$1 НОЯБРЯ 1934 Г., № 339 (6105,
	. Аниу—
в продажу.
	Пи в одной «стране. мира книга не
пользуется таким` спросом, как в
СССР. Емкость советского книжного
рынка буквально беспредёльна. Тира-
жи наних‘ издательств, по словам 3a-
падноевропейских специальных %Kyp-
налов, — .«чудовищны». Стотысячный
тираж книги—-для нас вещь нормаль-
ная. Сплошь и рядом книги издаются
в сотнях тысяч и миллионах экзем-
«. A все-таки ux нехватает. Это не
удивительно. 170-миллионная страна
cena:’3a книгу. Постоянными.  потрвеби-
телями книжной продукции стали де-
сятки миллионов людей, еще недавно
не  умевшие читать:

“Сеть книжных магазинов по срав-
нению с дореволюционным временем
выросла в десятки раз. В редкой сель-
ской давке нет сейчас книжной пол-
ки. Редкий завод не имеет KHUDKHOTO
киоска. На 320 млн рублей прода
в этом году книг одни только мага
ны книготоргового об’единения rocy-
дарственных издательств (КОГИЗ). А
ведь кроме этого об’единения книга-
ми. торгуют потребительская коопера-
ция, «Союзпечать» и отдельные спе-
циализированные издательства.

Но до образцовой постановки дела’ в
книжных магазинах еще далеко.
Если ни в одном книжном магази-
не нельзя купить букваря, значит
торговля книгами плохо. организова-
на. В затруднительное положение по-
падает: также человек, возымевший
желание «неорганизованным» - поряд-
ком повысить свою политическую гра-
MOTHOCTD. Попробуйте купить’ «Во-
просы ленинизма» И. Сталина. Эту
кнёгу‘в`продаже трудно найти. В Мо-
скве, в крупнейшем магазине МОГИЗ
№. 46, который ежедневно посещают
сотни людей, в. течение последних
трех ‚лет «Вопросы ленинизма» в про-
дажу не поступали.

Такое же положение и с другими
классическими произведениями мар-
ксистской и ленинской литературы.
	Шеститомник Ленина вовсе не по-
ступал в свободную. нродажу. Двух-
томник Маркса магазины получили по
нескольку ‘экземпляров, которые ра-
зошлясь буквально в течение. часа. `А
ведь все эти книги издаются в ‘сотнях
тысяч и миллионах экземпляров.
	Для того, чтобы купить хоть что-
нибудь из популярной. социально-эко-
номической литературы, люди обхо-
дят многие книжные магазины-—и ред-
ко находят то, что нужно. Безнадеж-
ная затея достать книги по истории
партии, краткий курс политической
экономии, политграмоту, учебники по
диалектическому и историческому ма-
териализму. Они все еще распределя-
ются. В магазины они, как правило,
не попадают.
	Конечно, не приходится раз’яснять,
что библиотеки, политкружки, совет-
скиё партийные’ школы должны снаб-
жаться литературой в. первую’ оче-
редь. Но при этом не следует забы-
вать и о покупателе. Книга должна
быть в продаже. И именно такая, на
которую и наиболыший
спрос. Е
	в комиссии СОВЕТСКОГ о
 КОНТРОЛЯ.
	Жалобы не останутся:
083 ОТВЕТА,
	Некоторые студенты, недовольные реше-
ниями директоров своих учебных заведе-
ний, & также отдельныхи недостатка в
постановке: учебы. и культурно-бытовом 06-
служивании, натравляли жалобы и зпел-
ляции в Глазное управление учебных заве-
дений (ГУУЗ) Наркомтяжпрюма. He noay-
чая ответов от ГУУЗ, студенты вынужде-
ны были обрашаться через ето голову в
приемную тов. Калинина, в Комиссеню Co-
ветекото Контроля а в центральную пресеу-
Ряд писем студентов был направлен этими
организацаями для разбора в ГУУЗ. Й из
эти затросы, несомотря на неоднократные
запоминания, Tyy3 таже систематичесви
не отвечал. `

Контролеры Бюро жалоб Комиссии С9-
ветокого Контроля проверили на месте по-
рядок расемотрения студенческих жалоб.
Им аришлюсь вплотную завяться проверкой
работы т. Береславекого, которому началь-
ник ГУУЗ т. Петровский поручил  рассиот-
рение студенческих. заявлений.

