12 ДЕКАБРЯ 1934 Г., 1 341 (6227),

БАШТАНСКАЯ
РЕСПУБЛИКА.
		Mato кому известны боезые операции,
происхолившие в 1919 году на юге, особен-
HO на юго-западе Украины, в районе Олес-
сы—Тирасполя—_Бирзулы. В это время на
востоке и  юто-востоке против  Кол-
чака и Деникина мы имели`уже оргали-
зационно оформившиеся, правильно по-
строенные части, спаянлые большевикалей,
с большим количеством летингоалеких и
московсках пролетариев. :
	А па Украине еще сплошь Я ряюм ца-
	риа вольница, организованность оыло ма-
лю. Так быю и в 45-Й дивизии. Дивизия
эта формировалась в районе Одессы—При-
днестровья летом 1919 года. Некоторых ко-
мандиров приходилось, начиная с азов, обра-
щать в красноармейскую веру. Была раз-
Бернута бельшая воспитательная работа
срели бейцов.
	Уже через 2—3 недели после сформя-
рования растянутой ниточкой на три сотни
калометров полки длвизии сталн подвергать-
ся многочисленным нападениям с флангов
и в центре.
	Через месяц после организации дизизия
была отрезана от главных сил нашей армии
и очутилась в глубоком thay. Ha tors —
море, англо-французокий флот, подлержи-
вающий белые десанты, на юго-западе —
румыны, то и дело переправляющиеся на
нашу сторону и тревожащие наши части
мелкими ударами. На севере—Нетлюра и
галичане. В тылу—кулацкие банды, вос-
стания, колокольный набатный звон, раз-
рушенные мосты, нападения на склады, по-
стоянные стычки с отдельными отрядами
и зверское уничтожение отдельных натих
людей, связистов,  продовольственников,
агентов санитарной службы... И полконец
новый «гость» на главной тыловой маги-
страли, на узловой станции Помощной —
Махно с его всеразлагающей вольной бан-
дитствующей армией.

45-я дивизия была окружена со всех
сторон так же, как части 58-й и: остатки
47-й дивизий. Им пришлось вместе проби-
ваться на север в состав так называемой
южной группы. Командование этой группы
было вверено мне. Членами Реввоенсовета
были тт. Гамарник и Затонский.

Всякое руководство из центра прекрати-
лось. Находящийся в нескольких сотнях
километров в тылу на севейе Киев был за-
HAT врагом.

Злесь начинаются первые славные дела
южной группы. Нужно было ре-
шить, стоит ли прорываться Ha
неведомый север, на соединение с
далекими северными красными
братьями, или оставаться здесь,
на юге—партизанить, отстаивая
свои поля, свои хаты. Этот вопрос
решался всей массой дивизии, все-
ми ее бойнами.

