11 ОКТЯБРЯ 1934 Г., № 281 (6167).
	т
Иласиков

BY ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОТВОРСТВОВАЛИ
....САБОТАЖНИКАМ ХЛЕБОСДАЧИ,
	Западная Сибирь.
#
	Челябинская область.
	ЗАКУПКИ ХЛЕБА.
		IMADAGS f
	задержали отгоузку 2&слбза.
	Директору
	Верхнеуфалейского = завода
	волов Нижнетагильского им. Томского
также немало волынили, Пока приступили
в выполнению задания. Волынили они при
попустительстве Союзстальсбыта, отвечаю-
щего за всю операцию отгрузки железа.
	Управляющий Союзстальсбытом тов. Ба-
баев в этом деле проявил либеральное отно-
шение к нарушителям директив партии и
правительства. Уполномоченные Союзсталь-
сбыта на заводах не только не сюдейство-
вали выполнению задания. а явно саботи-

ровали его. Вого из них тов. Бабаев при-
влеёк EB ответственности? Никого.
	Наркомтяжпром послал позавчера теле-
грамму директорам заводов 96 окончании
	отгрузки металла для  хлебозакупок #
20 октября.
	Тов. Бабаев имеет еще возможность ис-
править допущенные ошибки. Главное —
не ждать последних сроков, а повседневно
следить за прокатом и отгрузкой.
	‚ ОРГАНИЗОВАТЬ ВЫВОЗ
НАМОЛОЧЕННОГО ХЛЕБА
	13 проц. посевов. Головой план хлебосла-
ци выполнен  совхозами только на 54
проц.

Эти факты лучше ‘всего подтверждают
то, что в Челябинской области положились
на самотек. 0бком и облисполком либераль.
но относились к тем; кто срывал хлебосда-
чу, занимался уговорами вместо больше-
вистекого руководства. Эти уговоры олна-
ко ничего общего не имеют с настоящей
массовой работой, когда при активной иод-
держке всех честных колхозников нано-
сится решительный удар по саботажникам
и действительным врагам советской вла-
сти. Неумение развернуть массовую рабо-
ту и одновременно бороться со злостными
саботажниками по всей строгости законз—-
вот одна из важнейших причин отстава-
ния Челабинской области.
	Сейчае одной из главных задач являет-
бя вывоз намблоченного хлеба; его лоста-
точно для выполнения годового плана. Ор-
ганизация тягла приобретает поэтому пер-
востепенное значение. 200 тысяч лошадей,
имеющихся в области, плюе автотранс-
порт — ресурсы’ более чем достаточные
лля немедленного вывоза хлеба. Слюда
должно быть направлено внимание област-
ных организаций, здесь, на этом участке,
нало прежде всего развернуть ботьбу “ с еа-
	ота’книками.
		Челябинекая область все еще пролол-
жает отставать. Уборка богатого урожая и
хлебосдача организованы здесь из DYR вон
плохо. Из-за беспечности и безрукости 95-
ластного руководства распоясались куладц-
кие элементы, устраивающие саботаж хле-
босдачи. Ход уборки и особенно хлебослачи
убеждает в том, что челябинские обком и
облисполком еще очень мало сделали для
того, чтобы создать перелом и лобиться
быстрейшего выполнения плана хлебосдачи.

По данным на 5 октября, на корню еще
12 проц. урожая. Более 40 проц. cxomes-
ного хлеба „лежит в валках и подвергается
порче. т.

На то же чиело годовой план хлебосдачи
по колхозно-крестьянскому сектору выпол-
нен всего на 66 проц. Первая пятидневка
октября принесла снижение и без того
низких темпов хлебосдачи. Только 8 райс-
нов из 61 полностью выполнил» план. В
первой пятидневке октября 27 более или
менее передовых районов снизили размеры
хлебослачи сравнительно с предылущей пя-
тидневкой на 50 проц. Курганский, Де-
бежений, Кочкарский, Башкирский, Звери-
ноголовский, Мокроусовский районы совер-
шенно недопустимо ослабили темпы.

Особое внимание обращает скверная ра-
бота большинства совхозов. Уборка уро-
жал далеко не закончена — убуано лишь
	тов. Нрасикову 25 сентября` было послано
задание отгрузить кровельное змелезо для
хлебозакупок. Задание ясное и категориче-
	ское. Тэав. Врасиков должен был немедлен-
но приступить к его выполнению.

