12 СЕНТЯБРЯ 1934 Г., № 252 (6133).
		Культура
рабочего
место.
	«В воздухе — ни пылинки. Вы про-
ходите через просторный зал с длин-
ными хирургически чистыми столами,
за которыми работают люди. Стены
окрашены масляной краской или по-
крыты кафелем. Полы. вымазаны лип-
кой мастикой, к которой пристают
случайно залетевшие пылинки. Впе-
‚чатление такое, словно вы попали в
большой операционный кабинет. На
‚всех — белые халаты, на руках — бе-
лые перчатки. Идешь по залу, и ка-
жется, что вот-вот на середину вый-
дет седой профессор со скальпелем в
руке и начнет оперировать больного».

Это—не операционный зал. Это так-
же не химическая лаборатория. Это —
производственные цехи радиоламп аме-
риканских заводов «Дженерал-элек-
трик», «Радиотрон», «Вестерн-элек-
трик», описанные советским инжене-
ром. С. Векшинским. Сравнение с опе-
рационным залом у советского инже-
нера напрашивается из-за предельной
чистоты и культуры каждого рабочего
места этих цехов. Сам технологиче-
ский процесс требует здесь абсолют-
ной чистоты и порядка.
	На капиталистическом заводе такой
порядок и чистота — отнюдь не само-
цель. Если Форд, например, заставля-
ет у себя в металлургическом цехе три
раза в день ‘мыть мылом пол, стены и
окна цеха, — это вовсе не любовь к
чистоте. Это — средство к поднятию
производительности труда. Кто не зна-
ет, что у Форда на учете каждая се-
кунда рабочего времени, каждое двИ-
жение рабочего. А это возможно толь-
ко при надлежащей организации ка-
ждого рабочего места.

Организацией преизводственной нуль-
туры рабочего места у нас еще’ мало за-
нимаются. Цветы вокруг цехов. и
в самом цехе-— это уже стало ча-
стым явлением. Это хороню. Но пло-
хо то, что цветами иногда исчерпы-
вается и ограничивается культура на
производстве. На самом же деле—-от-
сюда только начинается задача. Орга-
низовать каждое рабочее место на на-
ших предприятиях так, чтобы рабоче-
му не приходилось бы понапрасну тра-
тить ни одной минуты рабочего вре-
мени, — вот в чем действительный по-
казатель настоящей производственной
культуры.

Ряд передовых предприятий уже на-
копил ценный опыт в борьбе за куль-
туру рабочего места. Вот, к примеру,
Ленинградский завод «Севкабель». Там
был проведен техэкзамен с повышен-
ными требованиями. Для зачета требо-
вались не только знание своего стан-
Ka и соответственные показатели по
производительности труда, браку, от-
ходам. В экзамен были включены тре-
бования: культурное состояние рабо-
чего места каждого данного рабочего;
умение ‘правильно настроить станок;
умение обращаться с измерительными
приборами; культурный внешний вид
‘выпускаемой продукции: (при ‘соблю-
дении всех норм качества); умение ор-
ганизовать и поддержать чистоту как
вверенного станка, так и свою соб-
ственную. Все эти требования встре-
тили полную поддержку рабочих и
обеспечили заводу новый  производ-
ственный под’ем. В итоге—рост произ-
водительности труда на 15—20 про-
центов. Разве это маловажный факт!
	На том же «Севкабеле» каждый ра-
	бочий имеет у своего станка таблич-
ку, показывающую, сколько станок
может. выработать (проектная мощ-
ность), сколько оя дает на лучшем за-
граничном заводе и сколько он дает
сейчас. Каждое рабочее место, следо-
вательно, точно знает свою занятую
позицию. Это — конкретное, деловое
руководство каждым рабочим завода. в
борьбе за решение великой историче-
ской задачи всей нашей сзраны: до-
гнать и перегнать в технико-экономи-
ческом отношении передовые капита-
листические страны. Именно такого ру-
ководства требует от всех нас пар-
THA.