пазад
	Второе решение улыбалось боль-
ше. Трудно было сказать в первую
минуту, как поведут себя. некото-
рые командиры и вожаки, если
булет отдан приказ двинуться на
север. Требовались решимость, бы
строта в действиях.
	Н. Н. ПОПОВ.
	Чтобы каждый краслоарнеец нонял свою
задачу и проникся ролей. к ее выполнению,
была издана и распространена «Памятка
бойца южной группы». В живых, образ-
ных словах эта «памятка» звала к вылерж-
ке, к испытаниям. звала к новым тяжелым
боям. звала на север. «Памятка» говогула?
	«Северные братья, веломые большевика-
ми, на соединение с которьгун мы ихел. нё-
изменно одержнвалот и бут олерживать
победы. Бьется за освобождение могуще-
ственный класс. пролетабяев, сто ведут
большевики. Он освободит угнатенное боль-
иринство, он неизменно одерживает и будет
одерживать победы н4 своем боевом пути.
Он прадет на выручку окруженной врага-
ми южной гоуины, Он поможет нам стова
отнять у помещиков землю и передать ее
крестьянам. Он отнимет снова фабрики п
заволы у капиталистов».
	На очень и очень многих «памятка» (ее
шисал тоглашний член Реввоенсовета южной
группы тов. Гамабник) оказала огромное.
	  решающее влияние.
	Нужное настроение было создано, части
сколочены, и движение началось.
	Оторвавшись от железной дороги в рй0-
не Бирзула— Балта, дявизия двигалась меж-
ду двумя железнодорожными линиями 110
наиболее, казалось бы, невероятному для
противника маршруту. 910 движение про-
должалось 28 суток, — 28 суток непрерыв-
ных, неизменно побелных боев с деникин-
	скиин, петлюровскими, галяцийским отря-
	дами; Причина. побех естественна: мы дви-
гались сплошной группой, компактным ку-
лаком, нас встречали растянутыми линей-
HEME построениями, рассыпазитимися при
первом же ударе. Связь двигавтейся груя-
пы с другими красными частями була со-
вершенно утеряна. Не было ви верного на-
правления движения, ни ясности того, что
ждет нас на ближайшем севере. Мы не зна-
ли, где мы найлем своих, не имея возмож-
ности хотл бы по ралио нащупать как-ич-
будь свой штаб. Тех не менее дивизия
продвигались, не останавливаясь, на север.
Наши потери были невелики. В To же вре-
мя велики были отвага, выдержка, тотов-
ность, если нужно будет, умереть в любой
момент. Стремительнесть нападения частей
группы вызывала растерянность и панику
во всех частях противника, встречавтихея
на пути. В этом переходе 45-ю дивизию вел
команлир ее Гарьнавый. Справа в той же
	=

СИС.
	назад и до самого Ростова уже не могла
остановиться.
	11 декабря 1919 года Нрасная Армия
освободила Харьков, куда немедленно при-
были ее лучшие вожди товарищи Сталин

4,

и Соджоникидзе:
	16. докабря. славная 44<я дизизия по еще
неокрепшему льду перешла Днепр и oca0-
бодила Киев. _

Залитая крозью Украина стала могилой
для «грабармии» Деникина, кроме тех ча-
стей, которым удалось прорваться к Po-
стову и за Нерекопский перешеек в Крым.
	Очищение Украины от Деникина было
проведено под непосредственным боевым
большевистским руководством товарища
Сталина и его ближайших сподвижников

товатишей Ворошилова и бодженикидзе.
	Разрушенные заводы, искалеченные 2ме-
лезные хороги, потухние домны и паровозы,
залитые водой шахты; голод, безработица,
зпидемия тифа в городах; петлюровские и
махновские банды в селах, грабившие и
терроризировавшие население, — вот что
оставила в наследство деникинокая контр-
революция советской власти на Украине.
	Товарищ Сталин, выступая на Е все-
украинской партийной конференции в мар-
тв 1920 года в качестве докладчика о х0-
зяйственном строительстве, нарисовал яркую
картийу положения украянекой  промыш-
ленности в результате хозяйничания имле-
риалистов и белогаардейцев,
	„ Донбасс еще в толи империалистической
	Тройная вывозил в месяп 140—150 милдио-
	HOB THOS угля, В приходу советевих войск
B угля из Донбасса дошел до 5—6 мил-
лионов пудов. Из 65 доменных печей, лей-
ствовавших ранее на территории Украияы,
не работала ни одна. Металлическая mpo-
мышиленность ло отношению & довоенной
выработке. давала 5 проц. полуфабрикатов
и 2 процента готовых изделий. 70 проц.
п3рор0з0в на железных дорогах совсем вы-
шли из етроя.
		группе двигалась 58-я давизия во главе с
Фелько,

Через двадцать с лишним суток малень-
кал полевая радиостанция восприняла‘ ела-
бые, ёлва уловимые волны, посланные та-
кой же ливизнонной нашей радиостанцией.

Чишь на лвалиать восьмой день движе-
ния маленькая радкостанция дивизии услы-
шала свою соседку. Мы сговариваемся с
ней, стовариваемея со старых боевым то-
варищем, с командиром 44-Й дивизииы—-
Дубозым. Дубовый показал нам направле-
ние на Житомир, и вам ABBY ACA нам на-
встречу.