В результате проверки веврыты вопию-
щие безобразия. Апелляции лежат по 3—
4 месяца без движения. Тревожные письма
студентов о судьбе апелляций Береслав-
ский даже не читал. Не удосужился он чи-
тать и отвечать на запросы партийных и
советских организаций.

Безответственному отношению в разбо-
ру студенческих апелляций и хаосу в 4е-
лах способствовала” самая система работы
ГУУЗ. Учета поступающих жалоб там нет.
Их прохождение в аппарате никак не-от-
мечаелкя. Контроль за выполнением реше-
ний ГУУЗ пю студенческим делам  отеут-

ствует. Разбор заявлений поручалея от-
	дельным лицам как второстепенная, допол-
нительная нагрузка. .

“О безобразиях с разбором студенческах
5а10б еще до прихода контролеров Бюро
жалоб ВСК руководству ГУУЗ сигнализи-
ровал ето организационно-инструкторский
отдел. Ho заместитель начальника ГУУЗ
т. Шушский не реагировал на э10 и не
принял мер в упорядочению разбора жалоб.

‚Бюро. Комиссии Советского Контроля,
рассматривая это дело, об`явило Береелав-
скому строгий выговор и запретило ему в
тёчение лвух дет занцизть административ-
ные руководящие должности в советских и
общественных организалиях. Береславовий
в работы в ГУУЗ уже снят. _

Вопрос о виновности нач. ГУУЗ т. Пет-
ревского и т. Шумокого будет расскотрен
после их возвращения в Москву:

Зам. начальника ГУУЗ т; Швейцер пред-
ложено в декалный срок устранить безоб-
разия, отмеченные контролерами Бюро жа-
лоб ВСК, и упорядочить рассмотрение сту-
денческих заявлений.
				Колхозные бригадиры“ударяитял
  `у тов. М. И. Калиавына» \
	нут все наши колхозы в ближайшем будху-
men!

Высокоурожайными и высоколохохными
уже етали сотни колхозов и так называе-
мой потребляющей полосы Союза. Бригали-
ры колхозов Московской и Ивановской
областей (тт. Фомин, Моисеенко и др.) опе-
рировали в своих выступлениях такими
цифрами, которым может позавиловать лю-
бой другой район страны. Рожь. и osec—
21 центн. с га. aomesuna—szo 20 пенти.,
на трудодень выдано 8—10 килограммов
хлеба, кроме 12 килограммов картофеля,
овощей. Денежная стоимость трудодна —
6 руб. 50 коп. Это результат того, что кол-
хозы развили подсобные отрасли хозяй-
ства — садоводетво. огородничество, пчело-
BOACTRO. ,

У всех выступавших бригадиров скво-
зила 060б0 серьёзная забота о росте коз-
хозной культуры — о кино, радие, библио-
теках. В бригале, кроме серии книг по
агротехнике, должна быть. серия художе-
ственной литературы.

Волхозницы == первые организаторы
культпоходов на селе. Бригадиры — Анна
Кипенко из Мелитопольского района, Ни-
кульшина из Сальского района  номогли
колхозникам перекрыть в зиме крыши, 38-
стеклить окна, хорошо утеплить избу, под-
везти корм для домашней скотины и Т..Д.

Тов. Никульшина рассказывает: у всех
работников ее бригады хаты отеплены и
побелены. Нн улицах села, во дворах коз-
хозников — образцовая чистота. Неудиви-
тельно. что теперь нет отбоя от притока
	единеличников. %
—- Послелние 25 ехиноличников вазие-
	ro села стали теперь колхозниБами,—за- _
канчивает тов. Никульшина.

0 новом приливе трудящихся единолич-
ников в колхозы сообщили и другие
участники беседы.

