о НОЯБРЯ 19334 Г.. № 303 (алеа\.
	В’ антракте...
	чарующий вымысел владеет вами
в полутемном зале. Волшебные огни
сцены превращают пестрое полотно
в тенистый лес, подкраненная водичка
претворяется в искрящееся вино, .раз-
малеванные люди — в сказочных кра-
савиц и красавцев. В увлечении вы не
замечаете того, что рядом с вами. Вы
забываете о тесноте и духоте. Ваше
внимание поглошено чудом поэтиче-
ского перевоплощения на сиене.
	Но задвитается под шум аплодисмен-
тов занавес, зажигаются огни`в зри-
тельном зале, и театр открывает перед
вами другую свою сторону — сухую
прозу своего антракта. Обычно он и
не пытаётся ничем скрасить его. Он
словно умышленно избегает театраль-
ности а искусства за пределами сце-
ны, Он предоставляет вам для отдыха
свои коридоры с серыми, часто гряз-
ными стенами, свое фойе, похожее на
сарай. Вы должны слоняться, часто в
толкотне, из края в край в течение
положенной четверти часа, а то и по-
лучаса. Диваны и кресла — редкое
явление в фойе наитих театров, даже
болыних, даже в Москве. Можно бук-
вально’ по’ пальцам одной руки nepe-
считать те театры, которые все же
прилагают некоторую заботу. к тому,
чтобы украсить внутренние свод по-
мещения. придать им уют культурного
общения.
	Часть публики пользуется антрак-
том для того, чтобы выкурить папи-
росу. Такова слабость доброй полози-
ны человечества. Театры, по общему
правилу, сурово преследуют эту сла-
бость. Курилыцикам отводят комнату
в подвале или, напротив, на каком
либо подобии чердака. Здесь не пола-
гается ни стульев, ни скамей. В тес-
ную комнату набиваются все куриль-
щикя, и в табачном дыму нельзя раз-

глядеть соседа. Что уж говорить об

всех тватрах и концертных залах. ка-
залось бы, не столь сложное дело—
хранение верхней одежды.
	В московском Колонном зале Дома
союзов поставлена была на-днях впер-
вые «Волиебная флейта» Моцарта. Без
преувеличения можно сказать, что
в музыкальной. жизни, Москвы — это.
выдающееся событие, и глубокой при-
знательности заслуживает  культур-
немиий музыкант Teopr Себастьян.
Однако конец концерта был испорчен
некультурным поведением части пуб-
лики. Она уходила из зала, заглушая
и певцов, и оркестр. {

Не в опраздание, а в об`яснение по-
ведения этой части публики надо ска-
зать, что «вешалка» в Доме союзов
устроена так, что поневоле во втором
отделении зритель и слушатель начи-
нают думать болыне о своих галошах,
чем об исполнителях. Так и в консер-
ватории. Так и во всех театрах. Ни
малейшего внимания к элементарным
удобствам посетителя театра и кон-
цертов!

Значительную часть театральных и
концертных помещений мы получили
в наследство от прежнего обществен-
ного строя. А тогда дело обстояло
просто: театр продавал посетителю
определенную порцию зрелища и этим
ограничивались их взаимные отноше-
ния. Посетитель не пред’являл к театру
особых культурных требований.

Наш театр должен быть школой
культурного быта. У мастеров театра
учатся тому, как оформлять рабочие
клубы. Театр не может поэтому де-
лить свою жизнь на две части: поэзия,
красота—на сцене, отсутствие уюта и
грязь — в коридорах и фойе. Театр
должен быть образцом порядка, чисто-
ты, уюта, изящного оформления всгх
деталей. .

