9 января 1951 г., № 6 (1848),
				НА ДИСТАНЦИИ гонок
	TOPOR
	Sr
flo CHEXKHOMY HACTY
	и ледяным дорожкам
	БЕЛОРУССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 8
января” (По телефону от наш. корр.). Вое-
кресный солнечный день. Солдаты, сер-
жанты и офицеры Н-екого авиаподразделе-
ния вышли на лыжный старт. Сегодня им
предстоит совершить кросс.

Стартер подал сигнал. Боманды одна за
другой отправляются в ПУТЬ. Лыжня про.
ходит по пересеченной местности. Воины,
правильно применяя технику ходьбы Ha
лыжах. легко скользят По енежному по-
Kpopy...

Время истекает... Руководитель кросса
спортемен. Коваленко посматривает- на се-
	кундомер. °— Из-за сосновой рощи показа-
лись первые лыжники, 3% ними — дру-
гие. Победителем вышла команда, возглав-
ляемая тов. Старостиным.

На катке в это время тренировались
конькобежцы и хоккеисты команды, где
капитаном и тренером тов. Холопов,
Игроки усиленно готовились к предетоя-
шим матчам на первенство города по хок-
кею.

Итог спортивного дня весьма отрадный:
почти вее участники лыжного кроеса уло-
	‚’ жилиеь В НОРМЫ. В этот же день солдатам,
	сержантам и офицерам, завершившим сда-
чу норм комплекса ГТО, были вручены

значки первой и второй ступени. -
	АГИТПОХОД НА ЛЫЖАХ
	ЗАБАЙКАЛЬСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 8
января. (По телеграфу от наш. корр.)
Лыжный спорт пользуется у авиаторов
Н-ской части большой популярностью. -В
минувший день отдыха по инициативе
комсомольской организации, где секрета-
рем тов. Шабалин, авиаторы совершили
лыжный агитноход в окрестные села.

Яза местах воины-аРитаторы провели @-
сеты 9 Сталинской Конституции, о совет-
ской избирательной системе — самой демо-
кратической в мире, об успехах советского
народа в выполнении послевоенной
сталинской пятилетки.

Жители окрестных сел горячо  благода-
рили авиаторов за проведенные беседы.
	RIA ВСТРЕЧЕ трех городов no пла-

В О ЗАСТ, Зе оС о ЗС Е   рии.
	` ванию представитель Москвы стар-
 пина В. Матвеев (ВВС МВО) вышел
	победителем на дистанции 100 м (на
спине) со временем 1 мин 8,9 сек.
	Па снимке: В. Матвеев после заплыва,
Фото Т МЕЛЬНИКА.
	В РАЗГАРЕ зима — любимая пора
наших спортсменов. Бьет ключом
физкультурная работа в большинстве
авиагарнизонов. Лыжники  бороздят
снежные просторы, конькобежцы вышли
на лед. тренируются хоккеисты. Не
замерла деятельность и представителей
других видов спорта — они занимаются
в залах. .

Интересно и содержательно прошел
олин из дней спортивной зимы — 7 ян-
варя — у авиаторов. Напечатанные ни-
же сообщения рассказывают о’ различ-
ных соревнованиях, кроссёх, сдаче норм
ГТО, которые состоялись в авиачастях и
гарнизонах. В тех местностях, где нет
снега и мороза, спортсмены-авиаторы
провели кроссы, играли в городки, во-
лейбол и другие игры.

Сильнейшие лыжники Военно-Воздуш-
ных Сил участвовали во всесоюзной
гонке мастеров лыжного спорта в живо-
писной подмосковной местности — Под-
резкове. Здесь первенство на З0-кило-
метровой дистанции оспаривали авнато-
ры заслуженные мастера М. Протасов и
П. Володин. мастера ‘спорта А. Нико-
лаев, К. Криушевский, Ф. Терентьев и
oe ®
	другие. — -
На хоккейных полях, на леляных до-
	рожках, в плавательном бассейне столи-
цы — Везде авиаторы были не только
	зрителями. но и участниками острой
спортивной борьбы.
	Сдали нормы комплекса ГТО
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН, 8 января.
(По телеграфу от наш. корр.). Личный co-
став Н-ской авизчаети с наступлением эи-
мы успешно слает нормы на значок ГТО но
зимним видом спорта. В дни отдыха здесь
проволятея лыжные соревнования, устраи-
ваются массовые кроссы.