Борьба за культуру рабочего ме-
ста, за целесообразную организацию
труда, исключающую - потери  рабоче-
го времени, — задача первостепенной
важности. От решения этой задачи за-
висит успех в бопьбе за то. чтобы ра-
бочий действительно работал все 420
минут в смену.
	АНТ
	Сейчас у озера Байкал, в Иркутске, Че-
ремхове, Усолье ведутся изыскания строи-
тельных площадок для ряда предприятий
первой очереди Ангаростроя. Но успетиное
и полное разрешение проблемы Anrapo-
строя —= этого гигантского экономического
комплекса, — несомненно, во многом  за-
висит от наличия на месте металла ий в
первую очерель железа. Обладает ли Во-
сточная Сибирь сырьевыми ресурсами для
создания черной металлургии? Материалы,
которые добыты в течение последних трех—
четырех лет, дают право ответить на этот
вопрос положительно. Больше тего. Мы мо-
жем смело говорить о возможности созда-
ния в крае второй, крупнейшей на Во-
стоке, угольно-металлургической базы.

До последних лет считали, что край бе-
ден железом. В 1920 г. запасы руды в
основном железорудном районе — Ангаро-
Илимском оценивались С. A. Докторови-
чем-Гребницким в 4 млн тонн. Здесь е
1841 г. работали два’ металлургических
завода (Николаевский и Лучихинский). На
них со дня их пуска по 1932 г. быто пе-
реработано около 200 тыс. пухов руды и
выплавлено свыше 100 тые. пудов чу-
	гуна.
Большие разведывательные работы, про-
веленные  Восточновибирским  геологораз-
	ведочным трестом за последние 3 года,
вскрыли всю несостоятельность предылу-
щих подсчетов. № началу. 1934 г. вее за-
пасы руды по категории «С» в этом рай-
оне ‘ориентировочно определяются в 427
млн тонн.

Телезорудные месторождения Антаро-
Илима расположены в среднем течении ре-
	Парторг   пошел к сталевару
на квартиру. —
	Наша задача — поставить коммуниста в
тре всей партработы. Это означает, что
(0 хорошо знать каждого коммуниста.
ммунист работает на производстве, велет
цественную работу, отлыхает. Он учит-
У него свои вкусы. У него есть свой
бимые книги, пьесы, песни, у него есть
и планы, свои мечты. У каждого свои
емейные обстоятельства». которые нель-
игнорировать. .
Коммунистов мы знаем преимуществен-
по цеху, по производству. И это, ко-
чно, правильно. В цеху, у аггрегата вы-
ляется его партийное творческое липо.
есь решающий участок. Но этого мало.
горячке цеховых будней парторганизатор
ень Часто, а то и всегда, не успевает
браться глубже, дальше вопросов, свя-
нных © поведением члена. партии на про-
водстве.

Однажды был такой случай. Парторгани-
тор литейного цеха завода  «Электро-
аль» навестил сталеварог. членов партии
кова и Емилихина, печняка Лузгачева,
же коммуниста. Жизнь каждого из этих
генов партии повернулась лля парторга-
изатора новой,  неожилачной стороной.
казалось, что член партии сталевар Бо-
в, один из лучших сталеваров пеха, все
0е свободное время отдает писанию кни-
: в помощь начинающим сталеварам.

Нелегкое это дело для тов. Бокова. Мас-

это важнейшее обстоятельство в WHINE
члена партия.

Было поручено членам партии, инжене-
рам цеха, просмотреть книгу тов. Бокова
и помочь ему. Олновременно договорились
0 печатании в заводской газете отлель-
ными главами книги т. Бокова. Тов. Бо-
ков после завершения работ по этой кни-
ге займется писанием новой книги на те-

му «Как я работаю». Организуетея обще-

ственный отзыв о его книге путем привле-
чения членов партии и бегпартийных ста-
леваров.