Если бы тов. Красиков по-партийному
отнееся к выполнению этой директивы, зна-
чение которой он великолепно понимает,
отгрузка была бы закончена минимум на
десять дней раньше. И, следовательно,
сельская кооперация имела бы значительно
раньше в своем распоряжении такое силь-
Ное средетво стимулирования закупки хле-
	ба. ках кровельное железо.
	ОБ ОЧНОВТИРАТЕЛЯХ
ИЗ УБИНСНОГО РАЙНОМА.
	(По телеграфу от специальных корреспондентов «Правды»),
	Прелов, секретарь убинского райпарт-
кома, сидит на стуле, а вокруг него пяе-
щутся слова: «Мы-де да мы-де! Вот это
ха! Вот это руководство!..». От радости, от
самовосхищения у Прелова раздуваются
ноздри.

В смежной комнате машинистка достуки-
вает документ, который‘ оформит славу рай-
кома м понесет ее по всему краю.

Еще минута, еще полторы, и Прелов
произнесет:

— На повестке экстренного заседания
бюро: принятие рапорта 0б окончании
районного годового плана хлебопоставок.

Но вот кто-то вошел, второпях произнее
длинную нервную фразу, смысл которой
можно бы выразить более кратко: .

—. А вель мы очковтиратели. товарищи.
	Это в историческую такую минуту при-
нее сюда чорт Ланшанова, — человека,
так сказать, не здешнего стиля.

Он замешает предс ря районной ко-
миссии по чистке парти

Шелестя только- что отстуканным pa-
портом, секретарь райкома Прелов спросил
его:

— Нельзя ли более членоразлельно?

— Можно.

Й не прошло трех минут, как все участ-
ники этого торжественного заседания ощу-
тили такое. словно вывели их голышами
на лютый лекабрьский ветер.
	— Вы не могли не знать, — сказал
Ланшаков, =— что кожурлинские колхозы
сдали на ссыпной пункт не’ пшеницу, не
рожь и не овес, а бумагу: сохранные рас-
писки. Вы не могли не знать про это, по-
TOMY что ‘коммунист Пудов, заведующий
ссынкой, принял бумагу и расплатился за
нее деньгами пол нажимом уполномоченно-
To райкома и райисполкома — валнетго от-
ветственного инструктора Панаженно. Вы
не могли не знать. что точно такие же
бумагоноставки развернуты колхозами
«Врасный Север», «Рабочий отряд», «Улар-
НИК» ит. д. И разве не знаете вы, что
свыше 30 колхозов района весьма далеки
от выполнения плана? }

— Вы принудили честные передовые
колхозы расплачиваться за отсталые, за те,
в которых вы не пожелали как слегует
поработать. Вам известно, чо, например,
Первомайская артель сдала зерно за «По-
беду». «Красный май» — за колхоз «Па-
харь». «Путь животновола» — за Ганди-
	чевскую артель и т. д. Вели же та или
другая артель не хотела расплачиваться
своим хлебом за лодырей. разгильляев в
воров. то ваши уполномоченные приглаша-
ли руководителей передовых ‘артелей и
приказывали им: «Выполнить!» Так 05-
стояло дело. например, е райсевскими кол-
хозами. И вы знаете, кроме того, что ур-
линские. кундранские и другие колхозы
славали хлеб за единоличников... Так 0
каком рапорте это экстренное валне засе-
дание?

Вот с чем пришел сюда нестильный этот
человек — МФЛаншаков. Он — из тревож-
ных людей, который обязательно об этих
махинажиях разнесет по всему краю.

Й рапорт — увы! — пришлось отло-
жить до «уточнения всех обстоятельств».

А уж что их там уточнять! Они такие,
что обойти их ‘не могли ни газета «Со-
ветская Сибирь», ни сам крайком партии.
Обойти же. видимо, очень хотелось. Будь
это не передовой район, крепко попало бы
районному руководству. Но—Убинек! Это
же район, занимающий в краевой сводке
хлебосдачи почетное место: «Сто процен-
тов выполнения годового плана». Говорить
плохое об Убинеком районе, о его руково-
лителях — это значит говорить © себе.
Нет, тут надобен «маневр».

