.

Поэтому мы, женщины всех стран, дел-
жны вместе с нашими товарищами — муж-
чинами открыто стать на сторону Совет-
ского Союза, действовать солидарно с ним
и защищать его от нападений японской,
германской или других империалистических
держав.

Мы будем участвовать безо всяких коле-
баний и с напряжением всех сил во всех
камнаниях протеста трудящегося населения
против: войны и фашизма. Мы будем дей-
ственно поддерживать протесты рабочух, их
забастовки и движения бойкота против пе-
ревозок и производства военных материа-
лов.

Всемирный конгреес призывает всех
женщин, которым не безразлична судьба
человечества, немедленно начать борьбу.
	ПАСТЬ
	ных запасов. Фалистокие руководители
намерены вооружить миллионы и миллио-
ны людей, а вооружение только одного мил-
лиона людей требует 1,5 млн тонн стали,
т.-е. полтора миллиарда марок. Германекая
армия— все еще второстепенная армия по
своей технической оснащенности, жалуют-
ея фашисты. Германская авиация еще не-
достаточно развернута, говорят они.
	Но деньги нужны не только на воору-
жение. Целый рях крупнейших концерноз
	Германии. обанкротился. Необходимо Boc-
становить разоренные пароходные компа-
нии, оздоровить  верхнесилезскую Me-
таллургию. Нужны огромные средства. для
развития автомобильного парка, для пю-
стройки стратегических дорог, для укрен-
ления подземных и надземных ангаров, для
развития воздушного флота. Вее это тре-
бует миллиардов. А откуда их взять? 0т-
куда взять их после четырехлетнего же-
сточайшего кризиса?

Фашистские политики уверяют, что гер-
манская марка осталась твердой. Эти уве-
рения должны остаться на их совести.
Яснее ясного, что оня должны будут и
дальше обесценивать марку. И это будет
хоропю для промышленников, потому’ что
это обесценит их долги. Еще лучше это
будет для юнкеров, кулаков, долги кото-
рых составляют 14 млрд. Но это будет
очень скверно для уже раз ограбленных
инфляцией мелкой буржуазии, для кресть-
янства. Очевидно, что фашистам придется в
порядке новой инфляции экспроприировать
сбережения «мелких людей». И несомнен-
но, это вызовет большое недовольство и раз-
дражение среди мелкой буржуазии и кресть-
янства. Это недовольство мелкой буржуазии
и крестьянства может совпасть с недо-
вольством рабочего класса, которому ин-
фляция нанесет новый тяжелый удар.

События 30 июня были первой вейьии-
кой, первым сигналом. такого недовольства.
Но что же делать? Тяжелая промышлен-
ность и юнкера требуют проведения этих
	мер.

Л. МАДЬЯР.
	На „Морро Кэстл“
погибло 189 челозека
	НЬЮ-ЙОРК, 10 сентября. (ТАСС). Шо
последним данным, во время пожара на
пароходе «Морро Изстл» погибло 182 че-
ловека и спаслось 375 челоден.
	Ножар на пароходе начался в 6 милях
от берега рано утром, когда все пассажиры
еще спали. Огонь. быстро распространился
по всему судну, и поэтому удалось спу-
стить всего несколько лодок. Большинство
пассажиров и моряков бросалось с борта
парохода в море. Нескольким пассажирам
удалось, благодаря  спасательным поясам,
доплыть ло берега. Много пассажиров по-
гибло в огне.
	Суловое радио подавало сигналы «503».
Несколько пассажирских судов и судов бе-
реговой охраны приблизились в горящему
пароходу и подобрали часть пассажиров.
Через несколько часов «Морро Кэстл», все
ее охваченный огнем, был прибит к 60е-
		«ЛИКЕ» УСПЕШНО РАЗРЕШИЛ
ТРУДНЕЙШУЮ ЗАДАЧУ»,
	БЕРЛИН, 9 сентября. (ТАСС). «Цев таг»
сообщает о плавании «Литке» и заявляет,
что проделанный им рейс имеет колоссаль-
нейшее мировое значение. Газета хает это
сообщение под заголовком «Труднейшая за-
дача арктического плавания решена».
	«Впервые в истории арктического нла-
вания, — пишет «Дер таг», — удалось
пройги Северный морской путь востока
па запад».

