63).
		ЗАКУПКИ ХЛЕБА.
	зывозка купленного
	хлеба
	заперкивастся.
	Совершенно не интересуется вывозом
купленного хлеба (логовор подписан—и
ладно!) кооперация Саратовского края. В
самом тексте соглашения с колхозами ни
словом не упоминается о сроках доставки
хлеба на элеваторы.
	В результате саратовская кооперация,
заключив соглашений более чем нз 200
тыс. пентнеров хлеба, по сообщению пред-
ставителя Заготзерна тов. Кононенко, фак-
тически приняла на склады лишь 41 тыс,
центнеров.
	‘Но даже. там, где договор обуслов-
ливает сроки сдачи колхозами проданного
ими хлеба, вывоз зерна отстает от. хода
договорной кампамии без каких бы то ни
было серьезных оснований.
	Такое отношение к вывозке закупленного
хлеба на ссыпные пункты абсолютно нетер-
пимо. Купленное зерно должно вывозиться
	СПЕКУЛЯНТЫ! ПОЛЬЗУЮТСЯ
БЕЗПЕЙСТВИЕМ КООПЕРАЦЩИХ,
	(Бердянский район, Днепропетровская
область).
	Председатель бердянского районного co10-
за потребительской кооперации Корсунекий
и директор хлебной конторы райпотребсот-
за Ганиновский считают, что с закупками
хлеба торопиться нечего.
	Ири самых скромных подсчетах, в райо-
не можно закупить около 50 тысяч пудов
хлеба. Но... прошла одна пятидневка, дру-
гая... На смену сентябрю пришел октябрь.
Волхозы, выполнившие все свои обязатель-
ства, ждут покупателей из потребительской
кооперации. А их все нет.
	3 колхозе «Прогресс» вот уже несколь-
ко дней в амбаре лежат приготовленные к
продаже 1.500 пудов хлеба. Но никто не
может сказать колхозникам, по какой цене
и кому именно нужно его продать. В сель-
по говорят, что им не дозволено заниматься
этим делом.

_ Такое же положение в колхозе «Труд
	западная Сибиъь.
	СОЗХКОЗЕ
	Северная Осетия.
	НШочему отстают
	Вогда в шестую пятидневку сентября
Западная Сибирь заготовила 14 млн пулов
хлеба, многие руководящие работники края
легко вздохнули и решили, что настал. ча-
вконец, долгожданный перелом. Но это был
только рывок, который обычно нрактикует-
ся в последние дни каждого месяца не в од-
ной только Западной Сибири. И первая пя-
тидневка октября это наглядно показала.
В эту пятидневку край заготовил на 3 млн
пудов меньше, чем в предылущую пяти-
дневку. Темпы хлебосдачи резко снизились
в большинстве районов. Небольшое ‚повы-
шение темпов хлебослачи во вторую пяти-
дневку октября никого удовлетворить не
может.

0 переломе говорить никак нельзя, ‘по-
тому что годовой план хлебослачи в Запал-
ной Сибири выполнен № 5 октября только
на 49,6 проц.

В крае нашлись люди, которые пошли
по линии наименьшего сопротивления. Oun
решили за счет лучших колхозов выпол-
НИТЬ Годовой план тех колхозов и едино-
личников, которые саботируют хлебосдачу.
Tax, например, поступило руководство
Убинского района. Там передовые колхозы
заставляди вывозить хлеб 3a отстающих,
зачиеляя. в сводки зерно. которое в дей-
ствительности еще не было заготовлено.

Разве Прелоз, секретарь убинского рай-
кома, решился бы на прямой обман госу-
дарства, разве стал бы он вместо хлеба за-
тотовлять в колхозах сохранные расписки,
разве все эти безобразия могли бы иметь

