‚5 НОЯБРЯ 1934 Г., № 307 (5199,
	ПРАВДА. _

ов и идарнии, лучших

бойцов за социализм,
	Семья Евсея_
_ Паламарчука.
	Ему сорок три года. Он — студент.

Второй год украинский колхозник, в
прошлом батрак, Евсей Паламарчук учится
в Москве, в Тимирязевской академии. 7

Его старший сын Василь поступил не--
давно в Киевский университет, ‘на ието-
рико-философский факультет.

Младший, Степан, кончает семилетку.

Жена Евсея—Акулина Ивановна, сорока-
летняя женщина, приехала месяц назад в
Москву и поступила на краткосрочные кур-
сы при Тимирязевекой академии. Зимой бу-
дет учиться, а к весне вернется в колхоз,
	 & полевым работам.
	Бот и вся семья колхозника Евсея Пз-
ламарчука, бывшего батрака в имении пан»
flpymancxoro.

В селе, в центре, на пригорке стоит
больнюй белый дом с колоннами. У пот ез-.
	знатных людей нашей страны-— выберем в Советь!
		НЮ

—
	Вот что прочтете в воспоминаниях хза-
хиатого года (Монбаес):
	<... 10 шШахтам, заговорили, проехал
в повозке черный плечистый мужиг,
лешево пролавал картошку, сало и мясо.
Многих взяло сомнение: что-то уж очень
дешево продает, и мужик утгрюм, и все
поглядывает исподлобья, вематривается...
Не быть бы чему недоброму...»
	Так и вышло. Черный мужик проехал,
а на другой день по шахтам промчался
конный отряд кулаков-бандитов в двести
пятьдесят сабель. Налетали ‘на посты; ру-
били красноармейцев, разбявали конторы,
	  хВатали КОММУНИСТОВ... ^
	АННА ИЩЕНКО—лпучшая ударница кол-

хоза им. Постышева (ШШтолянский район,

Киевской области), ровесница _ Октября.

Анна в кслхозе—в почете: она премирована

костюмом, поросенком, теленком и ценны-
ми вещами.
		ПЕРЕДОВЫЕ КОЛХОЗНИКИ.

ЗАПОРОЖЬЕ-КАМЕНСКОЕ, 5 ноября.
(Корр. «Празды»). Перед выборами сово-
та в селе Карнауховские Хутора, Камен-
ского. района, дети обходили все хаты, из-
вешая о часе и месте. собрания и агитируя
за явку. В школе были специально откры-

ты детокие ясли.
На собрание явилось 95 проц. избира-

телей. Партийная организация вместе с
	колхозным активом предложила 12 канди-
датов, с мест назвали еще 6 канхилатов.

В сельсовет избрали 12 человек: от-
личного колхозного конюха Панкрата Шер-
бину, ударнака-колхозника, красного пар-
тизана Фаврентия Бурчака, лучшую кол-
хозницу Наталию Самопят и хругих пере-

довых людей.
—O—

КУЛЬТУРА BAACTHO
	ВСТУПОАЛА В СЕЛО.
	СВЕРДЛОВСК, 5 ноября. (Корр. «Праз-
ды»). 3.500 школ (в том числе 500 сред-
nax!), 82 клуба и 1.600 изб-читален,
196. библиотек и 22 совхозно-колхозных
театра, 600 медицинских пунктов и амду-
латорий, 278 больниц, 27 сельских элек-
тростанций — вот чем располагают  сей-
чае колхозники Свердловской  облахти.
Культура властно вступила в село, во
это—только начало подлинного  благо-
устройства деревни.

‚Председатели 18 лучших сельсоветов,
готовясь в новым выборам, заключили. 1о-
говор на соревнование по благоустройству

колхозной : деревня.
	ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОДЕССКОГО
ГОРСОВЕТА СНЯТ С РАБОТЫ.
	Постановление Олдесских` обкома
	и горкома КП(б)У по корреспон-
	денции «Правлы».
	ОДЕССА, 5 ноября. (Нерр. «Правды»).
Корреспонденция в «Празде» от 14 октяб-
ря—«ИПяохо работает одесский горсовет» —
в основном подтвердилась. В связи с нали-
чием ряда фактов, характеризующих пло-
хую работу по руководству деятельностью
горсовета, решением Олесских обкома и гор-
кома партии председатель горсовета Copo-
кин снят, как не справившийся с рабо-
той.

