7 ОКТЯБРЯ 1934 Г., 7@ 277 (6163).

О БРИТРАХ
	— Почему наш инженер, молодой
инженер, должен ходить грязным, рас-
трепанным, небритым? Кому это нуж-
но? Почему ему не подтянуться? По-
чему не одеться поприличнее, ‘‚побрить-
ся? Считают, видимо, что это «от ка-
питализма».

Это из выступления тов. Орджони-
кидзе на совещании хозяйственников.

В книге «Как мы спасали челюскин-
цев» есть такой эпизод. Отряд Кама-
нина вышел на занятия. Поверка. Все
в строю. Но среди летчиков затесался
один «небритый». По. распоряжению
командира отряда Каманина этот «не-
бритый» летчик должен был немедлен-
HO отправиться домой и в течение
15 минут «привести себя в надлежа-
щий вид». :

‚ Таков теперь взгляд на небритых
людей. Но небритые люди подразделя-
ются на три группы: людей. которым
лень привести себя в надлежащий вид;
людей, которые предполагают, что в
их щетине посторонние обнаружат
признаки деловитости, чрезвычайной
загруженности и... некоторой солидно-
сти. Таких стало меньше. И последняя
группа небритых-—люди, которые пу-
гаются бриться. Вот в защиту этих
людей мы и желаем выступить. =

‚ Они напуганы скверным качеством
бритв. на которых стоит марка «Мос-
штамп». Это — бритвы. которые не
бреют, а дерут волосы вместе с кожей.
Один из пострадавших прислал в ре-
дакцию письмо вместе с бритвой, за-
служившей очень скверную репутацию.
В этом письме рабочий фабрики «Про-
летарий» (Новгородский район) тов.
Жаренов пишет следующее:

_ «Шлю вам это письмо вместе с
бритвой. Бритва — первый сорт. Ку-
пил я ее, пришел домой, начал брить-
ся. Не берет. Стал править — не по-
могает. Отдзл на правку другим — ни-
какого толка. Вчера принесли из оче-
редной правки. Утром встал пораньше,
решил побриться, потому на. работу
нужно бритым выйти. Полщеки вы-
брил, а дальше никак не берет. Не
окончив, нельзя уйти, а добрить нет
мочи. Кое-как снова то поточу. то по-
правлю. Изодрал кожу—не дотронуть-
ся. Дальше нет сил иметь бритву и хо-
дить небритым. Товарищи, смеются:
пошли в Москву на конкурс. бракоде-
лов. Авось администрация «Мосштам-
па» получит первенство. а тебе хоть
и не первый сорт. но пришлет такую,
чтобы можно было бриться».

Действительно, присланная бритва—
по-мосштамповски «первый» сорт. По
форме это — бритва. Но по качеству
этот инструмент не подходит Аля
бритья. Крепкая сталь, передержана в
закалке. Жало зазубрено. потому что
металл крошится. Такую дрянь руко-
водители «Мосштампа» осмеливаются
продавать потребителю.
	В Павловском районе есть заводы,
изготовляющие бритвы. Этот район по
праву зовут советским «Золингеном».
Там работают павловские кустари, из-
давна славящиеся своими прекрасными,
высококачественными металлическими
изделиями. Они также выпускают
бритвы. которыми приятно бриться.
	В магазинах Центросоюза павлов-
ские бритвы берут нарасхват. А брит-
вы «Мосштампа» продаются туго. Они
не только скверны качеством, но и ра-
за в три дороже по сравнению с пав-
ловскими. .

Руководители «Мосштампа» делают
тройное зло: портят высококачествен-
ную сталь. дают потребителю негод-
ную бритву, да еще берут за нее втри-
дорога.

И еще одно недоразумение:  «Мос-
итаип» дает дрянь, но полностью
обеспечен металлом, а павловские за-
воды дают хорошую бритву, но у них
нехватает металла.