зают уборку кукурузы.
	ПЯТИГОРСК, 10 октября. (Корр. «Прав-
ды»). К 5 октября Северная Осетия выпол-
нила 18 проп. годового плана зернопоста-
вок. Такое резкое отставание Осетии на
Северном Кавказе ло последнего времени
считали вполне нормальным. Указывали,
что поставку колосовых Северная Осетия
выполнила. & кукуруза еще не созрела.
	октября крайком партии принял по-
становление о зернопоставках, в котором
впервые предупредил Северную Осетию о
необходимости в ближайшее время завёр-
шить план зернопоставок. Вслед за край-
комом Североосетинский обком партии 5 ок-
тября принял решение, в котором пред-
ложил закончить поставку кукурузы 13-—
15 октября. Некоторые директора МТС и
начальники политотделов удивлены такой
«спешкой» обкома партии. У них на сей
счет свои планы — закончить поставку ку-
курузы 25 октября — 1 ноября.
	Мы побывали в самой крупной МТС %5-
ласти—_первой Осетинской. Колхозы этой
	ТС должны сдать государству 10.278
	тонн хлеба, сдали 1.167 тонн-—11 проп,
плана, и на этом поставки почти прекра-
тились: колосовые уже сданы, а кукуруза
еще не убрана.
	Вукуруза уже поспела, но, по словам
директора МТС Дурова, ее можно будет у5-
рать только после того, вак колхозы закон-
чат осенний сев и копку картофеля.
	курузные массивы, но все тракторы зана-
ты на севе, и поэтому пиккеры стоят.
	Эта очередность считается вполне нор-
мальнюй. Дирекция утверждает, что трак-
торов для работы с пиккерами нет. Между
тем в любом колхозе тракторы простаива-
ют. Достаточно сказать, что в колхозах
«Коминтерн» и «Профинтерн» 10 тракто-
ров работают только днем, а ночью про-
стамвают. якобя. из-за отеутетвия эа-
	боты. orga мы указали  лирекло-
py MIC, чо Momo бы пере-
включить часть тракторов для  ра-
	боты пиккерами, он заявил, что сев важ-
нёе всего и массовая уборка кукурузы нач-
нется не раньше 15 октября. Так же рас-
суждает и начальник политотдела Тоболов.

В Дигорсной МТС между вашим коррес-
пондентом и начальником политотдела Сал-
биевым произошел следующий разговор:
	— Вютда колхозы вашей МТС закончат
зернопюставки?.

— А кто их знает!

‚ — Может быть, всё же знает началь-
ник политотдела?

— Я дал распоряжение. все тягло пере-
включить на сев.

Присутетвовавший при фазговорё упол
номоченный Комитета по заготовкам тов.
Беловицкий указал, что такая очередность

вредна.
	— Давайте не спорить, -—— отвечает Сал-
	Не сеголня— завтра осенняя фаспутица
отрежет многие колхозы от‘ железнодорож-
ных станций и ‘районных центров. Нельзя
поэтому больше медлить с вывозом на эле-
ваторы закупленного государством зерна.

Это поняли в колхозах @льгопольсной
МТС (Винницкая область). По сообще-
нию начальника политотдела тов. Фально-
вича, весь проданный государству хлеб
был немедленно вывезен на ссыпные
пункты.

Такое же сообщение зюступило в редак-
цию и из политотдела Хорольской МТС
(Харьковская обл.): все проданные колхо-
зами 11 тыс. центнеров хлеб» вывезены
уже на склады Заготзерна.

Однако в большинстве районов хлеб за-
леживается. Разрыв между закупками хле-
ба и вывозом все увеличивается.

В Дрожжановском районе (Татария) кол-
хозы «Врасный Чукал», «Горняк» и «Врас-
ный Октябрь» вывезли до сих пор 179
	центнеров, лишь э проц. проданного хлеба.   немедленно.
	место, если бы краевые организации пра-
Вильно и оперативно руководили хлебосда-
чей?

При крайне неудовлетворительном ходе
хлебослачи в пелом по краю попрежнему
обращает на себя внимание иеключитель-
но слабое поступление хлеба от совхозов,
выполнивших только. 37,5 проц. годового
плана. Совхозы Западной Сибири попреж-
нему не используют своих возможностей.

На Северном Кавказе, в Сталинградском
крае и других районах совхозы идут впе-
реди, а на Средней Волге и в Курской об-
ласти совхозы уже полностью выполнили
годовой план хлебосдачи.

Руководители западносибирских совхозов
должны брать пример с передовых совхо-
зов и сделать для себя необходимые выво-
ды из постановления Совнаркома СССР и
ЦН партии с Сосновсном зерносовхозе, До-
рог каждый час. И ели Западносибирский
зернотрест решительно неё перестройтся, не
улучигит руководство совхозами, то значя-
тельная часть урожая может уйти под снег.