Секретарь одесского горкома
. БРЫЧНИН.
	5 РЕЗНИКОВ
	  ТВОРУЕСИЕ СИЛЫ
	— Да вот хотим, товорит Марья Ни-
колаевна,— просить у правительства аэро-
плач, колхезники просят...
	На это нам сказали, что насчет аэро-
плана гулынцам нало бы немного еще по-
Гохить:
	— Походите еще пешком, —дороги надо
построить, дороги у вас плохие.

— Эт истинная правда,-говорит Марья
Николаевна, — дороги у нас еще  плохо-
ваты.

`—- Дороги для автотранспорта построй-
те. тогла летайте...
	‘Mappa Николаевна качнула головой.
вздохнула: «Это правда, дороги надо
етройтьх.».
	Елиноличных хозяйств у них в районе
двеналцать процентов.

— Вогла же в колхоз-то?

— Да что ж,‚—отвечают.— какой я ра-
ботник, у меня грудь больная, я вам в та-
гость...

На собрзнии в «Крестьянской газете»
пятьдесят гулынских земляков -—— инжене-
ры, техники, летчики, врачи, агрономы,
командиры, студенты — рассказывали свои
биографии... Каждый начинал: я был пз-
стухом, был чернорабочим, был батраком,
была прислугой, кухаркой... Из одного ce-
ла Гулыни вышли в рялы советекой ин-
теллигенции пятьдесят один человек. Вот
за столом три молодых сестры Hunan.
Семья Ильиных испокон служила в при-
елугах, кухарках и лворниках. Других
профессий не знали. Молодые сестры: од-
на—инженер-химик,  другая—инженер-ме-
ханик, третья окончила Тимирязевскую
академию. Вот один из братьев Рудневых—
механик. Он рассказывает:

— Я-—бывший вор. Отлали меня маль-
чишЕой на свечной завод в Петербурге, и
там я увилел, что все воруют. Увлекся я
‘авантюрной литературой про сыщиков н
знаменитых воров, разных «Натов Пинкер-
тонов» и решил стать бандитом. Совершал
лвадцать пять преступлений... Я сам при-
‘шел в милицию, рассказал все: Советская
власть сулила меня и, поверив моему же-
ланию исправиться, отпустила меня на
‘своболу... Долго пришлось смывать с себя
тяжелое прошлое...

Советская’ страна в пути к социализму
‘захватила с с0бой Руднева и из погибаю-
щего человека создала честного гражда-
НИНА.

„Я слушал волнующие а людей,
рожденных Октябрем; елушал рассказы 06
изумительных переменах, происшехжших в
селе Гулынь за 17 лет. И становилось яг-
HO HW очевихно: колхозная деревня вовле-
чена в общий творческий поток страны.
Дочь колхозника— инженер, его сын чи-
тает лекпии в университете:.. Колхоз для
	т него теперь-——место приложения  творче-
	ских сид...

`Неистощимо велик и горяч напор твор-
ческих сил в новой, колхозной деревне.
Деревня тронулась в путь. В добрый путь
к коммунизму.
	‚. АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОИ.
		Отчет передового
сельсовета.
	Отчетнюе собрание открыл председатель
лучшего в скворецком сельсовете колхоза
«Райвайя» тов. Ватисна. На звучном фин-
ском языке он обратилея к собравшаямся
избирателям. И те, рассевшись Бругом в
зале, хотя и нового, но уже тесного для
такого собрания клуба, внимательно слу-
шали произносимые на родном языке сло-
ва. Тов. Ватнока говорил недолго, энергич-
но и горячо. Вот что обозначала его речь
в переводе на русскай язык:
‚ — Дорогие граждане! Сегодня мы с2}-
шзем отчет председателя сельсовета. Два.
года назад мы его выбрали. Мы доверили.
ему власть и облекли его правами. Пусть.
вн сейчас выйдет и скажет Hau, что он
слелал 83 эти два гола.

`°А тов. Ступель уже поднимался, на сце-
ну и, став у края стола, раскладьвал ли-
СТОЧЕН бумаги.

0 чем говорил Эдуарл Отупель, mpesce-
Хатель скворецкого сельсовета, Красногвар-
хейского района, Ленинградской области?