УБОРКА И ЗАГОТОВКА ХЛОПКА.
	(Узбекская ССР).
	октябрь.
	ствующую директиву всем директорам
МТС ‘и пачальникам политотделов. Однако
работа по пересмотру норм осложняется
сопротивлением большинства поехеёлателей
	  колхозов. Они чрезвычайно туго и неохотно
	идут на пересмотр норм. Нужна большая
массовая раз‘`яенительная работа, провожи-
мая по-большевистски и оперативно, хля
того. чтобы еломить это сопротивление, За
эту работу полностью в первую. очерель
отвечают политотлелы.
‚ Районные организалии пренебрегли еще
одним лелом, ет которого завиеит успех
последних решающих дней, Речь идет о
записи колхозникам выработанных труло-
дней. В колхозе им. Баумана (Орлжони-
кидзенский район, Талкентская ‘ группа).
бригаде Эльназаровой трудодни записаны
только за август. У колхозника  Акба-
рова`. последняя запись была сделана
в июне. При чем, по свидетельству ем же
товарнщей, он работает каждый день. Та-
бельщик, принимая собранный xa0n0R
около весов, записывает количество сдан-
ного хлопка кажлому члену бригалы в
свою общую тетрадь, а потом «на досуге»
разносит свои черновые записи в табель-
ные листы. Но и:эта работ» выполняется
безобразно: в 30 октября последний та-
бельный лист был помечен 10 октября.
Колхозники работают втемную, не имея
ни малейшего представления © собственном
заработке. Бригадир Эльназарова-—хороший,
крепкий бригадир. Она знает свое дело,
пользуется авторлтетом и умеет расставить
‘людей. Ова умеет заставить мужчин соби-
рать курак (нераскрывшиеся коробочки),
т. в. делать тяжелую, канительную работу.
Но она не может проверить своего табеля
и правильность проводимой записи, пото-
му что неграмотна. Как раз в этом деле
она нуждается в помощи, которой ей’ ви-
кто не оказетвает.
	Положение в бригале Эльназаровой —
явление не случайное, не единичное. За-
пись трудодней в трудовые книжки кол-
хозников производится возмутительно не-
своевременно, а зачастую неправильно.
Е этому делу еше не приложили рук по-
настоящему ни районные партийные орга-
низации, ни политотделы, хотя как будто
бы им пора научиться понимать, что дело
‘эте первостепенной важности, и от TOM,
насколько хороше оно поставлено, зави-
сит производительность труха колхозников.
Было бы чрезвычайно своевременно и
уместно, если бы ЦК Узбекистана вмешался
в эту сторону хозяйства колхозов.
	н. КРАСИНА.
	Итоги за
	Официальных данных, именуемых свол-
кой, за последнюю пятидневку еще нет.
Oxnano некоторые предварительные итоги
позволяют сделать вывод, что отставание
продолжается.
	Было бы непростительным легкомыелием
утешаться октябрьскими итогами, прини-
ная во внимание, что в целом по респуб-
лике к 1 ноября прошлого гола головой
плав был выполнен на 78,6 проц., в этом
же голу к {1 воябра ориентировочно сле-
дует олилать не более 55 проп. Разрыв
получается болыпой и опасный. Причина
ега заключается в том. что сентябрьский
	испытания первого советского
ртутного выпрямителя,
	ТИФЛИС, 1 ноября. (ТАОС). В now на
31 октября на тяговой похстанции в Ба?
пи испытан первый советский мощвый
ртутный выпрямитель для магистральных
электрических дорог напряжением в Зтые.
вольт. При нагрузке ло 70 процентов но-
минальной мощности и при кратковремеп-
ных перегрузках выпрямитель в чечение 5
часов работал уловлетворительно.

Выпрянитель изготовлен на денинграх-
ском заволе «Электросила». Morram произ-
веден бригадой завода.

Пуск ртутного выпрямителя на тяговой
подстанции в Каспи позволяет поставять
пох напряжение всю контактаую линию
электрифицируемого равнинного ‘участка
Закавказекой дороги (Тифляс——Сталиниси).
	приемной ›
‘алинина.
	Сегохня, 29 октября, я принял 16 чело-
век. Это были крестьяне из Московской,
Ивановской и других близких областей.

В приемной тов. Калинина работают 13
членов ВЦИК. Это — рабочие или кре-
стьяне. Других нет. Трулно сосчитать,
сколько жел прошло через мои руки. Нз-
верное тысячи. Я работаю в приемной Ми-
хаила Ивановича уже хесять лет.
	Отец мой был крепоствым у помещика
Вятской губернии, Уржунекого уезда. #и-
ли мы в деревне Черновской. Я ло рево-
люнии занимался крестьянством, иногда
уходил на отхожий промысел — грузить
лес. а осенью валял сапоги.
	Носле революции получил землю, взя-
тую у помещика Мальгина и попов, на. ко-
торых мы прежле работали. В 1925 году
я организовал первый в уезде колхоз и
был выбран его председателем. Существует
он и сейчае, называется «Новый путь».
	В 1924 году меня послали лелегатом на
волостной с’езх советов, оттуда—на уезл-
ный, потом—нз губернский. Злееь меня из-
брали членом губернского исполкома и зе-
	легатом на Веероссийский С’езх Советов п
на Вегеоюзный.
	На этом с’езде mesa избраля членом
ВЦИК и ЦИК СССР.