Тазета напоминает, что в течение сто-
летий освоёние Северного морского пути
было мечтой мореплавателей, начиная ©
ХУШ зека и до 1932 года. Все нопытки
специальных экспедиций пройти путь
с запада на восток окончились неудачей.
Лишь советскому  ледоколу «бибиряков»
удалось пройти этот путь, однако при за-
вершении пути ледокол встретил величай-
шие трудности. «Тем большее значение, —
заключает газета, — имеет тот факт, что
«Титке» удалось пройти Северный морской
путь © востока на запад».
		БОЛГАРСКИЙ ПОСЛАННИК
ВЫЕХАЛ В МОСКВУ,
	. СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Болгарское
телеграфное агентство сообщает:
	Болгарский посланник в Москве про-
фессор Михальчев в сопровождении своей
семьи и первого секретаря миссии Стефана
Валгарова выехал через Вену и Варшаву
5 Москву.
	В течение последних дней Михальчев
имел продолжительные беседы с премьером
Георгиезым, министром ‘иностранных дел
Батоловым и другими министрами. Сегодня
Михальчев был поинят королем.
	На вокзале в Софии болгарского послан-
ника в СССР приветствовали многие поли-
	тические деятели.
  д
	Тайфун на Формозе.
	ТОКИО, 10 сентября. (ТАСС). По сооб-
щению газеты «Ници-ници», над городом
Таито, в западной части Формозы, 6-го и
{-го ‚ сентября пронесся тайфун. Тайфуном
сорваны ‘телефонные провода и поврежден
железнодорожный путь, при чем в Таито.
более 1.009 человек остались без крова.
	Агентство «Симбун ренго» сообщает, что
8 сентября тайфун пронесся над остро-
вами Лучу. Пострадали плантации caxap-
ного тростника, а также огородные куль-
туры.
ув
	ПОЖАР В ПРЕФЕКТУРЕ ИСИКАВА:
	ТОКИО, 10 сентября. (ТАСС). По с009-
щению атентетва «Симбун ренго», сегодня в
	городе Даншодзи в префектуре Исикава
пожаром уничтожено 550 домов. По пред-
варительным данным, материальные убытки
	от: пожара, достигают 2 млн иен.
а -
	Ивостранная хооника.
	# Конференция балканских стран, назна-
ченная на 1 октября 1934 г. по требованию
Югославии, отложена на неопределенное
время:

% B Будапеште (Венгрия) пройсходит
конференция международного консульта-
тивного ‘комитета по телефонии при уча-
стии делегатов 25 стран. СССР представлен
на конференции инженерами Кульбацким и
Балашевым.
	$ В Мадриде (Испания) вышел первый
номер журнала «Культура совиетика», име-
MHA 0809й целью осведомлять рабочих
Иепании о лостижениях Советского Союза.
	& В Лионе (Франция) компартией и со-
циалистической организацией созывается
массовый митинг под лозунгами. борьбы
против угрозы японского империализма и
в залциту Советского Союза,
	‚< Количество неграмотных в Югославии
составляет 45 прон. населения.
	. ‚Правительство Уругвая .намерено по-
строить на острове Либерта большой аэро-
порт стоимостью в 1.245 тыс. долларов.
	$ Отряд японских гидросамолетов начал
круговой полет вдоль берегов острова Фор-
мозы.

Е В Брашове (Румыния) разбился возн-
ный самолет. Пилот погиб.
	«Коричневая киига» аветонйского правительства,
	Как национал-социалисты подготовляли путч в Австрии
(По телеграфу от специального корреспондента «Правды»).
	Коттен тратил от 4 до 5 тыс. шиллингов
в нежелю на террористическую кампанию.
Описывая нелегальную деятельность на-
ционал-социалистов в Австрии, «Воричне-
вая книга» говорит, что у национал-социа-
листов было 10—12 постоянных складов
взрывчатых веществ, не считая передвиж-
ных складов. Оружие и взрывчатые веще-
ства привозились контрабандным путем из
Германии. Национал-социалисты использо-
вали для связи бензиновые станции, про-
давцов табачных изделий и газетчиков.
«Коричневая книга» обвиняет кинофир-
му «Уфа-фильм» в том, что ее мотоцикли-
CTH служили национал-социалистам для

связи. Hong.
—O—-
	 БЕСЧИНСТВА НАШИСНАЛ-
СОЦИАЛИСТОВ В МЕМЕЛЕ,
	КАУНАС, 10 сентября. (ТАСС). Литов-
ское телеграфное агентство сообщает: «В то
время как вся фитва с энтузиазмом празд-
новала национальный праздник и шести-
десятилетний юбилей президента Сметоны,
на кладбище в Клайпеде (Мемель) были
совершены беспримерные акты вандализма.
Неизвестные лица загрязнили памятние
освобождения Клайпеды, подкопали пьеде-
стал с пелью опрокинуть памятник и вы-
весили флаг ‹0 свастикой.

