3 ОЦТЯБРЯ 1934 Г., 3278 (6154).
	ТЕАТРА.
	А. Я. Тапров—
	Государствен. Камерный театр.
	Следует хотя бы мельком вспомнить ©
предреволюционной поре русекогео театра.
	Эта пора отмечена большим этических
падением театральных ценностей, полных
отрывом зрителя от театра, господством
рыночного и адюльтерного репертуара,
илейным запустением и разбродом.
	Пролетарекая диктатура раньше всего
дала тезтру и его работникам чрезвычайно
важное сознание, Что театральное искус-
ство является для пролетариата важной п
нужной функцией его культурной жизни,
Зачеркнув и сдав раз навсегда в архив л0-.
ЗУНГ «искусство для искусства» и утвер-
ждая искусство для жизни, революция рз-
дикально оздоровила всю театральную куль-
туру, сообщила ей твердую целевую устз-
новкУ.

Революция дала тезтру нового, пролетар-
ского зрителя, и это—самое существенное.
Этот зритель принес в театр новые требо-
	‘вания. новую философию. новую продле-
	матику и этику и тем самым стимулировая
зарождение новой театральной эстетики и
нового театрального стиля.

Зритель является органическим и ре-
шающим элементом театра, и вся сущность
спектакля заключается в том взаммодей-
ствии, которое возникает в процессе’ его
развития между сценой и зрительным“ за-
лом, иначе говоря, между актером и зри-
телем.
	Как бы ни был предварительно подго-
товлен и сработан спектакль, ни один на-
стоящий актер не считает и нё может
считать свою роль законченной, пока он
не проверит себя на зрителе и не внесет
соответственно с реакцией зрителя в свой
образ тех последних штрихов, которые ча-
сто являются внутренне намболее суще-
ственными и решающими.

Мы любим нашего зрителя, мы работаем
для него и с ним. И актер и зритель вме-
сте создают великую силу нашей новой,
социалистической культуры и искусства.

`ОЭкруженный постоянным вниманием
и любовью нашей партии, празитель-
ства и всех трудящихся, советский
театр вырос в. огромную культурную
силу, стюсобстзующую воспитанию
масс в духе социализма.
	Вместе с театром гигантски вырост
и нат: советский зритель, неузнаваемо
измснился его облик, расширился круг
его интересов, повысилась его требо-

вательность к Сбпектаклю.
	«И в Америке, и в Западной Ев-
ропе, — говорил нелавно посетивший
СССР директор национального Театра
в Праге Ставислав Мойжиш,—зритель
является пассивным. А в СССР он
очень чуток и живет вместе с театром
Он переживает вместе с героями все
положения. Советский зритель дей-
ствительно любит и понимает театр>.
	Ни в одной стране капитализма не
было и вет такого зрителя, который
так заслуживал бы право на любовь
и Уважение к нему, как этого заслу>
живает наи: советский зритель.
	Ниже мы печатаем высказывания

ряда ‹ крупнейших деятелей saurero
театра о советском зрителе и работе
с ним.
	театр им. Вахтангова.
	Bb. Е. Захава-—

ИИ Jill
		короткие
сигналы.
РЕЗОБРАЗНАЯ ВОЛОКИТА,
	(Письмо учительницы).
	Я проработала в сельской школе 17
лет (Каменский район, Киевской области).

Еще. весной внесла авансом 200 руб-
лей за путевку в санаторий. В районном
совете профессиональных союзов обещали
достать место.

ЗЖМлала все лето. Прошел отпуск, а пу-
тевки нет. Наконец, в районном комитете
союза работников просвещения мне сказа-
ли: «Лучше не ждите, Путевки давно уже
распределены областным комитетом».

Я поехала в Киев. Хотела добиться хо-
тя бы курсового лечения, В облаетном ко-
митете нашего союза мне не оказали по-
мощи.

Тогда я попросила вернуть мои деньги.
«Без предеедателя деньги вылать пе м0-
жем, — заявил сотрудник областного ко-
митета и добавил: — подождите, он в ко-
мандировке».

Когда же приехал председатель, уехал
главный бухгалтер, б?з которого тоже не
хотели выдать деньги.