Бритва. на первый взгляд, кажется
бытовой мелочью. Но это-—такая ме-
лочь. от которой зависит культура
человека. И эта «мелочь» заслуживает
большого внимания.
	MOF WAST
В АВИАЦИИ.
	ОКОНЧАНИЕ.
	пРА

СТОРОНУ.
	УТКИ
	Фабрикация врачей по принципу «Tal
ха ia» —- B TPH © половиной года —
осуждена категорически и бесповоротно.
Медицинским институтам даны указания о
необходимости немедленно ° перестроиться
на выпуск врачей — подготовленных спе-
циалиетов, культурных работников —= не
менее. как в пять лет.
	Институты перестраиваются. Дело это,
конечно, не легкое. Надо ломать не. толь-
во прежние программы, но и укоренивши-
еся традиции. Пример скорой, мгновенной,
молниеносной перестройки показывает Сара-
товекий медицинский институт. Rag толь-
ко получили там указания правительства
о перестройке медицинского образования на
новых началах, так сейчас же, чуть ли не
в тот же день, сфабриковали партию’ сту-
дентов пятого курса, и вот в феврале

1935 года эти студенты пятого куреа уже
побелно выхолят врачами.
	_Олнако сами-то стуленты настроены со-
всем не радостно. Они пишут нам, что нал
ними проделан, по их буквальным ело-
вам; «неудачный эксперемент». Они пи-
шут:

«Терапии у ‘нас не было совсем, a
когла мы прохолили диагностику. на 6о-
торую нам было лано 90 часов, то 33
недостатком времени мы не прошли ¢o-
всем болезней печени, селезенки (врачи
без печени?), и нам пообещал тов. Труб-
ников (лекан ‘вечернего. факультета),
что этот пробел будет. восполнен по. кли-
нике детского возвраста, а вель клини-
ка детских болезней, читая эти разделы
должна базироваться на терапии, a ee
то мы и не проходили».
	Студенты перечисляют еще ряд больших
пробелов в своем  мелипинском  образо-
вании и спрашивают, как же могут они
быть врачами?

«А если мы поналем работать ви
	Допустим, вы-—Фауст, при вае—Мефя-
стофель, и, держась за складки его плаща,
вы летите над крытами’ учреждений. В
таких случаях Мефистофель без вреда дла
дома поднимал крышу и показывал Фау-
ету, что делается внутри. Но так как в
ланный момент вы не летаете, а’холнте
по Москве пормальной походкой дисцивли-
нированчого пешехола, то вы вряд аи
узнаете. что таится. скажем, vol крыЕЬй
учреждения. помещающегоея na Хамзвни-
ческой набережной. в ломе № 66.

Движимый любознательностью. вы у66-
ждаелесь, что злесь помещается Постхян-
ная всесоюзная строительная выставка.
	— Ба, — говорите вы.—Хотел бы я за-
глянуть в этот дом. Мне, например, инте-
реено поглялеть выетавку.
	И вот вы входите и читаете:
«Выставка закрыта е 29ЙХ « ro
	Вы готовы, как говорят Ha гужевом
транспорте, повернуть оглобли. «Но нет,/—
говорите вы вебе; —не так поступали еме-
лые арктические путешественники. И по-
чему выставка закрыта, а верхнее платье
сотрулников украшает вешалку?»
	Вы проникаете внутрь здания, и легкое
оцепенение охватывает вас.
	130 человек, вооруженные лопатами,
швабрами, велрами, моют, скребут, та-
скают кирпичи и носят мусор. Тут вы 0603-
наете, что на строительной выставке идет

чистка, уборка, ремонт.
	Олнако, думаете вы, где же научные
сотрулники. инженерно-технические, му-
зейные работники, профессора, кто Уло-
влетвопит нашу любознательность и жаж-
лу знаний?
	Человек с намыленной щекой высовы-
вается из кабинета замлиректора.
	Это похоже на сон. Но вы приходите в
себя и спрашиваете у намыленного .това-
puma, rke товарищ Ершов. Человек в мы-
ле, превративитий свой кабинет в парик-
махерскую, оказывается замдиректора Ер-
HOBEIM.

Вообще руководства Постоянной всесоюз-
ной выставкой нет, а есть «оперативный
штаб по уборке помещений и подготовке
ИХ К ЗИМе».

Тут пелена спадает с ваших глаз, и вы
ясно вилите. что сто трилпать человек с
твабрами. лопатами, щетками — научные
музейные сотрулники. инженерно-техниче-
		‘Эпостка партии.

ЭВОЛИТЬ ЧИСТКУ,
	что между работниками суда и прокуратуры
есть какие-то распри. Погалав на пальпах,
	комиссия решила, что правы сулебные ра-’
	ботники.

Судебные работники   воспользовались
этим поспешным заключением и строго рас-
пределили цвета: вее темные-— прокуратуре,
всё светлые—себе. На чистке судебные ра-
ботники критиковали прокурорских и по-
хваливали себя...