Вчера летчики, техники и авиаенециали-
	CTH BhITIIt Ha стат ROMCOMOIRCAO-RIO
	дежного кроюса, посвященного — прететоя-
шим выборам в Верховный Совет РСФСР.
	  Несмотря fa крепкий мороз, все учает-
ники успенно закончили › пятикилометро-
Bylo листанцию. Первым пришел старигий
  сержант Мухамедгалиев; его время — 21
мин. 30 сех. Велел за ним финишировали
звизторы Иванов, Юфанов, Зимин. Boas-
шинетво воинов RO время вросса едало
норму на значок ГТО.
	В МИНУВШЕЕ воскресенье на катке
парка ИДКА состоялась встреча мо-
лолежных команд по хоккею. Команда
	ЦЛКА, в составе которои есть авиа-
торы, встретилась с командой «Метро»
	и выиграла матч со счетом 2:0. На

снимке:

момент игры.
	Фото Т. МЕЛЬНИКА.
		Фото Е. УДОВИЧЕНКО.
sr

eS в ВТ вы Я ВБ > ГК 2.

васлуженный мастер спорта старший лейтенант М- Протасов (ВВС MBO).

oe ang
		Умело использовать ‘радио
пля самолетовождения зимой.
	Sumo выюлнение  полетных Зи
из-за сложных условий вивуальной › ори-
CUTEVODIA значительно затрудняется.
Снежный покров создает однообразный фон
вестноети, и некоторые ориентиры, хорозию
оззличизеыю летом, сейчас copcem Не видны
пли плохо заметны. Так, например, замерз-
тие и занесенные снегом реки и озера
моно определить только при вниматель-
ном наблюдений, лишь по очертаниям 9е-
регов и по характерной ровной поверхно-
сли. Заснеженные пороги также фазлича-
ются © трудом, а населенные пуилугыт, 0со-
бонно © мелкими постройками, оповнаются
лишь © близкого раеетояния.

Bor почемт зимой значение фазаичных
технических средетв самолетовождения, на-
ходящихея в фаспоряжении экипажа, ota
чительно возрастает. Любой полет может.
быть успепено выполнен только при уме
JOM применении этих срелетв.

гобенное реимание слетует обратить на
	_ помоеноние разиополуномтасов H радисте-
	ленгаторюв на заключительном этапе поле-
та лля вывода самолетов на аэродюм 0-
галки. Процеесе выполнения полета’ на ра-
THCCTAHHHW и на радиопеленгатор не сло-
зон, однака в практике бывают случаи,
котла при ненравном оборудовании эки-
паж не может вывести свой самолет. на
природную фадиостаннию или на радиоле-
женгато, Разберем это на конкретном при-
мере, который показывает, в каким по-
слодетвиям приводит неумелое иепотьзова-
ние в полете радиотехнических средств, не-
верие в их показания, a также плохой
учет навигационной оботаневки. Экипаж в
составе летчика офицера Котова и штур-
мана Купчинекого при исправно дейетво-
вавием радиополукомнасе не сумел выйти
на приволную радиостанцию.
	Каковы же были причины!
	BCATONO направления на радиостанцию,
Для этого следовало проверить  правиль-
ность настройки радимтолукомпаса из ча-
етоту приводной радиостанции, еще pas
прослушать ее позывные. И, нажонец, на-
хо было, включив отметчик радиополуком-
паса, убелитьея, где находится фадиостан-
ция относительно еамолета (впереди или
сзали) при полете © кужом 270°. При
включенном отметтике етрелка ‘указателя
PATOL ROMAta должна отклониться вле-
во, если станция находится впереди, и
вправо — если она сзали.
	Проделав весе это, экипаж, безусловно,
убелилея бы в правильности показаний ра-
хиополукомнаеа и благополучно возвратия-
ся бы на аэродром посадки.