И решили свести все дело в недостаткам
затотовительного аппарата...

«...За приемку хлеба пол сохранные рас-
писки заведующего Кожурлинским пунктом
Заготзерна Пудова © работы снять, исклю-
чить из партий и предать суду с немед-
ленным арестом. а также предать суду ‘38-
ведующего Крещенским пунктом Маркеви-
ча» (из постановления бюро Запалносибир-
ского крайкома и президиума крайисполко-
ма о работе приемочных пунктов Загот-
зерна).

Да вель Пудов-то выполнял приказы
Панаженко, действовавшего от имени рай-
кома партии.

И, кроме того, его бумагопоставки —
только часть убинской уголовщины. А сда-
Ча колхозами хлеба за единоличников? А
то, что заставили переловые артели рас-
плачиваться за саботажников?

(бо всем этом — ни слова.

И снова опубликована сводка, и снова 06
Убинске гремит слава передового района,
выполнившего сто пооцентов плана,
	Е. ПОРТНОЙ, АЛ. ВОЛОСОВ.
	Сталинградский край.
	Тов. Врасиков не стал на этот путь. В
Москву. в Союзстальсбыт. полетели теле-
	‘граммы со всяческими отговорками. Бомбау-
	дировка телеграммами продолжалась около
семи дней. Только 9 октября последовало
согласие тов. Врасикова прокатать металл.

Тов. Коасиков не олинок. Директора за-

(Средняя Волга).
	Длинными  веренипами тянутея к
ссыпным пунктам колхозные обозы. Илут
вместительные парные  телеги-лари, спе-
о приспособленные для перевозки
хлеба.
		Хлеб идет. Вюлхозная деревня
продажу хлеба государетву. :
	Алебозакупки на Средней Волге ширятся
се каждым днем. 3a mecry  пятидневку
сентября в крае было закуплено свыше
1 млн пудов хлеба. Всего за сентябрь —
1.245 тыс. пулов. В октябре «Хлебторг»
рассчитывает закупить в крае не менее
2 млн пудов хлеба в пятидневку. Но для
этого кооперажия должна снабжать колхо-
ЗЫ и колхозников разнообразным товаром.
	В большинстве сельских потребитель-
ских обществ и районных универсаль-
ных магазинов товар для  хлебозаку-
пок имеется. Есть эмалированная И
оцинкованная посуда, оконное — стекло,
высокого качества хлопчатобумажные и
шерстяные ткани, обувь. Есть. за ред-
кими исключениями, велосипеды.  пате-
фоны, гвозди, железо. Но ассортимент вее
же далеко не достаточный. Ведь в список
товаров, выделенных для  хлебозакупок,
включено 55 названий. Где же остальные
товары?

Завоз товаров отетает. Он задерживается
	59 DUCA ob0HbadA, Начиная с центрзльных
окладов и кончая межрайонными базами.
За примером нелалеко ходить. В сентябре
средневолжекая потребительская коопера-
ция должна была получить для хлебозаку-
пок всякого рода товаров на 9 млн руб.
Отгрузили ей в течение месяпа на 6,5 млн
руб. Дошло до межрайонных баз только на
3 млн руб. (остальные все еще в пути), &
базы передали непосредственно в сельские
потребительские общества в течение сен-
тября разных товаров лля хлебозакупов
всего на 1.128 тыс. рублей. Итак. на
9 млн руб. запланированных и на 1.198

тыс. руб. товаров. дошедших ло сельских
нотребительсвких обществ.

Конечно, застрявшие в пути и не отгру-
женные во-время товары в конце концов
AOHAYT 30 места назначения. Но слишком
много бюрократических рогаток приходится
преололевать. Товар отгружается  механи-
чески, без ‘учета хода хлебозакупок в точ
или ином районе. .