Тов. Калинин подробно  расспросил ©
всех переменах, происшедших в колхозной
деревне. Когла высказались почти все бри-
галиры, Михаил Иванович вторично, по-
здравив их е побелой, сказал:

—= Теперь колхозники хороню знают,
что урожай — лело их собственных рук
(возгласы: «правильно», аплодисменты).
Но урожайность у нае все еще мала. 100
пудов с гектара в среднем — меньший
урожай колхозы снимать не холжны. На то
они и колхозы, вооруженные тракторами
и сложными машинами. Нало много лучше
нынетиего использовать тракторы и как
следует растить и беречь колхозный рабо-
чий скот. Каждая лошадь, каждый вол—
это громадная ценность.

В заключение тов. Калинин выразил
уверенность, что и в будущем году пре-
мированные бригадиры выйдут победителя-
ми на всех этапах сельскохозяйственных
работ.

Орденоносный бригадир тов. Анна №и-
пенко от имени всех делегатов просила
Михаила Ивановича передать горячий вол-
хозный привет любимому учителю и Be-
ликому вождю товарищу Сталину.

Когда стихла буря аплодисментов, тов.
Калинин попрощался с колхозными брига-
дирами и пожелал им дальнейших успехов

в работе: (ТАСС).
	ХЛОПКА.
	месте.
	10 ноября председатель ЦИК Союза СОР
тов. (Я. И. Налинин принял 50 колхозных
бригадяров-делегатов совещания, созванно-
го «Крестьянской газетой». На приеме при-
сутствовали лучшие руководители колхоз-
ных полеволческих бригах, победивших во
всесоюзном конкурсе на высокий урожай
хлебов и высокую натуру. зерна.

Тов. Калинин, горячо приветствуемый
брагадирами-ударниками. поздравил их с
победным завершением  сельскохозяйствен-
ного года.

Когда было зачитано решение конкуреной
комиссии © присуждении. премий, Михаил
Иванович, обращаясь в бригадирам,- сказал:

— Награды получили 16 из вас, кото-
рые добились хорошего урожая при выео-
ком качестве хлеба, которые лучше других
осознали, что дело укрепления колхозов за-
висит от добросовестного выполнения обя-
зательств перед государством.

Шумными аплолисментами ответили бри-
гадиры на слова тов. Калинина.

Началась оживленная лвухчасовая бесе-
да © результатах нынентнего $.-х. гола, ©
перспективах булущего, е колхозной куль-
	туре. 9 бригалире-организатере. колхозного

КИ
	Замечательных людей выпестовала кол-
хозная деревня. Делегаты ¢ Украины и
Ёрыма рассказывали о труловом героизме,
проявленном тысячами колхозников в борь-
бе е последствиями  засушливой весны.
Глубокой пахотой, самым тщательным 9тбо-
ром семян, многократной полкой посевов,
ручным механическим поливом полей от-
воевывали высокий урежай лучшие кол-
хозы. Их усилия увенчалиеь успехом. He
смоченная ня одной каплей весенних лож-
дей земля дала неплохой урожай: передовой
бригаде Анны Кипенко (Мелитопольский
район) — 10—12 центн. птеницы ¢ га,
бригаде Литвиненио (Запорожье) — больше
10 центн.. бригадам Мартынова и Никуль-
шиной (Азово-Черноморье)— около 10 цент-
нерюв с гектара.
	Рассказ молодого бригадира колхоза
«Отрала Кубанская» (Кропоткинский рай-
он) тов. Неробниной был выеслушан © 000-
бо. напряженных внималмем. Прежде ва-
мый отетамый, плетущийся пюзали всех
колхоз вышел в ряды лучших.
— Прежде наш колхоз называли-—©тра-
да лолыря. а теперь он — один из лучших
	на Аубани. Несмотря на весеннюю засуху,
	MH сняли больше 80-—90 пудов хлеба с га.
Этого удалось добиться благодаря троекрат-
ной полке всех колосовых посевов, береж-
ливой уборке, быстрому обмолоту. Мы мо-
лотили круглые сутки и в 16 сутод закон-
чили обмолот. И вот на трулодень при-
илось по 5 кг одной пшеницы, кроме ку-
курузы, проса, подсолнуха. Меньше 260
трулолней у нас не заработал ни один кол-
хозник,