Разберем другой случай. Terran лейте-
нант Анисимов, имея на, самолете исправ-
ные ралиотехнические  средетва, не смог
выйти на радиюпелентатор и потерял офи-
ентировку. Это произошло при следующих
обстоятельствах. Лейтенанты Анисимов и
Глебов, вылоанявшие полет в паре, после
отработки определенных упражнений $ 30-
не не сумели взять правильный юуфе на
аэродром посадки, так как ориентировки
во время полета не вели. Лейтенант Глебов
поступил правильно, затрюсив куре на на-
земный радиопеленгатор, С земли передали
пеленг,. равный 84°. Но вместо этого
курса летчики почему-то взяли направяе-
ние на севе»,
	Пои полете на север лейтенант [16008
вторично запросил  пеленгатор я получил
куре 140°. Убедивиояеь в том, что радио-
пелентатор дает позвильные курсы, лейте-
ант Тлебов развернулся на указанное на-
правление, вышел на  радиопелентатоф,
восстановил ориентировку и уелешно 3a-
кончил полет. .
	убедиться в правильности курсов, по-
лученных от радиопелентатора, былое очень
несложно. Если первоначальный куре на
пелентатор, равный 84°, был точным, зна-
чит при полете на север пелентатор дол-
жен был оставаться справа от самолета и
RYPC ‘на него должен увеличиваться. Таки
было. Ноэтому Куре на, пелентатор 140°,
полученный по второму запросу, подтвер-
ждал верность первого курса и, слелова-
тельно. правильность работы радиопелен-
	raTopa
	Первые победы в сезоне
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. 8 января. (Па
гелеграфу). В этой части стало традици-
	ей проводить по восклесеньям  ЛынНы®
прогулки, ‘тренировки по хоккею,  зани-
маться на спортивных енафядах. Многие
воины в свободное время любят посидеть
за шахматной доской. Спорт — 206

вил занятий воинов.

В минувшее воскресенье  лыжни-
ки участвовали в гарнизонных соревнова-
ниях. Погода была неблагоприятная, одна-
ко это не помешало воинам достичь выюо-
ких спортивных результатов — команда
ERUATODOB заняла первое место.
	Отличную технику ходьбы На лыжах,
силу и выносливость продемонстрировали
„п Иванов. Яйцев и Быков. У женщин
	`’ победителем вышла команда В составе ТТ.
	Молчзновой, Петреевой. Саеиной и дфугих.
Немзло участников привлек и конкурс

силачей. Первенство в полнятии тяжестей

присуждено авиатору Вравченко.

Начало зимнего спортивного сезона вои-
ны-авиаторы ознаменовали первыми побе-
дами. Они полны желания улучшать свои
спортивные показатели. добиваться новых
	т Майор И. КОТЕНКО.
	Летчик и штурман выполняли учебно-
боевую задачу. Для возвращения на
ззродром посадки они предполагали
выйти на  приводную радиостанцию,
находившуюся вблизи аэродрома. По
истечении фрасечитанного для штилевых
условий времени полета штурман Купчин-
екий настроил ‚радиополукомиае на часто-
ту ралиоетанции. После разворота самоте-
та по указателю радиополукомпаеа он 00-
наружил. что курс по магнитному козглаеу
быт 270° вместо расечитанномо им ранее
— 180°.

Экинаж не сумел правильно оценить об-
етачовку, не понял, почему курс был дру-
гой, и репнл, что ралиополукюмнае направ-
ление па ралностанцию показывает непра-
вильно. Усомнивлиись в показаниях при-
бора, экипаж прекратил полет на радио-
станцию. В поисках характерных ориенти-
ров, в помошью которых можно было бы
выйти на аэролоом Посадки, летчик и
мтурман окончалельно потеряли ориенти-
POBEY и не выполнили задания.

Что же произошло в действительности?
	Дело в том, что во время полета был
сильный ветер. Самолет снесло в юго-во-
сточном направлении, вследствие чего к
концу полета самолет оказалея не север-
Hee, a восточнее радиостанции, Поэтому
показания магнитного компаса, вполне ес-
тественно, не соответствовали заранее pac-
считанному курсу.
	Таким образом, пренебрежение к раече-
там, полет без учета ветра, неумение ие-
пользовать радиополукомнае для выхода на
радиостанцию и недоверие к нему явились
причиной потери ориентировки, причиной
невыполнения полетного залания.

Как следовало поступить экмпажу в
этом случае?

Обяаружив несовпедение фактического
курса полега на фадиостанцию © расечи-
талиным, DITYDMAH должен бым  преллоло-
жить, что самолет ензсен ветром. Затем
необхолимо было убехиться в правильности
	Кросс по пересеченной местности
	который состоялся Bi Boh ступени.
	ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 5 янва-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). День
выдался наредкость погожий. Солнце при-
тревало так сильно, что местами на при-
горках растаял снег, образовав лужи и

пуеоталины.
—= Путь будет пролегать по пересечен-

ной местности. Вам придется  встретитьея
е трудностями, но для спортемена любые
пренятетвия преодолимы. Надеюсь, что
все вы успешно пройдете заданную дис-
танцию...