В крае—5 тысяч сельеких кооператив-
ных лавок, но из них вряд ли больше 300
торгуют широким ассортиментом товаров,
интересующих колхозников. Районных ма-
газинов— 140. Это значит, что из многих
сел придется ездить за товарами за 15—90
	вилометров.
Г. НОВОГРУДСКИЙ.
	Бишкильский район, Челябинской области.
	«К чему приводит отсутствие
	конкоетного
	руководства.
	(По телеграфу от специального корреспондента «Правды»).
	Вюгла все было обдумано и ни одна ме-  полнения забыли на второй же день после
лочь не вызывала больше сомнения. тов.   принятого решения.
	Надо было сделать перестановку машин
й людей, намеченную по графику. но этим
некому было заняться. Руководители рай-
онных организаций гастролировали по кол-
хозам. не помогая им расставить людей,
машины и тягло. От них не отетали и полит-
отлельцы. Начальник политотдела Биш-
нильсной МТС Караваев дни и ночи, ездил
по колхозам. уговаривая предселателей зез-
ти хлеб на элеватор. Много пругих ра-
ботников также круглые сутки ездили по
колхозам. Олни просили вывозить хлеб,
другие, наоборот. называли всех колхоз-
ников саботажниками, в том числе и тех,
которые лень и ночь не отхолят от молоти-
лок и перевыполняют нормы.
	Все перепуталось. Грузовики ехали в те
колхозы. гле хлеб могли вывозить евоими
	аошальми. И застревали. там на нескольво
	лней. В колхозе «Свободная жизнь», на-
пример, машина пробыла три дня, в то вре-
мя как ее ждали в колхозе «Ёрасный Во-
сток». Началась свистопляска. Не возили
хлеб. оправлдываясь тем, что вужно было
перебрасывать молотилки и комбайны, не
перебрасывали  молотилки, оправдываясь
тем, что нужно было, возить хлеб. C ono-
зланием на шееть дней были присланы ком-
байны в колхозы «Свободный земледелец»
и «Ирасный Восток». Так был смят гра-
фик.
	6 октября вечером члены бюро райко-
ма и уполномоченные обкома собрались,
чтобы выяснить, почему не выполнено ре-
шение райкома от 1 октября. Говорили о
чем угодно. но о графике опять забыли.
Успокоились на том, что район выполнил
65 пооц. голового плана.
			М. ЧАШИНА.
	ЧЛЕН ПРОКОПЬЕВСКОГО. ГОРСОВЕТА.
	Булатов, секретарь бишкильского райкома
партии (Челябинская область), не выдержал
и в ралоством порыве крикнул на весь ка-
бинет:

— Ну, пусть теперь посмотрят, на что
мы способны!

До этого дня, т.-е. до 1 октября, никаких
особых способностей, кроме одной, весьма не-
похвальной-—затягивать хлебосдачу (район
выполнил 50 проп. плана), за райкомом не
замечали. Для ‘того. чтобы изменить эту
нелестную оценку, тов. Булатов вместе с
уполномоченными обкома тт. Мариксом и
Степановым тщательно разработал план
уларного выполнения хлебосдачи в те-
чение 10 дней — © 1 по 10 октября.
Авторы плана решили поразить область:

— За лесять лней кончим зернопостав-
ки и станем передовым районом.

Будем справедливы. План был разрабо-
тан тщательно и совершенно празильво
учитывал возможности района. Товарищи
исходили из того, что в районе есть четы-
ре с половиной тысячи лошалей. Если да-
же перебросить на вывоз хлеба только по-
ловину лошалей и правильно использовать
36 автомашин, то ежедневно можно вы-
возить 8 тысяч пентн. хлеба, что соста-
вляет пять процентов плана. Таким обра-
30M, по раечетам райкома, за 10 лней
можно было без особого напряжения вы-
полнить 50 проп. плана.

На этом основании: был разработан T04-
ный график ежедневного вывоза хлебз, в
котором указывалось, сколько лошадей и
машин должно работать на транепортиров-
ке Зерна, сколько—на молотьбе. Все детали
были предусмотрены; кроме одной, и самой
существенной: грош цена такому графику,
который не выполняется. О проверке вы-
	Мария Лаптева и ее помощники.
	Рядом расположены Ниполенка и Соко-
ловка. Урожай у них одинаковый. Но хлез
идет из этих станиц неравномерно. `Нипо-
ленка отстала, а соколовские колхозы уже
выполнили свои обязательства перед госу-
дарством.

Соколовка ведет за собой весь Вропот-
кинский район и в продаже хлеба.