Другие акты вандализма были совер-
шены в саду у вокзала, где. государствен-
ный герб был разрушен и смолой нарисо-
вана свастика. Среди населения эти акты
вызвали всеобщее негодование».
	ЛОНДОН, 10 сентября. «Ньюс кроникл»
передает содержание новой «Коричневой
КНИГИ», которую подготовляет австрийское
правительство для доказательства прича-
стности германских национал-социалиетов
к недавнему путчу.

«Коричневая книга» на основании обиль-
ного документального материала сообщает,
что австрийские национал-социалисты бы-
ли организованы по так называемому «пла-
ну Геббельса». Политическое руководство
осуществлял до марта 1934 г. Габихт,
потом его место занял Фрауэнфельд. Воен-
ную секцию возглавлял Раутер.

По словам «Коричневой книги», план в
основном предусматривал экономическое
разорение Австрии. Террористические акты
были рассчитаны Ha то, чтобы запугать
иностранцев и подорвать такой существен-
ный для Австрии источник доходов, как
иностранный туризм.

Нациюнал-социалисты решили организо-
вать путч еще в марте 1934 г. с помощью
национал-социалистокого легиона, находив-
шегося в Баварии. 15 тыс. легионеров бы-
ли двинуты к австрийской границе. Одна-
ко в последнюю минуту германский ми-
нистр иностранных дел Нейрат вмешался
и пригрозил, что, если экспедиция не будет
приостановлена, он мобилизует  рейхсвер
против штурмовиков. В результате «поход
на Австрию» был отменен. После этого
Габихт ушел, & баварекие штурмовики
были интернированы в казармах.

Германия расходует крупные средства на
деятельность надионал-социалистов в Ав-
стрии. В одной Каринтии пресловутый фон-
	УСПЕХИ ТАКТИКИ ЕДИНОГО
ФРОНТА. — ВОЛНЕНИЯ
В БАРСЕЛОНЕ.
	(По телеграфу от парижского
корреспондента «Правды»).
	ПАРИ, 10 сентября. По сообщению из
Испании, всеобщая антифашистская стач-
ка в Астурии была сегодня утром по ре-
шению рабочих организаций прекращена.

Как и забастовка в Мадриде, стачка в
Астурии была проведена с небывалым
под’емом и единодушием. Большую роль в
забастовке сыграли железнодорожники, пол-
ностью приостановившие движение на же-
лезнодорожных линиях, ведуших в Кова-
донгу, и взорвавшие в нескольких местах
полотно, чтобы не допустить движения
поезов, управляемых солдатами.

Между бастующими рабочими, с одной
стороны, и фашистами, полицией и войска-
ми, с другой, во многих местах произошли
ожесточенные столкнисаения.
	Положение в стране попрежнему остает-
ся весьма напряженным. Оно осложняет-
сея все обостряющимися конфликтами из
почве неразрешенного национального `в0-
проса. В столице Каталонии Барселоне
произошли вчера большие волнения в свя-
зи с политическим процессом одното катз-
лонского националиста, адвоката Нсаммара.
Присутствовавшая на суде публика устрои-
ла бурную демонстрацию против судей,
назначенных из Мадрида, выбила окна в
здании суда, напала на автомобиль судьи
и сорвала ¢ Hero испанский флажок. В
общей суматохе Кезммару и другому под-
судимому— каталонскому писателю Бофилю
удалось скрыться.
	Бесюрялки и столкновения на улицах
Барселоны продолжались в течение целого
	AHH.
	НАКАНУНЕ ВСЕСЫЩЕЙ ЗАБАСТОВАИ
raPHAKOR В БЫ Ш.
	ПАРИЖ, 10 сентября. (ТАСС). Из Брюс-
селя сообщают, что лозунг, выдвинутый
бельгийской компартией о всеобщей стачке
горняков в знак протеста против решения
предпринимателей снизить с 16 сентября
Ha 5 проц. зарплату, встретил мощный
отклик В массах.