Эта утроза реальна и для совхозов. и для
колхозов. В крае еще не весь хлеб ско-
шен, не говоря уже о том, что хлеб с 2.806
тыс. гектаров все еще лежит в валках и
копнах и уже подвергается порче. С каж-
дым днем становится холоднее. Краевая

партийная организация должна добиться не
только своевременного и полного выполне-
ния годового плана хлебослачи. Надо одно-
ино уберечь от порчи и убрать весь
хлеб.
	Павлоградский район, Зап. Сибирь.
	== NO NENA EB 2 ES Жир хоро

. биев, — я считаю, что сев важнее всех
Пиккера не ‘работают. Уже отремюн-   поставох.
	поставок.
МАНРУШЕННО.
	Вольская МТС, Саратовский край.
	тирован 31 пиккер, они вывёзены на ку-
	БОЛТУН, А НЕ СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА.
	(От корреспондента «Правды»}.
	Ь ИЗАКОВ.
	Б один сентябрьский день «к стану
полевой бригады колхоза «Красный Ox-
тябрь» под’ехали две легковые машины.
Через минуту в бригадную избу зашли
тов. Жиделев и какой-то незнакомый чело-
век. Тов. Жиделев познакомил нас с не-
знакомым человеком. Это был заместитель
председателя Западносибирского крайиспол-
кома тов. Рещиков»,

Этими идиллическими строками начи-
нается в «Колхозном пути», павлоградекой
районной газете, описание одной из много-
численных гастролей по колхозам секре-
таря райкома партии тов. Жиделева, при-
ехавшего на сей раз с представителем
края. Посещение не отличалось длитель-
ностью. Тов. Рещиков назидательно посо-
ветовал колхозникам «уважительные при-
чины отложить в сторону дней на 10»,
затем задал несколько вопросов, пошутнл
(«все радостно ны, и попробовал
колхозный хлеёб. Пока тов. Рещиков про-
бовал хлеб, тов. «Аиделев «вел беседу с
келхозниками», после чего автомобили
укатили обратно в Павлоград.

№ таким молниеносным гастролям кол-
хозы привыкли не меньше, чем к много-
численным письмам тов. Жиделева. Рай-
комовская машинистка едва успевает пе-
чатать пиркуляры, постановления и пись-
ма тов. Жиделева колхозам и сельсоветам.
Ознакомимся с одним из’них. Оно аяресо-
вано председателям колхозов неволенского
сельсовета. В общей части указано, что
«хлебоуборка идет из рук вон плохо, хле-
босдача также». Дальше идет конкретный
разбор работы отдельных колхозов. Один из
них, колхоз им. Сталина, выполнил только
50 проц. плана зернопоставок и недопу-
стимо затянул уборку. Шо этому поводу
«райком указывает хорошую сторону тов.
Шаповаленко (т. е. то, что колхоз выпол-
нил 50 проц. плана хлебосдачи.— Ред.) и
	«Сани жалобно напевали монотонную
песню, еливавшуюся ео скритюм постро-
MOK и звоном колокольчиков передовых
собак. Но собаки и люди устали и не из-
давали ни звука. Дорога была очень тя-
жела вследетвие выпавшего недавно сне-
та, путь был долгий, и сани, нагружен-
ные большими тушами мороженой лосины,
сильно врезывались в поверхность и тя-
нули назад почти с человеческим. упор-
ством. Надвигались сумерки, но в эту
вочь нельзя было рассчитывать на отдых.
В неподвижном воздухе тихо падал енег-—-
не хлопьями, & небольшими кристаллика-
ми причудлявой формы. Было очень теп-
	1),—мавсимум десать градусов ниже
нуля» *).
Эт ‹— картина из жизни Аляски в
	эпоху, описанную Джеком Лондоном, ког-
да суровый полуостров был  заманчивой
золотой страной, привлекавшей искателей
счастья со всех концов земли.

С тех пор на Аляске многое измени-
лось; .

Трудная езда на собаках  ностепенно
ухолит в область прошлого. Чтобы отпра-
витьея вглубь полуострова на поиски 30-
лота, старателю достаточно зайти в кон-
Тору одной из небольших авиационных
фири. помещающинхея ца одной из глав-
ных улиц Фербэнкса или Нома. Владель-
цы этих фирм — они же летчики — при-
обретают самолет векладчину и при путе-
шествиях на большие дистанции с успе-
хом вытесняют водителей собачьих упря-
жек.