Я уехал обратно в деревню. Немного по-
работал там, как вдруг получается теле-
грамма из Вятки, вызывают меня лля ра-
боты в приемной Миханла Ивановича Ка-
линИНа.

Приехал в Москву и на хругой же день
пошел в приемную Михаила Ивановича.
Он поговорил ео мной. сказал, что я булу
работать по земельным вопросам. говорить
	чюльми, выяснять их нужлы и разбя-
рать лелз.
	Нарол приезжал из разных краев и об-
ластей, больше из Московской, Иванов-
ской, Запалной, Ленинградской, но бывали
лаже и сибиряки. Я старался наблюлать,
как работает Михаил Изанович, как он
обратается с люльми. А он сам очень чут-
во относится в прихолящим и елелит. как.
мы работаем: всегла внезапное вхолит и
	слушает, как мы разговариваем с прухо-
ляшщими.
	Говоришь с человеком, а сам все ду-
маеть: «не ошибиться бы...» Нужно тонко
к человеку подойти.
	Недавно мне пришлось быть в Воскре-
сенском ` районе, Московской области, по
заявлению гражданина Смирнова. Его ис-
ключили из колхоза и обложили инливи-
дуальным налогом за то, что он якобы
торговал и имел наемный труд. Раз-
решить этот вопрое в кабинете было нель-
	зя, и я выехал на место. Созвал собрание.
	выяснил, что Смирнов — один из органи-
заторов колхоза, 8 лет работал членом
сельсовета. Против Смирнова были те, кого
он когда-то облагал налогами, словом =—
обиженные. Обвинения не подтвердились.
Сиирнова восстановили в колхозе, сняли
индивидуальное обложение.
	Здесь, в Москве, я считаю себя недоста-
точно грамотным, но внизу, в сельсовете,
когда приезжаю тула, чувствую, что знало
много. ‘Главное— научилея разбиратьея в
людях, как-то сразу вижу, кому нало
помочь.
	Bee ata 9 лет я, конечно. не теряю свя-
3H с0 своим колхозом; там всегла провожу
OTNYCE.

Старший сын мой — Александр — кан-

дидат партии, уже три гола работает пред-
селателем этого колхоза. Hows Анна тоже
	работает в колхозе, внучка учится в
школе.
	Сыя Иван окончил Горьковский строи-
тельный техникум, работал конструктором
на автозаводе имени Молотова, а сейчас
учится в школе военных летчиков. Дочь
заработала в колхозе в этом году 175 тру-
ходней. Дочь Анисья учится на рабфаке
пуени Покровского в Москве.
	Всего моя семья имеет 670 трудодней.
Урожай в этом году неплохой.
	И. П. СТОЛЯРОВ.
Член Всероссийского Централь-
Horo Исполнительного Момитета.
		—O—

ВОДНЫЙ ПУТЬ
ДОНБАСС — ДНЕПО.

план по сути дела был провален, а сей-
чае остались буквально считанные дни,
чтобы наверстать упущенное время, Зала-
ча сейчас заключается не только в TOM,