При посещении другого сталевара, тов.
Емилихина, парторганизатор застал его за
чтением романа 1. Н. Толстого — «Война и
мир». Оказалось; что весе евое своболнае
время т. Емилихин посвящает беллетриети-
ке, чтению художественной литературы.
Перечел он много. Любит Горького, читал
«Мать», «Дело Артамоновых»,’ рассказы.
Прочел «Воскресенье», «Войну и мир».

Парторг правильно использовал интерес
Емилихина Ев художественной литературе.
Помог ему передать полученные знания
другим.

На одном из партийных собраний тов.
Емилихин в связи с всесоюзным е’езлом
писателей рассказал о книгах, которые он
читал. После, партсобрания многие записа-
лись в библиотеку. Сочувствующий т. Са-
ловьев взялся прочесть «Мать» Горького.
	Эти примеры говорят о том, что мы еще
не научились у себя в пехах узнавать по=
настоящему членов партии. Эти примеры
показывают, как часто мы еще скользим
по поверхности, не добираемся «до нутра»
коммуниста.

Поставить в центре партработы члена
нартийи — это значит превосходно знать
его для того, чтобы повседневно и упорно
поднимать, повышать его роль как вожа-
ка, как организатбра беспартийных Mace.
		Г: ГУРЕВИЧ.
	Нелегкое это дело для тов. Бокова. Mac-
су сил, энергии, напряжения требует эта
работа — писание книги. Это поглошает
его пеликом. Тов. Боков -— партгруппорг,
и у него большая общественная работа.
Писание книги не могло не отразиться на
общественной работе. При ветречах в цехе
т. Боков не рассказывал о своей книге,
возможно потому, что он ие прилавал зна-
чения этому обетоятельству, или потому,
что не хотел до ее окончания о ней рас-
сказывать. боясь несерьезного отношения.
	Парторганизатор только TPH посещении
т. Бокова в беселе на дому смог выявить
	() пользе
	Бот начался учебный год, и наверняка
педагоги многих школ ринулись в различ-
ные культенабовекие базы и магазины,
надеясь найти там географическую карту.
В магазины совершат паломничество и ро-
хители многих тысяч школьников — все в
TOH же надежде найти географическую вар-
ту не только лля своих ребят, но, пожа-
луй, и для себя. Читатель, конечно, дога-
хывается, что ‘географической карты они
не найлут. как не могли найти ее, екажем,
и гол назад, когда — факт! — ни одна
географическая карта на рынок не попала.

Можно. конечно. начать сравнивать вы-
пуск  географическях кзрт в Советском
Союзе ¢ тем, сколько их выпускалось
в царской России. Тогда пифры окажутся
етоль радужными, что ничего, кроме уми-
ления, не вызовут. Вот они: до войны за
год было издано 200 различных названий
карт с общим числом оттисков в 21 мил-
лион, ав 1933 году — 500 карт. 100 мил-
лионов оттисков. Цифра значительная, но
потребности она не покрывает, и почти весь
тираж разошелся в порядке пентрализован-
ного снабжения,

В советской стране карта — глаза всего
народного хозяйства, всего грамотного и
активного населения, от мала до велика.
Карту требуют школьники, рабфаковцы,
студенты. Карта нужна миллионам слуша-
телей различных курсов для взрослых. В
карте испытывает нужду каждый кружок
политграмоты или текущей политики. Кар-
ту требуют клубы, избы-читальни, библио-
теки, ее требуют рабочие, колхозники, слу-
жащие — читатели газет. Карту, как че-
от’емлемую часть . производственного во-
оружения, требует плановик, экономист,
‘геолог, железнодорожник, водник, турист,
педагог, агроном.

‚В царской России карту излавали мно-
гие фирмы. Существовало тогда, прославлен-
ное картографическое заведение Ильина.
Сам Ильин был не po гофмейстером, не то
шталмейстером императорского лвора. Царе-
дворец-любитель приходил из лворпа. домой,
снимал с себя мундир и начмная забав-
лятьея картосоставительством. Сколько вы-
пустить на рынок, столько-и заработаешь,
& требования были не так уж велики ий
дело несложное: Курлянлская и Тавриче-
ская губернии состояли в границах одних
ий тех же. что лесять лет назал, что Te-
перь, что и через пять. лет.