Сул, видите ли. своевременно включился
в уборочную кампанию; а прокуратура ее
игнорировала. Заведующий сельскохозяй-
ственным отделом прокуратуры тов. Гри-
пын-— безупречный коммунист, работающий
сейчас прелселателем комиссии по чистке, —
просил посмотреть материалы и документы,
доказывающие, что прокуратура неплохо
работала на селе. Но нет. зачем же слушать
прокурора, зачем смотреть материалы, ког-
да судебные работники заявляют обратное!

Сформулированных выводов персонально
о кажлом коммунисте у” комиссии не было.
Rorxa полволились итоги, выводы импрови=
зировались на-холу. Такого-то исключить
из партии за притупление классовой бди-
тельности, такого-то — за бюрократизм.

Выволы т. Короткова ловко использовал
помощник прокурора Молчанов. Когла во-
ротков огласил. что Молчанов переведен в
кандилаты «за политическую  неграмот-
ность». последний уливленно воскликвул:

— Меня. в кандидаты! Да вель я же
ответил на все вопросы!

— Разве ответил? Возможно: не. помню.:.

И Коротков поспешно зачеркнул свои
выводы и вернул Молчанову партбилет.
Молчанов остался в партии, хотя он дей-
ствительно не ответил ни на один элемен-
тарный вопрос. а был к тому же охарак-
теризован на чистке как лодырь.

Такие методы чистки у многих вызвали
	недоумение.
М. ЗФРУС.
	`Нри чистке партийной организации днз-
пропетровзской областной прокуратуры ко-
миссия исключила из партии четырех про-
куроров. Что же совершихи эти прокуроры?

Вот один ИЗ ‘исключенных -— областной
прокурор Геи. Его чистили два вечера. Чем
же были заполнены долгие часы чистки?
0, материала было более чем хостаточно!

примеру. ‘некто Бакаева подняла такой
вопрос. Правла, она в этом не убеждена,
HO елышнала от кого-то, что областной про-
курор Гец... ухаживал за одной сотрудниией
прокуратуры. И будто прокурор даже лю-
бовные записки пибал...

— Глё, гле эти записки? — жадно нпа-
бросился ‘на выступавшую председатель жо-
миссии т. Коротков.

‚ Но записок не оказалось. ,

А тем временем Бакаева продолжала
разоблачения. Она слыхала еще, что за
этой же сотрудницей ухаживал одновремен-
Но какой-то слелователь...
	На этом кончается первый вечер чистки
прокурора. И назавтра чистка продлолжалаеь
в том же стиле. Обывательские сплетни
служили главным материалом для комиссии.
	Заместитель секретаря райкома т.. Бело-
усов, присутствовавший на собрании, по-
пробовал было протестовать. Он заявил,
что чистка идет неправильно, что комиссия
копается в бытовых мелочах и не инте-
ресуется главным — производственной ра-
ботой прокурора. Но заявление это прозву-
чало гласом вопиющего в пустыве.
	Комиссия неё высказывала желания по-
интересоваться, как прокуратура боролась
за революционную законность, как охраня-
ла общественную собственность. Она на-
чала чистку сразу же, как появилась. в
стенах прокуратуры. Ни © одним из област-
ных прокуроров она не сочла нужным по-
говорить. Ни один отдел прокуратуры He
обследовала. Она лишь слышала croponoli,
	(От специального корреспондента «Правды»).
	Студенты пятого курса.
	педиатрами на пербирию, & просто вра-
чами на участок и нам привезут в
первые же лни с ущемленной грижей, с
перфорированным. аппендецитом; с-ззво-
ротом кишек или еще с какой  опера-
цией от которой отказаться нельзя, так
как везти больного и меллить равносиль-
но смерти, что булем делать мы, если ни
одной. операции как следует. не вилели?»
	«...Практических в. Вендинспансере у
нас не было, хотя когда мы с ‘кафедрой
расставались, то’ профессором ‘и студен-
тами было выражено пожелание, что
нынешней год, этот нробел  восполнен
булет, но нынешней год так составлено
расписание, что места для этих правти-
ческих нет...»
	Студенты пятого курса утверждают, что
Саратовский медицинский институт «He
борится» за качество’ пролукции, и «тео-
ритические, кафедры» находятся в загоне.
Студентам пятого курса «не хочеться» Be~
рить, что их так и выпустят в обращение
неграмотными врачами. Увы, печальным
доказательством этой медицинской негра-
мотности служит и их элементарная не-
грамотность. Действительно, «не хочеться»
верить, что молодые люди, которые не
знают ни печени, ни селезенки, ни гра-
	моты, это и есть студенты медицинекого
института.
	Саратовский медицинекий институт не
перестроилея, д перекрасилея, и под
новой этикеткой выпускает ‘старую, нело-
брокачественную продукцию. Студенты,
которые зимой 1933 г. ‘числились на тре-
тьем курсе, весной 1934 г. были переиме-
нованы в студентов четвертого курса, а
ныне они уже перешли ‘на’ пятый курс...
Знаменитый чемпион Лядумэг е завистью
	может смотреть на такой рекорд скорого
бега,
	Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
	Тов. БАРАНОВ.
		ГРАБЛИ NA ПРОПОЛКИ ТРАВЫ,
	ИиВНИНГРАД, 6 октября.. (Корр. «Прав-
ды»). Путевой осмотршивк Октябрьской 10-
роги т. Баранов сконструировал остроум-
ное приспособление для прополки травы на
железнолорожном полотне.

