НОЯ: УЕ Г 9411 (1833).

СТАЛИНСКИЙ сокол
	ги и Дона еросят земли, на кантано-
вых почвах урожай будет составлять 200—
250 пудов, а на черноземных — 300 и бо-
лее пулов пшеницы е олного гектаоа. Но и
это не является при орошении пределом.
Почвы той части Ростовской области, вото-
рая Подлежит орошению, довольно богаты
запасами азота, фосфора, калия и других
питательных вепеств,  необхотимых ‘для
возделывания сельскохозяйственных куль-
тур. Но этим почвам нехватало воды. Нри-
дет вода — и резко увеличатея урожаи.
Это показали практика нашего социалисти-
ческого земледелия, опыт передовых совхо-
зови колхозов Дона.
	Начиная с 1947 гола, во всех районах,
подлежащих орошению, в течение ряда лет
производились специальные  гидрогеологи-

емля получит во
	па трассе стройки
	От Калача к Вюолте и от Волги к Кала-
чу идег встречное наступление армий
строителей. Они движутся по той самой
замле, где в голы Отечественной воЯяны
	шле великое сражение за честь и свободу
‘нашей Родины против гитлеровских орд.
	Теперь советские люди снабжены другим
оружием, но их трудовой подвиг служит то-
му же делу — прославяению своего Отече-
ства, его расцвету, усилению его мощи. И
на трассе родилось немало героев. Вот нз-
чальник  земснаряла,  демобилизованный
офицер тов. Михайлов. Это его коллектив
обязалея к 5 декабря 1951 года выпол-
нить объем земляных работ в 11 миллио-
нов кубических метров. Вот тракторист
Макрущенко, послуживигтий прообразом Ва-
силию Ажаеву для описания трудовых
подвигов пюфера Махова в романе «Далеко
от Москвы». Маврушенко — участник
многих крупных гидротехнических соору-
жений, у него большой опыт. Ежедневно
бывалый тракторист выполняет по две с
половиной нормы. На трассе всем известны
имена Скибского, Данилова,  Семченко,
Половцева — прославленных экокаватор-
щиков и бетонщиков.

Великая стройка Сталинской энохи —
Волго-Донской канал не только соединит
паять морей в единую водную систему и
откроет возможность по голубым малистра-
лям перевозить из Ростова донскую пие-
ницу, донецкий антрацит, комбайны Рост-
сельмана, машины  «Врасного Аксая»,
продукцию металлургических заводов Та-
ганрога и Красного Сулина. Воды Дона и
Волги оросят 750 тысяч тектаров и o6-
воднят 2 миллиона гектаров земель в Рос-
товской и Сталинградекой областях.

...Ни днем ни ночью не стихает грохот
на великой стройке среди донских и
сталингралеких степей. Срок уже сокра-
щен, но люди стремятся отвоевать У в06-
мени все новые дни, недели, месяцы. И
еще быстрее несутся ммнины и тягачи по
степным дорогам, еще глубже врезаются в
землю ковши мощных экскаваторов, на-
пряженнее гудят моторы травторов.

Все ближе и ближе сходятся встречные
отряды, пврокладывающие трассу главного
канала; растет плотина Цимлянского гид-
роузла. Могучая стройка Сталинской эпо-
хи приобретает все более ясные очертания.
	\ Я. БЛАГОВ.
Ростов — Калач.
	ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ место B

гигантской Волго-Дон-
ской стройке занимает гидро-
узел на Дону в районе станицы
Цимлянской. Это — огромное
сооружение. Водохранилище
будет иметь объем 12,6 мил-
лиарда кубометров. Бетонная
водосливная плотина вытянет-
ся на полкилометра, а земля-
	ная плотина — на 12,8 кило-
метра. Будет сооружена гидро-
электростанция мошностью в
	60 тысяч киловатт

Сейчас ни днем, ни ночью не
прекращается работа на строй-
ке гидроузла. Рядом соору-
жается водосливная бетонная

гытогина.
На снимке: мошные землесо-
	сы за работой.
Фото А. СОКОЛЕНКО..
	Дон. Врутые, поросшие чебрецом берега,
песчаные отмели, вдающиеся далеко в реку,
и вряжистые рвы у самой кромки воды.
Ha взгорье — старая казачья станица
Цимлянская, а за ней——пустынные степи,
пески, одинокие курганы и парящие степ-
ные орлы. ;

Так выглядели эти места совсем недав-
но. Сейчае вов изменилось. Слыпгится тро-
хот экскаваторов, екреперов, рокот. мото-
рев мощных тракторов, гудкм паровозов;
по дорогам снуют машины. тягачи. Здесь
строят одлю из главных сооружений Вол-
г9-Донского судоходного канала — Цим-
лянекий гихроузел.