А попытайтесь-ка теперь — пусть даже
в централизованном порядке — найти кар-
TY с указанием границ Воронежской и
Курской областей! Не найхете. Не выпу-
mena eme такая карта. И не потому не
выпущена, что времени для этого. было
мало, & потому, что во всем картоизла-
тельском деле и в отношении к нему парят
уровень и масштабы картосоставительских
завелений нелавнего прошлого.
	Подсчитано, что в 1954 году следовало.
	На железных дорогах, кроме обычных,
курсируют Tak называемые вспомогатель-
ные поезда. В задачу этих поездов входит
первая помощь пострадавшим во время
крушения. восстановление испорченного
аварией пути, под’ем сваленных вагонов.

От того, как сформирован, оборудован и
снабжен вспомогательный поезд, зависит
успех быстрейшей ликвидации последствий
крушения.

На некоторых дорогах вепомогательные
поезда заброшены, и не потому, что им
редко приходится «работать». & исключи-
тельно из-за преступно-халатного отноше-
HHA людей, ответственных за их содер-
жание.

Возьмем, к примеру, Южную дорогу. В
Харькове в составе вспомогательного по-
езда есть платформа (№ 67515), совер-
шенно непригодная для движения. По
своему техническому состоянию она сама
может вызвать крушение.

Опасные для лвижения вагоны  вклю-
чаются во вепомогательные поезда не
только в Харькове. Иолобная харьковской,
требующая немедленного из’ятия из соста-
ва, обнаружена платформа (№ 87515) па
станция Лозовая. Вагон (№ 65555). ну-
жлающийся в среднем ремонте, припеплен
в вспомогательному посзду станпии Белго-
род. Полуразрущенный вагон (№ 63027)
предназначен для транспортной «скорой
помощи» администрацией станции Основа.

Оборудованием вспомогательных поездов
	Главная улица Краматорского завода тяжелого машиностроения имени Сталина, слева —механический цех №3, справа — цех
		металлических конструкций.
	Обилейный менделеевский с’езд
ТОРОИ ДЕНЬ.

[НТРАД, 11 сентября. _ (Корр. «Прав-

Rr AT Ty Яо. мо О, nm fee win cert ra

По

ПРИВЕТСТВИЯ СЕЗДА.

ЛЕНИНГРАД, 11 сентября. (Корр. «Прав-
цы»). Второй лень работает юбилейный
менделеевекий с’езд. Обширный амфитеатр
во дворце Урицкого попрежнему перепол-
нен. В ложе почетных гостей — родствен-
ники Д. И. Менделеева: его жена Анна
Ивановна, дочери: Л. Д. Блок. и М. Д. Кузь-
мина-Менделеева, племянник И. П. Менде-
леев и внучка, 9-летняя пкольница Катя.

Утреннее заседание с’езла открывает
академик А. Н. Бах. а

Первым получает слово академик Д. С.
Рождественский. Свыше полутора часов.
длится его развернутый и содержательный.
доклад 06 «анализе спектров и периоличе-
ской системе элементов Д. И. Менлелеева».

Дружными аплодисментами встречает зал.
появление на трибуне первого иностранного
докладчика на с’езде — олного из видней-
ших химиков мира, профессора технологи-
ческого колледжа в Лондоне Ф. Панет. On
посвящает свой локлал вопросу о «значе-
нии периодической системы Д. И. Менде-
леева для идеи строения материи».

Последним на утреннем заседании с до-
кладом «Квантовая химия» выступил про-
фессор Ю. Б. Румер.