Известно. что путевые сторожа произво-
дят прополку травы пой помощи обыкно=
венной железной лопаты. Чтобы прополоть
1 километр железнолорожной линии. сто-
рожу приходится тратить 3—10 лней. Бара-
нов приспособил для прополки грабли © гу-
сто насаженными зубьями, заостренными
на концах наподобие ножей. Путевые cto-
рожа, вооруженные такими граблямиз про-
палывают километр пути за 1-9 хня.
		20 ТЫС. ГА KOK-GATbISA
B EBAHORCKON ОБЛАСТИ,
	ИВАНОВО, 6 октября. (Корр. «Правды»}.
Ивановская опытная станпия новых. куль-
тур вырастила ряд каучуконоеных расте-
ний; из которых наиболее эффективным ва-
учуконосом оказался кок-сагыз:  +

Трест «Каучуконое» решил довести ^к
1936—1937 году площаль под. вок-сагы-
зом в Ивановской области ло 20 тые. гев-
	торов.
	БЕЗ ДЕЛА О ШЕХУ НЕ ХОДИТЬ
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 6 октября. {[Hepp.
«Правды»). На иеталлургическом ‘заволе им.
Петровского замечено, что в выходной день
бригады непрерывных пехов работают луч-
ше. чем в. обычный лень.  0б`ясняется. это
тем. что в выхолной лень обстановка на
	заволе абсолютно спокойная. Поелетавите-
	ли организаний и рабочие других смен не
приходят за многочисленными справками,
не толкутся в пехе без лела. Петровпы на
основе этого организовали вне завола спе-
пиальное бюро обслуживания, которое про-
изволит операпии по отметке больничных
листов, вылаче всяких справок и выпол-
вяет различные запросы рабочих и членов
	их семей.
	В помощь подрядчику.
	ские работники, и они брошены оператив=
	НЫМ птадом на уборку: и NOATOTOBRY номе-
щений выставки к. зиме.
	В приказе за полписью врилд директора
	выставки тов. Казанцева сказано лостаточ-
но ясно:
	«1. Выставка закрыта е 29/I¥ е г
	2. Весь обслуживающий персонал по-
	ставлен на уборку номещений и подготовку
AX в зиме.
	3. Согласован вопрос © общественнымя
организациями о переключении на одну
неделю научных работников на работу в
помощь подрядчикам на стройплошалке».
	Четыре правила арифметики помогают
вам ‘сообразить, что работа на стройпло-
щалке вышеуказанных научных работни-
ков, исхоля из их высоких оклалов. обх9-
дится в несколько тысяч рублей.
	Но не булем грубыми материалистами.
Нельзя же перевесть. в лензнаки взрыв
энтузиазма, единодушную и пламенную
энергию 130 сотрулников Всесоюзной
строительной выставки, брошенных «в по-
мошь подрядчикам». А ЧУуткость проф-
группоргов, общественных организаций -вы-
ставки? А размах и понимание. воли масе
парторга. Быховекого?
	Ha этом, собственно, можно было бы и
КОНЧИТЬ. фельетон. Ho попробуем сделать
BHIBOAH.
	Воть Казанневы и Вазанцевы. Ееть из-
вестный - во ‘всем мире изобретатель тер-
моза Казанцев. Сейчас некоторую. ‘впрочем,
незавилную, популярность приобретает хру-
гой Казанцев — врил директора Постоян-
HOH BCECOIDZHOH строятельной выставки.
	Идея субботников — великая, револю-
ционная идея. Партийпы работают бок о
бок с беспартийными. профессора — рялом
с рабочими. Злесь жё перед нами — опош=
ление и искажение сиыесла этой илеи.
	Некоторые люли делают это только по-
тому. что у них нехватает культуры, —
таких надб посылать учиться. Если же
это результат верхоглядства, политической
безграмотности. соединенной с самоуверен-
ностью, если искажение и опошление илей
происходит от того. что человек не хочет
влумываться и вникать в суть вещей, то
такие люли нуждаются в других методах
перевоспитания.
			НЕОЗНИДАННЫЙ ПЕРЕХОД.
	Северин и председатель  райпотребсотюза
Стругацкий.