Силя за конторской стойкой, летчик
дожидается клиента. Золотоискатель с0-
общает ему, в какой пункт полуострова
он желает налоавиться.

Вместе с золотоискателем самолет ло-
ставляет к месту назначения трехмесячный
запас продовольствия и инструменты. Для
улобства клиентов авиапионная фирма бе-
рет на себя закупку всего необходимого,
включая затем стоимость в счет паеса-
жира... Через 3 месяца — достаточный
срок для исслелования Почвы —- вновь
прилетает самолет и доставляет золото-
искателя обратно в мёсту отправки.

Пустынный полуостров облзлает сейчас
72 аэродромами и 6 аэропортами в важ-
нейших пунктах. Для того, чтобы добрать-
en из Нью-Йорка на Аляску, прежде тре-
бовались долгие месяцы трудного пути. в
	*) Джек Лондон. «Северная Одисселъ.
	плохую (т. е. то, что уборка затянулась)
и просит вас учесть это и обсудить на
производственном совещании, и примите
меры срочно устранить все недостатки, и,
главное, мы надеемся, что ваши колхозы
будут передовыми».

Умилительная ‘картина! Политический
руководитель района умоляет саботажня:
ков (неволенский сельсовет—один из са-
мых отстающих в районе) «учесть», что
они срывают зернопоставки, и лепечет о
неравномерном развитии хороших и пло-
хих сторон у председателя колхоза. Харак-
терно, что выполнение 50 проц. плана
Жиделев уже считает хорошей стороной.

Ни неволенский сельсовет, ни колхозы
других сельсоветов не оправдали надежд
прекраснодушного райкома и передовыми
колхозами не стали. Уговоры, конечно, не
подействовали там, где нужны решитель-
ные меры борьбы с действительными сабо-
тажниками. Именно поэтому Павлоградекий
район является одним из самых отстающих
в крае. В районе убрано всего лишь
70 проц. хлеба. Годовой план хлебосдачи
выполнен на 15 проц.

На территории района ееть несколько
совхозов. Все они работают плохо, но хуже
всех — Новоуральский совхоз. Достаточно
сказать, что на 25 сентября в совхозе
было скошено только 18,5 проц. убороч-
ной площади, 4,4 проц. заскирдовано, 1.2
проц. ‘обмолочено. Выполнено 4 проц.
плана хлебослачи. Райком и районные ор-
ганизации остались верны своей политике
уговоров. Районная газета «Колхозный
путь» статью 06 исключительных безобра-
зиях в ©0вхозе озаглавливает «Слово за
вами, новоуральцы».

Уговоры-—вот стиль работы павлоград-
ского райкома. И странно то, что краевые
организации проходят мимо этого.

П. НИХАЯЙЛОЗ.
	течение которых «сани напевали монотон-
ную песню. сливавшуюся ‹0 окрипом по-
стромок и звоном колокольчиков передо-
вых собак». Великий путь, проложенный
на Аляску в периол «золотой горячки».
	был усеян скелетами людей. He выдержав-.
	ших дорожных Tarot. Сейчае от Ныо-
Йорка— всего 5 дней пути: до Сиатля ca-
молетом, оттуда ло Джюно-—1.000 миль—
пароходом, а дальше— снова самолетом.
Современная техника вносит крупные

изменения в жизнь полуострова. Однозре-
менно она меняет характер занятий и со-

циальное лицо его обитателей.

Если прежде вглубь’ полуострова от-
правлялись искатели приключений и быст-
рото обогалцения, не имевшие и гроша за
лупюй и ставившие на золотую карту
свою жизнь, То теперь для полета туда
требуется кругленькая сумма.

Некогда ботатая золотом почва полу-
острова ныне сильно истощена, 060-
бенно в верхних слоях, доступных в лет-
ние месяцы кирке и лопате, В мерзлой
земле все реже и реже попалаются золо-
тые самородки: добыча золота заключает-
ся теперь в том, чтобы лобывать драгоцен-
ный песок путем  усертной промывки
мерзлых комьев. Если производить эту
работу вручную, осевшие на лне чана не-
многочисленные песчинки не окупят по-
траченных трудов.