— Я сейчас посмотрел на вас, тевари-
щи, и увидел, что среди вас нет ни одно-
г единоличника.

— Наш сельсовет  коллективизирован.
на’ 89 проц. 19 колхозов нантего сельсоге-
та —— РОТ хозяева всех угодий, всех из-
строек, всех земель, расположенных на
нашей территории. Какие дела  совер-
шаются на ней! Мы  накогда не знали
пиеницы, & теперь мы собираем ее по 23
nears. с гектара. Мы мало знали овощей,
з теперь собираем их-по 20 тонн с гектз-
ра. Наш район получает свое производ-
ственное лицо. Мы становимся овоще-лжи-
вотноволческим сельсоветом.

Маленький сельсовет, а какие большие
уела совершены в нем! -
` — И все-таки, — неожиданно сказал
(тупель; — сельсовет на сделал многого
из того, что можно и должно было едэ-
зать; -

— Тойвери! Товарищи, — горячо сказал
(тупель, — два 6 половиной года назад
BH дали новому сельобвету наказ. Если ro-
ворить по этому наказу, то мы сделали. в
ва раза больше. Мы построили 32 кило-
метра шоссейных дорог, 45 грунтовых.
Все колхозы получили выход Ha mocce.
У нас все. дети занимаются в школах.
Школы отремонтированы и обеспечены дро-
вами. Все колхозы связаны с сельсоветами
и районом телефонами. У нас 9 пожарных
сараев. У нас евой зибулаторный. пунЕт: 6
врачем, фельхшером и акушеркой. Мы на-
лздили ежедневную доставву газет. Уже к
3 часам-дня в хате колхозника есть сего-
дняшний номер ленинградских газет. Это
больше, чем мы требовали в наказе. Ho
разве можно равняться по TOMY наказу,
хихрый был дан два с половиной года на-
зад! Ведь тогла процент коллективизация
был 37. а сейчае — 89.
	Мы построили грунтовые хороги. Рань-
те в этих местах нельзя было пробраться
даже пешком. Казалось бы, хоропю, а вот
Ватисва недоволен. Его колхоз продал хлеб
и купил грузовую машину. И теперь Ва-
тяска просит уже не грунтовую, а Mocceli-
ную дорогу.

И так 34 чю пи возьмешься! Когда мы
строили влуб, мы гордились им: вот вто
будет клуб! А ведь сегодня он еще нело-
строен даже, но уже видно, что будет те-
ен и мал. Не такой клуб нужен колхоз-
викам. Нужен клуб, в котором было бы
кино, радио, в котором мог бы работать
театр.

Внимательно слушали Ступеля избирате-
ти. Ступель чувствовал, что слова его по-
НЯтны людям. сидяшим в зале. что они с0-
	глашаются с ним.
- `В. ЕЗЕРСКИЙ.
	В степи за поселком атаман отряда,
TOT самый  плечистый мужик, CHIA на
коне, вынимая саблю, трогал пальцем лёз-
вие и говорил, кивнув горячей черной 6o-
родой на пленных: «А ну, подавай сюда
по одному».
	замахивался саблей за плечо и с вылы-
хом рубил человека. Порубив всех, держа
саблю, проскакивал вперед отряда: «Айда,
хлоппы. дальше... ». .
	Атаман был богатый кулак из степного
	села. Так в лвадпатом году кулачество дра-.
	ось за старую дерезню...

ОА Oe ET TOON NOR
В — пучший копхозный бригадир

да — вленовая аллея и пестрый пветник..

] Дом помещика Я

рушинского. Теперь здесь
	в Токаревском районе (Воронежская о9л.).
Поля его бригады дали лучшую урожай-
ность по району — 19 центн. ржи с га,
	‚„Сетлезский сельсовет
выбраз неправильно“.
	Постановление западной областной
избирательной комиссии,
	СМОЛЕНСЬ, 5 ноября. (Коро. «Пэав-
	ды»). В связи е напечатанной 4 ноября
	в «Нравде»  корреспонденцией «Семлев-
ский сельсовет выбран неправильно» 33-
падная областная’ избирательная комиссия
приняла следующее постановление:

«Т. Признать правильным освещение
в «Правде» выборов в семлевеком сельсо-
вете.