Тов. Коробкина сообщила, что на про-
данный коопбрации хлеб их колхоз при-
обрел грузовую автомашину, велосинех, па-
тефон, 2 вагона леса й много других T0-
sapos. На молочной и свиноволческой фер-
изх. удвоивиих свое поголовье, выстроены
новые, хоропю оборудованные помещения.

— Можно себе представить, какими. ста-

ЗАГОТОВ
	‘рег на

«ОДНОЙ ИЗ САМЫХ БЛЕСТЯЩИХ СТРАНИЦ В ИСТОРИИ КРАСНОЙ АРМИИ ЯВЛЯЕТСЯ
	ТА ПОЛНАЯ, РЕШИТЕЛЬНАЯ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНО БЫСТРАЯ ПОБЕДА, КОТОРАЯ ОДЕРЖАНА

ПАМИ НАД ВРАНГЕЛЕМ», — Так оценивал Ленин в речи на УШ С’езде Советов значение взятия
11 ноября неприступного Перекопского перешейка и последовавший за этим разгром’ последнего

оплота контрреволюции `^— Врангеля. `В эти дни мы празднуем 14-ю годовщину героической по-
беды под Перекопом и освобождения Крыма. -
		В этот же день, 3 августа, Ленин писал
Сталину:

«Только что провели Нолитбюро’`разде-
ление фронтов, чтобы вы исключительно
занялись Врантелем...»

Скорая и решительная ликвидация
врангелевщины была предрешена в этот
день. Через месяц против генералов контр-
революции (Дроздов, Слащев, Богаевский
и др.) стянулось железное полукольцо Юж-
ного фронта. Под командованием М. В.
Фрунзе собрались здесь испытанные в 69-
ях против Колчака, Деникина, белополяков
большевистские силы.

Белые сразу почувствовали перемену.
0Фходя и врезываясь в их расположение,
стали сближаться клещи 6-й и 1-й конной
армии с одной стороны, 13-й армии — ©
другой. К началу октября белогвардейский
план похода на север и на восток, к ка-
зачьим областям, был оставлен. Врангель
заботился 9 том, чтобы не дать отрезать
себя ет своей базы. Разрушая все на путя
своего отетупления, генералы отходили к
Крыму. Им удалось втянуться «в бутыя-
ку», и они почувствовали себя в безопас-
ности за бетонированными  укреплениямч
Перекона. Юшщуньекие и `Чонгарские по-
зиции почитались неприступными. Над ни-
ми поработали французекяе инженеры. Са-
ма природа, казалось, создала здесь крепость.

В начале ноября Красная Армия оказа-
лась у этих укреплений. Она численно
превышала врангелевцев, но те скрыва-
лись за сильнейшими позициями с превос-
холной артиллерией.

Задача форсировать перешеек была в0з-
ложена на славную 51-ю, под командова-
вием т. Блюхера, и 52-ю дивизии. Герой-
ческий штурм Перекопа хорошо известен.
_ Решила в бою та героическая выхерж-
ка, тот пламенный энтузиазм красноарией-
цев, о которых говорил Ленин на собра-
нии в Москве, за день ло исторических
боев. И полностью оправлалась уверен-
ность, с которой говорил Ленин © том,
aro «в ближайшие дни» Врангель будет
ликвидирован. Приказ Врангеля 06 эвз-
куации Крыма подписан был 11 ноября.