Не узнать здешних мест, изменилея их
пейзаж! Теперь в нем чувствуются иной
мотив, иные краеки. Великая стройка ком-
ууниема все преобразила. Раньше на во-
ох от Цимлянекой простиралаеь равни-
на, и, когда наступали сумерки, ee не-
обозримый простор освещали липль яркие
южные звезды. Теперь за станицей видно
заре электрических огней. Это новый,
0068м еще юный город, который жители
окрестных казачьих станиц назвали Пя-
тимороком потому, что отеюда можно будет
уже в 1952 году попасть в любое из пяти
норей европейской части СОСР — Черное,
Азовокое, Балтийское, Белое и Каспий-
ское.

Вог оно, подлинное величие преобразу-
ющей силы гениального сталинекого пла-
на! Ни одна в мире страна не знала и не
может знать такою размаха, нигде и ни-
ROTTS не переделывалаеь так природа, каж
в стране великих строек коммунизма. Эти
стройки приносят людям ечаетье, радость
соидательного труда, показывают неисея-
каемую силу советского народа, его дерзно-
венное творчество, могучую энелгию.
	По берегам Дона, Je самото repora Ra-
лача, веюду видны новые поселки, вырос-
пие здесь совсем недавно. В них живут
люди, строяптие великий водный путь. Но
севернее Калача, там, где Дон ближе под-
холит к своей старшей сестре Велте, этих
поселков становитея больше. Они тянутся
втоль низменности, по которой пролегает
cau канал длиной в 101 километр. И на
эти сто одич километр растянулась дейет-
вуюшзя колонна самых разнообразных
машин: краны, грейдеры, бульдозеры, ca-
моходные экскаваторы вышиной в трех-
этажный дом и вынимающие за один раз
по 16 кубометров земли.

Там, где будет Цимлянский гидроузел
	Беликие сталинские стройки
		СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЛГ О-ДОНСКОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА. На
снимке: на арматурном дворе одного из строительных районов. Погрузка арматур-
ных ферм на автомашину для отправки На сооружение шлюза канала.
	Фото А МАКЛЕПОВА.
	‚Вюлто-Донекой судоходный канал будет
играть огромную роль в лальнейшем pas-
	витии сольекого хозяйютва Ростовокой и
	Сталингралекой областей. Образуемое  ru-
гантекое Цимлянское водохранилище даст.
возможность орать сотни тыеяч гекта-
ров земель. нуждающихея в воде. Цим-
лянекое водохранилише будет  способетва-
вать ‘улучшению климат» окружающих
районов. Сооружение Манычекого. водного
пути, например, уже блатотворно сказалось.
ка увлажнении климата ранее засушливых
	‘приманычеких земель. На юго-востоке Ру-
	CTORCKOH области колхозы стали снимать
	по сто и более пулов озимой певицы. Те-.
	незь представляется возможность орошать
водами из Пимлянекого хранилища. боль-
шую территорию местных почв, располо-
женных втати от Дона. Это также онази-
	и OOOO eee EO тен

+ КИ -
тельно повысит плодородие почв, в несколь- Ч6СКИ@ и почвенные обследования, в ре