Бурными аплодисментами делегатье с’езла
утверждают тексты приветственных теле-
грамм на имя ЦК ВКП(б) — товарища Ста-
лина и тт. Молотова, Ворошилова и Орджо-
никидзе. т

Выступивший перед закрытием заседания
6’езда академик И. В. Гребенщиков об`явил,
что организационный комитет наметил про-
ведение для делегатов с’езла нескольких
дальних производственных экскурсий. В Хи-
бины предполагается выезд 24 делегатов, на
Днепрогэс и в Харьков выедут 30 акалеми-
ков и научных работников, в Москву —
20 человек.

Сразу же после заседания в круглом за-
ле дворца началась запись желающих уча-
ствовать в этих экскурсиях. Одновременно
десятки делегатов записались для участия
в экскурсиях в музеи, научно-исслелова-
тельские институты и предприятия Ленин-
града.

Сегодня ‘были проведены экскурсии в
государственный Эрмитаж, на завод им.
Сталина и оптико-механический завод им.
ОГПУ. Особенно интересные местные экс-
куреии намечены на 15 сентября. Делега-
ты Ce3ia пойдут в институт ‘химической
физики, в хичмико-технологический инсти-
тут, «Врасвый путиловен». Невхимкомби-
	чат и завод ми масс.
	x

Вечернее заседание с’езда открылось до-
кладом проф. Элизы Мейтнер (Берлин) на
тему: «Атомное ядро и периодическая си-
стема».

Яркий доклад проф. Мейтнер, иллюстри-
руемый многочисленными диаграммами и
диапозитивами, был выслушан с исключи-
тельвои вниманием.

С таким же вниманием было выслушано
выетупление проф. Ганноверского института
неорганической химии, создавшего CBOMME
работами школу последователей. — Вилья-
ма Бильца, сделавшего обширный доклад 9
пространственюй химии твердых тел.

Сжатый, но до предела насыщенный
фактическим материалом доклад проф. А. Н.
Болдыреза был посвящен достижениям
учения о кристаллических структурах и
ионных радиусах химических элементов.
	Завтра третий день заседаний  с`езда.
Утром первым будет заслушан хоклад ака-
хемика Ферсмана о периодическом  зажюне
в Геохимий.
	JT AL Wil, в

Председателю Совета Народных Комиссаров
СССР тов.. В. М. МОЛОТОВУ. -
	Дорогой Вячеслав Михайлович!
	Юбилейный менделеевский с’езл совет-
ских химиков приветствует в вашем липе
правительство СССР, правительство един-
ственной в Мире страны, в которой разви-
тие науки — в TOM числе химической —
является предметом постоянной заботы пра-
вительства и всей общественности и в ко-
	торой созданы вее условия для бурного
развития достижений и направления науки
исключительно. на благо человечества, на
дело социалистического строительства.
(С’езд единодушно заверяет вас, что при-
ложит все силы и знания своих участников
для успешного и быстрого осуществления
ноставленных правительством задач по хи-
	мизапий СССР.
	Наролному комиссару обороны СССР
тов. К. Е. ВОРОШИЛОВУ.
	ту нашей социалистической родины и OT-
дадим Красной Армии под вашим испытан-
ным железным руковолетвом все свои зна-
ния, силы и опыт. чтобы обеспечить хи-
мическую оборону Красной Армии и страны
Советов.

Да здравствует верный страж мира—
рабоче-крестьянская Красная Армия!

Да заравствует любимый нами же-
лезный пролетарский полководец TOR.
	К. Е. Ворошилов!
	Юбилейный менделеевский с’езл от липа
советской химической науки, техники и
промышленности шлет вам, дорогой Клемен-
тий Ефремович, и в вашем лице любимой и
героической рабоче-крестьянской Красной
Армии— пламенный привет.

Мы заявляем во всеуслышание: если
кто-либо попытается помешать нашему мир-
ному великому социалистическому  хозяй-
ственному и культурному строительству,
мы все как один человек станем на защи-
	географии.
	оы выпустить 370 миллионов оттисков
карт, и никакого роскошества при этом
не было бы. Но вот производственная база
картотреста состоит лишь из 65 картопе-
чатных машин (а до революции на 21 миле
лион карт было 28 машин, — попробуйте
сравнить!). Но вот бумаги на издание карт
отпускают настолько мало, что жалобы на
ничтожноеть производственной базы сами
собой отпалают, тем более, что даже смехо-
творные бумажные порции во время самого
распределения бумаги настолько обычно
уменьшаются, что плановая цифра, казав=
шаяся недавно мизерно малой, превращает-
ся в несбыточную мечту.