Нажонец, вернулея бухгалтер, но не ока-
залось денег.

Прихожу через два дня. Снова отказа-
ли: «У нас нет указания, чтобы деньги
вернуть вам лично».

Я запросила район. Послала три спеш-
ных письма. Кое-как добилась ответа.

Но когда с полученным ответом пришла
в областной комитет, мне заявили: «У вас
всть, & у нас нет такого отношения. День-
ги выдать не можем».

Я. решила обратиться к председа-
телю областного комитета Пасковатому.
Два часа ждала приема. Не взглянув
на-меня, он наложил резолюцию: «Бухгал-
терия. Проверьте, ееть ли деньги»,

Так я ничего и не добилась.
	А. СОЛОВЬЕВА.
	И. Я. Судаков—
	МХАТ ии. М. Горького.
	  Основное качество советского зрителя—
отромная  непосредственность, здоровое и
‘верное чутье.

Вот пример. Нз подшефных Мосвовсвому
художественному театру курсах артисты
исполняли отрывки, из «Чайки». Зритель
воспринимал эту пьесу так, как ее чув-
ствовал Чехов: аркой комедией о никчем-
ных людях безвременья, хотя актеры игра-
ли так ще, как и раньше. Вее исполните-
ли были чрезвычайно удивлены неожидан-
ной реакции. 0б’яснение в том, что зри-
тель не может с грустью смотреть на та-
ких людей, как безвольный Тригорин или
как ‘скряга Аркадина. Теперешний зритель
великолепно разбирается в этих вещах.
Такой современный зритель полностью соз-
падает с тем идеальным зрителем, которого
представлял себе Чехов. Чехов много раз
удивлялея тому, ITO его произведения. вос-
принимаются как произведения грустные,
меланхоличные. Он всетда считал, что
грусть и скорбь могут возникнуть в душе
зрителя только через яркий смех.

Современный зритель требует сейчас
правды на сцене. Его требования в этом
налравлении необычайно высоки и ©уро-
вы. У него не испорчен вкус, он не выно-
сит пустозвонной декламации, напыщенной
фальши. Для него убедительны только серь-
езное, искреннее чуветво, полновесная чет-
кая мысль, подлинное непосредственное
действие.

Все это происходит, очевидно, потому,
что’ современный зритель хочет через
искусство, через театр учиться познавать
жизнь. Поэтому театр должен и помогать
ему возможно полновеснее воспринимать
произведения искусства.

Совершенно понятна тенденция уважаю-
шего себя театра избегать приемов само-
рекламы, предшествующей появлению той
или иной постановки. Но совершенно есте-
ственна забота о том, чтобы помочь зри-
телю взглянуть на произведения искусства
сначала через призму толкований театра,
чтобы OH потом имел возможность крити-
чески отнестись вк оценке спектакля в те-
	атральных рецензиях.
	Колхоз им, тов. Сталина, Минского района, БССР, открыл свой ночной санаторий,
	на 10 человек, где лучшие ударники и ударницы с 8 ч. вечера-до 7 ч. утра культурно
проводят свой отдых На снимке— одна из комнат отдыха колхозного ‘санатория.

Выявить и использовать все производственные мощности, все резервы роста
производительности труда — такова важнейшая задача каждого предприятия.
«Правда» обратилась кряду директоров предприятий с предложением. высказаться,

сх зоьа © а а eer о
	борьбу за реализацию этих резервов.
	управляющего трестом «Макеевуголь».
	как очи у себя конкретно начанают OO
6 октябоя мы напечатали ответ
	Сегодня печатаем ответ технического директора «Востожостали».
  ЕЕ
	Правильная организация заработной платы
крупнейший резерв роста продукции. _
	Наши директора и главные инженеры
заводов, совершенно правильно уделяя мно-
10 внимания доменному производству, за-
пустили прокатное дело. Они забывают, что
основные потребители черной  металлур-
гии — машиностроение, транепорт и дру-
гие отрасли промышаенноети, вся страна, —
судят о работе черной металлургии прежде
всего по результатам прокатного производ-
	ства.
Прокат делает марку заводу!
	Велики простои наших прокатных CTa-
нов из-за поломок, аварий, ° недобросо-
вестного ремонта и отсутствия запасных
частей. Оутуночные станы за семь месяцев
текущего года простояли 30,7 проц. рабо-
чего времени. Кровельные станы стояли
21,0 проц.