а Е р З.п
	KO раз увеличит chop урожая на них.
	Известно; что основой агротехники в 38-
сушливых районах является борьба 3a
влагу, ва структуру почвы. Искусственное
орошение земли являетея одним из важней-
птих спелетв борьбы е засхухой.
	Орошение почв, осуществляемое в ROMTI-
лексе в другими атротехническими  меро-
приятиями, научно обоснованными видней-
шими русекими учеными Докучаевым, Ко-
стычевым, Вильямеом, не только значи-
тельно повысит урожайность, но и обуело-
вит широкую возможность  возлелывания
пшеницы, хлопчатника, риса и многих дру-
гих сельскохозяйетвенных культур.
	Строительство Волго-Донекого  судоход-
ного канала, оропение и обводнение зе-
мель значительно изменят приролу воеточ-
ных засушливых районов Ростовской обла-
сти. Изменятея климат, почвы, фаетитель-
ность. Изменитея экономика области. [re
	ныне растут ковыль, кузай. полынь. в ©5о-.
	ром времени будут  собуратьея  ;фильные
урожаи озимой пшеницы, хлопчатника, 3а-
цветут фруктовые сады и виноградники.
Мощные полезащитные лесные полоеы пре-
градят путь уховеям. Таким образом, вос-
точные засушливые районы Ростовской об-
ласти превратятся в цветущий, высоко-
плодородный край.
	Но официальным данным, в дореволюни-
онное время на почвах этих засушли-
вых районов крестьяне собирали не более
25 пулов пшеницы ¢ десятины. Эти урожаи
	Obi неустойчивыми и значительно мень-
шими в засуиливые голы. Вогла волы Вол-
	=  Tam, THe OyaeT ue
		°_ _ фроузла широко NpHMt-
няется новая техника. С высо-
KOTO взгорья взору открывается
необозримая ‘строительная па-
норама. И всюду видны меха-
низмы.

В минувшем году строителя-
ми гидроузла выполнено 17
миллионов кубометров земля-
ных работ.

Но самая болыпая часть де-
ла еще впереди. Строителям
гидроузла предстоит. выполнить
80 миллионов кубометров зем-
ляных работ. В различные со-
оружения будет вложено около
	двух миллионов — кубометров
бетона.

На снимке: экскаватор выни-
мает гоунт.
	Фото А СОКОЛЕНКО.
	кромкой. Дальше ничего не было видно,
как булто в том месте обрывалась земля.
Только небо, расцвеченное яркими краска-
ми заката, походило в эту минуту на при-
чудливую стену, поднявшуюся над равни-
ной.

— Ключевой участок, — протянув. ру-
KY к насыпи, сказал геолог Григо-
рий Андреевич Дегтярев. — Влюч к Дону,
к Черному морю... Самый трудный участок
Ha траебе.

Горизонт Дона на 35 метров выше уров-
ня Балтийского моря; горизонт Волги на
13,5 метра ниже. Нреодоление хребта во-
дхораздела. а точнее разности уровней рек,
	—— Поистине гигантская, трудная задача,
вставшая перед строителями.

По каскаду — 13 шлюзов, через три
плотины с помощью мощных насосных
станций и энергетических сооружений во-
да из Волги будет поднята до уровня До-
на, как бы переброшена через высокий
земляной барьер водораздела.

Крановщица Галина Тихонова, только
что сменивикись, вместо того, чтобы бе-
жать в машине, уходящей в поселок, стро-
ителей, разговорилась с нами о Москве, о
высотных московоких домах... —

— Никогда я там не была, в Москве, —
сокрушенно говорит Галина, — все в
Астрахани, потом в Камышине на фабрике
работала контролером... Вот сделаем канал,
и Москву посмотрю, а потом обязательно
на другой работать поеду, — твердо за-
ключила Галина, а слово «сделаем» было
произнесено девушкой с каким-то особен-
ным ударением, гордо и твердо.

«Сделаем! Сталин сказал, партия сказз-
ла, Родина повелела —— будет сделано!».

Так говорят здесь все, полные энергии,
умелые, влохновленные гранлиозным coopy-
жением строители замечательного канала.

Молодежные экипажи  землесосных ена-
рядов-——этих нловучих силовых гигантов,
отсасывающих и отволящих на несколько
километров десятки тысяч кубометров тя-
желого грунта в сутки, — соревнуются ©
трактористами  скренперов, с. экскаватор-
щиками. идущими следом. На всех учает-
ках трасеы, на заводах, на железнодорож-
ной магистрали идет самоотверженное сра-
жение за время, за скорости, за высокое.
качество работ.

..Давно погасли последние лучи солнца.
В небе мерцали чистые звезды. Вее вокруг

зультате которых были` выработаны наи-
более рациональные способы орошения. Ha
опытных оросительных участках были оп:
 ределены нормы, способы и ероки полива,
  а также выяснены те физико-химические и
биологические изменения, которые проис-
  холят в почвах при орошении.