Добыча золота на Аляске стала непо-
сильной для  одиночки-статателя. Когда
это стало очевидным, опустели города з0-
лотоискателей: Ном, Даусон, Фербэнкс.
З\№изнь у полярного круга перестала при-
влекать людей. Образовались такие пунк-
ты, как опустошенный недавно пожапом
Ном,—тород минувшей славы.

`Фасады дощатых построек наз мертвых
улицах опустевших городов золотояскате-
лей еще носят полустертые надписи: «го-
стиница «Золотой самородок», «Салун те-
тушки Джонсон», отель «Счастливая на-
холка»... Ho окна и двери домов зажоло-
чены. Вся жизнь города сосредоточилась
в немногих центральных кварталах: с
окрамн же наступает снежная пустыяя.
Странно и грустно выглядят днем пуетын-
ные улицы, тде не встретишь живой ду-
ши; точно такое же чувство овладевает
вами на другом конце мира, среди колон-
над H портиков лревнегреческих раскотюк.
Но в светлую северную ночь кажетея,
что обитатели призрачных кварталов уда-
лились на похой в свои жилиша и появят-
	‘ОШИБКА ИЛИ НАРУШЕНИЕ ЗАКОЗА.
	Вижнечернавский колхоз Вольской МТС,
Саратовского края, 2 сентября выпол-
нил годовое задание по всем видам хлебо-
сдачи. Колхозники фаботали с искяючи-
тельным  под’емом. Вообще этот колхоз
является передовым во всем районе. За
весеннюю посевную кампанию он получил
переходящее красное знамя и во все лето
давал высшие показатели труда.
	сентября начальник политотдела
т. Козлов и председатель горшефсовета Ти-
мофеев, а также директор: МТС Воронин
горячо поздравили нижнечернавских кол-
XO3HHROB с успешным завершением у00-
рочной кампания и хлебослачи.
	— By показали образец хорошей рабо-
ты на колхозных полях. Мы гордимся ва-
ми, — говорил начальник политотдела Воз-
лов. — Методом социалистического соревно-
вания вы укрепили трудовую дисциплину,
вы добились безусловного выполнения и

церевыполнения норм выработки всеми
колхозниками.
	17 сентября в Нижней Чернавке был
устроен торжественный вечер, на котором
начальник политотдела т. Козлов вручил
	ных газетах. Пример передового колхоза
действовал воодушевляюще на всё другие
колхозы района. Невольно все старались

подтягиваться в работе, равняясь по 9T0-
му колхозу. Хлебосдача в районе шла уси-

ленными темпами.
	Но вот 24 сентября, т. е. через несколь-
ко дней после торжественного праздника и
торжественных речей, в колхоз явилась
вомиссия по определению урожайности и
заявила, что она «ошиблась» в своем пер-
вом определении урожайности и что кол-
хоз должен быть переведен из одного раз-
ряда по урожайности в разряд высший и,
	как следствие этого, обязан слать еще не-
сколько сот центнеров хлеба. Это постано-
вление, разумеется, ошеломило колхозников.
	Тем не менее в течение нескольких дней
это задание колхозом было выполнено.
	Перед лицом целого района энтузиазм
колхозников Нижней Чернавки был разбит
	вдребезги. Ошибка дала повод кулакам и
подкулачникам торжествовать:
	— Вот высунулись! Поторопились слать
	Председатель одного из передовых колхо-  Ильича». Там излишек в 2 тысячи пудов
	зов — колхоза им, Молотова, Вопчанского
райсна (Жарьковек. обл.), —т. ЛЫСЕНКО
Иван.
Колхоз выполнил все обязательства перед
государством, продал кооперации 500 цент-
неров хлеба.
	J QO п O O
КРАЕВОЙ. КОМСОМОЛЬСКИЙ 0603.
	добротной пшеницы колхозники давно ре-
пили продать государству. А сдать хлеб
некому. Вее отмахивалтся.
	— запретили мы налпим селью ску-

пать зерно в колхозах, —— не справятся.
Уж как-нибудь колхозник сам найдет до-
рогу к покупателю, — с поразительным

спокойствием об’ясняет Корсунский.
Словом, берлянские торговые работника
	РС АО ЕТ АА en ne en RNS

ГОРЬВИИ, 10 октября. (Норр. «Правды»).   при молчаливом о ‘согласии райкома партии
	(секретарь Борщ) решили, что лучше все-
го ждать, когда хлеб сам придет к ним. И
если сотни и тысячи пудов хлеба все же
попадают на склады кооперации, TO это
только доказывает, как горячо откликну-
лись колхозники на решение ЦК и Сов-
наркома о закупках хлеба.