Велики здесь заслуги соколовекого сель-
	пе и лично предселательнипы Марии Сте-
	пановны Лаптевой. Куплено уже не-
мало — 2.280 центнеров. И добилось. сель-
по успеха не чем иным, как заботой о ну-
ждах колхозников и колхозов.
Колхозники из’явили желание купить
велосипеды. Сейчас же Лалтева выехала

на межрайонную базу и привезла © собой
20 веломашин.

У Лалтевой целая папка’ заявок. Одни
‘колхозники просят сапоги, другие—бархат.
шелк, ситец, а колхозник Алексей Плитка
на клочке бумаги просит продать ему,
Алексею, «тулуп хороний». Лаптева бе-
	— Ну ч0 ж, Ваня, ведь мы с тобой не
то еще переживали.

Так и ‘помиримея: Муж у меня беспар-
тийный, и я тоже беспартийная. Иногда
‘он помогает мне пописать. Подойду“к нему
й скажу:

— Ну, Ваня, пособи это сделать.

Й, когла он свободный, он мне техни-
чески помогает. Еели бы он не помогал,
то мне труднее было бы.

У нас если нет простоя ‘на под’емной ма-
шине, если машинист к машине относится
великолепно, если машина чистая и нет
никаких поломок, то, учитывая все это,
человек становится ударником. Я. стала
уларницей.

Меня избрали в городской совет и пору-
чили выбрать уличный комитет. И этот
уличный комитет работает под моим руко-
водетвом. Что нам надо было делать? Что-
бы люди чисто, культурно жили, чтобы с
грязью боролись.

В моем ведении сейчас Михайловская
‘улица, Новосибирская, улипа Шевченко и
Гавриловская. Ну и вот, в прошлом голу
осенью. у нас был первый конкурс. Я взя-
ла ва себя обязанность посалить 125 де-
ревъев; Проходит озеленение города. Ла-
ваи, думаю, и мы будем  озеленять свою
плошадь. Лошадей я не могла добиться,
чтобы ‹ привезти ‘корни и лес, — сами
таскали; Сажали РА H Yepemyxy. Mo-
билизовала я домохозяек,  натаскала мы
эти корни. Куда я укажу — тула они и
сажают. Лес хорошо, принялся. Редкое де-
рево не принялось.

В нынешнем году я решила свою пло-
щадь не озеленять, потому что из наших
квартир всех переселять будут в новые
дома. Решила не убивать государственного
капитала, а садить уже там, гл» полезно.
Парк в Врутых Топках созлаем. И жешши-
НЫ наши работали охотно, шли на эту ра-
боту. Народ хочет культурно жить!

Электричество провели У нас 19 июня.
Не было его раньше. Я поставила ‘вопрое
на презилиуме городского совета, а потом
	‚поставила вопрос нз пленуме городского
	совета. Нленум сказал: организуйтесь, мы
вам поможем. Через два дня. омотрю, поя-
вилась на улице бригада в 10 человек.
И жители помогают. Вто столб копает.
кто проволоку тянет, вто что. Все это на-
чала депутатекая групиз. Вогла ва глав-
ной улице линию провели, я собрала cob-
рание, на котором сказала, что, мол, пола-
вайте. заявления, проводить будем в лома
электрический свет. Люли, конечно, ралы,
так обрадовались... Отали проводить свет

В квартир:з.
	режно хранит списки, на-ходу меняет 33-
явки межрайонной базе, через день сама
едет выбирать товар.

Лаптева мастерски избегла уравниловки,
Колхоз продал больше хлеба — ему в
больше товара лучшего качества. Вот кол
x03 им. Буденного первым вывез 549 цецх.
неров пшеницы. Ёму селыю дало 400 x0-
Сок, ящиБ оконного стекла, сапоги, сахар,
керосин. Члены правления и 50 активи-
стов не сидят в лавках. Они прикреплены
5 колхозам, ведут там  организационно-
массовую работу.

К сожалению, не только не помогают,
но прямо тормозят работу элеваторы Загот-
зерна.