Нам нехватает запасных частей. Это во-
все не потому, что вопомотательные цехи
перегружены  доотказа. Планово-предупре-
дительный ремонт не проводится  своевре-
менно.

Руководители заводов не следят за. ка-
чеством ремонта, мало изучают причины
арарий и поломок, не думают над тем, как
их предотвратить. На любом заводе есть кон-
структора. Они делают немало различных
вариантов реконструкций,  перооборудова-
пий различных цехов: Кушвинский завод
сам, без посторонней помощи, сконетрун-
ровал и построил разливочную машину.
Но нет ни одного завода, который бы за-
нимался строительством и совершенство-
ванием прокатного оборудования.
	Мы имеем резкие колебания в произво-
хительноети отдельных сталюв. По. сутуноч-
ным станам: Лысьва имеет производитель-
ность 13,24 тонны в чае, Н. Тагил —
9.4 тонны, Алапаевск — 8,7 тонны, Уфа-
лей — 7,1 тонны. Это вовсе не потому,
что один стан хуже другого, и все опи ху-
хе лысьвенского, & потому, что на<Яысьве
несколько лучше организован труд, чем на
других заводах, хотя и лысьвенцы далеки
от совершенства.
	Кабаковский мелкосортный стан’ имеет
производнтельность на горячий час 4 топ-
ны, Чусовской — 2,3 тонны и В.-Салядин-
ский — 2,6 тонны. Но оборудованию каж-
дый из них имеет свои недостатки. Ilo
мощности они не тав уж сильно различа-
ются. Чем же об’ясняется это колебание?
	Bee лело в правильной организации трудз,
	инженеры   в необходимости провести некоторые пере-
	устройства, которые могут сделать CAAA
же эти заводы. Но ни один завод этого не
делает, в том числе и Кабаковекий.

В прокатных цехах у нас все еще парит
неправильная система заработной платы.
Обезличенная и мало стимулирующая рост
производительности труда система оплаты
явилась причиной того, что заводы поте-
ряли немало опытных прокалчиков и валь-
	цовщиков.
Какой же может быть разговор 0 сти
мулирующей роли заработной о пПлалы,
	когла вальцовщик, проработавший смену,
не знает, сколько он получит за работу?
Мы в Кабаковске ввели посменный учет
производительноети. Установили, что за
каждую тонну прокатанного сверх плана
рабочий- получает в 2,5 раза дороже. Еже-
дневно рабочий, уходя домой, знает, сколько
он заработал за смену. Вак только мы вве-
ли этот порядок, мы не узнали цех. Работа
закипела. Смена со сменой стала действи-
тельно соревноваться. Производительноесть
резко возросла. За нервые же две декады
сентября крупносортный стан дал 102,7
проц., среднесортный—116,7 прон., мелко-
сортный-—111,4 проц. плана, Станы все
время перевыполняют план. Смены стали
являться на работу самым аккуратным об-
разом, простои резко снизились.
Одновременно мы пересмотрели оплату
отдельных категорий рабочих при ‘различ-
ных ° станах и устранили’ уравниловку.
Видоизменили месячную оплату  техни-
	ческого персонала — инженеров и‘: ма-
стеров на станах. Поставили ее в тев-
нейшую зависимость от перевыполнения
	производственной программы и повышения:
выхода годного проката: мастер листопро-
катного стана за каждый процент повыше-
ния выхода годного проката 1-го сорта по-
лучает 35 рублей, за каждый процент ени-
ения плановой себестоимости-—30_ рублей
премии. В случае невыполнения: ‘програм-
мы, понижения выхода годного проката и
роста себестоимости все они соответственно