Такими словами напутствовал командир
воинов. перед. началом ` молодежно-комсо-
	мольского кросса,
	воскоесенье. В кроссе участвовал в©5ь
	личный состав подразделения.
	В полдень был дан старт. Авиаторы
устремились вперед. На первых же кило-
метрах им приилось преодолеть нерепахан-
ное поле. мелкие овраги.
	Первым к финишу пришел Тарасенко.
	Трехкилометровую дистанцию он преодолел
за 11 минут. На 15 секунд отетал от него
	рядовой Химич. Время сержанта Ступина
— 11 минут 23 секунды.
	Почти все воины, участвовавигие В
кроесе. слали нормы на значок ГТО пер-
	Иначе действовал лейтенант Анисимов.
Подтвертив сю рзлно получение курса 140°,
он не последовал за ведущим, а взял Hype
на восток. В полете он продолжал залра-
шизвать рапиопеленгатор. Ему были пере-
даны курвы — сначала 215°, потом —
235°. Летчик не воепользовалея ими,  по-
этому не вышел на радиопеленгатор и не
восстановил ориентировки.
	Таким образом, лейтенант Анисимов про-
явил нелиециплинированность, оторвался
от ведущего и, бухучи неуверенным в пфа-
вильноети направления полета, не носле-
довал за лейтенантом Глебовым.  Во-вто-
рых; офицер Анисимов ие вумед иенользо-
вать Палиопелентатор для  самолетовожде-
ния, плохо оценивал и сотоставлял  дан-
ные, нолучаемые от ралиопелентатоера, с
направлением полета самолета.
	Этот случай послужил хорошим уроком
для ‘лейтенанта Анисимова и веех авиато-
ров полразделения, где елужит летчик.
Анисимов был строго наказан.
	Поивележные примеры говорят 6 TOM,
Ч10 нарушение инструкций и наставлений,
неумение правильно использовать  радио-
техничеение ередетва приводят к потере
ориентировки. Вот почему для повышения
точности и безопаености вамолетовождения
необхотимо повеодневно укоеплять дисций-
ATHY, настойчиво изучать  радиотехниче-
ские ередетва и умело применять их в по
лете.

Майор Т. ХЛОБЫСТОВ.
	На воздухе и в зале
ПРИКАРПАТСЕИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 8   ния приняли участие в состязаниях Ha
	января. (Пс телеграфу от наш. корр.). Нюд-
разтеление, о котором. идет речь, — одно из
передовых в части. Добиваяеь отличных
успехов в учебе, личный cocras активно
участвует в массовой спортивной ` работе.
Застрельшижами веех мероприятий являют-
CH KOMC OMI BITE.

В минувшее воскрезетье по инициативе
	  епортеменов комеомольнев Епишева, Сини-
	цина, Терникова в спортивном зале, oboDy-
дованном в клубе авиатарнизона, состоятея
розыгрыш первенства подразделений по
	  вюлейботу.
	Две команты горолотиников  позразжеле-
	первенство гарнизона.

В. этот же лень в подразделении, где ce-
кретарем комеомольской организации меха-
ник самолета Струнников, был проведен
трехзвилометровый кросс, в котором приня-
ли участие все офицеры, сержанты и ря-
довые. Несмотря на неблалоприятную пого-
ду, многие авиаторы показали хорошие
технические резуаьтаты.

День отльгха в авиатарнизоне прошел ин-
тереено и ортанизованно. Номимо соревно-
ваний в подразделениях состоялиеь заня-
ms сектий тяжелой атлетики, пимнастиюи,

га.
			ДЛЯ БЕСЕД
С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
		Гегемоном оеволюцщии в России высту-
пил самый революционный в мире русский
рабочий класс. имевттий в качестве свое-
	‘го соознака многомиллионное крестьяне т-
	во. Во главе рабочего клаюса ветала самая
революциснная, самая передовая : партия,
партия нового тина, партия Ленина —
Сталина.

Создание большевистской партии яви-
лось событием всемирно-исторического зна-
чения. Ядро партии, глубоко интернацио-
нальной по своему характеру, составили
передовые русские рабочие, вставшие под
непобедимое знамя ленинизма. Под руко-
водством партии Ленина — Сталина poc-
сийский пролетариат  закалилея в огне
классовой борьбы с буржуазией и помещи-
ками и в октябре 1917 года совервтил
победоносную социзлистическую  револю-
LHD.