Что же говорить о прочих делах карто-

составительских? Кем-то когда-то устано-
влено, и так уж излавна ведется, что зараз
ботная плата работников картографического
цеха ниже, нежели в других родственных
местах. И никакого трула не составляет
сманить квалифицированного инженера-
географа, техника, чертежника, — а их в
картографии и так нехватает.
о За границей мало-мальски приличная
картографическая фирма имеет свое карто-
хранилище, библиотеку, ‹ лаборатозии, соот=
ветственно оборудованные и обставленные
помещения. У нас же всесоюзный Карто-
трест, аудитория которого ‘превосходит
аудиторию любой капиталистической фир=
мы, только сейчас стал заводить библио-
теку и картохранилище. Настолько это
дело было окружено стеной эфионского
‘равнодушия, что еще совсем недавно пред-
селателем. треста состоял по совместитель-
ству слушатель Промакалемии, наведывав-
шийся в опекаемое им учреждение еже-
дневно после четырех часов дня. Теперь,
правда, трест уже имеет своего предсела-
теля, но ему негде рассадить сотрудников,
которые разбросаны пачками в трех раз-
личных местах города.

Загнан трест в какое-то бывшее торговое
или лабазное помещение подсленоватого
Зарялья. Полутемный. затхлый куток. Pa-
ботать приходитея в две смены, но и при
этом на работника приходится едва полтора
метра. Уже оставили на два этажа одну
убооную, освободив вторую под научную
редакцию.

Различные. ведомства и пытаются воспол=
нить пробел в работе треста. Но так как
чаще всего они не имеют нонятия ни о кар-
тографическом деле, ни об ответственноети,
то и случаются такие казусы, как в 0173
(общество пролетарского туризма и экскур=
сий), который издал в Ростове карту и в
ней так расположил границы государства. что
неожиланно для всех сепаратно «признал»
некую шутовскую империю на Востоке,
или как в транскартографии НАПС, кото-
рая ‘решительно передвинула к запалу же-
лезнолорожный путь но Черноморскому по-
бережью — километров этак на сто в море.
		Народному комиссару тяжелой
	С. ОРДЖОНИКИДЗЕ
	расцвета химических наук и создания мо-
гущественной химической промышленно-
CTH.
	(e321 представителей химической науки
	и промышленности заверяет вас, тов.
Орджоникидзе, в том, что в постоянном тес-
ном контакте науки и промышленности мы
все силы свои отдадим на разрешение вели-
чайших задач, стоящих перед нашей химя-
ческой промышленноетью. в эпоху построе-
	ния бесклассового социалистического обще-
ства.
	промышлевнности тов.
	Юбилейный менделеевский с’езд привет-
ствует вас в лень 100-летия со дня рожде-
ния величайшего гения химической мысли
Д. И. Менделеева. Лишь в результате по-
белы пролетарской революции в нашей стра-
не. где жил и работал Д. И. Менделеев,
открыты невиданные просторы для развития
всех наук, в Частности химической науки.

Огромными достижениями тяжелой про-
мышленности, под руководством большевист-
ской партии и вашим, тов. Орджоникидзе,
уже созлана мошнейшая материальная ‘ба-
за для дальнейшего. еще более быстрого
	спечатления немецкого ученого.
	ЛЕНИНГРАД, 11 сентября. (Hepp.
«Правды»). Участник менлделеевского с’езда
профессор немецкой высшей технической
школы в Праге доктор Густав Хюттиг в
беседе с корреспондентом «Правды»  ска-
зал:

—- Лолжен признаться, чт мы, ино-
странные ученые, не привыкли к таким
конференциям, какой является юбилейный
менделеевский с’езд. Когда такие конферен-
ции происхолят в Изриже. Лондоне и Бел-
	лине. они ограничиваются узкими рамка:
	ми научного мира. Широкие массы о них
почти ничего не знают. Совсем иначе об-
стоят лело в Советском Соозе. Находясь в
	Ленинграде в течение 2 дней. я убедился в
	том. что менделеевский сезд является де-
лом большой общественной значимости.  TO
население проявляет к нему огромный
интерес.