2. Выборы, произведенные по отдельным
избирательным. участкам семлевекого сель-
ского совета, отменить.

3. Семлевекую избирательную комиссию
распустить.

4. Поручить вяземской районной изби-
рательной комиссии немедленно органззо-
вать в семлевском сельском совете избира-
тельную комиссию в новом составе.

5. Председателя семлевекого сельското
совета и сельской избирательной комиссии
Алексеева за чиновничье, бюрокозтиче-кое
отношение к изблэателям. за лелаяческий
подход в организации избирательной кам-
пании—с работы снять и отвести из со-
става членов сельсного совета.

6. Председателю вяземского райиеполко-
ма тов. Мухину за необеспечение должного
ртковолетва избирательной кампанией, за
невыполнение директив обкома и облиепол-
кома о полготовке к выборам в советы —
об’язить выговор. -

7. Областная избирательная компесия
прехлагает веем. ‘районным, горолокпу и
сельским избирательным комиссиям:

а) немедленно проверить, как ироведе-
ны отчетные и избирательные собрания, и
неправильно проведенные выборы огме-
HETb}

6) установить тщательный  повеелнев-
ный контроль за ходом подготовки и тю-
велением отчетных и избирательных с05-
раний на кажлом участке, чтобы своевре-
менно прелупрехить и не допустить тавих
явлений. какие имели место в сомлереком
	‘сельском совете Вяземского района».
		EES к OD eh he oO

Дом помещика Ярушинекого. Теперь зхесь
живут колхозники. Тут же — семья Евезя
Наламарчука.

Волхозники ‘в этом доме живут с ббль-
шими удобствами, чем жил помещие. По
вечерам в комнатах пана Ярутинского го-.
рели керосиновые лампы. В квартирах кол-
хозников — яркий электрический свет. Для
помещика волу ‘черпали из старинного ко-_
лодца с журавлем и бадьей. Второй год, как -
в селе Вербовая работает водопровод.

Студенческая семья колхозника Паламар-
чука может вызвать удивление у городеко-
Го жителя, давно не видавшего нашей- но-
вой, колхозной деревни. Да разве у ‘них, у
вербовцев, один стулент? В той. же Тиниря-
зевекой академии учится и Гавриил Ко-
лесник. .

В сельсовете далут вам справку:

— Семьдесят три человека учатея вне
села — в вузах, техникумах и военных
школах.

А восемьдесят пять парней и девушек уже
окончили семилетку, Пойдите на колхозные.
поля, на луга, на тока —— там пашут, ко-
сят, копают свеклу, молотат люди со срел-
ним образованием. we

13 - 85. А веего дворов 292. Но.
этим далеко не исчерпывается «КУЛЬТУр-
ная статистика» села Вербовая,

При вербовекой школе имеются вечерние
курсы для взрослых. Программа — четыре
класса семилетки. Уже окончили эти EYp-
сы 35 мужчин и женщин в возрасте от
	триднати до пятидесяти лет.

Зайдите вечером к Кириллу Балану, в
Ивану Пережняку. Увидите, как эти взрог-
лые дяли силят над учебниками. Они —
слушатели заочных курсов. Заочников в се-
ле свыше двадцати человек — обучаются _
механике, электрификации сельского хо-
зяйства, пчеловолству, саловолству...
	— \ ставлю вопрос таким образом, —
говорит Евсей Паламарчук, — могли бы
мы, я и мои сыновья, быть студентами,
оставаясь единоличниками? Знаете, этот
вопрос даже как-то смешно звучит. Лоскут-
ки земли, межа в бурьяне, хилый плужов
и... историко-философокий факультет!

Вот огромное прекрасное здание школы—
лучшей школы в районе! Новый лом для
колхозников — двалцать квартир. Два ка-
менных злания лля свинофермы. Волопро-
водная станция. Новые каменные конюшни.
	Коровники. Ремонтная мастерская. Мельнн-
	ца и маслобойня. Все это. построено за по-
слелние лва—три года!

Смотрите дальше: новый виноградниг -
на 50 га, сад — 000 га, пчельние, пруды.
Огромное колхозное хозяйство, размеры ко-
торого уже перестали удивлять нас. А вель
0 таком хозяйстве, о такой технической

базе прежний помещик даже и мечтать на —
	смел...