С первых же дней Октябрьской револю-
ции большевистекая партия, осуществяяя
ленинско-сталинскую национальную поли-
тику, сплотила вокруг великого русского
народа все ранее. угнетавшиеся царизмом
национальности России. Русский народ по-
мог трудящимся этих национальностей в
борьбе с буржуазными националистами,
белогвардейцами и интервентами, пытав-
шимися превратить окраины нашей стра-
ны в колонии империализма.
	В обстановке разгоравшейся смертельной
борьбы между Советской Россией и импе-
ризлистической Антантой у трудящихся
национальных окраин было лишь два вы-
хода, на которые указывал товарищ
Сталин в октябре 1920 года:

«ЛИбо вместе с Россией, и тогда — 0с-
вобождение трудовых масс окраин от им-
периалистического гнета; :

либо вместе е Антантой, и тогяй — не-
минуемое империалистичеекое ярмо.

Третьего выхода нет». : :

Народы нашей страны пошли ео своим
етаршим братом —= руеским народом. В
огне гражданской войны сложился и
окреп военно-политический союз’ русского
народа со всеми национальностями России.
Русский народ, народ-освободятель, про-
тянул руку братекой, бескорыстной помо-
щи трудящимся Украины, Белоруссии, За-
кавказья, Средней Азии, помог им изба-
виться от иностранных интервентов, ост
	CTD) глубокю идеины, самостоятельны и
самобытны,

Тосподствующие классы царской Рос-
сии, раболепетвуя перед иностраащиной,
тлумились над русской культурой и ее ве-
ликими творцами. Они жестоко угнетали
	H эксплуатировали трудящихся, давили
все. что было передового и прогрессивного
	помещиков и капиталистов и установить } динению всех советских республик в еди-   Marit вклад в дело победы над врагом. 00
	советекую гласть. В этой борьбе окладыва-
лись и крепли отношения нерупгимой
дружбы и взаимопомощи народов СССР.
Хатактеризуя в декабре 1917 года отно-
шения межлу русскими и украинцами,
И. В. Сталин писал: «Между украинским
и русским народами нет и не может быть
конфликта. Украинский и русский народы,
как и остальные народы России, состоят
из рабочих и крестьян, из солдат и мат-
роеов. Вее они вместе боролись против па-
ризма и кеоеншины, против поментиков и
	капиталистов, против войны и империа-.
	лизма. ВБее они вместе ‹ проливали кровь
за землю и мир, за свободу и социализм.
В борьбе с помешиками и капиталистами
все они — братья и товарищи. В борьбе
за свои кровные интересы у них нет и не
может быть конфликта».

Рузский народ сыграл решающую роль
	  в разгроме белогвардейцев и иностранных
	интервентов. «...Мы одержали гигантскую
победу, — говорил В. И. Ленин, — благо-
даря  самоотверженности и энтузиазму
русских рабочих и крестьян, нам удалось
показать, что Россия способна давать не
только одиночек-героев.. Her, мы были
правы, когда говюрили, что Росеия даст
таких геросв из массы, что Россия сможет
выдвинуть этих героев сотнями, тысяча-
ми»,

Наряду с военно-политической помощью,
Российская Федерация с первых дней сво-
его существования оказывала огромную
экономическую и культурную о помощь
национальным республикам. Так, напри-
мер, по. решению правительства РСФСР
для быстрейшего восстановления Донбасса
в 1920 толу туда были направлены рус-
ские специалисты. посылалось продоволь-
ствие для донецких рабочих. Совет Труда
и Обороны уделял большое внимание вос-
становлению транспорта и промышленно-
сти Украины. В декабре 1921 года прави-
тельство РОФСР выделило Белоруссии в
порядке помощи 20 миллиардов рублей.
После изгнания буржуазных  национали-
стов из Закавказья Ленин и Сталин лич-
но занималиеь вопросами снабжения 3a-
кавказья хлебом и промышленными това-
рами,

Бескорыетная политическая, экономиче-
ская и военная помошь великого русского
народа в годы гражданской войны и вос-
становительного периода навсегда запечат-
лелась в благодарной памяти народов
	этом свидетельствует тот фак что орж-

нами и медалями Советского Союза на-

граждено 2.373.068 русских воинов.
Перел лицом тяжелых испытаний Dye-
	ное многонапциональное государотво.