Для рациональной эксплуатации мелио-
ративных систем, сооружаемых в связи со
строительством Волго-Донского канала, тре-
буется энать и учитывать те почвенно-хи-
намичеекие процессы, которые протекают в.
орошаемых почвах. Над выяснением струк
туры почв. их физико-химических свойств
теперь в Ростовской области работают на-
учные сотрудники и стуленты Ростовекого
росудалетвенного университета — имени
В. М. Молотова. а также научно-иселедова-
тельских учреждений.

Волго-Донской судоходный ‘канал, opo-
шение и обводнение земель в Ростовской и
Сталинградской областях превратят полу-
пустынные и засушливые районы в цве-
TVIIHH край.
	Мы, советские люди, с честью решим
эти задачи, потому что от победы к победе
нас велут партия большевиков, мудрый и
‘великий Сталин. Имя Сталина вдохновляет
нае на творческий, созилательный труд во.
имя нашей Родины, во имя торжества
коммунизма.

ФФ. ГАВРИЛЮК.
	кандидат геологоминералогических
наук, лоцент Ростовского
	государственного университета
имени В. М Молотова.
	в ПРИМАНЫЧСКИХ СТЕПЯХ о
	зители приманычеких степей издавна
мечтали о пресной воде, о покорении гу-
бительных суховеев. Теперь эта’ мечта
сбывается. В конце минувшего года завер-
шены основные работы по строительетву
Веселовского водохранилища — построена
семикилометровая плотина.
	Так в степи в нослевоенное время соз-
далось своеобразное море с запасом более
полутора миллиардов кубометров воды.
	В 1950 году было завершено и строи-
тельство шлюза, что позволило Маныч сде-
лать судоходным. Теперь уже открыто
пассажирское движение по Манычу Ha
140 километров. Пароходы и катеры идут
из Ростова ло станины Буленновской.
	В декабре закончено строительство боль-
шого железобетонного донного  водоспуска.
Его назначение — до весны этого года
обменить горько-соленые воды Маныча на
пресные и направить их на поля колхозов
района. В дальнейшем  водоспуек будет
служить для сброса излишних вод из воло-
хранилища во время весенних паводков.

Уже в минувшем году отдельные колхо-
зы и совхозы нашего района воспольвова-
лись благами нового водохранилища. До-
статочно сказать, что конзавод, создавший
поливное хозяйство на берегу Маныча, с
40 гектаров  оторода получил” Gomes 500
тысяч рублей дохода.

По сталинскому плану meoSpasopatna
природы в районе будут орошаться более
40 тысяч гектафов земли. 9т0 — посевы
хлопчатника, риса, пшеницы. Поеев толь-
ко одного поливного хлопчатника составит
10 тыеяч гектаров. В прошлом голу были
	носеяны первые 900 гектаров элой новой.
	для наших мест технической КУЛЬТУРЫ.
	Весной этого года в колхозах «Искра»,
«Заветы Ильича» будет орошаться 2.800
гектаров, в том числе посевы пшеницы,
риса, хлопчатника, овощей, картофеля.
Колхозники подсчитали, что при орошении
денежный доход колхоза «Искра» от поле-
водства составит июсть миллионов рублей.
Теперь же доход от полеволства не mpe-
вышает 350 тыс. рублей. Сравнивая эти
две цифры, наглядно видно. что принееет
осуществление сталинского плана преоб-
разования природы только одному колхозу.
	машины надписи на дорожных столбах.
«На трассу»— звучат, как пароль, голоса
трактористов, экскавзторщиков.

Мы обгоняли вереницы пятитонных са-
мосвалов, грузовиков © огромными бадья-
ми, задерживаясь на перекрестках, чтобы
пропустить колонну автоцистерн или тя-
тачи с прицепами,  доотказа заполненны-
ми арматурой, тавровыми балками, лесом.
Вее это двигалось, грохотало,  растекаясь
по разным направлениям необозримого го-
ризонта, над которым уже отчетливо были
видны кромки гигачлеких насыпей, зар-
девпиеся в лучах зажатного солнца.