Так, например. раньше чем спохватились
	По дорогам Горьковского края потяну-
лись 7 октября многочисленные  обозы.
Подводы, украшенные красными флатами,
лозунгами и плакатами, везли на элевато-
ры хлеб, проданный тосударству. Все эти
обозы явились звеньями организованного
комсомолом елиного краевого обоза имени
	А сезла ВЛЕСМ и УП С’езла Советов.
	зазегорих Нолитотдела т. вюзлов вручил, хлеб, красное знамя получили, подарки...
KOUX03Y районное красное знамя, а пред-! Вот вам и лали тенерь потаток —— рлараЯ__
	CEBEDHOE-NONGDH GE
	БЕБИНГОвО
МОРЕ
	Бот вам и дали теперь подарок — сдавай-
те еще. хлеб.
	Имела ли право комиссия ошибаться? И
была ли действительно здесь только ашиб-

ка? Не идут ли низовые организации, ве-
дающие хлебосдачей, по линии наимень-
шего сопротивления? Вместо того, чтобы
поднять темпы работы по уборке хлеба и
по хлебосдаче в отстающих колхозах, они
предпочитают просто взять хлеб у лучших
	колхозов и, в частности, у Нижнечернав-
ского? Ответ на эти вопросы должен дать.
	краевой комитет партии.

А. ЯКОВЛЕВ.
		\®2 OPABAMUC UE
	ставитель горшефеовета Тимофеев. перелал
от шефов лучшим ударникам ценные по-
дарки: председатель колхоза Карпов полу-
чил часы в 250 руб., полевод Голев—ча-
вы в 210 руб., бригадир Вершинин-—ча-
сы в 175 руб., звеновой Седов — костюм
в 125 ру0., комеомолен Зайнев — ружье,
	Анна Шнейдер — осеннее пальто и т. д.
	Словом, все лучшие ударники были так
или иначе премированы. Шри вручении
знамени и подарков говорились Topme-
ственные речи.
	0 работе Нижнечернавского колхоза
часто печатались большие статьи в мест-
	Шо неполным сведениям, поступчвьитим   районные руководители, коммуна «Комин-
	  Из районов, на одно из первых мест вы-  терн» продала кооперации лва е половиной
	шли комсомольцы Удмуртской автономной   вагона зерна. Но зайлите в магазин сель-
		области. В этот день ими было организова-   по, обслуживающий  коммунаров,
	HO 630 0б0зов из 7.212 подвод. Сдано   увидите ни одного костюма, ни одного Me-
1.830 тонн хлеба, проданного колхозами,   тра мануфактуры, тогда как на базе рай-
колхозниками и единоличниками. В том   потребсоюза мертвым грузом лежат тысячи
числе комсомольцами продано было 900   метров бумазеи, байки, фланели, шерсти,
	Tifa...
		Так же организованно прошел краввой   Мользуясь бездействием 1
лень красных 06030в и в других районах.   спекулянты развили активную
	Комеомольцами Вятено-Полянского
	района   ность. Они обходят лома колхозников и
	продано 166 тонн, в Ардатовском районе   из’являют готовность купить хлеб в любом
было организовано 20 0бозов, в Арзамас-  количестве и без всякой возни. Орулуют
	М. ИОТЛЯРОВ.
	  ском раионе красный 90603 доставил 269  0ни и на базарах.
	тонн, в Богородском —107 тонн.
	гобных осуществлять это завоевание по
	единому плану.

Но если капитализм не может обеспе-
чить расцвет Аляски, он зато вполне спо-
собен превратить ее в плацдарм будущей
войны: почти нетронутые богатства Аля-
ски привлекают алнетиты Японских импе-
риалистов.