Под давлением рабочих с’езд реформист-
сного профсоюза горняков вчера единоглас-
но решил об’явить 17 сентября всеобщую
	забастовку горняков.

Реформисты обусловили, однако, свое ре-
шение рядом оговорок, позволяющих со-
рвать стазчку.
	С’езд отверг также предложение 06 еди-
ном фронте с революционным профсоюзом
горняков.
		АНГЛО-ГЕРМАНСКАЯ БОРЬБА ЗА РЫПкИ ПРАБАЛТИКЫ,
	БЕРЛИН, 9 ‘сентября. (Спец. opp.
«Правды»). Германская печать с тревогой
констатирует, что после вовлечения в сфе-
ру своего экономического влияния сканди-
навских стран и Финлянлии Англия укре-
пляется и в Прибалтике. «Журнал «0Ост-
виртшафт» помещает статью  фон-Лупина,
знализирующую торговые договоры Англии
с Эстонией, Латвией и Литвой. Эти лого-
воры, заключенные на срок от 21 ло 3
лет, дают большие треимущества Англии в
отношении таможенных пошлин, обязатель-
	ных закупок английских товаров (в пер-
вую очередь угля и кокса) и т. д.
Антлия добилась также обещания при-
балтийских государств в большей мере ис-
пользовать английский тоннаж для морских
перевозок. «Для Германии,— пишет газета
«Германия»,—9то имеет весыма  отрица-
тельное значение. Благодаря соглаллению
Прибалтики © Англией, Германия ne emo-
жет добиться обычных торговых отношений
с Прибалтикой и активного торгового 6a-
ланса». Пи. Бух.

СОВЕТСКИЕ САМОЛЕТЫ НЕ УСТУПАЮТ АМЕРИКАНОКИ,
	ВОСТОРЖЕННЫЙ ОТЗЫВ МОРГАНА ОБ АВИАЦИИ СССР.
	НЬЮ-НОРК, 10 сентября. (ТАСС). «Нью-
Йорк таймс» публикует интервью своего
	корреспондента Дюранти с председателем
Америнансной = авиационной квмпании
	«Нартио Райт» Томасом Морганом о совет-
сной авиации.

Томас Морган восторженно отзывается
0 постановке авиационного дела в СССР.
Интерес к авиации со стороны советского
населения, заявил Морган, велик, как ни
в одной другой стране. Вновь построенные
	советские самолеты, по словам органа, не
уступают по качеству американским.
Морган указал далее, что постановка
научно-исследовательской работы в авиа-
ционной промышленности ОССР далеко пре-
восходит все виденное им за границей.
Пользуясь полной поддержкой советского
государства, заявил Морган, инженеры и
конструктора имеют такие возможности,
которых не может иметь ни одна частная
	фирма за границей.
	г СКАЗАЛИ @
	ка похожа больше на самоблокаду. (Сл0-
вом, дохозяйничались до края пропасти,
ло катастрофы.

Однако фашистские хозяева уверяют,
что у них есть хороший план выхода
из кризиез. Ведь угрожал же Шахт, что он
потребует многолетнего моратория по всей
заграничной задолженности Германии, и,
кроме того, он потребует, чтобы иностран-
ные государства открыли Германии рынки.
На самом деле задолженность Германии со-
ставляет 14 млрд, не говоря о 5 млрд ка-
питаловложений иностранных капиталистов.
Вют возьмут фашисты и попробуют экспро-
приировать эти катиталы.

Конечно, английские, — американские,
голландские, швейцарские и прочие бан-
киры на это не согласятся, и начнется
обострение экономической войны. Фашист-
ские политики будут угрожать выключе-
нием Германии из мирового’ хозяйства; они
будут угрожать... применением всяких Cyp-
рогатов.

Беда, однако, в том, что и для производ-
ства суррогатов нужны огромные капиталы.
А откуда взять эти капиталы? Это неизвест-
но самим фашистским правителям. Известно
только, что частный рынок капиталов по-
чти соверщенно парализован. Кроме того,
себестоимость производства суррогатов
была бы куда выше себестоимости настоя-
щего сырья. А это означает, что Германяя
еще больше потеряла бы свои позиции на
мировом рынке. Словом, и здесь тупик.

Но тут фашистские руководители решя-
тельно возражают. У них имеется еще
один путь для выхода. Путь этот— закон
о национальном труде.