=

Г. РЫКЛИН.
	Разгромлен, хотя и недобит еще оконча-
тельно, черный, плечистый мужик - (сме-
нивший атаманскую саблю сначала на 0б-
рез для ночной засады, потом — на агита-
цию: «скот режь, землю не засевай» ).
	24 „октября я был. в редакции «Кресть-
янской газеты» на совешании земляков из
села Гулынь (6. Рязанская губёрния), зваз-
шихся некогда «рязаниами косопузыми».
Село Гулынь всегда жило завозным хле-
бом, отходным промыслом: женщины нани-
мались в прислуги, мужчины-—-чернорадо-
чие, батраки, сезонники, в лучшем слу-
чае — продавцы в магазине.
	Так было семнадцать лет назад — раз-
метанная ветрами  безнадежная, ^ беспро-
светная жизнь. о
	Сегодня ‘председательница  гулынекого
	сельсовета (состоящего из трех деревень)
	Марья Николаевна Куркина, половину
	своей жизни ходившая в кухарках Do roc-
	подам, именно та самая «кухарка» Ленина
(в полумужском костюме, светловолосая, < со
светлым, спокойно твердым взглядом), до-
кладывает, что:
	в Гулыни, как раньше не схолила со
стола картошка, так сегодня не` сходят ‘co
стола и яйца, и курица, и мясо, и хлеб —-
не черный, а пшеничный. В Гулынп
слушают о радиоконцерты из Москвы,
читают художественную литературу. Ско-
тина стоит в утепленных коровниках и ко-
	нюшнях (а было раньше 48: процента без-
JOWANHBIX)... а.
	Дороги обсаживают витаевыми  деревъя-
ми. Нынче продали государству ‘часть уро
	жая с полей и огоролов,—купили. лвести
	велосипехов в личное. пользование ‚и шесть
грузовых автомобилей... Телефон е горо-
лом. За четыре года в селе Гулынь роди-
лось 108 человек, а умерло 12.
		Рабочие одобряют работу севастопольекого горсовета,
	СИМФЕРОПОЛЬ; 5 ноября. (Корр. «Прав-
ды»). Городские советы в Синферополе, Са-
вастополе и Керчи начали отчитываться
перед избирателями. Нервые собрания про-
шли при небывалой активноети.
	Ва Севастопольском морском заводе на;
	отчетных собраниях горсовета присутетво-
	вали все избиратели. Работа горсовета при-.
	знана уловлетворительной.
	За 355 года в городе построены. автома-
тическая телефонная станция, жилищный
комбинат (20 тыс. метров жилой площали),
несколько домов для начеостава Красного
флота, баня с пропускной способностью
свыше 100. чел. в час, парк культуры и
отдыха, 13 новых яслей, 17 детских садов,
поликлиника, амбулатория, ветеринарная
лечебница. водная станция «Динамо».
	Особенно неожиданными оказались дап-
ные 9 последних. В восьми МТС (из 35)
построено 17 кирпичных и черепичных
заволов. при Чем два из них. и притом
	наиболее крупные-—в колхозах Бакалин-
	ской МТС, Башкирской ACCP.
	BRINOTHETY TAH BCTAWIHH ABH.
	ВОРОНЕЛ, 5 ноября: (Корр. «Празды»).
Колхозы Воронежской области к Ш ноября
полностью выполнили план вспашки зяби.
Поднято 1.533 тые. гектаров.
	В колхозе им. Шевякова, Усманской
МТС, Воронежской области, была началь-
ная школа в 4 класса. Этим летом колхоз-
ники решили построить еще три класса.
Сказано — сделано. Ностроили из местных
материалов хорошее здание с большими
окнами. Но так как строительство это было
внеплановое. то никто не отпускал стекла
для школы Что зелать? В пойеках «вче-
зланового» стекла колхозники узнали. что
в соседнем сельпо есть стекло лля отова
ривания яйцезаготовок. Ho яйцезаготовки
колхоз им. Шевякова давно уже выполнил,
Тогда 0б`явили лополнительный, доброволь-
ный сбор яиц. В два дня необходимое ко-
личество яиц было собрано, и школа осте-
клена.

Характерно лля колхозов и строительство
бань. В деревнях северной части страны
бани были и раньше. Пусть их было мало,
«черные» и невероятно грязные, но она
зсе-таки были. В южных и юго-западных
же деревнях бани раньше были большой
редкостью. До сих пор старики здесь ост-
рят: «Наш брат раньше мылся два раза на
веку— когда родился и когда умирал». Это
не далеко от истины.