В последние годы у берегов Аляски про-
исходит необычайное оживление: их регу-
ляоно посещают рыбачьи суда, носящие
флат с красным солнцем, —пловучие ла-
зутчики японского империализма. В 1930
году в водах Берингова уюря появился па-
роход «Тайхоку мару», водоизмещением в
7.834 тонны, имевший на борту мошные
установки «для консервироваяия рыбы и
команду в 300 человек; его сопровождала
флотилия подводных лодок. Одновременно
приплыло к скалам Алеутских островов
учебное судно «Ханийо мару», водоизме-
щением в 2.000 тонн, офипиально сна-
ряженное «Имперским рыболовным инсти-
тутом» в Токио, в команду которого вхо-
дили многочисленные морские офицеры 1
«студенты». С тех пор ятюнские суда не
забывали пути в восточную часть Берин-
гова моря. -

В (Соединенных Штатах существует
убеждение, что интерес японцев к Аляске
далеко не ограничивается рыболовными
проблемами. Достаточно сослаться на вы-
ступления в комиссии торгового флота и
рыболовства американского парламента, на
заседании которой 11 апреля 1934 года
депутат Сирович заявил: «Японская армия
и флот могут захватить Алеутские оетро-
ва в мае месяце любого года, когда воз-
никнут враждебные действия. воспользо-
вавшиеь, таким образом,  беспечиостью
Соединенных Штатов, позволяющих Аля-
ске оставаться беспомощной и’ беззащит-
ной.., В случае войны Япения намерена
ударить прямо на Алясну. С занятых там
позиций сна была бы в состоянии посы-
лать самолеты и подводные лодви для раз-
рушения прибрежных американских горо-
дов»,

С3\0 население Аляски также охвачено
беспокойством по поводу японеких планов.
Последние служат излюбленной темюй для
политических разговоров местных жителей
в долгие зимние вечерз. Местная руково-
дящая газета «Фербэнкс дейли ныюс» вы-
ходит с крупными заголовками через вею
первую стравицу: «Япония захватит в
случае войны Аляску», «Предполагается
вторжение через Алеутские острова» ит. д.

Морское и военное министерства США
производят тщательные изыскания на Аля-
ске, покрывают полуостров ветью ралио-
станций и телеграфных линий.

Крупные работы производятся на Алеут-
сних островах в порту Дзч-Гарбор. Лондон-
	ская «Дейли телеграф» передает, что в аме-
риканских военно-морских кругах базу
Дэч-Гарбор. окрестили «Сингапуром север-
ной части Тихого онвана». Газета напоми-
нает, что военные суда США имеют очень
большюй радиус действия: например. аме-
риканские эсминцы могут проплыть 6 тыс,
миль без пополнения горючего. На этом
основании «Дейли телеграф» полагает, что
из базы Дэч-Гарбор военные сула смогут
выходить для операций непосредственно в
японские воды. Та же лондонская газета
считает, что при условии стоянки в Дэч-
Гарборе 5 авиоматок, располагающих в
общей сложности 360 самолетами, амери-
канцы получат возможность совершать воз-
душные налеты на любой пункт Японии.

В июле—августе состоялея групповой
перелет 10 американских бомбовозов на
Аляску и Алеутокие острова. Самолеты
покрыли расстояние почти в 16 тысяч
километров и произвели топографические
семки ряда районов. Токийская пресса
следила за этим перелетом ес нескрываемой
настороженностью.

Наконец, прелётоящие в 1935 г. боль-
ие маневры американского военного фло-
Ta, находящиеся в известной связи с прел-
стоящей морской конференцией, намечены
к проведению в районе треугольника Пьюд-
жет Саунд (штат Вашинттон)— Гавайские
острова — Аляска. Японские газеты опу-
бликовали сообщение 0б этих маневрах
под заголовками,  подзеркивавтими. что
«воображаемым вратом флота США явится
на маневрах Япония».

Подготовка к борьбе за Аляску и Адеут-
ские острова достигла такой остроты, что
змериканская  «Ралтимор сэн» пишет:
«Когда наши самолеты совершают полет
на Аляску, японские военные круги тот-
час же начинают проявлять интерес н
Алзутским островам и и обороне северных
провинций Японии. Как только возникают
слухи, что США намерены построить мор-
сную базу на Алеутских островах, японцы
выназызают стремление построить базу в
нескольких сотнях миль от нез. Легко
понять, куда ведет подобное соперниче-
ство».