Ленин и Сталин провели огромную рабо-
ту по созданию напиональных республик,
& затем по объединению их в одно союз-
ное госудаветво. ядром которого явился
	САР. Она во многом способствовала 00ъ6-4 мер массового героизма. Он внес неоцени-
	  ве. государство, ядром которого явился ский народ не впал в. уныние. Ин свято ве-
‘русский народ. 30 декабря 1922 года на! рил в правильность политики  пзляи и
	Советекого правительства, в гений 0806г
вождя и учителя товарища Сталина. «И
это доверие русского народа - Советекому
правительству оказалоеь той решающей ca
лой, которая обевпечила историческую
победу над врагом человечества — над 63-
ниизмом» (И. Сталин).

Из суровых испытаний войны Poceni-
ская Фелератия, как и весь Советевий (=
юз. выпила еше более окретиией и закален-
ной. Вместе со ввееми народами нашей
страны руеский народ решает ныве граа-
хиозные задачи коммуниетического 210
тельства.

С каждым днем раетет и развивается,
наливается новыми  могучими силами
Российская Советокая Федеративная (4
циалистическая Республика. Растут и раз-
виваютея все республики многонациональ-
ного Советского Союза. С каждым дне
крепнет нерушимая дружба народов ССР
— одна из могучих движущих сил 6086
ского общества. «...Дружба между варода-
ми СССР, — указывал в 1935 ny
товариш Сталин, — большое и серьезе
завоевание. Ибо пока эта дружба существу-
ет, народы нашей страны будут свобояны
и непобедимы».

Все прогрессивное человечество видят 8
Советском Союзе могучий оплот MEDS
демократии я социализма. Советские люда
не хотят войны, но они всегда на-чев,
всепла готовы дать решительный отпор и\-
периалистическим агрессорам, Опыт ит
рии неопровержимою свидетельствует, TT
советский народ способен постоять за себя,
за интересы евоей великой социалиетиче-
ской Родины.

Русский народ, ках. и все другие изроты
Советского Союза, тесно сплочен вокри
большевистской партии, вокруг вождя ®
учителя товарища Сталина. Выбирая 1
путатов в Верховные Советы союзных =
автономных республик, советские люд
в едином патриотическом порыве бу
голосовать за родную большевистскую
партию, за великого Сталина, 38 светлое
и прекрасное коммунистическое 388708
нашей Родины.
	Ю. БОРИСОВ,
кандидат исторических наук
	а Всесоюзном съезде Советов по предло-о
‚ жению Ленина и Сталина был создан Союз

Советских Сониалиетических Республик.

Советский Союз возник Ha основе полного

‘равенства и братского сотрудничества на-

родов. Руковолащая и организующая роль
‘русского народа в Советском государстве

налила свое яркое выражение в Государет-

венном Гимне СССР:
	Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь.
	Осуществляя ленинско-сталиневую на-
циональную политику,  большевистекая
партия и Советское правительство доби-
лись огромного экономического и культур-
ного подъема ранее отсталых националь-
ных окраин. За короткий исторический
срок они превратились в передовые ин-
дустриально-колхозные социалистические
республики. Если в среднем по стране ва-
ловзя продукция крупной промышленности
с 1913 г. ш 1940 г. увеличилась в 10,9
раза, то за тот же период в Казахской
CCP она возросла в 22,2 раза, в Армян-
ской ССР — в 22,3 раза, в Грузинской
ССР — в 26,4 раза, в Киргизской — в
160 рзз, а в Таджикской — в 242 раза.
° Неузнаваемой стала деревня. Она  пре-
воатилась в социзлистическую, колхозную
деревню. На смену деревянной сохе и мо-
тыге пришли сотни тысяч тракторов,  ком-
байнов и других сельскохозяйственных ма-
шин.

За годы сталинских пятилеток в нащи-
ональных совелеких республиках, как и во
всей нашей стране, произошла подлинная
культурная революция. СССР стал страной
сплотиной грамотности. Ири советской вла-
сти была впервые создана письменность
для 40 национальностей России. Распвели
иекусство и литература социалистических
наций СССР. Была создана своя, подлин-
но народная интеллигенция. Во всем этом
еказалаеь огромная роль русского народа.