басс вели Са аа а ем А
	чтобы на полях работали все трухоспосо6-
ные члены того или иного колхо3а—муж-
чины и денвшины. Это еще далеко не все.
Залача заключается в том, чтобы повысить
производительность труда.
	да (весенние дожди, ранние заморозки)
привели к тому. что хлопок созревает
крайне неравномерно. В: районах, тле за-
морозки наступили позднее, раскрывтихся
коробочек больше. Еели в обычные голы
на нормальном хлопковом поле норма вы-
работки у сборницы хлопка — 45 кило-
граммов в день, и эта норма перезыпох-
няется ударниками иногда вдвое, то в те-
кущем голу такую поруу можно выпол-
нить далеко не везде. Дело в том, что
если коробочка не вполне раскрылась,
то освоболить ее от хлопка можно только
двумя—тремя движениями. Для нормаль-
но раскрывшихея коробочек, которых в
	этом году мало, достаточно олного
	жения. Ноэтому в районах, пострадавитих
от заморозков. колхознины не выполняют
норм. несмотря на ‘то, что работают по-
		ХАРЬЬОВ, 1 ноября. (ТАСС). По 3a-
данию правительства. Украинский инсти-
тут проектирования водных сооружений
разработал проект постройки водной маги-
страли Донбассе — Днепр. Burxox = m3
Донбасса в Днепру будет осуществлен пу-
тем шлюзования рек Самары и Волчьей.

Около 40 проц. всех грузов: илущих из
Донбасса в Ленинграл, Днепропетровск и
Вриворожье, после постройки этой мага-
стрази булет перевозиться водой. Годовая
экономия в транспортных расхохах соста-
вит десятки миллионов рублей.

Iipoerr предусматривает также ороше-
ние засушливых районов и радикальное
разрешение волной проблемы Донбасса. Пу-
тем устройства BOXOOTBOAOR ‘создается ‘воз-
можность перекачивать из Днепра по Ca-
маре—Волчьей в Запалный Донбасс, в
частности в СОталино-Макеевский pation,
неограниченное количество высококачест-
венной воды. Вохозмы новой магистрали
будут давать в гох 12 тыс. центи. рыбы.
		Овцеводческая товарная Ферма кояхо-
	за  «Нолитотделец» (Зимовниковский
район, Азово-Черноморского края) бла-
годаря заботливости комсомольцев, ра-
ботающих на ферме, добилась больших
	успехов.
На снимке: чабан-комсомолец т. Зай-
цев Кирилл со своим любимым ягненкои.
		ПРИЕМ В ЧЕСТЬ ЭСТОНСКОГО

МИНИСТРА НАРОДНОГО
ХОЗЯНСТВА.
	По случаю подписания советско-эстон-
ского хозяйственного соглашения  нарол-
ный комиссар внешней торговли тов. А. П.
Розенгольц дал обед. в чееть председателя
эстонской делегащии, министра народного
хозяйства Эстонии г. Сельтера.

На обеде присутствовали эстонзкий по-
сланник в СССР г. Тофер, члены эстен-
ской  делегалии— председатель Советека-
эстонской торговой палаты г. Сепп и прел-
селатель эстонского союза банков и хирек-
тор Крелитного банка г. Курвиц, зам. наф-
коминдела тов. Стомоняков, наркомфин
СССР т. Гриньно, начальник сектора торг-
предетв Наркомвнешторга т. Ленгиаль и
торгирел СОСР в Эстонии тов. Пазушин:

В привететвенной речи тов. Розенгольи
отметил, что пожписание нового  хозяйет-
венного соглалмения свидетельствует % нор-
мальном ‘развитии и дальнейшем улучшении
экономических взаимоотношений между 9с-
тениея и СОСР.

В отретной речи г. Сельтер указал, что
настоящее хозяйственное соглашение 0-
стоялось быстро, веледетвие того, что обе
стороны стремились понять взаимные BV-
жлы и лостичь справедливого соглаштелия.
	(ТАСС)
	COTHH JAEKTPOBOSOB
ДЛЯ ШАХТ. .
	В этом году на московском заводе «Дя-
намо» смонтировано 134 рухничных акку-
	муляторных электоовоза. 59 электровозов.
	уже отгружены в Донбасс, Гузбасе и тре-
сту «Руда», До конца гола завод даст шах-
там еще 116 электровозов.