Уверенно; бодро 45-я и 58-я Ливизим
продолжали свое лвижение, и уже на третьи
CYTEM мы связалиеь со свонмя. Нечего и го-
ворить о том. какой радостной быма ветре-
ча: восклицания, слезы, об`ятья ветре-
тивиияхся после больнюго перерыва старых
друзей — бойцов 44-й и 45-й дивизий.

Коренастый, плотный, со свисающими
вниз ‘запорожекими усами Галькавый я
	монвный бородатый Дубовый только. крепко
пожали друг`доугу руки. Слез не было. но.
	волнение было велико.

Тогла, в сентябре 1919 года, мы воочию
убедилиеь в том, что у Деникина тыл гни-
лой. Мы лишь позже из статьи руковоли-
теля Южното фронта товарища Сталина,
воля к победе которого ощущалась каждым
из нас, низовых бойцов и командиров, уви-
Aen B в своих действиях полтверждение то-
го, что одной из основных причин пораже-
ния Деникина была «непрочность тыла
контрреволюционных ` войск».

Южная пруппа вырвалаеь из окружения.
на увидела шаткость тыла противника,
ей ясно было, чае стоит только повернуть
на Киев, и Киев, эта кажущаяся тверлыня
бегитх. падет.

Реввоенсовет группы решил просить
главное командование о поручении южной
пруппе этого почетного задания. Тт. Гамар-
ник и Затонекий отправились на паровозе
в Новозыбков — штаб 12-Й армии — для
переговеров с Москвой. Части 45-й и 58-й
дивизий, бригада Котовекого и Богунекая
бригала 44-й дивизии без всякого труда
ворвались в Киев.

Киев пал,—-и это @ыло новым подтвер-
ждением непрочности тыла. контрреволю-
ционных войск, которая об`яснялаеь с9-
циальным характером правительства Дени-
кина, несшего © собой не только ярмо по-
мещика и капиталиста, но и ярмо англо-

a
	Рисунок украинского
художника КАСЬЯН.
	французского капитала (как 06 этом писал
товарищ Сталин в своей статье от 28 дека-
бря 1919 года).

Нам хотелось на Конотоп—Полтаву. Нам
казалось, что мы там при всяких условиях
оттянем подвижные конные части с орлов-
ского направления. Но мы получили приказ
грузить 45-10 дивизию и направиться B
резерв главкома, в Вязьму.

Дивизия прибыла в Вязьму, затем ее бро-
сили на Юденича, пол Питер. Поспела она
туда уже к шапочному разбору. Она при-
няла лишь участие при наступлении от
Молосковине на Ямбург, а потом была
вновь переброшена на Южный фронт.

Здесь снова Брянск, хутор Михайловекий,
Белополье, Полтава. Снова хлинные марши,
частые столкновения, неизменное движение
вперед, отбрасывание на юг частей Денм-
кина. дт Полтавы дивизия продолжала свое
наступление через Новомосковск на Днепро-
петровск — Запорожье. Злесь новая встреча
ce Махно. Как и в первый раз, Махно не
удалось внести никакого разложения в на-
ни ряды. Наоборот, ливизия, к этому време-
ни уже вполне внутреняе лиспиалиниро-
ванная и политически стойкая. «разлага-
ла», вернев, оздоровляла махновские банды,
отнимая у Махно полк за полком и разору-
кая те отрады, которые не переходили на
нашу. сторону. В этот период Махно-—толь-
ко эпизод. Новое движение, тяжелые бои
с наиболее крепкой груштюй деникинцев,
до последнего момента сохранившей боеспо-
собность и пробиравшейся с севера на Одес-
су и далее на Тирасполь (группа Бредова,
И Е генералов Мартынова и Василье-
Ba).

Мы снова заняли Одесёу, снова разбили
противника, вынудив его к частичному пе-
реходу по льду в занятую румынами Бес-
сарабию. Мы снова победители на Днестре,
е берегов которого всего, несколько месяцев
назад мы начали тяжелый отход на
север.