По случаю рапорта — банкет. Обильное
количество ‘вина.’ Торжественные тосты.
Щехрое премирование.

Комиссия по чистке установила, что 116
проп. — очковтирательство, что план вы-
полнен только на 78 проц. По требованию
Стругацкого сельские потребительские 06-
щества лавали дутые пифры.

А в лобавление в лутым пифрам — и
растраты и разбазаренная мука.

Но когда кончали проверку. отмеченный
	перехохяшим зваменем Стругацкий уже был
	переброшен на руководящую работу в Чер-
НИгоВ. .

На чистке выяснилось, что’ делами, по-
лобными тем, которые совершал  бтруган-
кий в Ичне, он. отличился ло этого и в
Ренкинском районе. .

Да. переход был действительно ‘нвожи-
данным. В зале стало тихо. Смущенно опу-
стили головы те, кто пел дифирамбы.

Плохо, вилно, знает свои кадры Черни-
говский обком, если он комавлировал на
большую. руководящую работу‘ человека, 0
котором имел суждение только по отлель-
ным цифрам, оказавшимся к тому же ду-
	Л. ИВАНОВ.

вести повторную проверку. в отлельных
	парторганизациях а
. * .

В «Правде» от 17 сентября напечатана
ворреспонденния под заголовком «Отылли-
вая самокритика», в которой сообщалось,
что на чистке краснодарского Зернотреста
не были вскрыты антигосуларственные
тенленции. >!

Тов. Шадунп сообщает, что в связи
C этим поручено подвергнуть вторичной
чистке Шидлина — директора краснолар-
ского Зернотреста.
	испытания, столько показателей, что MO-
жем наверняка сказать, выйдет ила невый-
дет он. из. штопора.

Когла я сравниваю путь нашей авиация,
наше. движение вперед, то невольно вепо-
ниНаю свое волнёние при первом полете
На «АНТ-4» и полбое сповойствие и уве-
ренность в летных качествах машины
«Максим Горький». Это—=результат вако-
пившегося опыта как у конструкторов, так
ий у летного состава. Мы уверены за свой
машины. Фни летают прекрасно. .
	На основании всего накопленного ранее
опыта мы могли вылететь на «Максиме
Горьком». тверло зная. что си полетит х0-
ропю. И действительно, уже в первый ‘n0-
лет мы могли пастолько  исчерпывающе
произвести различные эксперименты. что
во второй полет получили возможность: при
вететвовать челюскиниев нал Красной пло-
шалью. летая на. малой высоте.
	Подготовка в послелнему полету, когда
вами ‚ был установлен мировой’ рекорд. на
	тальноеть полета № Кривой. = для
меня была исключительно важной за-
yane#. Bex, ‘это была Моя мечта,
	TO, к чему я стремился © того AHA,
когла французы лелали свой первые успе-
хи. Я не могу сказать. что только послел-
ний гол был занят подготовкой в полету.
	Нет. это было бы слишком. слабо. Несомнен=`
	Но, этому предшествовала всея мол авиаци-
онная жизнь.