теряют в заработке.
Эти первые шаги уже дают произвед-
	ственный эффект.
Возможности увеличёния  производетва
	проката на Урале велики. Надо только на-
вести порядок в цехах.
А. БЕЛИНОЗ.
	Технический директор «Востоностали».
	Мне кажется. что современного нашего
	советекого зрителя не очень легко пой-
	мать на удочку традиционных драматиче-
ских ухищрений, занимательного плетения
интриги, замысловатой, закрученной фабу-
лы. Доказательством этого могут служить
горьковские спекталли. Зрителя очень вол-
нуют чувства и мыюли, которые со сцены
выражает Егор Булычев. Он и смеется и
сочувственно замирзет в сильных храмати-
ческих местах. несмотря на то, что интри-
ги нет, & фабула, в обычном смысле этого
слова. отсутствует.
	Зритель смотрит в корень. Он смеется
тогда, когда театр по существу векрывает
то смешное, что есть в действительной
жизни, и плачет тогда. когда театр по су-
ществу вскрывает трагичное или трога-
тельное. что есть в действительной жизни:
	Вультурный рост нашего зрителя про-
является в том, что он становится все ме-
нее и менее чувствителен в внешне ‘деше-
вому трюкачеству. И поэтому бывает очень
обидно, когда театр, не учитывая этого
культурного роста зрителя, пытаетея под-
сунуть ему вместо сущности вскрываемых
явлений жизни поверхностное ее отобра-
	жение.
—O—

р. Н. Симонов—
	заслуженный артист республики.
	После Октябрьской социалистической ре-
волюции наш зритель колоссально вырос.
Особенно острое ощущает это наш театр,
который еще совсем недавно работал каз
передвижной в Москве и области, показы-
вая свои спектакли в рабочих, красноар-

мейских и вузовских клубах.
	Вультурная работа этих клубов помогла
нашему зрителю хоропю разбираться в во-
просах театра. На любом обсуждении или
диспуте мы сталкивались преимуществен-
AO CO зрителем. который тонко и умело рз-
	скрывал основные идеи и художественную
	пенность пьесы, спектавля.
	У СЕМИ HAHEK...
	(Письмо работницы).
	В Павлово-Посадском районе (Москов-
ская обл.) при двух фабриках (шелко-
ткацкая Рохмановекая и Промколхозная)
существовали общие ясли и детский сад.

Санитарным инспектором они были за-
крыты до 1 октября, так как решено было
отремонтировать помещения. /

Наступил уже октябрь, но к ремонту
яелей и детплощадки еще ни ‘одна из этих
фабрик не. приступила. Директор Рохманов-
ской фабрики Яковлев уехал в отпуск, а
директору Промколхозной фабрики Демидо-
ву, видно, не хочется одному приниматься
за это дело.

Матерям-работницам, уходя на работу,
приходится оставлять детей без присмотра.
Одна работница не вышла один день ва ра-
боту——получила выговор. Лругая не выхо-
	дит две пятидневки. А я оставляю своих
детей одних. К. ПИГАЛЕВА.
	ВИАМЛОВАННЫЕ ПИРЕСТИВЫ.
	(Нисьмо рабочего).
	22 июля 1934 г. мне пришлось по-
бывать в смоляниковском сельсовете, 0р-
шанского района, БССР, хде я был свиле-
телем возмущения председателя сельсовета
штамнованными директивами районных
	руководителей.

Смоляниковекий сельсовет одним из пер-
вых по району выполнил план поставки
шерсти на 106,5 проц. В районной газе-
те «Ленинский призыв» от 21 июля поме-
mena 00 этом заметка. Все же в тот же
день сельсовет получил письм заместителя
секретаря райкома КП(б)Б (он же редак-
тор районной газеты) Домрацкого и предсе-
дателя райисполкома Мицького. Вот xpat-
кое содержание этой «директивы»: «Плач
поставки шерсти по смоляниковокому сель-
совету считаем сорванным, так как он
выполнен лишь на 100 проц., и предла-
гаем сельсовету мобилизовать весь актив
села и зппарат селью для выполнения
	плана... на 100 проц.».
C{SMHHH3OH.
	NOAA ЖЕ ВЫПЛАТЯТ
ВЫИГРЫШ
	(Письмо работника МТС).
	В 14-м тираже займа «Пятилетка в че-
тыре года» на облигалию 06 (серия
31767) пал выигрыш в 5.000 руб. Часть
этой облигации принадлежала мне, и я
должен был получить 2,000. руб.