В этой статье я ве могу осветить того
героического времени, когда 45-я дивизия
работала в. составе Первой, конной армии.
По отзыву. руководителей конной армия
тт. Ворошилова и Буденного, на протяже-
нии всего пути от Белой Церкви до Львова
дивизия дралась, как сколоченный. такти-
чески грамотный красноармейский организм.

Взятием Одессы и Тирасполя, выходом
на Днестр не была окончена война за окон-
чательное освобождение Украины. Нам сно-
ва пришлось тяжелыми боями изгонять
интервентов, освобождать украинские поля,
фабрики и заводы. ‹

В гигантской работе но организалии по-
бел на Украине веегла решала роль нашего
великого вожля, ближайшего соратника Ле-
нина, любимого товарища Сталина. Украин-
ские пролетарии и колхозники и сейчас
отчетливо представляют себе, как величай-
ий стратег пролетариата. организовав по-
беду над контрреволюционными силами на
Украине и на всем Южном фронте, обеепе-
чил переход к восстановлению разрушенно-
го хозяйства и движение по пути социали-
стических побед в этой прекрасной части
		вашего зеликого Советского Союза.
	ГЕНЕРАЛЫ РАЗГОВАРИВАЮТ
С МУЖИКОМ...
ПРИКАЗ № 603.

21 октября в слободе Степановке на
офицера е шестью казаками выступила вся
слобода е оружием. Убит один казак, двое
ранено, офицер взят в плен заложником. 3а
убитого казака приказываю в деревне бте-
	паневке повесить 10 жителей, наложить
	контрибуцию в 200 тысяч рублей, за плз-
нение офицера сжечь вею деревню.
“Генерал-майор Пелянов.
	АРЕСТ» ВОРОНЕЯЛЛОВА.
	Белогвардейцы терпели на фронтах однз
поражение за лругим. Белые газеты в Кие-
ве, желая подогреть настроение местной бур-
жуазии, измышляли ‘на своих страницах
всякне ‘небылицы: 00 ‘аресте большеви-
CTCKHX вождей, командиров и Tak далее.