Прошло еще несколько дней, и 20 нояб-
ря в речи на московской губернской пар-
тийной конференции Ленин, отметив побе-
ды Красной Армии, говорил уже о планах
восстановления и развития севетского хо-
зяйства, знакомил в планом электрифика-
ции, вырабатываемым группой инжене-
ров... На этой конференции прозвучали то-
гда еще новые и отчасти диковинные сло-
ва: «Коммунизм есть советская влаеть
плюс электрификация всей страны, ибо
	без электрификации полнять - поромышлен-
	БостТь невозможно»,

Кончилась одна. героическая _ нолоса в
истории советской. страны, начиналась
другая. Славные хни Перокопа пролегли

рубежом между этими историческими по-
PoCaHE.
	Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
	РМ НЕРЕНОНА
	Врангелевщина выросла из недобитого,
успевшего скатиться к Врымекому  побе-
режью корпуса генерала Слащева. из не-
	Москва праздновала третью годовщину
Октября. {lo грязноватым, вымощенным
крупным булыжником, плохо освещенным
	лицам  московекие большевики шли в хобитых, успевших перебраться е Северно-
	го Вавказа в Врым остатков армин гене-
рала Деникина. Разгром деникянщины п9-
вдек за собой некоторое головокружение
от успехов. Жалким осколком белогвадлей-
щаны снзчаль не придали особого значе-
ния. Попытка уничтожить  Слащева, ло-
бить контрреволюцию по свежим следам
не ухалась.: Раненый зверь залег в крым-
ской берлоге, отгоролившись укреплениями
ва узком перешейке.

Врангель не привлекал сначала. особого
внимания. Да и не до него было. Более ‹е-
рьезный. противник надвигался с ззпала в
лице панекой Польнти. Против него были
сосредоточены главные силы.  Брантгелев-
нина зализывала свои раны, она был 9ето-
фожна на первых -порах и не высовывала
носа за пределы Крыма.  Выступленяе
Польши ободрило ее. Французская буржуа-
зия поддерживала Врангеля открыто, ан-
глийская-—из-пд полы, но ие менее энер-
гично. В Крым шли подкрепления: в обмен
за награбленное сырье, за остатки русско-
го флота генералов снабжали обмунлирова-
нием, самолетами и танками, оружием без
счета & конца.‘

В июне Врангель вылез из Крыма. Он
потеснил стоявший против него заслон. Он
стал распространаться но Таврии, угрожая
Донбассу. Буржуазная печать всех стран
закричала о вовом походе на’ Москву.

В июне Ленин на совещании по работе
в деревне говорил © необходимости реши-
тельно и раз навбегда покончить с воору-
женной белогвардейщиной. Задача органи
зовать силы для ликвидации Врангеля бы-
ла возложена на товарища Сталина. «В
период 1918—1920 гг. пивал впослед-
ствии тов. Ворошилев,—т. Сталин являлся,
пожалуй, единственным человеком, которо-
re Нентральный Комитет бросал ‘в одного
	  боевого Фронта на друтой, выбирая наибо-
	лее опасные, наиболее страшные для рево-
люции места».

Наиболее опасным местом для революции
летом 1920 г. оказался Ёрым, захваченный
белогвардейщиной и преврашенный ими в
базу для захвата всего Юга. К осени в ру-
ках Врангеля находилась территория oT
линии Дненра ло Мелитополя. Он угрожал
отрезать промышленные центры от угля,

В августе Центральный Комитет партии
вынес такое решение:

«Взиду ‘успеха Врангеля и тревоги на
Кубани несбходимо признать Врангелез-
ский фронт имеющий огромное, вполне
самостоятельное значение, выделиа его
	кан сазостоятельный @ронт. Поручить
	rs Сталину. сфорхировать: -Резвоенсозет,
злином сосредоточить аси силы на

ани фронте, в начестве ио-

пцандующего фронтом Егорова или Фрун-
зе, по соглашению ны co „Стали-
HLTID.
	Большой театр. Б Охотном раду, у пропах-
ших вековой вонью лавок, подозрительные
суб’екты предлагали из-под полы пайко-
вый х46б. Иараскева-Пятница расположи-
лась посреди улицы назойливой купчи-
хой-богомолкой. Tie купола высились над
всеми окружающими зданиями, и с нею
сочувственно переглядывались  загородив-
щие проход на Красную площадь Иверские
ворота. __ р

В Большом театре выступал Ленин.
«Сегодня мы можем праздновать налиу по-
беду», так начал он свою речь.— «При
неслыханных трудностях жизни, при не-
слыханных усилиях нантих врагов, мы все
же победили».