Сейчас завод приступил к разработке
проекта электровоза нового типа. Электро-
Bos будет работать на внутреннем режиме
(лизель-аккумуляторы) и на внешнем
(троллейный провод). Он предназначен лая
маневровой работы на пох‘ездных путях и
заводских ветках, а также на частично
электряфилированных магистралях. .
		Невыполнение нормы, естественно, отра-
жается на количестве выработанных тру-
	додней и снижает произволетвенный энту-
зиазм. Поэтому первая и неотложная зала-
	ча— незамедлительно пересмотреть нормы
выработки, подходя хифференцированно Е
каждому XAOUKOBOMY 10710, ибо,  повто-
ряем, картина хлопковых массивов в этом
году чрезвычайно пестрая. В тех колхо-
зах, где пормы выработки были пере-
смотрены и определены в полном соответ-
CTBHA с профилем хлопкового поля, налицо
пох’ем произволительности труда.
Наркомзем Узбекистана и `политеектор
(тт. Зельнина и Шарпиов) дали  соответ-
	Передовой хлопковый колхоз.
	ТАШКЕНТ, 1 ноября. (Спец. корр.
«Правды»). Колхоз им. Феликса Дзержин-
ского—один из лучших колхозов Ферган-
ской холины. Несмотря на то, что земля
злесь неважная, сплотть усеянная галькой,
колхоз из года в год неизменно и аккурат-
но выполняет свои обязательства перед
государством.

Успешно работает колхоз и в этом году.
18 октября он первым в. Ферганской доли-
Нё выпоянил головой план’ хлопкозаготовок.
	3а полтора месяца до установленного cpo-
ка колхоз слал вместо законтрактованных
	65.050 er—85.510 er хлопка. Весь едан-
	ный хлопок— отборный и первого сорта.
Успех этот завоеван честным, упорным
	трудом колхозников. На сбор хлопка выхде-
‘лено 94 ‘мужчин и 110 женщин, т. е.
	почти все трудоспособные члены колхоза.
	Каждая бригада, звено точно знают, сколь-
	ко они обязаны собрать за день хлопка.
Председатель колхоза Джабад Мирзабаев
все время находится в поле, осматривает
поля, расставляет людей, проверяет каче-
ство работы. Большинство колхозников
	корр.   выполняет и перевыполняет нормы выра-
	ботки.

Лучшая бригада в колхозе-——тов. Абду-
сатарова--добилась высокого урожая хлоп-
ка-—15 nenraepos c ra. Лучшие колхозные
сборщики Джаният-биби, Сара-биби и Ази-
мов собирают ежедневно 90 килограммов
хлопка: Все они премированы готовой одезж-
хой. мануфактурой. галошами.
	В начале уборки некоторые колхозниЕи
отлынизали от работы. Налример, Турсун-
биби, Фазилят Мирали, Усман и Абдувахаб
лодырничали, собирали в день не больше
20 килограммов хлопка ик тому же сме-
привали` ‘сорта,’ портили. хлопок. Рептили
опеграфовать их — не помогло. Второй раз
оштрафовали и предупредили, что- колхоз с
лодырями няньчитьея не будет. После этого
OHH исправились и тоже стали вырабаты-
вать норму.

Колхоз взял на себя обязательство вы-
полнить к 7 ноября 150 проц. годового
плана сдачи хлопка и вызвал на социали-
стическое соревнование все колхозы Узбе-
	вистана,
: 88 ГРИГОРЬЕВ.
	ленности: алюминиевой, нефтаной и хими-
ческой.
	лаборатории органического катализа
‘разработан оригинальный метод превраще-
ния метана в формальдегид. Сыръевые ре-
суры Сотоза (природные и технические га-
зы) для применения этого метода весьма

велики.
	° Развитие  пройзволства пластических
масс. промышленности искусственного в9-
локна, лако-красочной промынтленности ий
ряда, других отраслей народного хозяйства
настоятельно требует ускорения пройзвол-
ства ряла растворителей, которые в настоя-
mee время являются остродефицитными.
	 ! Разработку ряла метолов взял на себя ин-
	ститут им. Карпова. Контактными метолами
из этилового спирта получены ацетон, слож-
вые эфиры, ацетальдегих, уксусная висло-

та И др.
Из работ отдела прикладной электрохи-

мии можно указать на электролитические
антикоррозийные покрытия,
	’ Трудно в пределах небольшой статьи от-
разить работу большого института за 15
лет.

Исследовательской работой, как научно-

теоретической перспективой, освещающей
пути развития производительных CHI Ha~
шей страны, так и непосрелственно обелу-
живающей потребности промышленности
веголняшнего дня. не исчерпываются 0бя-
занности государственного института в
стране строящегося социализма.
° В калиталистических странах работа
‘аналогичных учреждений сводится к узко
щюфессиональному выполиению лаборатор-
ных заданий отдельными научными работ-
никами. Общегосулаюственное значение ра-
бот остается вне поля их зрения, точно
так же, как интересы развития производи-
тельных сил страны остаютея вне поля
зрения частнокапиталистических предпря-
яимателей.