Этот закон уничтожает сразу ве с-
циальные завоевания германского рабочего
класса с 80-х годов. Он создает неограни-
ченную диктатуру предпринимателей, ко-
торые по своему усмотрению могут ени-
жать зарплату, совершенно игнорируя та-
рифные договоры.

Эта мера, по замыслу ее инициаторов,
должна привести к огромному снижению
себестоимости, открыть возможности AIA
	емпивга, для накопления германеких ва-
питалов.

И здесь фашистами сделаны большие
успехи. Ведь ухитрились же они увели-
чить число занятых рабочих до 15,5 млн,
при чем зарилата осталась прежняя —
26 млрд. В то же время они позабо-
THIHCh о повышении цен, чтобы по-
гнать вверх дороговизну.

Теперь, пожалуй, придется скинуть с
этой суммы зарплаты ещё несколько мил-
лнардов и еще немного повысить цены.
Правда, потребление германского народа в
ценностном выражении снизилось с 1929 г.
с 36,6 млрд до 21 млрд. Германский ра-
бочий ест безусловно меньше, но в этом,
по мнению фашистских хозяев, нет ничего
страшного.

Фашисты заставили 1.600 тыс. рабо-
чих Германии работать, как парлев, на
принудительных фаботах, в лагерях, ua
трудовой повинности, в качестве даровой
рабочей силы у кулаков, помещиков
ий т. д. Теперь фашисты собираются вы-
гнать с. производства всех молодых рабс-
чих до 25-летнего возраста. Это на на-
ционал-социалистском языке означает борь-
бу с безработицей.

Не менее катастрофично и финансовое
положение Третьей имперни. Когда фаши-
сты пришли к власти, Рейхебанк имел 960
илн марок золотом, а теперь он имеет.
75 млн. Все скрытые резервы фашистской
Германии не превышают 250—280 млн
марок золотом. Это значит, что валюта
фактически не имеет никакого золотого
покрытия. В то же время бюджет Гермз-
нии уже имеет дефипит в 8 млрд марок
По секрету (хотя это—секрет полишинеля)
можно сказать, что в портфеле Рейхебанка
хранитея очень мало торговых векселей, а
государственные векселя, не имеющие ни-
какого покрытия, достигают уже суммы в
25—38 млрд марок.

Но Германии нужны еще. деньги. Они
нужны не только на содержание сильно
разбухшего финансового аппарата; они
нужны на вооружение, на создание воен-
	На партийных © ездах обыкновенно под-
водятся итоги, даются опенки текущего
момента, определяются перспективы и за-
дачи. На УГ с’езде национал-социалистской
партии в Нюренберге это было не так. Там
были военные парады, осмотры, марши—
своего рода пробная мобилизация. Это был
с’езд в мундирах и сапогах.

Отчетный доклад на с’езде дает очень
слабое представление о действительном по-
ложении вещей в Германии. Если попы-
талься перечислить то, чего нехватает з
докладе, то надо было бы сказать прибли-
зительно следующее.

Фашисты пришли к власти с програм-
мой укрепления германского хозяйства.
Реализована ли эта программа и каково
положение германского хозяйства на се-
годняшний день?

Достаточно сказать, Что раньше Гер-
мания вывозила 26 проц. своей промыш-
ленной продукции, а ныне Германия не
вывозит даже 14 проц. Раньше доля Гер-
мании в мировой торговле составляла 12—
14 проц.; ныне доля ее в мировой торговле
не’ составляет и 8 проц. Национал-социа-
листекая Геризния все больше теряет кре-
дитоспособность и уже не в состоянии
платить не только по своим долтам, нд
даже по краткосрочным коммерческим век-
селям. В германские порты прибывают
грузы с необходимыми товарами, во гер-
манские торговцы не в состоянии их BH-
купить.

Германия переживает жесточайший кри-
зис внешней торговли. Торговый балане,
который во время Веймарской республики
был активным, ныне стал пассивным. Не
меньше кризис и с сырьем. Фашистские
правители ведут фактически военное. хо-
зяйство. А того, что Германия теперь вы-
ручает от вывоза, едва хватает на снаб-
жение военного производства.

Заграничные рынки большей частью
закрыты. И то, что болтают национал-с0-
циалистекие горе-хозяйственники © пресло-
вутой автаркии, оказалось сплошной не-
лепостью. В действизельности эта полити-