Значение менделеевского с’езда не исчер-
тъоъввается докладами, которые сами по себе
представляют, несомненно, большой науч-
ный интерес. Менделеевский с’езд прихо-
дитя распенивать тажже с точки зрения
персонального контакта, возникающего на
нем между представителями химических
наук CCCP a заграничных государств. Я
лично познажомилея на с‘езле се вылаюти-
		TE AMT
Гы а 8 HAD DECA

А МЕСТОРОЖДЕНЫЕ ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ. у
	песок, кирпичная глина, новый, весьма
пенный вид строительного матернала —
сибирский трап. Огнеупоры и флюсы pac-
положены на удобных к `Ангаро-Илиму пу-
тях сообщения. Дефипитный в. Союзе
магнезит в Енисейском кряже и в низовь-
ях Ангары открыт в колоссальных разме-
рах. Тальковые залежи обнаружены в реке
Оноте в предгорьях Саян. На месте име-
ются известняки и доломиты, вполне при-
тодные лля флюсования, & местами и ANA
пементного производства. По всем признз-
кам здесь должны быть огнеупорные гли-
ны и наолины.

В среднем течении р. Илима имеются
значительные площади, годные для земле-
делия. Ангара и Илим богаты рыбой. Сюла
примыкают по Илиму и Ангаре Нижне-
илимский и Нежемский районы, прелетав-
ляющие собой большую продовольственную
базу для будущего комбината.
	мися представителями ученого мира СССР.

В самом непродолжительном времени я
собираюсь написать ряд статей в совет-
ские газеты и журналы,. чтобы обменяться
опытом научных работ.

В Ленинграле я осматривал ‘ленинград-
ский радиевый ияститут, руководимый ака-
демиком Вернадеким. Мне бросились в гла-
за энтузиазм и огромный творческий
под’ем, которые проявляют научные сотруд-
ники этого института.

Не могу не отметить исключительной
организации подготовки E c esxy. Я и не-
сколько других иностранных ученых были
встречены на гранипе в, Негорелом. Нас
окружили такими заботами и вниманием,
на какие могут рассчитывать только пред-
ставители высшей динломатии. Из этого я
делаю вывод 0 том громадном значении,
которое придается науке в вашей стране.

Й последнее — это о Ленинграде. Сего-
AHA я прошел пешком по тороду по край-
ней мере 11 километров. Был я и на пен-
тральной улице города — на  проепекте
25 Октября и в рабочих районах. Считаю
характерным для вашего города почти пол-
нФе отсутствие контраста между центром и
окраиной, того контраста, который резко
бьет в глаза в хкрупнейпших столицах мира.
		Ran известно, Ангаро-Илим находится в
районе вечной мерзлоты, имеющей остров-
ное распространение. На «Рудной горе»
мерзлоты нет.

Но особенно выгодно отличает «Рулную
гору» от пругих месторождений близость
огромнейшего Тунгуского угленосного бас-
сейна (80—100 километров). Геологиче-
ские запасы его определяются пока в
300 млрд тонн, при чем имеется прямое
водное сообщение.

Полумиллиардные запасы ангаро-илим-
ского железа в совокупности с тунгу-
скими углями дают полное право уже се-
годня ‘ говорить о возможности создания
здесь крупнейшей  угольно-металлургиче-
ской базы — второй на Востоке.

Вся местность вокруг «Рудной горы» ` на
протяжении более 6 млн га покрыта пре-
красным строительным лесом.