В газете «Вечерние огни» № 3 ‘читаем:
‚ «Сегодня утром был произведен арест ка-
кого-то молодого бритего еврея в пенснз.
В нем толпа опознала командующего впу-
тренним фронтом Ворошилова. Арестован-
ного жестоко избили. Конвоирам все же уда-
лось окровавленного комиссара довести жи-
вым до контрразведки».
	ТАК УМИРАЛИ
НАШИ ТОВАРИШИ.
	Село Баштанка, на Николаевщине, сыгра-
ло значительную роль в партизанском лви-
жении против белых. В 1919 году в селе
по инициативе крестьянина П. Туры, его
брата Исаака и нескольких других активи-
стов начал организовываться партизанский
отряд. В течение двух недель в отряд вли-
лось из Баштанки и соседних сел ‘3.500
вооруженных бойцов, 1.800 человек пево-
OPYMALHOTO резерва.
	Повстанцы Баштанки («Баштанская рес-
публика») в месячный срок завоевали
грозную славу. Под ружьем находилось уже
10 20 тысяч повстанцев. Полтора с лишним
месяца баштанцы бились с белыми, под-
жидая прихода Красной Армпи... «Баштал-
ская республика» пала под ударами золото-
погонников, собравщих, нахонеп, значитель-
ные силы лля разгрома этого опасного вра-
га. В последнем бою пали смертью герзев
почти все вожди восстания,”в том числе и
брат Туры. Лишь немногие уцелели здесь.
Оставшиеся влились потом во главе с
	П. Турою в части Красной Армии, насту-
павшей на Николаев.
	ВОЙНА. БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ
С ПОДСОЛНУХАМИ.
	Из воспоминаний крестьянина И. Туры,
руководителя баштанских повстанцев на
Николаевщииё:
	— В туманную ночь белые повели на
нас с0 станции Явкино наступление. Пол
давлением превосходных сил противника
мы отошли. Тут наш тов. Прядко предла-
гает: «Дайте 200 хлопцев, и я погоню 53-
детов». Тов. Нрядко отправляется в ст9-
рону белых, расположившихсея у гранип
баштанских полей. Под прикрытием тумана,
сохраняя тишину, ‘тов. Ирядко co своими
людьми собирает лежавшие на полях сно-
пики стеблей подсолнуха и ставит их стой-
мя на расстоянии 11—22 сажен один от
другого по всему фронту Баштанки. Тут же
тов. Прядко оставляет немного повстанцев,
коим приказывает окопаться и редкими
выстрелами привлекать к себе белых. Сам
Прядко с остальной пехотой и кавалерией
под команлой тов. Балдука заходит белым
в тыл. Белые осторожно наступают на ли-
нию снопов, которые они принимают за по-
ветанцев, стоящих цепью в рост. С тыла
в тумане полхолит к белым наша кавалерия
нод командой тов. Балдука. Сам он—в пого-
нах полнозника и кокарде. Передние части
тоже в белогвардейских погонах и кокар-
дах. Под’ехав к белым вплотную с тыла,
тов. Балдук командует своей кавалерии:
«Руби!». Белые—в смятении. Лишь незна-
чительной части удается бежать.
	ОБРАЗЦЫ ПРИКАЗОВ
БЕЛОГО КОМАНДОВАНИЯ.
		Приказываю самым беспощадным обра-
30M усмирить рабочих, расстреляв, а
еще’ лучше позесив. на трое сутон де-
сятого человена из всех пойманных...
	Шутки с казаками кончены, и поша-
	ды никакой: ни слезы, ни стены не сла-
	CYT OT законом положенного наказания.
	Воманлующий генерал Денисов.
Ноябрь. 1918 г.
	ПРИКАЗ КОМЕНДАНТА ГОРОДА
ЮЗОВО И ЕГО РАЙОНА.
	(06’являю приказ командования лен-
	ской армии № 2428 от 10 Зодора:
$ 1.
	Рабочих арестовывать запрещаю, а
приказываю расстреливать или вешать.
(Подпись).
	ПРИКАЗ КОМАНДОВАНИЯ ДОНСКОЙ
АРМИИ № 2431 ОТ 11 НОЯБРЯ,
	Приказываю всех рабочих, арестован-
ных, повесить на главных улицах и на
снимать три дня.

(Tomes).
	В Одессе белогвардейская контрразведка
арестовала 17 комсомольпев, работавших в
педполье.

Все издевательства и пытки озверевших
белогвардейцев ни к чему не привели:
сверхчеловеческой силой воли товарищи
сдерживали рвавшиеся из груди крики и
на все вопросы отвечали молчанием. Суд
продолжался двое суток. 9 товарищам выне-
сен смертный приговор (через повешение),
остальных. приговорили к каторге. Осужден-
ные держали себя спокойно, бодро и стойко.

В последнем слове тов. Ида указала, что
она вполне сознательно делала то, в чем
ее обвиняют, зная, что по головке ее з&
это не погладят, но прощения или помило-
вания она просить не собирается.

—- Только и всего? — насмешливо спро=
сила тов. Ида, выслушав приговор. —
Знайте же, хотя бы вы каждый день убива-
ли по десять человек, наши товарищи каж-
дый день берут по станции и доберутся до
вас. Мы умираем молодыми, умирзем спо-
койно, так как за нами и за нас пойдут но-
вые сотни стойких борцов. Ваша песенка
спета еще раньше, чем вы ез спели нам!

—- Неужели вы думаете, — подхватил
тов. Борис, — что бессмыеленным убий-
ством десятка человек, почти детей, вы со-
вершили великое дело? Лучшие наши това-
рищи, старые партийные работники, целы
и ни на минуту не оставляют работу. Вы
ничего не добились, лишний раз  доназав
свое бессилие...
	«УМИРАЮ, КАК ЧЕСТНАЯ
КОММУНИСТКА».
	Приговоренная в Одессе к повешеняю

комсомолка Дора Любарская прислала из
тюрьмы письмо товарищам:

‘\

«Славные товаришии, я умираю честно,
как честно прожила свою маленькую
жизнь. Через 8 дней мне будет 22 гола,
8 вечером меня расстреляют. Мне. не
жаль, что погибну так. Жаль, что мало
мною сделано лля революции. Только те-
перь я чувствую себя сознательной рево-
люционеркой и партийной работницей.
Как вела я себя при аресте, при приго-
воре, вам расокажхт мои товарищи. Мне
товорят, что я была молодцом. Целую
мою старенькую мамочку-товарища. Чув-
ствую себя сознательной и не жалею 9
таком конце. Вель я умираю, как честная
коммунистка. Мы все, приговоренные, дер-
жим себя прилично, бодро. Сегодня чи-
тали в последний раз газету. Уже на Бе-
рислав, Перекоп наступают. Скоро, ско-
ро вздохнет вся Украина, и начнется
живая, созидательная работа. Жаль, что
не могу принять участие в ней. Ну, про-
щайте, будьте счастливы.

Дора Любарская».
	Сельское хозяйство Украины перестрой-
лось на началах коллективизации. На кол-
хозных и совхозных полях Украиювы радо-
тают свыше 60 тысяч тракторов. десятки
тысяч комбайнов и других сложных сель-
екохозяйственных малин.
	Мы не говорим 06 огромном росте и pe-
конструкции наших городов: Харькова,
№мева, городов Донбасса, не говорим 9 вве-
дении всеобщего обязательного обучения, 9
широком развитии высших учебных заведе-
ний, 0 могучем росте украинской социали-
стической советской культуры.
	Перенесение столицы Украины из Харь-
кова в Киев является нагляднейшим дока-
залельством нетюколебимой прочности совет-
ской власти на Украине. Еше не переве-
лись мечтатели в лагере империализма я
фаптизма, надеющиеея ‘увидеть Советскую
Украину под своей пятой, мечтающие :о
повторении походов 1918 и 1920 годов,
толкующие мирную политику Советского
Союза, как доказательство его слабости.
	эти господа продолжают поддерживать
остатки украинской контрреволюции и. руе-
ской белогварлейшины.
	Трудящиеся массы Советской Украины
зорко следят за их происками, сплачиваясь
еще теснее вокруг ленинской партии и ее
вождя тозазища Сталина.
	Трудящиеея Советской Украины вместе
с трудящимиеся всего Советского Союза
осуществляют программу второй пятилетки,
программу дальнейшего укрепления зноно-
мической и политической мощи СССР, пра-
грамму построения социализма.
	®B 1918—20 тодах с обильно политых
кровыю полей Советской Украины в беспо-
рядке бежали полчища империалистическах
насильников. Бежали те, кому удалось сда-
стись от ярости народных масс, у которых
хотели отнять завоезанную св0б0ду и
землю.

В` сотни И сотни раз увеличилась & тех
пор экономическая и военная мощь Совет-
ского Союза, неразрывной частью которого
язляется Созотсная Украина.

Украину пытались в свое время сделать

плацдармом для наступления против совет-

ской Москвы, против сердца и мозга Совет-
ского Союза и международной пролетарской
революции.

Украина превратилась сейчас в крепкий,
могучий форпост нашей великой советсной
страны, воторый никогда не будет под пя-
той врагов.
	Киев.
	лась беззащитной, легко доступной добычей.

Польские магнаты-—Салеги, Потоцкие—
решили, что наступил наиболее благоприят-
ный момент для возвращения отнятых Y
них громадных имений и сахарных заводов
на Нравобережной Украине.
	На едва начавшую переходить к мирному
	хозяйственному строительству Советскую
Украину в апреле 1920. года внезапно дви-
нуливь польские армии. В своем обозе они
везли продажное, ненавистное украинским
трудящимся массам. дважды ими прогван-
ное правительство Петлюры.
	Теательно Подготовленное наступление
полъеких войск на первых порах увенча-
лось успехом, хотя наши немногочисленлые
части оказывали героическое сопротизле-
ние. Одно из польских официальных со-
общений ‘того времени, описывая бой с
окруженной у станции Малин и прорвав-
шейся к Киеву нашей 7-й дивизией, ©
грустью отмечает, что в этом б0ю «с от-
борными  большевиетокими частями пал
ад’ютант начальника государства (т. е.
Пилсудского) киязь Радзивилл». № началу
мая 1920 года поляки заняли большую
часть Празобережья Украины: Киев, Жи-
томир, Винницу, готовясь наступать па
Одессу и Харьков. Но расчеты на слабость
советской власти на Украине и во всей
стране оказались весьма легкомысленны-
ми. А украниское крестьянство подия-
лось не против советских войск, каз обе-
щал полякам Петлюра, a против своих
исконных, вековых  угнетателей — поль-
ских помещиков, вновь пытавшихея сесть
ему на шею. . =:

Vane в начале июня 1920 года’ войска
нашего Украинского (Юго-Запалного) фрон-
та, политическим руководителем которого
был тозаращ Сталин, перешли в нонтрна-
ступление, и поляви оказались вынужден-
ными начать спешное отступление, закон“
чившесся тольно под стенами Варшазы, и
Львова.

И
	`Очищение Украины от деникинских батл
15 лет назад не озпачало завершеная гра-
жланской войны. Ira войнъ на Украине
продолжалаеь еще в течение почти веего
1920 года, пока не было заключено пере-
мирие с полявами и пока заступивший ие-
ето Деникина Врангель не был выбит из
&рыма.

Но самым сильным, организованным вра-
гом, с которым приходилось иметь дело
трудящимся массам Украины после ‘того,
как они прогнали со своей территории вой-
	ска германского империализма. несомненно
	была деникинекая армия.

Вот почему план Товариша Сталина (в
нем большое место было отведено трудя-
щимся массам Украины, особенно рабочим
Донбасса *), предреншивитий разгром дени-
кинекой армни, имел громадное значение
для победоносного окончания гражданской
войны на Украине, и не только на Ук-
pane.

Bea наша страна находилась после по-
беды над Деникиным в состоянии тягчай-
шей экономической разрухи. Однако особен-
HO тяжело было положение Украины, ибо
международный импернализм хотел. прежде
всего закрепитьея на` Украине, хотел сде-
лать ев плацдармом для наступления против
Москвы, ибо силы внутренней котигрревалю-
ция (кулачества в первую очередь) здесь
были особенно значительны.

Поэтому гражданская война на Украине
долго шла с переяенным успехом, отли-
чаясь 9с0бым упорством и ожесточенностью.
пока не кончилась полной и бесповоротной
победой советской BRacTH.

15 лет прошлю с конца 1919 года, с мо-
мента ‘окончательного утверждения совет-
ской власти на Украине. До неузнаваемости
изменилось лицо Советской Украины. До-
Hensal бассейн в 1934 году полностью
выполняет свой план. Он лает сейчае 11 се
	ЛИПЕКОМ МИЛЛИОНОВ ПУДОВ УГЛЯ В Лень, тогла
	как 15 лет назад давал 5 миллионов пудов
за целый месяц. конце 1919 и. на-
чале 1920 года на Украине не работала
ни одна домна. Теперь украинская. метал-
лургия перевыполняет свой головой план,
равиялющийся 55 миллионам тон чугуна.
Ояа даст в 1934 тоду не менее 6. миллио-
нов тонн чугуна. Вопреки тупым и зл9б-
	ных предеказаниям бывшего министра пе-
	тлюровекото правительства, посаженного
при помои одьевих штыков, Ефремова,
	построена величайшая Днепровская электро-  .
	станиня. Построен ряд крупнейших элек-
тростанций в Донбаюее (Зуевская. ПШерюв-
ская, беверо-Донецкая), Харьковский трак-
торный завод, рял новых металлургическах
заводов, Днепровский алюмипиевый комби-
ват, ряд крупнейних химических заводов
(Горловский. Рубежанский ит.д).
	*) Товарищ Сталин предлагал наноснть
Деникину главный удар через Украину, &
не через Дон, в расчете на поддержку
Красной Армии со стороны донецкого и
харьковского пролетариата и 60 стороны
крестьянства Украины.
	Пятнадщать лет
		малную территорию банды империалистиче-
ских насильникоз, оставляя награбленное
имущество, бросая по дороге пушки, пуле-
меты. целые поезда военных припасов.
		Долгий и трудный, кровавый и терни-
стый путь борьбы пройден рабочими и кре-
стьянами Укранны, пока они не освободи-
лись окончательно от власти капиталистов,
помеников и кулаков, от гнета империа-
лизма. и контрреволюции.