Ближайший  Отрадокубанский элеватор
отказывается принимать зерно у колхозов
И колхозников Соколовского совета (pac-
стояние 4 километра), и приходится гонять

лощадей за 20 километров в Гульвичи, ла
еще 3 раза ездить за квитанпией.
	H. МИХАЙЛЕННО.
	(Кропоткинский район, Северный Кавказ).
	BOMBFOTHO живется саботажиикам в Камышине,
	ссыпные пункты. И этому ЁКоростин спет-
но находит «оправдание»: нехватает, види-
те ли, тягла. Между тем колхоз имеет два
баркаса с большой грузопол’емностью. Hx
не используют, так как «нет мешков». В
результате колхоз выполнил. всего лишь
30 проп. годового плана хлебослачи.
	Паоторг колхоза Рогачев помогает по ме-.
ре сил Воростину... разлагать колхоз. Он
администрирует, зажимает  самокритику.
Рогачев сорвал  стенгазету, в которой
была помещена не понравившаяся ему 233-
	метка. Председатель ` сельсовета Пурков не
	отстает от Коростина и Рогачева.
	Районные организации не интересуют-
	ся положением в колхозе им. Димитрова.
	Колхоз им. Димитрова—вовсе не исключе-
ние.
	муж учеником-забойщиком, & я сначала по-
ступила на забутовьу, землю копать. Дере-
венокая я была, мало что знала, но охота
учиться была. Женская организация выдви-
нула меня учиться на под’емную машину,
Tam как я была не последней в обществёя-
HOM деле, всегда шла навстречу, привле-
кала массу. Как какой-нибудь вос’зресник
или другое дело, так сейчас сагитируешь
и заберешь с собой народ. Когла меня на-
правили на курсы, я с охотой пошла.

Проучилась 6 месяцев на курсах и по-
том пошла работать на под’емную машину
как квалифинированный машинист. Экза-
мен я слала всех лучше.

Меня заставили сначала работать на ма-
ленькой машине на шахте «Поварниха».

— Что m, думаю, я училась, значит,
мне нужно привыкать на более сложной
машине и повышать свою квалификацию.
	` Взяла я перэвод Еъ шахту «Воксовую»
имени Сталина. Там я работаю машинистом
на под’емной машине. Наша шахта CRUILOBAA,
скипом мы вывозим уголь. А муж мой ра-
ботает в другой шахте, с полкилометра от
моей. Живем с мужем хорошо. Иногда толь-
RO он поругается, что, мол, другие жены
и обед хороший приготовят, & тебе все не-
когда...
	КВАМЫШИН, Сталинградский край. 3
октября. (Корр. «Правды»). Всеми прав-
дами и неправдами руководители код-
хоза им. Димитрова (Намышинский район,
Сталинградекого края) стараются залержать
обмолот и вывоз хлеба. Три недели моло-
тилка вовсе не работала, ла и теперь боль-
ше стоит, чем работает. Председатель кол-
хоза «коммунист» Коростин утверждает,
что нехватает людей.
	Это — очередная ссылка На «об’ек-
тивные причины». Людей хватает, но
они больше отсиживаются дома. Про-
	гулы учаетились. 160 колхозниц вовсе не
выходят на работу. Виновно в этом прежде
всего правление колхоза. Авансы колхоз-
никам задерживают, © прогульщиками и

лодырями не борются.
Намолоченный хлеб ве вывозится ва

А при электричестве наде чище жить.
И уличный комитет, и я сама в TOM числе
следим за чистотой.

Мы обходим квартиры п беседуем с 20-
мохозяйками. Я провела на улицах 33
1934 год шесть собраний. Обсулили там
вопрое о колодцах. Через городской совет
я добилась, что нам очистили колодец.
Раньше у нас вода была грязная, и ее так
было мало, что с утра до вечеса стояла
очередь. Я стала ходатайствовать о TOM,
чтобы Нам взамен этого кололпа ВЫБЫЛИ
другой. Сейчас колодеп вычистили.

Koria мы начали первый конкурс, 10
во дворах по всей улице не было ни по-
мойной ямы, ни уборных. И в прошлом
году я раз десять ходила в горсовет и
по домам, чтобы всем сказать, что нало
выкопать помойные ямы и сделать убор-
ные. И люди это сделали, Особенно грязно
было у одной вдовы, у Варламовой. А сей-
чае придешь к ней— все чисто. все побе- ›
лено. И так все люли стали уважать ме-
ня за то, что я хобилась, чтобы электри-
чество провели, за то. что колодеп выры-
ли, что в случае чего так они илут уже
со мной советоваться и согласовать жиз-
ненный вопрос.