Теперь бани строятся повсюду. 102 ба-
ни-в колхозах 35 МТС (не считая бань при
самой МТС). В колхозе им. Хатаевича, нз
Пненропетровщине, построили отличную
баню. Но первое время от непривычки ни-
кто не хотел в ней мыться, хотя она регу-
лярно топилась два раза в неделю. Потом
празыкли. Баня уже ве вмещала всех же-
лающих помыться, и её пришлось распи-
рять.

Из других культурных строек в леревне
можно отметить еще 6 больниц, 10 амбу-
латорий и 5 кинотеатров. Последних явно
недостаточно. И значительная вина злесь
наших киноорганизаций. Если бы они по-
настоящему заботились о расширении ки-
носети, то при ничтожных затратах можно
было бы в кратчайшее время хобиться, что-
бы в кажлом пятом колхозе было стацио-
нарное кино. Колхозы сами построили бы
их, Из евоих материалов.

В колхозной деревне (не говоря уже 9
многочисленных совхозах) идет огромней-
шее строительство, меняющее внешний
облик деревни, меняющее весь жизненный
уклад деревенского населения. Это — пря-
мое следствие и красноречивый показатель
роста и укрепления колхозов.

Разумеется, в деревне строили и раньше,
10 коллективизадии. Но, во-первых, мас-
штабы даже сравнивать нельзя. Во-вторых.

мы взяли такое строительство, которого 8
старой деревне вовсе не было, строитель-
ство, которое характерно только для код-
хозной деревни. Кто же в старое время
етроил клубы для крестьян, электроетан-
ции, школы-еемилетки. общественные ма-
	стерские, конюшни и силосные башни? Мы _

могли бы привести занные, сколько п9-
	етроено новых и пПересборуловано старых
JOMOR колхозников. сколько они построили
клаловых. скотвиков личноге пользования.
HO это лежит за пределами нашей темы. Мы
говорим только 00 общественном строч-
тельстве в деревне. Поэтому сюла надо еще
прибавить строительство и самих МТС, ко-
торые тоже ведь находятся в деревне и ме-
няют ее облик.
	№ сожалению, только 16 из 35 коррес-
HOHACHTOB сообщили о том, что построено
за последние лва года в МТС. Тем не менев
эти ланные JOCTATOUHO показательны. :
	Мастерские, гаражи, большие жилые ло-
ма, электростанции, столовые, больницы,
радиоузлы, бани и т. д. Всего по 16 МТС

на 5.255 тысяч рублей в государственных
пенах.
	На ХУН с ‘езле партии товарищ Сталин
сказал
	«Изменилея облик наших крупных го-
родов ий промышленных центров... Еще
больше изменился облик деревни. Отарая
леревня с ее перковью на самом вилном ме-
сте, с ее лучшими ломами урялника, попз,
кулака на первом плане, с ее полуразва-
ленныхи избами крестьян на залнем пла-
не — начинает исчезать. На ее место вы-
ступает новая деревня ¢ ее общественно-
хозяйственными постройками, с ее клубз-
ми, радио, кино. школами, библиотеками и
яелями, © ее тракторами, комбайнами, мо-
лотилками, автомобилями»,
	Меняется облик колхозной деревни. Без-
прерывно и с каждым голом он. будет ме-
няться все быстрее, пока полностью не
исчезнет противоположность между городом
и деревней.
	258 тысяч тракторов, 31 тысяча ком-
байнов, 45 тысяч автомобилей, еще боль-
шее количество других сельекохозяйствен=
ных машин, всеобщее обучение, сотни
новых сельскохозяйственных вузов и ты-
сячи техникумов. огромное культурное и
хозяйственное строительство, идущее впе-.
ред все убыстряющимися темпами, — вот
что принесла советская власть в нишую.
	разоренную и раздробленную при капита-
лизме деревню.
	МЕНЯЕТСЯ ОБЛИК КОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНИ.
	биря. например. гле и в старое время была
немало сельскохозяйственных машин. кре-
етьянский скот почти. поголовно зимовал
пол открытым небом или под дрянными, не
держашими тепла, навесами. Й это в Си-
бири, гле морозы хохолят ло 40 градусов.