В совершенно ином положении находят-
ся исслеловательские институты в страле
Советов. Бурное и успептное строительство
новой жизни повелительно требует от кол-
лективз квалифицирюванных научных pa-
ботников института активного, волевого
участия в этом строительстве не только по
линии узко профессиональной, но и по ли-
нии общественно-государственной.

В камиталистических странзх научно-
иеслеловательская работа в крупнейшях
институтах, 0собенно связанных © про-
мышленностью, носит определенно индхивя-
зуалистический характер. Руководители
дают. задания отдельным иаучных ‚фаботия-
	МОЩНЫЙ ПАРОВОЗ „1-5-0“.
	ХАРЬКОВ. 1 ноября. (Коро. «Правды»).
	На Харьковском паровозостроительном 38-
воде сконструирован и построен мощный
паровоз новой конструкции «!-5-0». 29
октября паровоз прошел откатку.

Котел показал быстрое и хорошее паро-
образование. Никаких недостатков в про-
пессе испытания замечено не было, что
свидетельствует о высоком качестве сборки.

К конпу этого года завод должен выпу-
стить еще хва таких паровоза.
		1 ГРАНМАТИК НА ЯЗЫКАХ
	НАРОДОВ СЕВЕРА.
	ЛЕНИНГРАД, 1 ноября. (Неру. «Прав-
ды»). Институт ‘наролов Севера выпускает
7 кратких грамматик на языках народов
Севера. Грамматики печатаются на чукот-
ском, эскимосском. камчалальском, алеут-
ском, корякском, гилякском и котеком язы-
ках. Заканчивается печатание большой мо-
нографии проф. Тан-Ботораза о чукчах.

В этом году институт выпускает также
два сборника, посвященных описанию рево-
люнионного движения на Лальнем Севере.
Олин из сборников представляет собрание
секретиых архивных матервалов экспехя-
ции Беринга на Камчатку при Екатерине П.
В этом сборнике описывается завоевание
Камчатки, восстание и истребление тузем-
цев. Во втором сборнике собраны неопубли-
кованные архивные материалы 9 завоева-

нии Якутия и восстании якутов в ХУП
pere.
	кам, от которых в большинстве случаев
скрывают не только целевую установку
всей исследовательской работы, но и каж-
дого данного индивидуального залания.
	Карповском институте, как и в других
советских институтах, обращено 060б0е
внимание на то, чтобы заинтересовать всех
научных сотрудников в общей работе, что-
	бы слелать эту работу в настоящем смысле
коллективная.
	Начазиий евов существование в тяже-
лый период гражданской войны и интервен-
ции, Карповский институт за 15 лет раз-
вернулся в мощное научно-исследователь-
ское учреждение с лвумя десятками лабо-
раторий. В историй развития Карповского
института, как солнце в капле волы, отра-
жается великое строительство сопиалисти-
ческого общества, которое в таким энту-
зиазмом и успехом осуществляетея трудя-
щимися нашего Союза пол руковотетвом
коммунистической партии. И если Карпов-
ский институт из маленькой лаборатории
Вырос в головной физико-химический ин-
CTUTYT, TO это произошло в силу тех же
условий, которые вызвали создание и раз-
витие мощной химической промышленно-
сти. какой не знала дореволюционная Рос-
CHA.
	Ларповский институт стал физико-хя-
мическим потому, что потребности химиче-
ской промышленности ставят перед наукой
рях проблем, над разрешением которых мо-
жет и должна работать физическая химия.
История показывает нам, что огромные
успехи по сивтезу органических веществ
ва второй половине прошлого века, кото-
рые получились в результате многочислен-
ных теоретических исследований по строе-
нию органических соелинений, были вызва-
ны необходимостью заменить искусетвен-
ным сырьем недостаточное естественное
сырье в быстро развивазшейся промышален-
ности красителей и фармацевтических про-
дуктов. В настоящую эпоху ‘физическая
химия лает ключ к решению ряда назрев-
ших вопросов, вытекающих из состояния
современной науки и настоятельно требую-
щих разрешения в пелях широкого развя-
	тия химической промышленности в нашем
Союзе.
	До революции физическая химия была в
России слабо представлена. В СССР гене-
ральный план строительства социалистиче-
ского хозяйства прелусматривает большой
размах химической промышленности, и OD

неизбежно холжен вызвать развитие физи-
ко-химической исслеховательской работы.