В Москву мы приехали поделиться мне-
нием, как работают уличные комитеты.
Впервые я попала в Москву. Москва, ко-
нечно, понравилась. Конечно, в городе.
Прокопьевске ничего этого еще вет. Наци)
город очень маленький, и нам лолго еше“
надо тянуться до Москвы. Но и мы не
хотим отставать. +

Какие у нас планы в Прокопьевске?
У нас тоже будет трамвай. В 1935 году
обязательно. Озеленение у нас илет впол-
не развернутое, и лома строятся новые.
каменные. Конечно, и Прокопьевск за три
года злорово изменился. Когла мы в 1931
году туда приехали, то это была деревня,
деревушка, разбросанная по горам.

И вот мы вилим, как рос и растет наш
город. Дом специалистов при нае строил-
ся, звуковое кино при нае построили, клуб им.
Ворошилова при нас построили, дом куль- ‘
ттры тоже при нас построили. Когла мы
приехали сюда, было 9 школ, з сейчае у
нас, чтобы не ошибиться. более 40 школ.
Так все меняется: и дома. и улицы, и
люди. Да вот возьму себя: какой приехала
и какой стала. Приехала в Прокопьевск
неграмотной. а сейчас выучидаеь на EYD-
сах. получила высокую квалификацию п
работаю машинистом. Так и другие. Ни-
Ето не хочет жить безграмотным, Мы хо-‹
тим жить в хорошем. красивом ` гопоте.
И мой город будет врасивым.
	бедседатель’ четырех улиц.
	ревня была ‚занята Волчаком. Приходилось
мне на фронте патроны в окопы таскаль,
раненых и’ убитых возить, ездила я и за
фуражом, все приходилось делать. как кра-
снозрмейцу. Когда наша местность очисти-
лась от Колчака, Фронта не стало, я до-
ехала ло своей Поповки. Пошла батрачить.
	Мой теперешний муж — из перво-
го пулеметного полка. Он там служил.
	Бышла я замуж, и мы поехали в Сибирь,
в Барнаульский округ.
	Приехали мы туда и организовали ком-
муну. Это было в деревне Лошниково, хом-
муна имени Сталина. Сошлись там бедня-
ки, 9 семей. У нас всего-то было 7 коров,
2 свиньи, и общество дало нам амбар. Op-
ганизатором коммуны был Е. В. Веревкин.
Муж мой был животноводом, Пашнев заве-
дывал хозяйством, а я выращивала племен-
ных иоркширов. Крестьяне сперва смеялись
	над нами: что это, мол, бедняки собрались,
JQU0TAHEE... .
	Позже крестьяне увидели, что дело у Hae
постепенно выходит, и стали к нам примы-
кать, примыкать. Так что, когда мы уеха-