19 июня я сдал свою облигацию в сбер-
кассу. № 97. (г. Самара). Сберкасса по-
слала’вё на проверку в Москву, а там
так усердно проверяют, что я до сих пор
не могу получить выигрыш.
	БЕРГНЕР.
ОТ РЕДАНЦИИ.
	На затянувшуюся проверку облигации
жалуется также ИВАНОВ А. (г. Саралул).
Его облигация № 5 (серия 1445} Государ-
ственного внутреннего займа 1932 г. вы-
играла 5.000 руб. 25 июня 1934 г. сара-
пульская сберкасса переслала обпигацию в
	Гознак для проверки. Ее тоже проверяют!
	до сих пор.
	По следам писем
	«Прообюрократы
с Варегова болота»,
	18 сентября 1934 года в «Правте»
было напечатано письмо рабочих (Мохова,
Голубева и др. «Профбюрократы с Варего-
ва болота». Авторы писали, что на тор-
фяных предприятиях Варегова болота (Ту-
таввекий район, Ивановская область) пло-
хие бытовые условия.

Факты, изложенные в письме, целиком
подтвердились. Президиум ЦК союза торфя-
ников 06’ явил председателю торфкома Буг-
реву строгий выговор с предупреждением.

Директору торфопредприятия Медведеву
0б’явлен строгий выговор. ‘Ярославскому
райкому союза об’явлен выговор. -

Инетруктору ЦВ союза Копейкину по-
етавлено на вил. Предложено ярославеко-
му райкому союза енять с работы за 6¢3-
деятельность инспектора труда Жукова.

Предложено дирекции торфопредприятия
срочно разместить рабочих, ‘проживающих
в бараке № 14, по другим общежитиям
ИЕ 10 октября закончить подготовку всех
общежитий в зг\е.
	А. Д. Дикий —

театр им. ВИСПС.
	Разрыв между сценой и зрительным за-
лом — несчастье всякой театральной рабо-
ты. Для ликвидащии этого разрыва вуще-
ствуют два пути.

Первый путь означает:  «потрафлять»
зрителю, заранее считая слабыми его зна-
ния тезтральной культуры. Этот путь
ведет к упрощенчеству на сцене, к вуль-
гаризации. Путь — недоетойный настояще-
го советского художника.

Второй путь путь, заставляющий зри-
теля думать, учиться и подтягиваться к
поняманию и решению‘ поставленных ху-
дожником на сцене задач. В этом елучзе
общественная функция художника значи-
тельно глубже, ценнее. Он вослитывает п
ведет зрителя.

Рост нашего советского зрителя за по-
следние годы стал особенно значительным.
Зритель становится требовательным и’ тон-
ким ценителем.

Эта часть зрителей — культурных зри-
телей — для нас, театральных работников,
наиболее ценна. Мы опираемся на них.

Для тесной связи с рабочим зрителем
театр. ВЦСПС создал специальные бригады.
Они проводят большую работу в сазюдея-
тельных кружках, студиях и Т, д.
	Режиссура и руководство театра ВЦСПС
избегают в своей работе со зрителем момен-
тов упрощенчеетва и вульгаризации, стре-
мясь ставить перед ним новые  художе-
ственные и творческие вопросы.
	Выставки к спектаклям, дискуссии 0
пъесе язляются только началом. Театр
	ВЦСПС не только не исчерпал, HO и He
	развернул еще в полной мере всех имею-
WHXCH B этом направлении возможностей.
	И. П. Берсенев—

МХАТ-2.
	Культурный ‘рост и художественные
требования нашего советского зрителя на-
столько выросли, что превзошли самые
смелые ожидания. Тезтр, хотя и следит за
жизнью и живет в ее гуще, но то, что
делается с современным театральным зри-
телем, превосходит Bee представления
театра о нем. Наше представление о зри-
теле значительно отстает от тех требова-
ний, которые в настоящее время он вы-
двигает.