Последние указатели «На трассу», по-
следние километры перед каналом, мину-
ты, секунды. Вот и он, поднявшийся над
землей стрелами кранов и экскаваторов,
одухотворенный трудом советского челове-
ка.
	эаветный путь Волги к Дону — веко-
вая мечта русского человека. Еще во вре-
wena Петра [ зародилась крылатая мысль
о сближении Черного моря с Каспием. Ка-
залось, до Дона рукой подать! Сколько раз
прикасалась к этой земле рука человека.
До наших дней неподалеку от Сарепты со-
хранились поросшие дикими травами на-
сыпи и рвы — следы дерзкой, но бесплод-
ной работы человека.

Шли годы, века. Сколько волжекой воды
умчалось в неутолимый Васпий! Сколько
умных и смелых проектов русских ученых
погибло в дебрях пареких канцелярий!

. Только при советской власти, волей и
мудростью партии Ленина-—Сталина свер-
шается заветная мечта народная, поды-
мается Волга к Лону. И уже близок ието-
рический час ‚соединения рек на веки-
вечные голубой’ легендарной трассой на-
шего времени. Это будет путь к пяти мо-
рям: Черному, Азовекому, Белому. Балтий-
скому, Каспийскому.

ее + 1
	После сарпинских запыленных степей,
после долгой дороги по землям, иссушен-
ным суховеями, глазам открылея мир, в ко-
тором сосредоточено, казалось, вее, что со-
злала мыель человека для  легчения
	Наетупила зима. Но строительный сезон
в полном разгаре. Коллектив «Ростовлон-
водстроя» торопитея елать в эксплуататщию
первую очередь оросительной . системы,
чтобы весной дать воду колхозам «Искра»
и «Заветы Ильича». Он уже закончил
строительство магистрального канала от
Веселовского водохранилища. `Завершено
строительство распределительного канала,
одиннадцати межхозяйственных каналов,
57 километров временной оросительной се-
ти, сданы в экенлуатацию сбросы воды на
балках Столовая. Лафъя и Смелая.
	Родина оснаетила нашу етройку новей-
шей техникой. Достаточно сказать, что на
трассе строительства Азовского канала и
других распределительных каналов у нас
работает более 400 новых механизмов. По-
давляющее болынинество строителей пере-
выполняют нормы. Бульлозериет тов. Па-
лухин, к примеру, нормы выполняет на
400 проц. В ответ на постановление Со-
ветекого правительства 0 строительстве
Волго-Донского канала он обязался давать
по пять норм в смену.
	На строительстве водохранилища COBH
атитколлектив. Ежелневно с рабочими mpo-
волятея  беселы о сталинских стройках
коммунизма. об избирательной енелеме. На.
строительных участках агитаторы также
рассказывают о грандиозных” работах на
Волго-Донекой стройке, призывают етрои-
телей ежедневно повышать производитель-
ность труда, встретить день выборов в
Верховный Совет РСФСР новыми трудовы-
ми победами. На строительстве прокю
развернулось социалистическое. соревнова-
ние за лосрочное завершение планов. .
	Боллектив «Ростовдонволетроя» обязал-
ся к 20 апреля сдать первую очередь оро-
сительной сети в эксплуатацию, а весь
объем работ 1951 года заверить до 7 но-
ября.

Трулящиеся района активно участвуют
в этой великой стройке коммунизма. Они
сердечно благодарят великого Сталина за
новую заботу о повышении благосостояния
налода. © лальнейшем расцвете нашей
	Родины.
В. РОЛИОНОВ.
	секретарь Веселовского РК ВКИ(6)
	минских грузовиков ло сложнейших меха-
Низмов землесосных снарядов — волнова-
10, радовало, наполняя сердце гордым чув-

ством величия нашей Родины.
Множество машин, больших и малых,

вереницы автосамосвалов, могучие сталин-
градекие дизельные тягачи, скреперы,
экскаваторы—вся эта механическая арма-
да заполняла пространство непередаваемы-
ми звуками наступления.
	Экскаваторы всюду. Олнокубовые, верт-
кие. Kak юла и  степенные, многоков-
	шовые. Они на дне. котлованов, на верши-
нах насыпей, у края строящетося железню-
	допокнотго полотна. Гысячи гигантских ме-
	ханизмов пришли на помощь чело-
веку. сотни подъемных кранов, скреперов,
	  землесосных снарядов. выбрасывающих дд.
	500 кубометров грунта в чае, бульдозеры
новейтей конетрукции. грейдеры...
	Так вот она — заветная дорога, крыла-
тая мечта народа, ветавшая явью над
приволжекими и придонскими землями в
труде советского человека.