Естественно, что колхозы взялись преж-
де всего за сооружение утепленных скот-
ных дворов и конюшен. В колхозах можно
нередко встретить такую картину:. прекрае-
но отстроенные коровники и рядом. старые
крестьянские избы, где жили раньше a
живут до сих пор. Родильные отделения
в коровниках и конюшнях иногда простоо-
нее и лучше оборудованы, чем детские яз-
ли. Противоположноеть эта об’яеняется
хозяйской скопидомностью крестьян, глав-
ное внимание уделяющих укреплению хо-
зяйства. Й они правы. У колхоза, имею-
щего хороший скотный двор, будут в бли-
жайшее время и отличные ясли, будут и
хорошие дома для людей.

Впрочем. колхозы не забывают и о дет-
	ских яслях. В пределах наших 35 МТС по-
	строено за последние два гола 148 детских
яслей. Но, конечно, это еще достаточно
примитивные ясли. Новых ломов лдя жилья
в деревне тоже построено немало. Однако
новое во внешний облик деревни вносят
прежде всего хозяйственные постройки, &
не жилищные.

Следующий по размерам о0б’ект строи-
тельства — зеркохранилища: — построено
1.305. Но, очевидно, это не сплошь гиган-
ты, потому что затрачено на них всего
полтора миллиона рублей. Инвентарных
сараев построено 285, колхозных кузниц
и мастерских— 221.

Совершенно новый об’ект строительства,
возникший только в самое последнее вреё-
мя, — хаты-лаборатории. Ha see 35 МТС
нх всего 23. Очень мало. На Украине, где.
по инициативе тов. П. fi. Постышева,
возникла самая илея организадии хат-лабо-
раторий, их несравненно больше. Но в чи-
сле наших 35 МТС только 5 украянских.

Мы привели лишь массовые об’екты хо-
зяйственного строительства. Но ими хело
ne ограничиваетеял. Очень много и других
новых типов строительства, например:
овощехранилища, водокачки, электростан-
ции, кирпичные и черепичные заводы.
	(Слово «строительетво» стало самым рас-
пространенным словом Октябрьскей социа
Анстической революции. Оно легко ассо-
цнируется е работой партии, работой сове-
тов, с работой казжлого честного тружениха
170-миллионного народа нашего.

Строим! .- aro самое близкое, родное
понятие, знакомое и ощутимое лаже в са-
ных глухих углах советской страны.
` Недавно нам довелось побывать в отда-
ленной армянской деревне, затерявшейся
где-то между тремя горными переваламв.
Конечно, в деревне этой-——колхоз, и колхоз
этот строит. Строит конюшни, скотный
двор, силосную башню, волокачку, клул,
ясли и т. д. Значительную часть своих до-
ходов колхоз тратит на строительство.

На совещании колхозного актива я 33-
дал вопрос: правильно ли поступает пра-
вление колхозов, урезая денежные вылачи  }
ва трулодень, чтобы ускорить темпы строя-

На минуту наступило неловкое молчз-
ние, словно сказано было что-то явно не-
пристойное. А потом самый старый из код-
хезных активистов встал и сказал четко,
безапелляционно: *

— Строить — такова залача арманского
народа. такова задача и советской власти.
Разве мы не для себя строим? Зачем же
будем жалеть деньги на строительство?

Старик мог бы ответить и не так тоэ-
жественяо. но в самом деле нелепо про-
звучал этот вопрос на колхозном активе.

Строить, в притом быстрыми темпами, —
это же само собой разумеется. Это скажет
ваи любой колхозный активист в любом
районе.

Велики ли размеры строительства в сель-
ском хозяйстве? Дать общий ответ нз этот
вопрос нетрудно. Достаточно заглянуть в
соответствующий том второго пятилетнего
плана. Там сказано, что в 1934 году-в ка-
питальное строительство сельского хозяй-
ства вклалывается 2.774 млн рублей пю-
тив 2.100 миллионов рублей в 1932 голу.
Но колхозы, помимо того, ведут огромное
строительство на свои средства. Часто
строительство это даже не учитывается.
	1+) Натуральные выдачи в этом колхозе
довольно высоки.
	Посторонний наблюдатель может. дог+-
датьея о размерах этого строительства 19
меняющемуся облику советской деревни. Вот
что пишет корреспондент «Правды» из Бран-
ловской МТС: «Тот, кто был 2—3 года на-
зал в деревне Токаревке и попал туда сей-
час. так же мало узнал бы это село, как,
например, нынешнюю Арбатскую площаль
в Москве».