Через всю Украину весной 1918 гола
прошли ‘армии германского и австрийского
империализиа, оставляя за собой разрущен-
ные села; леса виселиц, кровавые следы на-
силий и грабежа.
	Господа немецкие фашисты и сейчас не
стесняются мечтать вслух о новых походах
на Украину. Они хотят увраинского угля,
металла и хлеба. Они хотят еще крови и

пота трудящихся масс Украины.
	Розенберги и их присные упорно смотрят
па Восток. И не ‘случайно они ишут себе
союзников среди вековых угнетателей тру-
дящихся масс Украины, среди польских
магнатов —~ Caner и Радзивиллов.
	Господа немедкие фашисты считают 063
хозяина. В 1918 голу войска германского
имперпализиа ограбили й залили Кровью
всю Украину, но и тогда они не могли ухер-

татьса в завоеванной стране.
	Не могли удержаться, хотя И Имели
огромную, до зубов вооруженную армию про-
тив Плохо организованных партизанских
отрялов, хотя имели. на своей стороне, сия-
патии всей контрреволюции:  Украниской,
русской и польской; всех Родзяное, Скоро-
	падских. фон-Дитмаров, Лизогубов, Санег и
	Ралзивиллов,
	Советская Украина в ‘конце 1915. года
освободилась от германской империалисти-
ческой: оккупации, заставила тгерманскай
империализм ‘надолго отказаться -от. воору-
женной помощи украинской контрревалю-
ЦИИ.

Но кровавая борьба на территории Украи-
ны после изгнания германских войск не
прекратилахь.

Против восстановленной советской вла-
сти снова выстунили в 1919 году воору-
женные силы русской и украинской контр-
революции при поддержке . империалистов
Антанты.

И в конпе августа 1919 года банды Де-
никина и Петлюры ворвались в столицу Co-
ветской Укранны-—Киев. Под, их напором
после ожесточенного сопротивления отету-
пили на север к Москве по Черниговекому
птоесе и на пароходах вверх по Днепру (все
железные дороги были отрезаны) советские

войска.

Новая кровавая волна залила Украину.
В застенках  деникинских  контрразведок
ежедневно гибли сотни революционных бор-
цов.’ Помещиви вернулись в свои имения.
Заводы снова попали в руки капаталистог.
Вакханалия грабежа, погромов, спекуляции
дошла хо чудовищных размеров.
	Добровольческая армия генерала Деники-
нз  недаром заработала себе у истории по-
зорное имя «грабармии».

Самый верный и ближайший сподвижник
Ленина товарищ Сталин выработал план
разгрома деникинских белогвардейских банд,
которые, залив кровью Украину, разверну-
ли наступление на Moers.

Осуществляя. сталинский план, часта
Красной Армии под Орлои и Воронежем на-
несли дениканцам первые сокрушительные
удары.

_ Чавина белых армий, рвавитихся x Mo-
скве, после этого неудержимо покатилась
	Восстание трудящихся масс Украины, 1п9-
лучивших братскую поддержку рабочих й
крестьян России, выкинуло вон  окБупа-
ционные ° армии пасильников германского
империализяа вместе с гетманом Скоропал-
скины, которого немцы посадили. на тров,
вместе с его министрами-помещиками Лизо-
губами; вместе с эксплоататорами донецких
рабочих фон-Дитиарами; вместе с кулацеой
украинской директорией Петлюры и Вин-
ниченко.
	Созатсная Украина и сейчас хорсию пом-
мит, кан бежали в панике через всю ее гро-
	Естественно, что разрушенная белогвар-
дейцами ло такой степени Украина &43a-