В результате всей работы по испытанию
ий подготовке мы получили настолько иечер-
пывающий материал, что сейчас мы можем
Абсолютно точно ответать на любой вопрос,
связанный с этим большим лелом.
	Наша основная тречировка в Послелние
месяпы выразилась. главным образом, в
полетах велепую. при чем параллельно иы
проверяли необходимое нам количество и
качество приборов. обеспечивающее слепой
полет. Большая работа была пролелана о
освешению. ибо очень ллинные осенние но-
чи. несомненно. требовали очень больпюй
работы от глаз, пожалуй, самой большой
работы из всего организма человека. Нало
было все приборы рационально поставить
на приборную хоску с тем. чтобы глаз не
утомлялся. Действительно, в полете вся эта
предварительная, кропотливая ий очень важ-
ная работа вполне бебя оправлала. Несо-
иненно. успех зависел и от прекрасной лву-
сторонней связи самолета с землей.

Я люблю. чтобы ко веякомт mpexcromnme-
	Чистка партии застала Стругацкого на
посту управляющего черниговским трестох
Обловош. На этот пост “ero выдвинули
областные организации.
	На чистке прелседатель областного потре-
бительского союза Шевцов дал Стругапко-
му блестящую характеристику:
	— Отменных качеств человек, добросо-
вестный работник..:
	Немало длифирамбов спел он своему кол-
леге по кооперации. Вепомнил вое заслуги
Отругацкого. Человек, мол. блестяще руко-
водия большим районом — Ичнянским, —
получил переходящее красное знамя за
перевыполнение финансового плана.

Шевпову вторили сослуживцы по тресту.

Перед комиссией по чистке вырисовы-
валась яркая фигура. Увитый лаврами,
Стругацкий уже собирался рассказать, как
пол его руковохством лостигались побелы.
Но влруг — неожиданный перехол. Предсе-
датель комиссии предложил вниманию соб-
рания документ о делах, которые в недале-
ком прошлом совершал проверяемый: в Ичве.
	В один прекрасный день ичнянекие ру-
ковохители ренили козырнуть победой. Они
отрапортовали в область о выполнении пла-
на по мобилизации средств на 116 проп.
Торжественный рапорт подписали секретарь
	В «Правде» 11 сентября была напеча-
тана корреспонденция под” заголовком «Чи-
стка галопом», в которой сообщалось 9 не-
достаточно глубокой проверке партийных
организаций и отдельных коммунистов ко-
миссиями по чистке новороссийской парт-
организаций. т

‘Уполномоченный Комиссии Партийного
Контроля при ЦК ВКП(б) по Азово-Черна-
морскому краю тов. Шадунц сообщает, что
указанные в корреспонденции факты под-
твердились. Дано указание новому предсе-
хателю районной комиссии по чистке про-
		„ЧИСТКА ГАЛОПОМ .
	Издание классиков
	польской литературы.
	МИНСВ, 6 октября. (Норр. «Правды»).
Институт польской пролетарской культуры
Белорусской академии наук приступил к
изданию классиков польской. литературы.
Уже собран материал для издания произве-
дений известного польского писателя Юлия
Слозацкого,‚ современника Пушкина. Будут
выпущены два тома, куда войдут избрав-
ные произведения писателя.

Слана в печать работа под. названием
«Экономическая основа и классовая вущ-
	ность польского восстания в 1830 г.».

@ а бе ново В
	му полету был заложен хостаточный фун-
lament, т. е. чтобы было заранее прелусмо-
трено все. что только можно прелусмотреть.
Только тогда Можно лерзать и можно риско-
вать в воздухе. Этот фунлажент в лерзанию.
к техническому риску склалывается из пе-
лого ряда чрезвычайно сложных факторов:
нужно прекрасно знать материальную
часть. все особенности самолета. все пред-