Почти на всем необ`ятном пространстве
советской страны впервые за три. года з3-
тихла пальба. Война © Польшей была за-
кончена. Это был последний крупный и
опасный враг. Но на самом юге еще горели
огни гражданской войны, и казалось, в эту
осеннюю ночь, 6 ноября 1920 года, еще
доносилаеь ставшая привычной советскому
уху отдаленная пальба. ‘

«Только теперь у нас идут победные
бои против Врангеля, говорил Фенин в
Большом театре,—со дня на день мы ждем
известий, которые подтвердят наши ожи-
дания. Мы уверены, что. если нам He
удастся взять Крым в ближайшие дни, то
это удастся в последующие...»

Московские большевики слушали речь
Ленина. Ленин говорил 6’`героизые, само-
пожертвовании,- неслыханной выдержке в
борьбе, проявленной красноармейцами, Ле-
вин говорил о том, что надо ‘теперь с та-
ким же героизмом, с такой же выдержкой
взяться за хозяйство... Большевики. слуша-
ли Ченина, и мысли их были с теми, ETO
теперь, в эту обениюю ночь, стоит перед
укрепленными позициями Перекопа. $

А там, за полторы тысячи километров
от Москвы, в частях ариий Южного фрон-
та, тоже праздновали’ третью гедовщину
Октября.

«Тихо. Кругом ни души. Тольво холох-
ный, пронзительный ветер рыщет и воет по
открытому, ровному, перерезанному узкой
линией окопов о полю. муро вырисовы-
вается впереди грозный перекопский вал.
Изредка прогудит, можно рассекая воздух,
тяжелый снаряд от er. Юшуни в = XyTOpY
Преображенокая...

Деятельно идет подготовка к последнему
и решительному бою 6 «крымекой зано-
зой». Днем и ночью рыщут по всем напра-
влениям красные разведчики. Кажется, все
готово. только сигнал-—и все ринутся вперед.
Шестое ноября, & приказа все нет и
нет. Напряженное состояние в штабах и
окопах».
	Так вопозминает 0 этих днях учаетнив
	перекопевких боев.
	Боевой Diet Шерекопской
	ной артиллерии, применяет танки, авяз-
цию и знаменитую «бронированную кава-
лерию».
	Ядром сформированной в 1919 году 51-й
стрелковой дивизии были рабочие Кизелов-
ских копей, Усолья, Чардыни и крестьяне-
бедняки этих уральских районов.

Организатором дивизии, & в дальнейшем
ее боевым руководителем был нервый крас-
нознаменец страны тов. Блюхер.

В боях за Сибирь дивизия прошла длин-
ный боевой и славный путь —- ot Перии
 ‘до Иркутска.

В районе Иркутска 20 июня 1920 года
дивизию застаёт приказ о переброске на
Польский фронт. Но в пути маршфут диви-
зии меняется, и она ‘направляется Ha
Крымский фронт, против Врангеля — n0-
слелнего оплот& контрреволюции.

Во главе Южного фронта партия’ ставит
тов. Фрунзе. р

Бойцы и командиры 51-й дивизии долж-
ны были штурмовать неприступную кре-
пость, созданную самой природой и укреп-
ленную фортификационными вооружения-
ми. «Много сделано. много предстоит. еще
сделать, но Крым и отныне уже для ‘врага
неприступен»,-#-так заключил Врангель
свой приказ от 30 октября 1920 г.

Наступление ливизии на Врым  нача-
лось боями за Каховский плапдарм, кото-
рый части дивизии занимают 15 августа.
Обладая районом Каховки на левом берегу
Днепра, Красная Армия угрожала тылу И
главным силам Врангеля, закрывая’ им.
выход к подступам всероссийской кочегар-
ки — Донбасеу. От Ваховки шел также
кратчайший путь на Перекоп — ворота
Крыма.