И, действительно, последние сообщения
из Токио гласят о сооружении японских
авиационных баз в районе Хоккайдо и на
Курильских — островах. Начальник 1т25а
морской авиации Сиодзава производит на
этот предмет обследование Курильских
островов.

Аляска является одним из решающих
плацдармов при северном варианте гряду-
щей тихоокеанской войны, подготовка к
которой развивается усиленными темпами.

нако то «оживление», которое полобккый
вариан сулит Аляске, вовсе не обешает
ей долгожданного расцвета.
	ся оттуда вместе с первыми солнечными
лучами. (9 стороны загороженных участ-
вов в конце улицы доносится сонное вор-
чание ездовых псов... В такую  ветря-
ную ночь сгорел дотла город Ном, пу-
стовавшие дощатые постройки которого
представляли отличную пищу для пла-
мени...

Кирка и лопата отважных старателей,
героев Джека Лондона, оказались бессиль-
ными в борьбе с иестощенной почвой. Тог-
да восторжествовали анонимные акционер-
ные компании, купившие их рабочие руки.

Из Сиэтля, из Сан-Франциско и из са-
мото Нью-Йорка прибыли инженеры, ена-
ряженные  безыменными  капиталистами.
После длительных изысканий они пришли
к заключению, что есть еще золото на
Аляске, надо только наладить его добы-
чу не по-кустарному, а на широкую ка-
питалистическую ногу.

Примером новых золотых приисков на
Аляске могут служить расположенные в
нескольких километрах от Нома «прииски
второй линии берега», Здесь применяетея
гидравлический метод добычи золота: про-
должительность производетвенного цикла
достигает 2—3 летних сезонов. Сущноеть
этого метода заключается в следующем:
в приискам прокладываются — часто за
много километров — каналы. Водла из ка-
налов проводится по системе железных
труб на десятки футов вглубь, под поверх-
ность земли. Здесь она ‘размывает замерз-
шую почву, которой еще никогда не каса-
лись кирка и лопата. В следующем сезоне
напор воды выпирает на поверхность лип-
кую грязь, поступающую в камеры огром-
ных пловучих драг, похожих по своему
внешнему виду на целый завод. После про-
мывки на полотнищах камер оседает на-
лет золотого песка.

Среди северной пустыни,  безрадост-
ной и лишенной малейшего деревца или
куста, среди развороченных глыб и раз-
	рытой почвы выросли огромные двух-
этажные бараки. В них живут рабочие
компании — потомки пионеров Аляски,
некогда обитавших в самолельных хижи-
нах и в заколоченных теперь домах ее
опустевших городов.
	Капитализм совершает свое шествие по
	Аляске. По правде говоря, довольно таки
медленное и жалкое шествие.
	Современная техника способна в корне
преобразовать мрачную Аляску и превра-
тить этот полуостров, некогда проданный
невежественных царским правительством
3a 7 миллионов рублей, в богатейший, цве-
тущий край. Ведь наряду с золотом на
полуострове обнаружены платина, сереб-
ро, медь, цинк, олово, железная руда,
уголь, графит и другие пенные ископае-
мые, остающиеся пока нетронутыми. В
тундрах и относительно небольших лесах
——богатейшая охота; свинцовые воды Бе-
рингова моря кишат моржами. нерпами.
ценнейшими сортами рыб, попадаются
даже киты.
	Использовалие самолетов для обнаруже-
ния оленьих стад яено показывает, какие
преобразования может внести современная
техника даже в такую древнюю отрасль
хозяйства, какой являетея охота. Совре-
менная техника в создинении с богатства-
ми нрая могла бы создать новую Аляску
и оживить ее призрачные города.
	Однако пратекающие на Аляску капи-
тазы устремляются в первую очерель в
золотопромышленность. Золото притягивает
золото, Остальные же отрасли хозяйства,
за исключением охоты, остаются неразви-
тыми, да и не имеют перспектив развитяч
з условиях кризисного времени.
	Капитализму не по плечу освоение арн-
тичесних районов; для этого требуется
иной строй, способный сконцентрировать
на задаче завоевания Арнтики массу сил,
средств и человеческого энтузиазма. спо-