стоящие условия полета. все его оборуло-
panne.
	Работа нал. собой никогла не оканчивает-.
ся. Она чрезвычайно интересна и лает уло-
влетворение в жизни. В своей летной жиз-
ни Я всегла любил заниматься спортом. при
чем разнообразил его. насколько возможно.
	Считаю необходимой тренировку дыхания
лля летчика. и любой вих спорта. который!
	лает возможность чувствовать себя свежим,
я приветствую.
	Личное состояние экипажа «Ps, weco-
мненно. сыграло огромную роль й лало в03-
мощность выполнить вашу задачу точно.
отлично. Весь экипаж лополняя ANVT Apyra.
Важлый работал четко на своем посту.
	После окончания полета состояние эки-
пажа самолета и мотора было таково. что
иы. несомненно. могли бы продолжать полет.
Когла открыли капоты. мотор был чист и
не забрызган маслом. можно сказать. он
был в таком же состоянии, как и перел
вылетом.
	Мы лобилиеь своего; наша авизция по-
ставила мировой рекорл на дальность по-
лета. Добились на своем самолете, на своем
моторе. св своими летчиками.
	Казалось 6Ы. что после такой работы
можно спокойно почить ва лаврах, как это
лелается 9 многих иностранных пилотов.
которые обычно на этом и кончают, строят
себе виллы. свое личное благополучие. Мы
же будем тоже строить. но, несомненно. мы
булем строить такие веши. такие машины,
которые способствуют хальнейшему укре-
плению, хозяйственной ий оборонной мощи
нашей ‘великой ролины. В этом смысл всей
нашей жизни и наше удовлетворение.
	ся экзаменом не только для машины, но и
лля конструкторов, контролем всех. их т6о-
ретических расчетов. Мы следим за вновь
создаваемой машиной с первого AHA ee 3a-
рожления. Новый самолет создается таким
образом: обсуждаются все его’ данные,
строится макет, в этом макете обязательво
участвует летчик-испытатель. И в пропес-
св произволетва MEI блелим за тем, чтобы
	во было слелано по соответетвующему ма-
	кету. А когла машина готова. летчик при>
ступает к её воздушиюй проверке, пред-
варительно изучив все расчеты продувки
й прочие материалы.
	(С чего начинается испытание? Разбег
по земле. отрыв, и сейчае же посалка. Вре-
мя от разбега ло отрыва ллится 8—10 ce-
кунд. в течение которых вы должны вни-
мательно смотреть. что у вас получается,
должны ощутить. насколько нормально ве-
лет себя самолет. В этот момент вы лол-
жны отдать себе полный отчет во всех
лействиях машины. Весь пропесе полета
не превышает секунл 20, и в течение этиз
секунл вы должны себе‘ отлать отчет, ка-
кие у него дефекты й можно AH на этом
самолете итти в воздух.
	В воздухе вы лолжны прислушиваться
к работе самолета, собрать и лать конструк-
тора: исчерпывающий материал. В зависи-
мости от повеления самолета в первом. по-
лете вы делаете, на нем то или иное коли-
чество экспериментов. В сущности первый
полет чрезвычайно короток по времени, но
он лолжен быть максимально исчерпываю-
	шим в своем ответе.
	хак наш полет длился 33 дня. Тридцать
три дня... и три! Это известие было очень
большим волнующим моментом в нашей
жизни. Мы не могли с6бе представить —
неужели можно так быстро лететь?
	Оказалось, можно.

Й в ответ на французский полет мне
было прелложено сделать идентичный 00-
лет, ва самолете «АНТ-З» нашего произ-

вохства. вокруг Европы в три дня. 910
было в 1926 голу. Мне улалось точно вы-

ПолнитТЬ это залание.
	С этого времени a. TecHO севазалея C
ЦАГИ, прололжаю работать в научно-ис-.
следовательском институте УВВС: испыты-
ваю новые самолеты разрабатываю новые
проблемы, например, проблему слепого по-
лета.

При слепом полете нало уметь летать в
облаках, в тумане, при любой погоде. На-
чали мы свою работу. имея примитивные
приборы, и не знали, постаточны ли эти
приборы для того, чтобы летать велепую.
Тогла мы слелали искусственный колпак
на самолете. чтобы летчик мог быть с0-
вершенно закрыт и вилел бы перел собой
только приборы. В течение 10 полетов, на-
конец. улалось освоить слепой полет. Как
примитивны,  кустарвы Te приборы по
сравнению © нынешними, совершенными
приборами. которые разработал тов. Спи-
рин. Но вель мы тогла только начинали
разрешать эту большую праблему!
	‚ На 70 машинах различных систем я ле-
тал, несколько лесятков новых систем мз-
шин я облетал как летчик-испытатель. Они
вереницей проходят в моей памяти. Я
вспоминаю особенности каждой из них.
Испытывать малину, значит AOBOABTb ее
до такого состояния, когда она будет вполне
нормальна, безопасна и оправлает расчет-
ные данные. Это значит — лать точную
картину ее поведения в воздухе. Как после
первого полета, так и в последующие на
новой машине летчик-испытатель дает
конструктору материал 0 вбех её положи-
тельных и отрицательных сторонах.