В последних чиелах сентября ваш
театр был в Иванове, где показал рабо-
чим-текстильщикам пьесу «Сверчок 4a
печи». Рабочие поднесли нам благодар-
ственный адрес, в котором пишут: «Ваш
спектакль свидетельствует о том, что 0о0-
ветский театр следует в своей работе ли-
рективам партии о социалистическом реа-
лизме. Разрешите нам, лучшим работня-
кам-ударникам ивановеких хлопчатобумаж-
ных фабрик, приветствовать вас от липа
ивановекой общественности и рабочих-
тевстильщиков области».

Далее рабочие говорят: «Мы боремся за
осуществление лозунга «Советская ткань
должна быть лучшей в мире», мы также
с вами будем бороться за идейно глубокое,
высокохудожественное и простое искус-
ство миллионов нашей великой родины».

Эти слова ярче всего характеризуют се-
годняшнего рабочего зрителя. Зритель не-
выразимо .вырос и продолжает с огромной
быстротой дальше расти. Значение и роль
зрителя для нас, тезтральных работников,
колоссальны.

И мы постоянно говорим с6бе:  подтя-
нись. не отставай. Ни фальшивых, nH
	Налиему молодому тезтру хочетея, поми-
мо художественного обслуживания  зрите-
ля, установить с ним тесный, дружеский
контакт и вне спектакля, в наших фойе.
	„`В этом сезоне театр выделяет ежедневно
по 160 мест для ударников московских
предприятий и будет, таким образом, иметь
	Ни фальшивых, ни  постоянных зрителей. С ними мы и начнем
	картонных чувств зритель не приемлет.  предполатаеные встречи.
	На сезд народов Севера во Владивосток
явились делегаты из тундры. Они шли ©т-
ни километров пешком, бежали на лыжах,
ехали на собаках, на оленях. За их пле-
чами остались тысячеверстные просторы
тундры, горных теснин и тайги.

Нужно было видеть, с какой страсгно-
стью делегат из Колымекой тундры рас-
сказывал о школе, о первом человеке, нз-
учившемся грамоте, о том, что стойбиша
0б’единены в товарищества и убивалют зве-
ря в два раза больше, чем раньше. Люди,
которые десятилетиями отдавали пушнину
за бутылку водки, люди, которые выми-
рали при царизме, влились в великую
семью народов СССР и под руководством
партии ‘и советской власти идут к новой,
счастливой жизни. Сто четыре делегата:
чукчи, удэ, эскимосы, гольды, ногайцы.
	Остров Матлю.
	Слет прокатчиков-ударников Лиепропетровщины,
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 7 октября. (Hopp.
«Празды»). 6 октября состоялся: слет удар-
ников прокатных, цехов Днепропетровщины.
	Доклад 00 итогах и задачах производства
проката сделал заместитель управляющего
0б’елинением «Сталь» тов. Шлейфер.
	Многочисленные выступления прокатчи-
хов-ударников изобилуют яркими фактами
6 больших неиспользованных резервах про-
ката. 06 этом же свидетельствует выпол-
нение планов производства проката о заво-
дами области: только три завода выполни-
ли левятимесячный план Дзержинский,
	«Запюбожсталь», «Коминтерн». Ве выпол-
нил план — завод им. Петровекого, им.
Либкнехта, им. Ленина. Но даже‘ на заво-
дах, выполнивших план, есть много OT-
стающих станов. На трех передовых заво-
дах из 99 станов только 19 выполнили
	план.
На слете выступил тов. Хатаевич. Слет
	послал приветственные телеграммы товарй-
mam Сталину, Орджоникидзе,  Косиору,
Постышезу, принял обращение к прокат-
чикам (Союза, в котором» обязалея дать к
У! С’езду Советов 70.000 тонн проката
	сверх плана.
	Лальневосточные новеллы.
	че“
П. МАНУЙЛОВ.
п
	сиживались в ярантах. «Чукчи не должны

тневаться», — говорил шаман. — «Наэдо
терпеть», — добавляли старики, поучая
молодых.