Врангель правильно оценил значение
Каховского плацдарма. Белогвардейцы при-
лагали огромные усилия для овладения.
этим районом. Против красных Частей,
	М < 1-37 ф. ая

Врангель. помимо отборных частей и силь-
		ну. Перед валом тянется ров, глубиной х
15—20 метров и шариною в 40—50 ме-
тров. Врангель оборудовал там основную
	№ югу от Ариянска перешеек значатель-
	32а бои на Каховеком плапларме, за 0ес-! перекопекую позицию.
	прямерную стойкость и выдержку 457-й
	полк дивизии награждается орденом Врас-  но расширяется, но здесь он покрыт рядом
	непроходимых озер. Таким образом, при-
родные условия пврешейка как бы создали
две позиции — одна у Перекопа, другая —
севернее Юшуни, среди озер.

Наступило 7 поября 1920 тода — день
великой годовщины Октября. Скромен и
тревожен был праздник. Голодные, полуза-
мерзшие бойцы сидели в окопах. Ожидал
ночи, готовились перейти в наступление.

Ряд атак окончился безрезультатно.
Стремительный натиск бойпов разбивалея
о неприступные позиции. Оставляя у валов
десятки и сотни ‘бойцов, грудью бросав-
шихся на проволоку, части дивизии не-
сколько раз отходили, чтобы с новой силой
и решительностью броситься на штурм
врага. Лишь через два хня -— 9 ноября, в
	3 часа дня, неприступная оборонительная:
	позиция противника —— Нерекопский вал —
была захвачена штурмом в 406.  Дивизия
свою задачу выполнила.

Дивизия под Перекопом получила исто-
рическое имя «Перекопская» и за 60е-
вые отличия награждена -высшими награ-
	ного знамени и получает благодарность
BUR.

51-я дивизия Кэзховку удержала. Впо-
следствии Врангель в злобе обозвал бойнов
дивизий «красными чертями»...

Победа красных на Каховском плапдар-
ме была началом общего разгрома Врангеля,
началом общего наступления частей Юж-
ного фронта под руководством товарищей
Фрунзе и Блюхера на Ёрым.

Вее внимание красного командования бы-
ло сосредоточено на Перекопе и Сиваше.
От успеха операции на Перекопе, Сиваше и
Юшщшуни зависела судьба всего Южного
фронта.

Перекопский перешеек, соединяющий
Крымский полуостров с материком, пред-
ставляет с0б0й полосу суши в 8—9 км
шириной, окруженную с одной стороны
Перекопским заливом, & © другой — Сива-
шен. Ровная в общем. слегка волнистая
	степь перешейка непосредственно у Пере-
	копа пересекается валом, который тянется
от Нерекопского залива до Сиваша. Этот
	УЗБЕКСКАЯ ССР.
	колхозах наблюхаютея изссовые прогулы, 4
борьбы с ними нет, равно как и раз’ясни-
тельной работы. Вопрос © прогульщивах
не обсуждается вообще. Характерно, что 8
колхозе «Ак-алтын» (Белое золото), Аим-
свого района, последний разговор © про-
тульщиках был... при утверждении годо-
вого отчета за 1933 год.

Директива о дифференцированных  4107-
мах выработки, смысл которой .HMETO 16
районам колхозникам не раз‘яснил, кое-где
на практике привела к весьма вредным п-
следствиям. Например, в Андижаноком
районе установление дифференцированных
норм пюняли как право огульно снажать
нормы. Фактически там принялись рав-
няться на лодырей. -

Трудолни попрежнему не записываются
в труловые книжки колхозников, и нясто
этого дела не проверяет. Табельщики пи-
шут трулолни с потолка. В Ворошиловском
районе в некоторых колхозах трулодни за-
гисывалотея по норме, а не по фактиче-
ской выработке. В колхозе им. Фрунзе
(Джалял-Кулукокий район) колхознику Ба-
табеву выписали 1,8 трудолня за 54 кило-
грамма собранноге хлопка, колхознику За-
кирову—1,95 трудодня за 50 килограммов.