ли, в Hamel коммуне стало уже больше
	семей. Наша коммуна свое хоказала!
	Уже в 1929 году у нас была чистосортная
пшеница, и окрестные крестьяне брали у
нас семена, обменивали их. Душой комму-
ны был Веревкин.
	B коммуне .я стала учиться, стала хд-
дить на ликпункт в 1929 году. Но поучить-
ся долго не пришлось: послали меня работать
в район по коллективизации и хлебозаго-
товкам. Я говорила, что я неграмотная—
как же я буду агитировать? А мне отве-
чают: «Ты, может, и неграмотная, но душев-
но сознательная. Вот и организуй женщин».
Я два месяца безотходно работала_по кол-
лективизации и по хлебозаготовкам. Ro-
нечно, было очень тяжело, но мы органи-
зовали в Лушникове в тот год три сель-
скохозяйственных артели. Один раз в ка-
занцевском сельсовете кулаки в нас стре-
JAIME.
	Потом переехали в Прокопьевск — ргбо-
тать в шахте. Туда мы были коммуной ко-
мандированы с мужем в 1931 году. При-
	ехали на Центральную штольню. Поступил.
	Вчера на заседании Президиума ВЦИК отчитывались о своей работе
в уличных комитетах советские активисты тт, ЧАЩИНА — председатель
упичного комитета в Прокопьевске, ШИЛОВ — председатель квартальной
тройки на Парковой улице в Мопотове, МИХАЙЛОВ — председатель комис-
сии содействия горсовету на улице Фрунзе в Туле, МИЛИЦИНА— предее-
датель уличного комитета в Мичуринске и ГОЛОВИНА— работник калинин-
	ского горсовета.
	Мария Александровна ЧАЩИНА посетила редакцию «Правды» и расска-
	зала о своей жизни и работе в
	Стенограмму ее рассказа мы публикуем.
	Когда меня вызвали в Москву, чтобы
отчитаться перед нашим правительством о
работе уличных комитетов в Прокопьевске,
я собрала всех домохозяек с четырех улий
и сказала им, что Москва интересуется,
как мы живем, что у нае плохого и хоро-
шего, чисто ли в горняцких квартирах и
есть ли тяга вк культуре... Я привезла с со-
бой протокол, там все сказано: написали
о нашем конкурсе на лучшую чистую квар-
тиру. потом отметили, кто из домохозяек
хорошо работал, а тех, вто не работал,
конечно, поругали и взяли с них слово. что
они Е моему возвращению  исправятся.
(Приеду, посмотрю. как они на деле себя
проявят). А мне горняки сказали: «Ты,
Чащина, в Москве не заробей, похоли по
улицам, рабочим домам, все бери на за-
метку: чистоту, зелень, кавие лома, какие
театры.-—-потому что мы хотим, чтобы наш
Прокопьевск не отставал от Москвы, был
культурным, красивым городом». Ну, я
обещала не сробеть и поехала выполнять
горняков наказ.

Четверо суток ехала. Дорога длинная,
тянется, тянется. Я всю жизнь свою при-
поминала: как росла, бедовала и счастье
свое ловила, в ясной жизни  тянулахь.
Жизнь Моя была незавидная. Осталась я
шести лет без матери. Бедная наша Попов-
ка в Вятской губернии, & мы — самая
бедняцкая семья. Вот и живи. тянись... И
отец зпал в такую апатию и стал из-за
этого пить и пить. что, очевидно, жизни
своей не рад стал. Нае он бросал, как пло-
хая курица-—ныюлят. Тогда мне пришлось
ребят кормить. Всего нас было шестеро. а
я была самой старшей. Ребята пообноси-
лись, пооборвались. Это было попрежнему в
Вятской губернии, в деревне  По-
повке. Деревня была маленькая, все-
re 22 дома. Деревня была самая бедная,
	уличных комитетах города Прокопьевска.
	Вюглда же мне было учиться в школе? Мне
совершенно невозможно было учиться в
школе! Детей было шестеро, седьмой —
отец; мне на них надо было и напрясть, и
помыть, и справить вее по хозяйству. Та-
кая невозможная жизнь, что я сказала
отцу:

— Ну, отец, пойду я в работницы или
замуж.
	Правда, меня сватали уже женихи, но
мне было жалко оставить своих сестер и
братьев. «Все равно, думаю, выйду хоть за
нелюбимого, лишь бы избавиться от этой
Жизни».

Пришла Октябрьская революция. Я дер-
жала сторону красных. Когда белые стали
быстро подходить в Поповке, & красные —
отступать. то родной отец и говорит мне:
	— Вот ты все говорила за красных, а
белые придут, так тебе пощады не будет, —
сразу пулю, и посадят.
	— Hy 470 &, говорю, посадят, так по-
садят. Мне все равно смерть, а белым не
NORIOHIOCh.
	И пришлось бежать мне от Колчака. Co-
вершенно ничего не знаю, & тут идет п-
слелняя кавалерия. У нас уже окопы ко-
пают красногварлейцы. Пошла и я. овопы
копать. Разговорилась © саперами, а один
Из них говорит мне:
	— Завтра, наверное, будем отступать от-
сюла. и в окопы не придется засаживаться.
	Он мне как-то доверился. И говорю ему:
— Все равно е вами уйду.
	Утром он и говорит мне:
— Собирайся, поедем.
Я запрягла последнюю свою лошалку и
	уехала. Домой я больше не вернулась и
проездила с красными, с пулеметным
полком BCG время, пока наша  xe-