Кооперирование ‘ангаро-илимского желе-
за и тунгуских углей явится, несомнен-
но, могучим рычагом в развитии ленского
золотоносного района (Бодайбо) и Мамеко-
Витимского слюдоносного района, имеюще-
го вее данные стать мировым поставщиком
слюды. ‘Волоссальное развитие получит
илимская и устькутекая (на р. Лене) соль.
Близость реки Лены и возможность орга-
низации прямого водного сообщения на Се-
вер (Ангара— Енисей) сослужит огремпую
роль в развитии Туруханского края, Яку-
тии ‘ий освоении Северного морского пути.
Тогла не только Ангаро-Илим, но и райо-
ны, расположенные на сотни километров
на север, будут потребителями энергии
кол0сса — электростанции па Ангаре.
	П. АНТРОЛОВ,
‘управляющий Восточносибирским reo-
  лого-гидрогеодезическим трестом.
Е. ПРЕСНЯНКОВ,
геолог-нонсультант треста.
	ки Ангары и ее правого притока р. Или-
ма. Радиус месторождений около 150 км.

Рулы Ангаро-Илима содержат металли-
ческого железа в среднем от 53 20
60 проц. ¢ примесью окиси кремния от
3 ло Т проц., серы и фосфора от 0,2 ло
0.4 проп. (только на «Рудной горе» имеет-
ся более повышенное содержание фосфо-
ра до 0.5 npon.). .

Помимо высокосортных руд, огромные
пространства занимают околожильные 30-
ны. пропитанные  магнетитом. Они пред-
ставяяют с0бой так называемые вкраплен-
ные руды и содержат металлическое же-
лезо от 30 до 40 проц. Эти руды хоропю
подлаются обогащению.

«Жемчужиной» района по запасам ру-
ды и по их качеству является «Рудная
гора». Наличие здесь крупных запасов
высокосортных руд дает возможность про-
ектировать первую очередь строительства
без обогатительных установок. Добычу пер-
вых горизонтов можно вести открытыми
карьерами.

«Руяная гора» как по запасам, так и
о качеству руд— прекрасный первоочерел-
ной об’ект для строительства здесь перво-
классного металлургического завода.

«Рулная гора» имеет и ряд. других пре-
имуществ. Всего в 10—14 километрах от
нее, в районе сел Погодаево — Ромзново,
расположена с хорошим грунтом площадка
для строительства будущего металлургиче-
ского гиганта.

Стало уже истиной, что успехи строи-
тельства в значительной мере определяют-
ся наличием на месте строительных мате-
риалов. Злесь имеютея в избытке: камень,
	Забытые поезла.
	дороги, как правило, не занимаются. На
той же Южной лороге ни олин вепомога-
тельный поезд не имеет пол’емных кранов.
Большинетво поездов не имеет самых про-
стых пол’емных приспособлений, как, на-
пример, блоков, талей, которые до некото-
рой степени могли бы ускорить разборку
вагонов, разбитых во время крушения.

Аппаратов автогенной резки металла,
значительно ускоряющих разгрузку нагро-
можленных металлических деталей, нет
даже в поезлах 1-й категории.
	Отсутствие элементарного оборулозания
на вспомогательных поездах вынуждает по-
долгу возиться в лаквидацией последствий
самых незначительных происшествий. 3a-
крывать на пелые сутки перегоны. оас-
страивая этим нормальное движение по-
езлов.

Безответственное отношение к поездам
на Южной дороге проявляет. начальник
санитарного отлела Славин. Например, в
харьковском вспомогательном поезде co-
вершенно нет простынь, белья, наволочек
й необхолимых поелметов для ухола за ра-
	неными. При обелелования поезла брига-
	хой дорпрофсожа в санитарном вагоне
были обнаружены только четыре грязные
подушки.

Вспомогательные поезда, несмотря на
свое большое значение, забыты. Забыты
незаслуженно, непростительно.
		Y \ РТ
НАР РЕСП Пр

ТАННУ-ТУВА «+ 7
  re’ %,

Г