Вель. в сущности, первый полет являет-
	Приговор не оконнательный.
	Возчиков умильно упрашивали:

— Вы ух. ребята. постарайтесь, котел
паровой.—не дрова возить. Не уроните.

— Лално. Не впервые. Перевезем.
	Повезли. Пять злоровенных битюгмв с
трулом натягивали постромея. Влали за-
чернел железнодорожный мост. Дорога про-
холила пол ним.

— Ляля Петро. небось котел ве прой-
дет пол  мостом.-— забеспокоилея олин из
возчиков.

— Молчи. Василий. Пройлет. Н-но, pe-
димые!..

«Ролиные» нажали, и... котел гулко тре-
снулся о нижнюю балку мостовой фермы.

Дяди шумно заспорили. На шум прибе-
жала иостовая сторожиха:
	i rire?
	— Вы что казенное имущество пор-
	В это время по мосту на велосипеде
проезжал ревизор лвижения Пермской 20-
porn Виноградов. Заметив, что рельсы
седвинуты, он помчался к ближайшему теле-
фону и предупредил дежурного по станции
	Шарташ, чтобы он залержал поезд. залем
вызвал дорожного мастера Беляева лля ис-
	правления ПУТИ.
	Случай этот® произвел шум. Железноло-
рожники вополошились. Что же это лелает-
ся? Управление лороги создало комисеию
«лля расслелования и принятия мер».
	В конпе августа вомиссия пол прелсе-
лательством заместителя начальника хороги
Наумова постановила. что случай этот ©0-
всем не примечательный, что фермы и рель-
сы сдвинуты всего на 12 миллиметров.
Миллиметр— величина не ахти: какая, а по-
сему и лело-то все выеденного яйца не
стоит. Напрасно только начальство бесно-
коят. А беспокоит Виногралов. И попусту
старается. Поосто хочет человек выелу-
житься. А если тав. то прогнать подхз-
лима!
	Й прогнали. Уволили Виноградова. Ho
так кав все же кто-то сообщил начальству
6 происшествии на перегоне Сверлловек—
Шарташ. то премировали за это... сторо-
жей, безропотно наблюдавших, как ломали
MOCT. ^
	Линейный вул резбилитировал БВиногрз-
хова. осудил возчиков и отметил грубое на-
рушение сторожами инструкпии.
	Й вез? Неужели это окончательный при-
говор? А как же с начальником группы
безопасности Соловьевым. лавшим техниче-
ское заключение о «взлорности». всей исто-
рии е. мостом? А как с Наумовым. который
увольняет добросовестных работников и
награждает. разгильляев?
	С. БОГОРАД.
	Не обращая на нее внимания, гужевики
единодушно решили, что если мост мешает
котлу, то нало его убрать. Не котел, а
мост.
	И вот среди белого дня в трех километ:
рах. от Сверлловска четыре возчика начали
ломать. мост. Оторожиха побежала за пу-
тевым сторожем. Тот. приля ва место про-
истшествия. угрюмо посоветовал:
	-— Напрасно мост губите. Вы лучше
балку малость обтетите; котел в пролезет.
	Мудрый совет не пропал даром. Начали
тесать балку. a заолно и боковые устоя:
Наконеп, кроме люлей; стали трудиться и
пошали,—в удовольствию присутствующих
котел с лязгом. скрежетом, гулом проехал
злополучное место, слвинув на бок ферму
и нахолившиеся на ней рельсы:
	Or’exas, триумфаторы у ближайшего лес-
ка прелались пиршеству в ознаменование
того, что котел. который очи везли CO
станции Шартали- ва сверлловскую фабри-
ку «Изоплит», будет доставлен в целости.
	В этом деле бывают различные неожи-
данности. Олнажлы мне пришлось испыты-
вать олин самолет с пелью вывола его из
штопора. Это было в тот год, когха мы не
могли еше сказать, от чего зависит выхол
из штопора самолета: проблема для нае то-
гла совершенно новая. Я ввел машину В
штопор и на 15-м витке убедился. что ни-
какой возможности вывести самолет из
штопора нет. Пришлось с силой оторвать-
ся и спуститься на парашюте. Это был
первый прыжок с самолета, ‘вошелшего в
Я

Только через гол мы имели возможность
хоказать. в Чем секрет. почему а не мог
выйти из штопора: ‘все лело было в вэпра-
вильном положении центра тяжести. Сей-
Ча мы имеем настолько исчерпывающий
внверенный материал 0 самолете до ето