Эюму делу служит Карповекий институт,
	_ЗА 33. ДВЯ ПРОБУРЕНО
	1.150 МЕТРОВ.
	БАБУ, 1 ноября. (ТАСС). На промысле
им. Азизбекова, на буровой № 208 бригала
мастера Стрюнова пробурила за 33 хня
1.150 метров. Этот результат — серьезное
достижение в борьбе за овладение амели-
канскими скоростями бурения. Успех бри-
гады решили хорошее использование инст-
румента, содержание скважины в образцо-
вой чистоте и ударный труд бурильщиков.
	Академик А. Н. БАХ.

[5 лет Guano llnanseenore HeTUTYTa мою, Сарове
	Празхнование юбилея гражданина или
учреждения—это прежде всего смотр дея-
	тельности юбяляра. выявление ем ANA, .
	выявление динамики его развития. В этом -—
общественный интерес дела. Все осталь-
ноё— только обстановка. Когда вопрос идет
« научно-исследовательском учреждении,
созданном в эпоху революционной грозы й
бури, выявление динамики его развития
представляет особый интерес. Тут, на кон-
кретном примере, можно установить, каз
плановое начало, положенное в OCHOBY с9-
	циалистического строительства, отразилось ©
	на развитии научно-исследовательского де-
ла в нашем Союзе и чем наши иселехова-
тельские учреждения отличалотся от капи-
талистических.

С этой точки зрения я и подхожу г юбн-
дею Физико-Химического института им.
Карпова. Учреждение, которое носит теперь
указанное выше название, было основано в
конце 1918 г. по инициативе заведующего
химическим отделом ВСИХ, старого боль-
шевика и талантливого инженера-химика
Л. Я. Карпова. Существование св06 оно
начало пох именем «Центральной химиче-
ской лаборатории химотдела ВСНХ» © весь-
ма ограниченным штатом в 8 химиков.

Первые годы своего  сушествования
келедствие хаотического состояния нашей
промышленности и крайней малочисленно-
сти химических лабораторий, которые мо-
гли обслуживать ее, инствтут вытюднял
рях узко практических заданий. Но вместе
се этими уже тогла в институте велись и
работы теоретического характера, например,
работы по биологаческому катализу, неха-
визму пропесеов окисления, методологиче-
‹кнё работы по общей химии я т; п. Ибо
мс с самого начала исхолили из положения
о единстве науки. Нет чистой науки ий при-
клалных наук, а ееть наука и ев приложе-
ния! Теория без практики лишена сопи-
ального содержания, практика без теорий
вырождается в грубый эмпиризм. Это поло-
жение красной нитью проходит через всю
15-летнюю деятельность Картовокого ин-
ститута и остается неизменным и в его
хальнейшей работе.

Бурная индустриализация нашей страны
не могла не отразиться и из развитии ин-
ститута. За 15 лет он выме в кфупное
научно-исследовательское учреждение, хо-
	ропю известное как у нас, так и за гра-
ницей. В институте работают 155 химиков,
30 аспирантов, 35 лаборантов, За. вреия
своего существования институт выпустял
около 600 печатных работ, из них около
900 налечатано не только в советских, но
и в иностранных ваучных журналах.
	В первые годы своего существования,
когда еще не было разветвленной сети от-
радлевых институтов, какую мы имеем сей-
час. работа института развивалась в очень
	‘` № 357. 44
	угля и торга, пластические массы и исвус-
ственное волокно, ряд задач из областя
основной химической промышленности на-
раду с физико-химическими исследованиями
в равной мере занимали институт. Однагэ
00 мере тото как исследовательская рабо-
та институтов дифференцирювалась, ряд от-
делов один за другим отпочковывался от ин-
ститута. Они превращались в самостоятель-
ные единицы или вливались в создаваемые
отраслевые институты.
	Центральными проблемами химии ва
современном этале являются: строение а19-
	из и Молекулы, строение

более сложных
	систем, как тверхов тело, раствор, коллоид-
ный раствор и. нажонец, механизм хими-
ческих реакций.