Другой корреспондент «Правды», из Красно-
реченской МТС (Киргизия) говорит о том же:
«Когда илешь по тражту, то и лело ветре-
чаешь новые колхозные постройки, и при-
том крупные постройки, которые по дере-
венским масштабам вполне можно назвать
гигантскими. Амбары вместимостью по 30—
40 тысяч пудов зерна, скотные дворы, ма-
стерские. Все это крыто черепицей и вы-
белено снаружи и изнутри».

Чтобы получить более точное прехста-
вление © том. что же строится в колхозной
деревне помимо строительства, ведущегося
на государственные средства, редакция за-
просила несколько хесятков внештатных
корреспондентов «Правды» — редакторов и0-
литотдельских газет. Перед корреспондента-
ми был поставлен один вопрос: что построе-
но за последние два года в исяхозах, обслу-
живаемых данной МТС? Ответы присланы
из 35 МТС. На 3.500 МТС, имеющихся
гейчас в Союзе, это, конечно, немного. Нэ
35 МТС. из которых пришли ответы, раг-
положены в 22 краях и областях, т. е.
почти во всех частях страны. Поэтому мож-
но полагать, что полученные ответы харак-
терны для абсолютного большинства колхо-
зов страны.

Вот что бросается в глаза при изучении
полученных данных: колхозы строят в пер-
вую очередь хозяйственные постройки. На
первом плане——забота об укреплении про-
изводства.

В колхозах 35 МТО за два гола построе-
но 965 коровников, свинарников и овча-
рен, 904 конюшни и 99 силосных башен
и траншей. И это понятно. Чрезвычайно
низкая продуктивность крестьянского ско-
та ло коллективизации общеизвестна. Жи-
вотноволство в мелком крестьянском хозяй-
стве было более отсталым лаже, чем поле-
волство, тоже стоявшее на очень низ-
ком уровне технического развития. В Си-
	Мы говорим только о законченном строй-
тельестве Но в полученных занных имеется
очень много сообщений и о строящихся
кирпичных и черепичных заволах. Эт
чрезвычайно показательно, Опостылевший
вид соломенных деревенских крыш, вдох-
новлявший столь многих русских поэтов и
прозаиков. должен быть заменен яркой раз-
краской черепицы. Тот факт, что в кол-
хозах строится так много кирпичных и
черепичных заводов, показывает, как ве-
лико стремление колхозников Е такой з3-
мене. Вот в Кораблинской МТС, Москов-
ской области, гле испокон веков крыши
были соломенные, строят черепичные за-
воды, и через несколько лет здесь не будет
больше соломенных крыше.
	Из  культурно-бытового строительства
выделяются три важнейших об’екта: клубы,
школы и бани. Клубов построено. 123, но
затрачено на них всего 275 тысяч рублей.
Невысокая стоимость строительства 0б’яс-
вяется двумя причинами. Во-первых, это
клубы, а не дворцы культуры. Обычно
Колхозный клуб или народный дом, как его
называют в деревне, это — большое поме-
щение © эстралой, рядами скамеек на
200—400 человек и несколькими боковы-
ми комнатами, гле занимаются кружки.
	Но все-таки такой клуб стоит больше
двух— трех тысяч рублей. Невысокая же
стоимость клубов, указанная в наших дан-
ных, об’ясняется тем, что колхозы обычна
учитывают лишь денежные средства, за-
траченные на строительство. Местные ма-
териалы, затраченные трулодни не учиты-
ваются. Е
	Школ построено 193 общей стоимостью
в один миллион рублей. Интересно здесь
следующее: согласно государственным пла-
нам провеления всеобщего начального 0бу-
чения, начальных школ в пределах расема-
триваемых нами МТС должно было быть
построено на 250. тысяч рублей. Но кол-
хозы не хотят ограничиваться уже началь-
ными школами. Они строят и среднюю
школу.
	Стоя школы, колхозы не останавливз-
ются ни перел какими трудностями. Вот
один из многочисленных примеров,