Матлю вспоминает, как стихла пурга.
Только в сопках носилась поземка, голу-
Gum шарфом заметая следы вьюги. Тогда
Матлю пошел к Чяко. Несколько лет ови
вместе охотились. Ляко чистил винчестер,
когда вошел Матлю.

— Доброе дёло, Ляко! — поздоровался
Матлю. — Илем бить зверя. Я знаю боль-
moe лежбище. Все люди стойбища будут
бить зверя. Будет тепло в ярангах, вебе бу-
дет.

— Где?

— Зверя много. Только надо людей со-
звать. Пять человек пока хватит.

— Где?—снова спросил Ляко.

—- На Аракане!

Ляко отложил винчестер. Он в упор смо-
трел- на Матлю. Матлю сказал страшное
слово. Матлю надумал нарушить тайпу. Ма-
тлю может погибнуть вот сейчас.

Матлю был жив.

Две ночи в яранге охотников не угасал
огонь. Пять охотников обсуждали предло-
жение Матлю. На третий лень, тщательно
вычиетив ружья, они пошли к острову

Аракам.
На острове стояли две яранги. В одной
жил шаман, в другой — три охотника-

батражз.\ Матлю первым вошел в ярангу
шамана. Старый колдун се гневом набросил-
ся на пришельцев.

— Вы нарушили закон и погибнете,
Первым погибнет тот, у которого появя-
лась дума нарушить закон, за ним умрут
остальные.

Бормоча проклятья и грозя смертью, ша-
ман кинулся в ружьям. Матдю с силой от-
странил его.

— Ты лжешь, седой черт! Остров боль-
ше не твой!

Другие охотника пошли к батракам, 3з-
хватили ружья я предложили им вместе с
шзманом сейчае же ухолить с острова. На
	другой день охотники  стойбища  начзли
злесь охоту, прославляя Матлю. С тех пор
остров носит имя Матаю.

— Ая живу и буду жить, — емеясь
заканчивает рассказ Матлю. — Правда,
два раза пуля проделала след у моей. голо-
вы, но мимо. Шаман сбежал. В нашей зве-
робойной артели двенадцать человек. В
прошлом году в стойбище приехал учитель,
и сейчас -у нас есть школа^и первые гра-
мотные с тех дней, как появились на свете
чукчи.
	Первый из Удэгэ.
	Советский художественный фарфор.
	В окнах фарфорового завода имени 40-
моносова в Фенинграде выставлены боль-
шие вазы, блюда и статуэтки. Это — завод-
ской музей. Здесь собрана богатейшая кол-
лекция высокохудожественных фарфоровых
излелий.

За последние годы завод выполнил мно-
гочисленные заказы на сервизы и разные
фарфоровые изделия для стран Западной
Европы, а сейчас изготовляет образцы для
Америки.

Свежестью красок и богатством идей от-
личается фарфоровая продукция 1934 го-
да. В сервизе «ОССР за полярным кругом»
художницы Протопоповой изображены: при-
бытие самолета, научная работа, радио-
связь, геологическая разведка и езла на
собаках в арктической зимовке. Тонко и
изящно выполнен другой сервиз этой ху-
дожницы-—«От тайги до постройки».

Оригинальный сервиз изготовлен худож-
пиком Воробьевским. Художница Беспалова
дала сервиз «Сказка о веером волке». Ин-
	ОТАЛИНГРАД, 7 октября. (Норр. «Прав-
ды»). К октябрьским торжествам в’ Сталин-
граде сдаются в эксплуатацию новые дома,
тротуары и дороги. Первый корпус дома
специалистов на 64 квартиры уже заселен.
Заканчивается постройка 5-этажного дома
врайлегирома и дома крайфинуправления
на 54 квартиры.
	тересна работа художницы Лебедевой, изо-
бражающая эпизоды из колхозного быта.
По эскизам скульптора Данько изготовле-
ны статуэтки «Народы СССР» и скульп-
турная группа «Колхозный молодняк».

В ближайшее время выйлут сервизы ху-
ожницы Протопопозой-—«Челюскинцы», ху-
дожницы Блак-——«Красная конница», ‘деко-
ративный сервиз художника Ризнич, по-
священный животному миру.