Центр тяжести физаки и хниии сейчас
переместился в мир элементарных частиц,
на иеханизм элементарного акта, на’ микро-
механику,

Перед совремевной теорией лежит важ-
ная зазача овладения скоростью химическо-.
го процесса. Par производств, имеющих
большое  народнохозяйственное значение
(сернокиелотное. синтез аммиака, азотная
киелота), осуществляется © помощью ката-
лизаторов. т. е. веществ, ускоряющих про-
цесс, которй сам по себе идет бесконечно
медленно. Правильная теория химической
скорости,—теория, которая позволит управ-
пять пронессом,-—булет для химической
промышленности иметь первостепенное знз-
чение и откроет ей новые возможности.

Современная физическая химия уделяет
больпюе внимание так называемым позгох-
ностным явлениям. Большинство резеций,
которыми оперирует химическая промыш-
ленность, протекает Ha границе между
твердыми теламя и газами или твердыми
телами и растворами. Понимание этих ре-
акций невозможно без детального изучения
строения поверхностного слоя. Поверхност-
вый слой опрелеяяет важнейшие свойства
металлов и других твердых материалов.
Сюла хе относятся и такие процессы, как
флотапия и др. Работы по поверхноствым
явлениям птироко развернуты B Rapnoscrom
институте. Мы можем только вскользь упо-
мянуть другие отделы института: неор-
ганической химии, кинетики И катализа,
электрохимии и Т. д.

Работы института не ограничиваются
разработкой основных проблем в области
физяческой химии. По собственной унициз-
тиве, а также по заданиям промышленно-
сти ведется разработка методов производств,
которые должны освободить наш Сотоз от
ипостранной зависимости в целом ряде цен-

ных для нае прохуктов.
В отделе неорганической химии после

нескольких лет лабораторных и полузавод-

ских опытов разрешена задача переработ-
ки глин на хяористый алюминий и окись

алюминия то комбинированному методу. В
разработанном процессе делается попытка
	COLOTAHHA THX SAGENE OTPaCrell ae

ЧТО ПОЛУЧИЛИ КОЛАОЗЬ,
‚ ПРОДАВШИЕ ХЛЕБ
OGY AAPCTBY,
	(От горьковского корреспондента
<«Правлы»).
	Орленоносный Горьковский край, пока-
завший пример большевистской организо-
ванности в выполнении государственного
плана хлебослачи, успешно ведег сейчас
закупки хлеба. В прошлом году закуплего
было 2 млн пудов, в нынешнем — уже
около б млн.

Колхозы и колхозники, получившие в
нынешнем году больше хлеба, чем в прош-
лом, охотно пролают излишки государству
и приобретают нужные им товары.
	Аюлхоз «Путь к коммуне», Воротынеко-
го района, купил грузовой автомобиль, в се-
ялок, материалы для постройки электро-
станции, 10 ящиков гвоздей, 8 ящиков
стекла. Сейчае уже заканчивается строи-
тельство электростанции, и в октайрьские

дни в избах колхозников загорится элек-
тричество.
	Волхоз «Шахтер», Вятско-Полянекого
района, купил грузовой автомобиль, теплую
одежду и оконное стекло хля школы. Пе-
редовой Колхоз «Красный пахарь», Ночин-
ковского района, купил 10 культиваторов,
автомашину. Гвозди, сахар, патефон. Кол-
хоз «Автострой», Семеновского района, —
сепараторы и оборудование хля электри-
фикапии села. Колхоз «Красный Октябрь»,
Лукояновского района. — цемент, стекло и
гвозди, и сейчас, к Октябрьской годовщине,
заканчивает строительство фермы, отлелку
maya и других производственных помеше-
НИЙ,

Колхозники, продавшие излишки хлеба.
получили хорошую одежду и товары куль-
турного обихода.

В сельских потребительских обществах
Почииковского и Семеновского районов мо-
xno найти не только готовую одежду, но
и широкий выбор железо-скобяных, галан-
терейных и бакалейных товаров. В сельпо
Лукояновского района колхозники могут
БУПИТЬ Цемент, етекло, гвозди, валенки,