Выдающиеея качества русского народа,
его мужество и храбрость, его яеный ум,
стойкий характер 6 0с0бой силой прояви-
лись в годы Великой Отечественной  вой-
ны. Русский народ—народ-воин, народ-ге-
рой— показал невиданный в истории при-
	Народы Российской Федерации, как и
все трудящиеся многонационального С0-
ветекого Союза, переживают радостные,
волнующие дни. В городах и селах, на
фабриках и в колхозах идет активная под-
тотовка к выборам в Верховный Совет
	респуолики.
	РСФСР, раскинувшаяся на пространстве     BUG, EL Ubi ВОЕННОЕ BR АТ
Е 9 зело  тразлпотитту ORM TAMETNHHR, iB народе. Но силы народа непреоборимы.
	в 1: миллионов кКвалратных километров,
— первая среди равных братеких реепуб-
ARR нашей великой социалистической Po-
хины. Русекий народ — старший брат в
рружной семье советских народов.
	24 мая 1945 года. на приеме в Кремле
в честь командующих войсками Краеной
Армии, товарищ Сталин назвал русский
народ руководящей силой нашего государ-
ства, «наиболее вылающейся нацией из
всех наций. входящих в состав Советеком
		Вместе © другими нафодами нашей Родины
руеекие люди всегда мужественно боролись
против экомлуатеторюв и угпнетателей.

05 этом, в частности, яко евидетель-
ствуют крестьянские войны ХУН--ХУШ
веков под руководетвом Ивана Ролотнико-
ва, Степана Разина, Емельяна Нутачева, в.
которых рука об руку с русскими кресть-
янами выступали украинцы,  белорусвы,
татары, банкиры, чуваши, казахи, кир-
гизы. Эти крестьянские войны хотя конча-
лиеь поражениями, не они сыграли  боль-
шую прогрессивную и революционную роль.
в истории России, так как  подрывали и.
расшатывали устои царизма и вреноетни-
чества.

В Х века русский народ выдвинул из
своей срелы декабристов, ревохюционеров-
разночинцев ‘и, наконец, — поколение
бесстрашных пролетарских  революционе-
ров во главе с`Лениным и Сталиным,

Русский народ дал человечеству гени-
зльНого вождя и учителя трудящихся, с0з-
дателя большевистской партии и Советско-
го государства, величайшего корифея нзу-
ки Влалимира Ильнча Ленина. Ленинизм
— выспюе достижение русской и мировой
культуры. Поднятый товарищем Сталиным
на новую, высшую ступень, ленинизм яв-
ляется всепобежлающим идейным оружием
Bcex переловых людей мира в борьбе за
революционное переустройство общества,
за торжество коммунизма. `

В начале ХХ вок» Россия стала родиной
ленинизма, центром мирового революцион-
ного движения. В тот периот она была уз-
левым пучком всех противоречий  имие-
ризлизма, средоточием наиболее отрипа-
тельных его сторон. Интересы царизма и
залталного империализма тесно переплета-
лись межху собой. Поэтому русская револю-
ция должна была приобрести и  действи-
тельно приобуела с первых же своих дней
	международный харалутер, .
	реликая русская нация, давшая миру
Ленина и Плеханова, Белинского и Чер-
нышевского, Пушкина и Толстого, Глинку
и Чайковского. Горького и Чехова, Сече-
нова и Навлова, Репина и Сурикова, Су-
ворова и Кутузова, всем ходом своего исто-
рического развития была подготовлена К
положению руководящей силы Советского
Corsa. г

Заслуги русского народа перед историей
человечества неопенимы. Стойкая и му-
жественная борьба русских людей со степ-
ными кочевниками, и в особенности ¢ MOH-
голо-татарскими завоевателями, снаела на-
ролы Западной Европы от гибели.
	Великая освободительная миссия pyt-
ской нации ярко проявилась в ее самоот-
верженной борьбе е немеикими псами-ры-
царями; с польскими и шведскими интер-
вентами, в сокрушении армий Наполеона,
претендовавтего на мировое господство;

В. тяжелых условиях царизма, в
мрачную эпоху господства помещиков и
капиталистов. творческий гений русекого
народа соэдал свою великую нацио-
нальную культуру, прониклутую глубоким
уважением к другим народам и братеким
сочувствием ко всем утнетенным и экс-
пататируемым. Творческая мысль ученых
России во многих областях знания оставита
далеко позади передовых мыелителей За-
пада. Русские литература, музыка, исвус-