Художница Сканзль” работает над боль-
шой декоративной вазой, посвященной 15-
летию героической обороны Петрограла от
Юденича. На одной стороне вазы-—несколь-
ко эпизодов защиты Петрограда, на’ другой
—виды социалистического Ленинграда. Ху-
дожница Пчельникова готовит большую
композицию на фарфоровом пласте-—«Эпо-
пея челюскинцев».

Художественный руководитель завода
Суетин сейчас работает над применением
	фарфора для инкрустации дерева. ,
НИК ВОРОНОВ.
	Большюй размах приняло дорожное
строительство. В годовщине Октября: будет
заасфальтировано 23 тыс. вв. е метров
улиц, 12 тыс. кв. метров тротуаров и 16
тыс. кв. метров шоссе. Ёроме того, будет
закончено замощение тракта Сталинград —
Красноармейск площалью в 70 тыс. кв.
	метров
	(От ленинградского корреспондента «Правды».
		повые дома, тротуары, дороги.
	По всей безбрежной тайге идет слава 9
лучшем стрелке, непревзойленном ловпе ле-
опардов и рысей, удэгейпе Пимк.о Стоит
только ‘упомянуть о звере — и. молчати-
вый Пимк вепыхнет. ках факел.
	—юди напрасно славят меня, — ви-
новато говорит он. — Мой рассказ ма-
денький, как мал наш нарюл улэ. Но нет
лучше охотников. как наши люди.
	В ту зиму так много снегу было, что
никто из старых охотников не решался
ухолить в тайгу, где живут рысь и ли-
сица. Улэгейцы жили плохо, гололно и без
надежд. Богатый старик говорил: «Погид-
нут все».

Ну, я да еще трое об’явили: проложим
трепу в снегах. Смеялись над ним. Ко мне
пришел старик, отец той девушки, & KOTO-
рой лежзло мое серлце, и сказал: «Дочь
не будет твоей». Я не поверил. Утром. моя
девушка сказала: «Уйлешь. — потеряешь
меня». А две недели назад мы организова-
ли артель. Вот старик-богатей и хотел рас-
строить. Я тогла себе сказал: «Сердце, не
бейся, нужно — забудешь девушку»,

И пошли. Мы прохохили в} час лесятов
саженей. Палали в снег. Мокли. Пезело-
вики менялись. На третий лень лошли £0
места охоты. Лыжную тропу  проторила.
Олни ушли в стойбище рассказать о тро-
пе, & мы начали охоту. В первый же лень
мы убили три рыси и одну взяли живой.
Через два дня пришли наши люди и с ни-
ми девушка, та, что корила меня. Накогда
10 этого девушки не ходили у Hac Ba охо-
ту. Она пришла нашей тропой.
	Нриморье.
	Матлю скучал по морю. Эн тоскливо хо-
дил по широким улицам города, иопуган-
Но оглядывалея на проносившиеся автомо-
били и пасмурно возвращался в общежитие.

— Я в городе первый ‘раз, — об’`яснял
он виновато.—И боялся сюда ехать. Наши
люди на Севере тоже начинают строить
свои города.

Имя Матлю известно по всему побе-
режью Чукотки. 0 нем говорят как о самом
отважном чукче, который нарушил веко-
вые законы тундры и завоевал остров Ара-
кан — излюбленное лежбище зверя.

— Этим островом владел шаман, —
просто рассказывает Матлю. — Ежегод-
но он убивал там две тысячи моржей. В
сезон охоты шаман набирал себе батражов
и начинал зверовать. Никто, кроме шама-
на, на острове не охотился. Шаман об’`явил
запрет, наложил тайпу: «Кто убьет зверя
на острове Аракан, тот погибнет сам», —
так говорил старый шаман.

Чукчи били зверя далеко в море. В иные
годы моржи находили себе лежбище далеко
от побережья, куда не могли попасть ©3-
мые смелые и опытные охотника. Torsa
приходили черные дни. Мы питались вале-
ной рыбой, но и ее запасы быстро таяли.
Голодные собаки уходили в скалы, теря-
лись, замерзали или попадали на волков.
Наступали морозы, пурга. Все чуБчи от-