Анатолий Алмазов, Ровенюк, Григорий
Буланов, братья Алекхандр и Григорий
Шаповалы — молодые, пытливые люди.
На трассе они прошли короткую, но заме-
чательную школу. Это выдающиеся эк-
скаваторщики трассы. Неподалеку, На
белом щите, красноречивые показатели:
Анатолий Алмазов — 165 процентов вы-
полнения. Григорий Шаповал — 173 про-
цента, Григорий Буланов — 170 процен-
TOB.

— Только первый месяц на машине ра-
ботзю, — удивил нас Григорий Шалювал,
— привыкать начинаю. Вот брат мой —
другое дело. Около года работает, на 250
процентов вытягивает.

Здесь люди работают так, что трудно
угадать — месяцами или годами  изме-
ряется их опыт. Хуже соседа работать
нельзя. Это тверлый закон строителей ка-
нала. Лучше — сколько угодно! Это тоже
закон. И люди соревнуютея: Участок с
участком, бригада с бритадой, экипаж ¢
экипажем, машиниет с малтиниетом.

Так работают на экскаваторах, так ра-
ботлют экипажи землесосных снарядов, бе-
тонщики, арматурщики, строители зданий,
железнодорожники...

С высокой насыпи виднелась ровная
пилота темной тпяты. отчетливо обозна-
	МЛЯНений ГИППОУЗеЛ ———

на эемле светилось элеклрическими огня-
ми. То группами, то разбегаясь в стороны
алмазными цепочками, они сияли в ночи,
подчеркивая направление траесы.

Снова ‘мчалась машина, обгоняя само-
свалы, тягачи, но не было конца-краю ог-
ням, экскаваторам. А впереди, прямо перед
нами, уже отчетливо виднелось большое
светлое зарево. Оно точно плыло нал зем-
лей, причудливо  сверкая множеством
отней. Издали они казались беспорядоч-
ным скопищем фонарей, з через два-три
километра уже иная картина рисовалась в
синеве ночи — большой волжекий тепло-
ход, подходящий к пристани, е освещенны-
ми палубами, с огнями на мачтах, на 60-
тах...

Мы приблизились к чудесному творе-
нию советской техники — шагающему эк-
скаватору. Сказать. что эта машина вели-
ха, — мало. Нужны иные определения,
иные слова. Да и машина ли это? Скорее,
перед нами был огромный и очень слож-
ный агрегат, залитый светом. оснашен-
ный подъемниками, моторами, спиральными
и прямыми стальными лестницами. На вер-
шине длиннейшей стрелы сверкали яркие
прожекторы, поблескивали тросы, идущие
к ковшу с многометровым захватом.
° Центральная кабина, или, вернее. ма-
шинный зал экскаватора, заполненный мо-
торами, пультами, очень напоминал собой
небольшой заводской цех — чистый. свет-
лый, оснаменный, Здесь все машины, мо-
торы, движения подъемных и напоавляю-
щих тяг были подчинены воле одного че-
ловека. И эта воля передавалась стреле.
	движениям ковша, скоростям моторов, сиг.
налам..
	луизнь кипит, бурная и властная, над
заветной дорогой от Волги. к Дону. Настя-
нет день. и волжекая вода подыметея к До-
ну,  сверититея. долгожданное; великое.
Чистые воды могучих русеких рек устре-
мятея по магистральным и самотечным
каналам к землям сатпинским, ногайским,
цимлянским. Вернутся ‘птицы к полным
чашам Сарпы: Барманцака, Пагана, Hypa,
Пибора — озер, через которые пройдут
животворные самотечные артерии, пойдет
в избытке вола донская: волжекая. и будет
ее столько, сколько примет земля, сколько
закажет советекяй человек.
	Вал. МЕДВЕДЕВ.
Красноармейск — Варваровка.
	ПУТЬ К ПЯТИ МОРЯМ
	степная г веку лля большой и удобной жизни. Цо
	Просторная, гладко укатачная
	дорога уходила вправо от Волги, раетворя-   ногайеким и сарпинским землям пройдут
	Ясь в нескончаемом облаке подевеченной
солнцем пыли. Нестерпимый зной, щедро
разбавленный терпким запахом ‘полыни,
струился над серыми поникшими травами.