В каждом районе силит уйма всяческих
уполномоченных, ° большинство  котобых
свои задачи понимает ло крайности упро-
шенно: следить за выходом колхозников ва
работу. Й только. Дело осложняется еще
тем, что в Узбекистане в районы зачаетую
посылаются люди, малосведущие в колхоз-
ном вообще ‘и в хлопковом в частности
производстве, люди, не имеющие ни ма-
лейшего понятия 9 том, что“такое массо-
во-раз`яснительная работа, что такое бри-
гала. звено...
	Поэтому несколько (это как правило)
уполномоченных на один район о созлают
там бестолковую ‘суетню, ‘адиинистрируют,
гастролируют и по сути дела мешают, а
не помогают работе. Работу их Никто пе
	Н. КРАСИНА.
	Несмотря на теплые, солнечные дви,
первая пятидневка ноября дала плачевные
результаты: темпы заготовок хлопка по Уз-
бекистану резко снизились. Годовой план
хлопкозатотовок на 5 ноября включительно
выполнен веего на 60,4 проц. Прирост за
пятидневку составляет только 6,1 проц.

Районы работают скверно. Исключеняе—
Paurran, единственный район Ферганы,
выполнивший годовой план. Вся Ферган-
ская грунпа. дает 60,9 проц. выполнения
голового плана. Прирост за последнюю ня-
тидневку несколько больше 5. процантов.
Ташкентская группа дала прирост в 6,7 про-
пентов, выполнив головой план на 54 про-
цента.  Зеравшанская гоуппа выполнила
план на 57,8 проц. Кашка-Дарьинская вы-
полнила 52,5 пропентов толового плана и
Хорезиский oxpyr—na. 45,6 процентов.

Попрежнему резко отсталот, несмотря Ha
вторичные предупреждения, Bopowmnos-
ский, Аимский, Джалял-Нудукский, Марха-
матский, Верхнечирчикский, Хавастский,
Ак-Дарьянский, Булунгурский; Ургутский,
Иврамовский,  Керниненский и другие
зайоны.
	Приближается в выполнению годового
плана Алты-Арынский район, имевший на
6 ноября 83,9 процентов.

Слишком много в Узбекистане бестолко-
вой возни; истерических воплей, судотож-
ного дерганья. Только на-днях в местных
тазетах появились сообщения 0б аресте и
предаятии суду злостных  саботажников
хлопкоуборочной-—кулаков; пролезиих на
руководящую работу в колхозы. Кулалкие
дела опоздали предать гласности. Есть все
оспования утверждать, что холжной магсо-
вой работы в связи с кулапкими вылазка-
ми сейчас в районах не проводится.

До сих пор руководители еше не лобч-
лись полного выхола на поля всех TPY%0-
способных. Bor несколько характерных
цифр. В колхозе им. Ленина, Анлижанско:
то района, в бригале № 1 из 80 человек
на хлопке работает 23. В третьей бригаде—
20 из 50; в чётвертой-—24 из 58, в пятой
—34 из 66. Ло послелних дней во ‘многих
	уе очно ф- КА --2 eee ND REE EEE EIEIO

вал имеет вид насыпи около 15—20 Me-   yayu — орденом Красного знамени и почет-
	тров в вышиву и 12—15 метров в шири-
	 5-ЛЕТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КУРСКА

ОТ ДЕНИКИНСКИХ БАНД.
КУРСЕ 10 ноября. (Роста). 17 во-
	ября исполняется 15 лет cO дня 06в0-
бождения Курска от белых банд Деники-
на. Город готовится торжественно отме-
	ТИТЬ ГОолОВЩИНУ.
	ным революционным знаменем.
В день своего пятнадцатилетия Перекоп-
ская дивизия боеспособна и готова по пер-
BOMY приказу рабоче-крествянского правя-
тельства выступить против любого врага
сопиалистического отечества трудящихся.
		Командир и военный комиссар
51 стрелковой Перекопской дизизий.

«Взятие Перекоюпа» — панорама худож ников Савицкого, Котова, Христенко и Ефанова.