До самых Черных земель дорога шла’ по
открытой, раскаленной степи. Задыхался
мотор, казалось, еще немного, и он смолк-
нет, захлебнувшись последним глотком пы-
ли. Ла и людей донимала жара, хотелось
как можно скорее прикоснуться к холодной
чистой воле.
	Вода! Кого здесь не волнует эта пробле-
из. А вель совсем рядом, 33 Ногайской
стенью, такой могучий, неиссякаемый ис-
точник влаги — Волга, «прихватившая»
Ha своем длинном пути несколько тысяч
больших и малых рек. Широкая, MHO-
водная, мчит она свои воды в бездон-
ную чату Каспия, бросив на произвюл су-
ховеев и черных бурь плодородные земли—
сарпинские, ногайские...

Когда-то, в незапамятные времена, Cap-
пинская лошина была руслом Волги. Ушла
в сторону река, пересохла земля, пропали
луга. Оеталась цель опустошенных зноем
озер, Одни из них едва заполнены мутной,
зеленоватой водой, другие — просто вИа-
Хины, поросшие низкими, припорошенными
пылью жесткими травами. Итицы летят
прочь от этих мебт, на отмелях шуршат
высокие тростники, ла кое-где на лиманах
зеленеют истосковавшиеся по вле не
большие островки лугов.

В годы предвоенных сталинских пяти-
лоток здесь были созданы широкие плоти”
ны, водоемы, заложены сады, у степи oT-
воевырались площади под бахчи, огороды,
возникали новые села, на орошаемых Ma-
шинами пастбищах паслись колхозные ста-
да. Фашистекие захватчики, временно ок
БУпировавшие край, разрушили, выжтли
дотла села. взорвали плотины, уничтожили
насосные станции. вырубили молодые са-
ды.
Снова над сарпинскими и ногайскими
землями подымаются побеги лесозащитных
полос, Будут сады, будут дубравы! Будет
теперь и вола! Волжекая, донская — В из-
бытке, столько. сколько понадобится чело-
	магистральные и самотечные Баналы, за-
журчит чистая вода, зашумят травы, пти-
цы вернутся к озерам, до краев нанолнен-
ным долгожданной водой...

Мы ехали мамо палаток геологов, баз
изыскательских экспедиций, на каждом
шагу ветречались признаки генерального
наступления на засуху, —вое равно, были
ли это девушки © нивелирами, бурильщи-
ки, просто машины, груженные трубами,
шестами, палатками, или в небе кружил
самолет с опознавательным номером отряда
аэрофотосъемки. Во всем этом, в боль-
шом и малом, ощущались живое, волнующее
дыхание великого сталинского плана пре-
образования природы, труд многотысячной
армии советских людей — вдохновенный,
гордый, всенобеждающий. А дальше, в си-
зой дымке предвечерних сумерок, отерыва-
лось неоглядное море пшеницы, позолочен-
ной горячим солнцем. Много пришлось по-
трудиться колхозникам Приозерного, чтобы
вырастить на такой земле такую пшеницу.

Но посмотрим в будущее...

Здесь будут произраетать хлопчатник,
гречиха, mpoco; земля оплодотворитея
волго-донской водой.

Волго-донская вода!

Возьмите карту, взгляните на Дон
и на Волгу, на огромное простран-
ство водораздела, высоким барьером встав-
шего между реками, и тогда понятнее бу-
дет волнение путников, впервые прибли-
жающихся’ к трассе одной из величайших
строек Сталинской эпохи, строек, OTEDEI-
вающих голубую дорогу к Дону, к пяти
морям, в желанное, чудесное завтра.

Векоре перед нами открылась  магист-
раль. Широкая, вполне благоустроенная,
обозначенная указателями направлений и
расстояний, шумная, озвученная гулом мо-
торов, лязгом гуеениц тягачей всех напгих
марок. сигналами машин.

Репомнилиеь фронтовые дороги летнего
наступления 1944 года — эти стреми-
тельные, бурные потоки машин, орудий:
танков с наскоро выведенным словом Ha
бортах: «На запад!».
	«На  трзесу»х — указывают  водитечю   труда.
	тель Человека для облегчения   полоска темной гряды, отчетливо обозна-
Здесь BCO —— OT замечательных  ченная на горизонте золотистой солнечной